к каким налогам относится государственная пошлина
Федеральные, региональные и местные налоги
Сегодня в бухгалтерском ликбезе Алексей Иванов рассказывает о том, как устроена российская система налогов и сборов, и какие конкретно налоги платит бизнес.
Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на «Клерке» я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом.
Продолжаем налоговый ликбез. Сегодня разберемся какие налоги есть в нашей стране и куда они платятся. Этому посвящена глава 2 НК РФ, но я сожму её до одного поста.
В России есть три вида налогов и сборов:
Федеральные налоги и сборы
Обязательны к уплате на всей территории страны, полностью описываются НК РФ. Неважно где находится налогоплательщик — правила везде одинаковы. Большая часть федеральных налогов сразу поступает в федеральный бюджет, крохи от некоторых достаются регионам. Некоторые федеральные налоги платятся всеми (например, НДС). Другие — только теми, кто занимается определенными видами деятельности (например, НДПИ). К федеральным налогам относятся:
Региональные налоги
Обязательны к уплате на территориях субъектов федерации. Общая часть описывается НК РФ, отдельные элементы налогообложения — региональными законами. Москва доверила регионам определять налоговые ставки в пределах установленного коридора, порядок и сроки уплаты налогов. Поэтому, например, транспортный налог в Челябинской области может быть вдвое выше, чем в Чеченской республике. Все региональные налоги полностью поступают в бюджет региона и платятся только теми, кто имеет определенное имущество или занимается определенным видом деятельности. Вот эти налоги:
Местные налоги и сборы
Обязательны к уплате на территориях городов, районов и прочих муниципальных образований. Общая часть описывается НК РФ, отдельные элементы налогообложения — решениями городских дум, советов районных депутатов и прочими нормативными актами представительных органов муниципалитетов. Местным депутатам, как и региональным, разрешено определять налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Все местные налоги и сборы полностью поступают в бюджет муниципалитета и платятся только теми, кто имеет определенное имущество или занимается определенным видом деятельности. Всего в стране есть три вида местных налогов и сборов:
Федеральные, региональные и местные налоги и сборы составляют так называемую ОСНО — общую систему налогообложения. Кроме нее НК РФ предусматривает специальные налоговые режимы, применение которых освобождает от обязанности платить некоторые налоги. Переход на них доступен для малого бизнеса, соответствующего ряду ограничений, и компаний или ИП из отдельных отраслей. Поступления от таких налогов делятся между бюджетами различных уровней. Вот перечень спецрежимов:
Кроме этих налогов и сборов, есть ещё обязательные страховые взносы на пенсионное страхование, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и обязательное медицинское страхование, о которых я уже писал в прошлом выпуске рубрики.
Вы прослушали краткий пересказ статей 12-18 НК РФ. Респектуйте в комментариях, если чувствуете, что сэкономили кучу времени 😄 А в следующих выпусках ликбеза я расскажу как устроены налоги и сборы в целом и самые распространённые из них в частности.
Федеральные, региональные и местные налоги в 2021 году
Федеральные налоги и сборы
В соответствии со ст. 12 НК РФ федеральные налоги и сборы представляют собой такие обязательные платежи, перечисление которых должно осуществляться повсеместно на территории РФ. При этом действие норм по федеральным налогам регулирует только НК РФ, который вводит и отменяет как сами налоги, так и отдельные положения по тому или иному федеральному налогу.
Суммы федеральных налогов поступают в одноименный бюджет РФ.
О порядке применения КБК по различным налогам вам расскажут материалы этой рубрики.
А порядок действий при совершении ошибки в КБК подробно рассмотрен экспертами КонсультантПлюс. Получите бесплатный доступ к системе и переходите в Готовое решение.
Региональные налоги
Региональные налоги, к которым относятся транспортный налог, налоги на игорный бизнес и имущество организаций, могут регулироваться как НК РФ, так и законами, которые издаются властями регионов страны, в отличие от федеральных налогов. Законы субъектов определяют значение ставок, а также наличие тех или иных льгот, уточняют сроки оплат и представления деклараций.
Так, например, гл. 28 НК РФ, устанавливая ставки по транспортному налогу в п. 1 ст. 361 НК РФ, в п. 2 ст. 362 НК РФ указывает, что их значение может меняться субъектами в большую или меньшую сторону в 10 раз. А в законе города Москвы «О транспортном налоге» от 09.07.2008 № 33 уже закреплены окончательные требования по исчислению налога, в частности ставки, используемые для расчета транспортного налога.
Оплата по такому виду налогов поступает в бюджеты субъектов РФ.
ВАЖНО! Несмотря на то, что налог на прибыль относится к группе федеральных налогов, платежи по нему поступают в 2 бюджета: федеральный и региональный (3 и 17% соответственно).
Местные налоги и сборы
Действие местных налогов регулируется НК РФ и нормативными актами, составленными на уровне муниципального образования. К таким налогам относятся земельный налог и налог на имущество физлиц. А с 2015 года в состав этой группы введен торговый сбор (закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ).
О порядке и сроках уплаты торгового сбора читайте в материалах рубрики «Торговый сбор».
Обратите внимание! С 2021 года сроки уплаты транспортного и земельного налога стали едины, т.к. регламентированы на федеральном уровне. Местными и региональными властями они больше не утверждаются. Подробности см. здесь.
Средства, направляемые на оплату налогов, поступают в местные бюджеты.
Чем отличается налог от сбора
Отличия налога от сбора заключается в следующем:
Налоги и специальные режимы
Помимо рассмотренных ранее групп налогов НК РФ выделяет так называемые спецрежимы, применение которых освобождает от уплаты налога на прибыль, НДФЛ (для ИП), НДС, налога на имущество организаций и физлиц, но вводит обязанность уплаты единого налога.
Выбрать оптимальный налоговый режим вам помогут рекомендации экспертов КонсультантПлюс. Посмотреть их можно, бесплатно получив пробный доступ к системе К+.
Выделяют следующие режимы:
Об особенностях исчисления и уплаты этого налога читайте в рубрике «УСН».
Материалы по исчислению, уплате и представлению отчетности на этом режиме смотрите в рубрике «ЕСХН».
С нюансами патентной системы налогообложения можно ознакомиться в рубрике «ПСН».
Статья 333.18. Порядок и сроки уплаты государственной пошлины
Статья 333.18. Порядок и сроки уплаты государственной пошлины
ГАРАНТ:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ в пункт 1 статьи 333.18 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
1. Плательщики уплачивают государственную пошлину, если иное не установлено настоящей главой, в следующие сроки:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ подпункт 1 пункта 1 статьи 333.18 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 15 сентября 2015 г.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ в пункт 2 статьи 333.18 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного года со дня официального опубликования названного Федерального закона
2. Государственная пошлина уплачивается плательщиком, если иное не установлено настоящей главой.
В случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные настоящей главой, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.
В случае, если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с настоящей главой освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты в соответствии с настоящей главой. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой.
Особенности уплаты государственной пошлины в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий, категории плательщиков либо от иных обстоятельств устанавливаются статьями 333.20, 333.22, 333.25, 333.27, 333.29, 333.32 и 333.34 настоящего Кодекса.
Государственная пошлина не уплачивается плательщиком в случае внесения изменений в выданный документ, направленных на исправление ошибок, допущенных по вине органа и (или) должностного лица, осуществившего выдачу документа, при совершении этим органом и (или) должностным лицом юридически значимого действия.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ в пункт 3 статьи 333.18 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.
3. Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается также с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, дополнительное подтверждение уплаты плательщиком государственной пошлины не требуется.
4. Иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в порядке и размерах, которые установлены настоящей главой соответственно для организаций и физических лиц.
За выполнение государственными органами ряда функций предусмотрена плата. Ее взимают как с юридических, так и с физических лиц в размере, установленном законодательством. По-простому, это стоимость услуги, оказанная официальными организациями, уполномоченными на проведение такого рода действий.
Чем похожи
Налог или сбор – это сумма, взимаемая с частных лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей и направляемая в бюджет.
Если не вдаваться в подробности, то, несомненно, госпошлина относится к налогам и сборам, которые имеют общие черты:
Юридическое определение
Налогом называют безвозмездно перечисленные субъектом денежные средства для целей государства или муниципальных образований. Этот платеж является обязательным и уплачивается согласно Налоговому кодексу РФ.
Сбором называют сумму, которую вносят в бюджет за совершение в отношении лиц юридически значимых действий. В отдельных случаях денежные средства оплачивают за ведение предпринимательской деятельности, что может быть обусловлено местным законодательством.
Различия
Чтобы определить, является госпошлина налогом или сбором, нужно рассмотреть их основные характеристики. Первое понятие более емкое, ведь налог – это обязанность всех плательщиков отчислять в казну часть доходов или прибыли. Сбор же не является обязательным. Такой взнос необходим для совершения в отношении плательщика каких-либо действий со стороны государства.
Основными характеристиками налога являются:
Для правильного исчисления суммы платежа необходимо определиться с объектом, знать его базовую стоимость, налоговую ставку и период. Необходимо также понимать, каков порядок взимания налога, чтобы не пропустить установленные сроки.
В отношении сбора действуют иные правила. Его оплачивают разово и за определенную услугу со стороны уполномоченных органов. Это значит, что он необязателен и не может быть принудителен. Однако главным отличием сбора от налога является то, что после оплаты гарантировано выполнение действий юридического характера по получению определенных прав.
Когда появляется необходимость оплаты госпошлины, налог это или сбор, физическому лицу все равно. Имея на руках квитанцию, он вносит установленную законом сумму. Ему абсолютно не важно, как именуется такое действие.
Для юридического лица все сложнее. Форма платежного поручения, с помощью которого возможно перевести денежные средства, требует точного определения назначения взноса и внесения этой информации в соответствующее поле. Однако для банка достаточно информации, что уплачивается государственная пошлина. Сбор это или налог, в поле назначения платежа уточнять не нужно.
Сравнение
Классификация
Налоги и сборы разделяют по следующим направлениям:
Понятие госпошлины
Налоги, сборы и их признаки разъяснены достаточно подробно. Теперь можно без труда разобраться с государственной пошлиной и понять, к какому виду платежа она относится.
По факту это платеж, установленный российским законодательством. Он взимается на всей территории России в одном и том же размере за совершение действий юридического характера или за выдачу определенного документа при обращении в арбитражные и мировые суды, суды общей юрисдикции и иные организации с целью совершения определенных действий:
Обязательна пошлина при регистрации:
Также на законодательном уровне определена оплата этого взноса:
Все вышеперечисленное однозначно определяет госпошлину. Налог это или сбор, становится понятно сразу после того, как выясняется, что взимается она за оказание услуги или проведение действия со стороны государственных органов различных уровней. Назначение платежа говорит о том, что пошлина – это сбор.
Подтверждением этого являются и характеристики такого рода взноса, а именно: необязательность, отсутствие необходимости расчета и принуждения к оплате. Помимо этого, взамен на потраченные деньги субъект получает документ или необходимую ему регистрацию.
Плательщики
Ими являются юридические и физические лица, которые нуждаются:
Если истец в соответствии с законодательством освобожден от оплаты пошлины или решение принято в его пользу, то государственную пошлину взимают с ответчика.
Тонкости судебных сборов
Их оплата необходима в случае подачи исковых заявлений или жалоб. Адресатом в данном случае может являться арбитражный, Конституционный или мировой суд, а также суд общей юрисдикции.
Следует отметить, что существуют льготные категории, представители которых не оплачивают госпошлину в суд. Налог это или сбор, их не должно волновать, поскольку они освобождены от такого взноса.
Распространенные взносы
Наиболее часто оплачивают такие сборы, как акцизы и госпошлина. Налог на прибыль, на имущество, НДФЛ, НДС – это распространенные налоги. Сделать вывод о принадлежности к определенному виду взносов можно не только из названия, но и из характеристик платежей.
Можно ли вернуть государственную пошлину
Законодательством допускается возврат только излишне уплаченных сумм. Получение денежных средств обратно в полном объеме невозможно. Однако бывают случаи, когда государственную пошлину засчитывают за совершение аналогичных действий, если она не была использована по назначению. Для этого следует написать заявление в тот орган, где ожидалось получение оплаченной услуги. Срок подачи просьбы о зачете суммы ограничен тремя годами.
В результате кропотливого анализа понятий налога и сбора можно сделать однозначный вывод о принадлежности госпошлины к необязательным платежам. Из двух рассматриваемых категорий это условие выполнимо только для последнего.
Таким образом, государственная пошлина является сбором.
Госпошлина в бухгалтерском и налоговом учёте. Проводки
На какой счет отнести госпошлину бухгалтеру? Казалось бы, ответ прост: в ст. 13 НК РФ госпошлина отнесена к федеральным сборам, что позволяет учитывать ее на 68 счете. Однако некоторые практикующие бухгалтера настаивают на использовании счета 76. В разъяснениях чиновников фигурируют оба счета. В то же время, согласно ст. 120 НК РФ, за некорректное ведение бухгалтерского учета на организацию может быть наложен штраф. Как учитывать госпошлину в БУ и НУ без неприятных последствий, расскажем в публикации.
Вопрос: Как отразить в учете уплату государственной пошлины при обращении в арбитражный суд и ее последующий возврат в связи с отказом от иска?
Посмотреть ответ
Особенности налогового учета госпошлины
В налоговом учете госпошлины бухгалтеру наиболее важно определить момент признания в расходах. Согласно НУ это прочие расходы организации, которые нужно отражать в момент начисления (НК РФ, ст. 264-1-1), однако, каким образом определять конкретную учетную дату, законодатель не поясняет. Очевидно, что на момент признания должны соблюдаться следующие условия:
Дата начисления зависит от конкретной ситуации и вида госпошлины. К примеру, регистрация прав собственности и некоторые другие регистрационные действия (НК РФ, ст. 333.18-1-5.2) невозможны без внесения госпошлины. Вместе с тем юрлицо еще до начала регистрации может от нее отказаться и получить свои деньги назад (НК РФ, ст. 333.40-1-4). Датой включения в расходы будет день приема документов на регистрацию.
Подтверждающими документами будут здесь квитанция (платежное поручение, иной документ, подтверждающий оплату) и расписка регистрирующего органа о приеме документов.
Госпошлина за лицензию отражается в НУ в момент начисления (документ №ЕД-4-3/22400 от 28/12/11 г. ФНС, ст. 272-7-1, 264-1-1 НК РФ). Контекст письма ФНС позволяет считать момент начисления идентичным моменту уплаты госпошлины.
При уплате судебной госпошлины нужно иметь в виду следующее: ст. 272-7-1 НК РФ говорит о дате начисления госпошлины, а ст. 333.18-1-1 однозначно утверждает, что сбор должен быть уплачен до обращения в суд. Поскольку конкретной даты законодательство не содержит, а в учете платеж нужно отражать именно конкретной датой, расходы по НУ признаются в день платежа.
Если в последующем по решению суда госпошлину обязан уплатить ответчик, у истца она отразится как прочий доход, а у ответчика – как прочий расход.
Существует также мнение, что до судебного решения следует отражать только уплату госпошлины и до окончания судебного процесса не отражать ее в расходах. Очевидно, что любой выбранный вариант учета госпошлины должен быть аргументирован ссылками на нормативные документы и отражен в ЛНА.
Пошлина, связанная с приобретением НМА и ОС, учитывается двояко (по тексту письма №03-03-06/1/295 от 8/06/12 г. Минфина и ст. 264-1-1,40 НК РФ):
Бухгалтерский учет госпошлины: проводки
В БУ расходы признаются в том учетном периоде, к которому они имеют отношение, вне зависимости от факта оплаты (ПБУ10/99 п. 18). Практически госпошлина, как правило, учитывается в момент подачи пакета документов в регистрирующий орган, когда она уже оплачена.
Судебные издержки истца (госпошлину) существует возможность начислить в периоде обращения в суд на основании второго экземпляра искового заявления со штампом суда о принятии (инструкция №27 ВАС от 25/03/04 г. п. 3.1).
Госпошлину, связанную с приобретением ОС и НМА, учитывают по факту включения в первоначальную стоимость либо в прочие расходы. Госпошлина, как сбор федерального значения, всегда учитывается на счете 68 с открытием одноименного субсчета. Этот платеж нередко отражают на 76 счете, что является методически неверным. Вместе с тем счет 76 с открытием субсчета в определенных случаях применяют для учета госпошлины.
Проводки по начислению госпошлины:
Лицензирование относится к основному виду деятельности компании. Госпошлина за лицензию чаще всего списывается одной суммой в расходы, вне зависимости от того, срочная лицензия или выдана бессрочно (письмо ЕД-4-3/22400 от 28/12/1 г.1 ФНС, 03-03-06/1/12248 от 12/04/13 г. Минфина). Проводка приведена выше.
Для срочных лицензий существует еще несколько вариантов учета указанной госпошлины. Ранее Минфин высказывал мнение (документ №07-02-06/5 от 12/01/12 г.), что в таких случаях необходимо списывать затраты через расходы будущих периодов, частями:
Некоторые специалисты предлагают считать саму лицензию нематериальным активом на основании ПБУ 14/2007 п. 3. Тогда госпошлину нужно относить на стоимость лицензии
Дт 08 Кт 76 (или 60). Затем лицензия приходуется как НМА по Дт 04, и на нее начисляется амортизация Кт 05. Госпошлина, не относящаяся к основному виду деятельности, издержки по нетипичным для компании контрактам, как и судебные, отражаются в прочих расходах: Дт 91/2 Кт 68/госпошлина.
Следует иметь в виду, что услуги государственных нотариусов всегда учитываются с применением счета 68. Частные нотариальные услуги определяются не госпошлиной, а тарифом. Проводка на тариф формируется при участии счета 76: Дт 20, 91/2 и др. Кт 68 (76).
Счет 76 также используется при учете госпошлины в суд. Истец вначале отражает ее на счете 68 как прочий расход, затем уплачивает в бюджет. Далее по решению суда, если суд им выигран, госпошлина взыскивается с ответчика по судебному решению. У истца проводка будет Дт 76 Кт 91/1 (прочий доход), у ответчика — Дт 91/2 Кт 76 (прочий расход). Ответчик возмещает истцу госпошлину: Дт 51 Кт 76, а у себя отражает эту же операцию обратной проводкой.
Важно! И в доходах, и в расходах здесь госпошлина будет учитываться на дату вступления в силу судебного документа.
Пример. Компания А обратилась в суд с иском против компании Б на сумму 19000 рублей. Согласно ст. 333.19 НК РФ она обязана уплатить пошлину 4%, или 760 руб. В учете компании А отразится:
А выиграла суд, Б возмещает ей госпошлину:
В учете компании Б по итогам судебного решения отразится:
Отметим, что, если суд у компании был с госорганом (например, ИФНС) и он выигран, при возврате госпошлины счет 76 использовать нельзя.
Они отражаются в учете на дату принятия решения госоргана о возврате средств (по тексту ПБУ 9/99 п. 7, ст. 333.40-3 НК РФ).
Уплата госпошлины может осуществляться не только через расчетный счет, но и через расчеты с подотчетными лицами: Дт 20 и др. Кт 71, а полученная из кассы сумма отразится по Дт 71 (Минфин, письмо 03-05-04-03/43 от 01/06/12 г.). При этом требуется подтверждение, что подотчетное лицо действует от имени фирмы и деньги получены им для уплаты госпошлины (доверенность, учредительные документы, РКО на выданные под отчет средства, иные документы).