к аттестации на право осуществления аудиторской деятельности допускаются лица имеющие

Статья 15. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности

ГАРАНТ:

См. Временное положение о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 12 сентября 2002 г. N 93н

2. Обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора являются:

наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельства об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании;

наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.

Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом.

ГАРАНТ:

О конкурсном отборе организаций для технического обеспечения этапа тестирования квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора (с использованием телекоммуникационных средств связи) см. приказ Минфина РФ от 30 августа 2002 г. N 193

3. Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом. Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Источник

Статья 15. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности

ГАРАНТ:

См. Временное положение о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 12 сентября 2002 г. N 93н

2. Обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора являются:

наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельства об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании;

наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.

Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом.

ГАРАНТ:

См. приказ Минфина РФ от 30 августа 2002 г. N 193 «О конкурсном отборе организаций для технического обеспечения этапа тестирования квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора (с использованием телекоммуникационных средств связи)»

3. Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом. Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности.

ГАРАНТ:

Об отдельных вопросах повышения квалификации аудиторами см. письмо Минфина РФ от 18 июля 2002 г. N 28-01-05/1239, письмо Минфина РФ от 17 июня 2003 г. N 28-04-02/1248/СШ

См. также письмо Минфина РФ от 29 августа 2002 г. N 28-01-21/1426/СШ

Источник

Аттестация аудиторов

Квалификационный экзамен на получение квалификационного аттестата аудитора проводит Автономная некоммерческая организация «Единая аттестационная комиссия», созданная саморегулируемыми организациями аудиторов в порядке, установленном приказом Минфина России от 27&nbspмая 2010&nbspг. №&nbsp51н.

С целью проведения квалификационного экзамена Автономная некоммерческая организация «Единая аттестационная комиссия»:

Вопросы, предлагаемые претендентам на квалификационном экзамене, устанавливает Автономная некоммерческая организация «Единая аттестационная комиссия». Области знаний, по которым разработаны вопросы, одобрены Советом по аудиторской деятельности: «Право», «Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность», «Налоговое законодательство Российской Федерации», «Финансы, финансовый анализ, основы финансового менеджмента, управление рисками, внутренний контроль», «Аудиторская деятельность». Перечень вопросов, предлагаемых претендентам на квалификационном экзамене, систематически обновляется с учетом изменений, внесенных в законодательные и иные нормативные правовые акты, а также международные стандарты финансовой отчетности и международные стандарты аудита.

К квалификационному экзамену на получение квалификационного аттестата аудитора допускается претендент, получивший высшее образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Регистрация претендента для участия в квалификационном экзамене осуществляется в электронном виде на официальном Интернет-сайте Автономной некоммерческой организации «Единая аттестационная комиссия».

Квалификационный экзамен состоит из компьютерного тестирования и выполнения письменной работы.

Претендент, сдавший экзамен в части компьютерного тестирования (набрав не менее 86 процентов максимально возможного количества баллов), вправе сдавать квалификационный экзамен в части письменной работы, если с даты объявления результатов компьютерного тестирования прошло не более двух лет. По истечении этого срока результаты компьютерного тестирования аннулируются Автономной некоммерческой организацией «Единая аттестационная комиссия».

Индивидуальный экзаменационный билет состоит из 5 вопросов (по 1 вопросу из каждой области знаний) и 1 практической задачи. В каждый день проведения письменной работы проверяется квалификация претендента не более чем в 3 областях знаний. Для ответа на один вопрос экзаменационного билета претенденту предоставляется не более 45 минут, а на практическую задачу не более 2 часов. За каждый ответ на вопрос экзаменационного билета претендент получает 10, либо 8, либо 6, либо 4, либо 2, либо 0 баллов в зависимости от того, в какой степени претендент ответил на вопрос экзаменационного билета. За решение практической задачи претендент получает 50, либо 40, либо 30, либо 25, либо 20, либо 10, либо 0 баллов в зависимости от того, в какой степени претендент решил практическую задачу.

Претендент считается сдавшим квалификационный экзамен если по результатам основной (дополнительной) экзаменационной сессии получил за ответы на все вопросы экзаменационного билета и решение практической задачи суммарно не менее 67 процентов максимально возможного количества баллов (при условии получения за ответы на все вопросы экзаменационного билета не менее 84 процентов максимально возможного количества баллов). Претендент, по результатам основной экзаменационной сессии не получивший необходимого количества баллов для признания его сдавшим квалификационный экзамен, допускается к участию в дополнительных экзаменационных сессиях при оценке 10 баллов хотя бы за один ответ на вопрос экзаменационного билета. При этом данному претенденту засчитываются как сданные те ответы на вопросы экзаменационного билета, оценка по которым составляет не менее 8 баллов, и решение практической задачи с оценкой не менее 25 баллов. Зачтенные баллы заносятся в протокол подведения промежуточных результатов письменной работы и учитываются при определении окончательных результатов по итогам всех дополнительных экзаменационных сессий. Если претендент по результатам основной экзаменационной сессии не получил 10 баллов ни за один ответ на вопросы экзаменационного билета, он считается не сдавшим квалификационный экзамен.

За прием квалификационного экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливается Автономной некоммерческой организацией «Единая аттестационная комиссия».

Квалификационный аттестат аудитора выдается саморегулируемой организацией аудиторов, при условии, что лицо, претендующее на его получение:

Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия.

Сведения об Автономной некоммерческой организации «Единая аттестационная комиссия»:

Источник

Глава 3. Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности в области банковского аудита

Глава 3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ

АТТЕСТАЦИИ НА ПРАВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ БАНКОВСКОГО АУДИТА

9. Решение по вопросу о выдаче квалификационного аттестата аудитора на право осуществления банковского аудита (далее «аттестат») принимается ЦАЛАК Банка России после проведения аттестации (квалификационного экзамена) претендентов, которую проходят все физические лица, желающие заниматься аудиторской деятельностью самостоятельно или в составе аудиторской фирмы.

10. К аттестации допускаются лица, имеющие экономическое или юридическое (высшее либо среднее специальное) образование и стаж работы на постоянной основе не менее трех лет из последних пяти аудитором, руководителем или специалистом аудиторской фирмы, научным работником или преподавателем по экономическому профилю, а также бухгалтером, экономистом, ревизором, другим специалистом по банковскому делу в банковской системе.

11. За проведение аттестации взимается плата в 20-кратном размере установленной законодательством Российской Федерации минимальной оплаты труда на дату представления в Банк России всех документов, необходимых для начала рассмотрения заявления.

В случае отказа претендента от прохождения аттестации (неявки по неуважительной причине на экзамен), а также при неудовлетворительных итогах аттестации плата за ее проведение не возвращается. О причинах неявки на экзамен претендент направляет официальную информацию (с приложением оправдательных документов) Департаменту лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России.

12. Для прохождения аттестации претендент представляет в Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России следующие документы:

— заявление по форме Приложения N 1 к настоящему Положению;

— нотариально заверенные копию диплома о высшем (среднем специальном) образовании и выписку из трудовой книжки;

— две фотографии размером 4 x 6;

— квитанцию о внесении платы за проведение аттестации;

— сведения о почтовых реквизитах, номерах телефонов, факсимильной связи.

13. Заявление рассматривается в срок, не превышающий одного месяца с момента представления всех необходимых документов. В случае ненадлежащего оформления документов они в недельный срок возвращаются на переоформление.

Датой представления документов считается дата их регистрации в Канцелярии Административного департамента Банка России.

Исправленные и повторно направленные в Банк России документы считаются вновь поступившими и рассматриваются в месячный срок в общем порядке.

15. Порядок и Программа проведения аттестации утверждаются ЦАЛАК Банка России, согласовываются с Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации и публикуются в официальном издании Банка России («Вестник Банка России»).

16. ЦАЛАК Банка России рассматривает результаты аттестации и принимает решение о выдаче или отказе в выдаче аттестата претендентам.

Аттестат выдается сроком до трех лет. Датой выдачи аттестата является день принятия ЦАЛАК Банка России решения о выдаче аттестата лицу, прошедшему аттестацию.

(в ред. Указания ЦБ РФ от 26.05.98 N 238-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

17. Запись о выдаче аттестата вносится в Государственный реестр выданных квалификационных аттестатов аудиторов, ведение которого осуществляется Департаментом лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России.

18. Аттестат (Приложение N 2) выдается аудитору в течение месяца со дня принятия решения ЦАЛАК Банка России о его выдаче.

Аттестат является именным документом и хранится у аудитора.

19. Список аудиторов, получивших аттестаты, доводится Департаментом лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России в недельный срок после принятия решения ЦАЛАК Банка России до территориальных учреждений Банка России и публикуется в официальном издании Банка России («Вестник Банка России»).

20. В случае отказа ЦАЛАК Банка России в выдаче аттестата Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России в 10-дневный срок направляет претенденту информацию о причинах отказа.

Решение ЦАЛАК Банка России об отказе в выдаче аттестата может быть обжаловано претендентом в месячный срок со дня получения уведомления о принятии такого решения в суд.

21. Взамен утерянного (утраченного) аттестата, срок действия которого не истек, по заявлению аудитора ЦАЛАК Банка России может быть выдан дубликат. За выдачу дубликата взимается плата в размере 50 процентов платы за проведение аттестации, исчисляемой исходя из минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на дату обращения в Банк России с заявлением о выдаче дубликата аттестата.

23. Организация продления срока действия аттестата возложена на ЦАЛАК Банка России. Порядок продления срока действия аттестата разрабатывается Департаментом лицензирования банковской и аудиторской деятельности, утверждается ЦАЛАК Банка России и публикуется в официальном издании Банка России («Вестник Банка России»).

24. При получении от аудитора заявления о продлении срока действия аттестата ЦАЛАК Банка России вправе назначить повторную сдачу квалификационного экзамена в случаях:

— наличия обоснованных претензий к аудитору со стороны Банка России или его территориальных учреждений, налоговых органов, заказчиков, а также других аудиторов и аудиторских фирм;

— существенного изменения законодательства, нормативных актов Банка России, которыми следует руководствоваться при проведении банковского аудита.

25. ЦАЛАК Банка России может продлить срок действия аттестата на три года. За продление срока действия аттестата взимается плата в размере 50 процентов платы за проведение аттестации, исчисляемой исходя из минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на дату обращения в Банк России с заявлением о продлении срока действия аттестата.

26. Физические лица, прошедшие аттестацию, могут заниматься аудиторской деятельностью в составе аудиторской фирмы, заключив с ней трудовое соглашение, либо самостоятельно, зарегистрировавшись в качестве предпринимателей.

Источник

К аттестации на право осуществления аудиторской деятельности допускаются лица имеющие

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

Глава 1

Статья 1

Понятие аудиторской деятельности

Аудиторская деятельность может осуществляться как предпринимателем (аудитором), действующим без образования юридического лица, так и юридическим лицом (аудиторской организацией).

Затраты на проведение аудита относятся на себестоимость продукции, товаров, работ, услуг и приравниваются к материальным затратам.

Статья 2

Виды аудиторских услуг

В процессе аудита составляется аудиторское заключение, характеризующее:

а) состояние и содержание годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) достоверность и полноту годового баланса банков, фондов, бирж, компаний, обществ, других субъектов хозяйствования независимо от форм собственности и видов деятельности;

в) потенциальные возможности субъектов хозяйствования в инвестиционной и инновационной деятельности, возможности выбора предприятий при определении участников инновационных проектов;

г) целевое использование кредитных ресурсов и инвестиций;

д) своевременность и полноту формирования уставного капитала субъектов хозяйствования;

е) финансовое состояние: эмитентов ценных бумаг; государственных предприятий при отчуждении имущества, передаче его в аренду в процессе приватизации; субъектов хозяйствования, признаваемых несостоятельными (банкротами).

Аудиторы и аудиторские организации могут оказывать другие аудиторские услуги, связанные с их профессиональной деятельностью: по постановке и восстановлению бухгалтерского учета; составлению деклараций о доходах и финансовой отчетности; анализу финансово-хозяйственной деятельности; оценке активов и пассивов предприятия; информационному обслуживанию заказчиков; консультированию по вопросам налогового и хозяйственного законодательства государства.

Статья 3

Аудит может быть обязательным и инициативным.

Глава 2

Аудитор, аудиторские организации и объединения

Статья 4

К аттестации на право заниматься аудиторской деятельностью допускаются лица, имеющие высшее экономическое или юридическое образование, а также стаж работы по специальности не менее пяти лет.

Аудитор имеет право заниматься аудиторской деятельностью индивидуально в качестве предпринимателя или сотрудника аудиторской организации. Занятие индивидуальной предпринимательской деятельностью возможно только после получения лицензии на эту деятельность и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций.

К аудиторам, получившим право на занятие аудиторской деятельностью в других странах и желающим осуществлять аудиторскую деятельность на территории данного государства, предъявляются требования, предусмотренные в настоящей статье.

Статья 5

Аудиторской организацией признается юридическое лицо, созданное для осуществления аудиторской деятельности в любой организационно-правовой форме, предусмотренной законодательством государства, за исключением формы акционерного общества открытого типа. Чтобы заниматься аудиторской деятельностью, аудиторская организация должна получить лицензию на этот вид деятельности и быть внесена в государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций.

Руководителем аудиторской организации может быть только аудитор.

Статья 6

Ограничение права на занятие аудиторской и
другими видами деятельности

Аудиторам запрещается непосредственно заниматься другими видами предпринимательской деятельности, за исключением преподавательской и научной деятельности.

Аудиторским организациям запрещается заниматься другими видами деятельности.

Лица, имеющие судимость за корыстные и хозяйственные преступления, не имеют права заниматься аудиторской деятельностью.

Статья 7

Аудиторская палата и объединения аудиторов

Координацию аудиторской деятельности, разработку методологии аудита, контроль за соблюдением законодательства государства об аудиторской деятельности, меры, направленные на развитие независимого профессионального аудита и повышение эффективности аудиторской деятельности осуществляет единая государственная аудиторская палата. Она объединяет всех аудиторов и все аудиторские организации государства на основе обязательного членства и финансируется за счет обязательных членских взносов. Порядок внесения взносов и их размеры определяются руководящим органом аудиторской палаты.

