к какой форме материализма можно отнести учение фалеса милетского
Позднейший автор писал об этом философе: «Все из воды, говорил он, и в воду все разлагается»
2. К какой форме материализма можно отнести учение Фалеса Милетского:
г) стихийный материализм.
3. Представителей милетской школы называют стихийными материалистами, потому что они:
а) брали в качестве первоосновы мира материальные элементы;
4. Об учении этого философа позднейший автор писал:
«Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим».
5. Фрагмент «Все течет, все изменяется» выражает суть:
а) диалектических мыслей Гераклита;
6. Категорию «Логос» в античной философии впервые ввел:
7. Этот античный мыслитель впервые сформулировал понятие «философия»:
8. Число в пифагорейской школе – это:
б) первоначало мира, тождественное вещи;
9. Согласно Пармениду, мы впадаем в заблуждение, когда мыслим:
10. Основоположником античного атомизма является:
11. Онтология Демокрита строится на принципе:
а) мир состоит из невидимых, неделимых частиц — атомов;
12. Этот античный мыслитель считал «человека мерой всех вещей»:
1. Милетские материалисты
1. Милетские материалисты
Фалес
Первым в ряду милетских философов был Фалес (конец 7 — первая половина 6 в. до н. э.). Это был деятель, соединявший интерес к запросам практической жизни с глубоким интересом к вопросам о строении мироздания. Будучи купцом, он использовал торговые поездки в целях расширения научных сведений. Он был гидроинженером, прославившимся своими работами, разносторонним ученым и мыслителем, изобретателем астрономических приборов. Как ученый он широко прославился в Греции, сделав удачное предсказание солнечного затмения, наблюдавшегося в Греции в 585 г. до н. э. Для этого предсказания Фалес использовал почерпнутые им в Египте или в Финикии астрономические сведения, восходящие к наблюдениям и обобщениям вавилонской науки. Свои географические, астрономические и физические познания Фалес связал в стройное философское представление о мире, материалистическое в основе, несмотря на ясные следы мифологических представлений. Фалес полагал, что существующее возникло из некоего влажного первовещества, или «воды». Все постоянно рождается из этого единого источника. Сама Земля держится на воде и окружена со всех сторон океаном. Она пребывает на воде, как диск или доска, плавающая на поверхности водоема. В то же время вещественное первоначало «воды» и вся происшедшая из него природа не мертвы, не лишены одушевленности. Во вселенной все полно богов, все одушевлено. Пример и доказательство всеобщей одушевленности Фалес видел в свойствах магнита и янтаря; так как магнит и янтарь способны приводить тела в движение, то, следовательно, они имеют душу.
Фалесу принадлежит попытка разобраться в строении окружающей Землю вселенной, определить, в каком порядке расположены по отношению к Земле небесные светила: Луна, Солнце, звезды. И в этом вопросе Фалес опирался на результаты вавилонской науки. Но он представлял порядок светил обратным тому, который существует в действительности: он полагал, что ближе всего к Земле находится так называемое небо неподвижных звезд, а дальше всего — Солнце. Эта ошибка была исправлена его продолжателями. Его философское представление о мире полно отзвуков мифологии.
Анаксимандр
Младший современник Фалеса Анаксимандр признал единым и постоянным источником рождения всех вещей уже не «воду» и вообще не какое-либо отдельное вещество, а первовещество, из которого обособляются противоположности теплого и холодного, дающие начало всем веществам. Это первоначало, отличное от остальных веществ (и в этом смысле неопределенное), не имеет границ и потому есть «беспредельное» (apeiron). По обособлении из него теплого и холодного возникла огненная оболочка, облекшая воздух над землей. Притекающий воздух прорвал огненную оболочку и образовал три кольца, внутри которых оказалось заключенным некоторое количество прорвавшегося наружу огня. Так произошли три круга: круг звезд, Солнца и Луны. Земля, по форме подобная срезу колонны, занимает середину мира и неподвижна; животные и люди образовались из отложений высохшего морского дна и изменили формы при переходе на сушу. Все обособившееся от беспредельного должно за свою «вину» вернуться в него. Поэтому мир не вечен, но по разрушении его из беспредельного выделяется новый мир, и этой смене миров нет конца.
Уже в древности возник «Анаксимандров вопрос» о том, понимать ли апейрон как смесь первовеществ, как нечто среднее между ними, как нечто совершенно неопределенное и веществам даже противоположное или как прообраз «материи» Платона [см. 38а, с. 53–54]. Но дошедшие до нас фрагменты не позволяют определенно ответить на этот вопрос.
Анаксимен
Последний в ряду милетских философов — Анаксимен, достигший зрелости ко времени завоевания Милета персами, — развил новые представления о мире. Приняв в качестве первовещества воздух, он ввел новую и важную идею о процессе разрежения и сгущения, посредством которого из воздуха образуются все вещества: вода, земля, камни и огонь. «Воздух» для него — дыхание, обнимающее весь мир, подобно тому как наша душа, будучи дыханием, держит нас. По природе своей «воздух» — род пара или темного облака и сродни пустоте. Земля — плоский диск, поддерживаемый воздухом, так же как парящие в нем плоские, состоящие из огня, диски светил. Анаксимен исправил учение Анаксимандра о порядке расположения в мировом пространстве Луны, Солнца и звезд. Современники и последующие греческие философы придавали Анаксимену значение большее, чем другим милетским философам. Пифагорейцы усвоили его учение о том, что мир вдыхает в себя воздух (или пустоту), а также кое-что из его учения о небесных светилах.
С утратой Милетом (в начале 5 в. до н. э.) политической самостоятельности, отнятой персами, прекращается цветущий период жизни Милета и замирает развитие здесь философии. Однако в других городах Греции учения милетцев не только продолжали оказывать действие, но и нашли продолжателей. Таковы были Гиппон из Самоса, примыкавший к учению Фалеса, а также прославившийся Диоген из Аполлонии (5 в. до н. э.), выводивший вслед за Анаксименом все из воздуха. Диоген развил мысль о множественности самих изменений.
Читайте также
2.1. Найти незримое единство мира (милетские философы)
2.1. Найти незримое единство мира (милетские философы) Первую школу в греческой философии основал мыслитель Фалес, живший в городе Милет (на побережье Малой Азии). Школа получила название милетской. Учениками Фалеса и продолжателями его идей были Анаксимен и
Милетские философы. Найти незримое единство мира
Милетские философы. Найти незримое единство мира Первую школу в греческой философии основал мыслитель Фалес, живший в городе Милет (на побережье Малой Азии). Школа получила название милетской. Учениками Фалеса и продолжателями его идей были Анаксимен и
Найти незримое единство мира. Милетские философы
Найти незримое единство мира. Милетские философы Первую школу в греческой философии основал мыслитель Фалес, живший в городе Милет (на побережье Малой Азии). Школа получила название милетской. Учениками Фалеса и продолжателями его идей были Анаксимен и
Сборник тестов и контрольных заданий по дисциплине «Основы философии»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Сборник тестов и контрольных заданий
по дисциплине «Основы философии»
учебное пособие для контроля знаний
специальностей 15.02.08 Технология машиностроения, 23.02.03 Обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 19.02.10 Технология продукции общественного питания
Составитель: преподаватель Столярова Н.В.
Компьютерный набор и верстка выполнены Столяровой Н.В.
Воронеж, ГБПОУ ВО «ВПТ»», 2016, 29 с.
Учебное пособие для контроля знаний студентов. Воронеж, «ВПТ», – с.29.
Пособие предназначено для контроля знаний студентов по дисциплине «Основы философии». Сборник содержит тестовые и контрольные задания и правильные ответы.
Примерный перечень контрольных и тестовых заданий по учебной дисциплины «Основы философии» предназначен для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по всем специальностям, среднего профессионального образования и едина для всех форм обучения.
Учебная дисциплина «Основы философии» является общеобразовательной в структуре среднего профессионального образования и служит важным средством формирования общегуманитарной и философской культуры мышления.
В результате изучения дисциплины учащийся должен иметь представление:
— об истории философии;
— об основных течениях современной философской мысли;
— основные понятия, принципы и законы философии;
— осуществлять философский анализ окружающей действительности.
Знания, умения и навыки, полученные студентами в ходе изучения курса, могут применяться ими в ходе профессиональной деятельности.
Для определения степени усвоения студентами содержания программного материала, проводится контрольная работа по основным темам изучаемого курса.
Число вариантов контрольных работ, количество вопросов в каждом варианте, их содержание являются примерными и могут быть изменены преподавателем.
1. Контрольная работа по теме: «Основы философии. Предмет философии, основные разделы философии».
2. Тест № 1 по теме: «Античная философия».
3. Тест №2 по теме: «Развитие философской мысли от Античности до Нового времени».
4. Тест №3 по теме: «Немецкая классическая философия».
5.Тест №4 по теме: « Русская философия».
6. Ответы к тестовым заданиям
7. Список литературы.
Контрольная работа по теме « Основы философии. Предмет философии, основные разделы философии».
1.Что такое мифологическое мировоззрение? Каковые его основные черты?
2. Какие разделы философии принято выделять в науке? Охарактеризуйте каждый из них.
3. В чем состоит специфика философского знания? Каковы особенности философского знания?
4. Перечислите основные методы философии и дайте им характеристику.
1.Что такое религия? Каковы основные функции религии?
2.Перечислите основные базовые категории философии и дайте им характеристику.
3. Каковы основные функции философии? Дайте характеристику основным функциям.
4. Какие основные направления выделяют в философском знании? Дайте характеристику любым двум направлениям.
1.Что такое философии? Какие стадии эволюции прошла философия в своем развитии? Дайте им характеристику.
2. Какова основная проблема философии? Как она решается на разных стадиях развития философии?
3. Что такое материализм? Каковы его особенности?
4. Каково современное состояние основного вопроса философии? Каковы его перспективы?
Тест по теме: «Античная философия»
1. Позднейший автор писал об этом философе: «Все из воды, говорил он, и в воду все разлагается».
а) Анаксимен;
б) Эмпедокл;
в) Фалес;
г) Платон;
д) Аристотель.
2. К какой форме материализма можно отнести учение Фалеса Милетского:
а) диалектический материализм;
б) механистический материализм;
в) антропологический материализм;
г) стихийный материализм.
3. Представителей милетской школы называют стихийными материалистами, потому что они:
а) брали в качестве первоосновы мира материальные элементы;
б) открыто утверждали примат материи над духом;
в) отрицали наличие материального;
г) сформулировали атомистическую концепцию;
д) отрицали возможность познания мира.
4. Онтология Демокрита строится на принципе:
а) мир состоит из невидимых, неделимых частиц — атомов;
б) первоэлементом мира является апейрон;
в) любая вещь мира есть соединение материи и формы;
г) первоэлементом мира является число;
д) познание мира невозможно.
5. Идея, согласно Платону:
а) материальна и умопостигаема;
б) нематериальна, но умопостигаема;
в) материальна, но неумопостигаема;
г) нематериальна и неумопостигаема;
д) конструкция сознания
6. Этот античный философ писал: «Раз душа бессмертна, то нет ничего такого, чего бы она не познала; поэтому нет ничего удивительного в том, что она способна вспомнить то, что прежде ей было известно. И раз все в природе друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, самому найти и все остальное: ведь искать и познавать — это как раз и значит припоминать».
а) Аристотель;
б) Демокрит;
в) Платон;
г) Протагор;
д) Пифагор.
7. Платон в своем «Государстве» разделил общество на три сословия:
а) бедных, состоятельных, богатых;
б) крестьян, ремесленников, мещан;
в) дворян, священников, крестьян;
г) философов, воинов, ремесленников;
д) крестьян, рабочих, интеллигенцию.
9. Определите учению какого философа принадлежат следующие первоначала:
Первопричина бытия Философ
1. вода; а) Демокрит;
2. апейрон; б) Анаксимандр;
3. огонь; в) Пифагор;
4. число; г) Фалес;
5. атомы; д) Гераклит.
10. Установите соответствие философа той или иной школе:
1. Парменид; а) атомисты;
2. Демокрит; б) Элейская школа;
3. Анаксимандр; в) Милетская школа;
4. Плотин; г) неоплатонизм;
5. Пиррон; д) скептики.
11. Установите соответствие учителя ученику:
Учитель Ученик:
1. Платон; а) Анаксимандр;
2. Сократ; б) Аристотель;
3. Аристотель; в) Александр Македонский;
4. Фалес; г) Платон.
12. Установите последовательность философских школ античности:
а) пифагорейцы;
б) Милетская школа;
в) Ликей;
г) Академия;
д) неоплатоники.
1. Об учении этого философа позднейший автор писал:
«Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим».
а) Платон;
б) Аристотель;
в) Демокрит;
г) Парменид;
д) Гераклит.
2. Этот античный мыслитель впервые сформулировал понятие «философия»:
а) Пифагор;
б) Платон;
в) Сократ;
г) Аристотель;
д) Демокрит.
3. Основоположником античного атомизма является:
а) Сократ;
б) Демокрит-Левкипп;
в) Платон;
г) Аристотель;
д) Гераклит.
4. Этот античный мыслитель считал «человека мерой всех вещей»:
а) Протагор;
б) Сократ;
в) Ксенофан;
г) Эпикур;
д) Демокрит.
6. «Государство» Платона было:
а) демократическим государством равных возможностей;
б) религиозным государством;
в) государством кастового типа, с четким сословным разделением;
г) абсолютной монархией;
д) деспотией восточного типа.
7. По мнению Аристотеля, всякая вещь есть:
а) сложное единство мельчайших частиц – атомов;
б) чувственный образ идеи;
в) единство материи и формы;
г) создано из воды;
д) конструкция сознания.
8. Определите, в концепциях каких античных философов главенствующую роль играют следующие категории:
Философ Основные категории
1. Платон; а) логос;
2. Гераклит; б) идея;
3. Аристотель; г) форма;
4. Демокрит; д) атом;
5. Эмпедокл; е) любовь;
ж) ненависть.
9. Установите соответствие философа философскому направлению:
1. материализм; а) Парменид;
2. идеализм; б) Демокрит;
в) Аристотель;
г) Эпикур;
д) Платон.
10. Установите последовательность философских учений античности:
а) «мир идей»;
б) «все из воды»;
в) «в основании всего лежит число»;
г) «воздержание от суждения».
11. Из чего, согласно Анаксагору, происходят все вещи?
в) из четырех элементов
г) из безмерной смеси всего
12. Кого в Древней Греции называли софистами?
б) мудрых правителей
в) мудрецов отшельников
г) платных учителей риторики
Тест по теме: «Развитие философской мысли от Античности до Нового времени».
1. Метод познания в философии и науке, когда мысль движется от общих положений к частным:
2. Гносеология – это учение:
б) о развитии вселенной
в) о бытие как таковом
г) о сущности познания, о путях постижения истины
д) о сущности человеческой истории
3. Определенный тип познавательного процесса. на котором информация об объекте. полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект – это
а) чувственное отражение
б) познавательный контакт с объектом познания
4. Установите соответствие философов и эпохи:
а) Августин Блаженный 1) Возрождение
б) Николай Кузанский 2) Античность
в) Кант 3) Новое время
г) Платон 4) Средневековье
5. Установите соответствие философского направления исторической эпохи:
а) немецкая классическая философия 1) Античность
б) герменевтика 2) Средневековье
в) патристика 3) Современность
г) софистика 4) Новое время
6. Соотнесите понятия и философов, которые их используют
а) бытие 1) Аристотель
б) форма 2) Демокрит
7. По мнению большинства историков философии Ф. Бэкон являлся родоначальником европейского?
а) идеализма и стоицизма
б) объективизма и скептицизма
в) эмпиризма и материализма
8. Исходный принцип философии Декарта:
9. Философия природы Дж. Бруно – это
10. Согласно Локку, основой всякого знания является:
11. Основной догмат христианского вероучения относительно Бога гласит:
а) нет Бога кроме Аллаха
в) Бог. будучи единым и единственным, существует в трех ипостасиях
г) Бог есть Все и все есть Бог
д) Бог есть безличная духовная реальность
12.В центре размышления философов средних веков стоит:
д) процесс познания
13. Апологеты во II в н.э
а) являлись сторонниками Юлиана Отступника
б) защищали, оправдывали христианское вероучение
в)впервые раскрыли стремление души к первоединству
г) рассматривали противоположность духа и материи
д) являлись сторонниками атомизма
14. Основой духовной жизни в концепции Августина является:
15. Этому средневековому мыслителю принадлежат пять наиболее полных способов доказательств существования Бога
а) Августин Блаженный
в) Ансельм Кентерберийский
16. Позднейший автор писал об этом философе: «Все из воды, говорил он, и в воду все разлагается».
17. «Государство» Платона было
а) демократическим государством равных возможностей
б) религиозным государством
в) государством кастового типа. с четким сословным разделением
г) абсолютной монархией
д) деспотией восточного типа
18. По мнению Аристотеля, всякая вещь есть:
б) чувственный образ, идея
в) единство материи и формы
д) конструкция сознания
19. Установите соответствие учителя ученику
а) Платон 1) Аристотель
в)Аристотель 3) Александр Македонский
а) логический путь от общего к частному
б) подача ложного знания, как истинного
в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка
г) момент интеллектуального озарения
д) относительная, неполная истина
2. Аксиология– это учение:
а) о ценностях, б их происхождении и сущности
б) о развитии вселенной
в) о бытие как таковом
г) о сущности познания, о путях постижения истины
д) о сущности человеческой истории
3. Какое понятие лишнее в данном перечне?
а) гносеологический оптимизм
4. Установите соответствие философов и эпохи:
а) Аристотель 1) Новое время
б) Локк 2) Античность
в) Вольтер 3) Средневековье
г) Фома Аквинский 4) Просвещение
5. Установите соответствие философского направления исторической эпохи:
а) энциклопедизм 1) Античность
б) атомизм 2) Средневековье
в) фрейдизм 3) Современность
г) схоластика 4) Просвещение
6. Соотнесите философские позиции и их характеристики
а) антропоцентризм 1) отрицание Бога
б) теоцентризм 2) бог повсюду
в) пантеизм 3) Бог в центре мира
г) атеизм 4) человек в центре мира
7. основным рабочим методом Ф. Бэкон являлся?
8. Основным методом получения истины Декарт считал:
а) созерцательный анализ
б) эмпирическую дедукцию
в) рациональную дедукцию
г) спекулятивный синтез
д0 диалектический метод
9. Этот философии впервые разделил власть на три вида ( судебную, законодательную, исполнительную)
д) Николай Кузанский
10. Укажите, какие философские направления характерны для периода Возрождения
11. Основной догмат христианского вероучения
12.Наиболее важный раздел знания в Средневековье
13. Новое качество человека открытое средневековой патристикой
14. В схоластике провозглашалось различие между
б)чувством и мыслями
в) сознательным и бессознательным
г) разумом и интуицией
15. Установите последовательность философов Средневековья
б) Августин Блаженный
в) Филон Александрийский
16. Основоположником античного атомизма является
17. Платон в своем «Государстве» разделил общество на три сословия
а) бедных, состоятельных, богатых
б) крестьян, ремесленников, мещан
в) дворян, священников, крестьян
г) философов, воинов, ремесленников
д) крестьян, рабочих, интеллигенцию
18. Определите учению, какого философа принадлежат следующие первоначала
б) апейрон 2) Анаксимандр
д) атомы 5) Гераклит
19.Установите последовательность философский учений античности
в) в основании лежит число»
Тест по теме: «Немецкая классическая философия»
1. В философском творчестве И. Канта выделяются периоды:
а) докритический и критический;
б) материалистический и диалектический;
в) логический и онтологический;
г) рациональный и иррациональный;
д) метафизический и диалектический.
2. Трансцендентное по Канту – это:
а) познанное опытным путем;
б) познанное эмпирически и рационально;
в) познанное с помощью теоретического разума;
г) познанное с помощью практического разума;
д) абсолютно непознаваемое.
3. Помимо явлений Кант выделяет:
а) мир вещей в себе;
б) мир сознания в себе;
в) мир чувств в себе;
г) мир идей в себе;
д) бога в себе.
4. Априорные формы чувственного созерцания, по Канту:
а) пространство и время;
б) пространство и мышление;
в) бытие и время;
г) ощущение и представление;
д) бытие и сознание.
5. Кант обосновывает нравственный закон, согласно которому человек является «целью в себе», поскольку:
а) связь между чувственным стимулом и поведением имеет характер прямой необходимости;
б) человек — это существо, способное к абсолютно свободной автономной мотивации поведения;
в) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как средство достижения своих целей;
г) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как цель в самих себе;
д) человек создан по образу и подобию божьему.
6. По мнению Канта, категорический императив – это:
а) выведенный им закон соотношения масс планет;
б) критикуемый им христианский догмат;
в) занимаемая им гражданская позиция;
г) доказательство несостоятельности любых нравственных предписаний;
д) непреложное нравственное требование, моральный закон.
7. Философия Гегеля — это:
а) реализм;
б) абсолютный объективный идеализм;
в) материализм;
г) эмпиризм;
д) трансцендентальный идеализм.
8. По Гегелю, первооснова всего сущего есть:
а) материя;
б) сознание;
в) абсолютная идея (мировой дух);
г) бог;
д) у сущего нет первоосновы, все безосновно, преходяще.
9. В «Науке логики» Гегель обосновывает тезис:
а) все, что существует — разумно;
б) все, что существует — действительно;
в) все, что разумно – существует;
г) все, что разумно — действительно.
10. Философия Л. Фейербаха — это:
а) материализм;
б) идеализм;
в) рационализм;
г) натурализм;
д) эмпиризм.
11. Материалистическая концепция Л. Фейрбаха получила название:
а) стихийный материализм;
б) наивный материализм;
в) механистический материализм;
г) диалектический материализм;
д) антропологический материализм.
12. Фейербах главным объектом познания считал:
а) природу;
б) бога;
в) человека;
г) познание;
д) общество.
13. Установите соответствие философа философскому учению:
1. трансцендентальный идеализм; а) Гегель;
2. антропологический материализм; б) Кант;
3. абсолютный идеализм; в) Шеллинг;
4. философия тождества; г) Фейербах.
14. Установите соответствие философского трактата тому или иному философу:
1. «Критика чистого разума»; а) Гегель;
2. «О сущности христианства»; б) Кант;
3. «Наука логики»; в) Шеллинг;
4. «Система трансцендентального идеализма»; г) Фейербах.
1. Философский трактат «Критика чистого разума» был написан:
а) Гегелем;
б) Декартом;
в) Кантом;
г) Ницше;
д) Бэконом.
2. По мнению Канта, «вещь в себе» – это:
а) Бог;
б) реальное существование потенциального мира;
в) мир существующий, который нам совершенно недоступен и никогда не может сделаться объектом нашего познания;
г) то же, что феноменальное субъективное бытие;
д) совокупность трансцендентных субъектов, то же, что Платон называл «миром идей».
3. По Канту, предмет и явление в мире, данные в восприятии, для познающего субъекта есть:
а) вещь в себе;
б) феномен;
в) ноумен;
г) иллюзия;
д) интуитивное схватывание.
4. По теории Канта, время и пространство:
а) являются вечными реальными атрибутами субстанции;
б) не существуют реально, но необходимо предшествуют чувственному опыту;
в) возникают ситуационно, по мере совершенствования познания мира;
г) являются неотъемлемыми свойствами единичных вещей;
д) первичны по отношению к материи.
5. Формулировка категорического императива Канта гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать. »:
а) привычной формой твоего поведения;
б) принципом инстинкта самосохранения;
в) общим законом;
г) примером для подражания других;
д) юридическим законом.
6. По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он:
а) соответствует действующему закону;
б) доставляет личное удовлетворение;
в) подчинен абстрактному чувству долга;
г) подчинен воле бога;
д) связан с гуманными или дружескими чувствами.
7. Диалектика в философской системе Гегеля:
а) спекулятивно-идеалистическая;
б) экзистенциальная;
в) материалистическая;
г) негативная;
д) метафорическая.
8. В системе Гегеля мировое развитие есть:
а) развитие духа (абсолютной идеи);
б) процесс закономерной смены общественно-экономических формаций;
в) воплощение Божественного замысла;
г) процесс самоорганизации материи;
д) Гегель отрицал развитие.
9. Гегель рассматривал историю в своей работе «Философия истории», как:
а) прогрессивное развитие науки;
б) самоцельное становление бога;
в) развитие мирового духа во времени;
г) развитие мирового духа в пространстве;
д) нравственный прогресс.
10. Фейербах считал религию:
а) нелепым суеверием;
б) абсолютизированием субъективной стороны сознания;
в) приписыванием Богу атрибутов человека;
г) реализацией свободы;
д) атавизмом сознания, связанным со страхом людей перед силами природы.
11. Установите соответствие философа философскому учению:
1. трансцендентальный идеализм; а) Гегель;
2. антропологический материализм; б) Кант;
3. абсолютный идеализм; в) Шеллинг;
4. философия тождества; г) Фейербах
12. Установите соответствие философского трактата тому или иному философу:
1. «Критика чистого разума»; а) Гегель;
2. «О сущности христианства»; б) Кант;
3. «Наука логики»; в) Шеллинг;
4. «Система трансцендентального идеализма»; г) Фейербах.
13. В философии Фихте природа является
а) объективной реальностью
б) отчужденным продуктом «Я»
в) противостоящим «не-Я»
г) трансцендентальным «Оно»
14. Гегель считал, что в основе реальности лежит
а) абсолютная идентичность
б) абсолютное бессознательное
г) абсолютное божество
Тест по теме: «Русская философия»
1. Автор знаменитого древнерусского произведения «Слово о законе и благодати»:
2. Смена средневекового типа философствования новоевропейским в русской философии произошла в…
3. Представитель русского космизма, первым выдвинувший идею овладения Космосом – это …
4. Течение русской философской мысли 30-40-х г. 19 в., в котором вера выступает первичным фактором, обусловившим историческую деятельность народа – это …
5. Течение русской философской мысли, трактовавшее историю России как часть общемирового исторического процесса – это …
6. Одним из основоположников культурологического понимания хода истории является
7. Русский философ 19 в., считавший религиозную веру выше разума – это…
8. Кому принадлежит «Учение о Богочеловечестве»?
9. Основная идея философии Н,А, Бердяева – это …
10. Соотнесите идейные течения и их представителей.
11. Религиозными философами являются …
12. Направления религиозной философии:
1.Автор знаменитого произведения «Духовный регламент»
2. Этап Русской просветительской философии был
в) I четверть 18 – I четверть 19 века
3. Представитель русской философии, который выступал против старомосковского быта, который по его мнению тормозил просвещение
4. Течение в русской философской мысли 30-40-х годов 19 века, считавшее основой всего ранее накопленный исторический опыт России
5. Одним из представителей софиологического направления русской философии был
6. Русский философ 19 века, считавший, что свобода заключается в Боге
7. Кому принадлежит «Философия свободного духа»
8. Представитель русской философии, который выдвигал идею объединения всех христианских церквей
9. Течение русской философской мысли, трактовавший нашу историю, как часть западно-европейской, и отдававшее приоритет западным ценностям
10. Соотнесите идейные течения и их представителей.
11. Основным направление русской философии 20 века является
12. Представителями «философии русского зарубежья» являются
Ответы к тестовым заданиям.
Вариант 1: 1-в, 2-г, 3-а, 4-а, 5-б, 6-в, 7-г, 8-а, 9 ( 1-г, 2-б, 3-д, 4-в, 5-а), 10 ( 1-б, 2-а, 3-в, 4-г, 5-д), 11 (1-б, 2-г, 3-в, 4-а), 12 ( 1-б, 2-а, 3-г, 4-в, 5-д)
Вариант 2: 1-д, 2-а, 3-б, 4-а, 5-в, 6-в, 7-в, 8 ( 1-б, 2-а, 3-г, 4-д, 5 –е,ж), 9 ( 1-б, 2-а,в,д), 10 ( 1-б, 2-в, 3-а, 4-г), 11-г, 12-г
Вариант 1: 1-б, 2-г, 3-в, 4 ( 1-б, 2-г, 3-в, 4-а), 5 ( 1-г, 2-в, 3-б, 4-а), 6 ( 1-б, 2-г, 3-а, 4-в), 7-а, 8-в, 9-в, 10-а, 11-в, 12-а, 13-в, 14-в, 15-б, 16-г, 17-б, 18-в, 19-в, 20-в, 21 ( 1-б, 2-г, 3-в,4-а), 22 ( б,в,г,а)
Вариант 2: 1-в, 2-а, 3-г, 4 ( 1-б, 2-а, 3-г, 4-в), 5 ( 1-б, 2-г, 3-в, 4-а), 6 ( 1-г, 2-в, 3-б, 4-а), 7-в, 8-д, 9-д, 10-г, 11-в, 12-б, 13-б, 14-а, 15-б, 16-б, 17-а, 18-а, 19 ( 1-в, 2-г,3-б, 4-а), 20-б, 21 г, 22 ( 1-г,2-б, 3-д, 4-в, 5-а)
Вариант 1: 1-а, 2-д, 3-а, 4-а, 5-б, 6-д, 7-б, 8-в, 9-г, 10-а, 11-д, 12-в, 13 ( 1-б, 2-г, 3-а,4-в)
Вариант 2: 1-в, 2-в, 3-б, 4-б, 5-в, 6-а, 7-а, 8-а, 9-в, 10-в, 11 ( 1-б, 2-г, 3-а, 4-в), 12 (1-б, 2-г, 3-а,4-в), 13-в, 14-в
Вариант 1: 1-в, 2-а, 3-а, 4-б, 5-в, 6-б, 7-в, 8-а, 9-в, 10 ( 1-г, 2-в, 3-б, 4-а),11 (а,в,ж), 12 ( а,б)
Вариант 2 : 1-б, 2-в, 3-а, 4-а, 5-в, 6-в, 7-а, 8-б, 9-а, 10( 1-г, 2-в, 3-б, 4-а), 11-а, 12-(а,б)
1.Ерыгин А.Н. Основы философии. Учебник. М., ИТК «Дашков и К» 2010.
2.Горелов А.А. Основы философии. Учебник. М, «Академия»,2010.
Губин В.Д. Основы философии. Учебное пособие. Для студентов средних специальных заведений. – М.: ТОП, 1999.
Радугин А.А. Философия: курс лекций.- М.; Центр,2001.
Современная западная философия. Словарь. Составитель В.В. Малахов, В.П. Филатов. – М.: ТОН, 2000.
Сорокин П.А. Кризис нашего времени // Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Изд-во полит. литературы, 1992.
Хрестоматия по истории философии. В. 3 т. – М.: Владос, 2000.