к интегративным показателям детско родительских отношений не относится
Особенности детско-родительских отношений в семье
Екатерина Хегай
Особенности детско-родительских отношений в семье
Огромный вклад в развитие представлений о специфике отношений между детьми и родителями внесла теория классического психоанализа. Как известно, психоанализ был первой теорией, в которой отношения между ребенком и родителем рассматривались в качестве главного фактора детского развития. Согласно З. Фрейду и А. Фрейд, мать выступает для ребенка, с одной стороны, как первый и самый важный источник удовольствия, как первый объект либидо, а с другой – как первый законодатель и «контролер». З. Фрейд придавал значение отделению ребенка от родителей, утверждая, что отход ребенка от родителей должен быть неизбежным для его социального благополучия. Теория психоанализа дала начало многим основным современным концепциям детского развития, разработавшим новые подходы к проблеме детско-родительских отношений, к числу которых относятся концепции Э. Эриксона, Э. Фромма, Д. Боулби, К. Роджерса и других.
Так, в эпигенетической концепции Э. Эриксона подчеркивается, что в отношениях между родителями и ребенком существует двойственная интенция, которая совмещает в себе чувственную заботу о нуждах ребенка с чувством полного личного доверия к нему. С одной стороны, родители должны оберегать ребенка от окружающих его опасностей, с другой – предоставлять ему определенную степень свободы, а ребенок устанавливает необходимый баланс между требованиями родителей и своей инициативой. В отличие от З. Фрейда, Э. Эриксон смещает центр анализа с инстинктивных влечений ребенка на его отношения с близкими взрослыми. Известно также, что он рассматривает развитие в более широком контексте социальных отношений и той исторической реальности, в которой развивается «Я»
Клиническими психологами была предложена динамическая двухфакторная модель родительского отношения, основанная на двух факторах – эмоциональном (любовь – ненависть) и поведенческом (автономия – контроль). Конкретная родительская позиция определяется выраженностью каждого из компонентов и их взаимосвязанностью. Здесь можно отметить, что большинство современных исследований за рубежом опираются на типологию родительского отношения, предложенную Д. Бомриндом, который выделил и описал три основных стиля родительского отношения: авторитетный, авторитарный и попустительский. Несмотря на то, что данные теоретические модели были предложены более тридцати лет назад, они остаются практически единственными, дающими содержательное описание родительского отношения. Подавляющее большинство современных западных исследований по этой тематике сводится к установлению зависимости между родительским стилем и поведением ребенка [64, с 196].
Интегративные показатели детско-родительских отношений:
— родительская позиция, определяемая характером эмоционального принятия ребенка, мотивами и ценностями воспитания, образом ребенка, образом себя как родителя, моделями ролевого родительского поведения, степенью удовлетворенности родительством;
— тип семейного воспитания, определяемый параметрами эмоциональных отношений, стилем общения и взаимодействия, степенью удовлетворения потребностей ребенка, особенностями родительского контроля и степенью последовательности в его осуществлении;
— образ родителя как воспитателя и образ системы семейного воспитания у ребенка. Этот показатель стал предметом научного исследователя и широкого обсуждения сравнительно недавно. Возникновение интереса к изучению позиции ребенка в системе детско-родительских отношений обусловлено тем, что ребенок, как и родитель, является их активным участником [20, с 38].
О. А. Карабанова утверждала, что роль образа родителя и ребенка в детско-родительских отношениях состоит в ориентировке отношений с целью достижения сотрудничества и согласованности в решении задач совместной деятельности и создании необходимых условий для гармоничного развития ребенка.
Эмоциональная сторона детско-родительских отношений в значительной степени определяет благополучие психического развития ребенка и реализацию воспитательного потенциала родительства как социального института. Эмоциональные отношения родителей и ребенка имеют различное происхождение, психологическое содержание и динамику развития.
Проблема формирования положительного аффективного отношения ребенка к близкому взрослому (родителям) является одной из наиболее актуальных в психологии развития и психологии личности. В отечественной психологии проблема формирования первой социальной потребности ребенка – потребности в социальном контакте – подверглась всестороннему изучению. М. И. Лисиной было доказано, что она связана с эмоционально-позитивным переживанием ребенка и основана на удовлетворении близким взрослым потребности ребенка в новых впечатлениях, а механизмом ее формирования является опережающая инициатива взрослого, создающего зону ближайшего развития ребенка [16, с 168].
В зарубежной психологии проблема аффективного отношения к близкому взрослому (матери и отцу) связывалась с удовлетворением врожденного сексуального влечения (З. Фрейд, с формированием чувства базового доверия к миру (Э. Эриксон, с удовлетворением взрослым потребности ребенка в чувстве безопасности (К. Хорни). Последний тезис – о роли взрослого в обеспечении защиты, безопасности и протекции – был принят как основополагающий постулат концепции привязанности Дж. Боулби, в рамках которой дано теоретическое объяснение механизмов формирования эмоционально-позитивного отношения ребенка к взрослому.
Д. Боулби, основываясь на эволюционной и этологической теориях, рассматривал привязанность как модель поведения, обеспечивающую достижение и сохранение контактов с близким взрослым, удовлетворяющим потребность ребенка в безопасности, а поведение привязанности – как кибернетическую систему с контролем и обратной связью, считая, что ребенок активен в поиске близости со значимой фигурой взрослого. Лишь установление ребенком необходимой близости и удовлетворение потребности в безопасности открывает возможность для его познавательной активности и исследования ситуации. Фундаментальным тезисом теории привязанности является предположение об интернализации ребенком «рабочей модели» образа значимого взрослого, которая приобретает ориентирующее значение и, выделяя родителя, придает контакту с ним исключительное для ребенка значение.
Сенситивным периодом для формирования привязанности является первый год жизни ребенка. Примерно в 6 – 10 месяцев, в связи со становлением первой формы «сохранения объекта», у ребенка возникает избирательность в отношении взрослых, происходит объектирование фигуры родителя как предмета привязанности если до 12 месяцев привязанность оказывается несформированной, то психическое развитие ребенка нарушается [29, с 223].
В экспериментах Эйнсворт были определены четыре основных типа привязанности (надежная, тревожно-амбивалентная, тревожно-избегающая, тревожно-дезорганизованная, критериями для их выделения стали особенности эмоциональной связи ребенок – взрослый, характер взаимодействия и близости контактов ребенка со значимым взрослым, особенности реагирования на сепарацию и воссоединение с близким взрослым и особенности познавательной активности ребенка.
Привязанность формируется в диадическом отношении ребенка с близким взрослым, обеспечивающим первому заботу, протекцию и безопасность. Тип привязанности в значительной мере определяется базовыми характеристиками матери или отца, проявляющимися в общении и совместной деятельности с ребенком.
Исследования показали, что типы привязанности развиваются на протяжении всего жизненного цикла, основываясь на модели привязанности, сформировавшейся в раннем детстве, и новых видах психической и поведенческой компетентности [20, с 35].
Таким образом, на ранних стадиях онтогенетического развития решающая роль в формировании аффективных взаимоотношений принадлежит взрослому, но уже начиная со второго полугодия жизни все более их начинает определять активное поведение ребенка.
Фотоотчет о выставке детско-родительских работ «Краски осени» Цель выставки: Обогощение детско-родительских отношений,вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада,развитие.
Фотоотчёт о выставке детско-родительских работ, посвящённых Дню Космонавтики Космос хранит в себе множество тайн и загадок. Издавна люди во всём мире задавались вопросами: «Какая Земля?», «Где её край?». Мореплаватели.
Конкурс детско-родительских поделок «Я и моя семья» (фотоотчёт) В своём детском саду мы часто проводим разнообразные конкурсы для родителей, привлекаем родителей к деятельности, которую они могут сделать.
Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.
Фотоотчет о выставке детско-родительских работ «Русская матрёшка» Деревянные подружки Любят прятаться друг в дружке, Носят яркие одёжки, Называются-матрёшки. Предлагаю вашему вниманию фотоотчет детско-родительских.
Участие в проекте «Оптимизация детско-родительских отношений «На крыльях семейного счастья» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой,.
Выставка детско-родительских работ «Осенние фантазии» ВЫСТАВКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ РАБОТ «ОСЕННИЕ ФАНТАЗИИ» Автор: Ланкина Светлана Петровна воспитатель ГБОУ «Школа №1356», дошкольный корпус.
Выставка детско-родительских работ «Светлая Пасха» Повсюду благовест гудит, Изо всех церквей народ валит. Заря глядит уже с небес… Христос Воскрес! Христос Воскрес! Среди всех христианских.
Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме детско-родительских отношений
Инна Ковалева
Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме детско-родительских отношений
Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме детско-родительских отношений
Современная семья и её проблемы служат объектом исследования для многих наук. К ним относятся: педагогика, психология, экономика, демография, социология и др. Специалисты изучают семью в разных направлениях, но каждый из них подчёркивает важнейшую роль проблемы детско-родительских отношений.
При анализе психолого-педагогических исследований по проблеме детско-родительских отношений, мы столкнулись с тем, что у многих авторов используются разные понятия. К их числу относятся: стили общения, родительские установки и ожидания, типы родительского отношения, семейные ценности.
Под детско-родительскими отношениями мы будем понимать «один из видов человеческих отношений, который включает в себя систему разнообразных чувств родителей по отношению к ребёнку и ребёнка по отношению к родителям, особенности их поведения, восприятия и понимания оценок друг друга» [4, с. 68].
В отличие от других видов межличностных взаимоотношений детско-родительские отношения отличаются неоднозначностью, противоречивостью, амбвивалентностью, сильной эмоциональной значимостью.
Важным понятием в особенностях детско-родительских отношений является понятие двух подсистем отношений: «отношение родителя к ребёнку» и «отношение ребёнка к родителю». Первая подсистема отношений включает отношение к себе как к родителю, стиль семейного воспитания и отношение к ребёнку, вторая – отношение к себе, социальная адекватность поведения и отношения к родителям [5, с. 276].
Данный подход к понятию особенностей детско-родительских отношений позволяет обозначить проблемы в детско-родительских отношения не только как проблемы отношений. При тотальных нарушениях в обеих подсистемах и во всех компонентах детско-родительских отношений в коррекционной работе необходимо опираться на наиболее сохранные компоненты отношений. Вполне естественным является перенесение в свою семью методов воспитания и воздействия, которые были присущи родительской семье [5, с. 277].
Детско-родительским отношениям как важнейшему детерминанту психического развития и процесса социализации ребёнка свойственны следующие характеристики:
— мотивы воспитания и родительства;
— стиль общения и взаимодействия с ребёнком;
— характер эмоциональной связи;
— степень вовлечённости ребёнка и родителя в детско-родительские отношения;
— удовлетворение потребностей ребёнка;
— степень устойчивости и последовательности семейного воспитания;
— способ разрешения конфликтных и проблемных ситуаций.
К интегративным показателям детско-родительских отношения относят:
— образ родителя как воспитателя и образ системы семейного воспитания у ребёнка;
— тип семейного воспитания.
В настоящее время современная семья утратила многие функции такие как: производственную, образовательную, охранительную и другие. Всёбольшее значение приобретают функции: эмоциональная удовлетворённость всех членов семьи, психологическая безопасность, подготовка детей к жизни в обществе.
Радикальные сдвиги, произошедшие в течение двух десятилетий в России (возникновение принципиально нового информационной пространства, интенсивное развитие рыночной экономики, расширение контактов с внешним миром российских граждан и т. д.) привели к изменениям системы ценностей. В том числе изменения коснулись и детско-родительских отношений, и самой концепции детства.
Например, в 1980-х годах было нормой взрослеть в обществе сверстников. Существовали определённые часы (условно до прихода с работы родителей) и определённые пространства (двор, улица, кружки). В это время дети были предоставлены сами себе и родители более менее были спокойны за них. Позднее преобразования привели к изменениям в жизни родителей и их детей. Во-первых, усилилась детско-родительская зависимость, проявляющаяся в том, что дети дошкольного и младшего школьного возраста практически перестали проводить время в компании сверстников или оставаться без присмотра. В 1990-е годы в связи с криминальной обстановкой детей перестали выпускать на улицы без сопровождения родителей. В 1990-2000-е годы по мере сокращения детской автономии возрастал страх родителей за будущее своих детей. Нередко этот страх приводил к возникновению различных фобий, связанных с безопасностью ребёнка. Всё выше перечисленное не могло не сказаться на особенностях стиля воспитания в семье и ошибках, которые присутствуют и сегодня.
Понятие стиль семейного воспитания, как показывает анализ теоретических источников, в литературе является наиболее распространённым. Это связано с тем, что он в большей степени определяет личностное становление и развитие ребёнка по сравнению с другими компонентами детско-родительских отношений.
Стиль воспитания – это определённый образ поведения родителей. Он проявляется в разных ситуациях, создавая устойчивый климат воспитания ребёнка.
Следует обратить внимание и на то, что корни этих проблем формируются в детстве. В это время закладываются базисные подструктуры личности и установки. Впоследствии сформированные установки слабо поддаются коррекции в подростком возрасте, и тем более у взрослого человека.
Российские психологи (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, Л. И. Божович, В. С. Мухина и другие) в качестве доминирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, который воплощен в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребёнком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществляется развитие их способностей, дальнейшее формирование личности. Для развития личности ребёнка важна гармонизация семейных отношений [1, c.45].
Проблема детско-родительских отношений определяется всем многообразием взаимоотношений родителей и детей, теми нарушениями, которые существуют в детско-родительских отношениях, и которые могут оказать существенное влияние на развитие ребёнка и его благополучие в семье [6, с. 10].
Проблема взаимодействия взрослого с ребенком занимает в психологии одно из центральных мест, это обусловлено осознанием исключительной роли взрослого в развитии ребенка. Как отечественные, так и зарубежные авторы говорят о значимой роли родителей в жизни ребенка, о специальной подготовке близких к выполнению практических функций, подразумевая, что родитель – лучший педагог для собственного ребенка. В настоящее время широкое распространение получили различные модели помощи родителям по организации эффективного взаимодействия с ребёнком (Т. Гордон, Х. Джайнотт, И. М. Марковская) [2, c.56].
Создатели моделей берут за основу суждение о том, что многие родители в достаточной мере знают недостатки своей воспитательной системы, но в силу недостаточной даже элементарной психологической грамотности, не могут решить возникающие проблемы.Но при этом не задаются вопросы: «Действительно ли родитель лучший педагог?», «Действительно ли он знает своего ребёнка?» и «Что именно родитель должен передать своему ребёнку?». Естественно в какой-то мере родитель знает своего ребёнка. Однако не всегда это знание является полным, систематичным, объективным, и взрослый не всегда руководствуется в ситуации взаимодействия с ребёнком этим знанием.
Часто у родителей, занятых на работе, погружённых в бытовые проблемы, не остаётся ни сил, ни времени на совместное времяпровождение с ре5бёнком. Дефицит общения приводит к тому, что родитель не имеет чётких знаний и представлений о психофизиологических особенностях своего ребёнка, не знает его интересы, способности, увлечения, неудачи и достижения в процессе развития.
По мнению известного исследователя Д. И. Фельдштейна проблема отношений детей и взрослых приобрела особую значимость и остроту в настоящее время. Современные родители, стремясь максимально полноценно воспитывать своих детей, передают эту важную функцию в руки педагогов, психологов и других людей. Родители снимают с себя многие обязанности, в том числе и родительскую ответственность за образовательно-воспитательный процесс. В результате этого часто «атрофируется» ответственное отношение к детям родителей. Кроме того, резко обострились и противоречия между увеличивающейся с возрастом потребностью ребёнка во внимании и усложнением социальной ситуации и непрерывным ослаблением внимания со стороны взрослых. Взрослые, проявляя повышенную заботу об питании, одежде, развлечении своих детей, не реализуют возможности общения с детьми. В следствие этого у детей возникает чувство одиночества, доходящее до отчаяния, нивелируется уважение к важнейшим человеческим ценностям, растёт цинизм.
Следовательно, нормальное психическое развитие ребёнка возможно лишь в условиях взаимодействия со взрослым и определяется во многом характером его отношений с социальным окружением.
По мнению А. Н. Леонтьева, от этих отношений зависят не только успехи и неудачи ребенка, в них самих заключены радости и огорчения, они имеют силу мотива. Потребности, интересы, склонности личности являются, прежде всего, результатом того, как человеку удается взаимодействовать с совершенно конкретной окружающей средой и насколько эта среда позволяет человеку проявлять его индивидуальность, как в предметной деятельности, так и при взаимодействии с другими людьми. Сущность взаимодействия взрослого и ребенка реализуется в понятии зоны ближайшего развития. С одной стороны, создание взрослым зоны ближайшего развития является условием психического развития ребенка, с другой стороны, переход от уровня ближайшего развития на уровень реального развития и возникновение нового уровня ближайшего развития составляет содержание развития ребенка [3, c.45].
И. Е. Валитовой и З. Р. Железняковой предложена концептуальная модель взаимодействия ребёнка и взрослого. Данная модель основана на сущностных характеристиках данной категории. Взрослый при взаимодействии с ребёнком выступает как носитель культуры и как посредник её усвоения. Поэтому по своему определению взаимодействие ребёнка и взрослого не является взаимосвязью равных участников [6, с. 120].
Роль взрослого заключается в том, что он должен принимать участие в совместной деятельности с ребёнком, для того чтобы регуляция и организация, которую он вначале осуществляет превратилась в саморегуляцию и самоорганизацию ребёнка. Для того чтобы это взаимодействие носило развивающий характер, взрослый до начала его осуществления должен определить цели и задачи взаимодействия.При этом он должен исходить из двух оснований: уровня ближайшего развития ребёнка и уровня наличного развития ребёнка. Цели и задачи в данном случае могут быть выстроены в зависимости от значимости их реализации для процесса психического развития ребенка. Это значит, что взрослый должен ориентироваться в фактах, механизмах и закономерностях психического развития ребёнка. Кроме того, взрослый должен и учитывать основные показатели развития в определённом возрасте.
В процессе взаимодействия значимая роль отводится рефлексивной стороне. Она предполагает формирование образа себя и образа другого как участников и образа ситуации взаимодействия. Участник взаимодействия при этом связывает свои воздействия с изменениями, которые происходят в другом, в самом себе и в результатах взаимодействия, что приводит к развитию каждого из участников [6, с. 121].
Таким образом, можно предположить, на процесс взаимодействия значительное влияние будет оказывать представление взрослого о ребёнке, о его роли в жизни ребёнка. То есть значимым является то, на что ориентируется взрослый в процессе взаимодействия с ребёнком. Поскольку, вступая во взаимодействие с ребенком, значимые взрослые руководствуются разными мотивами, то это задает разный образ ребенка, который впоследствии определяет всю структуру совместной деятельности.
Список использованной литературы
Коррекция детско-родительских отношений Воспитание детей часто осуществляется нерегулярно, стихийно. Причина педагогических неудач родителей: неподготовленности к воспитанию,.
Мониторинг по результатам исследования детско-родительских отношений В феврале 2016г. было проведено исследование эмоциональной стороны отношений родителей с детьми. В опросе приняли участие 41 человек. В.
Особенности детско — родительских отношений в семьях имеющих детей с задержкой психического развития Понятие «задержка психического развития» – употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной.
Проект детско-родительских отношений «Дидактические игры своими руками» Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы с родителями и представляю вашему вниманию отчет о реализации проекта детско-родительских.
Психологические особенности детско-родительских отношений старших дошкольников Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место.
Тренинг по оптимизации детско-родительских отношений «Особенности стиля семейного воспитания» Современные семьи часто нуждаются в поддержке специалистов, которые помогут утвердиться им в родительской компетентности, выработать правильную.
Влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребенка Влияние детско – родительских отношений на развитие личности ребенка. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что.