изучение семей и семейных отношений

Методы изучения семьи и опыта семейного воспитания

Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения,

самыми главными мастерами, формирующими разум, мысли малышей являются мать и отец.

Методы изучения семьи и опыта семейного воспитания — это способы (инструменты, которые помогают собрать, проанализировать обобщить данные о семье, семейном воспитании, специфике, взаимосвязях, закономерностях воспитания в семье.

Для изучения семьи и семейного воспитания необходимо, прежде всего, иметь план изучения опыта семейного воспитания. Приведем один из наиболее типичных вариантов такого плана, который предлагается большинством ученых-педагогов.

Примерный план изучения опыта семейного воспитания:

1. Важнейшие сведения о «семье:

— состав семьи;

— образование родителей и других членов семьи;

— профессии родителей и членов семьи;

— увлечение (хобби) родителей.

II. Семейная атмосфера, особенности взаимоотношений в семье:

-тон обращения (доброжелательный, дружелюбный, недоброжелательный, недружелюбный);

-характер отношений (изменчивый, противоречивый);

-позиция каждого члена семьи (независимость, подчиненность приспособленность).

III. Цель и задачи семейного воспитания детей.

IV. Приоритеты семьи в воспитании детей:

— здоровье, здоровый образ жизни;

— раннее образование детей;

— развитие нравственных качеств;

— развитие умственных способностей.

V. Особенности семейного воспитания:

— степень участия родителей и всех членов семьи в воспитании детей;

-степень воспитательных усилий (согласованность, несогласованность, непоследовательность, наличие или отсутствие конфликтов по поводу воспитания; член семьи, который выполняет постоянную воспитательную функцию);

— отсутствие целенаправленного семейного воспитания.

VI. Организация совместных форм деятельности в семье:

— вовлечение детей в общие семейные дела;

— разобщенность родителей и детей в семейных делах;

— отстранение детей от семейных дел;

— дифференциация обязанностей взрослых при организации различных форм деятельности в семье.

VII. Отношение семьи к учебному заведению (дошкольному учреждению, школе, гимназии, лицею и др.):

— степень сотрудничества (высшая, средняя, низкая);

— все воспитательные функции перекладывают на учебное заведение.

VIII.Уровень педагогической культуры родителей:

— наличие определенных психолого-педагогических знаний, практических умений родителей;

— ограниченность в психолого-педагогических знаниях;

— негативное отношение к приобретению психолого-педагогических знаний.

Обратимся к важнейшим методам изучения семьи и семейного воспитания.

Наблюдение — метод, который заключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения наблюдаемых с целью выявления его смысла, мотивов, содержания.

В процессе наблюдения:

2) составляется план;

3) идет фиксация данных;

4) следует обработка зафиксированных данных;

5) делаются соответствующие выводы.

Единицей регистрации в наблюдении может быть тот или иной поступок, акт поведения. Например, эмоциональная реакция детей и родителей; речевое обращение братьев (сестер) к братьям (сестрам); речевое обращение сыновей (дочерей) к матери (отцу, другим членам семьи). На основании зарегистрированных данных производится количественный учет данного явления, затем ему дается соответствующая оценка. В процессе получения и трактовки информации, которая приобретена при наблюдении,необходимо соблюдать ряд требований:

1. Фиксировать поступки и поведение детей и родителей продолжительное время, во многих ролях и ситуациях.

2. Сравнивать случаи совпадения показаний нескольких наблюдателей.

3. Оценивать поступки и поведение детей и родителей объективно, не поддаваясь субъективным влияниям (симпатии к одним детям и родителям, антипатии — к другим).

4. Помнить, что при наблюдении доступны только внешние факты, которые имеют речевые и двигательные проявления. Это означает, что наблюдать можно то, что и как говорит ребенок, каким образом он реагирует на слова отца, матери, других членов семьи, какие действия при этом предпринимает.

Результаты, полученные в процессе наблюдения, представляют собой только эмпирические факты. Поэтому установление каких-либо закономерностей возможно лишь при весьма тщательном анализе полученных фактов. Следует непременно дополнять другими методами изучения семьи и опыта семейного воспитания (анкетирование, беседа, интервьюирование, опрос, эксперимент и др.).

Метод анкетирования (фр. enqimte — список вопросов) — письменный опрос, предполагающий получение ответов респондентов для установления некоторых массовых фактов.

Виды проведения анкетирования:

1) контактное (когда исследователь проводит анкетирование непосредственно сам);

2) заочное (когда анкета с инструкциями рассылается респондентам).

1) открытая (когда на вопросы отвечает сам испытуемый);

2) закрытая (когда к вопросам даются варианты ответов);

3) смешанная (предлагаются возможные ответы на вопросы, но предоставляется возможность некоторые ответы сформулировать по-своему).

Беседа — метод получения информации на основе словесной коммуникации при сотрудничестве его участников.

Обычно этот метод применяется для подтверждения, конкретизации или опровержения каких-то гипотетических выводов, сделанных на основе предварительного изучения опыта семейного воспитания с помощью других методов.

Особенности беседы,ее подготовка и проведение:

1. Она в отличие от интервью более свободна в организации, содержании, в отношениях между собеседниками.

2. Составляется план беседы с выделением ключевых вопросов.

3. Умение педагога (исследователя) слушать, создавать атмосферу заинтересованного разговора и совместного поиска истины.

4. Умение педагога (исследователя) обращать внимание не только на слова родителей, но и на такие косвенные показатели, как интонация, мимика, пантомимика, жесты, эмоциональные реакции и т. п.

5. Проявление такта и осторожности при оценке личностных качеств родителей, членов семьи, детей.

6. Умение отметить положительные черты и качества детей, дать возможность родителям почувствовать уверенность, надежду, перспективу в улучшении воспитанности ребенка.

