к автоматизированной форме труда относится труд
Ответы на тесты по теме БЖД
Что является наиболее эффективным мероприятием для снижения воздействия инфракрасного излучения на рабочем месте?
экранирование источников излучения
Сколько существует степеней защиты от влаги светильников?
Верно ли утверждение, что существуют как безопасные, так и комфортные условия для любого вида деятельности
Что такое условия труда
Это совокупность факторов трудового процесса и рабочей среды
По какой формуле рассчитывается показатель минимальных материальных потерь из-за профессиональной заболеваемости
b. Формы труда, связанные с дистанционным управлением c. Формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством d. Механизированные формы труда (механизированный труд) e. Формы труда, требующие значительной мышечной активности (мышечный труд). f. Групповые формы труда (конвейеры)
Укажите патологические состояния, возникающие в условиях нагревающего производственного микроклимата
Катаракта, гипертермия, судорожная болезнь, тепловой удар
Какие напитки наиболее эффективны для профилактики перегревов у рабочих горячих цехов (выберите не более двух)
1. белково-витаминный напиток 2. вода газированная с 0,2–0,5% содержанием хлорида натрия
Может ли коэффициент использования светильника быть равным или большим 100%
Важнейшей светотехнической характеристикой светильника является
Светораспределение светового потока
Сколько существует классов защиты от поражения электрическим током в светильниках
—>
Не менее какого объема поступающего воздуха на одного работника должна обеспечивать механическая вентиляция при отсутствии естестве
укажите формы труда
Установите соответствие суточных затрат энергии
12,5. 15,5 МДж- лица умсвенного труда; 10,5. 11,7 МДж- Работники механизированного труда..; 11,3. 12,5 МДж- работники, выполняющие работу средней тяжести; 16,3. 18 МДж-работники, выполняющие тяжелую физическую работу
Какие напитки наиболее эффективны для профилактики перегревов у рабочих горячих цехов (выберите не более двух)?
1. вода газированная с 0,2–0,5% содержанием хлорида натрия 2. белково-витаминный напиток
Перечислите формы умственного труда
Труд медиков; Труд преподавателей; Управленческий труд; Творческий труд; Труд учащихся; Операторский труд
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» изучает пусто снижения уровня негативных факторов с которыми сталкивается человек на пусто в повседневных условиях и в условиях чрезвычайных ситуаций
Методы способы средство и организацию. На производстве
От чего зависит эффективность трудовой деятельности человека?
b. Работоспособности организма c. Гигиенических факторов производственной среды d. От предмета и орудий труда e. Организации рабочего места
Классификация основных форм трудовой деятельности
Трудовая деятельность человека и производственная среда постоянно меняются в результате постоянного использования достижений и продукции научно-технического прогресса и осуществления широких социально-экономических преобразований. Вместе с тем труд остается первым, основным и непременным условием существования человека, экономического, социального и духовного развития общества, всестороннего совершенствования личности.
В соответствии с принятой физиологической классификацией трудовой деятельности в настоящее время различают следующие формы труда.
Физический труд характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма человека (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.),обеспечивающие его деятельность.
Развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, напряженный физический труд имеет и ряд недостатков. Это, прежде всего его неэффективность, связанная с низкой производительностью и необходимостью перерывов на восстановление физических сил, доходящих до 50% рабочего времени.
Физическая тяжесть работы определяется энергетическими затратами в процессе трудовой деятельности и подразделяется на следующие категории: легкие, средней тяжести и тяжелые физические работы.
I. Легкие физические работы (категория І) подразделяются на две категории:
-І а, при которой энергозатраты составляют до 120 ккал/ч (139 Вт);
-І б, при которой энергозатраты равны 121-150 ккал/ч (140- 174 Вт).
Физические работы средней тяжести (категории II) подразделяются на две категории:
— ІІ а, при которой энергозатраты составляют 175-232 Вт;
— ІІ б, при которой энергозатраты составляют 233-290 Вт.
К категории ІІ а относятся работы, связанные с постоянной ходьбой, перемещением мелких (до 1 м) изделий или предметов в положении стоя или сидя, и требующие определенных физических усилий. К категории ІІ б относятся работы, связанные с ходьбой, перемещением тяжестей до 10 кг при умеренном физическом напряжении.
Тяжелые физические работы характеризуются расходом энергии более 290 Вт. К этой категории относятся работы, связанные с постоянными передвижениями и перемещениями значительных (свыше 10 кг) тяжестей и требующие больших физических усилий.
Энергия, необходимая человеку для жизнедеятельности, выделяется в его организме в процессе окислительно-восстановительногораспада белков, жиров, углеводов и других органических соединений, содержащихся в продуктах питания.
Совокупность химических реакций в организме человека называется обменом веществ. Для характеристики суммарного энергетического обмена веществ используют понятия основного обмена и обмена при различных видах деятельности.
Основной обмен характеризуется величиной энергетических затрат в состоянии полного мышечного покоя в стандартных условиях (при комфортной температуре окружающей среды, спустя 12-16 часов после приема пищи в положении лежа). Энергозатраты на процессы жизнедеятельности в этих условиях для человека массой 75 кг составляют 87,5 Вт.
Изменение позы, интенсивности мышечной деятельности, информационной насыщенности труда, степени эмоционального напряжения и других факторов приводят к дополнительным затратам энергии.
Механизированные формы труда изменяют характер мышечных нагрузок и усложняют программы действий. Профессии механизированного труда нередко требуют специальных знаний и навыков.
В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы дистальных отделов конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимые при управлении механизмами. Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в труде информации приводят к монотонности труда.
IV. Групповые формы труда — конвейер.Особенность этой формы заключается в разделении общего процесса на конкретные операции, строгой последовательности их выполнения, автоматической подаче деталей к каждому рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера.
Конвейерная форма труда требует синхронной работы участников в соответствии с заданным ритмом и темпом. При этом, чем меньше времени тратит работник на операцию, тем монотоннее работа и проще ее содержание.
Для интеллектуального труда характерна гипокинезия, т. е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является неблагоприятным производственным фактором, одной из причин сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда.
В условиях научно-технического прогресса возрастает роль творческого элемента во всех сферах профессиональной деятельности. В наступивший компьютерный век во многих профессиях, преимущественно физического труда, увеличивается доля умственного компонента, когда даже функции управления и контроля возлагаются на электронную технику.
Умственный труд связан с приемом и переработкой информации, требует напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы.
Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Отличаются они по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.
Операторский труд. В условиях современного многофакторного производства на первый план выдвигаются функции управления и контроля за работой технологических линий, процессами товародвижения и обслуживания покупателей. Например, труд диспетчера оптовой базы или главного администратора супермаркета связан с переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью.
Труд преподавателей, торговых и медицинских работников, работников всех сфер услуг отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.
Успешное осуществление различных форм трудовой деятельности человека возможно при обязательном учете физиологических основ умственного и физического труда, проведении необходимых мер по повышению работоспособности организма, созданию комфортных условий для трудовых коллективов и отдельных работников.
Исходя из гигиенических критериев Р 2.2.2006-05 “Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда” (утв. Роспотребнадзором 29.07.2005), условия труда подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные [22] (рис. 4.).
Условия труда |
3.1 (1-й степени) |
3.2 (2-й степени) |
3.4 (4-й степени) |
3.3 (3-й степени) |
Допустимые (2-й класс) |
Оптимальные (1-й Класс) |
Вредные (3 класс) |
Травмоопасные (4 класс) |
Безопасные |
Рис. 4. Классификация условий труда
1-я степень 3-го класса (3.1) – условия труда, характеризующиеся такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения (восстанавливающиеся, как правило, при более длительном прерывании контакта с вредными факторами) и увеличивают риск повреждения здоровья;
2-я степень 3-го класса (3.2) – условия труда, характеризующиеся воздействием таких уровней вредных факторов, которые вызывают стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно обусловленной заболеваемости, появлению начальных признаков или легких форм профессиональных заболеваний, возникающих после продолжительной экспозиции;
3-я степень 3-го класса (3.3) – условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степени тяжести в период трудовой деятельности, к росту хронической патологии, включая повышенные уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности;
4-я степень 3-го класса (3.4) – условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний, отмечается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.
Формы труда, связанные с частично автоматизированным производством.
При полуавтоматическом производстве человек выключается из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняет механизм. Задача человека ограничивается выполнением простых операций по обслуживанию станка; подать, материал для обработки, пустить в ход механизм, извлечь обработанную деталь.
Физиологической особенностью в значительной мере автоматизированных форм труда является готовность работника к действию и связанная с ней быстрота реакции по устранению возникающих неполадок. Такое функциональное состояние оперативного ожидания бывает различным по степени утомительности в зависимости от отношения к работе, срочности необходимого действия, ответственности предстоящей работы и т. д.
Формы труда, связанные с управлением производственными процессами и механизмами.
Формы интеллектуального (умственного) труда. Этот труд представлен как профессиями, относящимися к сфере материального производства (конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы и др.), так и вне его (врачи, учителя, писатели, артисты, художники и др.).
Формы и виды труда. Виды разделения труда
Физическая деятельность
Ручная деятельность характеризуется более высокой мышечной нагрузкой, которая ложится на опорно-двигательный аппарат и системы организма. При этом развивается мышечная система, стимулирующая обменные процессы.
Умственный труд
Это прием и переработка информации. Такая работа требует напряжения внимания, активизации мыслительных процессов, памяти. Труд связан с довольно высокой эмоциональной нагрузкой. Но продолжительная умственная нагрузка отрицательно влияет на психическую деятельность человека. Наблюдается ухудшение внимания, памяти, функций восприятия окружающей среды.
Элементы организации
Взаимосвязанные виды труда
В общем смысле существует три взаимосвязанных вида разделения трудовой деятельности:
В зависимости от разновидности и рода работ различают такие виды разделения труда, как функциональный, квалификационный, профессиональный и технологический. Также он разделяется по территориальному признаку (крупные и мелкие подразделения) и внутри подразделений.
Функциональная форма разделения труда
При такой форме предполагается деление персонала на однородные группы, отличающиеся друг от друга ролью в производственном процессе или осуществляемой деятельности. Наиболее многочисленной функциональной группой персонала являются рабочие: вспомогательные и основные. Если первые занимаются и выполняют основные функции производства, то вторая группа обеспечивает выполнение этих функций (ремонт, наладка, контроль).
По функциям, которые выполняют работники, выделяются и другие категории. К ним относят специалистов, руководителей, служащих, технических исполнителей, младший обслуживающий персонал, учеников и т. д.
Если существует функциональное разделение труда на предприятии, можно говорить о том, что все категории персонала эффективно используются.
При данном виде разделения деятельности предполагается повышение эффективности за счет специализации рабочих, инженерно-технических работников и тех, кто работает, принимая за основу четкое разделение функций маркетинга, менеджмента, проектирования, управления персонала, производства товаров и т. д.
Технологическое распределение труда
При технологическом распределении труда предусматривается расстановка работников по фазам и стадиям, видам работ и т. д., а также по производственным операциям. Это зависит от технологии производства и особенностей выполнения работ. Такое распределение труда оказывает влияние на уровень содержательности труда. И если узкая специализация склонна к монотонности, то широкая имеет высокую вероятность того, что работы будут выполняться некачественно. Поэтому перед организатором стоит ответственная задача: найти оптимальный уровень разделения трудовой деятельности по технологическому признаку. Данная форма имеет три разновидности: предметное, постадийное и пооперационное разделение труда.
Квалификационное и профессиональное разделение труда
Такие виды разделения, как профессиональное и квалификационное, схожи, поскольку зависят от самого работника.
Вышеуказанное разделение труда подразумевает деление по профессиям и специальностям. Согласно такой форме разделения устанавливают необходимую численность разных категорий работников.
Перечисленные виды и формы труда, а также формы кооперации деятельности, соответствующие им, должны характеризовать особенности взаимодействия между работниками на производстве. Эти виды разделения труда создают для организации широкие возможности использования рабочей силы.
Формы организации трудовой деятельности
Способы установления плановых заданий, а также то, как учитывается уже выполненная работа, позволяют выделять такие виды организации труда:
Помимо основных двух форм существуют следующие виды труда или формы организации:
Вышеперечисленные формы могут соединяться.
Условия труда
Под условиями труда понимают совокупность факторов рабочей среды и трудового процесса, где осуществляется деятельность человека. Виды условий труда подразделяются на четыре класса, исходя из гигиенических критериев:
Безопасность трудовой деятельности
Все виды труда нуждаются в обеспечении безопасности, то есть на работника не должны воздействовать опасные производственные факторы. Основными источниками права о безопасности деятельности служат следующие документы:
Другие виды труда
Результат работы также является критерием, по которому труд разделяется на два типа:
Также стоит упомянуть о репродуктивном и творческом труде. Репродуктивный приводит в заранее известным результатам, поскольку он отличается стандартностью всех воспроизводимых функций. Творческой деятельностью может заниматься не каждый человек. Все обусловлено и уровнем образования, и квалификацией, и способностью к новациям.
Каждый человек начинает познавать все виды труда в школе. Конечно, большая часть времени затрачивается на умственную деятельность. Но такие предметы, как физическая культура или труд, знакомят с физической деятельностью.
Понятие и виды труда многогранны. Их можно рассматривать с разных сторон, каждый раз открывать для себя новые стороны. Однако основные, общепринятые разделения трудовой деятельности следует знать, чтобы понимать разницу между ними. Это может пригодиться, например, при приеме на работу.
Формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством
В этих формах труда получает дальнейшее выражение механизация производственного процесса. При полуавтоматическом производстве человек выключается из процесса собственно обработки предмета труда, который целиком выполняется механизмом. Его задача ограничивается простыми операциями по обслуживанию станка: подать материал для обработки, пустить в ход механизм, вынуть обработанную деталь, изделие. Главная характерная черта этих работ — монотонность. Работа не требует высокой специальной квалификации. Она адресована к двигательному аппарату, от которого требуется прежде всего скорость и точность действий. Примером таких работ может служить штамповка одних и тех же деталей. Бессодержательность этих форм труда, оставляющих высшие кортикальные центры без «пищи», превращает человека в дополнительный к станку несложный механизм.
Автоматизация, как указывалось, резко меняет роль человека в трудовом процессе. Он перестает просто дополнять механизм, который теперь выполняет не только основные, но и вспомогательные операции, а переходит к управлению им. Основная задача работника — обеспечить бесперебойную работу этого сложного комплекса механизмов. Рождается новая профессия наладчика, требующая детального знания обслуживаемого агрегата. По своему уровню наладчик (при сложных механизмах) приближается к инженерно-техническому персоналу. При переходе к автоматизации один работник в состоянии обслужить несколько механизмов — многостаночное обслуживание. Один механизм требует частого вмешательства и относительно простых действий, другие автоматы рассчитаны на длительную непрерывную работу, их повреждение требует сложной программы действий от работника. Примером первых может служить ткацкий станок. Он стоит как бы на границе между полуавтоматом и автоматом. Операция смены шпуль характеризует его как полуавтомат, операция ликвидации обрывов нитей позволяет причислить его к автоматам. Примером вторых могут быть штамповочные автоматы, изготавливающие металлические детали из длинных лент (например при изготовлении перьев для письма).
Основной чертой деятельности работника во всех случаях является готовность к действию и связанная с ней срочность реакций. Такое функциональное состояние А. А. Ухтомский обозначил термином «оперативный покой». Под ним понимается трудовая доминанта, направленная на предстоящую деятельность. Уровень оперативного покоя бывает различным в зависимости от ответственности предстоящей работы, от отношения к работе, от срочности действий, от индивидуально-типологических свойств работника. Сохранение состояния оперативного покоя — большой нервный труд. Он тем больше, чем меньше вероятность раздражителя, сигнализирующего вступление в действие.
Типичным видом групповых форм труда являются конвейеры. Дифференциация труда привела к необходимости пространственного объединения функционеров, выполняющих последовательные циклы обработки какого-либо изделия. Основой высокой производительности груда на конвейере является автоматизация двигательных навыков, приводящая к минимуму времени для их выполнения. Существенной частью конвейера следует считать систему передачи изделия по ходу его обработки от одного функционера к другому. Наиболее распространенной является транспортерная лента.
Групповая форма труда немыслима без синхронизации работы ее участников, определяющей такт конвейера, то есть интервал времени, предоставленный работнику для выполнения очередной операции. Чем меньше этот интервал, тем монотоннее работа. Известно определение ритма как великого экономизатора сил, однако эта положительная черта конвейера входит в противоречие с бессодержательностью труда при крайних формах его дифференциации.
Как показал физиологический анализ конвейерной работы, рациональная организация ее требует соблюдения некоторых условий. Наиболее существенными из них являются: а) соблюдение оптимальных средних ритмов работы; б) укрупнение операций там, где допущена их чрезмерная дробность; в) введение переменных ритмов в соответствии с динамикой работоспособности (фазами врабатываемости, устойчивого уровня работоспособности, утомления, конечного порыва); г) учет индивидуальных темпов активности работающего; д) введение в известных случаях свободного темпа работы, позволяющего при синхронизации крупных интервалов времени варьировать длительность обработки каждого из нескольких одновременно поступающих изделий. Касаясь принципов классификации конвейеров, следует положить в основу наиболее существенный признак, характеризующий данную форму труда. Им является монотонность. Поэтому целесообразно различать конвейеры наиболее монотонные, с интервалом времени до 10 сек. на операцию (порядка 2-3 тыс. и более операций за рабочую смену), средней монотонности — с тактом до 30 сек. (700-800 и более операций за смену), наименее монотонные, с темпом 1 мин. и более (300-400 и менее операций за смену). Такой подход дает возможность правильно учесть степень напряженности труда и определить тот или иной обязательный комплекс мер, направленных на борьбу с монотонностью.
Там, где к оператору поступает разнообразная информация без длительных периодов ожидания, человек включен в систему управления как необходимое оперативное звено. В качестве примера элементарной формы дистанционного управления может служить профессия крановщика. Раздражители, программирующие его действия, поступают непосредственно в зрительный и слуховой анализаторы, вызывая моторную реакцию — манипулирование кнопками и рычагами. В пульте управления крановщика отсутствует сенсорное поле со специально закодированными сигналами в виде показаний приборов. Пульт крановщика — моторный пульт. Очевидно, к этому типу пультов можно отнести также рабочее место шофера, тракториста. На следующем этапе развития дистанционных форм управления пульт оснащается сенсорным полем: предмет труда исчезает из поля зрения человека, заменяется закодированным сигналом его состояния. Производственный процесс теперь требует алгоритмирования. Естественно строить классификацию таких пультов но степени сложности перекодирования сигналов — процесса, лежащего в основе переработки информации. Одни сигналы прямым образом связаны с определенными действиями — это тип простого кодирования; например, показания стрелки о повышенном напряжении пара в котле требуют действия, направленного на снижение его. Другие сигналы требуют правильного выбора действий из ряда возможностей, заложенных в общей программе производственного процесса. Такова деятельность диспетчера на производстве, транспорте.
Освобождение человека от роли обязательного участника дистанционных форм управления выражается в переходе его на роль наблюдателя за автоматизированным процессом, осуществляющего вмешательства в работу автомата лишь в экстренных случаях. Другими словами, мы приходим к форме дистанционного управления, характеризующейся состоянием выраженного оперативного покоя. Примером могут служить пульты управления в химическом производстве с высокой автоматизацией технологического процесса. Можно думать, что при дальнейшем развитии техники функции наблюдения и контроля за работой автоматов останутся в какой-то степени неизбежными для человека.
С учетом форм интеллектуального труда выделены две основные в области умственной, интеллектуальной деятельности человека: 1) профессии, занятые в сфере материального производства; 2) вне его, такие, например, как связанные с научной деятельностью, с деятельностью в области прикладных знаний (врачи, учителя) и 3) в области литературы и искусства (писатели, артисты, художники). Основанием к такой классификации служит процесс постепенного сглаживания различий между физическим и умственным трудом. Сфера материального производства все в большей степени требует приложения сил в плане его технизации и организации. Отсюда — разнообразные профессии инженерного профиля, среди которых можно выделить два типа: один, связанный с проектированием и прогнозированием производственного процесса (конструкторы), и другой, в задачи которого входит осуществление эксплуатационных функций (руководители производства, техники, мастера, диспетчеры, операторы и т. д.). К последнему примыкают работники, выполняющие учетные функции (бухгалтеры, статистики и т. д.). Интеллектуальный труд, сопровождаемый незначительной мышечной активностью, энергетически наиболее экономен; суточные затраты превышают основной обмен лишь на 600-1000 ккал.
С физиологической точки зрения интеллектуальная деятельность базируется на сложной активности мозгового субстрата, в результате которой формируются связи между абстрактными сигналами (у человека — словами), опосредующими действительность. Учение о доминанте А. А. Ухтомского и учение об условных рефлексах И. П. Павлова закладывают фундамент для будущей физиологии мышления, механизмы которого ждут объяснения.
Любая профессия требует усвоения определенных программ действий. Основные черты интеллектуального труда — сложность и изменчивость программы действий. Эти черты и должны служить путеводной нитью при дальнейшей классификации внутри двух принятых нами форм интеллектуального труда.
В качестве отправных точек для группировки разных форм этого вида труда возможно принять следующее: 1) более простая и постоянная программа действий; 2) более сложная и переменная программа действий. В первом случае достигается известная степень стереотипности в действиях. Сюда можно отнести профессии телеграфистов, счетоводов и др. Во втором случае преобладает процесс формирования все новых и новых программ (процесс творчества) с возможностью стереотипизации отдельных элементов программы. Таким образом действий характеризуются талантливый ученый, выдающийся конструктор, то есть лица, формирующие новые программы действий, устанавливающие новые связи явлений. Если первая линия фронта интеллектуального труда тесным образом связана с крайне дифференцированными формами труда, то вторая ближайшим образом соприкасается с деятельностью в области искусства.