к духовной культуре относятся республиканские органы власти международные договоры
К духовной культуре относятся республиканские органы власти международные договоры
Выберите верные суждения о духовной культуре и общества и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Духовная культура проявляется в индивидуальном и общественном сознании.
2) Искусство, язык, письменность относят к духовной культуре.
3) Духовная культура — это совокупность знаний, идей, идеалов и иных духовных ценностей, созданных человечеством.
4) Основные категории духовной культуры — объективность и необходимость.
5) На формирование духовной культуры не влияет социально-экономическое развитие общества.
1) Духовная культура проявляется в индивидуальном и общественном сознании. Да, верно, она отражается в сознании отдельной личности и проявляется совокупности коллективных представлений, присущих определённой эпохе.
2) Искусство, язык, письменность относят к духовной культуре. Да, верно, это ее элементы.
3) Духовная культура — это совокупность знаний, идей, идеалов и иных духовных ценностей, созданных человечеством. Да, верно, это определение духовной культуры.
4) Основные категории духовной культуры — объективность и необходимость. Нет, неверно, для искусства, которое является элементом духовной культуры характерна субъективность.
5) На формирование духовной культуры не влияет социально-экономическое развитие общества. Нет, неверно, на нее влияют процессы, которые протекают в других сферах жизни.
Выберите верные суждения о духовной культуре и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Духовная культура — одна из сфер деятельности человека в обществе.
2) Духовная культура включает познавательную деятельность и ее результаты.
3) Объектами духовной культуры являются идеология, мораль, художественное творчество.
4) Духовная культура — это окружающая человека искусственная среда.
5) Духовная культура не связана с другими сферами жизни общества.
Духовная культура — это сфера жизни, элементами которой являются идеология, мораль, духовное общение, художественное творчество (искусство) и религия.
1) Духовная культура — одна из сфер деятельности человека в обществе — да, верно.
2) Духовная культура включает познавательную деятельность и ее результаты — да, верно.
3) Объектами духовной культуры являются идеология, мораль, художественное творчество — да, верно.
4) Духовная культура — это окружающая человека искусственная среда — нет, неверно.
5) Духовная культура не связана с другими сферами жизни общества — нет, неверно.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «духовная культура»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения форм духовной культуры;
− одно предложение, раскрывающее особенности народной культуры.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение с информацией о критериях(-и) выделения форм духовной культуры, опирающееся на знание курса, например: Критерием выделения форм духовной культуры является то, кем создаются элементы данной культуры, ИЛИ Критерием выделения форм духовной культуры является целевая аудитория, для которой создаются элементы данной культуры ИЛИ Критерием выделения форм духовной культуры является сложность и доступность восприятия элементов данной культуры;
(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения форм духовной культуры.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса особенности народной культуры, например: Народная культура создаётся для широкой аудитории анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.
(Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса особенности народной культуры.)
Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.
Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются три оценивании.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «духовная культура»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о потребностях, которые удовлетворяет духовная культура;
− одно предложение, раскрывающее содержание духовной культуры.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
— Духовная культура — особая сфера жизни общества, которая включает совокупность сотворенного разумом и чувствами людей: идеи, мысли, веру, чувства, язык, правила.
— духовная культура прежде всего удовлетворяет идеальные потребности человека, она направлена на его внутреннее развитие и самосовершенствование;
— содержанием духовной культуры являются музыкальные произведения, картины, вызывающие в человеке переживания, наводящие на размышление.
Могут быть приведены любые другие предложения, содержащие информацию о духовной культуре.
Выберите верные суждения о формах (областях) культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Наука, как и другие формы духовной культуры, отражает действительность в художественных образах.
2) Наука направлена на выработку системы объективных знаний о мире, закономерностях развития природы, общества и мышления.
3) Религия оказывает эмоциональное воздействие на верующих.
4) Мораль требует от человека определённого поведения.
5) Искусству, как и другим формам духовной культуры, свойственны рациональность и системность.
Наука — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация
1) Наука, как и другие формы духовной культуры, отражает действительность в художественных образах — нет, неверно.
2) Наука направлена на выработку системы объективных знаний о мире, закономерностях развития природы, общества и мышления — да, верно.
3) Религия оказывает эмоциональное воздействие на верующих — да, верно.
4) Мораль требует от человека определённого поведения — да, верно.
5) Искусству, как и другим формам духовной культуры, свойственны рациональность и системность — нет, неверно.
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Духовная культура, фундаментальная наука, образование, литература, живопись.
Обобщающим понятием этого ряда является «духовная культура». Наука, образование, литература, живопись — это формы культуры.
Ответ: духовная культура.
А как фундаментальная наука относится к духовной культуре?
Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества, ее результатом являются произведения искусства, научные открытия.
Выберите верные суждения о формах (областях) культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Наука, в отличие от других форм духовной культуры, способна оказывать эмоциональное воздействие на человека.
2) Основой морали являются представления человека и добре и зле и готовность поступать в соответствии с этими представлениями.
3) Религия даёт верующему человеку облегчение в страданиях, показывает выход из трудных, кажущихся безвыходными ситуаций.
4) Система образования реализует определённый общественный и государственный заказ.
5) Искусству свойственны рациональность и системность.
1) Наука, в отличие от других форм духовной культуры, способна оказывать эмоциональное воздействие на человека — нет, неверно, другие сферы тоже способны.
2) Основой морали являются представления человека и добре и зле и готовность поступать в соответствии с этими представлениями — да, верно.
3) Религия даёт верующему человеку облегчение в страданиях, показывает выход из трудных, кажущихся безвыходными ситуаций — да, верно.
4) Система образования реализует определённый общественный и государственный заказ — да, верно.
5) Искусству свойственны рациональность и системность — нет, неверно, искусству это не свойственно, это признаки науки.
Пункт про религию составлен некорректно. Религия ничего не ДАЕТ человеку. Для каждого религия характеризуется по своему.
Разработчики КИМов с вами не согласны.
Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24
Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Клиффорд Гиртц называет культуру «системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты, правила, инструкции. которые служат для управления поведением». Он считает, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы: «Не обусловленное моделями культуры (системами значимых символов) поведение человека стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтанным бессмысленным поступкам и безудержным эмоциям, у человека практически не мог бы сформироваться опыт».
О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишёнными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию.
Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать её репрессивной? Именно так считал Зигмунд Фрейд. Он исследовал конфликт между культурой (или «цивилизацией») и инстинктивным началом человеческой натуры. Часто культура действительно подавляет побуждения человека, главным образом, сексуальные и агрессивные. Но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются.
Но, учитывая важность влияния культуры на поведение людей, мы не должны вместе с тем преувеличивать её возможности. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего, небеспредельны биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно так же существует предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг.
Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определённые участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых.
Контрольная по обществознанию на тему «Сфера духовной культуры» 8 кл
Контрольная работа. Тема: Сфера духовной культуры. Вариант 1
1. К духовной сфере жизни общества относится:
1) премьера драматического спектакля; 2) производство компьютерной техники; 3) деятельность профсоюзов; 4) разделение общества на классы.
2. Слово «культура» в переводе с латинского означает :
1) ведение домашнего хозяйства; 2) взаимодействие людей;
3) возделывание почвы; 4) искусство управления государством.
3. Внутренний контроль человеком своих поступков называется:
1) ответственностью; 2) самоконтролем; 3) долгом; 4) моралью.
4. К мировой религии относится:
1) конфуцианство; 2) буддизм; 3) католичество; 4) православие.
5. Какая наука относится к гуманитарным?
1) география; 2) геология; 3) история; 4) биология.
1.Сравнение «образование» и «науки»
Сравните образования и науку. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую- порядковые номера черт отличия.
1) приобщает человека к культурным ценностям; 2) связано с техническим прогрессом; 3) является подсистемой духовной сферы общества; 4) открывает объективные законы развития мира.
Черты сходства черты отличия
2. Установите соответствие между примерами наук и её областями. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ НАУК ОБЛАСТИ НАУК
А) геология 1) естественные науки
Б) история 2) обще6ственные науки
3. Дайте письменный ответ
1. В каком учреждении можно получить начальное общее образование ________________
2. Что должен понимать ученый, создавая что-то новое ______________________________
3. Назовите самую крупную мировую религию _____________________________________
4. Сколько течений в христианстве __________________________________________________
5. В каких учреждениях можно получить среднее профессиональное образование _______
4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Характеристика общества как ________(А) предусматривает изучение его внутренней структуры. Ее основными элементами являются ________(Б) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую ________(В) общества. ________(Г) в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов ________(Д), а также управление совместной ________(Е) людей».
5.Запишите слово, пропущенное в таблице
Прочтите текст и выполните задания 1- 3
С давних времен существовали два подхода к окружающему миру — теоретический и мифопоэтический. Последний ярче всего выражен в искусстве, однако вовсе не является его монополией. Мифопоэтическое восприятие мира было господствующим в архаической и античной культурах.
С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
С2. Какими словами автор объясняет связь культуры и природы? Приведите любые две фразы.
С3. Проиллюстрируйте тремя примерами положение текста: «Культура — это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам».
Экзамен по обществознанию за курс 8 класса
Итоговая работа по обществознанию 8 класс
1. Верны ли следующие суждения о взаимодействии природы и обще ства?
верно только А 3) верны оба суждения
верно только Б 4) оба суждения неверны
мышление 3) инстинкты
3. К социальной относят потребность человека в
дыхании 3) творчестве
4. К политической сфере жизни общества относятся
сословия, касты 3) рынок, бизнес
образование, наука 4) государство, партии
5. К глобальным проблемам не относится
широкое использование информационных технологий
сохранение мирового культурного наследия
рост сердечных и онкологических заболеваний
угроза международного терроризма
6. К духовной сфере жизни общества относятся
подписание торгового соглашения с Германией
принятие закона о противодействии коррупции
открытие галереи современного искусства
4) выборы в органы местного самоуправления
7. Существование культуры невозможно без
преемственности культурных традиций
законодательства в сфере культуры
демократического государственного устройства
8. К духовной культуре не относится
1) техника 3) образование
9. Обязательными для всех жителей государства являются нормы
10. Целью науки является
отражение мира в художественных образах
приобщение человека к культурным ценностям
воспитание подрастающего поколения
изучение спроса на косметическую продукцию
11. Предметом изучения экономики как науки является
изучение стратегии конкуренции в условиях рынка
разработка энергосберегающих технологий
формирование рационального поведения потребителя
изучение спроса на косметическую продукцию
12. К материальным ресурсам относится
13. Верны ли следующие суждения о потреблении?
А.Уровень потребления зависит от уровня экономического развития общества.
Б. Потребление товаров и услуг не влияет на развитие производства.
верно только А 3) верны оба суждения
верно только Б 4) оба суждения неверны
14. Обязательный платеж, устанавливаемый государством для граждан и предприятий, называется 1) инвестицией 3) кредитом
2) пошлиной 4) налогом
конкуренция 3) монополизация
инфляция 4) потребление
удовлетворяет потребности человека
преобладание монархических форм правления
утверждаются ценности прогресса и личного успеха
существует социальное расслоение
17. Установите соответствие между примерами и видами издержек фирмы: к каждому элементу, данному в первой колонке, подберите элемент из второй колонки.
ПРИМЕРЫ ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК
A. Зарплата рабочих 1) Постоянные
Б. Процент банку за кредит 2) Переменные
B. Страховые взносы
Г. Плата за электроэнергию
Д. Охрана помещения
18. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Каждой сфере жизнедеятельности общества присуща определен ная самостоятельность. (Б) Вопрос о соотношении сфер обществе! жизни является дискуссионным. (В) Возможно, в разные исторические периоды каждая из сфер может оказать решающее влияние на разв итие человеческого общества.
Определите, какие положения текста
отражают факты 2) выражают мнения
расчет на узкий круг знатоков
Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6
Религия и культура
Религиозное мировоззрение является одним из основных источников культуры. Невозможно понять европейскую культуру, не ощутив огромного влияния христианства, которое послужило источником вдохновения для величайших произведений музыки, литературы и искусства. То же самое можно сказать о роли буддизма, конфуцианства и даосизма для культуры Дальнего Востока, индуизма для Индии и ислама для Ближнего Востока. Самая ранняя и порой самая великая литература в каждой культуре была религиозной. Религиозные темы послужили сюжетом и источником вдохновения для литературных произведений. Ряд выдающихся музыкальных произведений был написан для религиозных событий. Религия была источником изобразительного искусства. Самые древние и прекрасные из сохранившихся до нашего времени зданий являются религиозными храмами.
С2. Какие две характерные черты любой религии названы в тексте?
С3. Какие два способа умилостивить богов приводит автор текста?
С4. Приведите по два примера, иллюстрирующие личные и общественные религиозные обряды.
С5. В государстве И. существует традиция крестить ново рожденных детей в церкви, венчаться в церкви при вступле нии в брак. Какой тип религиозных обрядов иллюстрирует данная ситуация? Приведите положение текста источника, подтверждающее ваш ответ.
Итоговая работа по обществознанию 8 класс
1. Какое из указанных утверждений относится к природе, а не к обществу ?
включает формы объединения людей
основывается на производстве материальных благ
развивается по своим собственным законам
является динамичной системой
2 Человека от животного отличает
1) обучение потомства
2) физическое развитие
приспособление к окружающей среде
изменение условий существования
3. Стремление завоевать уважение в классе относится к потребностям
познавательным 3) социальным
духовным 4) естественным
4. Понятия «классы», «этносы» характеризуют сферу общества
духовную 3) экономическую
политическую 4) социальную
разрыв в уровне развития регионов планеты
переход от ручного труда к машинному
освоение космического пространства
6. К какой сфере общественной жизни относится демонстрация по теле видению художественных фильмов?
7. К материальной культуре относятся
средства связи 3) картины
книги 4) научные открытия
8. Реклама является частью
духовной культуры 3) народной культуры
массовой культуры 4) элитарной культуры
9. Представления о прекрасном закрепляют нормы
10. Какая функция свойственна образованию?
приобщение человека к культуре общества
получение новых знаний для всего человечества
4) управление социальными процессами
11. Предметом изучения экономики как хозяйства является
производство мебели для кухни
расчет изменения спроса на банковские услуги
прогноз динамики курса евро
выявление закономерностей формирования спроса
12. К капиталу как фактору производства относятся
здания 3) акционеры
полезные ископаемые 4) менеджеры
13. Гражданка А. завещала своему сыну квартиру. Данный пример ил люстрирует право собственника
потреблять 3) пользоваться
владеть 4) распоряжаться
А. Обязательные платежи граждан, взимаемые в пользу государства
Б. Плата за пользование имуществом государства.
верно только А 3) верны оба суждения
верно только Б 4) оба суждения неверны
15. В стране Н. цены на товары и услуги выросли на 20%, но качество не улучшилось. Какое экономическое явление проявилось в Н.?
2) предложение 4) инфляция
16. Сравните признаки командной и рыночной экономики.
1. наличие формы собственности
3. контроль государства за производством
4. способ распределения ресурсов
17. Установите соответствие между признаками и сферами культуры:
ПРИЗНАКИ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ
A. Эмоциональное воздействие 1) Наука
Б. Выстраивание системы доказательств 2) Искусство
B. Образное отражение действительности
Г. Логическая стройность
18. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Глобальные проблемы угрожают выживанию человечества. (Б) По статистике в мире насчитывается более 60 тысяч единиц ядерного ору жия. (В) Предполагаем, что обращение к мировому сообществу с призывом к разоружению крайне необходимо.
Определите, какие положения текста
стремление к достоверности
формирование чувства прекрасного
чувственное отражение реальности
Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6
Культура как сфера духовного производства
Чтобы произвести свой продукт, духовное производство включает в себя и материальные элементы (финансы, изда тельства, научное оборудование, школы, театры, храмы, музеи, средства массовой информации и т.д.), кадры специали стов (духовенство и светская интеллигенция) и социальные институты (церковь, учебные заведения, научные центры).
Для того чтобы культурные творения стали достоянием многих, их необходимо сохранять и репродуцировать. Со хранению отобранных культурных творений служат. архи вы, музеи, библиотеки, картинные галереи. Распростране ние ценностей культуры осуществляется, прежде всего, через общественную систему образования. От количества учебных заведений, качества обучения, квалификации преподавательского состава, от доступности всех видов обра зования широким массам населения во многом зависит уро вень духовной жизни общества. Важную роль играют средства массовой информации. Это радио и телевидение, театры, музеи, филармонии, клубы, библиотеки, лектории, выставки и т.д.
Ерасов Б. Т. Социальная культурология. М., 1996. С. 79, 83—85.
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них. Могут быть выделены следующие смысловые части.
С2. Какие две функции, выполняемые культурой в общест ве, приведены в тексте?
С3. Какие три составляющие духовного производства названы в тексте?
С5. В государстве Т. существовала система всеобщего обязате льного бесплатного образования. Это государство отличалось высоким уровнем общей грамотности населения. После проведения социально-экономических реформ в государстве Т. был осуществлен переход к всеобщему бесплатному национальн ому образованию. Все прочие ступени образования стали платными. Сохранит ли государство Т. высокий уровень образованности населения? Приведите положение текста источник а, подтверждающее ваш ответ.
С6. Автор текста считает, что для того, чтобы достижения культуры стали достоянием многих, их необходимо целенаправ ленно сохранять и репродуцировать. Согласны ли вы с этой точ кой зрения? С опорой на текст и знания обществоведческого курса приведите два аргумента (объяснения) своего мнения.
Итоговая работа по обществознанию 8 класс
добровольное объединение людей по интересам 2) часть материального мира
3) всё человечество 4) формы объединения людей
2. Какой признак характерен для индустриального общества?
натуральное хозяйство 2) преобладание промышленного производства
безотходное производство 4) развитие сферы услуг
имеет природные инстинкты 2) способен к преобразовательной деятельности
3)имеет естественные потребности 4) живет среди себе подобных
4. Примером влияния общества на природу является
изображение красот природы известными художниками
истощение природных ресурсов
разрушения, вызванные цунами в Японии
5. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современности?
А. Освоение ближнего космоса ведет к загрязнению природы. Б. Глобальные проблемы создают угрозу для будущего существования человечества.
верно только А 3) верны оба суждения
верно только Б 4) оба суждения неверны
6.Какой из примеров иллюстрирует проявление экономи ки как науки?
анализ рынка ценных бумаг 2) продажа товаров
3)производство цветных телевизоров 4) открытие нового магазина
7. Налог, непосредственно взимаемый с какого-либо дохода, называется
косвенным 2) прямым
3)пропорциональным 4) регрессивным
8. Верны ли следующие суждения о государственном бюджете?
Б. Из государственного бюджета выделяются деньги на образование.
верно только А 3) верны оба суждения
верно только Б 4) оба суждения неверны
9. Гражданин А. проживает в квартире, унаследованной от бабушки. Какое право собственности иллюстрирует данный пример?
владение 2) распоряжение
пользование 4) наследование
10. К произвольным расходам семьи относятся расходы
на оплату лекарства 2) на оплату услуг няни
на оплату электроэнергии 4) на проезд в автобусе
11. Наука, предметом изучения которой является прекрасное, носит на звание
эстетика 4) культурология
12. Иван И. учится в 7 классе, он получает
1. общее основное образование
2. среднее (полное) общее образование
начальное профессиональное образование
13. К моральным нормам относятся
правила дорожного движения
правила противопожарной безопасности
нравственные требования, определяющие поведение людей
правила поведения, исходящие от государства
14. Особенность искусства проявляется в том, что оно
использует специфические методы познания
воздействует на сознание людей
отражает мир в художественных образах
помогает познать мир
15. Верны ли следующие суждения об образовании?
Б. Образование можно получить только в школе.
верно только А 3) верны оба суждения
верно только Б 4) оба суждения неверны
16. В приведенном ниже списке указаны черты сходства и отличия традиционной и рыночной экономики.
высокая степень использования достижений научно-технического прогресса
низкий уровень экономического развития
наличие сельского хозяйства
17. Установите соответствие между политическими институтамифункциями:
принятие законов 1) государство
Б) представительство интересов общества 2) партии
легальное использование силы
Г) участие в избирательных кампаниях
18. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение кото рого отмечено буквой.
(А) В настоящее время в России зафиксировано большое количество гражданских браков. (Б) Они не имеют юридического оформления. (В) Многие считают, что гражданский брак от официального брака отли чается степенью доверия партнёров друг к другу.
Определите, какие положения текста носят
фактический характер 2) характер оценочных суждений
деятельность, направленная на получение знаний
подготовка квалифицированных специалистов
формирование творческих способностей
оценка человеческих поступков
получение и систематизация нового знания
Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6
Религия и культура
Религиозное мировоззрение является одним из основных источников культуры. Невозможно понять европейскую культуру, не ощутив огромного влияния христианства, которое послужило источником вдохновения для величайших произведений музыки, литературы и искусства. То же самое можно сказать о роли буддизма, конфуцианства и даосизма для культуры Дальнего Востока, индуизма для Индии и ислама для Ближнего Востока. Самая ранняя и порой самая великая литература в каждой культуре была религиозной. Религиозные темы послужили сюжетом и источником вдохновения для литературных произведений. Ряд выдающихся музыкальных произведений был написан для религиозных событий. Религия была источником изобразительного искусства. Самые древние и прекрасные из сохранившихся до нашего времени зданий являются религиозными храмами.
С2. Какие две характерные черты любой религии названы в тексте?
С3. Какие два способа умилостивить богов приводит автор текста?
С4. Приведите по два примера, иллюстрирующие личные и общественные религиозные обряды.
С5. В государстве И. существует традиция крестить ново рожденных детей в церкви, венчаться в церкви при вступле нии в брак. Какой тип религиозных обрядов иллюстрирует данная ситуация? Приведите положение текста источника, подтверждающее ваш ответ.
Итоговая работа по обществознанию 8 класс
добровольное объединение людей по интересам
часть материального мира, обособившаяся от природы
все граждане Российской Федерации
этнические формы объединения людей
2. Какой признак характерен для информационного общества?
преобладание промышленного производства
опора на традиции, обычаи
развитие сферы услуг
3. К признакам и человека, и животного относится
способность к преобразовательной деятельности
сознательное воспитание потомства
4. К глобальным проблемам современности относится
усыновление российских сирот иностранными гражданами
усиление влияния массовой культуры на подростков
появление глобальной компьютерной системы
5. Верны ли следующие суждения о влиянии природы на общества
А. Изменения, происходящие в природе, находят свое отражение в жизни общества.
Б. С развитием общества влияние природы на общество возрастает
верно только А 3) верны оба суждения
верно только Б 4) оба суждения неверны
6. Какой из приведенных примеров иллюстрирует проявление экономи ки как хозяйства?
изучение спроса на компьютерные игры
производство игровых приставок
прогноз цен на электроэнергию
7. Платеж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обес печения деятельности государства и (или) муниципальных образова нии, называется
банковским процентом 3) налогом
платой за кредит 4) дивидендом
8. Верны ли следующие суждения о государственном бюджете?
А. Государственный бюджет составляется правительством и утвер ждается высшими законодательными органами.
1. верно только А 3) верны оба суждения
2. верно только Б 4) оба суждения неверны
9. Гражданин А., поехавший в своем автомобиле на море, реализовал такое право собственности, как
владение 3) распоряжение
пользование 4) наследование
10. К обязательным расходам семьи относятся расходы
на оплату услуг няни 2. на оплату услуг репетитора
на оплату услуг ЖКХ 4. на железнодорожные билеты
11. Наука, предметом изучения которой являются нормы, регулирующие отношения между людьми с позиций добра и зла, называется
этикой 3) философией
эстетикой 4) культурологией
12. Семен И. учится в юридическом колледже, он получает
общее основное образование 2. среднее (полное) общее образование
3. дополнительное образование 4. среднее профессиональное образование
13. К духовной сфере жизни общества не относится(-ятся)
разработка учебного плана школы 2. выращивание цветов
3. религиозные нормы 4. разработка научной теории
14 Что относится к естественным наукам?
экономика 3) философия
геология 4) политология
1 5 Верны ли следующие суждения о морали?
А. Мораль основывается на чувстве долга и поддерживается чувством стыда и угрызениями совести.
верно только А 3) верны оба суждения
верно только Б 4) оба суждения неверны
16. В приведенном ниже списке указаны черты сходства и отличия ко мандной и рыночной экономики.
наличие сельского хозяйства 2. низкий уровень дифференциации населения
3. производство товаров 4. наличие частной собственности
17. Установите соответствие между социальными институтами при знаками :
ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
A) основана на вере в сверхъестественное 1) религия
Б) стремится к достоверности 2) наука
B) выполняет утешительно-компенсаторную функ цию
Г) открыта рациональной критике
18. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение кото рого отмечено буквой. (А) Некоторые ученые считают игроманию заболеванием XXI века. (Б) Однако вряд ли стоит утверждать так категорично. (В) История знает немало ярких примеров прошлых веков, когда люди зрелого возраста, играя в азартные игры, проигрывали огромные состояния.
Определите, какие положения текста носят
фактический характер 2. характер оценочных суждений
направленность на открытие нового знания
передача личности накопленного опыта
поддержание эмоционального благополучия
вера в высшие силы
Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6
Культура как сфера духовного производства
Чтобы произвести свой продукт, духовное производство включает в себя и материальные элементы (финансы, изда тельства, научное оборудование, школы, театры, храмы, музеи, средства массовой информации и т.д.), кадры специали стов (духовенство и светская интеллигенция) и социальные институты (церковь, учебные заведения, научные центры).
Для того чтобы культурные творения стали достоянием многих, их необходимо сохранять и репродуцировать. Со хранению отобранных культурных творений служат. архи вы, музеи, библиотеки, картинные галереи. Распростране ние ценностей культуры осуществляется, прежде всего, через общественную систему образования. От количества учебных заведений, качества обучения, квалификации преподавательского состава, от доступности всех видов обра зования широким массам населения во многом зависит уро вень духовной жизни общества. Важную роль играют средства массовой информации. Это радио и телевидение, театры, музеи, филармонии, клубы, библиотеки, лектории, выставки и т.д.
Ерасов Б. Т. Социальная культурология. М., 1996. С. 79, 83—85.
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них. Могут быть выделены следующие смысловые части.
С2. Какие две функции, выполняемые культурой в общест ве, приведены в тексте?
С3. Какие три составляющие духовного производства названы в тексте?
С5. В государстве Т. существовала система всеобщего обязате льного бесплатного образования. Это государство отличалось высоким уровнем общей грамотности населения. После проведения социально-экономических реформ в государстве Т. был осуществлен переход к всеобщему бесплатному национальн ому образованию. Все прочие ступени образования стали платными. Сохранит ли государство Т. высокий уровень образованности населения? Приведите положение текста источник а, подтверждающее ваш ответ.
С6. Автор текста считает, что для того, чтобы достижения культуры стали достоянием многих, их необходимо целенаправ ленно сохранять и репродуцировать. Согласны ли вы с этой точ кой зрения? С опорой на текст и знания обществоведческого курса приведите два аргумента (объяснения) своего мнения.
1- 15 задание по 1 баллу 15 баллов
16-19 задания по 2 балла 8 баллов
Текст 13 баллов: 1-5 задание по 2 балла, 6 задание – 3 балла
Максимальный балл 36
Оценка неудовлетворительно 16 и менее