к диалоговым формам воспитания относятся

Использование диалоговой технологии в воспитательной системе образовательного учреждения

к диалоговым формам воспитания относятся Елена Ластикова
Использование диалоговой технологии в воспитательной системе образовательного учреждения

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯКРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«ТЕМРЮКСКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»

Использование диалоговых технологий в воспитательной системе учреждения

Ластикова Елена Степановна

пос. Светлый Путь Ленина

• анализ конкретных ситуаций,

Важнейшим компонентом диалоговой технологии являются –проблемность, общение и сотрудничество. На их основе организуется разноуровневая деятельность учащихся, групповое создание проектов и т. д. в процессе диалога происходит формирование критичности мышления, обучающиеся не боятся высказывать свое мнение, защищать свою позицию.

Диалогможно подразделить на три уровня:

1) Диалог с собственным Я (собственные размышления) это личностный уровень

2) Я и другой (взаимодействия двух ценностно-интеллектуальных позиций). Это межличностный уровень.

3) Мультидиалог (возникает при обсуждении проблем в малых группах по 5-7 человек).

Диалог возникает тогда, когда ребенок делает высказывания типа «я хочу сказать», «моё мнение», «мне хочется добавить», «моя точка зрения». Целью диалога является формирование межличностного взаимодействия, представляющего собой близкую к естественной жизни ситуацию.

1) Организации занятий с использованием диалоговых технологий начинается с организации учебного пространства группы. Диалоговые формы взаимодействия осуществляются при общение лицом к лицу.

2) Приветствие. Поприветствуйте друг друга, словно увидели в первый раз. Поприветствуйте себя любимого (потрите ладони друг о друга).

3) Объединение в группы для обсуждения проблемы (по одинаковым картинкам, по полоскам одного цвета)

4) Цель ДТ состоит ещё и в том, чтобы обучать детей полноценному участию в диалоге. Ведь практику участия в обсуждении различных тем дети будут приобретать, овладевая умениями диалогической речи. В ходе диалога формируется речевая культура общения, подразумевающая культуру общения, навыки публичного выступления и обсуждения проблем. А это часть коммуникативной культуры, которая включает умение слушать и понимать собеседника, анализ разных точек зрения на объект познания, умения аргументировано изложить свою позицию, корректно выразить оценочные суждения.

• Участники должны иметь достаточный запас знаний и (или) жизненного опыта для аргументированного обсуждения проблемы, выдвижения альтернативных идей, суждений и их обоснования.

• Проблема, чтобы заинтересовать учащихся,должна быть:

• либо личностно значимой, либо общественно значимой, либо просто увлекательной, занимательной.

• Предметом дискуссии должны быть действительно спорные, неоднозначно решаемые проблемы, т. е. должны существовать как минимум две реальные (а не надуманные) полярные точки зрения.

• При выборе темы, отборе содержания и приемов ведения диалога необходим учет возрастных особенностей детей.

• Микроклимат, обстановка должны располагать к свободному выражению мыслей.

• Нужно иметь достаточный резерв времени (при его отсутствии дискуссия сводится к беседе).

• Необходимы компетентность педагога в обсуждаемой проблеме и владение им технологией диалога.

6) Разогрев учебной группы. Проведение интеллектуальной разминки.

7. Ведение диалога

Приемы ведения диалога:

1. Парафраз (краткий пересказ сказанного)используется ведущим, если участником диалога мысль выражена недостаточно ясно.Будет корректным такое начало этой фразы: «Правильно ли я тебя понимаю: ты хочешь сказать, что.».

2. Стимулирование идей, суждений («Интересная мысль! Давайте подумаем вместе над.»).

Технологические правила:

— не спешите брать на себя роль арбитра в споре;

— не прерывайте обсуждение собственными высказываниями («Ведущий говорит не ранее, чем пятый»);

— оперативно определяйте и заостряйте противоречия;

используйте разногласия в суждениях выступающих (при этом очень важна атмосфера доброжелательности).

3. Промежуточное подведение итогов.

Если поток новых идей прекратился, смысл высказываний повторяется, но проблема еще не полностью раскрыта, рекомендуется подвести предварительные итоги, суммировав сказанное. Это может дать новый всплеск активности участников спора. Но лучше для этого использовать приемы расширения мысли.

4. Приемы расширения мысли,изменения ее направления:

— приемы, представленные при описании подготовки диалога (см. выше);

— акцент на разъяснение смысла противоположных точек зрения.

При разработке сценарного плана необходимо учесть этапы технологии, особое внимание уделив приемам начала диалога и подведения к теме раз-говора. К числу приемов, позволяющих активизировать мышление участников дискуссии, пробудить интерес к проблеме, стимулировать потребность в высказывании собственной точки зрения на вопрос, можно отнести следующие.

1. Простое изложение сути проблемы. Этот прием эффективен в том случае, если проблема личностно значима и способна вызвать живой интерес участников. («Ребята, вы знаете, что у нас очень шумно. Давайте подумаем, как это исправить»)

2. Эффектная формулировка проблемы.

Возможны преднамеренное сужение проблемы до личностно значимого вопроса (описано выше, формулировка проблемы в виде дилеммы и др.

Пример: «Учиться нельзя лениться» — где поставить запятую?

3. Демонстрация аудиовизуального ряда.

Импульс к началу разговора может дать просмотр фрагментов видеозаписи (в том числе кинофильмов, спектаклей, прослушивание заранее подобранной песни (большим философским потенциалом обладают песни авторов-исполнителей).

4. Краткий пересказ легенд, сказок, притч, несущих в себе глубокий философский смысл (борьба добра и зла, свобода и долг человека и т. п.).

5. Цитирование «крылатых» выражений (афоризмов). («Согласны ли вы с утверждением А. Шопенгауэра о том, что «здоровый нищий счастливее, чем больной король»)

В современной педагогике существует разные взгляды и разные классификации, но мы должны знать,что дискуссии бывают:

Целью дискуссии могут быть:

• анализ, исследование проблем;

преобразование проблем;

• принятие конкретных решений.

1) Приветствие друг друга и себя.

2) Деление на 2 группы.

3) Правила ведения диалога. Скажите,пожалуйста:

• Верно ли, что все участники должны быть вовлечены в обсуждение?

• Верно ли, что желающие взять слово должны перебивать оппонента?

• Верно ли, что каждый участник имеет право и возможность высказаться?

• Верно ли, что обсуждению подлежат все высказывания и мнения?

• Верно ли, что участники имеют право изменить свою позицию под воздействием фактов и аргументов.

• Таким образом, мы вместе вывели сейчас правила ведения дискуссии.

Провести дискуссию поможет прием «Шесть шляп».

(Что на сегодняшний день заменил телефон? – Письмо) Итак, ребята, скажите, как вы думаете, где в одном месте может храниться вся вселенная в алфавитном порядке?

— В словарях. Молодцы. Какие словари вы знаете?

Толковый, орфографический, фразеологический, словарь иностранных слов, анонимов, синонимов и т.д: Мы сегодня будем говорить о словаре.

А поможет нам прием «Шесть шляп». Шесть мышлений, шесть точек зрения. Дети у нас современные и у них на все свои взгляды.

Ребята у вас сегодня у каждого своя роль. Расскажите нам кто вы и что должны делать?

А вы кто «черная шляпа»? Мы критики. А, что Вы нас не узнали? А нам это не нравится. Мы все критикуем.

Итак, мы познакомились с вами. Замечательно.

Ребята, а давайте рассмотрим обычную вещь с позиции «Шести шляп».

Давайте рассмотрим толковый словарь. Самый обычный толковый словарь. Какой он?

Ведущий: Спасибо всем шляпам интересно было послушать ваши рассуждения.

Методика мозгового штурма.

Рассмотрим сначала классическую методику мозгового штурма для решения «взрослых» задач, а потом его многоцелевое использование для детей. На первый взгляд, метод предельно прост,так как содержит всего четыре шага:

1. Постановка задачи.

4. Принятие решения.

Использование методики мозгового штурма при работе с детьми.

Мы рассмотрели методику в основном для взрослых, а как использовать идеи мозгового штурма при работе с детьми?

Сначала определим цели:

— Научить детей генерировать идеи. При этом не надо требовать от детей, чтобы каждая их идея была правильной и рациональной.

— Научить детей смело высказывать свои идеи «на людях».

— Научить детей фантазировать.

— Научить детей говорить по одному, слушать других детей не перебивая, уважать чужое мнение.

— Поддержать робкого ребенка, похвалив его идею, даже если она и слабая.

— Оценить общую активность детей.

Возможный порядок проведения мозгового штурма в группе.

Как Робинзону спустить к морю тяжелую лодку?

1. Разделить детей на две группы.Одна группа: «Генераторы идей»,другая группа: «Проницательные аналитики» или «Эксперты».

2. Объяснить детям правила игры, рассказать об обязанностях обеих групп. Подчеркнуть, что высказывать можно любые идеи, самые дикие и фантастичные, никто смеяться не будет. Каждый должен высказать хотя бы одну идею, чем больше, тем лучше. За все идеи выдавать фишки, можно разного цвета.

3. Поставить обеим группам задачу.

4. Попросить «генераторов» высказывать свои решения, а «аналитиков» внимательно слушать, запоминать или записывать все идеи, но молчать!

5. Когда идеи иссякнут, надо дать слово «аналитикам». Пусть они дружелюбно оценят каждое решение и выберут несколько лучших, а также предложат свои решения.

Похвалите всех детей, отметьте самых активных и остроумных.

1. Дискуссия //Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. /Гл. ред. В. В. Давыдов. — М. : Большая Российская энциклопедия, 1993. — С. 273.

2. Шин А. А. Искусство правильно мыслить. — М. : Просвещение, 1986.

Источник

Диалоговые формы воспитания. Особенности использования диалоговых форм воспитания в процессе предпрофильной подготовки школьников

к диалоговым формам воспитания относятся к диалоговым формам воспитания относятся к диалоговым формам воспитания относятся к диалоговым формам воспитания относятся

к диалоговым формам воспитания относятся

к диалоговым формам воспитания относятся

Основу всех форм воспитательной работы составляет общение. В то же время общение участников воспитательного процесса может осуществляться в разных диалоговых формах.

Диалоговые формы воспитания представляют собой обмен мнениями, информацией. Такие формы обеспечивают субъектную позицию детей в воспитательном процессе, формируют у них навыки общения, уважительного отношения к людям и их суждениям, толерантность и тактичность во взаимодействии с окружающими, развивают мышление, умение аргументированно высказывать мнение и т.д.

К диалоговым формам воспитания можно отнести дискуссию, диспут, дебаты.

Такая система взаимоотношений требует больше времени на этапе обсуждения, особенно вначале, когда дети и педагоги еще не привыкли к подобному стилю взаимоотношений. Но ее эффект будет очевиден на этапе реализации решения. Решение, воспринимаемое учениками как свое собственное, будет выполняться ими гораздо быстрее, осознаннее и эффективнее. Дискуссия является основной формой обсуждения вопросов на собраниях или сборах коллективов.

Без правильной организации дискуссии, где каждый имеет право высказывать свое мнение, невозможно развивать детское самоуправление. Любая дискуссия имеет в своей основе ряд условий.

Организационные и содержательные условия:

— изначально должно быть несколько точек зрения на предмет обсуждения;

— дискутанты должны вступать в дискуссию с желанием услышать и понять другие доводы, поддержать иные точки зрения, а не только высказать свои;

— знание и понимание предмета разговора учителями и учениками в ходе дискуссии должно развиваться;

— выдвигаемые аргументы должны быть обоснованы и доказательны; участники дискуссии должны подходить к ней осмысленно, применяя в ее ходе рефлексию и обдуманно корректируя решение в случае необходимости;

— решения принимаются с учетом перспективы развития группы; все участники несут равную ответственность за выбранное решение.

— предмет обсуждения должен быть открыт для дискуссии; мышление и восприятие участников должно быть открыто для воздействия и понимания;

— дискуссия открыта для всех аргументов, данных, точек зрения, критики;

— дискуссия открыта для всех учеников и учителей, а также для всех, кто желает принять в ней участие, для исключения кого-либо должны быть очень веские причины; время для дискуссии не ограничено;

— результат дискуссии открыт, нельзя заранее предположить выводы и сводить к ним обсуждение, также нельзя заранее предсказать, что результатом должно быть одно решение, их может быть несколько, а может и не быть вовсе;

— цели и ход дискуссии открыты, объявляется только тема; участники дискуссии свободны в изменении своего мнения и нахождении общих точек зрения.

— учителя и ученики должны говорить друг с другом,

— они должны слушать друг друга; они должны отвечать друг другу;

— все участники должны получить ясное представление о позициях и резонах друг друга;

— скептицизм по отношению к авторитетам, уважается только суть высказывания, а не авторитет, на который ссылаются; причины и доказательства должны быть ясно изложены с тем, чтобы другие быстро их поняли, аргументы должны точно отражать точку зрения и не вызывать двусмысленных толкований; доказательство должно быть немногословным, без лишних повторов и примеров;

к диалоговым формам воспитания относятся

Дискуссия может включаться в различные формы: конференции, классные часы, деловые игры.

Чтобы повысить активность учащихся, что особенно важно, когда у детей нет опыта обсуждения, целесообразно использовать элементы игры, соревнования между группами при оценке аргументированности и убедительности доказательств своих позиций, этике их поведения, умений вести дискуссию.

Важнейшими условиями проведения диспута являются дискуссионность, привлекательность, актуальность, проблемность темы, выбранной самими детьми. Диспуты проводятся в средних и старших классах на политические, правовые, нравственные, эстетические темы.

При первом способе организации диспута важное значение имеет подготовка диспута, которая включает следующие элементы: разработку хода диспута, подготовку участников, подготовку помещения.

Первый элемент включает в себя, прежде всего, составление вопросов, которые позволяют конкретизировать тему. Следуют ограничить тему небольшим количеством таких вопросов (3-5). Они должны последовательно раскрывать тему, не повторяя ее дословно. Их формулировка может содержать мнения, которые не являются бесспорными, расходятся с принятой трактовкой. Чаще всего они даются в вопросительной форме. Например, вопрос для диспута: «Лучше жестокая правда, чем приятная ложь?»

Подготовка ведущего должна состоять в уточнении сущности спорной мысли, альтернативных точек зрения. Исходя из этого, следует сформулировать основной тезис спора (предельно кратко и понятно), предположить наличие возможных антитез (положений, которые противопоставляются тезису, опровергают его). Полезно разработать, четко сформулировать систему наводящих, вспомогательных вопросов, которые могут быть использованы в ходе диспута. При этом следует помнить, что вопросы должны быть лаконичными, доступными, побуждающими к раскрытию сути проблемы. В результате всей этой работы должно быть подготовлено вступительное и заключительное слово ведущего.

Организаторами диспута продумываются способы подготовки участников диспута, чтобы настроить их на разговор, вызвать желание участвовать в обсуждении. Заблаговременно, за одну-две недели, участники должны быть ознакомлены с вопросами и рекомендуемой литературой. Можно кому-нибудь из них персонально посоветовать выступить со своими мнениями или выступить по одной из проблем. Участники диспута должны знать правила его проведения. Для выявления разных точек зрения можно провести анкету, сочинения, в том числе анонимные, чтобы использовать их при обсуждении, не ссылаясь на авторство. При выборе аудитории, где будет проходить диспут, следует помнить, что обстановка, оформление помещения могут существенно влиять на настроение, позицию участников. Могут быть использованы плакаты, музыкальное оформление, выставки литературы, определенным образом должны быть расставлены столы.

Структура диспута может выглядеть следующим образом:

— высказывание и обсуждение различных точек зрения;

— вычленение неправильных точек зрения, доказательство их ошибочности;

— определение правильных позиций, обоснованная их аргументация;

— формулировка выводов, определение общей позиции, выяснение меры единодушия аудитории.

Ведущий должен чувствовать атмосферу диспута, своевременно определять моменты затухания внимания и интереса аудитории. Завершать спор лучше вскоре после достижения его эмоционального пика. Продолжительность диспута не должна превышать полутора часов.

Диспут-экспромт целесообразно проводить в том случае, если участники готовы в данный момент обсуждать проблему, т.е. у них есть желание приступить к обсуждению сразу после определения темы, если они имеют определенный жизненный опыт, который позволяет высказываться по этой проблеме, владеют необходимой информацией, а также есть ведущий, способный импровизировать и вести разговор по спорным вопросам. Возможны следующие этапы организации диспута-экспромта после коллективного определения темы:

— распределение участников на микрогруппы (лучше всего по желанию);

— составление в группах вопросов, которые вызывают интерес, являются спорными, т.е. ответы на которые не могут быть однозначными;

— поочередное представление вопросов каждой группой, запись этих вопросов на доске;

— отбор вопросов для обсуждения (возможно, что будет сразу ясно, какие вопросы следует взять, либо организуется голосование, ранжирование вопросов);

— определение вопроса, с которого начинается обсуждение;

— обсуждение вопроса в каждой микрогруппе (собираются мнения, выявляются разные точки зрения);

— представление мнений группы;

— свободная дискуссия по прозвучавшим суждениям (высказываются желающие, имеющие особое мнение);

— подведение ведущим итогов обсуждения первого вопроса.

Диспут может продолжаться с использованием предварительного обсуждения следующего вопроса по группам, либо высказываются сразу индивидуальные мнения. Опыт показывает, что если у учащихся нет опыта проведения диспутов, нет желающих начать дискуссию, то целесообразно предварительно обсудить вопрос в микрогруппах, а затем переходить к индивидуальным высказываниям.

Успех диспута во многом зависит от правильности действий ведущего, который должен быть компетентным в обсуждаемой проблеме, стимулировать активность участников, способствовать установлению атмосферы непринужденного, делового общения, снижать накал ненужных страстей, оставаться спокойным и доброжелательным, уметь обобщить различные точки зрения, подвести итог спора.

Дебаты это форма обучения общению, способ организации воспитательной работы школьников, позволяющий тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и источниками, отрабатывать умения ведения дискуссии и отстаивания собственной точки зрения, с учетом того, что и противоположная позиция тоже имеет право на существование.

В дебатах любое событие, явление, факт можно оценивать с различных сторон и позиций, пересмотреть очевидные, на первый взгляд, истины и усомниться в их справедливости. Дебаты формируют готовность противостоять современному «информационному зомбированию» и умение самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию.

В дебатах лежит спорный тезис — утверждение, который является темой игры и определяет позиции двух соревнующихся команд. Например, в качестве такого тезиса для игры может выступать утверждение «Добро должно быть с кулаками».

Тема- тезис должна соответствовать нескольким условиям:

четкости в формулировке;

однозначности в понимании,

перспективности в обсуждении,

значимости для учащихся.

Кроме того, важно, чтобы простым добавлением частицы «не» тема могла быть превращена в свой антипод, например: «Добро не должно быть с кулаками».

Ключевые понятия определяются командой «Утверждение» в самом начале игры. Это необходимо для того, чтобы избежать возможности различного толкования сложных и неоднозначных понятий и четко задать рамки обсуждения. Это позволит избежать в дальнейшем спора по поводу определений, что запрещено.

Команда «Отрицание» должна либо согласиться с определениями команды «Утверждение», либо, доказав факт необоснованности и некор ректности предложенных определений, ввести свои собственные определения. Также команда отрицания может дать определения тем понятиям, которые не были сформулированы оппонентами, после чего их изменение или спор по поводу определений не допускается. Судья имеет право прервать обсуждение, признав проигравшей ту команду, которая нарушила это прави ло.

Источник

Диалоговые формы воспитания

к диалоговым формам воспитания относятся к диалоговым формам воспитания относятся к диалоговым формам воспитания относятся к диалоговым формам воспитания относятся

к диалоговым формам воспитания относятся

к диалоговым формам воспитания относятся

Основу всех форм воспитательной работы составляет обще­ние. В то же время общение участников воспитательного про­цесса может осуществляться в разных диалоговых формах. Диалоговые формы воспитания представляют собой об­мен мнениями, информацией. Такие формы обеспечивают субъектную позицию детей в воспитательном процессе, фор­мируют у них навыки общения, уважительного отношения к людям и их суждениям, толерантность и тактичность во взаимодействии с окружающими, развивают мышление, умения аргументировано высказывать мнение и т. д.

К диалоговым формам воспитания можно отнести дис­куссию, диспут, дебаты.

Дискуссия— равноправное обсуждение педагогами и уче­никами дел, планируемых проблем самого различного ха­рактера. Она возникает, когда перед людьми стоит вопрос, на который каждый первоначально имеет свой ответ. В ходе ее люди формулируют новый, более удовлетворяющий все стороны ответ на стоящий вопрос. Результатом может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на про­блему, совместное решение.

В табл. 6 представим сравнительную характеристику обычного разговора и дискуссии.

Дискуссия — относительно новая форма взаимодействия в коллективах школ. Говоря об относительной новизне, мы не имеем в виду разовые мероприятия дискуссионного ха­рактера, которые с той или иной периодичностью прово­дятся в каждой школе. Дискуссия здесь рассматривается как постоянная форма взаимодействия, когда в школе или классе введена система коллективного обсуждения всех — больших и малых — дел и проблем и ни одно решение не принимается волевым усилием учителя или директора, без обсуждения.

Такая система взаимоотношений требует больше времени на этапе обсуждения, особенно вначале, когда дети и педагоги еще не привыкли к подобному стилю взаимоотношений. Но ее эффект будет очевиден на этапе реализации решения. Ре­шение, воспринимаемое учениками как свое собственное, будет выполняться ими гораздо быстрее, осознаннее и эффективнее. Дискуссия является основной формой обсужде­ния вопросов на собраниях или сборах коллектива.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *