к каким телам и материалам имеет отношение химия
К каким телам и материалам имеет отношение химия
ХИМИЯ – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества,
величайшие завоевания разума будут сделаны
именно в этой области.(М. ГОРЬКИЙ)
Таблица
Менделеева
Универсальная таблица растворимости
Коллекция таблиц к урокам по химии
Понятие «вещество» в физике и химии. Физические и химические явления
Понятие «вещество» в физике и химии. Физические и химические явления
I. Химические вещества и физические тела
Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях друг в друга.
Все, что нас окружает, – люди, животные, растения, горы, моря, предметы – имеет непосредственное отношение к химии. Окружающие нас предметы и объекты называют физическими телами. Тела состоят из множества различных веществ. К настоящему моменту известно около 15 миллионов веществ, и это далеко не предел!
Гвоздь – это тело, состоящее из вещества – железа. Кусок гранита – это тоже тело, состоящее из нескольких веществ – кварца, слюды и полевого шпата. Рис. 1.
Рис. 1. Гранит и составляющие его вещества
Одни и те же тела часто изготавливают из разных веществ. Например, проволока может быть медной, железной, алюминиевой. И наоборот, из одного и того же вещества могут быть изготовлены различные тела: из стекла сделаны разные виды посуды, вазы и т. д.
Запомните! Каждое тело состоит из какого-либо вещества!
II. Физические и химические явления
Изменения веществ, которые не ведут к образованию новых веществ (с иными свойствами), называют физическими явлениями.
2. Длина медных проводов изменяется летом и зимой: увеличивается при нагревании и уменьшается при охлаждении.
3. Объем воздуха в шаре увеличивается в теплом помещении.
Изменения с веществами произошли, но при этом вода осталась водой, медь – медью, воздух – воздухом.
Новых веществ, несмотря на их изменения, не образовалось.
Химическое явление (реакция) – явление, при котором образуются новые вещества.
А по каким признакам можно определить, что произошла химическая реакция? При некоторых химических реакциях происходит выпадение осадка. Другие признаки – изменение цвета исходного вещества, изменение его вкуса, выделение газа, выделение или поглощение тепла и света.
Признаки химических реакций:
III. Подведём итоги
1. Вещества могут участвовать в физических и химических явлениях.
2. Сравнительная характеристика физических и химических явлений представлены следующей интерактивной анимацией.
3. Отличие физических и химических явлений
IV. Задания для закрепления
№2. Посмотрите видео-эксперимент: «Взаимодействие соды с соляной кислотой» Какое явление вы наблюдали? Почему?
№3. Посмотрите видео-эксперимент: «Обугливание крахмала при нагревании и прокаливание поваренной соли». Какие явления вы наблюдали и почему?
№5. Поработайте с тренажёром: «Физические и химические явления»
№6. Поработайте с тренажёром и ответьте на вопросы:
Видео:“Горение магния в кислороде”(выделение тепла и света)
К каким телам и материалам имеет отношение химия
Владельцы сайта
Предмет химии. Вещества
Из своего жизненного опыта вы знаете, что все, что нас с вами окружает, из чего-то состоит.
Физическими называют все тела, которые окружают нас.
Например, физическими телами являются самые разнообразные предметы: алюминиевая ложка, гвоздь, бриллиант, стакан, полиэтиленовый пакет, айсберг, крупинка поваренной соли, кусок сахара, дождевая капля.
Из одного и того же вещества могут быть изготовлены различные тела.
2. Физические свойства вещества.
Свойства веществ – это признаки, по которым одни вещества отличаются от других.
Из каких атомов состоит каждая молекула воды?
Понятие «химический элемент» более широкое, и его не нужно путать с понятием «простое вещество».
Выясним, о чем говорится в следующих фразах: о простом веществе или о химическом элементе:
«Кислород – составная часть земной атмосферы»;
«Кислород – главный компонент земной коры»?
Говоря фразу «Кислород – главный компонент земной коры», мы имеем ввиду химический элемент. Понимая, что в составе земной коры вряд ли имеется газообразный кислород.
Вещества и их свойства. Физические и химические явления.
Разнообразие веществ
За последние 200 лет человечество изучило свойства веществ лучше, чем за всю историю развития химии. Естественно, количество веществ так же стремительно растет, это связано, прежде всего, с освоением различных методов получения веществ.
В повседневной жизни мы сталкиваемся с множеством веществ. Среди них – вода, железо, алюминий, пластмасса, сода, соль и множество других. Вещества, существующие в природе, например, кислород и азот, содержащиеся в воздухе, вещества, растворенные в воде, и имеющие природное происхождение, называются природными веществами. Алюминия, цинка, ацетона, извести, мыла, аспирина, полиэтилена и многих других веществ в природе не существует.
Их получают в лаборатории, и производит промышленность. Искусственные вещества не встречаются в природе, их создают из природных веществ. Некоторые вещества, существующие в природе, можно получить и в химической лаборатории.
Так, при нагревании марганцовки выделяется кислород, а при нагревании мела – углекислый газ. Ученые научились превращать графит в алмаз, выращивают кристаллы рубина, сапфира и малахита. Итак, наряду с веществами природного происхождения существует огромное множество и искусственно созданных веществ, не встречающихся в природе.
Вещества, не встречающиеся в природе, производятся на различных предприятиях: фабриках, заводах, комбинатах и т.п.
В условиях исчерпания природных ресурсов нашей планеты, сейчас перед химиками стоит важная задача: разработать и внедрить методы, при помощи которых можно искусственно, в условиях лаборатории, или промышленного производства, получать вещества, являющиеся аналогами природных веществ. Например, запасы топливных ископаемых в природе на исходе.
Может настать тот момент, когда нефть и природный газ закончатся. Уже сейчас ведутся разработки новых видов топлива, которые были бы такими же эффективными, но не загрязняли окружающую среду. На сегодняшний день человечество научилось искусственно получать различные драгоценные камни, например, алмазы, изумруды, бериллы.
Агрегатное состояние вещества
Вещества могут существовать в нескольких агрегатных состояниях, три из которых вам известны: твердое, жидкое, газообразное. Например, вода в природе существует во всех трех агрегатных состояниях: твердом (в виде льда и снега), жидком (жидкая вода) и газообразном (водяной пар). Известны вещества, которые не могут существовать в обычных условиях во всех трех агрегатных состояниях. Например, таким веществом является углекислый газ. При комнатной температуре это газ без запаха и цвета. При температуре –79°С данное вещество «замерзает» и переходит в твердое агрегатное состояние. Бытовое (тривиальное) название такого вещества «сухой лед». Такое название дано этому веществу из-за того, что «сухой лед» превращается в углекислый газ без плавления, то есть, без перехода в жидкое агрегатное состояние, которое присутствует, например, у воды.
Таким образом, можно сделать важный вывод. Вещество при переходе из одного агрегатного состояния в другое не превращается в другие вещества. Сам процесс некоего изменения, превращения, называется явлением.
Физические явления. Физические свойства веществ.
Явления, при которых вещества изменяют агрегатное состояние, но при этом не превращаются в другие вещества, называют физическими. Каждое индивидуальное вещество обладает определенными свойствами. Свойства веществ могут быть различными или сходными друг с другом. Каждое вещество описывают при помощи набора физических и химических свойств. Рассмотрим в качестве примера воду. Вода замерзает и превращается в лед при температуре 0°С, а закипает и превращается в пар при температуре +100°С. Данные явления относятся к физическим, так как вода не превратилась в другие вещества, происходит только изменение агрегатного состояния. Данные температуры замерзания и кипения – это физические свойства, характерные именно для воды.
Свойства веществ, которые определяют измерениями или визуально при отсутствии превращения одних веществ в другие, называют физическими
Испарение спирта, как и испарение воды – физические явления, вещества при этом изменяют агрегатное состояние. После проведения опыта можно убедиться, что спирт испаряется быстрее, чем вода – это физические свойства этих веществ.
К основным физическим свойствам веществ можно отнести следующие: агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде, плотность, температура кипения, температура плавления, теплопроводность, электропроводность. Такие физические свойства как цвет, запах, вкус, форма кристаллов, можно определить визуально, с помощью органов чувств, а плотность, электропроводность, температуру плавления и кипения определяют измерением. Сведения о физических свойствах многих веществ собраны в специальной литературе, например, в справочниках. Физические свойства вещества зависят от его агрегатного состояния. Например, плотность льда, воды и водяного пара различна.
Газообразный кислород бесцветный, а жидкий – голубой Знание физических свойств помогает «узнавать» немало веществ. Например, медь – единственный металл красного цвета. Соленый вкус имеет только поваренная соль. Иод – почти черное твердое вещество, которое при нагревании превращается в фиолетовый пар. В большинстве случаев для определения вещества нужно рассматривать несколько его свойств. В качестве примера охарактеризуем физические свойства воды:
Кристаллические и аморфные вещества
При описании физических свойств твердых веществ принято описывать структуру вещества. Если рассмотреть образец поваренной соли под увеличительным стеклом, можно заметить, что соль состоит из множества мельчайших кристаллов. В соляных месторождениях можно встретить и весьма крупные кристаллы. Кристаллы – твердые тела, имеющие форму правильных многогранников Кристаллы могут иметь различную форму и размер. Кристаллы некоторых веществ, таких как поваренная соль – хрупкие, их легко разрушить. Существуют кристаллы довольно твердые. Например, одним из самых твердых минералов считается алмаз. Если рассматривать кристаллы поваренной соли под микроскопом, можно заметить, что все они имеют похожее строение. Если же рассмотреть, например, частицы стекла, то все они будут иметь различное строение – такие вещества называют аморфными. К аморфным веществам относят стекло, крахмал, янтарь, пчелиный воск. Аморфные вещества – вещества, не имеющие кристаллического строения
Химические явления. Химическая реакция.
Если при физических явлениях вещества, как правило, лишь изменяют агрегатное состояние, то при химических явлениях происходит превращение одних веществ в другие вещества. Приведем несколько простых примеров: горение спички сопровождается обугливанием древесины и выделением газообразных веществ, то есть, происходит необратимое превращение древесины в другие вещества. Другой пример: со временем бронзовые скульптуры покрываются налетом зеленого цвета. Дело в том, что в состав бронзы входит медь. Этот металл медленно взаимодействует с кислородом, углекислым газом и влагой воздуха, в результате на поверхности скульптуры образуются новые вещества зеленого цвета Химические явления – явления превращений одних веществ в другие Процесс взаимодействия веществ с образованием новых веществ называют химической реакцией. Химические реакции происходят повсеместно вокруг нас. Химические реакции происходят и в нас самих. В нашем организме непрерывно происходят превращения множества веществ, вещества реагируют друг с другом, образуя продукты реакции. Таким образом, в химической реакции всегда есть реагирующие вещества, и вещества, образовавшиеся в результате реакции.
Любые химические явления (реакции) сопровождаются определенными признаками, при помощи которых химические явления можно отличить от физических. К таким признакам можно отнести изменение окраски веществ, выделение газа, образование осадка, выделение тепла, излучение света.
Многие химические реакции сопровождаются выделением энергии в виде тепла и света. Как правило, такими явлениями сопровождаются реакции горения. В реакциях горения на воздухе вещества реагируют с кислородом, содержащимся в воздухе. Так, например, металл магний вспыхивает и горит на воздухе ярким слепящим пламенем. Именно поэтому вспышку магния использовали при создании фотографий в первой половине ХХ века. В некоторых случаях возможно выделение энергии в виде света, но без выделения тепла. Один из видов тихоокеанского планктона способен испускать ярко-голубой свет, хорошо заметный в темноте. Выделение энергии в виде света – результат химической реакции, которая протекает в организмах данного вида планктона.
Итог статьи:
Разработка урока для пропедевтического курса химии
Урок 1 Дата______________
Химия — интересная и сложная наука. Для овладения ею необходимо не только усвоить изучаемый материал, но и научиться применять полученные знания в повседневной жизни.
Для каждого человека важно знание основ химической науки и понимание химических процессов для объяснения природных явлений, правильного использования химических знаний с целью улучшения своего быта, сохранения здоровья и окружающей среды.
Знания по химии нужны для развития химического производства, улучшения качества жизни людей.
Веществ очень много, и каждое из них характеризуются определенными свойствами.
Важной задачей химии является изучение веществ, их свойств и прогнозирование использования.
Запишите название вещества (в единственном числе и именительном падеже), которым заполняют колбу термометра.
Это то, из чего состоит физическое тело.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
Для какого из веществ характерны следующие свойства: жидкость, не имеет цвета, имеет кислый вкус и резкий запах, хорошо растворяется в воде?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) уксусная кислота
Домашняя работа Дата_____________
Задание 1. Решите тест
1. Что изучает химия?
1. вещества, их свойства и превращение в другие вещества
2. превращение жидкости в газ
2. К производству каких из перечисленных физических тел или материалов, из которых они сделаны, химия имеет непосредственное отношение?
ко всем перечисленным
Выберите один из 4 вариантов ответа:
К предметам естествознания относятся:
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
Урок 1 Дата______________
Явления, происходящие с веществами
Нас окружает удивительный мир природы. Посмотрите вокруг, и вы увидите, что природа находится в постоянном движении, то есть она всё время изменяется. Сменяют друг друга времена года, светят звёзды, текут реки, летают птицы, осенью желтеют листья на деревьях, а весной листья вновь распускаются.
Изменения, происходящие в природе, называются явлениями природы .
При физических явлениях могут изменяться физические свойства вещества: агрегатное состояние, температура, плотность и т. д.
К физическим явлениям относятся распространение запаха в воздухе, свечение раскалённых металлов, прохождение электрического тока по металлической проволоке, растворение сахара в воде, выделение соли из раствора при выпаривании. В этих процессах вещества не изменяют свои состав и строение.
при нагревании вода превращается в пар. Жидкая вода и водяной пар состоят из одинаковых молекул.
Изменения произошли, но вода осталась водой.
К химическим явлениям относятся образование в зелёных листьях растений крахмала и кислорода из углекислого газа и воды, превращение железа в ржавчину, горение дров, гниение опавших листьев.
при пропускании электрического тока вода разлагается на водород и кислород. Молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода, соединённых вместе. В результате реакции атомы разделяются и образуют молекулы водорода и кислорода.
В реакции разложения воды она является исходным веществом, а водород и кислород — продуктами реакции. Этот процесс можно показать схемой, в которой исходное вещество записано слева, а продукты реакции — справа от стрелки:
вода → водород + кислород
Химические реакции человек использует для получения металлов из металлических руд, пластмасс, волокон, резины из природного газа и нефти и других полезных веществ.
Физическое явление __________________________________________________ __________________________________________________________________
1. Выделение газа при открывании бутылки с газированной водой
2. Выделение газа при действии кислоты на металл
Выбери физические явления:
разделение смеси подсолнечного масла и воды
изменение вкуса яблок при созревании
образование пара при нагревании воды
Домашняя работа Дата_____________
Отметь схему процесса, который не относится к химическим явлениям :
медь+ кислород → оксид меди
сахар → уголь + вода
Процесс, изображённый на рисунке, относится к__________________явлениям.
Выбери неверное утверждение:
в химических реакциях молекулы исходных веществ разрушаются
кипение относится к физическим явлениям
в результате физического явления образуются новые вещества
химическими реакциями называют явления, в результате которых из одних веществ образуются другие
К каким телам и материалам имеет отношение химия
1.1. Тела и среды. Представление о системах
Изучая в прошлом году физику, вы узнали, что мир, в котором мы живем, представляет собой мир физических тел и сред. Чем физическое тело отличается от среды? Любое физическое тело имеет форму и объем.
Физические тела – любые предметы, имеющие форму и объем.
Например, физическими телами являются самые разнообразные предметы: алюминиевая ложка, гвоздь, бриллиант, стакан, полиэтиленовый пакет, айсберг, крупинка поваренной соли, кусок сахара, дождевая капля. А воздух? Он постоянно находится вокруг нас, но мы не видим его формы. Для нас воздух – это среда. Другой пример: для человека море – это хотя и очень большое, но все же физическое тело – оно имеет форму и объем. А для рыбы, которая в нем плавает – море – это, скорее всего, среда.
Из своего жизненного опыта вы знаете, что все, что нас с вами окружает, из чего-то состоит. Учебник, который лежит перед вами, состоит из тонких листов с текстом и более прочной обложки; будильник, который будит вас по утрам, – из множества разнообразных деталей. То есть мы можем утверждать, что учебник и будильник представляют собой систему.
Система – это совокупность составных частей, связанных друг с другом в единое целое. |
Важнейшей особенностью каждой системы является ее состав и строение. Именно от состава и строения зависят все остальные особенности системы.
Строение системы – последовательность соединения частей в целое, характер связей между ними и их взаимное расположение в пространстве.
Представление о системах необходимо нам для того, чтобы разобраться, из чего состоят физические тела и среды, ведь все они являются системами. (Газовые среды (газы) образуют систему только вместе с тем, что удерживает их от расширения.)
ТЕЛО, СРЕДА, СИСТЕМА, СОСТАВ СИСТЕМЫ, СТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ.
1.Приведите несколько отсутствующих в учебнике примеров физических тел (не более пяти).
2.С какими физическими средами сталкивается в повседневной жизни лягушка?
3.Чем, на ваш взгляд, отличается физическое тело от среды?
Если вы заглянете в сахарницу или солонку, то увидите, что сахар и соль состоят из довольно мелких крупинок. А если посмотреть на эти крупинки через увеличительное стекло, то можно разглядеть, что каждая из них представляет собой многогранник с плоскими гранями (кристаллик). Без специальной аппаратуры нам не удастся различить, из чего состоят эти кристаллики, но современной науке хорошо известны методы, позволяющие это сделать. Эти методы и приборы, их использующие, разработаны физиками. В них используются очень сложные явления, которые мы не будем здесь рассматривать. Скажем только, что эти методы можно уподобить очень сильному микроскопу. Если рассматривать в такой » микроскоп» кристаллик соли или сахара все с большим и большим увеличением, то, в конце концов, мы обнаружим что в состав этого кристаллика входят очень маленькие частички шарообразной формы. Обычно их называют атомы (хотя это не совсем верно, более точное их название – нуклиды). Атомы входят в состав всех окружающих нас тел и сред.
Молекулы – обособленные группы связанных друг с другом атомов. |
Молекула может содержать от двух до нескольких сотен тысяч атомов. При этом маленькие молекулы (двухатомные, трехатомные. ) могут состоять и из одинаковых атомов, а большие, как правило, состоят из разных атомов. Так как молекула состоит из нескольких атомов и эти атомы связаны, молекула представляет собой систему.В твердых и жидких телах молекулы связаны друг с другом, а в газах – не связаны.
Связи между атомами называются химическими связями, а связи между молекулами – межмолекулярными связями.
Связанные между собой молекулы образуют вещества.
Вещества, состоящие из молекул, называются молекулярными веществами. Так, вода состоит из молекул воды, сахар – из молекул сахарозы, а полиэтилен – из молекул полиэтилена.
Кроме этого,многие вещества состоят непосредственно из атомов или других частиц и не содержат в своем составе молекул. Например, не содержат молекул алюминий, железо, алмаз, стекло, поваренная соль. Такие вещества называются немолекулярными.
В немолекулярных веществах атомы и другие химические частицы, как и в молекулах, связаны между собой химическими связями.Деление веществ на молекулярные и немолекулярные – это классификация веществ по типу строения.
Принимая, что связанные между собой атомы сохраняют шарообразную форму, можно построить объемные модели молекул и немолекулярных кристаллов. Примеры таких моделей приведены на рис. 1.1.
Большинство веществ обычно находится в одномиз трех агрегатных состояний: твердом, жидком или газообразном. При нагревании или охлаждении молекулярные вещества могут переходить из одного агрегатного состояния в другое. Такие переходы схематически показаны на рис. 1.2.
Переход немолекулярного вещества из одного агрегатного состояния в другое может сопровождаться изменением типа строения. Чаще всего это явление происходит при испарении немолекулярных веществ.
При плавлении,кипении,конденсации и тому подобных явлениях, происходящих с молекулярными веществами, молекулы веществ не разрушаются и не образуются. Рвутся или образуются только межмолекулярные связи. Например, лед при плавлении превращается в воду, а вода при кипении – в водяной пар. Молекулы воды при этом не разрушаются, и, следовательно, как вещество вода остается неизменной. Таким образом, во всех трех агрегатных состояниях это одно и то же вещество – вода.
Но далеко не все молекулярные вещества могут существовать во всех трех агрегатных состояниях. Многие из них при нагревании разлагаются, то есть превращаются в другие вещества, при этом разрушаются их молекулы. Например, целлюлоза (основная составная часть древесины и бумаги) при нагревании не плавится, а разлагается. Ее молекулы разрушаются, а из «осколков» образуются совсем другие молекулы.
Итак, молекулярное вещество остается самим собой, то есть химически неизменным, до тех пор, пока сохраняются неизменными его молекулы.
Но вы знаете, что молекулы находятся в постоянном движении. И атомы, из которых состоят молекулы, тоже движутся (колеблются). При повышении температуры колебания атомов в молекулах усиливаются. Можем ли мы сказать, что молекулы остаются полностью неизменными? Конечно, нет! Что же тогда остается неизменным? Ответ на этот вопрос – в одном из следующих параграфов.
Вода. Вода – самое известное и весьма распространенное вещество на нашей планете: поверхность Земли на 3 /4 покрыта водой, человек на 65 % состоит из воды, без воды невозможна жизнь, так как в водном растворе протекают все клеточные процессы организма. Вода – молекулярное вещество. Это одно из немногих веществ, которое в природных условиях встречается в твердом, жидком и газообразном состояниях, и единственное вещество, для которого в каждом из этих состояний есть свое название.
Особенностями строения воды вызваны ее необычные свойства. Например, при замерзании вода увеличивается в объеме, поэтому лед плавает в своем расплаве – жидкой воде, а наибольшая плотность воды наблюдается при 4 o С, поэтому зимой большие водоемы до дна не промерзают. На свойствах воды основана и сама шкала температур Цельсия (0 o – температура замерзания, 100 o – температура кипения). С причинами этих явлений и с химическими свойствами воды вы познакомитесь в 9-м классе.
В виде чугуна, стали и других сплавов железо используется буквально во всех отраслях техники. Его ценные магнитные свойства используются в генераторах электрического тока и электромоторах. Железо является жизненно необходимым элементом для человека и животных, так как оно входит в состав гемоглобина крови. При его недостатке клетки тканей получают недостаточно кислорода, что ведет к очень тяжелым последствиям.
АТОМ (НУКЛИД), МОЛЕКУЛА, ХИМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ, МЕЖМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СВЯЗИ, МОЛЕКУЛЯРНОЕ ВЕЩЕСТВО, НЕМОЛЕКУЛЯРНОЕ ВЕЩЕСТВО, ТИП СТРОЕНИЯ,АГРЕГАТНОЕ СОСТОЯНИЕ.
1.Какие связи прочнее: химические или межмолекулярные?
2.В чем отличие твердого, жидкого и газообразного состояний друг от друга? Как движутся молекулы в газе, жидкости и твердом теле?
3.Приходилось ли вам наблюдать процессы плавления каких-либо веществ (кроме льда)? А кипения (кроме воды)?
4.В чем особенности этих процессов? Приведите известные вам примеры сублимации твердых веществ.
5.Приведите примеры известных вам веществ, которые могут находиться а) во всех трех агрегатных состояниях; б) только в твердом или жидком состоянии; в) только в твердом состоянии.
Как вы уже знаете, атомы бывают одинаковые и разные. Чем разные атомы отличаются друг от друга по строению, вы скоро узнаете, а пока скажем только, что разные атомы отличаются химическим поведением, то есть своей способностью соединяться друг с другом, образуя молекулы (или немолекулярные вещества).
Химический элемент – совокупность атомов, одинаковых по своему химическому поведению. |
Иными словами, химические элементы – это те самые виды атомов, которые упоминались в предыдущем параграфе.
Каждый химический элемент имеет свое название, например: водород, углерод, железо и так далее. Кроме того, каждому элементу присвоен еще и свой символ. Эти символы вы видите, например, в » Таблице химических элементов» в школьном кабинете химии.
Химический элемент – абстрактная совокупность. Так называют любое число атомов данного вида, причем атомы эти могут находиться где угодно, например: один – на Земле, а другой – на Венере. Химический элемент нельзя ни увидеть, ни пощупать руками. Атомы, образующие химический элемент, могут быть как связаны, так и не связаны друг с другом. Следовательно, химический элемент не является ни веществом, ни материальной системой.
ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ, СИМВОЛ ЭЛЕМЕНТА.
1.Дайте определение понятия «химический элемент» с использованием слов «вид атомов».
2.Сколько значений имеет слово «железо» в химии? Какие это значения?
Прежде чем приступать к классификации любых объектов, необходимо выбрать признак, по которому вы будете проводить эту классификацию (классификационный признак). Например, раскладывая по коробочкам груду карандашей, вы можете руководствоваться их цветом, формой, длиной, твердостью или чем-нибудь еще. Выбранная характеристика и будет классификационным признаком. Вещества – намного более сложные и разнообразные объекты, чем карандаши, поэтому и классификационных признаков здесь значительно больше.
Все вещества (а вы уже знаете, что вещество – это система) состоят из частиц. Первый классификационный признак – наличие (или отсутствие) в этих частицах атомных ядер. По этому признаку все вещества делятся на химические вещества и физические вещества.
Химическое вещество – вещество, состоящее из частиц, содержащих атомные ядра. |
Такими частицами (а их называют химическими частицами) могут быть атомы (частицы с одним ядром), молекулы (частицы с несколькими ядрами), немолекулярные кристаллы (частицы с множеством ядер) и некоторые другие. Любая химическая частица, помимо ядер или ядра, содержит еще и электроны.
Кроме химических веществ, в природе существуют и другие вещества. Например: вещество нейтронных звезд, состоящее из частиц, называемых нейтронами; потоки электронов, нейтронов и других частиц. Такие вещества называют физическими.
Физическое вещество – вещество, состоящее из частиц, несодержащих атомные ядра. |
На Земле с физическими веществами вы практически никогда не сталкиваетесь.
По типу химических частиц или по типу строения все химические вещества делятся на молекулярные и немолекулярные, это вы уже знаете.
Вещество может состоять из одинаковых по составу и строению химических частиц – в этом случае его называют чистым, или индивидуальным, веществом. Если же частицы разные, то – смесью.
Индивидуальное вещество – химическое вещество,состоящее из химических частиц, одинаковых по составу и строению. (В настоящее время в химии нет общепринятого всеобъемлющего определения этого понятия) |
Простое вещество – индивидуальное вещество,в состав которого входят атомы только одного элемента. |
Аллотропия – образование одним химическим элементом нескольких простых веществ. |
Эти простые вещества называются аллотропными модификациями. Они одинаковы по качественному составу, но отличаются друг от друга строением.
Сложное вещество – индивидуальное вещество,в состав которого входят атомы разных элементов |
Так, сложное вещество » вода»состоит из молекул воды, которые, в свою очередь, состоят из атомов водорода и кислорода. Следовательно, атомы водорода и атомы кислорода входят в состав воды. Сложное вещество » кварц» состоит из кристаллов кварца, кристаллы кварца состоят из атомов кремния и атомов кислорода, то есть атомы кремния и атомы кислорода входят в состав кварца. Конечно, в состав сложного вещества могут входить атомы и более чем двух элементов.
Сложные вещества иначе называют соединениями.
Примеры простых и сложных веществ, а также их тип строения приведены в таблице 1.
Тип строения
н/м
На рис. 1.3 показана схема классификации веществ по изученным нами признакам: по наличию ядер в образующих вещество частицах, по химической индивидуальности веществ, по содержанию атомов одного или нескольких элементов и по типу строения. Схема дополнена делением смесей на механические смеси и растворы, здесь классификационный признак – структурный уровень, на котором перемешаны частицы.
Раствор –однородная смесь нескольких веществ, перемешанных на атомно-молекулярном уровне. |
Как и индивидуальные вещества, растворы могут быть твердыми, жидкими (обычно называются просто » растворы» ) и газообразными (называются смесями газов). Примеры твердых растворов: ювелирный сплав золота с серебром, драгоценный камень рубин. Примеры жидких растворов вам хорошо известны: это, например, раствор поваренной соли в воде, столовый уксус (раствор уксусной кислоты в воде). Примеры газообразных растворов: воздух, кислородно-гелиевые смеси для дыхания аквалангистов и др.
ХИМИЧЕСКОЕ ВЕЩЕСТВО, ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ВЕЩЕСТВО, СМЕСЬ, ПРОСТОЕ ВЕЩЕСТВО, СЛОЖНОЕ ВЕЩЕСТВО, АЛЛОТРОПИЯ, РАСТВОР.
1.Приведите не менее трех примеров индивидуальных веществ и столько же примеров смесей.
2.С какими простыми веществами вы постоянно сталкиваетесь в жизни?
3.Какие из приведенных вами в качестве примера индивидуальных веществ относятся к простым веществам, а какие к сложным?
4.В каких из следующих предложений речь идет о химическом элементе, а в каких – о простом веществе?
а) Атом кислорода столкнулся с атомом углерода.
б) В состав воды входят водород и кислород.
в) Смесь водорода с кислородом взрывоопасна.
г) Самый тугоплавкий металл – вольфрам.
д) Кастрюля сделана из алюминия.
е) Кварц – соединение кремния с кислородом.
ж) Молекула кислорода состоит из двух атомов кислорода.
з) Медь, серебро и золото известны людям с глубокой древности.
5.Приведите пять примеров известных вам растворов.
6.Каково, по вашему мнению, внешнее отличие механической смеси от раствора?
Каждый из объектов материальной системы (кроме элементарных частиц) сам является системой, то есть состоит из других, более мелких, объектов, связанных между собой. Итак, любая система сама является сложным объектом, а почти все объекты представляют собой системы. Например, важная для химии система – молекула – состоит из атомов, связанных между собой химическими связями (о природе этих связей вы узнаете, изучив главу 7). Другой пример: атом. Он также представляет собой материальную систему, состоящую из атомного ядра и связанных с ним электронов (о природе этих связей вы узнаете, изучив главу 3).
Каждый объект можно более или менее подробно описать или охарактеризовать, то есть перечислить его характеристики.
Характеристиками, в частности, являются состав и стоение.
Среди множества характеристик объекта особую группу образуют его свойства.
Свойство объекта – способность объекта определенным образом изменяться под действием другого объекта или в результате взаимодействия частей самого объекта. |
В химии объектами являются, прежде всего, вещества. Химические вещества бывают самые разнообразные:жидкие и твердые, бесцветные и окрашенные, легкие и тяжелые, активные и инертные и так далее. Одно вещество от другого отличается по целому ряду признаков, которые, как вы знаете, называются характеристиками.
Существуют самые разнообразные характеристики веществ: агрегатное состояние, цвет, запах, плотность, способность плавиться, температура плавления, способность разлагаться при нагревании, температура разложения, гигроскопичность (способность поглощать влагу), вязкость, способность взаимодействовать с другими веществами и многие другие. Важнейшие из этих характеристик – состав и строение. Именно от состава и строения вещества зависят все его остальные характеристики, в том числе и свойства.
Различают качественный состав и количественный состав вещества.
Чтобы описать качественный состав вещества, перечисляют, атомы каких элементов входят в состав этого вещества.
При описании количественного состава молекулярного вещества указывают атомы каких элементов и в каком количестве образуют молекулу данного вещества.
При описании количественного состава немолекулярного вещества указывают отношение числа атомов каждого из элементов, входящих в состав этого вещества.
Под строением вещества понимают а) последовательность соединения между собой атомов, образующих данное вещество; б) характер связей между ними и в) взаимное расположение атомов в пространстве.
Теперь вернемся к вопросу, которым закончили параграф 1.2: что же остается неизменным в молекулах, если молекулярное вещество остается самим собой? Сейчас мы уже можем ответить на этот вопрос: неизменным в молекулах остается их состав и строение. А раз так, то можно уточнить и вывод, сделанный нами в параграфе 1.2:
Вещество остается самим собой, то есть химически неизменным, до тех пор, пока сохраняются неизменными состав и строение его молекул (для немолекулярных веществ – пока сохраняется его состав и характер связей между атомами).
Как и для других систем, среди характеристик веществ в особую группу выделяются свойства веществ, то есть их способность изменяться в результате взаимодействия с другими телами или веществами, а также в результате взаимодействия составных частей данного вещества.
Второй случай довольно редкий, поэтому свойства вещества можно определить как способность этого вещества определенным образом изменяться при каком-либо внешнем воздействии. А так как внешние воздействия могут быть самыми разнообразными (нагревание, сжатие, погружение в воду, смешивание с другим веществом и тому подобное) то и изменения они могут вызвать тоже различные. При нагревании твердое вещество может расплавиться, а может и разложиться без плавления, превратившись в другие вещества. Если вещество при нагревании плавится, то мы говорим, что оно обладает способностью плавиться. Это свойство данного вещества (оно проявляется, например, у серебра и отсутствует у целлюлозы). Также и жидкость при нагревании может закипеть, а может и не закипеть, а тоже разложиться. Это – способность кипеть (она проявляется, например, у воды и отсутствует у расплавленного полиэтилена). Погруженное в воду вещество может раствориться в ней, а может и не раствориться, это свойство – способность растворяться в воде. Бумага, поднесенная к огню, на воздухе загорается, а золотая проволока – нет, то есть бумага (вернее, целлюлоза) проявляет способность гореть на воздухе, а золотая проволока не обладает этим свойством. Различных свойств у веществ очень много.
Способность плавиться, способность кипеть, способность деформироваться и тому подобные свойства относятся к физическим свойствам вещества.
Физические свойства вещества – свойства, проявляемые веществом в процессах, при которых вещество остается химически неизменным. |
Способность реагировать с другими веществами, способность разлагаться, а иногда и способность растворяться относятся к химическим свойствам вещества.
Химические свойства вещества – свойства, проявляемые веществом в процессах, при которых оно превращается в другое или другие вещества. |
Другая группа характеристик веществ – количественные характеристики. Из характеристик, приведенных в начале параграфа, количественными являются плотность, температура плавления, температура разложения, вязкость. Все они представляют собой физические величины. В курсе физики вы познакомились с физическими величинами в седьмом классе и продолжаете их изучать. Важнейшие физические величины, используемые в химии, вы будете подробно изучать в этом году.
Среди характеристик вещества есть такие, которые не являются ни свойствами, ни количественными характеристиками, но имеют очень большое значение при описании вещества. К ним относятся состав, строение, агрегатное состояние и другие характеристики.
Каждое индивидуальное вещество имеет свой собственный набор характеристик, причем количественные характеристики такого вещества постоянны. Например, чистая вода при нормальном давлении кипит ровно при 100 o С, этиловый спирт при этих же условиях кипит при 78 o С. И вода, и этиловый спирт – индивидуальные вещества. А бензин, например, являясь смесью нескольких веществ, не имеет определенной температуры кипения (кипит в некотором интервале температур).
Различия в физических свойствах и других характеристиках веществ позволяют разделять состоящие из них смеси.
Для разделения смесей на составляющие их вещества используют разнообразные физические методы разделения, например: отстаивание с декантацией (сливанием жидкости с осадка), фильтрование (процеживание), выпаривание, магнитную сепарацию (разделение с помощью магнита) и многие другие методы. С некоторыми из этих методов вы познакомитесь практически.
Золото – один из драгоценных металлов, с древних времен известных человеку. Люди находили золото в виде самородков или намывали золотой песок. В средние века алхимики считали Солнце покровителем золота. Золото – немолекулярное вещество. Это довольно мягкий красивый желтый металл, ковкий, тяжелый, с большой температурой плавления. Благодаря этим свойствам, а также способности не изменяться с течением времени и невосприимчивости к различным воздействиям (низкой реакционной способности), золото издревле ценилось очень высоко. Ранее золото использовалось в основном для чеканки монет, для изготовления украшений и в некоторых других областях, например, для изготовления драгоценной столовой утвари. и по сей день часть золота используется в ювелирных целях. Чистое золото – очень мягкий металл, поэтому ювелиры используют не само золото, а его сплавы с другими металлами – механическая прочность таких сплавов существенно выше. Однако сейчас большая часть добываемого золота используется в электронной технике. Тем не менее, до сих пор золото является валютным металлом. |
Серебро – также один из драгоценных металлов, с древних времен известных человеку. В природе встречается самородное серебро, но значительно реже, чем золото. В средние века алхимики считали покровителем серебра Луну. Как и все металлы, серебро – немолекулярное вещество. Серебро – довольно мягкий, пластичный металл, но менее пластичный, чем золото. Люди уже давно подметили обеззараживающие и противомикробные свойства самого серебра и его соединений. В православных храмах купель и церковная утварь часто изготавливались из серебра и поэтому вода, приносимая домой из церкви, долго оставалась прозрачной и чистой. Серебро с размером частиц порядка 0,001мм входит в состав лекарственного препарата » колларгол» – капель в глаза и нос. Было доказано, что серебро избирательно накапливается различными растениями, например, капустой и огурцами. Раньше серебро использовалось для изготовления монет и в ювелирном деле. Украшения из серебра ценятся и по сей день, но, как и золото, оно все больше и больше находит техническое применение, в частности, при производстве кино- и фотоматериалов, электронных изделий, аккумуляторов. Кроме того, серебро, как и золото – валютный металл. |
Все то, что происходит с участием физических объектов, называется явлениями природы. К ним относятся и переходы веществ из одного агрегатного состояния в другое, и разложение веществ при нагревании, и взаимодействия их между собой.
При плавлении, кипении, сублимации, перетекании жидкости, изгибе твердого тела и других подобных явлениях молекулы веществ не изменяются.
А что происходит, например, при горении серы?
При горении серы молекулы серы и молекулы кислорода изменяются: превращаются в молекулы диоксида серы (см. рис. 1.4). Обратите внимание, что и общее число атомов, и число атомов каждого из элементов при этом остается неизменным.
Следовательно, существует два типа явлений природы:
1) явления, при которых молекулы веществ не изменяются – физические явления;
2) явления, при которых молекулы веществ изменяются – химические явления.
Что же происходит с веществами при этих явлениях?
В первом случае молекулы сталкиваются и разлетаются, не изменившись; во втором – молекулы, столкнувшись, реагируют друг с другом, при этом одни молекулы (старые) разрушаются, адругие (новые) образуются.
Что же изменяется в молекулах при химических явлениях?
В молекулах атомы связаны прочными химическими связями в единую частицу (в немолекулярных веществах – в единый кристалл). Природа атомов в химических явлениях не меняется, то есть атомы друг в друга не превращаются. Число атомов каждого элемента тоже не меняется (атомы не исчезают и не появляются). Что же изменяется? Связи между атомами! Точно так же и в немолекулярных веществах при химических явлениях изменяются связи между атомами. Изменение связей обычно сводится к их разрыву и последующему образованию новых связей. Например, при горении серы на воздухе разрываются связи между атомами серы в молекулах серы и между атомами кислорода в молекулах кислорода, а образуются связи между атомами серы и кислорода в молекулах диоксида серы.
Физические явления – явления,при которых одни химические вещества не превращаются в другие.(Существует группа физических явлений, в которых изменяются сами атомы (точнее атомные ядра). Естественно, что при этом изменяются и вещества, образуемые этими атомами. Так происходит, например, при ядерном взрыве)
Химические явления (химические реакции) – явления, при которых одни химические вещества превращаются в другие |
Появление новых веществ обнаруживается по исчезновению характеристик реагирующих веществ и появлению новых характеристик, присущих продуктам реакции. Так при горении серы желтый порошок серы превращается в газ с резким неприятным запахом, а при горении фосфора образуются клубы белого дыма, состоящего из мельчайших частичек оксида фосфора.
Итак, химические явления сопровождаются разрывом и образованием химических связей, следовательно, химия как наука изучает явления природы, при которых происходит разрыв и образование химических связей (химические реакции),сопровождающие их физические явления и, естественно, химические вещества, участвующие в этих реакциях.
Чтобы изучать химические явления (то есть химию), нужно сначала изучитьсвязи между атомами (что это такое, какие они бывают, в чем их особенности). Но связи-то образуются между атомами.Следовательно, необходимо прежде всего изучить сами атомы, точнее, строение атомов разных элементов.
Таким образом, в 8-м и 9-м классах вы изучите
1) строение атомов;
2) химические связи и строение веществ;
3) химические реакции и процессы, их сопровождающие;
4) свойства важнейших простых веществ и соединений.
Кроме того, за это время вы познакомитесь с важнейшими физическими величинами, используемыми в химии, и с соотношениями между ними, а также научитесь проводить основные химические расчеты.
Кислород. Без этого газообразного вещества наша жизнь была бы невозможна. Ведь этот бесцветный газ, без вкуса и запаха, необходим для дыхания. Земная атмосфера примерно на одну пятую часть состоит из кислорода. Кислород – молекулярное вещество, каждая его молекула образована двумя атомами. В жидком состоянии он светло-голубой, в твердом – синий. Кислород очень реакционноспособен, он реагирует с большинством других химических веществ. Горение бензина и древесины, ржавление железа, гниение и дыхание – все это химические процессы с участием кислорода. В промышленности большую часть кислорода получают из атмосферного воздуха. Кислород используется в производстве чугуна и стали, повышая температуру пламени в печах и, таким образом, ускоряя процесс плавки. Обогащенный кислородом воздух применяется в цветной металлургии, для сварки и резки металлов. Применяется он и в медицине – для облегчения дыхания больных. Запасы кислорода на Земле непрерывно восполняются – зелеными растениями вырабатывается около 300 миллиардов тонн кислорода ежегодно. |
ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ, ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ).
1.С какими химическими явлениями вы сталкивались при изучении географии?
2.Приведите примеры химических явлений, с которыми вы познакомились, изучая биологию (ботанику)?
3.Приведите примеры других известных вами физических и химических явлений.
4.Какие явления Природы вы затрудняетесь отнести к физическим или химическим?
Наблюдение за горением свечи.
Химия – одна из естественных наук, то есть наук, изучающих объекты и явления природы. Другое название этих наук – естествознание. К естественным наукам относится физика, химия, биология, физическая география, астрономия и некоторые другие науки.
Все естественные науки при изучении природы опираются на физические законы. Физические законы – это наиболее общие законы природы, которым подчиняются все материальные объекты, в том числе и химические частицы. Следовательно, химия, изучая атомы, молекулы, химические вещества и их взаимодействия, должна в полном объеме использовать законы физики. В свою очередь, биология и геология, изучая » свои» объекты, обязаны использовать не только законы физики, но и химические законы.
Таким образом, становится ясно, какое место среди близких естественных наук занимает химия. Это место схематически показано на рисунке 1.6.
Особенно тесно связана химия с физикой. Ведь даже одни и те же объекты (атомы, молекулы, кристаллы, газы, жидкости) изучают обе эти науки.
Еще в XVIII веке тесную связь этих двух естественных наук заметил и использовал в своей работе знаменитый русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765), который писал: » Химик без знания физики подобен человеку, который всего искать должен ощупом. И сии две науки так соединены между собою, что одна без другой в совершенстве быть не могут».
Теперь уточним, что же химия дает нам как потребителям?
Прежде всего, химия является основой химической технологии – прикладной науки, разрабатывающей промышленные процессы получения самых разнообразных химических веществ. А таких веществ человечество использует великое множество. Это минеральные удобрения и лекарства, металлы и витамины, топливо и пластмассы, компоненты строительных материалов и взрывчатых веществ и многое, многое другое.
С другой стороны, в состав человеческого организма входит огромное количество различных химических веществ. Знание химии помогает биологам разобраться в их взаимодействиях, познать причины протекания тех или иных биологических процессов. А это, в свою очередь, позволяет медицине эффективнее сохранять здоровье людей, лечить болезни и, в конце концов, продлевать человеческую жизнь.
И, наконец, химия – просто очень интересная наука. В ней далеко еще не все изучено, и остается широкий простор для применения талантов новых поколений ученых.А вообще-то, в современном мире не осталось практически ни одной области деятельности, в которой человек в той или иной степени не сталкивался бы с химией.
Сервер создается при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований
Не разрешается копирование материалов и размещение на других Web-сайтах
Вебдизайн: Copyright (C) И. Миняйлова и В. Миняйлов
Copyright (C) Химический факультет МГУ
Написать письмо редактору