к имущественным авторским правам относится право на

К имущественным авторским правам относится право на

Статья 16. Имущественные права

1. Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом.

2. Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия:

воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);

импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

публично показывать произведение (право на публичный показ);

публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);

сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);

сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);

переводить произведение (право на перевод);

переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку);

Абзац одиннадцатый пункта 2 статьи 16 вступает в силу с 1 сентября 2006 года (Федеральный закон от 20.07.2004 N 72-ФЗ).

сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).

(абзац введен Федеральным законом от 20.07.2004 N 72-ФЗ)

2.1. Исключительные права автора на использование дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового проектов включают также практическую реализацию таких проектов. Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре.

(в ред. Федерального закона от 20.07.2004 N 72-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения.

Право на распространение экземпляров произведения путем сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры.

4. Размер и порядок исчисления авторского вознаграждения за каждый вид использования произведения устанавливаются в авторском договоре, а также в договорах, заключаемых организациями, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе, с пользователями.

Источник

Авторские и смежные права

Итак, как обычно отталкиваемся от буквы закона, а именно Части VI Гражданского кодекса РФ. Согласно Закону авторское право распространяется на произведения науки литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения. Перечень указанных объектов довольно широк. Это произведения литературы, музыки, искусства, к числу которых относятся аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы), а также оригинальные логотипы, этикетки, рекламные слоганы.

Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, концепции, принципы. Поэтому если кто-то вам заявит о своих авторских правах на некий коммерческий проект, усомнитесь! Важный принцип авторского права заключается в следующем: защите подлежит не идея, а ее материальное воплощение, выраженное в какой-либо объективной форме:

Следовательно, у автора(ов) изначально есть все предписанные законом права на созданное им произведение, которые заслуживают отдельного внимания.

Указанные правомочия разделены на две категории. Это, прежде всего, личные неимущественные права, принадлежащие автору:

Данная категория правомочий неотчуждаема, однако, безусловно, требует соблюдения третьими лицами.

Особое внимание следует обратить на совокупность исключительных прав на использование произведения имущественного характера. Автор имеет право, как осуществлять самостоятельно, так и запрещать другим следующие действия:

Данный объем прав может передаваться (за вознаграждение) другому лицу, как целиком, так и по частям. К примеру, может быть передано право лишь на воспроизведение и распространение фотографических снимков в периодическом издании. Чем, кстати, в большинстве случаев пренебрегают.

И, конечно, ничто не вечно, в том числе и авторские права. За исключением ряда случаев авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти.

Прогресс технический и законотворческий привел к возникновению института «смежных прав». Эти права, будучи отличны от авторских, непосредственно с ними связаны. Остановимся лишь на некоторых основных моментах.

Подобно автору исполнитель обладает исключительными правами, в число которых входят:

Имущественные права относятся к категории исключительных и позволяют исполнителю разрешать или запрещать в отношении его исполнений:

Производителю фонограммы, равно как и упомянутым организациям вещания, принадлежат исключительные права на использование созданных фонограмм и транслируемых передач.

Итак, передаются только имущественные авторские или смежные права. Они могут передаваться по договору, переходить по наследству, по «трудовым» и по другим гражданско-правовым основаниям.

Основное правило, которое нужно помнить: АВТОРСКИЕ ПРАВА ПЕРЕДАЮТСЯ ТОЛЬКО ПО ДОГОВОРУ. Даже если речь идет о служебном произведении, т.е. автор создает некое творение в рамках своих должностных обязанностей и за заработную плату. Здесь важно учитывать, чтобы должностные обязанности по трудовому договору совпадали с характером созданного произведения.

Несколько слов о содержании авторского договора. Подобный договор должен в обязательном порядке содержать ряд СУЩЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЙ. В данном случае это характер передаваемых прав (исключительный или не исключительный), объем передаваемых прав с указанием конкретных правомочий (например, право на воспроизведение, тиражирование и т.д.), срок и территорию передаваемых прав и, конечно же, размер и порядок выплаты авторского вознаграждения. Данный перечень условий не является исчерпывающим.

Общее обязательное правило: форма договора должна быть письменная. Причем не имеет значения, является ли это самостоятельным соглашением или специальным разделом иного договора, скажем на оказание рекламных услуг.

Еще одна особенность. Данный договор, также как и факт создания, не требует государственной либо нотариальной регистрации. Следовательно, при внимательном отношении к законным правам людей, чьему творчеству мы обязаны своим успехом, можно избежать многих неприятностей и проблем.

Источник

Интеллектуальная собственность. Правовое обеспечение

Законодательство РФ в сфере защиты интеллектуальной собственности

Согласно ст. 1225 ГК РФ интеллектуальная собственность — это охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Виды интеллектуальных прав принято классифицировать на:

Интеллектуальные права делятся на три вида (ст. 1226 ГК РФ):

Интеллектуальная собственность подразделяется на две основные сферы прав: авторское право и смежные с авторскими права и промышленная собственность.

В категорию авторского права входят произведения искусства или науки, а также компьютерные программы. Смежные права — права по отношению к исполнениям, постановкам, фонограммам и прочим объектам ИС, ставшим общественным достоянием.

Промышленная собственность — совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием объектов ИС. Включает в себя:

Регулятором в сфере интеллектуальной собственности в России является Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент), которая осуществляет функции:

Для того чтобы защитить права на объект ИС, необходимо зарегистрировать право, в противном случае признание права возможно не иначе как на основании судебного решения.

Правовое обеспечение интеллектуальной собственности

В правовом обеспечении ИС различают охрану прав и их защиту. Охрана прав представляет собой общий правовой порядок в сфере ИС, закрепленный в нормативных актах, осуществляемый во внесудебном и судебном порядке. К внесудебной форме защиты относится самозащита, установленная автором в договоре, заключенном между правообладателем и приобретателем права ИС. К судебным формам защиты относятся гражданско-правовые, административно-правовые и уголовно-правовые способы защиты.

Самозащита интеллектуальной собственности в договоре

Личные неимущественные права неотделимы от личности автора, и их передача не допускается. Переход имущественных прав от правообладателя к иному лицу возможен. Правообладатель имущественных прав вправе передать авторские права на основании гражданско-правового договора (ст. 1233 ГК РФ). Уступка прав на ИС происходит по договору отчуждения исключительного права (ст. 1234 ГК РФ), а передача авторского права на время путем предоставления права использования ИС другому лицу происходит согласно гражданско-правовым договорам: отчуждения (ст. 1234 ГК РФ), лицензионных (ст. 1238 ГК РФ), трудовых (ст. 1288 ГК РФ), по государственному (муниципальному) контракту (ст. 1298 ГК РФ).

Административно-правовая защита интеллектуальной собственности

Реализация этой формы защиты осуществляется в короткие сроки. Административная защита является необходимой на основании Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 02.08.2019 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019).

Административной ответственности за совершение нарушений авторских и смежных прав подлежат следующие правонарушения:

При обеспечении правовой защиты ИС, установленной КоАП РФ, необходимо отметить проблемы, усложняющих правовое регулирование: пассивное отношение авторов и правообладателей к защите прав на ИС, отсутствие методики расчетов убытков при нарушении прав на ИС, отсутствие в законе понятия «контрафактная продукция», неэффективность административно-правовых санкций, отсутствие борьбы с «пиратством».

Решение указанных проблем требует внесения изменений в административное законодательство, чтобы санкции за нарушение прав приобрели превентивное значение.

Гражданско-правовая защита интеллектуальной собственности

Такую форму защиты права на объект ИС используют для восстановления нарушенного права в суде. В гражданском законодательстве выделяют две группы защиты прав на ИС: универсального характера, применяемая для защиты не только права на объект ИС, но и иного субъективного права (ст. 12 ГК РФ), и направленная исключительно на объекты ИС.

Статья 12 ГК РФ предусматривает следующие способы защиты прав на ИС в суде:

При обеспечении правовой защиты ИС необходимо отметить следующие спорные моменты гражданско-правовой защиты прав на ИС в судебном порядке. Критерии оценки ИС отсутствуют. Законом также не установлен перечень допустимых доказательств, на основании которых устанавливается факт нарушения прав на ИС (ст. 55 ГПК РФ, ст. 64 АПК РФ). В связи с этим защита прав на ИС зависит от сложившейся судебной практики в конкретном регионе. Исходя из сложившейся судебной практики и разъяснений Верховного суда РФ, критериями оценки прав на ИС являются новизна и оригинальность. Например, Постановление Суда по интеллектуальным правам от 29.06.2017г. по делу № А56-23644/2016, согласно которого суд кассационной инстанции согласился с выводами суда апелляционной инстанции в части того, что суд апелляционной инстанции установил, что Соглашение не отвечает признакам произведения, как объекта авторского права (новизны, творческого характера создания произведения, оригинальность (уникальность, неповторимость) произведения, поэтому у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований истца.

Таким образом, если создатель сможет доказать в суде авторство и объект ИС, созданный творческим трудом, обладает признаками новизны и оригинальности, то суд признает за ним право на ИС. Если же автор (создатель, правообладатель) не докажет свое право, то суд откажет в иске. Вот о таком судебном споре из своей практики расскажу.

Судебный спор

Аркадий давно работает в рекламном агентстве фотографом, иногда подрабатывает на стороне. В прошлом году директор компании, с которым Аркадий знаком много лет, предложил подработку в виде изготовления фотографий города Тобольска для изготовления настольного календаря на 2019 год. Договорились об условиях выполнения заказа. Договор заключать не стали, но заказ оформили письменной заявкой. Фотографии Аркадий сделал быстро и также передал через курьера, взяв расписку. Деньги должны были быть перечислены на банковскую карту. Ни завтра, ни позже деньги не поступили. Аркадий перезвонил, и ему ответили, что от календаря директор отказался, а фотографии уничтожены. В начале 2019 года Аркадий по служебным делам заехал в одну из строительных компаний, где на стене за креслом директора увидел красочный настенный календарь со своими фотоснимками. Календарь ему не отдали, но фото страниц календаря сделать разрешили. Так Аркадий узнал типографию, где фотоснимки напечатаны, и заказчика. Оказалось, что фотографии заказчик не уничтожил, а заказал календари для дальнейшего использования.

Досудебный порядок

Я собрал доказательства: заявку на осуществление съемки, расписку в получении фотоснимков, скриншот переписки, TIFF-файл со всеми слоями, подтверждающий творческую работу над фото, свидетельские пояснения, доказательства изготовления календарей, отчет специалиста и подал исковое заявление в суд.

Судебное решение и способы защиты в суде

Суд первой инстанции в иске отказал в связи с недоказанностью факта, по причине непредставления в суд фотоаппарата, с помощью которого были изготовлены фотоснимки. Не согласившись, я обжаловал судебное решение в суде апелляционной инстанции. Судебная коллегия областного суда рассмотрела дело, установила, что суд первой инстанции ошибочно сделал вывод о недоказанности факта. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что суд первой инстанции необоснованно сделал вывод о том, что между истцом и ответчиком не заключен договор авторского заказа. В итоге судебная коллегия областного суда отменила решение суда первой инстанции и вынесла судебное решение о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации за нарушение имущественных прав и морального вреда, а также взыскала с ответчика судебные траты и издержки.

Приведенный пример из моей судебной практики показывает, что доказать авторство в суде достаточно сложно. Вероятность выигрыша увеличится, если Вы выберете надлежащий способ защиты нарушенного права и представите суду надлежащие доказательства:

Вместе с тем основным способом защиты нарушенного права в суде является создание 01.02.2013г суда по интеллектуальным правам — специализированного арбитражного суда, рассматривающего дела по спорам, связанными с защитой интеллектуальных прав (ст. 43.4 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в РФ», ч. 4 ст. 34 АПК РФ). Кроме того, суд по интеллектуальным правам в качестве суда кассационной инстанции пересматривает дела, которые были рассмотрены судами первой инстанции, а также дела, рассмотренные арбитражными судами субъектов Российской Федерации по первой инстанции и арбитражными апелляционными судами, а также проверяет законность и обоснованность административных актов (ч. 3 ст. 274 АПК РФ).

Вместе с тем, если установлено наличие вины и в действиях нарушителя имеется состав преступления, то автор вправе прибегнуть к уголовно-правовой защите права.

Уголовно-правовая защита прав интеллектуальной собственности

Специфика совершения данной категории преступлений заключается в том, что предметом присвоения (незаконного использования) прав на ИС является не конкретная вещь, а абстрактная категория права на объект ИС: имя, произведение, изобретение и прочее. Преступный результат при хищении состоит в причинении автору (правообладателю) материального ущерба, размер которого определяется стоимостью изъятого имущества. При оценке размера ущерба в случаях нарушения прав ИС учитываются понесенные автором убытки, а также упущенная выгода, которая была бы получена при реализации произведения ИС. В большинстве случаев цифру может указать только судебная экспертиза, которая назначается на основании ходатайства (ст.195 УПК РФ).

Однако не все так однозначно. С одной стороны, термин «убытки правообладателя как объект оценки» не нашел отражения ни в Федеральном законе 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», ни в Федеральных стандартах оценки, ни в положениях Национального Совета по оценочной деятельности (НСОД), ни в стандартах СРО оценщиков. С другой стороны, убытки и вина нарушителя, а также причинно-следственная связь между совершенным деянием и убытками должны быть доказаны истцом. В связи с изложенным, полагаю, что только после всестороннего анализа обстоятельств дела можно определить какое решение является правильным: обратиться в суд за возмещением понесенных убытков или же просить суд взыскать компенсацию. И здесь следует обратиться к практике суда по интеллектуальным правам. Суд неоднократно разъяснял в судебных решениях о том, что наличие убытков является лишь одним из факторов, влияющих на размер взыскиваемой компенсации, но никак не основанием ее взыскания. По мнению суда, компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков (п. 3 ст. 1252, ст. 1301 ГК РФ) (Постановление суда по интеллектуальным правам от 11.06.2014 № С01-385/2014 по делу № А43-8973/2013).

На основании ч. 2 ст. 69 УК РФ окончательное наказание назначено путем поглощения менее строгого наказания более строгим в виде лишения свободы сроком на 6 месяцев. На основании ст. 73 УК РФ наказание считать условным с испытательным сроком 1 год.

Из приведенного примера видно, что незначительная мера наказания, предусмотренная за преступления в сфере ИС, высокая прибыль правонарушителей, минимальный риск задержания и судебного преследования приводят к тому, что количество преступлений в сфере незаконного присвоения и использования интеллектуальной собственности растет, в результате автор (правообладатель) несет убытки и моральный вред.

Вывод

В условиях современного развития права ИС нуждается в эффективной правовой защите. Лица, незаконно использующие чужую ИС, не только причиняют значительный материальный ущерб авторам (правообладателям), извлекая доходы, но и нарушают права и законные интересы общества и государства, подрывают основополагающие принципы экономики. Сложность доказывания данной категории дел в судах, незначительная мера наказания, предусмотренная за преступления в сфере ИС, несомненно, требует внесения изменений в действующее законодательство, чтобы санкции за нарушение прав на интеллектуальную собственность приобрели превентивное (предупреждающее) значение.

Источник

Права авторов

В первой половине 2020 года в России за нарушение авторских прав осудили 76 человек. Но права автора можно защитить и без уголовных разбирательств.

Автор — это любой человек, который что-то создал. Например, написал книгу, мелодию, программу, картину, снял фильм, сделал фотографию. Закон защищает права на любые произведения науки, литературы и искусства. Главное, чтобы они были созданы творческим трудом.

У каждого автора есть права — личные и имущественные. Если человек создал произведение, он может требовать, чтобы автором считали именно его, а за использование произведения платили деньги. Исключительное право разрешает автору использовать произведение в своих целях, в том числе коммерческих, но запрещает это остальным людям. Исключительное право можно купить по договору или унаследовать.

Все это в целом — авторские права. Чтобы их защитить, нужно знать, какие права есть у авторов и что можно потребовать, если эти права нарушены.

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Переслать через вотсап

Чтобы всем, кто занимается творческим трудом, было проще разобраться, собрали права авторов в таблицу со ссылками на законы. Добавляйте в закладки, чтобы защищать свои произведения и не нарушать чужие права.

Считаться автором произведения, которое создал сам

Как это работает. Права автора возникают в тот момент, когда человек что-то создал: написал песню, рассказ, стихотворение, программный код, нарисовал картину, сделал фотографию, спроектировал здание. Этого достаточно, чтобы быть автором. Специально регистрировать где-то авторство не нужно. Достаточно просто что-то создать своим творческим трудом.

Автор может требовать, чтобы его указывали в произведении как автора. Нельзя взять чужой контент и опубликовать под своим именем. Публикация без имени, когда автор известен или его можно установить, тоже под запретом. Если автор это обнаружит, он может обратиться в суд и потребовать компенсацию. Даже если не получил никаких убытков.

Право автора быть автором неотчуждаемо: его нельзя продать, подарить или передать по наследству. Оно охраняется и после смерти автора — нельзя издать стихотворение А. С. Пушкина под своим именем, хоть он и умер давным-давно. И подписывать чужие иллюстрации своим псевдонимом тоже нельзя.

Регистрировать авторство не нужно, но его можно зафиксировать. Это поможет доказать, кто действительно создал произведение. Если оно опубликовано, проблем быть не должно: имя автора и дата публикации подтверждают приоритет автора.

Есть и другие варианты фиксации:

Как победить выгорание

Считаться автором произведения, которое создал на работе

Как это работает. Иногда люди создают произведения, потому что это их работа. Например, журналисты пишут статьи, программисты — код, архитекторы разрабатывают проекты зданий. Они делают это в рамках своего трудового договора. Такие произведения называют служебными. Право признаваться автором служебного произведения принадлежит тому, кто его создал, а не компании, в которой этот человек работает.

Компании обычно принадлежат имущественные права на это произведение. То есть она может его использовать и получать прибыль, продавать, разрешать использовать другим. В договоре может быть написано, что эти права тоже принадлежат автору — полностью или частично. А еще в договоре прописывают, какое вознаграждение получит автор за то, что его произведение используют.

Есть интересное правило, о котором не все знают: имущественные права на служебное произведение могут вернуться к автору. Это происходит через три года после передачи произведения работодателю, если тот:

Если создаете служебные произведения по работе, внимательно читайте договор. И помните, что право авторства компания забрать себе не может. Ей переходит только право использовать произведение. А автором компания быть не может, это всегда человек.

Работодатель и автор могут договориться, как будет реализовано право авторства при использовании служебных произведений. Например, автора могут внести в список разработчиков приложения или игры, указать на сайте в качестве автора статей. Есть и другой вариант — когда имя автора не будет указано. Так можно, если это устраивает и работодателя, и работника. Но автор все равно останется автором, и работодатель не сможет подписать его произведения какой-то другой фамилией по своему выбору.

Публиковать произведение под своим именем, псевдонимом или анонимно

Как это работает. Автор имеет право выбрать, как указывать свое имя в произведении. Он может указать свое настоящее имя, выбрать псевдоним или остаться анонимом.

Если автор выбирает псевдоним или публикует произведение анонимно, его интересы обычно представляет издатель. Даже в этом случае права у автора все равно есть. Нельзя брать текст, иллюстрации, музыку и свободно использовать, если автор отказался указывать настоящее имя. У любого текста есть автор или правообладатель, даже если что-то опубликовано анонимно.

При выборе псевдонима не стоит указывать имя, которое уже использует какой-то другой человек в этой же сфере деятельности. Это нарушит его право авторства. Люди могут вас перепутать.

Например, один писатель обнаружил, что кто-то публикует книги под его именем. И это портит его репутацию. Через суд он смог заставить второго автора выбрать другой псевдоним, а все, что было опубликовано раньше, убрать из магазинов.

Обнародовать произведение

Как это работает. Публиковать или не публиковать произведение — решает автор. Это его право на обнародование произведения. Нельзя опубликовать или выставить чье-то произведение без согласия автора, даже если это что-то гениальное.

Если автор уже умер, обнародовать его произведение могут наследники или другие лица, которым перешли имущественные права. Но они должны учитывать волю автора. Если автор посчитал, что книга не удалась, после смерти без разрешения обнародовать ее никто не вправе. Даже если поклонники ждут десятый том популярной серии, а издательство обещает за него баснословные гонорары. Запрет может быть выражен в завещании, дневнике, письмах или как-то иначе, но обязательно в письменной форме. Если явного запрета нет, публиковать можно. Например, если автор умер внезапно и не оставил никаких распоряжений.

Когда автор передает право на использование произведения другому лицу, считается, что он согласен его обнародовать. Но он может передумать и отказаться — тогда произведение не обнародуют. Правда, автору придется компенсировать убытки человеку или организации, с которыми он заключил договор.

Запрещать вносить изменения в произведение

Как это работает. Одно из личных прав автора на произведение — право на его неприкосновенность. Произведение должно публиковаться таким, как его задумал автор. Нельзя издать книгу, удалив из нее часть глав. Или взять стихотворение в сборник и поменять там слова для благозвучности. Автор может запретить изменять свое произведение, это его право.

Вносить изменения в произведение можно лишь тогда, когда автор дал на это свое согласие. Например, это может быть условием договора. Допустим, автор пишет статьи для новостного портала. Со статьей работает редактор, фактчекер, корректор. В результате текст изменяется, но автор не возражает: он знает, что это хорошо для читателей. Если автор с чем-то принципиально не согласен, он может отозвать текст. Денег он не получит, но защитит свое право обнародовать произведение и сохранять его неизменным. Ключевой принцип здесь — согласие между автором и порталом. Автор дает его, когда подписывает договор.

Рерайт текста или перерисовку картин нельзя считать внесением изменений в произведение, если их потом публикуют под другим именем. Но это вариант использования оригинального произведения, поэтому нужно получать согласие автора и указывать его имя как автора оригинала.

Если кто-то использует произведение и вносит в него изменения без спроса, автор может потребовать возместить ему ущерб или выплатить компенсацию. Например, если с фотографии удаляют водяные знаки и имя автора. Так делать нельзя.

Вообще-то блогер просил миллион за все, но фотографии использовались для новостных целей, а это подходит под правила о свободном цитировании. Но изменять фотографии без разрешения и удалять с них водяные знаки все равно нельзя. Даже ради общего блага.

Соглашаться на перевод или размещение в сборнике

Как это работает. Перевод оригинального произведения — это самостоятельное, новое произведение. У переводчика возникают на него собственные авторские права. Но нельзя просто так перевести чей-то текст или песню и начать на этом зарабатывать. Это нарушит права автора оригинального произведения. Тем более нельзя публиковать перевод, не указывая автора оригинала.

Перевод — это вариант использования произведения, поэтому автор должен давать на него согласие. Если автор передал права на произведение другому лицу, например работодателю или издателю, согласие будет давать правообладатель. Такие же правила действуют для любой другой обработки и переработки оригинального произведения: его экранизации, аранжировки, инсценировки. На все нужно получать согласие автора или правообладателя.

Автор может разрешить включить его произведение в сборник — или не разрешать. Это касается, например, иллюстраций, текстов книг, стихотворений, песен. С одной стороны, сборник — это самостоятельное произведение. С другой — все, что входит в сборник, продолжает охраняться авторским правом. У авторов произведений, включенных в сборник, остается право использовать их и дальше, независимо от сборника. Но это может быть изменено условиями договора — читайте внимательно.

У составителя появляется право на новый объект авторских прав — сборник произведений. Его авторский труд — это подбор и систематизация материалов. Аналогичные правила применяются к интернет-сайтам, антологиям, энциклопедиям, атласам и базам данных. Закон охраняет и иллюстрации, и тексты на сайте, и сам сайт целиком.

Передавать права на использование

Как это работает. Автор может использовать свое произведение любым способом, а также разрешать или запрещать другим людям его использовать. В законе это называется исключительным правом на произведение. Исключительное право означает, что использовать произведение может только тот субъект, которому это право принадлежит. Это сам автор или тот, кому он такое право передал. Исключительное право на произведение — имущественное. Оно передается по договору и наследуется.

Автор может передать исключительное право кому-то целиком, например издателю при публикации книги. Но есть и другие варианты: разрешать использование произведения по лицензии с учетом ограничений. Например, автор книги может разрешить только изготовление и продажу печатных экземпляров с его произведением, а права на распространение текста в электронном виде оставить себе.

На практике есть три вида лицензий:

Авторы музыкального контента могут заключать договоры об использовании их произведений не напрямую с каждым пользователем, а с обществами по коллективному управлению правами. А дальше пользователи заключают договоры с этими организациями. В России действуют три организации:

Если в баре играет музыка или в городе проходит концерт, владелец бара и организатор концерта должны заключить договоры с ВОИС и РАО. Эти организации потом рассчитаются с авторами, которые передали им свои права. Авторам достаточно заключить всего один договор.

У РСП другая специфика: он собирает деньги за все технические средства, которые можно использовать для копирования и воспроизведения музыки и кино. Это диски, флешки, смартфоны, ноутбуки, телевизоры. Авторы, заключившие договор с РСП, получат свою долю от этих сборов.

Авторы могут отказаться от передачи своих прав организациям по управлению коллективными правами. Тогда пользователям нужно будет договариваться с ними лично, чтобы включить в баре музыку или организовать концерт. А авторам нужно будет самим следить, как соблюдаются их права. Авторы сами выбирают, какая схема для них удобнее.

Есть исключения, когда использовать произведение можно без согласия автора или правообладателя. Например, разрешено цитировать в небольшом объеме или использовать в просветительских целях. Когда на уроках показывают картины известных художников, это не нарушает ничьих прав. При публикации обзорной статьи о видах архитектурных стилей с фотографиями — тоже.

При свободном использовании обязательно должно упоминаться имя автора, а в произведении не должно быть никаких искажений. В спорных случаях лучше консультироваться с юристами, потому что грань между правомерным цитированием и незаконным использованием довольно тонкая.

Использовать знак охраны авторского права

Как это работает. Чтобы подтвердить свое право на произведение, автор может поставить знак охраны авторского права — копирайт. Он выглядит вот так: ©.

Такой знак можно найти в выходных данных книги или в нижней части сайта. Обычно копирайт ставят рядом с годом публикации и именем автора или правообладателя. Вариант копирайта: © Богатырева Н. В., 2021. Если права принадлежат компании, вместо имени автора будет указано название организации.

Копирайт ставить необязательно, это дополнительное право автора, которое поможет ему сообщить о своих правах на текст, сайт, изображение или какой-то другой материал. Если возникнут споры об авторстве, знак охраны авторского права поможет защитить свое право.

Рядом с копирайтом можно указать правила использования произведения — дать ссылку на условия лицензии. Можно воспользоваться типовой формой Creative Commons, CC. Она предлагает разные варианты использования, которые обозначаются латинскими буквами. Например, лицензия СС BY-NC разрешает копирование и распространение с упоминанием автора и только в некоммерческих целях.

Работать по договору авторского заказа

Как это работает. Автор может создать произведение, а потом искать способы, как на этом заработать. Но есть и другой вариант: сначала найти того, кому произведение интересно, договориться об оплате, а потом уже писать текст, музыку, рисовать иллюстрации и создавать любые другие произведения. Если автор делает это не по месту основной работы на постоянной основе, такие отношения оформляются договором авторского заказа.

Это гражданско-правовой договор, по которому автор обязуется создать произведение, а заказчик — оплатить его работу. В договоре прописывается, в каком объеме передаются права на произведение. Можно передать исключительное право на произведение или право использовать его в определенных целях и пределах. Здесь все зависит от того, как договорятся заказчик и исполнитель. Как и в случае со служебным произведением, право авторства передать нельзя. Автором произведения будет считаться тот, кто его создал, даже если он работал по договору заказа.

Продлить срок сдачи произведения по уважительным причинам

Как это работает. В договоре заказа обязательно указывают его срок. Если срок не указан и непонятно, как его определять, считается, что договор не заключили. Автор вправе ничего по такому договору не сдавать.

Автор может продлить срок для подготовки произведения, если не укладывается в него по уважительным причинам. Дополнительный льготный срок — это одна четверть от основного. То есть если статью нужно было написать за 40 дней, но у автора заболел ребенок, то срок сдачи должны продлить еще на 10 дней.

По общему правилу заказчик не может отказать автору в таком продлении. Право на льготный дополнительный срок даже не нужно прописывать в договоре. Но там можно указать, что именно стороны считают уважительной причиной и как ее подтверждать.

Закон предусмотрел два исключения, когда льготный срок не применяется. В этих случаях заказчик может отказаться от произведения и не платить автору, если тот не сдал работу вовремя. Вот эти исключения:

Возмещать заказчику только реальный ущерб

Как это работает. Автор должен возместить ущерб, если пообещает передать права на произведение, но не передаст. Или если согласится создать произведение по договору, но не сдаст его вовремя. Закон защищает автора от чрезмерно высоких требований — его ответственность ограничена суммой реального ущерба, причиненного другой стороне. То есть с автора можно взыскать убытки, которые второй стороне договора пришлось понести из-за нарушения условий договора. Например, заказчик потратил деньги на рекламу или заключил договор с другим автором по невыгодной для себя ставке из-за высокой срочности задачи.

По договору авторского заказа придется еще вернуть выплаченный аванс и заплатить неустойку, если она прописана в договоре. Но все это в целом ограничивается суммой реального ущерба.

На практике заказчики по договору авторского заказа зачастую удовлетворяются возвратом аванса, так как считать и доказывать реальный ущерб может быть затруднительно, а выплату аванса легко подтвердить.

Нельзя взыскать с автора упущенную выгоду, то есть те доходы, что могли быть получены при своевременной передаче прав на произведение. Заказчик по договору авторского заказа или правоприобретатель по лицензионному договору мог на них рассчитывать и даже заложить в свой бюджет, но получить их с автора невозможно.

Добиваться выплаты гонорара через суд

Как это работает. Если автор вовремя передал права на произведение, но не получил обещанных денег, он вправе требовать их у заказчика или лицензиата. Такие ситуации нередко возникают при работе по договору авторского заказа. Автор сдает работу, а заказчик отказывается ее принимать — или принимает, но не оплачивает. В этом случае получить деньги поможет суд. Взыскать можно не только долг, но и неустойку, если она предусмотрена в договоре.

Автором чего бы то ни было в России может быть только человек. Поэтому обращаться нужно в районный суд — с требованием взыскать задолженность по договору авторского заказа. Внимательно прочитайте договор: в нем может быть указано, что обязателен досудебный претензионный порядок. Тогда сначала нужно будет составить письменную претензию, вручить ее заказчику лично или отправить заказным письмом. В суд можно идти, если заказчик не ответит на претензию или пришлет отказ.

Чтобы не доводить до суда, постарайтесь как можно подробнее прописать важные для вас условия в договоре. И перечитайте его перед тем, как подписывать. Можно указать, когда произведение считается принятым, какой статус у переписки в «Телеграме», когда происходит оплата. Например, написать, что если заказчик ничего не отвечает в течение двух недель, то произведение считается принятым. Или указать, что отказ от произведения должен быть мотивированным и допускается при уникальности текста ниже 50%. Чем более прозрачными и понятными будут условия договора, тем проще будет защитить свои права.

Требовать возмещения ущерба, если внесены порочащие изменения

Например, нельзя при упоминании статьи искажать слова ее автора — будто бы он призывает к государственному перевороту, хотя он ничего подобного не делает. Или публиковать авторскую иллюстрацию, дорисовывая к ней неприличные изображения.

В этом случае автор может через суд потребовать:

Требовать возмещения убытков, если нарушены права на произведение

Как это работает. Если автор сохранил за собой исключительное право на произведение, он может защищать его через суд. Один из способов — потребовать от нарушителя возмещения убытков, которые автор понес из-за незаконного использования своего произведения.

Убытки — это вознаграждение, которое автор мог получить, но не получил из-за нарушения своих прав. Например, если его книгу, фильм, песню, программу или другое произведение продавали без разрешения и не платили вознаграждение.

При оценке убытков можно ориентироваться на цену одного экземпляра и количество контрафакта. Если сложно подсчитать убытки, обращаются к оценщикам. Точные расчеты — их задача. Затраты на оценку можно потом взыскать через суд.

Требовать компенсацию вместо возмещения убытков

Как это работает. Закон позволяет вместо убытков взыскивать компенсацию. В этом случае не нужно доказывать размер убытков. Какой способ защиты права выбрать, решает сам автор.

Компенсацию можно определять по-разному :

Вместе с компенсацией за нарушение исключительного права на произведение можно требовать возмещения морального вреда, если нарушаются личные права автора. Например, его имя не указано или кто-то присвоил авторство себе.

Запретить незаконное распространение произведения

Как это работает. Требование о возмещении убытков или выплате компенсации можно совместить с требованием запретить незаконное использование или распространение объекта авторских прав. Это обеспечит защиту права автора на будущее.

В исковом заявлении можно заявить требования:

Можно заявить эти требования в суде, а можно сначала попробовать договориться с нарушителем. Например, написать ему письмо с предложением убрать из продажи контрафактные товары или пиратский контент. Возможно, нарушитель действует не со зла, а по незнанию — предложите ему убрать ваш контент, выплатить компенсацию или просто указать вас как автора, если это подходит. Лучше отправить заказное письмо, а до этого зафиксировать факт нарушения — на видео или у нотариуса. Это будет страховкой на случай, если дело все-таки дойдет до суда.

Если контент, который нарушает ваши права, размещен на сайте, сайт можно заблокировать — если владелец не идет навстречу и не удаляет пиратский контент. Для этого нужно:

Роспотребнадзор уведомит провайдера о нарушении и обеспечит блокировку сайта, если материалы, которые нарушают авторские права, не будут удалены. Подробные разъяснения — на сайте Роспотребнадзора.

Выбрать владельца прав после смерти автора

Как это работает. Авторские права действуют и после смерти автора — в течение 70 лет. Автор может заранее выбрать, кому перейдут имущественные права после его смерти и кто будет защищать его неимущественные права на авторство и неприкосновенность произведения.

Имущественные права переходят по наследству. Автор может указать в завещании, кому достанутся права на созданные им произведения, когда он умрет. При условии, что он не передал эти права при жизни. Наследником можно выбрать любого человека, необязательно родственника.

После того как пройдет 70 лет со дня смерти автора, произведение станет общественным достоянием. Его можно будет использовать без чьего-либо разрешения, но с обязательным указанием авторства. Например, со дня смерти А. С. Пушкина прошло 70 лет, а со дня смерти К. И. Чуковского — еще нет. То есть, если хотите опубликовать на своем сайте «Айболита», нужно разрешение наследников Чуковского.

Требовать от заказчика уплаты НДФЛ и страховых взносов

Как это работает. Выплаты по договору авторского заказа облагаются НДФЛ, а заказчики платят за авторов страховые взносы. Все как с обычной зарплатой. Если заказчик отказывается платить, говоря, что это не трудовой договор, — он нарушает закон.

НДФЛ уменьшает гонорар на 13%. Его должен удержать и выплатить заказчик, если это ИП или организация. Но если заказчик — обычный гражданин, автор платит налог сам и подает декларацию 3-НДФЛ до 30 апреля года, следующего за годом получения гонорара.

Страховые взносы в любом случае платит заказчик. По договору авторского заказа нужно заплатить за автора взносы:

Взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за авторов не платят. В этом отличие от работы по трудовому договору. Договор авторского заказа — гражданско-правовой, декретные и больничные авторам не платят. Поэтому и взносы тоже не предусмотрены.

Взносы на пенсионное страхование помогают набрать к пенсии необходимый страховой стаж и пенсионные баллы. Даже если сейчас вы на нее не рассчитываете, в будущем может пригодиться. Проверить, платит заказчик страховые взносы или нет, можно в ПФР. Выписку о состоянии индивидуального лицевого счета можно заказать на портале ПФР или на госуслугах.

Применять профессиональный вычет для уменьшения НДФЛ

Как это работает. Авторы могут уменьшить НДФЛ и тем самым повысить свой гонорар. Для этого достаточно подать заказчику заявление, что автор хочет применить профессиональный вычет. Вычет позволяет уменьшить сумму, которая облагается налогом. Заявить его вправе любой автор, но размер может быть разным.

Профессиональный вычет предоставляется всем авторам, которые получают вознаграждения:

Если посчитать реальные расходы сложно, можно заявить профессиональный вычет в процентах от суммы гонорара. В зависимости от вида произведения процент будет разным: от 20% при написании текста до 40% при создании скульптур и декораций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *