к абстрактно логической форме познания относится

Абстрактное мышление (рациональное или абстрактно-логическое познание)

Оно представляет собой более высокий уровень и позволяет проникнуть в сущность объектов познания, открывать их качественные характеристики, закономерности. Это, как правило, опосредованное познание, не предполагающее прямого воздействия с объектом познания. Только с помощью мышления можно понять закономерности, «увидеть» причинно-следственные связи.

Формы абстрактного мышления:

Понятие- исходная и ведущая форма логического мышления, в которой отражены существенные признаки и связи объекта познания. Понятия могут выражать качественную определенность, уникальность объекта познания, а также характеристики, которые являются общими для сходных объектов. Оперирование понятиями позволяет находить общие, особенные, частные, существенные признаки и на основе их осуществлять классификацию объекта познания. Формирование понятий осуществляется вне непосредственного взаимодействия с объектом познания, когда субъект познания как бы «со стороны» осмысливает информацию о познаваемом объекте. При этом активно используются такие приемы мышления, как абстрагирование, идеализация, сравнение, обобщение, определение.

Умозаключение – представляет форму мышления, когда на основе одного или нескольких суждений получается новое знание. Суждения в умозаключении могут нести новые знания о существенных признаках и связях изучаемого объекта.

Абстрактно-логическое или рациональное познание сегодня является основным способом глубокого и всестороннего познания бытия. Но оно с необходимостью опирается на чувственное познание и через него реализует теоретические знания.

Особенность абстрактно-логического познания:

а) способность к отражению общего в предметах;

б) способность к отражению существенного в предметах;

в) способность к конструированию;

г) способность к опосредованному познанию действительности.

Следовательно, абстрактно-логическое познание характеризуется способностью создания абстракций.

3. Интуиция (от лат. intuition – рассматривание) – способность постижения истины путем прямого ее усмотрения, без обоснования с помощью доказательств.

Интересно характеризует эту способность Луи де Бройль ( 1892-1972) французский физик, создатель квантовой механики, академик, лауреат Нобелевской премии. Воображение, пишет он, позволяет нам представить себе сразу часть физической картины мира в виде наглядной картины, выявляющей некоторые ее детали. Интуиция же, неожиданно раскрывает нам в каком-то внутреннем прозрении, не имеющем ничего общего с тяжеловесным силлогизмом, глубины реальности, является возможностями органически присущими человеческому уму; они играли и повседневно играют существенную роль в создании науки. Человеческая наука, по существу рациональная в своих основах и по своим методам, может осуществлять свои наиболее замечательные завоевания лишь путем опасных внезапных скачков ума, когда проявляются способности, освобожденные от тяжких оков строгого рассуждения.

Условия проявления интуиции.

1. Основательная профессиональная подготовка, глубокое знание изучаемой проблемы.

2. Наличие поисковой ситуации, состояние проблемности.

3. Наличие у субъекта поисковой доминанты – стойкого очага возбуждения в коре головного мозга.

4.Наличие «подсказки», как «пускового механизма» для интуиции.

1. Неожиданность решения проблемы.

2. Неосознанность путей, средств решения проблемы.

3. Непосредственность постижения истины на сущностном уровне.

4. Вероятностный характер

Соответствуют видам предметно-практической деятельности людей:

Природа интуитивного знания (озарения) скрыта в процессах перехода от чувственных образов к понятиям и от понятий к чувственным образам, а также в быстрых мыслительных процессах, развертываемых в подсознании.

Источник

Что такое абстрактное мышление: как и зачем его развивать

к абстрактно логической форме познания относится

Что такое абстрактное мышление

Абстрактное мышление — это мышление об объектах, принципах и идеях, которых нет в физическом мире. С помощью абстрактного мышления мы связываем разные явления между собой и выстраиваем их в общую картину, чтобы использовать полученные выводы на практике.

При абстрактном мышлении объекты заменяют символами, метафорами и аналогиями. Например, чтобы понять неопределенные понятия свободы, счастья или любви — вещей, которых не существуют физических. По-другому такое мышление называют обобщенным: когда перед нами нет четкого набора знаний или данных, мы предполагаем, догадываемся и делаем общие выводы.

Абстрактное мышление помогает отойти от границ и четких определений и мыслить шире существующих понятий.

При конкретном мышлении мы оперируем существующими предметами: деревом, столом или человеком. При абстрактном — используем общие термины, например «неопределенная переменная X». Абстрактное мышление помогает обобщать и комбинировать информацию, которую мы собираем на уровне чувств, и устанавливать ее связь с окружающим миром.

Пример из жизни. Представим, что создаем проект с нуля. Конкретное мышление поможет составить план действий, смету и расписать конкретные инструменты, которые пригодятся в работе. Абстрактное мышление будет отвечать за творческую сторону вопроса. Поможет объяснить инвестору зачем такой проект нужен людям и как он пригодится в будущем. В большинстве случаев человеку следует пользоваться сразу двумя типами мышления и менять их в зависимости от поставленной цели.

Зачем нужно абстрактное мышление

Абстрактное мышление развивает творческую сторону человека. Креативность нужна людям любых профессий. Она помогает придумывать новые идеи, проекты, искать неожиданные инструменты для выполнения сложных или повседневных задач. Креативный подход улучшает общее качество жизни человека и повышает его эффективность. Абстрактное мышление считают продвинутым навыком.

Люди, которые умеют мыслить абстрактно:

Объясним абстрактное мышление через юмор. Комики наблюдают за собой и окружающим миром, собирают, анализируют информацию и превращают ее в стендапы и миниатюры. Их шутки часто строятся на неочевидных связях, подмеченных при помощи абстрактного мышления. Люди других профессий могут пользоваться этим инструментом, чтобы привносить в свою работу идеи из смежных или далеких областей.

Человек, который использует абстрактное мышление, оперирует набранными знаниями и складывает их в определенную систему. Например, применяет забытые навыки из детства во взрослой жизни, слушает исторические подкасты и внедряет новые знания в технической профессии. Грубо говоря — совмещает несовместимое и получает из этого выгоду.

Формы абстрактного мышления

Абстрактное мышление состоит из понятия, суждения и умозаключения. Когда человек начинает мыслить абстрактно, он последовательно проходит через все три формы и в результате приходит к общему выводу.

Понятие. Помогает объединять общие свойства предметов или явлений. Свойства могут различаться по предназначению, но принадлежать к одному кластеру вещей. Например, хрущевка, дуплекс, высотка и таунхаус. Все они относятся к зданиям, но в некоторых живут люди, в других расположены офисы, в третьих — открывают кафе.

Суждение. Это мысль, которая утверждает что-либо о предмете. Суждение бывает правдивым или ложным, простым или сложным. Например, утверждение «Дом стоит на поверхности» — будет простым. Сложный вариант — «Дом стоит на поверхности, потому что у него есть фундамент». Оба утверждения — правдивые.

Суждения становятся ложными, когда мы руководствуемся личным интересом или собственными доводами, а не объективной действительностью. Пример такого суждения — «Дом стоит на поверхности, потому что его держат черепахи».

Умозаключение. Это мысль, которая сформировалась из нескольких суждений. Умозаключение состоит из предпосылки, вывода и заключения. Предпосылка — это суждение о понятии. Вывод состоит из логических размышлений о суждении с добавлением мыслей о других суждениях. Заключение становится результатом абстрактного мышления. Например:

«В доме есть окна» + «В доме нет сквозняка» → «В окнах дома нет щелей»

Как развить абстрактное мышление

Швейцарский психолог Жан Пиаже утверждал [1], что абстрактное мышление формируется в человеке в самую последнюю очередь — в возрасте от 11 до 16 лет. У одаренных детей раньше. При этом часть абстрактного мышления доступна детям, даже если они не могут выстраивать сложные логические цепочки. Например, такие дети делают абстрактные выводы о добре и зле на основе сказок.

Часть психологов утверждают, что абстрактное мышление — не естественная стадия развития. Абстрактное мышление не относится к основным способностям человека, а формируется на почве набранных знаний, опыта и окружающей культуры. При этом абстрактное мышление возможно развить и во взрослом возрасте. Такая работа улучшит креативность и творческую сторону сознания.

к абстрактно логической форме познания относится

Вот несколько способов развить абстрактное мышление.

Решайте головоломки. Пазлы и логические задачи помогут найти неожиданные решения.

Исследуйте оптические иллюзии. Смотрите на вещи под разными ракурсами.

Импровизируйте. Запишитесь в импровизационный театр или создайте такой в кругу друзей. Импровизация развивает воображение и помогает мыслить абстрактно.

Делайте поделки. Исследование PNAS [2] доказывает, что декоративно-прикладное искусство развивает креативность у людей из инженерных, математических и технологических областей.

Если у вас есть дети, займитесь поделками вместе. Например, сделайте гоночные болиды из пластиковых бутылок и катушек от ниток. Посмотрите, как организовать такое обучение дома:

к абстрактно логической форме познания относится

Играйте со словесными оборотами. Метафоры, сравнения и аналогии стимулируют абстрактное мышление. Подумайте, как называть предметы по-другому. Например, вместо зеленой стены представьте стену цвета кактуса или мха.

Придумывайте ассоциации. Начните с одного слова и по цепочке выстраивайте линию ассоциаций с каждым последующим. Здание → дом → уют → семья → счастье. Упражнение укрепит умение искать неожиданные связи между предметами и понятиями.

Когда абстрактное мышление не поможет

Чрезмерно развитое абстрактное мышление может привести к негативным последствиям. Творческие люди часто говорят о своих проблемах с ментальным здоровьем, а люди с сильно развитым конкретным мышлением считают подобные высказывания напускными.

к абстрактно логической форме познания относится

Человек с развитым воображением может представлять худшие сценарии развития событий или катастроф, усугубив свое психическое состояние. Или обобщать предметы, между которыми нет связей. Например, считать себя неудачником после одного незначительного промаха. Абстрактное мышление может усилить беспокойство [3], симптомы депрессии или обсессивно-компульсивного расстройства.

Чтобы избежать подобных последствий оставайтесь в балансе между абстрактным и конкретным мышлением. Такой подход поможет смотреть на мир творчески, но при этом оставаться в рамках реальности и не подрывать психологическое состояние.

Что еще почитать об абстрактном мышлении

Книги о развитии абстрактного мышления:

Источник

Абстрактно логическое мышление: Что это? Как развить?

Содержание

Процесс мышления представляет собой познание окружающего мира, некое действие, рационально и опосредованно изучающее окружающую реальность. Абстрактно-логическое мышление – это своеобразная разновидность такого понятия. Оно имеет свои параметры и признаки, отличающие его от других способов думать. У него есть свои достоинства и ему можно научиться (существуют специальные упражнения).

Абстрактно-логическое мышление – это…

к абстрактно логической форме познания относится

По каким законам функционирует общество, как устроена природа, что является основой взаимодействия двух людей – эти и другие понятия познаются через восприятие конкретного человека. Оно является частью процесса мышления, которое позволяет оперировать полученными в ходе восприятия понятиями. Абстрактно логическое мышление представляет собой отдельный вид в общей системе формирования мысли. Это вид мыслительного действия, происходящий на двух уровнях:

Приведем пример: в нашей жизни впервые появляется нечто прежде незнакомое. В теории мы знаем, что подобное явление существует, но на практике ни разу с ним не сталкивались. Мы ищем максимально идентичный пример в памяти, поднимаем из головы абстрактные представления о новом предмете, создаем логический каркас на основе этих теоретических знаний и принимаем решение.

Это и есть логический вариант оперирования абстрактными понятиями. Мы мысленно проводим исследование и выстраиваем цепочку, позволяющую совершить верное действие. Вместе логический и теоретический методы думать позволяют заметить взаимодействия объектов, явлений и предметов, которые мы наблюдаем.

Три главные формы

Психология выделяет три основные формы, когда логический и абстрактный образ мысли сталкиваются вместе.

В психологии три типа абстрактно-логического мышления применяются во взаимосвязи. Их не рассматривают в отдельности. Но они не тождественны. Каждый вид имеет собственные примеры и характеристики.

По каким признакам определить данный вид мышления?

к абстрактно логической форме познания относится

Чтобы определить собственный вид мышления, надо присмотреться к его признакам. После такого исследования проще сделать правильные выводы. Определяется по следующим признакам:

Но не стоит путать логическое мышление и зацикленность на определенных понятиях или формулировках. Это не тождественные определения. Так же и абстрактный образ мысли нельзя назвать рассредоточенностью или леностью. Идентичными для них будут другие характеристики: желание знать, почему так происходит; выполнение задания, только если для этого действия есть основания; избегание рутины.

Как научиться абстрактно-логическому мышлению?

к абстрактно логической форме познания относится

Абстрактный метод мыслительного процесса (наравне с логическим) можно развивать. Психология содержит исчерпывающий перечень занятий, позволяющих натренировать подобное мышление. Впервые столкнувшись с ними, сложно поверить, что они сработают. Но примеры показывают, что подобный умственный спорт дает результаты.

Во время занятий запретите себя отвлекать. Желательно требовать от себя регулярности тренировок. Учитывая, что это спорт для мозга, упорство и труд – это половина успеха. Вторая половина – практические упражнения.

Абстрактный способ думать развить проще. Чтобы повысить уровень его логической противоположности, придется решать математические задачки, кроссворды и идентичные ребусы, упражнять память.

Лучше тренировать мозг с детства. Рисование и чтение положительно скажутся на развитии ребенка в этой области. Тождественным данным видам тренировки занятием станет чтение текста в обратном направлении или мысленное представление людей, их поведения. Но такой мозговой спорт больше подходит взрослым людям.

Чем полезен абстрактно-логический способ мышления?

к абстрактно логической форме познания относится

Этот вариант мыслительного процесса является комбинацией двух не тождественных аналогов. Он содержит преимущества каждой разновидности и исключает недостатки. Психология рассматривает его как возможность постоянного развития. Думать подобным образом полезно:

Обладатель данного или тождественного образа мысли развивается творчески, но не теряет и способность к построению аналитических суждений. Он быстрее адаптируется на новой должности, в новом коллективе или в другом государстве. Повышается социализация человека.

Как распознать уровень развития этого вида мыслительного процесса?

к абстрактно логической форме познания относится

Насколько развит подобный вариант построения мысли, можно определить в ходе диагностики. Используется тестирование или тождественный ему метод. Все методики делятся на 3 группы:

Конкретный вариант теста можно найти в открытом доступе в интернете.

Источник

Мышление как объект логики. Специфика и формы чувственного и абстрактного познания

Понятие абстрактно-логического мышления

Все законы функционирования общества и природной среды познаются посредством человеческого восприятия, ощущений, его чувственной стороны и памяти. Кроме того, это возможно благодаря мыслительным процессам.

Мышление имеет несколько разновидностей. Самым распространенным его видом, который активизируется на последнем этапе развития личности, является абстрактно — логическое мышление.

Абстрактное логическое мышление – это разновидность мыслительного действия, реализуемого за счет проведения логических операций с теоретическими понятиями.

Такое мышление характеризует общие связи и взаимодействия, развивающиеся между предметами, процессами и явлениями, происходящими в окружающем пространстве.

Формы абстрактного логического мышления

Выделяют три основных формы абстрактно-логического мышления:

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Основными формами абстрактного мышления являются поня­тия, суждения и умозаключения.

форма мышления, в которой отражаются сущест­венные признаки одноэлементного класса или класса однород­ных предметов1. Понятия в языке выражаются отдельными сло­вами (“портфель”, “трапеция”) или группой слов, т. е. словосо­четаниями (“студент медицинского института”, “производитель материальных благ”, “река Нил”, “ураганный ветер” и др.).

форма мышления, в которой что-либо утвержда­ется или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения могут быть простыми и сложными. Например:

“Саранча опустошает поля” — простое суждение, а суждение “Наступила весна, прилетели грачи” — сложное, состоящее из двух простых.

форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключение. Видов умо­заключений много; их изучает логика. Приведем два примера:

1) Все металлы — вещества

‘Однородные — в смысле входящие в один класс по фиксированному классообразующему признаку.

Первые два суждения, написанные над чертой, называются посылками, третье суждение — заключением.

2) Растения делятся или на однолетние или на многолетние.

Данное растение является однолетним.

Данное растение не является многолетним.

В процессе познания мы стремимся достичь истинного зна­ния. Истина

есть адекватное отражение в сознании человека яв­лений и процессов природы, общества и мышления’. Истинность знания есть соответствие его действительности. Законы науки представляют собой истину. Истину могут дать нам и формы чувственного познания — ощущения и восприятия. Понимание истины как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности, в частности, к Аристотелю.

Как отличить истину от заблуждения? Критерием истины яв­ляется практика. Под практикой

понимают всю общественную и производственную деятельность людей в определенных истори­ческих условиях, т.е. это материальная, производственная дея­тельность людей в области промышленности и сельского хозяй­ства, а также политическая деятельность, борьба за мир, соци­альные революции и реформы, научный эксперимент и т. д.

“…Практика человека и человечества есть проверка, крите­рий объективного познания”2. Так, прежде чем пустить машину в массовое производство, ее проверяют на практике, в дейст­вии, самолеты испытывают летчики-испытатели, действие ме­дицинских препаратов сначала проверяют на животных, потом, убедившись в их пригодности, используют для лечения людей. Преждечем послать в космос человека, советские ученые про­вели серию испытаний с животными.

Специфические характеристики абстрактного логического мышления

Сущность данного мыслительного процесса отражается за счет специфических признаков его проявления. К ним относятся:

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Чтобы ответить на вопрос, развито ли у вас абстрактное мышление, обратите внимание на наличие критериев его развития:

Особенности абстрактного мышления

Говоря об определении абстрактного мышления, в первую очередь следует сказать о важных моментах в специфике этого понятия, к которым можно отнести:

к абстрактно логической форме познания относится

С уверенностью можно сказать о том, что абстрактное мышление понимается, как возможность абстрагировать происходящую ситуацию не обращая внимания на мелкие детали и рассматривание её в целом. Психология абстрактного мышления берёт своё начало у логики. Человек имеет возможность абстрагироваться от действительного и выстроить логическую цепочку своих действий. Выше перечисленные формы абстрактного мышления для психолога являются приоритетными в ходе изучения проблем и жалоб человека.

Применение абстрактного мышления

Абстрактное мышление начинает развиваться только в пяти-семилетнем возрасте. Первоначально дети ориентируются на визуальное восприятие окружающего, применяя наглядно-действенное мышление. Где-то с полутора лет начинается использования конкретно-предметного типа мышления.

Каждый тип мышления присутствует в человеческой жизнедеятельности в течение всего ее осуществления. Эти типы необходимы для построения простых и сложных пространственных связей.

Процесс обучения является деятельностью, в ходе которой происходит активизация мышления, а следовательно она носит осознанный характер. В этой связи, обучение основывается на абстрактно-логическом мышлении. Оно применимо не только к учебному процессу, но и к иным направлениям деятельности, в том числе и бытовой. Его преимущество состоит в способности определять причины возникновения различных событий и определять взаимосвязи и взаимозависимости между ними.

Формы

Для того что бы понять суть мышления, стоит разобраться в том, какие формы оно имеет. Формы мыслительных процессов:

Понятие – это способность одним или несколькими словами охарактеризовать предмет или явление по его наиболее важным признакам. Пример: серая кошка, ветвистое дерево, темноволосая девушка, маленький ребенок.

Суждение является особой формой мышления, которая описывает предметы и процессы в окружающем мире, их взаимосвязь и взаимодействие. Оно может утверждать или отрицать какую-либо информацию. Суждение в свою очередь подразделяют на простое и сложное.

Рекомендуем ознакомиться: Кто такой перфекционист: значение слова, причины и методы борьбы с перфекционизмом

Пример простого суждения: «трава растет». Сложное суждение: «За окном светит солнце, следовательно, погода хорошая», оно имеет повествовательный характер.

Умозаключение является формой мышления, благодаря которой на основании нескольких суждений человек делает вывод, который, по сути, будет обобщенным суждением. Умозаключение состоит из предпосылок и заключения. Пример: наступила весна, на улице потеплело, трава начала расти.

Абстрактное мышление позволяет не только свободно оперировать этими тремя понятиями, но и применять их в жизни. Часто в повседневной деятельности мы применяем все три формы абстрактного мышления сами того не замечая.

[AdSens-A]

Распознавание степени развития абстрактного мышления

Чтобы определить насколько развитым является абстрактное мышление человека применяются разнообразные системы диагностики. Распространенными являются тестовые задания. Все тесты делятся на три основные группы:

Абстрактное мышление присуще каждой личности. Однако, оно требует развития. Без соответствующей тренировки оно не будет функционировать должным образом. Тренировать абстрактное мышление нужно с самого раннего возраста, когда ребенок наиболее лучше способен усвоить информацию. В этом периоде его мышление является более чувственныи и восприимчивым, не подверженным влиянию общественных стереотипов.

Развитие мышления проходит в два основных этапа:

Консультация «Абстрактное мышление, основные формы»

Консультация «Абстрактное мышление, основные формы»

В своей статье я хочу познакомить воспитателей и родителей с основными формами абстрактного мышления. Окружающий мир познается человеком в двух основных формах: в форме абстрактного мышления и чувственного познания.

Все предметы, окружающие нас, воздействуют на наши органы чувств и вызывают восприятия, ощущения и представления. Чтобы разобраться в данных понятиях, обратимся к теории.

Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Например, мы ощущаем запах духов, при этом включается только обонятельный анализатор, выйдя зимой на улицу, мы можем определить температуру воздуха и т. д.

Восприятие — целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств. Например, перед нами лимон. С помощью зрительного анализатора мы воспринимаем такие свойства, как цвет, форма; с помощью вкусового анализатора определяем его вкус, с помощью обонятельного анализатора можем обнаружить определенный фруктовый запах. В результате создается целостное отражение предмета.

Представление — это чувственный образ предмета, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее в той или иной форме. Например, лимона перед нами нет, но мы можем его представить, описать свойства, опираясь на жизненный опыт.

Итак, с помощью чувственного отражения, мы познаем отдельные предметы и их свойства.

Законы мира, сущность предметов, общее в них, мы познаем посредством абстрактного мышления. Основными формами абстрактного мышления являются умозаключения, понятия и суждения. Немного теории.

Понятие — форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов. Понятия в языке выражаются словами (дом, дерево)

Признаки предмета могут быть существенными и несущественными. Надо отметить, что в понятиях отражается совокупность существенных признаков, т. е. таких. каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных.

Признаки бывают отличительные и неотличительные. Есть признаки, присущие только одному предмету, они позволяют отличить его от других сходных с ним предметов.

Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, сравнение, синтез, абстрагирование, классификация и обобщение. Понятие формируется на основе существенных свойств, признаков, отношений, присущих ряду однородных предметов. Для того, чтобы выделить существенные признаки, надо абстрагироваться (отвлечься)

от несущественных признаков, которых в любом предмете очень много. Этому служит сравнение и сопоставление предметов. Для выделения ряда признаков надо произвести анализ, т. е. мысленно разделить целый предмет на его составные части, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию — синтез
(т. е. мысленное объединение)
частей предмета, отдельных признаков, притом признаков существенных, в единое целое.

Из всего вышесказанного становится понятно, что для формирования понятийного аппарата ребенка, ему потребуется овладеть такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, усвоить типы и виды отношений между понятиями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *