к интеллектуально двигательным актам относятся
Теория уровней построения движений. Н. А. Бернштейн и направленность корректирования собаки дрессировщиком
Краткое изложение теории уровней построения движений. По Ю. Б. Гиппенрейтер из книги «Введение в общую психологию»
Проводя свои исследования, Н. А. Бернштейн обнаружил следующее. Сигналы обратной связи сообщают в головной мозг большое количество разнообразной информации. Они сообщают о степени напряжения мышц, об относительном положении частей тела, о скорости или ускорении рабочей точки, о её пространственном положении, о предметном результате движения. В зависимости от того, какую информацию несут сигналы обратной связи: афферентные сигналы приходят в разные чувствительные центры головного мозга и соответственно переключаются на моторные пути на разных уровнях.
Причём под уровнями следует понимать буквально морфологические «слои» в Центральной Нервной Системе. Каждый уровень имеет специфические, свойственные только ему моторные проявления, каждому уровню соответствует свой класс движений.
Не вдаваясь в анатомические подробности локализации уровней, опишем просто, какой класс движений соответствует какому уровню.
Уровень А – самый низкий и самый древний. Заведует очень важным аспектом движений тонусом мышц. Участвует в организации любого движения совместно с другими уровнями.
Уровень В – уровень синергий на этом уровне перерабатываются сигналы от мышечно-суставных рецепторов, которые сообщают о взаимном положении и движении относительно друг друга частей тела. Этот уровень оторван от внешнего пространства, но зато хорошо осведомлён о том, что делается «в пространстве тела». Принимает большое участие в организации движений более высоких уровней, и там он берёт на себя задачу внутренней координации сложных движений. К собственным движениям этого уровня относятся такие, которые не требуют учёта внешнего пространства, потягивание, мимика, вольная гимнастика, например приседания.
Уровень С – на него поступает информация о внешнем пространстве. На нём строятся движения, приспособленные к пространственным свойствам объектов – их форме, положению, длине, весу и пр. Ходьба, бег, прыжки, упражнения на гимнастических снарядах, движения прицеливания, броски мяча и т.д.
Уровень D – назван уровнем предметных действий. Это корковый уровень, который заведует организацией действий с предметами. К нему относятся все орудийные действия (использование орудий труда, инструментов). Примеры шнуровка ботинок, чистка картошки, фехтование, жонглирование, работа хирурга и т.д.
Уровень Е –это уровень интеллектуальных двигательных актов. Речевые движения, движения письма, азбуки Морзе, жесты глухонемых. Движения этого уровня определяются отвлечённым, вербальным смыслом.
К примеру, письмо это сложное движение, в котором участвуют все пять уровней.
Уровень А – обеспечивает тонус руки и пальцев.
Уровень В – придаёт движениям плавную округлость, обеспечивает скоропись.
Уровень С – организует воспроизведение геометрической формы букв, ровное расположение строк на бумаге.
Уровень D – обеспечивает правильное владение ручкой.
Уровень Е – обеспечивает смысловую сторону письма.
На этом я заканчиваю цитировать Ю. Б. Гиппенрейтер и перехожу к своим рассуждениям.
Принцип рефлекса и принцип сенсорных коррекций
Зададимся вопросом, есть ли в организации поведения, и в частности движения, место рефлексу или удел принципа рефлекса, это простейшие движения типа рефлекса моргания и коленного рефлекса.
Известно, что рефлексы бывают не только двигательные, но и эмоциональные. Например, какая-то музыка вызвала определенное воспоминание, и у человека изменилось настроение. Это может быть даже не целостная мелодия, а просто звук или запах или какая-то обстановка, или какая-то манера разговора у собеседника. Это изменение происходит быстро, часто не осознаётся и очень часто не подконтрольно попыткам его не допустить.
Другой пример, человек не хочет есть, но проходит мимо кафе или палатки и запах или вид пищи включает желание поесть. Стимул вызвал мотивационное возбуждение. Иногда настолько сильное, что человек не в силах с ним бороться.
Ещё пример, если поменять местами выключатели света туалета и ванной комнаты, то, даже осознавая, что надо нажимать на другой выключатель человек какое-то время будет протягивать руку на старое место.
Что, это как не принцип рефлекса? И что такое рефлекс с точки зрения обработки информации и принятия решения.
Для адекватного поведения необходимо учитывать всю входящую информацию и рассматривать все варианты реагирования. Но, это невозможно, поэтому и образуются стереотипы восприятия, стереотипы мышления, стереотипы действия ради экономии времени и сил.
Если стереотипное поведение (восприятие, мышление, действие) не ведёт к катастрофическим результатам, а приводит к более или менее приемлемому результату, то мы удовлетворяемся тем, что есть, а не лучшим вариантом который нам не знаком и даже не приходит в голову.
Фактически рефлекс это сокращение пути и времени обработки информации, вследствие предшествующего опыта происходит принятие на веру, что на этот стимул думай не думай, прикидывай варианты не прикидывай, есть только один адекватный способ реагирования. Происходит автоматическое реагирование без учёта всех сопутствующих обстоятельств.
Ассоциативная связь, это как бы закостеневший осколок прежнего опыта. Также как скелет помогает телу, но и ставит свои ограничения пластичности этого тела, так и вкрапления рефлекторных соединений направляют и ускоряют принятие решения любым уровнем.
И наличие жёстких элементов (рефлексов) не отменяют гибкость и пластичность всей поведенческой системы основанной на принципе сенсорных коррекций. Если этих жёстких элементов не будет, принятие решения может задерживаться на такой срок, что реагировать будет уже поздно. Если этих жёстких элементов будет слишком много, реагирование будет быстрым, но часто неадекватно обстоятельствам.
Таким образом, можно сделать вывод, что для управления системой необходимо встроить автоматизмы в правильно выбранные уровни, так чтобы эти рефлексы гарантированно направили обработку и принятие решения в нужное русло с выходом на запланированный способ реагирования.
Применение в оценке дрессировочной ситуации теории уровней построения движений
Например, обучаем собаку, выполнять укладку из положения стоять. Цель научить её ложиться без продвижения. Как обычно это происходит.
Собака слышит команду и переминается с ноги на ногу или вдруг ей вздумалось почесаться и понюхать травинку. Короче, она бродит вокруг дрессировщика потом сама или вследствие воздействия ложится сикось накось. Какая там работа с продвижением собаки вперёд, когда она просто легла и упала на бок или свернулась клубочком и решила поспать. Что здесь происходит? Собака перебирает возможные варианты своих перемещений в пространстве. Пытается заниматься попутно общением с другой собакой из группы, ложиться так чтобы залезть другой собаке под хвост и хозяин-дрессировщик смотрит на всё это безобразие в полной уверенности, что он дрессирует собаку. Собака же легла, значит, дрессировка состоялась. А то, что укладка собаки, это так, сопутствующее обстоятельство её перемещений в пространстве (уровень С), разгрызания палочки (уровень D) или облизывания хозяина с просьбой отстать и не мешать жить (уровень Е), это всё в расчёт не принимается.
Что должен делать дрессировщик, когда отрабатывается правильная техника укладки собаки из положения стоять?
Обеспечить воздействия на уровне В. Поводком и лакомством вынуждать собаку ложиться вниз и назад, так чтобы отпечатки её лап не смещались, где стояла там и легла. Пусть ей будет сложно, быстрее поймёт, что надо делать.
Когда дрессировщик должен обеспечивать коррекции движению собаки?
С самого начала. Если собака в положении стоять, прежде чем лечь делает шаг вперёд нечего на это смотреть. Такая собака уже заведомо ляжет с продвижением. Надо предотвращать её шаг вперед своевременной коррекцией.
Какую задачу должен решать дрессировщик?
Формировать автоматизм укладки на уровне В. Обозначить как единственно возможный способ укладку с совершенно определённым положением ног относительно тела и друг друга. Требовать, только такого выполнения, привлекая тем самым внимание собаки к внутренней координации частей тела.
Таким образом, мы видим целесообразность, для дрессировщика, ясно понимать на каком уровне в данный момент строится поведение собаки и подходит ли он для решения дрессировочной задачи или нет.
Конечно, можно быть внимательным и требовательным к собаке, не имея никакого представления об уровнях построения движения.
Тем не менее, представляется, что знание о них будет некой картой и опорными знаками, которые позволят дрессировщику точнее оценивать поведение собаки и свои действия.
Добавить комментарий Отменить ответ
Стабильно работаем с 1993г.
Наша компания предоставляет услуги с 1993 года, а некоторые наши сотрудники имеют более 30 лет стажа работы с животными. За последние 13 лет мы ни разу не повышали цены…
Список услуг нашего проекта
Наш проект динамично развивается, и мы постоянно расширяем список предоставляемых услуг, а также улучшаем качество нашей работы.
Как к нам добраться?
Наши объекты находятся в нескольких минутах езды от МКАД. Также к нам ходят автобусы от различных станций метро…
Развитие многоуровневого управления движениями у дошкольников в играх и упражнениях по классификации Н.А. Бернштейна: консультация для инструкторов по физической культуре
Дубова Нина Семеновна
Мурадян Екатерина Сергеевна
Инструктор по физической культуре, МДОБУ «ДСКВ № 6», г. Всеволожск, Ленинградская область
Инструктор по физической культуре, МДОБУ «ДСКВ № 6», г. Всеволожск, Ленинградская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Дубова Н.С., Мурадян Е.С. Развитие многоуровневого управления движениями у дошкольников в играх и упражнениях по классификации Н.А. Бернштейна: консультация для инструкторов по физической культуре // Совушка. 2020. N2 (20). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/20/ (дата обращения: 03.12.2021).
План:
В непрерывной образовательной деятельности по физической культуре применяются основные методики и технологии на базе основной образовательной программы дошкольного образования, а также используется методика «Развитие физических качеств» по классификации Н.А. Бернштейна для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи.
Николай Александрович Бернштейн (1896-1966) по образованию был врач-невропатолог, и в этом качестве он работал в госпиталях во время гражданской и Великой Отечественной войн. Но наиболее плодотворной оказалась его работа, как экспериментатора и теоретика в целом ряде научных областей – физиологии, психофизиологии, биологии, кибернетике.
До работы Н.А. Бернштейна (1947) в физиологии бытовало мнение, что механизм движения укладывается в рамки описания рефлекторной дуги: стимулирование процесса его центральной переработки – двигательная реакция. Бернштейн считал, что эта схема может описывать простое движение, например коленный рефлекс. Но для сложных двигательных актов Бернштейн предложил совершенно новый способ управления движения: принцип сенсорных коррекций. Бернштейн полагал, что окончательная цель движения может быть достигнута, только если в него постоянно будут вноситься поправки или коррекции.
Из принципа сенсорных коррекций вытекает следующий пункт теории Бернштейна – схема рефлекторного кольца, а уже от «рефлекторного кольца» перекидывается логический мост к теории уровней построения движений Н.А. Бернштейн (1947) выделил пять основных уровней организации движений:
— уровень А – руброспиналъный, уровень кинетической регуляции, самый низкий и филогенетически самый древний. У человека он не имеет самостоятельного значения, зато заведует важным аспектом любого движения – тонусом мышц. Он участвует в организации любого движения совместно с другими уровнями. Самостоятельно уровнем А регулируются следующие немногочисленные движения: непроизвольная дрожь, стук зубами от холода и страха, быстрые вибрато в фортепианной игре, удержание позы в полетной фазе прыжка и другие. На этот уровень поступают сигналы от мышечных проприорецепторов, которые сообщают о степени напряжения мышц, а также от органов равновесия.
-уровень В – «уровень синергий». Таламополидарный уровень. На нем перерабатываются в основном сигналы от мышечно-суставных рецепторов, которые сообщают о взаимном положении и движении частей тела. Этот уровень оторван от внешнего пространства, хорошо осведомлен о том, что делается в пространстве тела. Принимает большое участие в организации движений более высоких уровней, и там он берёт на себя задачу внутренней координации сложных движений (двигательных ассамблей). К собственным движениям этого уровня относятся такие, которые не требуют учета внешнего пространства (гимнастика, потягивания, мимика и другие).
— уровень D – «предметных действий», теменно-премоторный корковый уровень, заведующий организацией действий с предметами. Практически монопольно принадлежит человеку. Характерная особенность движений этого уровня состоит в том, что они сообразуются с логикой предмета. В них не фиксирован двигательный состав, а задан лишь предметный конечный результат.
-уровень Е – «интеллектуальных двигательных актов»: речевых движений, движений письма, движения символической, или кодированной речи – жестов глухонемых, азбуки Морзе и других. Движения этого уровня определяются не предметным, а отвлеченным, вербальным смыслом.
В целом, в сознании человека представлены только те компоненты движения, которые строятся на ведущем уровне; работа нижележащих, или «фоновых» уровней, как правило, не осознается. Формально одно и тоже движение может строиться на разных ведущих уровнях. Ведущий уровень построения движения определяется смыслом, или задачей, движения. В то же время каждая двигательная задача находит себе, в зависимости от своего содержания и смысловой структуры, тот или иной уровень, который наиболее подходит для ее разрешения.
Основываясь на теории Н.А. Бернштейна, была составлена картотека игр и упражнений, играя в которые, у воспитанников активизируются участки головного мозга, отвечающие не только за координацию движений, но и за речевые центры. Представляем Вам некоторые из них:
Игры и упражнения по классификации Н.А. Бернштейна:
«Слушай хлопки»
Цель: закреплять умения выполнять построение – круг, действовать по звуковой команде, развивать внимание, равновесие.
«В магазине зеркал»
Цель: развивать умение точно выполнять движение по показу, скорость реакции, творческие способности.
«Бег к реке»
Цель: развитие умения ориентироваться в открытом пространстве, быстроты реакции, укрепление мышц тела.
Оборудование: скакалка, кубики.
Содержание: скакалкой проложить линию, которая обозначает берег и прямоугольник, обозначающий реку. В «реку» кладутся камни (кубики). Вдоль «берега» выстраиваются игроки. По сигналу водящего игроки бегут к «реке», достают «со дна» камень и, бегом возвращаясь назад, отдают камень водящему. Игра носит соревновательный характер.
«Кто правильно назовет»
Цель: стимулировать умение определять пространственные отношения между собой и окружающими объектами.
Содержание: ребенок показывает правую руку и называет вместе с другими детьми, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз. Затем открыть глаза, опять показать правую руку и назвать то, что находится справа от него вместе с другими игроками. Таким образом, проводится работа и с левой рукой.
«Кто из детей стоит близко, а кто далеко?»
Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета «от себя».
Содержание: дети выстраиваются на разном расстоянии от ведущего. Ведущий определяет кто из детей стоит ближе к нему, кто дальше.
«Вратарь»
Цель: закреплять навыки ориентировки ребенка относительно себя, развитие быстроты реакции, точности движения.
Содержание: педагог бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении. Игра проходит со словами.
Ребенок: Вратарем зовусь не зря: Мяч всегда поймаю я.
К интеллектуально двигательным актам относятся
5.2.4. Уровневое построение движений
В сфере спортивной педагогики наиболее известна теория уровневого построения движений Н.А. Бернштейна, в которой обобщены материалы и концепции по вопросам координации движений в норме и патологии [5].
Рассматривая происхождение и трансформацию двигательной функции в многовековой эволюции живых организмов, Н.А. Бернштейн установил зависимости между двигательными задачами, которые живые существа решали в процессе эволюции, требованиями, предъявляемыми к организму при решении тех или иных двигательных задач, и изменениями в мозге и в рецепторных системах, позволяющими решать более сложные двигательные задачи. Способности живых организмов решать двигательные задачи более сложного характера обеспечивали особям биологические преимущества со всеми вытекающими последствиями естественного отбора. Установлено [5], что двигательные задачи, возникающие в жизнедеятельности живого организма, усложняются в процессе эволюции по следующим направлениям:
1) увеличивается количество задач одного уровня сложности, повышаются требования к эффективности их решения (требования в отношении дифференцированности и точности), а также осложняется смысловая сторона повседневных действий и поступков животного;
2) увеличивается количество непредвиденных двигательных задач, разрешать которые животному необходимо в жизни быстро и эффективно.
В первом случае развитие механизмов координации обеспечивается преимущественно эволюцией рецепторных систем, во втором – эволюцией центральных замыкательных систем.
В процессе эволюции животные, по мнению Н.А. Бернштейна, осваивали новый класс двигательных задач не плавно и постепенно, а относительно резким скачком, что обусловлено появлением в результате естественного отбора особей, способных справиться с новыми, качественно сложными двигательными задачами. Способность животного решать двигательные задачи более сложного типа взаимосвязана с филогенетическим развитием мозга и с появлением нового синтетического сенсорного поля. Каждому классу двигательных задач соответствуют и свои компоненты мозга, и рецепторная система. Совокупность морфологических и функциональных сторон организма, характерных для нового класса движений, Н.А. Бернштейн назвал уровнем построения движений и двигательных координаций.
Для организма человека Н.А. Бернштейн выделил пять уровней построения движений (рис. 9).
Ядра : R – красное ядро, D – ядро Дейтерса, Cq – четверохолмие, Hth – hypothalamus, Nd – зубчатое ядро, P – pallidum, Gm – внутреннее и Gl – наружное коленчатое тело; Crb – кора мозжечка, Str – striatum, Th – зрительный бугор, Pm – премоторная зона коры, Pyr – пирамидная область, Pc – постцентральная извилина, Ac – слуховая, Opt – зрительная зона, Par – теменная область. II. Пути : Pyr – пирамидный, Rsm – рубро-спинальный, Ts – тектоспинальный, Vs – вестибулоспинальный, Sth – спиноталамический, Fp – заднестволовой, Scrb – спиноцеребеллярный, Fp – фронто-понтоцеребеллярный, Otpc – затылочно-височно-понтоцеребеллярный путь
Рисунок 9 – Схема основных ядер и проводящих путей мозга с указанием распределения их по координационным уровням А – Д (для удобообозримости схемы действительное пространственное расположение ядер сильно искажено) [по 5]
Рассмотрим классы двигательных задач, которые решаются на различных уровнях, сенсорные системы и компоненты мозга (рис. 9), позволяющие человеку решать соответствующие задачи.
а) спинальные рефлексы (рефлекс реципрокной иннервации и денервации антагонистов, находящийся в основе любого движения конечностей, и др.);
б) центральное регулирование скоростных показателей возбудимости мотонов, под которыми Н.А. Бернштейн понимал мотоневрон и соединенный с ним мышечный пучок – мион;
в) тонические рефлексы.
Под тонусом применительно к рассматриваемому уровню построения движений понималось текучее состояние подготовленности нервно-мышечной периферии к избирательному приему эффекторных импульсаций и к их реализации. К ним отнесены самостоятельные тонические сокращения, расслабления скелетных мышц, механический фон совокупности коэффициентов упругости и возбудимости, на котором протекают тетанусы, и вся совокупность явлений предварительной установки нервно-мышечной периферии на готовящуюся поступить к ней эффекторную импульсацию.
Афферентации, входящие в комплекс механизмов построения уровня А, составляют компоненты проприоцептивной чувствительности, исходящие из концевых аппаратов, воспринимающие величину и направление мышечных напряжений и усилий, и из отолитовых аппаратов уха, а также компоненты «протопатической чувствительности» (тангорецепторика). Афферентация уровня А дает человеку информацию о положении и направленности его тела в поле тяготения, о величинах растяжения (по длине) и напряжения (по силе) скелетных мышц.
а) высокослаженные движения;
б) координация движений во времени;
в) «штампы», т. е. повторные движения, практически равные по своим характеристикам предшествующим движениям.
Афферентация уровня В является преимущественно пропреоцептивной, но имеющей свои отличия по сравнению с афферентацией уровня А: преобладание информации об углах в сочленениях, скоростях и взаимных расположениях звеньев, давлении, глубинное осязание, осязание прикосновения, укола, трения, болевая, вибрационная и температурная чувствительность. Таким образом, афферентация уровня В – это афферентация о движениях собственного тела.
3. Уровень С (пирамидно-стриальный уровень пространственного поля). Ведущая афферентация уровня С – синтетическое пространственное поле. В ее состав входят зрительные поля, осязательно-проприоцептивные, слуховые и вестибулярные, а также кора полушарий нового мозжечка [5, с. 81].
Движения уровня пространственного поля имеют ярко выраженный целевой характер: «…они ведут откуда-то, куда-то и зачем-то» [5, с. 83]. Считается, что в сложном уровне пространственного поля С необходимо выделить два подуровня (С1 и С2), которые не являются самостоятельными, и один уровень в какой-то степени подчинен другому. Движения в пространственном поле по своей сути переместительны. Подуровень С1 приспосабливает движения по их ходу к внешней среде (приспособление ходьбы, бега и других перемещений к рельефу местности и т. д.). В подуровне С2 «…приспосабливаемость к внешнему пространству становится тоньше и специализированнее, приобретая более выраженный целевой или финальный характер», т. е. отвечает за конечный результат перемещения, с установкой на точность и меткость [5, с. 84]. К движениям уровня С относят также и силовые движения: поднятие тяжестей, баллистические движения и др.
Н.А. Бернштейн выделил важнейшие самостоятельные виды и группы движений, которые строятся на уровне пространственного поля С [5, с. 98–106].
а) всевозможные локомоции: ходьба, бег, лазание, плавание, ходьба по канату, ходьба на руках, а также циклические локомоции на приспособлениях (бег на коньках, ходьба на лыжах и др.) и ациклические локомоции (прыжки с разбега и с места, прыжки в цель и др.);
б) нелокомоторные движения всего тела в пространстве (сальто, упражнения на брусьях, кольцах и др.);
в) движения «манипулирования с пространством» отдельных частей тела (движения рук на клавиатуре компьютера и др.);
г) перемещение вещей в пространстве (движения взятия, схватывания, ловли предмета, переноса, передвигания, вдавливания, доставания и др.).
2. Переходная группа между подуровнями С1 и С2:
а) баллистические движения на силу, тяготеющие к подуровню С1 (толкание ядра, метание гранаты, рывок штанги и др.);
б) баллистические движения на меткость, тяготеющие к подуровню С2 (метание снарядов в цель, городки, теннис и др.).
а) движения прицеливания (прицелы на бильярде, установочно-выжидательные движения вратаря в футболе и др.);
б) подражательные и копирующие движения (имитация зрительно- воспринимающих движений другого человека и др.).
4. Уровень D (теменно-премоторный уровень действий). Ведущей афферентацией уровня D является предмет, имея в виду широкую трактовку этого термина: мотив двигательной деятельности на этом уровне – не сам предмет, а смысловая сторона действия с предметом. Построение движений на уровне D представляет собой смысловые акты (элементарные поступки, определяемые смыслом решаемой задачи) [5, с. 129]. Для уровня D введены два понятия: смысловая структура действия и его двигательный состав. Смысловая структура двигательного акта определяется содержанием двигательной задачи. Двигательный состав включает цепь последовательных элементов, если речь идет о цепном действии, а также, в зависимости от двигательной задачи, может определяться биомеханическим устройством рычагов и кинематических цепей тела и другими компонентами. Среди отдельных движений, образующих цепь действий, выделены ведущие движения – звенья, реализующие смысловые этапы действия, и вспомогательные, или фоновые движения, играющие второстепенную по смыслу, но необходимую роль. К вспомогательным движениям отнесены возвратные движения, замахи и др. Таким образом, смысл действий на уровне D состоит не в перемещениях, а в разнообразных и сложных формах изменения окружающей среды с целью удовлетворения потребностей человека.
Говоря о составе двигательного действия, отмечена высокая автоматизированность этих актов (предметных навыков, сноровок и т. д.), которые получили название «высшие автоматизмы» [5, с. 131-132]. Считается, что высшие автоматизмы сами по себе являются не смысловыми элементами, а техническими средствами, поэтому должны строиться на нижележащих уровнях. В то же время для построения движений на уровне D высшие автоматизмы необходимо вырабатывать в соответствии с решаемыми двигательными задачами.
Н.А. Бернштейн классифицировал виды действий на уровне D, а также привел примеры [5, с. 142–144].
Группа 1. Двигательные действия со сравнительно малым участием технических фонов (высших автоматизмов) (ощупывания, примеривания, разглядывания, пересыпания, открывания и др.).
Группа 2. Акты с фоновым преобладанием подуровня С2 пространственного поля С (действия, технические фоны и навыки которых тесно связаны с точностью, метричностью движений, значимостью оптического контроля, например, действия хирурга, токаря и др.).
Группа 3. Акты с фоновым преобладанием подуровня С1 пространственного поля С (влезание по веревке, на веревочную лестницу или дерево, балансирование предметов в положениях неустойчивого равновесия и др.).
Группа 4. Акты с преобладающим фоновым участием уровня синергий В (греко-римская борьба, прыжок с шестом, фокусы «ловкости рук» и др.).
Группа 5. Акты с необходимым участием как уровня пространственного поля, так и уровня синергий (фехтование, стрельба из лука, многие из действий горно-лыжного спорта и др.).
Группа 6. Акты с преобладанием фонового участия уровня А (некоторые из движений массажа и др.).
5. Уровни группы Е (уровни, находящиеся выше уровня действий). Установлено, что не все двигательные акты могут быть построены на уровне D. Исследование таких видов деятельности человека, как речь, письмо и др., показало, что существуют механизмы координации, находящиеся на более высоком по сравнению с D иерархическом уровне. Причем количество таких уровней установить не удалось. Н.А. Бернштейн не предпринимал попыток классифицировать двигательные акты, которые строятся на уровне Е. В то же время он выделил две группы актов, которые, по его мнению, можно несомненно отнести к координациям верхней группы [5, с. 150]:
1) все разновидности речи и письменности (устная речь, «пальцевая речь» глухонемых, стенография, морзирование и т. п.);
2) музыкальное, театральное и хореографическое исполнение.
Развивая идеи Н.А. Бернштейна, его последователь и ученик Л.В. Чхаидзе предложил собственную схему формирования и регулирования двигательного акта (рис. 10).
Рисунок 10 – Схема регулирования двигательной функции при формировании и реализации двигательного действия [по 65]