к активным формам санитарно просветительной работы относятся
Формы санитарно-просветительной работы
уроки здоровья; издание научно-популярной литературы,
беседы; статей, открыток, брошюр, памяток,
лекции; проведение выставок,
доклады. показ кинофильмов.
Санитарно-просветительная работа по широте круга охваченных ею людей подразделяется на индивидуальную, групповую (коллективную) и популяционную(коммунальную, массовую).
Пассивная форма работы — это издание научно-популярной литературы, статей, листовок, памяток, плакатов, санбюллетеней, проведение выставок, радио- и телепередач, показ кинофильмов, мультипликационных фильмов и т. д.
Преимуществом активных форм работы является непосредственная взаимосвязь и взаимодействие специалистов и населения, что обеспечивает наиболее эффективное воздействие на аудиторию. Однако, по данным Стравинского, словесная форма для санитарного просвещения детей малоэффективна, особенно у детей младшего возраста. Такая форма может быть рекомендована для лиц старше 20 лет.
Высокая действенность активных форм зависит от непосредственного контакта врача с аудиторией, что обеспечивает максимальный психологический контакт и условия для взаимопонимания. Эти методы позволяют врачу учитывать социальные, профессиональные и индивидуальные особенности слушателей, степень их первичной подготовки, уровень усвоения.
Этапы активной санитарно-просветительной работы:
Первый этап активной санитарно-просветительной работы— беседы и семинары с педагогами и медицинскими работниками детских дошкольных учреждений. В этих беседах необходимо объяснить цель и задачи гигиенического воспитания в стоматологии, очертить круг методов его проведения, объем работы, желательную продолжительность и условия их осуществления. Педагогам и воспитателям нужно показать рациональные методы гигиены полости рта, обучить их правильному проведению гигиенических мероприятий, ознакомить с современными методами профилактики. Педагогический коллектив должен иметь представление о методах контроля за гигиеной полости рта. Только при такой постановке вопроса они станут помощниками стоматолога в постоянном общении с детьми, будут помогать медицинскому персоналу и заострять внимание родителей и детей на важности правильного и регулярного исполнения всех профилактических процедур. На медицинских работников детских учреждений возложены обязанности по проведению профилактики, поэтому они должны быть обучены правильным приемам гигиенических процедур в полости рта, методам контроля за качеством чистки зубов, методике использования различных профилактических средств и правилам ведения документации.
Беседу следует проводить активно, интересно, со многими примерами, иллюстрациями. Продолжительность ее не должна превышать 15- 20 мин, столько же времени нужно оставить для ответов на вопросы. Для решения первой задачи необходимо акцентировать внимание на тяжелых и неприятных последствиях, к которым приводят болезни зубов, челюстей, пародонта, аномалии прикуса. Лучше, если эта сторона вопроса будет несколько преувеличена. На таком фоне более серьезно воспринимается информация о возможности профилактических мер, появляется ответственность родителей за состояние здоровья своих детей. Завершая беседу, врач должен призвать родителей быть его помощниками в этом важном деле и подчеркнуть зависимость успеха профилактических мероприятии от совместных усилий. Особый акцент делается на контроле за культурой употребления углеводов и состоянии гигиены полости рта в домашних условиях. Для закрепления полученных знаний следует вручить каждому из родителей печатные памятки-листовки.
В возрасте 2-4 лет беседы носят игровой характер, они должны воздействовать на эмоциональную сферу и заинтересованность детей, однако ни в коем случае не иметь поучительных и убеждающих интонаций.
Конечной целью всего комплекса санитарно-просветительных методов должно быть воспитание у населения правильных убеждений и поступков в результате приобретения новых знаний, направленных на охрану и поддержание своего здоровья, профилактику заболеваний полости рта. Эту цель в общем виде схематично можно изобразить так:
информация ═> знания ═> убеждения ═> поступки
При проведении санитарно-просветительной работы по профилактике стоматологических заболеваний Е.В. Удовицкая(1988) рекомендует придерживаться таких тем:
1. Взаимосвязь заболеваний полости рта и общего состояния здоровья детей.
2. Значение питания в обеспечении здоровья полости рта и правила приема пищи.
3. Роль оздоровительных мероприятий для развития и состояния органов и тканей полости рта.
4. Гигиенический уход за полостью рта.
5. Предупреждение заболеваний полости рта.
6. Выявление и устранение вредных привычек для предупреждения пороков зубочелюстной системы.
Организация и проведение предварительных и периодических медицинских осмотров. Основные положения приказа МЗ Российской Федерации №90 и №83. Роль врача по гигиене труда в организации и проведении медосмотров.
Формы санитарно-просветительной работы
Санитарно-просветительная работа – одно из основных звеньев любого профилактического мероприятия и должна предшествовать или сопутствовать ему. Ее цель- пропаганда медицинских знаний о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья, предупреждение заболеваний.
Основные направления санитарно-просветительной работы:
1. Привить населению знания о здоровом образе жизни;
2. Объяснить причины стоматологических заболеваний;
3. Убедить в необходимости проведения профилактических мероприятий.
В ней должны принимать участие четыре звена:
1) медицинские работники, осуществляющие профилактику;
2) педагогический коллектив детского учреждения;
4) дети.
Формы санитарно-просветительной работы среди перечисленных контингентов существенно отличаются одна от другой в зависимости от организации детского населения. Прежде всего необходимо четко различать активные и пассивные формы работы и точки их приложения.
Формы санитарно-просветительной работы:
— доклады. показ кинофильмов.
Пасивные:
— издание научно-популярной литературы;
— статей, открыток, брошюр, памяток;
Санитарно-просветительная работа по широте круга охваченных ею людей подразделяется на индивидуальную, групповую (коллективную) и популяционную (коммунальную, массовую).
Пассивная форма работы — это издание научно-популярной литературы, статей, листовок, памяток, плакатов, санбюллетеней, проведение выставок, радио- и телепередач, показ кинофильмов, мультипликационных фильмов и т. д.
Преимуществом активных форм работы является непосредственная взаимосвязь и взаимодействие специалистов и населения, что обеспечивает наиболее эффективное воздействие на аудиторию. Однако, по данным Стравинского, словесная форма для санитарного просвещения детей малоэффективна, особенно у детей младшего возраста. Такая форма может быть рекомендована для лиц старше 20 лет.
Высокая действенность активных форм зависит от непосредственного контакта врача с аудиторией, что обеспечивает максимальный психологический контакт и условия для взаимопонимания. Эти методы позволяют врачу учитывать социальные, профессиональные и индивидуальные особенности слушателей, степень их первичной подготовки, уровень усвоения.
Этапы активной санитарно-просветительной работы:
Педагогам и воспитателям нужно показать рациональные методы гигиены полости рта, обучить их правильному проведению гигиенических мероприятий, ознакомить с современными методами профилактики. Педагогический коллектив должен иметь представление о методах контроля за гигиеной полости рта. Только при такой постановке вопроса они станут помощниками стоматолога в постоянном общении с детьми, будут помогать медицинскому персоналу и заострять внимание родителей и детей на важности правильного и регулярного исполнения всех профилактических процедур.
На медицинских работников детских учреждений возложены обязанности по проведению профилактики, поэтому они должны быть обучены правильным приемам гигиенических процедур в полости рта, методам контроля за качеством чистки зубов, методике использования различных профилактических средств и правилам ведения документации.
Беседу следует проводить активно, интересно, со многими примерами, иллюстрациями. Продолжительность ее не должна превышать 15-в20 мин, столько же времени нужно оставить для ответов на вопросы. Для решения первой задачи необходимо акцентировать внимание на тяжелых и неприятных последствиях, к которым приводят болезни зубов, челюстей, пародонта, аномалии прикуса. Лучше, если эта сторона вопроса будет несколько преувеличена.
На таком фоне более серьезно воспринимается информация о возможности профилактических мер, появляется ответственность родителей за состояние здоровья своих детей. Завершая беседу, врач должен призвать родителей быть его помощниками в этом важном деле и подчеркнуть зависимость успеха профилактических мероприятии от совместных усилий. Особый акцент делается на контроле за культурой употребления углеводов и состоянии гигиены полости рта в домашних условиях. Для закрепления полученных знаний следует вручить каждому из родителей печатные памятки-листовки.
В возрасте 2-4 лет беседы носят игровой характер, они должны воздействовать на эмоциональную сферу и заинтересованность детей, однако ни в коем случае не иметь поучительных и убеждающих интонаций.
Конечной целью всего комплекса санитарно-просветительных методов должно быть воспитание у населения правильных убеждений и поступков в результате приобретения новых знаний, направленных на охрану и поддержание своего здоровья, профилактику заболеваний полости рта.
При проведении санитарно-просветительной работы по профилактике стоматологических заболеваний Е.В. Удовицкая (1988) рекомендует придерживаться таких тем:
1. Взаимосвязь заболеваний полости рта и общего состояния здоровья детей.
2. Значение питания в обеспечении здоровья полости рта и правила приема пищи.
3. Роль оздоровительных мероприятий для развития и состояния органов и тканей полости рта.
4. Гигиенический уход за полостью рта.
5. Предупреждение заболеваний полости рта.
6. Выявление и устранение вредных привычек для предупреждения пороков зубочелюстной системы.
Вопрос: Формы проведения санитарно- просветительской работы
Формы проведения санитарно-просветительной работы подразделяются на активные и пассивные. К активным относятся методы непосредственного общения: лекции, беседы медицинских работников с населением и т. д. Пассивные методы — это издание научно-популярной литературы, статей, листовок, плакатов, проведение выставок, показ кинофильмов и др. Пассивные методы менее эффективны, чем активные, однако они широко практикуются для информации населения о возможностях профилактики.
Средства санитарного просвещения — это радио, телевидение, видео, газеты, журналы, учебная литература, плакаты, витрины, кино, брошюры, памятки.
Средства обеспечения здоровья населения включают сеть лечебно-профилактических учреждений, качественные продукты питания, здоровый быт, систему охраны окружающей среды и создание безвредных условий труда.
Санитарное просвещение и обеспечение здоровья населения подразделяются на три организационные формы: индивидуальную, групповую и массовую. Индивидуальное санитарное просвещение проводится, как правило, на приеме у врача.
Примерами группового санитарного просвещения и обеспечения здоровья могут быть уроки здоровья и плановая стоматологическая помощь в школе, занятия с беременными женщинами в школе молодой матери по вопросам правильного питания и обеспечения качественными продуктами детского питания.
Массовое санитарное просвещение и обеспечение здоровья охватывает все или большие группы населения района, города, республики, например, передачи по телевидению. При этом в продажу поставляются рекомендуемые средства гигиены.
Наиболее эффективной организационной формой санитарного просвещения является групповая форма. Более экономично массовое санитарное просвещение, например беседа по радио, которую слушают многие тысячи людей. Однако эффективность таких бесед, как показывает опыт, невысокая.
Информация, прежде чем она реализуется в поступках конкретных лиц, с которыми проводилась работа, проходит следующий путь: информация — знания — убеждения — поступки — стойкие здоровые привычки. Таким образом, целью санитарно-просветительной работы является воспитание у человека правильных стойких здоровых привычек, направленных на сохранение и поддержание своего здоровья, профилактику заболеваний. Без этого невозможны эффективная профилактическая работа и формирование здорового образа жизни как конечной цели профилактики.
Методы и формы санитарно-просветительной работы
№ п/п | Методы | Формы | Содержание работы | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Устный | Беседа индивидуальная или групповая Час вопросов и ответов | · изучение медицинской и популярной литературы; · написание конспекта беседы, проведение групповой беседы продолжительностью 10-15 минут. | Текст рецензируется врачом. План и темы бесед необходимо вывешивать заранее на видном месте, указывая место проведения и время. |
Школа здоровья | · осуществление подбора пациентов; · оповещение, приглашение пациентов; · проведение занятий продолжительностью 1 час. | Занятия проводятся по специально разработанной программе, рассчитанной от 5 до 10 занятий | ||
Радиовыступление | · разработка текста беседы на 2-3 мин.; · выступление по радио. | При наличии местного радиоузла | ||
2 | Печатный | Памятка | Книжка листок с краткими наставлениями | Содержит краткие сведения о каком-либо заболевании |
Плакат | Настенный лист | Привлекает внимание и интерес к трактуемой проблеме | ||
Листовка | Листок носит агитационный характер | Сопровождается призывом |
Окончание таблицы 8.1
Медицинский работник должен помнить:
Тема беседы подбирается с учетом профиля заболевания, сезонности, интереса, образования и возраста пациента. Следует помнить, что кроме гигиенического обучения и воспитания, пропаганды здорового образа жизни нужно включать вопросы оказания самопомощи при обострении заболевания. Текст беседы должен быть составлен простым языком без сложных непонятных терминов, состоять из вводной части, основной и заключительной.
Школа здоровья для пациентов.Целью её создания является привитие знаний и навыков по ведению здорового образа жизни, сохранению и поддержанию своего здоровья, жизненного тонуса и работоспособности. Выработка модели поведения, позволяющей достичь приемлемого или оптимального для сложившихся социально-экономических условий уровня здоровья.
Буклет– печатное издание на одном листе, складывающемся тетрадкой или ширмочкой. Иллюстрированное издание в виде определенным образом сложенного листка бумаги. Содержит краткую информацию по отдельным вопросам укрепления и охраны здоровья.
Название санитарного бюллетеня должно быть броским, ярким и не запугивающим, недопустимо использование профессиональных терминов. Рисунок не должен подтверждать текст, он должен его дополнять. Содержательную часть санитарного бюллетеня выделять рамкой. Нежелательно использовать схемы и фотографии, рисунки внутренних и пораженных органов. Слово «Санитарный бюллетень» пишется мелким шрифтом в правом углу.
Лозунг – обращение в лаконичной форме, выражающее руководящую идею, требование. Может быть печатным или рукописным. Несет информационный характер или призыв к действию, в краткой форме выражающий требования или рекомендацию.
Словосочетание «Уголок здоровья» пишется вверху стенда. Название темы уголка здоровья должно отражать главный, ведущий вопрос. На стенде отводится место для санитарного бюллетеня, буклетов, памяток и информации для пациентов. Вся информация в уголке здоровья должна регулярно обновляться 1 раз в месяц. Могут быть применены методы анонимного общения с пациентами «Ящик вопросов и ответов», анкетирование и т.д., чем обеспечивается обратная связь с пациентами.
Фотоматериалы должны быть оформлены в альбоме. Фотографии должны изображать предметы, процесс или явления, связанные с определенной темой по охране здоровья и профилактике заболевания. Сопровождаются пояснительным текстом.
Технические средстваиспользуются для обучения и самообучения населения, а также для контроля усвоения знаний.
Слайды (презентации) на различные темы используют в качестве иллюстрационного материала для бесед и лекций. Тематика отражает вопросы охраны здоровья и профилактики заболеваний. Готовятся в программе «Power Point» и демонстрируются на мультимедийном проекторе, либо на диапроекторе (оверхеде).
Видеофильм: тематика отражает вопросы охраны, укрепления здоровья и профилактики заболеваний, продолжительность – не более 10-15 мин., на видеокассете или DVD-диске.
К активным формам санитарно просветительной работы относятся
Визуальные эффекты более эффективны, чем одни только слова, и они будут гораздо эффективнее, если распространить их на практику (действие).
Китайская пословица гласит об этом:
• Если я слышу, я забываю;
• Если я вижу, я помню;
• Если я делаю, то я понимаю.
Принято считать, что вы запоминаете 20% того, что слышите, 50% того, что вы слышите и видите, и 90% того, что вы слышите, видите и делаете. При повторении запоминается почти 100%.
2.1. Непроекционные материалы или графика:
2.2. Проекционные материалы — это учебные материалы, которые демонстрируются людям с помощью проектора. Они используются для проведения лекций или семинаров / тренингов. В группе не должно быть больше 30 человек.
Обычно используются слайд-проекторы (цветные изображения на прозрачном объекте), диапроекторы (отображающие написанные или нарисованные материалы на прозрачной пленке) и проекторы Power Point. Очень полезны, чтобы подчеркнуть самые важные моменты выступления или лекции.
3. Средства массовой информации. Это один из способов просвещения по вопросам здравия. Коммуникация, направленная на то, чтобы охватить массы или людей в целом, называется массовой коммуникацией. Обычно используемые средства массовой информации — микрофоны или система громкой связи, радио, телевидение, кино, печатные издания, плакаты, выставки. СМИ — это наилучшие методы быстрого распространения простой информации и фактов среди большого населения при низких затратах. Однако основными проблемами, связанными с этим методом коммуникации, являются доступность и популярность в данном слое населения.
Выбор методов и форм обучения зависит от:
В системе мер санитарного просвещения используют различные методы и средства.
На выбор методов и средств санитарного просвещения влияет тип ситуации, при которой реализуют то или иное санитарно-образовательное мероприятие. Различают следующие признаки ситуаций, имеющих значение при выборе средств санитарного просвещения: экстремальность или не экстремальность события, однородность или неоднородность контингента, осведомленность (готовность, уровень) или неосведомленность слушателей (участников).
Формы санитарно-просветительной работы делятся на активные и пассивные формы санитарного просвещения, которые дополняют друг друга и позволяют донести информацию до массового сознания в неискаженном виде. Между этими формами имеется тесная взаимосвязь.
Активная форма санитарного просвещения
Пассивная форма санитарного просвещения
Мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению для популяризации здорового образа жизни среди населения
Для того чтобы популяризировать здоровый образ жизни среди населения, а также информировать его о своевременных и правильных способах профилактики и борьбы с различными заболеваниями медицинские учреждения должны уделять внимание санитарному образованию. В ее рамках проводят воcпитательные, агитационные, пропагандистские мероприятия.
Мероприятия по санитарному просвещению направлены на укрепление здоровья и профилактику заболеваний, а не на людей, подверженных риску определенных заболеваний. Должны способствовать достижению общей цели программы укрепления здоровья и профилактики заболеваний.
Материалы, разрабатываемые для программ санитарного просвещения, должны соответствовать традициям и адаптированы к целевым группам населения, чтобы гарантировать культурную компетентность.
Примеры мероприятий по санитарному просвещению включают:
Типы выбранных мероприятий будут зависеть от того, является ли их цель:
Санитарно-просветительская работа: темы бесед по вопросам гигиены, охраны здоровья и формирования здорового образа жизни
Все нуждаются в санитарном просвещении от молодых и старых, мужчин и женщин, образованных и неграмотных, поскольку оно способствует повышению осведомленности и повышению уровня интереса и осведомленности среди всех слоев общества. Нет предела темам, которые могут быть затронуты специалистами по просветительству, так же как и любая тема, связанная со здоровьем, при условии, что предмет соответствует индивидуальным потребностям или целевой группе санитарного образования.
В прошлом преобладали медицинские, биологически ориентированные темы для санитарно-просветительской работы с пациентами. Вместе с развитием пропаганды здорового образа жизни они расширились и стали включать психологические, социальные, медсестринские и другие темы, частично в рамках междисциплинарного сотрудничества.
Медицинские работники все больше внимания уделяют пропаганде здорового образа жизни. Состояние организма человека во многом определяется социально-экономическими условиями, в которых он живет, тесно связан с влиянием окружающей среды, прежде всего воздуха, воды, солнечной радиации, космического излучения, электромагнитных колебаний и др. Задача медработников — ознакомить людей с тем, как влияют природные факторы на организм человека. Следует подчеркивать, что загрязнение окружающей среды отрицательно сказывается на состоянии здоровья человека, каждый должен принимать активное участие в благоустройстве и озеленении городов и сел, в борьбе с шумом, загрязнением воздуха, воды, почвы и т.д.
Очень важный фактор здравия человека — правильно организованная работа по регулярными перерывами для отдыха. Освещая в беседе или лекции этот вопрос, медработники должны учитывать профессиональный состав слушателей. Нужно также помогать выпускникам школ правильно, учитывая состояние здоровья, выбрать профессию.
Существенно для хорошего самочувствия человека рациональное питание. Следует предостерегать людей от типичных ошибок в питании — несоблюдение режима, переедание, потребление одинаковых блюд, еды в спешке, злоупотребление жирами и сладостями, острыми приправами, крепкими напитками.
Нельзя упускать из виду личной и общественной гигиены. Следует пропагандировать и основы психогигиены. Ведь доказано, что эмоциональные стрессы — основная причина возникновения гипертонической болезни, инфаркта миокарда, тяжелых поражений нервной системы и др. Итак, во время лекций и бесед необходимо подчеркивать, как важно избегать стрессовых ситуаций в повседневной жизни. Большой вред здоровью наносят курение, злоупотребление алкоголем, самолечение.
Ребенку с детства надо лелеять доброжелательность, жизнерадостность, оптимизм, прививать ему чувство юмора, воспитывать уважение к другим и, наоборот, следует бороться с проявлениями у нее эгоизма, тщеславия, помогать избавиться от дурных черт характера.
Можно предложить следующие темы санитарно-просветительной работы для лекций и бесед о здоровом образе жизни:
Очень большое значение имеет санитарно-гигиеническая работа в школе. Темы занятий одинаковы для школьников любого возраста. Отличаются они только объемом и характером учебного материала.
Тема I «Оздоровительное значение физической культуры и закалки» состоит из 4 разделов:
утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка), закаливание, формирование правильной осанки, двигательный режим.
Тема II «Гигиена умственного труда школьников» охватывает режим дня, гигиене занятий в школе, гигиене обучения, рациональный отдых, гигиену сна.
Тема III «Гигиена политехнического обучения» посвящена рациональной организации труда и профилактике производственных травм.
Тема IV «Общественная и личная гигиена. Предотвращения инфекционных заболеваний» для учащихся 1-3-го классов состоит из 4 разделов, для учащихся 4-7-го классов — с 3, для учащихся 8-10-го классов — с V.
Темы санитарного просвещения: «Личная гигиена», «Гигиена окружающей среды», «Инфекционные заболевания» прорабатывают ученики всех возрастов, тему «Природа и здоровье человека» — дети 7-9 и 15-17 лет, а тему «Некоторые вопросы социальной гигиены» — только старшеклассники. На эту тему должны ориентироваться, проводя занятия в школе.
Как уже отмечалось, без помощи санитарного актива медработник не выполнит своих задач. Готовят несколько профилированных групп санитарного актива, которые отвечают за охрану труда, выполнение противоэпидемических мероприятий, уход за больными, борьбу с туберкулезом, охрану здоровья детей, пропаганду здорового образа жизни и др. Их целесообразно создавать на базе производственных ячеек, школ, клубов и библиотек.
С группами санитарного актива нужно систематически и целенаправленно работать. Лучшая форма работы — тематические курсы. Проведение их следует сочетать с другими массовыми мероприятиями, которые проводятся в городе или селе.
Организационно-методическое руководство санитарно-образовательной работой недавно в городах возглавляли дома санитарного просвещения, а в районных центрах — инструкторы по санитарной просвещения при ЦРБ. Теперь дом санитарного просвещения переименован в центр здоровья. В их составе — врачи и средние медицинские работники — методисты санитарно-просветительной работы.
Учреждения санитарного просвещения, где проводится санпросвет работа среди отдельных контингентов
«Первая обязанность медицины — сохранение здоровья, и только второй — лечение болезней»
Санитарное просвещение — обязательный раздел деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональный долг каждого медицинского работника больницы и поликлиники. Если работники здравоохранения и другие работники не практикуют санитарное просвещение в своей повседневной работе, они не выполняют свою работу правильно. При лечении человека медицинский работник должен также информировать пациента о причине заболевания и обучать профилактическим навыкам. Лекарства сами по себе не решат проблемы. Без медицинского образования пациент может снова заболеть той же болезнью. Работники здравоохранения должны также понимать, что их личный пример служит воспитанию других.
С помощью санпросвет работы медицинские работники лечебно-профилактических учреждений могут влиять на:
Таким образом, санитарно-просветительная работа в лечебных учреждениях — один из основных инструментов профилактики, непосредственно влияет на эффективность лечебной и профилактической работы и тем самым — на экономические показатели здравоохранения. Кроме этого, известно: практика, которая сложилась за многие годы, недостаточно учитывает новые задачи, которые стоят перед здравоохранением, современные формы медицинского обслуживания, развитие специализированной медицинской помощи, дальнейшее развитие метода диспансеризации, особенности технического прогресса, средств информации, повышение санитарной и общей культуры населения. Некоторые вопросы гигиенического обучения и воспитания в деятельности лечебно-профилактических учреждений еще не разработаны, другие требуют уточнения и оптимизации.
В санитарно-просветительной работе выделяют три основных звена : санитарное просвещение в поликлиниках, на участке, в стационаре. Проводится эта работа среди отдельных контингентов:
С отдельными контингентами населения санитарно-просветительная работа проводится по определенным методикам. Со здоровыми — целевая информация; с больными дифференциально: при острых заболеваниях — обязательный минимум информации, при хронических заболеваниях (диспансерных) — курс очно-заочного обучения; с больными в стационаре — гигиеническое обучение госпитализированных тому подобное. Поэтому сердцевиной содержания санитарно-просветительной работы медицинского персонала среди населения должна быть пропаганда здорового образа жизни.
Пропаганда здорового образа жизни включает широкий круг гигиенических вопросов:
Пропаганду здорового образа жизни следует рассматривать как базис многоплановой и эффективной профилактики широкого круга заболеваний, в том числе, борьба с которыми наиболее актуальна: сердечно-сосудистые заболевания, злокачественные новообразования онклпатологии, туберкулез, гонорея и др.
Важное и самостоятельное значение имеет санитарно-просветительская работа с пациентами по первичной профилактике отдельных заболеваний. Нужно, чтобы эта работа проводилась методически правильно, особенно в плане целевой информации, что обеспечит раннее выявление заболеваний. Таким образом, гигиеническое воспитание и санитарно-просветительная работа медицинского персонала может обеспечить необходимый объем и высокое качество гигиенического воспитания населения — важного элемента лечебно-профилактической деятельности каждого медицинского работника.
Кто осуществляет санитарное просвещение работающих, учащихся, родителей?
В настоящее время организационно-методическую, координационную и оперативную работу по гигиеническому обучению и воспитанию населения в России проводят областные, городские и районные Центры здоровья, Центры медицинской профилактики, отделения и кабинеты медицинской профилактики в лечебно-профилактических учреждениях, территориальные медицинские объединения, отдельные лечебно-профилактические учреждения. В системе органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека создан ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора.
Базовая структура Центра здоровья предполагает наличие таких взаимосвязанных подразделений: организационного отдела, методического отдела (кабинета), лекционного бюро, библиотеки-читальни, фонда наглядных пособий, издательской группы, кинолектория, состав научно-популярной литературы, учебных аудиторий и тому подобное. Центр здоровья осуществляет планирование, организационно-методическое и консультативное руководство деятельностью по гигиеническому обучению и воспитанию населения на территории обслуживания, подготовку и издание (содействие изданию) научно-популярной литературы, организацию радио- и телепередач, выставок, лекций, курсовых и других мероприятий санитарного просвещения населения, координацию и обмен опытом работы лечебно-профилактических учреждений по этим вопросам.
Важная роль в проведении санитарно-просветительной работы предстоит Обществу Красного Креста — добровольной общественной организации, которая проводит большую работу в сфере оказания помощи пострадавшим от стихийного бедствия, в обучении населения навыков по оказанию первой медицинской помощи при травм, отравлений, острых состояний, организации донорства, проведения массовых санитарно-оздоровительных мероприятий, а также патронажа отдельных больных. Общество Красного Креста России входит в Международную организацию Красного Креста и Красного Полумесяца. Эта организация создана Женевской Конвенции, принятой 1864 на многих предприятиях и учреждениях функционируют первичные организации Общества Красного Креста, которые создают разветвленную сеть санитарных постов, санитарных уполномоченных, патронажных медицинских сестер, школ и руководят их деятельностью.
К санитарно-просветительной работе привлекают также всех работников аптечных учреждений. В каждом учреждении должен быть составлен план этой работы, перечень лекторов и ответственных лиц, тем лекций, бесед, график их проведения и т.д. (по нормативам на каждого медицинского работника приходится для этой работы 4 ч в месяц).
Санитарно-просветительная работа медицинской сестры в лечебно-профилактических учреждениях
Большая роль в проведении проведении санитарно-просветительской работы принадлежит средним медицинским работникам. Рекомендуемые формы санитарно-гигиенического просвещения населения: беседы с больными, выпуск санитарных бюллетеней, составление информационных листков, оформление тематических папок, оказание помощи врачу в проведении лекций, демонстрация слайдов на медицинскую тему. Так, медицинские сестры ежедневно проводят индивидуальные беседы с выздоравливающими больными и членами их семей в случае патронажа на дому, в поликлиниках, больницах. Санитарно-гигиеническое просвещение населения является обязательным разделом работы палатной медицинской сестры. Эту работу они осуществляют под руководством врачей. Врач помогает подготовить беседу: рекомендует литературу, наглядные средства, иллюстрации, проглядывает конспект. Лекция предполагает активное участие слушателей. Задача медицинского работника, проводящего беседу, состоит в том, чтобы сделать ее интересной путем вовлечения слушателей в общий разговор. В отличие от лекции беседа проводится с ограниченным количеством слушателей. С целью повышения квалификации проводятся специальные групповые занятия медицинских сестер на советах медсестер и тому подобное.
Проводить беседы нужно доступным языком, без использования сложной медицинской терминологии, с разнообразными интересными примерами из личного опыта. Цель беседы — помощь больным предотвратить некоторые заболевания, усвоить принципы оказания первой медицинской помощи при обморожениях, ожогах, отравлениях, травмах, потере сознания, правила и методы проведения искусственного дыхания. Беседы должны быть недолгими, интересными, полезными, на санитарно-просветительную работу медсестре отводится 15-20 минут с отдельными больными или группой больных стационара, состоящих из 3-х людей с одинаковыми заболеваниями или больными отдельных палат.
С выздоравливающими детьми медицинская сестра по санитарному просвещению проводит 10-15 минутные беседы по вопросам соблюдения личной гигиены, закаливание организма. Этот материал целесообразно сопровождать демонстрацией слайдов, видеофильмов и мультфильмов. Материал усваивается лучше, если беседы проводят в учебных комнатах, столовых, холлах. В палатах занятия допускают только с больными, которым рекомендовано строгий постельный режим. Санитарно-просветительная работа медсестры, темы и тексты бесед должны быть заблаговременно составлены и утверждены заведующим отделением.
Наиболее подготовленные медицинские сестры могут проводить (в палатах, красных углах, дома у больных, на участке) гласные чтения и беседы по профилактике инфекционных заболеваний, травм, отравлений, по вопросам гигиены, оказания первой помощи в случае несчастливых случаев и тому подобное. Медсестры по санитарному просвещению может демонстрировать диапозитивы, диафильмы с нужными пояснениями, издавать газеты, журналы, брошюры и листовки; писать заметки в стенгазеты и санитарные бюллетени и помогать оформлять их; участвовать в организации и проведении санитарно-просветительских выставок, занятий с младшим медицинским персоналом, проводить практические занятия с санитарным активом и работать с ним. Организовывать вечера вопросов и ответов. Последнее требует предварительной подготовки и тщательной организации. Населению заранее сообщают о проведении такого вечера, ставят ящик для сбора вопросов. В некоторых случаях такой вечер надо проводить совместно с врачами-специалистами. Что касается стенных газет и санитарных бюллетеней, то они отличаются тем, что санитарные бюллетени более сжаты и освещают какую-то одну тему, актуальную на то время (донорство, профилактика гриппа, уличный травматизм, рахит и др.). Заметки, статьи, фотографии и другие иллюстрации монтируются на большом листе ватмана и вывешиваются на видном месте. Тематика стенных газет определяется профилем учреждения, конечно выпуск посвящается комплексной проблеме научно-популярного плана с использованием текущей информации, заметок читателей, жизненных фактов, изложенных понятно, с аргументированными советами и консультациями.
Очень часто санитарно-просветительная работа медсестры с пациентами проводится во время оздоровительных мероприятий: это разъяснение значения прививок, необходимости своевременной госпитализации больных, опасности контакта детей с больным ребенком, важности дезинфекции. Со всеми группами населения в процессе их диспансеризации надо проводить постоянную агитацию против курения, злоупотребления спиртными напитками, борьбе со стрессовыми ситуациями, адинамией как наиболее явными факторами риска, которые могут привести к возникновению тяжелых хронических заболеваний. Участие медицинской сестры в санитарно-просветительной работе, возможно, во время профилактических осмотров в школах, общежитиях, на предприятиях и др. Так, в работе со школьниками можно использовать их знания по гигиене, природоведению, биологии, анатомии, привлекая к этому делу соответствующих педагогов. Во время работы с детьми можно использовать игры, сказки, яркие картинки для выработки гигиенических навыков. Работа с женским контингентом — беременными, молодыми матерями — направлена на разъяснение гигиены половой жизни, подготовку к материнству, борьбе с абортами.
Санитарно-просветительная работа медсестры с работниками промышленных предприятий направлена на ознакомление с гигиеной труда (борьба с шумом, газами, пылью), личной гигиеной (профилактика кожных заболеваний) и использование общей и индивидуальной защиты.
В сельской местности санитарное просвещение и гигиеническое воспитание населения должно быть направлено, прежде всего, на ознакомление населения с правилами работы с химическими удобрениями и ядохимикатами.
Не менее важно уметь проводить санитарное образование среди больных. В таком случае необходимо учитывать особенности психики больного, его повышенную мнительность и интерес к своему заболеванию. Медицинские работники в таком случае должны использовать санитарное образование как средство психопрофилактики и психотерапии: надо успокоить больного, вселить веру в выздоровление, убедить в необходимости совместными усилиями (больного и медицинского работника) победить болезнь. Медицинские сестры должны участвовать в создании и работе библиотечного отделения. Известно, что для создания бодрого настроения у больных, уверенности в выздоровлении необходима и хорошо подобранная на разные темы медицинская литература. Интерес у больных могут вызвать тематические папки, состоящие из открыток, вырезок из газет, иллюстраций на определенную тему, например, о вреде курения, аборта, предотвращения СПИДа, пользе закаливания организма.
Большое внимание вызывают выставки — совокупность различного рода выставленных для осмотра экспонатов из любой отрасли гигиенических и медицинских знаний с целью их популяризации. Они могут быть стационарными и портативными. Стационарные выставки проходят в домах санитарного образования, медицинских учреждениях. Лучше подбирать материал на одну тему, экспонаты же должны быть разнообразными, конкретными и убедительными. Передвижные выставки можно размещать в вагонах, агитационных автомобилях, а также организовывать в виде небольших выставок.
Средние медицинские работники должны заниматься санитарным образованием 4 ч в неделю, периодически подводить итоги своей работы. Эффективность этой работы можно оценивать по таким критериям, как уровень санитарной культуры, особенно детского населения, гигиенические знания и поведение которого в значительной мере отражают санитарное состояние окружающей среды, образ жизни семьи и тому подобное.