7. Ход и содержание беседы фиксируются с помощью записей, магнитофона, диктофона и др.

8. Результаты беседы непременно сопоставляются с результатами других методов.

Психолого-педагогический тренинг — метод, помогающий одновременно и изучать, и корректировать педагогическую позицию родителей.

Родителям предлагаются задания, выполняя которые, они вырабатывают определенные умения, корректируют взгляды и позиции, участвуют в рефлексивной деятельности.Темы тренинга: «Как вести себя с агрессивным ребенком», «Как вести себя с гиперактивным ребенком», «Если ребенок отстает в развитии», «Как воспитывать ребенка без отца», «Особенности воспитания приемного ребенка», «Специфика воспитания в семье многих детей», «Особенности воспитания единственного ребенка», «Как воспитывать близнецов» и др.

Выполнение ребенком в присутствии матери, отца, бабушки, дедушки определенного практического задания — метод, позволяющий сделать вывод об особенностях семейного воспитания.

Педагог (воспитатель)создает ситуацию: перед приходом матери (отца) предлагается сыну разобрать детали из конструктора и разложить их в коробку. Педагог (воспитатель) наблюдает реакцию матери (отца) на выполнение сыном задания, характер их помощи, приемы стимуляции или подавления детской самостоятельности, оценку качества работы и т. д. Здесь педагог (воспитатель) может заметить два варианта поведения матери (отца): первый — мать (отец) быстро помогает сыну разложить детали в коробку; второй — мать (отец) лишь подбадривает сына, хвалит за ловкость и быстроту операций, но сама (сам) не помогает ему выполнять задание. В первом случае педагог утверждается в своей гипотезе о наличии лености у мальчика, во втором — о наличии трудолюбия, добросовестности, прилежания.

Рисуночная методика — это методика, направленная на изучение представлений ребенка о семье, родителях, своей позиции в семье, взаимоотношениях членов семьи.

Ребенку предлагают нарисовать свою семью. Не навязывая ничего,говорят: «Рисуй так, как тебе хочется». Когда рисунок закончен, можно уточнить некоторые детали о членах семьи.

Педагог обращает внимание на такие детали:

1) как расположены члены семьи;

2) насколько они удалены друг от друга;

3) каково местонахождение самого ребенка среди всех членов семьи;

4) с кого ребенок начал рисовать семью, а кем — закончил;

5) кто выше ростом, а кто ниже;

6) кто большой по размерам, а кто — маленький;

7) кто в каких красках нарисован.

Что можно узнать при раскодировании рисунка?

1. Отсутствие членов семьи на рисунке — признание дискомфорта ребенка в семье.

2. Отсутствие самого художника на рисунке — сигнал конфликта между ним и членами семьи.

3. Наличие на рисунке только самого художника — сигнал одиночества, признак семейного неблагополучия, дискомфорта.

4. Наличие на рисунке какого-то постороннего человека — признак того, что ребенок мечтает об улучшении семейных отношений.

5. Изображение ребенком самого себя, ростом с маму, папу — признак его комфортности в семье.

6. Близкое расположение членов семьи друг к другу — показатель любви и заботы в семейных отношениях.

Родители и педагоги, познакомившись с рисунками детей,смогут найти ответ на такие волнующие вопросы: «Как распознать, что тревожит ребенка?», «Как дети воспринимают нас и наши отношения?», «Какими мы видим самих себя и наших детей?», «Как выявить скрытый конфликт в семье и др.

Метод игровых заданий — это методика, дающая возможность ребенку в игровой ситуации сделать выбор.

Игра «Чем я маму (папу, бабушку, дедушку) порадую, чем могу огорчить?». Детям предлагаются два контура лица человека (улыбающегося и хмурого) и набор сюжетных картинок,которые отражают разные жизненные события:

Мальчик разбил чашку дергает кошку за хвост

Мальчик бьет мальчика несет мамину сумку

Мальчик держит цветок подает бабушке лекарство

Мальчик чистит ботинки выносит мусор в мусоропровод

Мальчик убирает постель поливает цветы и т. п.

Если маме (папе, бабушке, дедушке) поступок нравится, то картинку надо положить к улыбающемуся лицу, не нравится — к хмурому.Анализ игрового задания дает основание увидеть:

— отношение взрослых к ребенку;

— согласованность (несогласованность) в семейном воспитании;

— ценности семьи;

-стиль семейных отношений.

Методика комментирования картинок. Ребенку по очереди показывают картинки, на которых изображены сцены из семейной жизни (утро, ребенок проснулся, в комнату входит мама; вечер, мальчик сидит у телевизора, в дверях стоит папа и др.). После показа картинок ребенку предлагается сказать «Что нарисовано?» и озвучить нарисованное («Как ты думаешь, что сказала мама проснувшейся дочери?», «Что говорит папа сыну, который смотрит телевизор?»). Ребенок рассказывает о картинке и «проявляет» свой личный опыт и свои семейные эпизоды, которые помогут педагогу увидеть стиль отношений и общения в его семье.

Методика неоконченных предложений. Педагог начинает фразу, ребенок — заканчивает. «Если я упаду или ударюсь, то мама.», «Если я плохо мою руки, то папа.», «Если у мамы болит голова, то мы с папой.», «Мама хвалит меня, если я.», «Бабушка огорчается, когда я.» и т. д.

Анализ результатов творческой деятельности детей и родителей. Это могут быть письменные (сочинения, сказки, песни, рассказы, стихотворения, воспоминания, иконографические (кино- и фотодокументы, рисунки, фотографии, технические (поделки, предметы ремесла — изделия из соломки, лозы, глины и др.).

1. Богославец, Л. Г. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях малого города. //Журнал «Управление ДОУ» №5 (18) 2004.