Аудиторская палата и ее руководящие органы создаются на государственной конференции аудиторов. Ее деятельность регулируется настоящим Законом и другими правовыми актами государства.

Аудиторская палата не имеет права заниматься аудиторской деятельностью, создавать собственные коммерческие организации.

Деятельность аудиторской палаты не может быть прекращена.

Правительство государства может содействовать и оказывать необходимую помощь аудиторской палате в ее становлении, развитии и деятельности. Оно имеет право давать рекомендации аудиторской палате по вопросам совершенствования аудиторской деятельности. Аудиторская палата обязана рассмотреть их в двухмесячный срок.

Решения аудиторской палаты обязательны для аудиторов и аудиторских организаций.

Для осуществления профессиональных целей и защиты своих интересов аудиторы могут создавать общественные профессиональные объединения в рамках действующего законодательства.

Глава 3

Осуществление аудиторской деятельности

Статья 8

Правовые основания для осуществления
аудиторской деятельности

Аудиторская деятельность осуществляется на основании настоящего Закона и других законодательных актов государства, а также в соответствии с международными и государственными стандартами аудиторской деятельности.

Аудиторы и аудиторские организации при осуществлении аудиторской деятельности руководствуются настоящим Законом, другими законодательными актами, стандартами аудиторской деятельности, нормативными документами по бухгалтерскому учету и контролю.

Государственные органы, заказчики аудита и любая третья сторона не вправе вмешиваться в профессиональную деятельность аудитора и аудиторской организации.

Независимость аудиторов и аудиторских организаций обеспечивается в соответствии с законодательством государства.

Аудиторская палата по заявлению заинтересованного субъекта и за счет его средств может назначить проверку (экспертизу) качества аудиторского заключения.

Организация аудиторской деятельности, порядок аттестации специалистов и выдача им лицензий на право занятия аудиторской деятельностью, лицензирование аудиторских организаций, ведение государственного реестра аудиторов и аудиторских организаций и другие вопросы аудита определяются правительством государства.

Статья 9

Договор на проведение аудита

Отношения между аудиторскими организациями (аудиторами) и заказчиками строятся на основе договора.

Аудиторские организации (аудиторы) ведут регистрацию заключенных договоров.

Предприятие (заказчик) имеет право самостоятельно выбирать аудиторскую организацию (аудитора) для заключения договора на проведение аудита, если иное не предусмотрено законодательством.

Аудиторские организации (аудиторы), осуществляющие аудиторскую проверку банков, должны иметь лицензию Центрального банка государства на право занятия аудиторской деятельностью в банковской системе.

Аудиторская проверка не может проводиться:

являющимися учредителями, собственниками, акционерами проверяемых субъектов хозяйствования;

состоящими с заказчиками в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов);

б) аудиторскими организациями:

в отношении субъектов хозяйствования, являющихся их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками, а также в отношении которых эти аудиторские организации являются учредителями, собственниками, акционерами;

в отношении субъектов хозяйствования, являющихся их дочерними предприятиями, филиалами (отделениями) и представительствами или имеющих в своем капитале долю этих аудиторских организаций;

в) аудиторами и аудиторскими организациями, оказывавшими данному субъекту хозяйствования услуги по постановке и восстановлению бухгалтерского учета.

Статья 10

Права аудиторов и аудиторских организаций

Аудиторы и аудиторские организации имеют право:

а) самостоятельно определять формы и методы проверки;

б) проверять все бухгалтерские регистры, счета и другую документацию по финансово-хозяйственной деятельности, активы и обязательства, фактическое наличие денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей и их соответствие данным бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности;

в) получать у банков, налоговых органов и иных третьих лиц соответствующие сведения о финансово-хозяйственной деятельности проверяемого предприятия, необходимые для проведения аудита;

г) привлекать на договорной основе к участию в аудите специалистов различного профиля, за исключением лиц, указанных в статьях 6 и 9 настоящего Закона;

д) отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредставления проверяемым субъектом хозяйствования необходимой документации.

Статья 11

Обязанности аудиторов и аудиторских организаций

Аудиторы и аудиторские организации обязаны:

а) сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении аудиторской проверки субъекта хозяйствования вследствие обстоятельств, указанных в статье 9 настоящего Закона;

б) обеспечивать сохранность документов, полученных на проверяемом субъекте хозяйствования, а также составленных ими в ходе проверки;

в) гарантировать заказчику конфиденциальность представленных им и выявленных в ходе аудиторских работ любой информации и данных, результатов проверки и финансового состояния заказчика;

г) не использовать в своих целях или в интересах третьих лиц полученную в результате аудиторской проверки информацию;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *