к деревьям отличающиеся живописной формой кроны относятся
Важным аспектом, который приходится учитывать при проектировании детских игровых площадок на открытом воздухе является дополнение композиционного решения естественными или искусственно посаженными растениями, кустарниками и деревьями. Основным материалом для этого являются деревья, кустарники, цветники и газоны.
По величине деревья подразделяют на три категории:
· представителями первой (высота 25 м. и выше) являются сосна, лиственница;
В зависимости от формы и силуэта деревья условно делятся на две группы:
· к первой группе (рис. 13, а) относятся деревья с четкой регулярной формой кроны: пирамидальные (ель, пихта, тополь берлинский); колонноподобные или веретеноподобные (кипарис вертикальный, туя колонноподобная); овальные и сферические (липа, ива шаровидная, акация белая шаровидная).
· вторую группу образуют деревья, отличающиеся живописной формой кроны (рис. 13, б): живописно-сферические, или раскидисто-шатровые (каштан конский, дуб черешчатый, орех маньчжурский, клен остролистный и многие другие); плакучей формы (ива плакучая, ива вавилонская, береза плакучая и др.); зонтиковидной формы (сосна приморская, сосна ленкоранская); стелющейся формы (сосна горная, яблоня стелющаяся и др.).
Из художественных качеств деревьев, используемых в парковых композициях, кроме массы и цвета листьев важны также фактура и тон ствола, рисунок листа, форма и окраска соцветий, а также плодов.
Классификация деревьев по форме кроны
а. первая группа, б. вторая группа
В построении садово-парковых композиций, в формировании паркового пейзажа не менее важную роль, чем деревья, играют декоративные кустарники. Они образуют нижний ярус древесных групп и массивов, помогают композиционно осуществить переход от плоскости газона к их вертикальному объему. Из кустарников составляют и самостоятельные группы, иногда дополняя цветочными растениями. Кустарники применяют для подчеркивания или маскировки рельефа, для укрепления склонов.
Кустарники, как и деревья, различают по величине, форме, силуэту, окраске листвы, ветвей, соцветий, плодов.
По величине выделяют:
· высокие кустарники, достигающие 2-3 м и более (сирень обыкновенная и венгерская, боярышник, скумпия, жимолость, туя западная и др.);
К высоким кустарникам обращаются, когда надо замаскировать нежелательный вид или, наоборот, привлечь внимание к пейзажу. Из высоких кустарников образуется задний план при небольшой глубине перспективы проектируемого комплекса. Крупные группы высокого кустарника высаживают, чтобы получить зрительный интервал перед раскрытием новой перспективы (так называемый «эффект неожиданности»). Низкий кустарник хорош в виде бордюра, а также в сочетании со средним и высоким. Все кустарники используются для создания живых изгородей, которые бывают свободно растущими или стриженными.
Кустарники разделяют по структуре кроны на четкие и живописные, компактные и ажурные. Для большинства кустарников характерна раскидистая живописная крона. Декоративный эффект посадок кустарника зависит, так же как у деревьев, не только от высоты и силуэта, но и от рисунка, тональности и фактуры листьев, характера цветков и плодов.
Примеры фигурной стрижки кустов и деревьев (топиарное искусство)
Наиболее распространена стрижка кустарников для создания живых изгородей. По способу формования живые изгороди подразделяются на стригущиеся или выращиваемые с помощью специальных каркасов. Для выявления светотеневых эффектов плоскости живых изгородей стригутся под небольшим углом, с отклонением от вертикали примерно на 5-10° [46].
С целью повышения сезонных художественных качеств разрабатываемой среды возможно использовать цветочные композиции и газоны.
Формообразование элементов и оборудования
Формообразование отдельных элементов детской игровой площадки зависит от многих факторов, среди которых можно назвать:
· функция данного элемента;
· конструктивные и технологические особенности реализации данного элемента;
· эргономические особенности элемента, с учетом выполняемых ребенком действий, а также возрастных особенностей;
· образное, концептуальное и композиционное соответствие данного элемента всему игровому комплексу.
В профессиональных высказываниях дизайнеров и архитекторов встречается непосредственное соединение понятий «эстетическое воздействие» и «эмоциональность» с понятиями «порядок», «организованность», «метр», «ритм» и др., характеризующими различные стороны структурной организации проектируемых объектов. Роль этих средств в построении формы бесспорна, но если особенности структурной организации объекта рассматриваются вне связи с его общей художественной идеей или с его символическим содержанием, то это значит, что пропорциональные системы самостоятельны по отношению к художественному образу и содержанию. Тогда задачи формообразования предстают лишь как гармонизация внешних форм, достижение их соразмерности. Эстетическая организация дизайнерской и архитектурной формы в этом случае оказывается независимой от того, какую образно-смысловую нагрузку несет объект, а композиция предстает как средство, вносящее в форму элементарную организованность.
Важным аспектом, который приходится учитывать при проектировании детских игровых площадок на открытом воздухе является дополнение композиционного решения естественными или искусственно посаженными растениями, кустарниками и деревьями. Основным материалом для этого являются деревья, кустарники, цветники и газоны.
По величине деревья подразделяют на три категории:
· представителями первой (высота 25 м. и выше) являются сосна, лиственница;
В зависимости от формы и силуэта деревья условно делятся на две группы:
· к первой группе (рис. 13, а) относятся деревья с четкой регулярной формой кроны: пирамидальные (ель, пихта, тополь берлинский); колонноподобные или веретеноподобные (кипарис вертикальный, туя колонноподобная); овальные и сферические (липа, ива шаровидная, акация белая шаровидная).
· вторую группу образуют деревья, отличающиеся живописной формой кроны (рис. 13, б): живописно-сферические, или раскидисто-шатровые (каштан конский, дуб черешчатый, орех маньчжурский, клен остролистный и многие другие); плакучей формы (ива плакучая, ива вавилонская, береза плакучая и др.); зонтиковидной формы (сосна приморская, сосна ленкоранская); стелющейся формы (сосна горная, яблоня стелющаяся и др.).
Из художественных качеств деревьев, используемых в парковых композициях, кроме массы и цвета листьев важны также фактура и тон ствола, рисунок листа, форма и окраска соцветий, а также плодов.
Классификация деревьев по форме кроны
а. первая группа, б. вторая группа
В построении садово-парковых композиций, в формировании паркового пейзажа не менее важную роль, чем деревья, играют декоративные кустарники. Они образуют нижний ярус древесных групп и массивов, помогают композиционно осуществить переход от плоскости газона к их вертикальному объему. Из кустарников составляют и самостоятельные группы, иногда дополняя цветочными растениями. Кустарники применяют для подчеркивания или маскировки рельефа, для укрепления склонов.
Кустарники, как и деревья, различают по величине, форме, силуэту, окраске листвы, ветвей, соцветий, плодов.
По величине выделяют:
· высокие кустарники, достигающие 2-3 м и более (сирень обыкновенная и венгерская, боярышник, скумпия, жимолость, туя западная и др.);
К высоким кустарникам обращаются, когда надо замаскировать нежелательный вид или, наоборот, привлечь внимание к пейзажу. Из высоких кустарников образуется задний план при небольшой глубине перспективы проектируемого комплекса. Крупные группы высокого кустарника высаживают, чтобы получить зрительный интервал перед раскрытием новой перспективы (так называемый «эффект неожиданности»). Низкий кустарник хорош в виде бордюра, а также в сочетании со средним и высоким. Все кустарники используются для создания живых изгородей, которые бывают свободно растущими или стриженными.
Кустарники разделяют по структуре кроны на четкие и живописные, компактные и ажурные. Для большинства кустарников характерна раскидистая живописная крона. Декоративный эффект посадок кустарника зависит, так же как у деревьев, не только от высоты и силуэта, но и от рисунка, тональности и фактуры листьев, характера цветков и плодов.
Примеры фигурной стрижки кустов и деревьев (топиарное искусство)
Наиболее распространена стрижка кустарников для создания живых изгородей. По способу формования живые изгороди подразделяются на стригущиеся или выращиваемые с помощью специальных каркасов. Для выявления светотеневых эффектов плоскости живых изгородей стригутся под небольшим углом, с отклонением от вертикали примерно на 5-10° [46].
С целью повышения сезонных художественных качеств разрабатываемой среды возможно использовать цветочные композиции и газоны.
Форма кроны в ландшафтном дизайне
Есть в ландшафтном дизайне «заколдованные» правила, выучить которые легко, а соблюдать – трудно. Например, учитывать формы крон деревьев и кустарников при подборе композиций для сада.
Возможно, это самое ценное, но и самое бесполезное для начинающего дизайнера знание. Как использовать в композиции то, что не вызывает в вашей голове отчетливого образа? Ответ на этот вопрос (пусть не такой простой, как хотелось бы) существует. Поскольку именно форма посадок определяет пространство сада, а оттенки, фактура и прочие декоративные свойства лишь усиливают ее звучание, полезно приложить усилия, чтобы научиться концентрироваться именно на ней.
Не расставайтесь со справочником
Организованный в алфавитном порядке справочник по древесным растениям – абсолютно необходимая вещь для каждого, кто хочет создать декоративный сад. Даже самое дорогое издание, которое можно себе представить, будет стоить 3–4 тысячи рублей – это цена всего лишь нескольких неудачно купленных растений. Но можно обойтись и гораздо меньшей суммой, тем более что идеальных изданий не бывает. В слишком толстых, подробных справочниках приходится долго искать нужную страницу, их неудобно возить с собой в питомник или на рынок.
Остановитесь на компактном издании, включающем 150–200 видов растений, основных для вашей климатической зоны. Наиболее ценная и нужная вам информация – форма, высота и ширина кроны, зимостойкость, требования к освещенности, почве и влажности. Покупая книгу, убедитесь, что эти сведения указаны для каждого вида. Если растение подходит для стрижки и создания топиарных фигур или изгородей, это также должно быть обозначено. Заинтересовавшись тем или иным видом, всегда открывайте справочник и читайте описание его параметров, рисуя их в своем воображении.
Не торопитесь с покупкой
Редкий продавец не попытается подвигнуть вас на покупку, как бы невзначай заметив, что вы держите в руках последний экземпляр редчайшего сорта, подобного которому не сыщешь во всей округе. Тем не менее берите только то, что задумали, о чем успели собрать достоверную информацию и для чего в вашем саду точно найдется место. Не впадайте в покупательский ажиотаж.
Используйте растения, форму которых можно задать стрижкой
Есть страны, в которых, кажется, что ни сад – то произведение искусства. Множество садоводов, никогда не учившихся профессии ландшафтного дизайнера, достигает большого успеха в составлении садовых композиций. Иногда у них это получается лучше, чем у заправских ботаников, знающих наизусть сотни латинских названий. Секрет этого успеха – на поверхности, присмотритесь к заграничным фотографиям. Такие сады часто имеют четкую пространственную структуру, заданную деревьями и кустарниками всего нескольких видов. Эти виды способны принимать различные объемы и формы под воздействием стрижки. Такие растения – пусть не самая эффектная, зато, может быть, самая эффективная часть ассортимента, позволяющая решать много задач и избегать ошибок.
Наблюдайте
Увидели в парке красивое дерево или куст? Подойдите ближе и попробуйте определить, что это. Обнаружили интересное растение у соседей? Спросите название. Понравилась композиция на фотографии в журнале? Прочитайте подпись или попытайтесь самостоятельно определить ее состав. Обязательно отмечайте про себя форму и размер крон, сверяясь с собственным ростом или измеряя проекцию шагами, где это возможно. Даже если вы не фиксируете эти наблюдения (не делаете вырезок, фотографий, записей), они все равно принесут вам пользу – подсознание само «отметит галочками» те деревья и кустарники, которые могут быть вам наиболее полезны. Вы вспомните о них, когда это понадобится.
Не бойтесь планировать абстрактно
Не беда, если вы пока плохо знаете растения. В конце концов все многообразие древесных крон можно грубо свести к нескольким группам: округлые (шаровидные, яйцевидные, овальные, подушковидные), пирамидальные (с различным отношением высоты и ширины основания), плакучие (с поникающими ветвями), раскидистые (имеющие вид рыхлой массы не всегда читаемой формы), распростертые (вытянутые по земле) и зонтиковидные. Мысленно заполняйте свободные места в саду подходящими геометрическими объемами и подбирайте растения с нужными параметрами по справочнику. Ищите, что образует, например, полушарие диаметром 1,5 м или конус определенной ширины и высоты. Корректируйте планы в том случае, если убедились, что точного соответствия не найти.
На цвет и фактуру смотрите тогда, когда есть несколько кандидатов на одно вакантное место. Игра оттенков и света на поверхности кроны может существенно усилить художественное впечатление от объемной композиции, но не может его заменить.
Форма кроны в ландшафте
Пирамидальные кроны образуют четкие вертикали. Они значатся в справочниках как конусовидные, веретенообразные, колонновидные. Обращайте внимание на ширину основания по отношению к высоте. Широкопирамидальные кроны выглядят массивными, устойчивыми. Узкопирамидальную крону образно называют «восклицательным знаком» в саду – она акцентирует внимание на себе и прилегающем пространстве. Осматриваясь, вы обязательно остановите взгляд на такой кроне. Используйте ее, чтобы привлечь внимание к самым красивым группам, перспективам, строениям. И не злоупотребляйте «восклицательными знаками» в саду.
Плакучие кроны не только притягивают внимание, но и направляют взгляд на то, что расположено ниже. Используя растения с плакучими кронами, тщательно выбирайте место. Они подчеркивают красоту водоемов, строений, растительных композиций, размещенных под ними, привлекают в уютные уголки, обрамленные свисающими ветвями. Они так же, как и пирамидальные, создают в композиции «горячую» вертикаль, которая должна уравновешиваться – например, плоскостью водоема, горизонтально вытянутой композицией или группой растений с округлыми кронами.
Округлые кроны объединим в одну группу – в их использовании много общего. В зависимости от нюансов строения округлая крона может быть обозначена как овальная, яйцевидная или обратнояйцевидная, шаровидная, подушковидная. Но все они близки к шару – правильному или деформированному. Пожалуй, в небольшом саду они служат одним из основных средств создания пространственной структуры. На примере деревьев и кустарников с округлой кроной легче освоить такие понятия, как баланс и ритм. Подобные кроны обычно не имеют просветов, выглядят «увесистыми», создают картину наполненности и спокойствия. Желательно располагать округлые объемы равномерно – если в одной части пейзажной картины их много, а в другой значительно меньше, композиция может получиться несбалансированной. Чередование округлых крон разного размера или разной степени «сплюснутости» создает в пейзажной картине ритм, позволяя объединить протяженную композицию общей идеей.
Раскидистые, или шатровидные, кроны (иногда их называют «нерегулярными», «пейзажными») отличаются стихийным, трудно прогнозируемым развитием. Их используют, чтобы оттенить строгость геометрических форм, придать саду естественность. В зрелом возрасте раскидистые деревья и кустарники могут создавать драматические картины – их кроны обычно обладают пустотами и просветами, обнаруживающими линии ветвей, и выглядят очень живописно.
Распростертые кроны достаточно коварны. Покупая такие растения, многие не учитывают их будущего размера. Взрослый кустарник с распростертой кроной может накрыть своими ветвями площадь до 4 кв. м и даже более. Всегда сверяйтесь со справочником, выбирая определенный вид или сорт и в зависимости от этого ищите ему применение. Чаще всего это будет эффектная горизонталь на переднем плане довольно крупной композиции.
Проектирование_Детские игровые площадки. Учебное пособие Магнитогорск 2012 удк 371 ббк г рецензенты
Важным аспектом, который приходится учитывать при проектировании детских игровых площадок на открытом воздухе является дополнение композиционного решения естественными или искусственно посаженными растениями, кустарниками и деревьями. Основным материалом для этого являются деревья, кустарники, цветники и газоны.
Из художественных качеств деревьев, используемых в парковых композициях, кроме массы и цвета листьев важны также фактура и тон ствола, рисунок листа, форма и окраска соцветий, а также плодов.
Классификация деревьев по форме кроны
а. первая группа, б. вторая группа
В построении садово-парковых композиций, в формировании паркового пейзажа не менее важную роль, чем деревья, играют декоративные кустарники. Они образуют нижний ярус древесных групп и массивов, помогают композиционно осуществить переход от плоскости газона к их вертикальному объему. Из кустарников составляют и самостоятельные группы, иногда дополняя цветочными растениями. Кустарники применяют для подчеркивания или маскировки рельефа, для укрепления склонов.
Кустарники, как и деревья, различают по величине, форме, силуэту, окраске листвы, ветвей, соцветий, плодов.
Кустарники разделяют по структуре кроны на четкие и живописные, компактные и ажурные. Для большинства кустарников характерна раскидистая живописная крона. Декоративный эффект посадок кустарника зависит, так же как у деревьев, не только от высоты и силуэта, но и от рисунка, тональности и фактуры листьев, характера цветков и плодов.
Примеры фигурной стрижки кустов и деревьев (топиарное искусство)
Наиболее распространена стрижка кустарников для создания живых изгородей. По способу формования живые изгороди подразделяются на стригущиеся или выращиваемые с помощью специальных каркасов. Для выявления светотеневых эффектов плоскости живых изгородей стригутся под небольшим углом, с отклонением от вертикали примерно на 5-10° [46].
С целью повышения сезонных художественных качеств разрабатываемой среды возможно использовать цветочные композиции и газоны.
Формообразование элементов и оборудования
В профессиональных высказываниях дизайнеров и архитекторов встречается непосредственное соединение понятий «эстетическое воздействие» и «эмоциональность» с понятиями «порядок», «организованность», «метр», «ритм» и др., характеризующими различные стороны структурной организации проектируемых объектов. Роль этих средств в построении формы бесспорна, но если особенности структурной организации объекта рассматриваются вне связи с его общей художественной идеей или с его символическим содержанием, то это значит, что пропорциональные системы самостоятельны по отношению к художественному образу и содержанию. Тогда задачи формообразования предстают лишь как гармонизация внешних форм, достижение их соразмерности. Эстетическая организация дизайнерской и архитектурной формы в этом случае оказывается независимой от того, какую образно-смысловую нагрузку несет объект, а композиция предстает как средство, вносящее в форму элементарную организованность.
3.5. Освещение детской площадки в городской среде
Важное значение для функционально-композиционного решения детской площадки имеет освещение и цветовая среда.
Качества светоцветовой среды в интерьере и городе оцениваются условиями видимости, необходимой для той или иной зрительной работы, степенью визуального комфорта и зрительной экологии, художественной выразительностью светоцветовой композиции и, как результат, психологической атмосферой, создаваемой излучаемым светом разноспектральных источников, работающих в статическом или динамическом режиме, и отраженным светом полихромного окружения. Свет в дизайне является функционально-художественным средством визуализации и виртуализации предметных и пространственных решений создаваемой человеком среды, объективная основа формирования зрительных образов в дизайнерском искусстве.
Искусственное освещение средового объекта — одна из важнейших и быстро развивающихся сфер комплексного приложения дизайна к визуально-практической и эстетической организации городской среды в вечернее и ночное время.
В отличие от природного (дневного) освещения, искусственное создает новые условия функционирования и новые визуальные образы городской среды, так как:
• образует сложное по структуре световое поле, не имеющее аналогов в природе и характеризующееся низким общим уровнем освещенности при наличии источников с чрезмерной яркостью на фоне темного окружения, высокой контрастностью и неоднородностью освещения, разнонаправленными световыми потоками разной интенсивности и цветности, сложным тенеобразованием и стихийной светодинамикой, что в итоге определяет сложные, нестабильные условия адаптации глаза;
• предусматривает управляемые светодинамические (меняющиеся по цвету, во времени и пространстве) предметно-пространственные композиции [35].
Примеры светильников, применяемых для освещения внутри микрорайона:
Искусственное освещение городских пространств на постоянной основе возникло в XVII веке в Париже, в XVIII веке в Петербурге, Москве и других городах Европы. Это были масляные фонари, зажигавшиеся в сумерки в безлунные ночи для охранных целей на некоторых улицах и площадях. В процессе эволюции искусственного освещения города масляные фонари заменялись на керосиновые, спиртовые, газовые; с изобретением электрической лампы накаливания в 1872 году А.Н. Лодыгиным и дуговой лампы в 1876 году П.Н. Яблочковым началась эра электрического освещения, радикально изменившего вид города в темное время суток.
При этом традиционной дизайнерской задачей остается поиск формы и стиля светильников и изделий различных систем искусственного освещения, выполняющих в дневное время роль малых форм и декоративно-пластических элементов среды детской игровой площадки.
3.6. Цветовое решение
Большое количество корпораций, промышленных объединений и компаний занимается исследованиями особенностей детского восприятия цветов и их сочетаний.