2. Давыдова, О. И., Богословец, Л. Г., Майер, А. А. Работа с родителями в ДОУ. Этнопедагогический подход. – М. : Сфера, 2006. (приложение к журналу «Управление ДОУ»).

3. Чечет В. В. Педагогика семейного воспитания.Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2003.

изучение семей и семейных отношенийКонсультация для родителей «Традиции семейного воспитания» Семейные традиции — это лакмусовая бумажка любой семьи. Она проявляет ту атмосферу, которая так необходима ребенку. Обычаи семьи, уклад.

изучение семей и семейных отношенийИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

изучение семей и семейных отношенийКонсультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

изучение семей и семейных отношенийКонсультация для родителей «Основные правила семейного воспитания» Все родители мечтают о том, чтобы их дети выросли добрыми, честными, отзывчивыми, ответственными, достойными людьми нашего общества. Мы.

изучение семей и семейных отношенийНовогодний утренник в группе семейного воспитания 2016 г. Новогодний утренник в группе семейного воспитания 2016г. В зал входит ведущая. Ведущая: Как приятно, что сегодня Гости к нам сюда пришли.

Источник

Статья «Методы изучения семьи»

изучение семей и семейных отношений

Методы изучения семьи

Поскольку взаимодействие семьи и школьного учреждения играет важную роль в развитии ребёнка, необходимо детальное изучение семьи.

В последние годы усилилось внимание к изучению семьи как воспитательного института со стороны педагогики, психологии, социологии и других наук. Однако возможности учёных в исследовании ограничены в связи с тем, что семья представляет собой достаточно закрытую ячейку общества, неохотно посвящающую посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений, ценностей, которые она исповедует.

Методы изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания.

Среди методов изучения семьи достаточно распространёнными стали социологические методы:

— интервьюирование и анкетирование.

Метод интервью требует создания условий, располагающих к искренности респондентов. Продуктивность интервью возрастает, если оно проводится в неформальной обстановке, контакты педагога и испытуемых окрашены личными симпатиями.

Метод анкетирования (письменный опрос) позволяет собрать много данных, интересующих педагога. Этот метод отличается известной гибкостью по возможности получения и обработке полученного материала.

В работе по изучению семьи необходимо использовать контактное проведение анкетирования, т.е. сам педагог организует анкетирование и собирает опросные листы.

Изучение опыта семейного воспитания реализуется с помощью различных методов, среди которых наиболее распространёнными являются методы беседы и наблюдения.

Беседа отличается от интервью большей свободой и в организации, и в содержании, более неформальной атмосферой и отношениями между собеседниками. Но это не значит, что беседа не должна быть организована заранее. В соответствии с намеченной целью педагог продумывает план беседы, вычленяет ключевые вопросы. В ходе беседы можно получить необходимые сведения о таких моментах домашнего воспитания, которые для постороннего взгляда скрыты. Это гибкий, целенаправленный, оперативно корректируемый метод. Беседа нужна для подтверждения, конкретизации или опровержения каких-то гипотетических выводов, сделанных на основе предварительного изучения опыта семейного воспитания с помощью других методов. Для успешного проведения беседы надо обладать способностью располагать к себе, вызвать доверие умением направлять разговор в нужное русло.

В процессе беседы родители должны чувствовать, что у педагога нет иной цели, кроме оказания помощи. Это будет способствовать росту доверия и повышать педагогическую эффективность беседы. Следует проявлять осторожность в оценке личностных качеств членов семьи, особенно ребёнка, уметь акцентировать положительные свойства, создать определённую «педагогическую надежду» у родителей.

Наблюдение как метод изучения семьи характеризуется целенаправленностью. Педагог заранее определяет, с какой целью, когда, в какой ситуации предстоит наблюдать родителей, их взаимодействие с ребёнком. Обычно это бывает в часы утреннего приёма и во время ухода ребёнка из школы (легче в начальной школе). Наблюдательному педагогу бросаются в глаза многие особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения. По тому, о чём расспрашивают родители ребёнка вечером, какие наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах семейного воспитания, об отношении к школьному учреждению. Показателен интерес родителей к детским работам, советам и рекомендациям, помещенным на информационном стенде.

-занятия с родителями и детьми.

В процессе включённого наблюдения педагог может увидеть те семейные стороны воспитания, которые при внешнем наблюдении нередко бывают скрыты.

Следует помнить, что в неформальной обстановке и взрослые, и дети раскрываются разными своими гранями, поэтому рекомендуется вовлекать родителей, других членов семьи:

— в подготовку и проведение праздников, развлечений;

— в организацию экскурсий.

Обычно в таких ситуациях все взрослые чувствуют себя ответственными за детей (а не только за своего ребёнка), их деятельность, безопасность, стараются активно проявить себя, поэтому педагог видит многие воспитательные приёмы своих помощников, что даёт основание судить о стиле, методах домашнего воспитания.

Анализ результатов наблюдения, подкреплённый данными, полученными с помощью других методов, прольёт свет на причину многих «плюсов» и «минусов» в развитии ребёнка, даст возможность определить линии взаимодействия с семьёй, усилить свою образовательную работу в классе по этому направлению. Изучение семьи должно вестись последовательно, системно, поэтому необходимо наметить направления работы, своеобразный план. В качестве примерного плана предлагаем вам план, составленный с учётом рекомендаций учёных (В.В.Котырло и С.А. Ладывир):

1. Состав семьи, профессии, образовательный уровень родителей, других взрослых членов семьи, принимающих участие в воспитании ребёнка.

2. Общая семейная атмосфера, особенности взаимоотношений между членами семьи:

— дружелюбный тон общения друг к другу;

— изменчивый, противоречивый характер отношений;

— своеобразная автономность каждого члена в семье.

3. Цель домашнего воспитания ребёнка.

4. Степень осознания родителями особой роли школьного периода в формировании личности ребёнка.

5. Приоритеты семьи в воспитании ребёнка: здоровье, развитие нравственных качеств, умственных, художественных способностей, образование ребёнка.

6. Уровень психолого-педагогических знаний, практических умений родителей:

— наличие определённых знаний и готовность к их пополнению, углублению;

— ограниченность знаний и податливость к педагогическому просвещению;

— низкий уровень знаний и негативное отношение к их приобретению.

7. Особенности воспитательных воздействий:

— участие всех взрослых в воспитании, степень согласованности воспитательной деятельности;

— непоследовательность, несогласованность воспитания, наличие конфликтов по поводу воспитания; член семьи, преимущественно выполняющий воспитательную функцию;

— отсутствие воспитания как целенаправленного воздействия, условий для полноценного развития ребёнка.

8. Организация современных форм деятельности в семье:

— общность во всех семейных делах, вовлечение ребёнка в семейные дела, заботы;

— дифференциация обязанностей среди взрослых, эпизодическое привлечение ребёнка к семейным делам;

— разобщённость взрослых в семейных делах, изоляция ребёнка от семейных дел и забот.

9. Отношение семьи к школьному учреждению:

— высоко оценивают образовательные возможности школы и готовы сотрудничать;

— настороженно и недоверчиво относятся к школе, не видят необходимости сотрудничества;

— перекладывают все воспитательные функции на школу, к сотрудничеству не готовы;

— безразлично относятся к школе, к воспитанию собственного ребёнка.

Каждый педагог должен помнить: по результатам единичного наблюдения делать выводы о специфике домашнего воспитания нельзя: необходимо наблюдать изучаемое явление многократно, в сходных и разных условиях.

Таким образом, педагог изучает семью, опыт семейного воспитания, преследуя, прежде всего, интересы ребёнка. На основе полученных материалов можно решать задачи взаимодополнения семейного и школьного воспитания, повышения результативности и того и другого.

Источник

Психология семьи и общения, психодиагностик

Тема № 11
«Психология семьи и общения, психодиагностика»

слушатель Ермолаев Андрей Алексеевич

Основными задачами в психологии является:
-качественное изучение психических явлений;
-анализ формирования и развития психических явлений;
-изучение физиологических механизмов психических явлений;
-содействие внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности человека.

Психология изучает различные направления и отрасли.

В современном обществе все науки настолько переплетены между собой, что иногда не сразу и понимаешь какие направления к каким, относятся.

В наши дни психология успешно уживается с биологией, философией медициной, высокими технологиями в области компьютеризации и другими направлениями деятельности человека.

Современная психология подразделяется на два основных направления:
1.Фундаментальная психология.
2. Прикладная психология.

Кроме того, современная психология на данном этапе своего развития определяется не столько в соответствии с теоретическими представлениями той или иной школы или системы, сколько в терминах конкретных отдельных отраслей исследований.

Внутри каждой из этих отраслей имеются противоположные точки зрения и позиции, но в совокупности они образуют широкое разнообразие теорий и методологических систем, что позволяет использовать различные возможные подходы к изучению психологии человека.

В данной работе мы совсем кратко разберем некоторые из разновидностей этой интересной и в тоже время сложной науки…
а именно:
-Психология семьи и общения;
-Психодиагностика.

Семейная психология или психология семьи – это раздел психологии, который изучает сущность и эволюцию семейных отношений, особенности их возникновения, становление, стабилизацию и распад, а также ряд других моментов, связанных с семьей и семейной жизнью.
Психология семьи – это чрезвычайно важный для большинства людей раздел психологии, ибо семья для многих из нас является одной из базовых ценностей, от которой зависит наше счастье.
Она базируется на богатейшей практике семейной психотерапии, опыте психологической помощи семье и семейного консультирования.

Психология семьи – относительно молодая отрасль психологического знания, находящаяся в стадии своего становления.
Отличительной особенностью психологии семьи как научной дисциплины стала ее неразрывная связь с психологической практикой.

Основные задачи семейной психологии:

1.Теоретические задачи семейной психологии:
-исследование закономерностей становления и развития функционально-ролевой структуры семьи на различных стадиях ее жизненного цикла;
-изучение добрачного периода, особенностей поиска и выбора брачного партнера;
-изучение психологических особенностей супружеских отношений;
-изучение психологических особенностей детско-родительских отношений;
-изучение роли семейного воспитания в развитии ребенка на различных возрастных стадиях.

2.Консультационные задачи семейной психологии:
-психологическое консультирование по вопросам брака, включая выбор; брачного партнера и заключение брака;
-консультирование по вопросам супружеских отношений (диагностика,; коррекция, профилактика);
-психолого-педагогическая помощь семье в кризисных ситуациях и при; разводах;
-психолого-педагогическое консультирование, диагностика, профилактика и коррекция детско-родительских отношений;
-психолого-педагогическое консультирование по вопросам воспитания и; развития детей и подростков (диагностика, профилактика, коррекция нарушений и отклонений в развитии);
-психологическая помощь в вопросах усыновления и воспитания приемных; детей;
-психолого-педагогическая профилактика отклонений и нарушений развития; детей и подростков, воспитывающихся в условиях депривации общения с близким взрослым);
-психолого-педагогическое сопровождение становления родительства.

Каждую из семей в современном обществе характеризуют протекающие в ней социально-психологические явления и процессы, присущие только ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологические потребности ее членов.

В психологи семьи сложились наиболее распространенные разнообразные формы брачно-семейных отношений:

-Брачно-семейные отношения на основе честной контрактной системы. Оба супруга четко представляют, чего они хотят от брака, и рассчитывают на определенные материальные выгоды. Цементируют и помогают решать жизненно важные проблемы сами условия контракта.

-Брачно-семейные отношения на основе нечестного контракта.
Мужчина и женщина пытаются извлечь из брака односторонние выгоды и тем самым наносят ущерб партнеру.
Говорить о любви здесь тоже не приходится, хотя часто в таком варианте брачно-семейных отношений она бывает односторонней (во имя которой супруг, понимая, что его обманывают и эксплуатируют, все терпит).

Брачно-семейные отношения по принуждению. Один из супругов несколько «осаждает» другого, и тот либо в силу определенных жизненных обстоятельств, либо из жалости наконец соглашается на компромисс.
Ощущение свободы, необходимое в браке и семье в целом, здесь абсолютно исключено.
Психологические основы существования такой семьи так деформированы, что компромиссы, которых требует семейная жизнь, невозможны.

Брачно-семейные отношения как ритуальное исполнение социально-нормативных установок.
В определенном возрасте люди приходят к выводу, что все вокруг замужем или женаты и что настало время создавать семью.
Чаще всего такие брачно-семейные отношения складываются случайно и так же случайно распадаются, не оставляя глубоких следов.

Брачно-семейные отношения, освященные любовью.
Два человека соединяются добровольно, поскольку не представляют своей жизни друг без друга.
В браке по любви ограничения, которые принимают на себя супруги, — сугубо добровольные: им приятно проводить свободное время вместе, с членами своей семьи, нравится делать что-то хорошее друг для друга и для остальных членов семьи.
Парадокс заключается в том, что, добровольно принимая на себя подобные ограничения («Я счастлив, если счастлива ты»), люди становятся более свободными.

Брачно-семейная форма таких отношений построена на доверии, на большем уважении к человеку, чем к общепризнанным нормам.

Внебрачные семейные отношения (так называемое сожительство) – современная форма, вошедшая в современный мир совсем недавно практикующая совместное проживание и даже совместных детей при этом эти отношения не закреплены брачным союзом.

История возникновения семейной психологии

История семейной психологии развивалась испокон веков.
В древних текстах, толкующих о семье можно обнаружить в мифологически – назидательные установки.
Кроме того, раздумья о чувственной любви и брачно-семейных отношениях продолжали и древние философы.
В античные времена имелись представления, как о «патриархальности» семейного уклада, так и о наличии беспорядочной половой связи, получившей название «промискуитет».
Отцом «патриархальной теории» называют Платона, который последовательно развивал идеи патриархальности, как отвечающие природе человека и позволяющие формировать исходную ячейку государства.

В Средние века и в эпоху Просвещения патриархальная теория царствовала безраздельно. Идея же группового брака отмечалась в «Истории» Геродота, который указывал на общность жен у целого ряда народов.

Многие мудрецы в древности неоднократно обращались к теме семьи.

Например, Платон в своих диалогах, Аристотель в своих трудах, Плутарх в незабвенном труде «Наставление супругам» К. Маркс и Ф.Энгельс в «Происхождение семьи, частной собственности и государства», И. Кант в Метафизики нравов, А. Шопенгауэр в «Афоризмы житейской жизни», а также многие другие философы и ученые.

Древние философы в основном основывались на своих наблюдениях. Но времена и нравы менялись и на смену философским взглядам началоприходить и другое мировоззрение.

Семейные отношения начали изучать ученые из других наук и направлений.
Этнографические, исторические и психологические наблюдения привели к тому, что исследования в этой области расширялись, появлялись все новые и новые знания о происхождении и развитии семьи.

Но все же, основной наукой, которая изучает семейные отношения, стала психология семьи (семейная психология), которая благодаря психологическим исследованиям является одной из важнейших наук в этом направлении.

Наибольший вклад в историческую реконструкцию семейных отношений сделан швейцарским историком И.Я. Баховеном, выпустившим в свет в 1861 г. книгу «Материнское право.

Исследования гинекократии старого времени и ее религиозной и правовой природы», а также шотландским юристом Дж. Ф. Макленнаном, опубликовавшим в 1865 г. исследование «Первобытный брак».

Оба автора в своих работах подчеркивали идею изменчивости форм брака.

Однако мнения современных ученых расходятся в том, кто был основоположником семейной психологии.

Одни исследователи называют имя З. Фрейда, ссылаясь на то, что основной на психоаналитическом конгрессе в Нионе в 1936 г. была тема «Семейные неврозы и невротическая семья».

Другие ученые готовы утверждать, что семейная психотерапия развилась из групповой психотерапии в качестве альтернативы психоанализу (Minuchin S., 1974).

В России еще в 1817 г. Ф. И. Уден указал на роль неправильного, изнеживающего воспитания в формировании у детей истерических черт характера.

Следует подчеркнуть, что Уден вообще был одним из первых, кто обратил внимание на такой аспект семейной жизни, как отношение родителей к ребенку и влияние его на формирование психики.

В последней четверти XIX в. возникло учение о «семейной диагностике» и «семейном лечении» различных психических состояний (Маляревский И. В., 1886; Z. D. Smith, 1890), которое в настоящее время стало чрезвычайно важным разделом психиатрии.

За рубежом интенсивные исследования по этой теме проводятся в США, Германии, Великобритании, Франции, Польше и во многих других странах.

В современной психологии семьи можно выделить два возможных теоретических подхода в отношении анализа семьи.

Согласно первому подходу семья представляет собой группу индивидуумов, имеющих общие и различные интересы, а семейный контекст рассматривается как среда социализации и развития личности.
Такой вариант трактовки семьи был характерен для начального этапа становления семейной психологии как самостоятельной дисциплины и нашел отражение в поведенческом походе и психоанализе.

Согласно второму подходу семья рассматривается как целостная система. Такой подход характерен для системной семейной терапии и психологов, не сводящих семью к суммарной совокупности ее членов.

Системная семейная психотерапия возникла во второй половине 60-х гг. XX в. В основе системной семейной психотерапии лежит общая теория систем JI. фон Берталанфи, для которой характерен «организмический» взгляд на мир:
— объектом воздействия является не отдельный человек, а вся семья, вся семейная система.

Эта система имеет такие признаки:
1) система как целое больше, чем сумма ее частей;
2) что-либо, затрагивающее систему в целом, влияет на каждый отдельный элемент внутри системы;
3) расстройство или изменение в состоянии одной части системы влечет изменение других частей и системы в целом [Варга А.Я., 2002; Системная семейная терапия, 2002].

Методология семейной психологии

Методологические особенности семейной психологии (семейная психология) заключаются в том, что семья является объектом исследования многих наук связанных между собой.

Семейная психология исследуется в различных областях науки— социологии, психологии (этнопсихологии, социальной психологии, психологии развития и др.), зоологии, философии, биологии, педагогики, демографии, этики, экономики, сексологии, психотерапии и психологическом консультировании и многих других.

Исследование психологии семьи опирается на общенаучные принципы, такие как:
— принцип системности, согласно которому семья исследуется как система, так как семейные отношения представляют собой структурированную целостность, элементы которой взаимосвязаны, взаимообусловлены, изменения в функционировании каждого из элементов приводят к изменениям целой системы;
— синергетический принцип, позволяющий рассматривать динамику семейных отношений с позиций нелинейности, неравновесное, с учетом кризисных периодов;
— принцип деятельности, дает возможность исследовать все виды семейной деятельности и общения, выполнения ролей и обязанностей, а также индивидуальную и семейную активность;
— принцип детерминизма, который лежит в основе описания механизмов детерминации дисфункционального развития семьи, супружеских конфликтов, разводов и т.д.;
принцип развития, в контексте которого развитие семьи представляется как последовательная смена семейных стадий и кризисов;
— принцип объективности, обязывающий строить систему научного знания о семье строго в соответствии с объективной реальностью. При исследовании семьи важно учитывать социально-экономические, социокультурные и другие условия жизнедеятельности семьи;
— принцип эволюционизма, с позиции которого исследование семьи должно проводиться с учетом основных закономерной эволюции семьи и брака;
— принцип междисциплинарности, ориентирующий исследователя на широкое использование достижений других отраслей научного знания о семье и др.
В семейной психологии используются различные психологические и социально-психологические методы: метод опроса, наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, контент-анализ, метод экспертного опроса, автобиографический метод, тестирование.

Выбор метода определяется целью и задачами исследования.
Метод— это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С. Л. Рубинштейн).

Метод —способ познания, при помощи которого наука «добывает» факты, сведения и осмысливает их.

Метод психологии— это способ познания внутренних психических явлений через анализ внешних психологических факторов.

Методы психологического исследования обнаруживают зависимость от основных теоретических принципов, реализуемых психологией, и конкретных задач, которые она решает.

Общая цель всех методов психологического исследования заключается в точной регистрации, выявлении, фиксации психологических фактов, в накоплении эмпирических, опытных данных для последующего теоретического анализа.

Методология семейной психологии:
-определяет позицию исследователя и логику организации исследования супружеских, родительско-детских и других отношений, семейных проблем и жизненных трудностей;
-позволяет сформулировать исследовательскую проблему, подобрать методы исследования.
— изучает зависимость личности от взаимоотношений внутри семьи и ищет способы исправления сложившейся ситуации внутри семейных отношений.

А. Г. Лидере приводит типологию методик психологического обследования семьи с точки зрения сферы, внутри которой методика возникла или наиболее широко использовалась после заимствования извне.

Методики в исследовании семьи могут быть:
— психологическими, т.е. родившимися внутри психологической практики или психологических исследований и обслуживающими психологию семьи;
— клинико-психологическими, родившимися в рамках клиники и обслуживающими психиатрию и психотерапию прежде всего и семейную терапию в частности;
—социологическими или социально-психологическими, родившимися внутри социологических или социально-психологических практических и теоретических разработок и обслуживающих прежде всего их;
— педагогическими, обслуживающими педагогическую практику;
— системными, т.е. собственно «семейными», родившимися внутри семейных (структурных, интегративных и прочих целостных) концепций семьи, наиболее известным представителем которых в России является системная психотерапия. В этом смысле последний тип методик можно условно назвать системно-психотерапевтическими, в отличие от клинико-психологических методик;
— психосемантическими, родившимися и существующими на стыке психологии, лингвистики, социологии, обслуживающими прежде всего научные исследования в этих областях, но имеющими и прикладные выходы, например, в область исследования гак называемых имплицитных теорий семьи.

Для комплексного обследования супружеских отношений можно воспользоваться программой, которую предложили А. Н. Волкова и Т. М. Трапезникова.

Эта программа изучения семьи включает девять блоков:

2. Пред брачные отношения.
Изучение пред брачного периода осуществляется реже, но он показывает истоки зарождения трудностей, которые прямо или косвенно проявляются на каком-либо этапе жизненного цикла семьи.

Согласно исследованиям, на судьбе брака отражаются следующие характеристики пред брачного периода:
-место и ситуация знакомства;
-первое впечатление друг о друге (положительное, индифферентное, отрицательное, амбивалентное);
-продолжительность периода ухаживания;
-кто инициатор брачного предложения (мужчина, женщина, другие люди);
-время обдумывания брачного предложения;
-ситуация оформления брака.
Основными методами исследования этого метода являются беседы и/или интервью.

3. Микроокружение семьи.
Микроокружение семьи имеет огромное значение для стабилизации семейных отношений.
Наиболее оптимальный вариант — частичное отделение семьи: проживание отдельно от родственников для сохранения автономии, но в непосредственной близости от них.
Для исследования контактов семьи с окружением важны следующие показатели:
-состав микроокружения (родные, соседи, друзья, коллеги);
-частота контактов с разными представителями микроокружения;
-род и виды помощи, получаемой от этих лиц (экономическая, бытовые услуги, моральная и эмоциональная поддержка, обмен опытом, организация и проведение досуга).
Основным в изучении данной программы являются исследования различных показателей по анкете, называемой «Контакты семьи».

4. Стадия супружества.
В Стадии супружества речь в основном идет не о стаже брака, а именно о стадии развития отношений супругов:
-для каждой стадии характерны свои проблемы.
Выявление типичных проблем для каждой стадии возможно в ходе свободной беседы.

5. Оценка уровня благополучия отношений.
Для диагностических целей полезна интегральная оценка уровня благополучия супружества, позволяющая судить о тяжести нарушения отношений: сюда относятся субъективная удовлетворенность браком, дифференциальная оценка отношений, приспособленность в браке и др.
В оценке уровня благополучия отношений используются:
-методика ДОО (дифференциальная оценка отношений), разработанная А. Н. Волковой;
-шкала Берджеса;
-шкала субъективной удовлетворенности браком (Т. М. Трапезникова, Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская, В. В. Столин, Г. П. Бутенко, Т. Я. Романова)
-и многие другие методики, позволяющие определить уровень развития семьи не только в материальном и психологическом смысле, но и в других областях.

6. Оценка отдельных феноменов супружеских отношений.
В оценке отдельных феноменов супружеских отношений исследуются такие феномены супружеских отношений, как:
-взаимопонимание, его адекватность;
-взаимоуважение и эмоциональное принятие;
-уровень конфликтности;
-семейно-ролевая согласованность.
Для измерения феноменов отношений используются методики ПЭУ (понимание, эмоциональная привлекательность, уважение партнера) и РОП (ролевые ожидания и притязания в браке — автор А. Н. Волкова), опросник «Конфликты» (Г. Лер) и другие не менее интересные и полезные для изучения семьи методики.

7. Исследование индивидуальности супругов.
Исследование индивидуальности супругов преследует две цели:
-установление меры личной совместимости супругов;
-информирование супругов о личностных особенностях партнера.
Используются опросники Кеттелла, Айзенка, тесты Розенцвейга, Зонди, Люшера, проективные рисуночные и другие тесты.

8. Исследование семейного досуга, интересов и ценностей.
Наличие единых ценностей, интересов, способов проведения досуга связывается многими авторами с благополучием отношений в семье.
Для изучения этого аспекта супружества можно использовать различные инструментарии:
-методику «Ценностные ориентации»;
-опросники «Интересы — досуг», «Условия семейного благополучия» и другие.

9. Психограмма супружества.
В результате анализа всех аспектов супружества получают ряд данных, которые сводят в психограмму.
В ней указываются следующие аспекты:
-зоны конфликта в супружестве и потенциальный инициатор конфликта в каждой из зон;
-степень личной совместимости;
-общая мера взаимопонимания и согласия по различным сторонам семейной жизни;
-общий прогноз отношений в паре;
-рекомендации по формам и содержанию коррекционной работы (с парой в целом и каждым супругом в отдельности).

Мы кратко разобрали основы изучения семьи и семейную психологию как науку в целом и разные виды семейных отношений в частности.
Из выше сказанного, очевидно, что для полного и точного исследования семейных отношений и сохранения семьи, психологу необходимо пользоваться всеми возможными способами и методами.

Психодиагностика (от греч. psyche — душа и diagnostikos — способный распознавать) — область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Психодиагностика — отрасль психологии, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Психодиагностика — область психологии, связанная с разработкой и практическим применением методов, с помощью которых возможно определить степень развития определенных черт личности, выявить психофизиологические свойства человека.

Психодиагностика или диагностика психологическая — постановка психологического диагноза или принятие квалифицированного решения о личном психологическом состоянии личности в целом или же о некоем отдельном психологическом свойстве индивидуума.

В современной психологии сложилось два понимания термина «Психодиагностика».

Задачи перед представителем того или иного племени или сообщества могли отличаться друг от друга – начиная от ловли рыбы или добычи дичи до управления этим племенем.
Но в любом случае для определенного сообщества были необходимы люди, умеющие лучше других выполнять поставленные перед ними задачи.
А потому в каждые времена существовали определенные тесты и испытания на то, что подходит индивид или не подходит на определенную должность или на выполнение определенной поставленной перед этой личностью задачей.

Так, например, у древних греков испытание стало неизменным дополнением учебного процесса. Учеников в древней Греции подвергали испытаниям, чтобы оценить, насколько они овладели физическими и умственными навыками.

Из античной эпохи до нас дошла работа Теофраста «Характеры» (372-287 годы до нашей эры) в которой описываются «типы», присущие некоторому множеству людей, а также формы проявления личностных особенностей.
Образно и лаконично представлены типы «скупого», «лгуна», «хвастуна» «наглого» и т.д.

Кроме того, например, в древнем Китае применялась система определения профессиональных способностей чиновников правительственного аппарата и проведение жестких экзаменов при поступлении на военную службу

Можно смело заявить, что психодиагностика своими корнями уходит в экспериментальную психологию.

Так в 1575 году испанский врач и философ Уарте Сан Хуан (1530-1589) написал книгу, посвященную исследованию способностей человека к освоению тех или иных наук.

А в начале 20 века обретают популярность исследовательские направления такие как:
-френология;
-хиромантия:
-физиогномика,
-графология,

Эти направления в современной психологии приобретают все большую популярность, хотя ещё, какие-то десять-пятнадцать лет назад считались лженаучными.

Хиромантия, так же, как и Френология до сих пор не считается наукой.
Хиромантия — одно из наиболее древних учений об индивидуальных особенностях человека, чертах его характера, пережитых им событиях, определяемых по кожному рельефу ладоней.
Рисунок на поверхности ладоней называется папиллярным (кончики пальцев) и флексорным (ладонь). В своих истоках хиромантия тесно связана с философией и астрологией.
Однако именно этим направлением в своей профессиональной деятельности часто пользуются сыщики и гадалки.

Краткое обозрение основных событий, оказавших существенное влияние на развитие психодиагностики с начала официального зарождения по конец XX века нашего столетия.

Методология психологии – система знаний, описывающая и обосновывающая применяемые в психологии методы научного исследования, позволяющие получать точные и достоверные знания о психических явлениях, а также понятийно-терминологический аппарат, с помощью которого строятся психологические теории, описывающие и объясняющие явления психики.

Психодиагностические методы – это методы психологической диагностики, имеющие измерительную направленность, за счет которой достигается количественная и качественная оценка изучаемого явления.

Требования к психодиагностическим методам

Психодиагностические методы должны отвечать следующим требованиям:

Стандартизация процедуры проведения и обработки результатов исследования, в основе которой лежит понятие нормы, поскольку индивидуальная оценка, например успешность выполнения того или иного задания, может быть получена только путем сопоставления с результатами других обследуемых.

Надежность психологического метода (методики) позволяет характеризовать его с точки зрения стабильности результатов, получаемых при повторном использовании этого метода при аналогичных условиях (ретестовая надежность) или же при использовании взаимозаменяемых, эквивалентных форм метода.

Валидность – понятие, показывающее, насколько психологический метод (методика) измеряет действительно то, что он должен изучать и измерять, и насколько хорошо он выполняет эту задачу. Если надежность показывает, что результаты проводимого исследования близки к истине, то валидность показывает, что результаты действительно относятся к тому явлению, которое изучается исследователем.
Жесткая регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкции, строго определенные способы представления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность обследуемого и др.).

Задача, стоящая перед психодиагностическим методом, не ограничивается квалификацией изучаемого явления, обязательным является его интерпретация.

Психодиагностика может входить составной частью в эксперимент или же выступать самостоятельно — как метод исследования либо как область деятельности практического психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование. Понимается двояко:
1) в широком смысле — сближается с измерением (психологическим) вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся психологическому анализу, выступая как выявление и измерение его свойств;
2) в узком смысле, более распространенном — измерение индивидуально-психологических свойств личности.

В психодиагностическом обследовании выделяются основные этапы:
1) сбор данных;
2) переработка и интерпретация данных;
3) вынесение решения — диагноз психологический и прогноз психологический.
Пока часто приходится ограничиваться диагнозом психологическим первого уровня, и о психодиагностике и ее методах обычно говорят в связи со способами собственно выявления и измерения.
Основные методы диагностики — тестирование и опрос, их методическое воплощение — тесты и опросники.
2. Специальная область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Направлена на разработку и использование различных психодиагностических средств.
Начавшись с попыток «охватить числом операции ума» и с применения тестов интеллекта, психодиагностика разрабатывала для измерения различий индивидуально-психологических методы исследования личности, в дальнейшем послужившие основанием для создания методик проективных и опросников. Но на ее развитии сказывалось отставание теоретического уровня осмысления от методического оснащения. Ее практическая эффективность возросла с появлением и совершенствованием математико-статистического аппарата, прежде всего анализа корреляционного и факторного, и с использованием психометрии.

К типичным задачам психодиагностики относятся:
1) установление наличия у клиента некоего психологического свойства или особенности поведения;
2) определение степени развитости этого свойства с ее выражением в определенных количественных или качественных показателях;
3) при надобности — описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей клиента;
4) сравнение степени развитости и проявления этих свойств у разных индивидов.

Кроме применяемой методики, на результаты диагностики влияют:
-ситуация и ее понимание испытуемым;
-полученные им инструкции;
-личность и поведение самого диагноста.

Если ситуация воспринимается испытуемым как экзамен, он поведет себя соответственно.
При наличии тревожности он будет беспокоиться, видеть угрозу своей личности, — то есть воспринимать ситуацию как потенциально опасную.
От инструкции особо требуется доступность и точность формулировок. Здесь не должно быть неоднозначно трактуемых слов и выражений.
Нужно применять письменную форму инструкций:
при этом минимально влияние на ее понимание особенностей рече выражения, диагноста, к тому же устные инструкции легко забываются.
Отрицательное впечатление о личности диагноста вызывает подобное отношение у испытуемых, кои склонны давать такие ответы, что, по их мнению, не понравятся диагносту.
Напротив, излишне положительное впечатление может привести к тому, что они постараются «угодить» ему. Поэтому диагносту надлежит, быть спокойным, уравновешенным, и вести себя достаточно ровно, доброжелательно и уважительно.
Интерпретация данных, полученных посредством неких методов психодиагностики, может выполняться на базе двух критериев:
1) при качественном сравнении с нормой или эталоном, в качестве которых могут выступать представления о непатологическом развитии или социально-психологические нормативы — с последующим заключением о наличии или отсутствии у испытуемого определенного признака;
2) при количественном сравнении с группой — с последующим заключением о порядковом месте испытуемого среди других.
Развитие психодиагностики обуславливает, изменение и развитие соответственных процедур и методик, предназначенных для выявления различий индивидуально-психологических — соответственно развитию психологии теоретической и методологии измерений психологических.

В данной работе мы кратко разобрали два направления психологии. Постарались выяснить основные методы изучения двух направлений в психологии.
Кратко определили задачи и цели, поставленные перед двумя направлениями психологии.
Кроме того, рассмотрели историю возникновения психодиагностики и семейной психологи.
А также разобрали необходимость данных наук в изучении отдельного индивидуума и различных сообществ, в том числе отношения внутри семьи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *