к историческим формам этноса относятся
08.1. Исторические формы этноса
Урок 23. Обществознание 10-11 классы. Социальные отношения. Политика ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «08.1. Исторические формы этноса»
Этническая структура современного человечества очень сложна. Точно назвать число этнических общностей, проживающих на нашей планете, вряд ли кто-то сможет. Несколько тысяч племён, этнических групп, народностей, наций.
В России, по данным переписи 2009 года, в составе населения насчитывалось более 180 народов. Около 30 из них – нации.
Чем различаются этнические общности?
Этнос – слово греческого происхождения. На русский язык переводится как «народ». В науке под этносом понимается исторически сложившаяся на определённой территории общность людей, для которой характерны:
· относительная общность языка, материальной и духовной культуры;
· общая историческая память, осознание своего единства.
Этносы – социальные общности, которые могут существовать и существуют на протяжении длительного исторического периода – до нескольких тысяч лет. Но они не являются вечными и неизменными. Рождаются, живут и умирают. Дают начало новым этносам. Всё, как у людей. Только продолжительность жизни у них повыше, в сравнении с отдельными индивидами. Пожалуй, вы без особого труда сможете вспомнить этносы, в том числе и игравшие весьма значительную роль во всемирной истории, которых сейчас уже нет.
Различным ступенькам в развитии общества соответствуют разные формы этнических общностей. Обычно их выделяют три: род и племя, народность и нация. Некоторые исследователи род и племя рассматривают как отдельные этапы развития этноса. На уроках истории вы характеризовали каждый из этих терминов. Вспомним, что они означают.
Род как форма объединения людей сменил человеческое стадо (праобщину).
Произошло это ещё в древнем каменном веке – палеолите. Род – группа людей, связанных между собой узами кровного родства, имеющих общего предка. Внутри рода не существует социального неравенства, обособленной собственности. Это единая семья или объединение нескольких семей, которые ведут общее хозяйство. Чтобы иметь возможность прокормиться на одном месте, род не должен быть большим: до 50-70 человек (максимум 100-120, но это уже слишком много).
Внутри рода существовала эндогамия, то есть браки на протяжении многих поколений заключались между кровными родственниками, что отрицательно влияло на жизнеспособность потомства. Инстинктивное осознание этого, а также увеличение численности общины (и связанные с этим трудности в обеспечении пропитанием) приводили к образованию союза нескольких родов. Часто такой союз называют кланом. В нём утверждался принцип экзогамии при заключении браков. Сексуальные связи между близкими родственниками – членами одного рода – были запрещены. Партнёров подбирали в другой общине. Память о единстве происхождения, общие язык, верования, обычаи и традиции, хозяйственное сотрудничество делали клан очень прочным объединением. Даже внутри некоторых современных наций сохранилось кланы. Например, у шотландцев, индийцев или японцев.
В новом каменном веке – неолите (или несколько ранее) появилось новая социальная общность – племя. Племя – это несколько родов (кланов), объединённых общностью происхождения, территорией проживания, сходством языка и культуры. Управление племенем, в отличие от рода, имеет определённую формальную структуру. Лидером является вождь, действует совет старейшин, существует определённая военная организация, хотя постоянного войска ещё нет.
Именно племя считают исторически первой формой этноса. Единство его членов основывалось уже не на ежедневном (или частом) сотрудничестве, а на ощущении культурного единства, общности своей судьбы. Даже кровные связи отступали на второй план. Полноправным членом племени мог стать и чужак, принятый в него установленным обычаями образом.
На этапе разложения родоплеменных отношений формируется народность. Эта этническая общность может сложиться из нескольких племён, близких по своему происхождению, языку, культуре. Или из разноязыких племён, которые смешались на одной территории в результате завоеваний или массовых переселений.
Питер Гайге. ГП. Гунны сражаются с аланами
В этом случае обычно происходит ассимиляция. Одни народы перенимают язык, обычаи и верования других (чаще всего, более многочисленных или более развитых в культурном отношении). Так, ассимиляцией сопровождалось расселение славян на территории Восточной Европы.
Расселение славянских племён в Европе
На основе восточнославянских племён в X–XIII вв. сформировалась древнерусская народность
В результате формируется территориальная, культурная, и, в какой-то степени, хозяйственная общность всех тех людей, которые входят в народность. Упрочению союза способствует образование государства.
Более высокая степень консолидации (сплочения) этноса – нация. Её возникновение – результат перемешивания представителей разных племён и народностей. Нации формируются в Новое и Новейшее время, в период становления капиталистических отношений. Развитие рынка, упрочение торговых связей между регионами, разделение труда и специализация производства в масштабах всего государства способствуют преодолению былой средневековой обособленности отдельных его областей.
Нижегородская ярмарка. Конец XIX – начало ХХ в.
Пожалуй, именно экономическое единство – главная отличительная черта нации.
Назовём ещё раз три основных этапа (исторические формы) развития этноса: род и племя, народность, нация. Подумайте, какой этап может быть следующим?
К историческим формам этноса относятся
1. Исторические формы этносов.
Этнос – это группа людей, связанная кровным родством. Исторические формы этносов – этщ род и племя, народность и нация. Племя существовало в период первобытного общества, народность – в период рабовладения и феодализма, нация – в период капитализма. Общее происхождение от общего предка, межпоколенная преемственность, общность исторической судьбы, общие традиции, культура, язык и территория объединяют людей в единый этнос. Племя состоит из нескольких родов.
Племя – это этнос, которому удалось упорядочить воспроизводство людей, исключить случаи появления детей с наследственными болезнями, обусловленными кровосмешением, создать собственный диалект и обычаи, завоевать свою территорию.
В отличие от племени, народность – это этнос, которому удалось создать собственное государство.
Нация – это этнос, которому удалось построить капиталистическое общество – общий национальный рынок, демократию, частную собственность, правовое государство, национальную культуру.
Таким образом, племя, народность и нация – это три ступени эволюции этноса. Не каждое племя способно создать своё государство и превратиться с народность, поэтому отсталые племена обречены попасть в зависимость от более передовых народностей и быть ассимилированными. Не всякая народность способна построить капиталистическое общество и стать нацией, отсталые народности и племена обречены стать колонией более передовых наций и рискуют быть ассимилированными. Возможно, что сегодня человечество вступает в четвёртый период эволюции этноса – создание глобального общества, где происходит беспрепятственное смешение различных наций народностей и племён. Этот прогноз является спорным.
Что же характеризовало отдельное индейское племя в Америке?
· Право племени торжественно вводить в должность избранных родами сахемов и военных вождей и право их смещать, даже вопреки желанию рода.
· Союз племён. Ирокезы представляли собой союз из пяти племён. Число ирокезов никогда не превышало 20000 человек. Средняя численность американских племён была менее 2000 человек, однако, крупнейшее в США племя чироки насчитывало 26000 человек. Ирокезы существовали за счёт рыбной ловли, охоты и примитивного огородничества, они жили в штате Нью-Йорк в деревнях, защищённых частоколами. Пять племён ирокезов вместе воевали против других племён, вытесненных ирокезами с этой территории. Черты союза племён ирокезов:
· Вечный союз на основе полного равенства между пяти племенами, связанными кровным родством.
· Союзный совет из 50 сахемов.
· Все решения союзного совета должны были приниматься единогласно.
· Заседания совета происходили в присутствии народа, каждый ирокез мог взять слово, но решение выносил только совет.
· Союз имел 2 высших военных вождя с равными полномочиями. Наподобие этого у спартанцев было два царя, а у римлян – 2 консула.
В Аттике у древних греков было четыре племени, в каждом из них по три фратрии, в каждой фратрии по тридцать родов. Высшая власть принадлежала народному собранию ( agora ), где решение принималось поднятием рук. Существовал военачальник ( basileus ), который одновременно обладал жреческими и судейскими полномочиями.
Народ Рима возник из трёх племён или триб:
· сабины (они носили фамилию Тиции),
В Риме было 30 курий (фратрий). Во время войны одна курия выставляла 100 пеших и 10 конных воинов. Первоначально в Риме было 100 родов, а затем 300 родов. Каждый род ( gens ) имел имя, например, такие имена, как Юлий, Эмилий, Гораций, Фабий, Валериус. Род состоял из патриархальных семей ( familia ), включавших 3-4 поколения.
3. Эволюция российского этноса.
Союз племён превращается в народность вместе с возникновением государства, которое объединяет обширную территорию. Например, древнерусская народность возникла при объединении таких славянских племён, как поляне, радимичи, вятичи, древляне, дреговичи, лутичи и тиверцы, белые хорваты, северяне, кривичи, полочане. Уже на раннем этапе произошло смешение славян с финскими и тюркскими племенами. Славянские племена пришли на Днепр с Карпат. Финские племена жили на Волге до славян. Примеры финских племён – это меря, мурома, черемиса, мещера, мордва, ливы, чудь, нарова, весь, пермь, югра. Тюркские племена – это печенеги, половцы, татаро-монголы. С самого начала своей истории Россия была «национальным котлом», где смешивались различные племена. Древнерусская народность распалась на части в 12 веке на три близких этноса – русских, украинцев и белорусов. Российская нация образовалась в 15-17 вв. в процессе собирания земель вокруг Москвы. При Петре 1 Россия стала империей.
4. Национальная психология.
Н. Бердяев в работе «Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности», написанной в 1918 г., дал описание четырёх национальных характеров:
· Французы устали от катастроф, революций и войн. Современный француз слишком утончён, расслаблен жаждой наслаждений и любовью к женщине, Франция пережила уже воинственный период, властвовала над Европой и ныне уже не является грозной военной силой.
· Для немца главное – это разум и воля, долг и железный порядок, он хочет весь мир переделать по своему плану и установить мировое господство. В результате в 20 в. Германия проиграла две мировых войны, потеряла 1/3 своей территории, поэтому степень амбициозности у немцев поубавилась.
· Поляк – это рыцарь, аристократ и индивидуалист до болезненности. Русский и поляк являются родственниками по происхождению и языку, но противоположностями по культуре. Поляк исповедует католическую культуру, а русский – православную. Русского поражает и отталкивает в польском характере дурной гонор, любовь к жесту, элегантность, сладостные речи, чувство превосходства и презрения к другим народам. Русские воевали с поляками двести лет, в результате Польша едва не погибла, стала колонией России на сто лет, а Россия превратилась в империю.
· Русский – это простой, прямой и бесхитростный человек, ему чужды взвинченный пафос и аристократический гонор. Недостаток русского национального характера – это отсутствие организованности и подтянутости, склонность опускаться и грешить. Русский способен пройти огонь и воду, но не способен пройти испытание славой – «медные трубы». Русский не умеет пользоваться достигнутым.
Вывод: каждый национальный характер имеет плохие и хорошие черты, поэтому не существует самой лучшей нации и «высшей расы».
5. История жизни этноса.
Автором теории о циклах в жизни этноса был Лев Николаевич Гумилёв. Годы его жизни: 1912-1992. По типу личности он был психологом, поэтому правильные мысли у него сочетаются с мифами и утопиями. Пример утопии – это объяснение причин появления пассионарного этноса, как результата микромутации из-за жёсткого космического излучения. Его родителями были поэты Николай Гумилёв и Анна Ахматова. В 1921 г. большевики расстреляли Николая Гумилёва. Власти запретили Анне Ахматовой публиковать свои стихи. Лев Гумилев сидел в тюрьме три раза, в общей сложности 13 лет – за отца и за мать, он работал на Беломорканале и на рудниках Норильска. В составе штрафного батальона он участвовал в штурме Берлина. Его предмет исследования в науке – история гуннов и монголов. В тюрьме он написал докторскую диссертацию на обёрточной бумаге. Он работал в институте географии, а летние месяцы проводил на нижней Волге, где располагалась древняя Хазария. Власти запрещали публиковать его работы, упрекали за преувеличение роли инородцев в истории России, но он сумел пережить своих цензоров и коммунистическую систему, В конце жизни он сумел опубликовать все свои работы.
Сущность его идей состоит в следующем. Пассионарность – это страстность, воля к жизни, сила характера. Примеры пассионарных лидеров – это Александр Македонский, Наполеон, Чингисхан, Александр Невский, Дмитрий Донской, Ермак, Александр Суворов и другие герои истории. Этносы рождаются, завоёвывают соседей, расцветают, а затем приходят в упадок и гибнут.
По расчётам Гумилёва, максимальный срок жизни этноса 1200-1500 лет. В начале жизни этноса подавляющее большинство его представителей являются пассионариями, а затем происходит постепенное снижение доли пассионариев, что, в конце концов, приводит к гибели старого этноса в войне с более молодыми этносами. По нашему мнению, самой высокой степенью пассионарности обладают спикеры и теоретики.
Этносы неизбежно вступают в конфликт друг с другом из-за соперничества за территорию и природные ресурсы. Другой причиной межнациональных конфликтов являются культурное, экономическое и политическое соперничество между этносами. Эти межнациональные конфликты проявляются в форме войны, рыночной конкуренции и соперничества с сфере массовой культуры. Пример культурного соперничества – это религиозные конфликты, например, конфликты между христианами и мусульманами в форме крестовых походов, между католиками и протестантами, между католиками и православными, между шиитами и суннитами в исламе, между индусами и мусульманами, между христианами и язычниками в форме завоевания европейцами Америки. Ресурсами, из-за которых происходили войны, являются полезные ископаемые – нефть, золото и серебро, например, испанцы завоевали Центральную и Южную Америку из-за месторождений золота и серебра, которые там были обнаружены. Завоёванная территория служила охотничьими угодьями для индейцев Северной Америки, выходом к Балтийскому и Чёрному морям для России в период правления Петра 1 и Екатерины 2, зоной земледелия в Америке для выходцев из Европы. Примерами межнациональных конфликтов служат арабо-израильский конфликт, войны чеченцев против России, Индо-Пакистанский конфликт, война между индейцами Северной Америки и европейскими переселенцами. Сегодня идёт рыночная конкуренция между странами за рынки сбыта и источники сырья, например, Япония потеснила США во многих отраслях промышленности – в сфере бытовой электроники и компьютеров, производства автомобилей, стали, судов. Культурное соперничество в современном глобальном мире проявляется во влиянии американской массовой культуры на весь остальной мир, когда весь мир смотрит фильмы, произведённые в Голливуде, новости американских телеканалов, другие страны пытаются противопоставить этому влиянию собственные фильмы и собственные новости, например, бразильские сериалы, индийские мелодрамы и т. д.
6. Социал-дарвинизм и расизм.
Нацисты имели правдоподобное научное обоснование своих чудовищных экспериментов. Во второй мировой войне нацизм был разгромлен, но не опровергнут научно. Научное опровержение социал-дарвинизма и расизма, как научных основ нацизма, является целью изложения данного вопроса. Эта цель становится особенно актуальной в связи с возрождением нацизма даже в нашей стране в форме чеченского национализма, деятельности партии Русского национального единства и движения «бритоголовых», которые устраивают погромы на рынках и убивают «южан». Нужно опровергнуть эти внешне привлекательные и опасные теории, которые эксплуатируют национальные и расовые предрассудки.
Впервые идею социальной эволюции через естественный отбор сформулировал Т. Мальтус. По его мнению, системы помощи беднякам являются неэффективными. Его идеи использовались в качестве оправдания поправок к Закону о бедных 1864 г. в Англии, заключавшихся в помещении претендентов на помощь из числа бедняков в условия зверского режима работных домов.
Ч. Дарвин и А.Р. Уоллес сформулировали свою идею о борьбе за выживание после чтения книги Мальтуса. Идея эволюции путём естественного отбора в 19 веке витала в воздухе. Кузен Дарвина Ф. Гальтон основал новую науку – евгенику, как науку о селекции человеческого рода путём искусственного отбора. Чтобы вывести высокоодарённую человеческую расу, нужно создать материальные стимулы для поощрения вступления в брак и обзаведения детьми тех, кто успешно пройдёт процедуру интеллектуального тестирования. Эти идеи нашли применение в фашистской Германии, где «расовая гигиена» нашла воплощение в экспертизе на чистокровность, насильственной стерилизации и уничтожении «неполноценных» в концлагерях и газовых камерах.
Теория Дарвина имела ошеломляющий успех в биологии. Некоторые социологи, которых условно объединяют в рамках такого направления, как социал-дарвинизм, решили по методу аналогии применить принципы биологической эволюции к обществу, и тем самым повторить научный успех Дарвина. Г.Спенсер считал, что Вселенная, общество, социальные институты и человек претерпевают эволюцию по закону выживания сильнейших, поэтому Спенсер критиковал правительство за субсидии для бедных. Люди и организации должны развиваться, полагаясь лишь на собственные силы, слабые должны погибнуть или «уйти со сцены». Эти идеи были очень близки американским колонистам на Диком Западе, где не сумевшие приспособиться просто погибали. Ж.А. де Гобино считал, что из-за невозможности длительно сохранять чистоту расы наступает гибель всех цивилизаций, что этнические смеси приводят к вырождению человека, что существует неизбежная иерархия рас, что белая раса является самой красивой и сильной, что семейство «арийцев» является высшим среди представителей белой расы. По мнению Гобино, негры являются слишком чувственными и неспособными к рациональному самоконтролю, а «жёлтая раса» проникнута утилитаризмом, трудолюбием, поиском пользы и выгоды, поэтому ей неведомы героические порывы и высокие достижения. Единственной «исторической» расой является белая раса, которая является самой красивой, умной и сильной. Именно представители белой расы создали все великие цивилизации. Арийцы – это «раса владык», которые заботились о чистоте породы, например, с помощью запрета заключать брак между представителями разных каст в Индии. Иногда факты противоречили теории Гобино, например, в работе «История персов» он называл «чудовищной ложью» традиционную версию греко-персидских войн, т.к. «арийцы» Дария и Ксеркса не могли быть хуже «семитизированных» греков.
Социал-дарвинизм имеет глубокую идейную связь с расово-антропологической школой в социологии. Сущность идей расово-антропологической школы состоит в том, что существуют полноценные и неполноценные расы, поэтому нужно устроить искусственный отбор в концентрационных лагерях в форме уничтожения и стерилизации неполноценных людей. Представителями этого направления были
Х. Чемберлен и Л. Вольтман. Чемберлен призывал к возрождению мифического «арийского духа». В сочинении «Основы 19 столетия» (1899 г.) он объявил создание «тевтонской» культуры высшим достижением европейской истории. В третьем рейхе эти идеи обеспечили ему титул «народного мыслителя». На основе «генеалогических» изысканий Вольтман утверждал о германском происхождении таких видных деятелей Италии и Франции, как Данте, Леонардо да Винчи, Тициан, Тассо, Монтень, Дидро, Руссо. С точки зрения нацизма, если немецкая нация желала сохраниться, то ей, как «чистой расе», предписывалось уничтожать евреев, как представителей «неполноценной расы». Свой приход к власти Гитлер назвал расовой революцией. Гитлер считал, что государство – это только средство борьбы за интересы расы, что марксизм планирует последовательную передачу власти в мире в руки евреев. В 1933 г. Гитлер принял декрет о наследственном здоровье, по которому в клиниках по отношению к инвалидам и в тюремных больницах по отношению к рецидивистам проводились операции по стерилизации. Окончательное решение о стерилизации принималось специальными судами в составе двух докторов и одного судьи, которые назначались официально. Как писал Э. Ристов в 1935 г., операция по стерилизации не могла быть отложена даже в связи с беременностью жертвы, при этом беременность должна была быть прервана. В соответствии с решением такого суда у женщины яичники либо удалялись, либо перевязывались. Ей был запрещён выезд за границу, чтобы исключить возможность восстановления функций яичников даже с помощью тамошних хирургов. По декрету 1939 г. был начат процесс по умерщвлению отдельных лиц в случае неизлечимой болезни. Профессор Йенского университета в период нацистского правления Г. Гюнтер назвал антропологические черты нордической расы: высокий рост (средний рост мужчин – 174 см), узкое лицо, высокий нос с узкими ноздрями, узкий рот, выступающий подбородок, который производит впечатление смелости, светлая кожа с румянцем, белокурые мягкие и не очень густые волосы. Кстати, сам Гитлер и министр пропаганды Геббельс вряд ли смогли бы пройти эту процедуру, т. к. Гитлер был брюнетом и имел низкий скошенный лоб, а Геббельса называли «чернявым тевтонским сморчком». Поэтому Геббельс сделал идеалом арийской женщины свою жену – высокую блондинку с голубыми глазами и многодетную мать.
7. Критика социал-дарвинизма и расизма.
Критику социал-дарвинизма следует начать с того, что сама попытка объяснить социальную эволюцию с помощью естественного отбора была правильной, но социальный конфликт несколько отличается от биологического конфликта. Сегодня нормы уголовного права и система пособий по старости, инвалидности и безработице препятствуют процессу гибели неудачников в обществе. В России сегодня введён мораторий на смертную казнь, в результате которого смертная казнь была временно заменена на пожизненное заключение, поэтому искусственный отбор невозможно применить даже по отношению к заведомым злодеям. Но уничтожение проигравшего частично допускается на войне. Неудачник в жизни иногда может совершить самоубийство или погибнуть в результате употребления наркотиков, токсинов или спиртосодержащих суррогатов. Существует три вида конфликта:
· Борьба за существование и за возможность иметь потомство.
· Конфликт за статус контролёра.
· Конфликт за сферу влияния.
Дарвин верно заметил, что в биосфере идёт борьба только первого типа. В обществе широко распространён конфликт второго и третьего типа, хотя, в крайнем случае, применяется борьба и первого типа. В процессе человеческой истории происходит переход от преобладания распространения борьбы первого типа к преобладанию распространения конфликтов второго и третьего типа. Этих отличий не видели представители социал-дарвинизма, которые считали, что в обществе, как и в биосфере, идёт борьба только первого типа. Поэтому попытка представителей социал-дарвинизма применить теорию Дарвина к обществу окончилась неудачей. По этим причинам социал-дарвинизм дал неверные прогнозы и неверные рецепты развития общества.
Механизм социальной эволюции отличается от механизма биологической эволюции по следующим признакам:
· В обществе конфликт происходит чаще всего не за жизнь, а за статус контролера, сферу влияния и ресурсы, поэтому в обществе проигравший обычно не погибает, а становится объектом контроля.
· Развитие в обществе происходит через ступени – формации, а в биосфере существуют периоды преобладания каких-то биологических видов, например, динозавров. Единицей отбора в обществе являются цивилизации, а в биосфере – биологические виды. Если сущность любого биологического вида можно выразить набором информации, заложенной в гены представителей этого вида и набором физиологических признаков, то сущность любой цивилизации – набором социальных изобретений, которые применены при строительстве социальной структуры этой цивилизации. Например, в результате реформ Ельцина социальная структура Российского общества получила развитие за счёт усвоения таких западных социальных изобретений, как рынок, частная собственность и представительная демократия. Создание системы глобального мира не отменит, а, напротив, обострит это глобальное соперничество между цивилизациями, когда цивилизации-лидеры будут сменять друг друга гораздо чаще, например, в настоящий момент темпы развития восточной Азии опережают темпы развития западной Европы и США.
· В биосфере побеждает сильнейший, самый приспособленный организм, а в обществе – тот человек, который вооружён самыми эффективными орудиями.
· Скорость социальной эволюции примерно в одну тысячу раз выше скорости биологической эволюции. Жизнь на Земле возникла примерно 4 млрд. лет назад, а общество возникло 40-30 тыс. лет назад.
Приложение к параграфу.
1. Классификация народов мира.
Трудно представить эту полную классификацию из-за недостатка места, поэтому нужно ограничиться изложением этого вопроса в общих чертах, при этом акцент будет сделан на указании наций и народностей, проживающих на территории Европы и России.
Народы мира делятся на три основных расы: европеоидную, монголоидную и негроидную, некоторые исследователи выделяют ещё и австралоидную расу. В результате смешения между расами образовались контактные расы. По признаку языкового родства народы мира можно разделить на следующие семьи:
1) Индоевропейская семья, которая объединяет 45% населения Земного шара.
Славяне: русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи, словаки, болгары, сербы. Балты: литовцы и латыши.
Германцы: немцы, голландцы, англичане, шведы, норвежцы, датчане.
Романская группа: итальянцы, французы, испанцы, португальцы, румыны молдаване.
Иранцы: персы, курды, таджики, осетины, афганцы.
2). Афразийская семья, которая объединяет 5% населения мира.
Семитская группа: арабы и евреи.
3). Картвельская семья (грузины), которая объединяет 0,1% населения мира.
4). Уральская семья, которая объединяет 0,5% населения мира.
Финноугорская группа: финны, карелы, эстонцы, мордва, марийцы, удмурты, коми, венгры, ханты, манси. ненцы и юкагиры.
5). Алтайская семья, которая объединяет 6% населения мира.
Тюркская группа: турки, азербайджанцы, туркмены, татары, башкиры, казахи, киргизы, узбеки, якуты, чуваши.
Монгольская группа: монголы, калмыки, буряты.
Тунгусо-манчжурская группа: эвенки, маньчжуры.
6). Северокавказская семья, которая объединяет 0,1 населения мира.
абхазы, кабардинцы, адыгейцы, черкесы, чеченцы, ингуши, аварцы.
7). Синно-тибетская семья, которая объединяет 23% населения мира.
Ряд народов мира занимает в языковом отношении изолированное положение, например, баски в Испании, айны в Японии.
Вопросы для размышления.
1. От какого нежелательного явления может предохранить одновременное наличие двух вождей в племени?