к какой форме работы классного руководителя относится общественно полезный труд
«Формы и методы классного руководителя в воспитательной работе»
Роль классного руководителя в воспитательном процессе школы
«Формы и методы классного руководителя в воспитательной работе»
предоставить участникам семинара возможность прочувствовать на собственном опыте действенность данных форм, методов.
ü расширить представление о современных формах и методах воспитательной работы классного руководителя;
ü показать организацию классного часа для обучающихся начальных классов;
ü поделиться опытом своей работы в этом направлении.
Профессионализм педагога, классного руководителя (организатора) заключается в овладении наибольшим количеством форм работы и умением их использовать для решения конкретной педагогической задачи с максимальным воспитательным эффектом.
“Поштучное”, по словам А.С.Макаренко, индивидуальное воспитание – высший пилотаж в работе воспитателя, педагога, классного руководителя.
Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе современной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовывать разнообразную деятельность детей (развивающей, воспитывающей…), а для детей она является их естественной жизнью.
Основными формами и методами работы
классного руководителя являются :
проведение анализа результатов успеваемости;
организация собраний, классных часов;
проведение различных соревнований;
участие в обсуждении классных и общешкольных дел/мероприятий;
организация культурных, познавательных, развивающих мероприятий
Мы сегодня остановимся именно на классных часах. Но прежде чем перейти именно к классным часам, давайте с вами вспомним основные понятия, которые нам сегодня с вами понадобятся.
Метод обучения – это способ взаимосвязи преподавателя с обучающимися для достижения целей обучения, развития и воспитания.
Форма организации деятельности – это система средств, с помощью которых педагог добивается включения обучающихся в активную деятельность на основе сочетания разных видов работы.
Классификация активных методов обучения и воспитания
Мы сегодня с вами рассматриваем активные формы воспитательной работы:
Проблемный классный час — начинается с вопросов, с проблемы, которую необходимо решить. Обучающиеся выполняют поисковую и исследовательскую деятельность.
Классный час – визуализация — учит обучающегося преобразовывать устную, письменную информацию в визуальную форму, выделяя значимые элементы. Используются схемы, рисунки, анимации для привлечения внимания.
Классный час с заранее запланированными ошибками , к оторые должны обнаружить
Список ошибок обучающиеся узнают в конце
Подбираются распространенные ошибки, которые делают как обучающиеся, так и учителя
Обучающиеся во время урока должны обнаружить ошибки и занести на лист
В конце классного часа проводится
Классный час – дискуссия — целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной
проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе
Тематическая: обсуждаемые вопросы связаны с темой урока
Биографическая : ориентирована на индивидуальный прошлый опыт участника
Интеракционная : обсуждаются структура и содержание отношений, складывающихся «здесь» и «теперь»
Мозговой штурм (мозговая атака)- свободная форма дискуссии, позволяет быстро включить в работу всех обучающихся
Используется для решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос.
Это способ поощрения активности обучающихся и быстрого генерирования идей
Правила проведения мозгового штурма:
Запрещена критика выдвинутых идей
Не допускаются суждения о неразрешимости проблемы
Чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи
В ходе штурма приветствуется усовершенствование и развитие предложенных идей
Доброжелательная, творческая атмосфера проведения
Активное взаимодействие всех участников
Применение системы оценки, стимулирование
Классный час – пресс-конференция
Учитель объявляет тему классного часа
Просит обучающихся письменно задавать ему вопросы по данной теме.
Обучающиеся формулируют вопросы в течение 5 минут
Далее учитель сортирует поступившие записки и читает в форме связного раскрытия темы
В процессе которого формулируются ответы на заданные вопросы.
В конце учитель проводит итоговую оценку вопросов, выявляя знания и интересы обучающихся
Тема моего классного часа » О дружбе и друзьях».
При построении этого классного часа я использовала такую форму, классный час- дискуссия (целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе ). В данном случае дискуссия тематическая (обсуждаемые вопросы связаны с темой урока) Для определения темы классного часа, обучающимися используется прием «радуга»(но в данном случае она без цветная). Я предлагаю побыть им волшебниками. Каждый ребенок в душе мечтает о волшебстве, причем сделать это волшебство самому.
( Обществу, Дарить, Радость, Улыбку, Желание, Благородство, Единство)
Собирая воедино первые буквы слов получается тема? (о дружбе)
Самое серьезное и очень важное понятие которое встречается в нач.школе при формировании коллектива. Целеполагание позволяет учащимся определить, что эта тема скрывает, и что они должны определить для себя. Используемая в ходе классного часа форма «мозговой штурм» позволяет быстро включить в работу всех обучающихся, но при этом они помнят, что должны чётко соблюдать правила «мозгового штурма»:
ü Не допускаются суждения о неразрешимости проблемы
ü Чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи
ü В ходе штурма приветствуется усовершенствование и развитие предложенных идей
ü Доброжелательная, творческая атмосфера проведения
ü Активное взаимодействие всех участников
ü Применение системы оценки, стимулирование
— Произнесите слово, которое у нас получилось? (дружба)
— Что вы представляете? Что вам вспоминается?
По ходу работы используется форма «разбор конкретной ситуации» (беседа о друге)
— Почему вам нравится иметь взрослого друга?
-Чему он может вас научить?
— Кто из взрослых может быть друзьями?
— Дружба начинается в семье. Семья – начало нашей жизни, мы растем в ней и взрослеем.
— Для чего нужна дружба с ровесниками? у сверстников общие интересы, учеба, игра, коллективное дело.
— Есть ли у вас друзья-животные?
— Чем отличается дружба с животными от дружбы с мальчиками или девочками?
— Что самое хорошее в дружбе с животным?
Вывод: преданность, верность животных. Забо та о них согревает сердце.
В течении всей беседы дети опираются на свой жизненный опыт.
На занятии используются методы группового решения творческих задач.
Этот метод даёт обучающимся больше возможностей для участия и взаимодействия.
Группы могут формироваться произвольно или по желанию обучающихся
или учитель заранее делит на группы.
Были созданы группы из 6 человек, а далее каждая группа предлагает свой вариант решения и начинается дискуссия, в ходе которой группы должны доказать истинность своего варианта решения. В течении этой работы они должны выяснить какими качествами должен обладать настоящий друг и найти те качества, которые другу вообще не подходят.
Использую еще один метод группового решения творческих задач, который заключается в том, что помогает выбрать из предлагаемых вариантов лучший: от членов группы требуется дать оценку каждого варианта. Работа с элементами устного народного творчества. Разбирают каждую пословицу и выясняют подходит ли она к теме.
Также используя методы группового решения творческих задач, в ходе занятия дети вырабатывают свои правила дружбы.
На занятии используется метод работы с заранее запланированными ошибками. Обучающиеся должны обнаружить эти ошибки. В основе лежат проблемные (жизненные) ситуации, в которых подбираются распространенные ошибки при формировании понятия «друг», «дружба», «поведение друга».
В конце занятия проводится рефлексия, она может проходить в форме дискуссии, где ребята обмениваются своими мнениями, ощущениями, впечатлениями.
Критерии эффективности представленных методов и форм:
· Личностная значимость и заинтересованность обучающегося
А закончить своё выступление хотелось такими словами, что в каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить. Задача классного руководителя – увидеть даже в самом маленьком человечке индивидуальность, найти особый подход к каждому обучающемуся.
«Настоящий учитель, это не тот, кто знает больше всех, а тот, кто вдохновляет других на хорошие поступки!»
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Формы деятельности классного руководителя в направлении «ТРУД»
Формы деятельности классного руководителя в направлении «ТРУД»
Трудовое обучение занимает одно из центральных мест в общей системе учебно-воспитательной работы и строится с учетом умственных и физических возможностей учащихся, конечной целью которого является подготовка школьников к самостоятельному труду, самостоятельной жизни в обществе, развитие и воспитание личности. Некоторые школьники сталкиваются с трудностями при выполнении задания на уроках трудового обучения. Это приводит к тому, что они не могут достигнуть цели, поставленной перед ними педагогом, и самое главное, не проявляют к работе должного интереса, т. е. у них отсутствует мотив. Одним из важнейших путей, способствующих повышению мотивации трудовой деятельности у школьников, может быть создание таких условий, которые позволяют школьникам получать удовлетворение от выполняемой ими деятельности.
Предлагаю такие формы деятельности классного руководителя в направлении «Труд”:
(нередко мы, педагоги, завышаем оценку за некачественно выполненную работу, начиная с начального звена, и это продолжается до выпуска учащегося из школы).
— тематические классные часы: “Труд и Я”, “Мои обязанности дома”, “Все профессии нужны, все профессии важны”, « Знакомство с профессиями» на внеурочной деятельности « Тропинка в профессию».
— акции «Синичкина столовая», «чистота и уют рядом идут», «книжка заболела», «вырасти цветок», «сбор лекарственных растений»
— праздники « День Земли», «Как рубашка в поле выросла»…
— оформление классных выставок
— проведение внеклассных мероприятий по классам по теме «Значение труда в жизни человека», «Под лежачий камень и вода не течёт» и др.
— э кскурсии и походы на пришкольный участок, в поле, в мастерские и в близлежащие сельхоз. хозяйства учащихся младших классов.
Продолжить формировать следующие социальные компетенции:
-способность учащихся решать семейно- бытовые проблемы, трудовые проблемы (на уроках проигрывать трудовые ситуации, учителю – включать задания, задачи на уроках)
-умение владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
-умение знать и соблюдать права потребителя, покупателя, клиента, производителя (экскурсии и походы в магазины, библиотеки, аптеки, почту и на предприятия бытового обслуживания)
-желание трудиться, потребность самовыражения личности в труде, чувства ответственности за свой труд, уважение к труду других людей.
-умение применять полученные знания в области проф. самоопределения: (умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии личной и общественной выгоды).
3. Работа с родителями
-Проводить беседу о том, чтобы родители привлекали и приучали детей к труду с младшего возраста. Воспитывали трудолюбие, были для своих детей примером в труде.
-На праздник «День открытых дверей», проведение конкурсов по проф. мастерству, приглашать работодателей района и родителей.
-Проводить совместные субботники.
— Строительство “Снежного городка ” на территории школы совместно с родителями.
5. Кружковая работа
Опыт показывает, что кружки также являются формой приобщения школьников к общественно полезному труду, поэтому предлагаю разнообразить виды кружковой деятельности.
Формы воспитательной работы классного руководителя
Содержимое разработки
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Карасукский политехнический лицей»
по теме: «Формы воспитательной работы классного руководителя».
первой квалификационной категории Руденко В.С.
Какие формы работы может использовать в своей работе классный руководитель?
Формы работы классного руководителя:
В соответствии со своими функциями классный руководитель осуществляет отбор форм работы с учащимися. Все их многообразие можно классифицировать по разным основаниям:
Ø по видам деятельности — учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.; (слайд12)
Ø по способу влияния педагога — непосредственные и опосредованные;(слайд13)
Ø по времени проведения — кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся);
Ø по времени подготовки — формы работы, проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку, и формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся;
Ø по субъекту организации — организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит студентам;
Ø по результату — формы, результатом которых могут быть информационный обмен, выработка общего решения (мнения), общественно значимый продукт;
Ø по числу участников — индивидуальные (преподаватель—студент), групповые (преподаватель — группа ), массовые (преподаватель—несколько групп).(слайд 14)
Индивидуальные формы, как правило, связаны с внеурочной деятельностью, общением классных руководителей и студентов. Они действуют в групповых и коллективных формах и в конечном счете определяют успешность всех других форм. К ним относятся беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи.
Использование индивидуальных форм работы предполагает решение классным руководителем важнейшей задачи: разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все, что мешает ему проявить себя.
К коллективным формам работы классного руководителя со школьниками относятся, прежде всего, различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, выступления агитбригад, походы, спортивные соревнования и др. В этих формах классные руководители могут выполнять различную роль: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; участника-новичка, воздействующего на школьников личным примером овладения опытом более знающих людей и т.д.
Описание форм воспитательной работы: (слайды по порядку)
Темы тематических классных часов определяются потребностями духовного развития учащихся, их интересами, стремлениями. Выделяется классный час (ситуационный) и как час коррекции поведения учащихся.
2. Информационный час (15- минутки) – форма просветительской работы среди учащихся, направленной на воспитание гражданской, нравственно-правовой, информационной культуры молодежи, формирование ее кругозора, социальной и политической зрелости. (Темы информационных часов: «Люди особого риска», «Горжусь своими земляками», «Известные женщины Беларуси», «Мы – граждане удивительной страны» и мн. др.)
Собрание группы (классное собрание).
Цель: помочь в решении проблем, развивать у учащихся способность решать эти проблемы самостоятельно.
Задачи: вызывать воспитанников на откровенный разговор друг с другом, формировать честную дисциплину среди учащихся.
На классном собрании нельзя:
— позволять воспитанникам осуждать или обвинять друг друга;
— привлекать учащихся к выслеживанию и выявлению правонарушителей;
— наказывать группу за поведение отдельных ребят.
Правила организации и проведения собрания:
— попытаться самим решить проблему;
— слушать друг друга, не перебивая.
1. представление обсуждаемой проблемы;
2. изложение информации по проблеме;
3. начало дискуссии;
4. предложение решения проблемы;
6. обсуждение предполагаемого результата решения;
7. закрытие собрания.
Продолжительность собрания 45 минут.
Как часто организовывать классные собрания, решает коллектив.
— выборы, перевыборы органов самоуправления;
— разрешение конфликтных ситуаций;
— создание правил группы для достижения желаемого этического поведения;
— налаживание дружеских взаимоотношений между студентами;
— разрешение проблемных ситуаций, текущих вопросов.
Формы работы классного руководителя
Формы работы классного руководителя с учащимися.
В соответствии со своими функциями классный руководитель осуществляет отбор форм работы с учащимися.
Форму воспитательной работы с детьми можно определить как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их самостоятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых.
Все их многообразие можно классифицировать по разным основаниям:
Индивидуальные формы, как правило, связаны с внеурочной деятельностью, общением классных руководителей и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах и в конечном счете определяют успешность всех других форм. К ним относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями (это формы общения), выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы можно применять и каждую в отдельности, но чаще всего они сопровождают друг друга.
Использование индивидуальных форм работы предполагает решение классным руководителем важнейшей задачи: разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все, что мешает ему проявить себя. С каждым необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе подростка, вызвать его на откровенность, завоевать доверие, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности. Разговор по душам может оказаться для ребенка полезнее нескольких коллективных дел.
К коллективным формам работы классного руководителя со школьниками относятся прежде всего различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, выступления агитбригад, походы, тур-слеты, спортивные соревнования и др. В зависимости от возраста учащихся и ряда других условий в этих формах классные руководители могут выполнять различную роль: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; участника-новичка, воздействующего на школьников личным примером овладения опытом более знающих людей; советчика, помощника детей в организации деятельности.
Виды и формы воспитательной работы.
Активные формы организации деятельности
Обогащает представление об окружающей действительности, формирует потребность в профессиональном образовании, способствует интеллектуальному развитию.
Урочная: семинар, лекция, ролевая игра, защита проекта, творческий отчет, нетрадиционная форма.
Внеурочная: конференция, круглый стол, интеллектуальный марафон,
Содействует социализации учеников, включает
Выпуск периодической печати, дискуссия, работа самоуправления, шефство.
Рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей, формирование культуры, своего “Я”.
Диспуты на нравственные темы, этикет и профессиональная этика, тестирование, анкетирование, составление психологической карты, акции милосердия.
Здоровый образ жизни, формирует силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела и отношений.
Кружки, секции, общефизическая подготовка, спартакиады, товарищеские состязания.
Чувственное мироощущение, потребность в прекрасном, реализация индивидуальных задатков и способностей.
Музыкальные и литературные гостиные, творческие конкурсы.
Дополнительное образование, концерты художественной самодеятельности, спектакли, экскурсии в музеи, вечера отдыха, праздники.
Взаимнообогащающий досуг школьников.
Общение друг с другом.
Групповые дела, “огоньки”, час общения, викторина, вечера, именины группы.
Создание, сохранение и приумножение материальных ценностей.
Общественно-полезный труд по самообслуживанию, дежурство по школе и т.д.
Педсовет «Формы работы классного руководителя»
Формы работы классного руководителя
1. Классный час — форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в котором могут подниматься и решаться важные моральные нравственные и этические проблемы. Он может включать: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы, экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.
Темы тематических классных часов определяются потребностями духовного развития учащихся, их интересами, стремлениями. Выделяется классный час (ситуационный) и как час коррекции поведения учащихся.
2. Классное собрание — это форма организации коллективной жизни.
Собрание группы (классное собрание).
Цель : помочь в решении проблем, развивать у учащихся способность решать эти проблемы самостоятельно.
Задачи: вызывать воспитанников на откровенный разговор друг с другом, формировать честную дисциплину среди учащихся.
На классном собрании нельзя:
— позволять воспитанникам осуждать или обвинять друг друга;
— привлекать учащихся к выслеживанию и выявлению правонарушителей;
— наказывать группу за поведение отдельных ребят.
Правила организации и проведения собрания:
— попытаться самим решить проблему;
— слушать друг друга, не перебивая.
1. представление обсуждаемой проблемы;
2. изложение информации по проблеме;
3. начало дискуссии;
4. предложение решения проблемы;
6. обсуждение предполагаемого результата решения;
7. закрытие собрания.
Продолжительность собрания 45 минут.
Как часто организовывать классные собрания, решает коллектив.
— выборы, перевыборы органов самоуправления;
— разрешение конфликтных ситуаций;
— создание правил группы для достижения желаемого этического поведения;
— налаживание дружеских взаимоотношений между студентами;
— разрешение проблемных ситуаций, текущих вопросов.
3. Конкурс — это личное или командное соревнование, имеющее целью выявить наилучших участников, исполнителей работы. Конкурс может быть самостоятельной формой работы и составной частью праздников, КВН, брэйн-рингов и др. форм.
4. Конференция — широко используется в учебно-воспитательной работе. Проходит в виде собраний, занятий-конференций научных, научно-практических, читательских, итоговых. Любой вид конференции требует тщательной подготовки: определение темы; оповещение участников (за месяц) о сроках ее проведения; разработка программы, списка предлагаемой литературы для подготовки; формулирование дискуссионно-проблемных вопросов, выносимых на обсуждение. Подготовка участников конференции предполагает изучение различных источников, энциклопедий, справочников; овладение навыками составления планов, написания тезисов, текста доклада.
5. Клубы по интересам — объединение учащихся постоянного состава на длительный срок на основе совместной деятельности. Деятельность клуба может быть связана с приобщением участников к спорту, литературе, музыке, театру, профессии и др. Члены клубного объединения должны принимать активное участие в его работе, иметь права и обязанности. Важно не только их присутствие, но и умение воспринимать информацию, уметь выражать себя, свою индивидуальность. Формы работы клуба: лекции, беседы, диспуты, встречи, соревнования, спектакли, концерты, выставки, дискотеки. Структура клуба включает руководителя, совет клуба, инициативную группу, членов клуба.
6. Вечера — вечернее собрание для дружеской встречи, для развлечения. Могут быть литературные, музыкальные, песенные, танцевальные, поэтические, вечера юмора др. Цель вечеров объединить участников, приобщить к искусству. Организация вечера начинается с его объявления, создания программы, подготовки ведущего, музыкального сопровождения. В заключительную часть вечера желательно включить яркое выступление, музыкальную пьесу, театрализованный номер, танец.
7. Викторина — познавательная игра, состоящая из вопросов и ответов на темы различных областей науки, техники, литературы и искусства. Имеет большое значение для расширения образовательного кругозора учащихся.
8. Дискуссия — организация обмена мнениями между учащимися. Основным условием подготовки к дискуссии является: ознакомление каждого с информацией, которая имеется у других участников; поощрение разных подходов в обсуждении, допускаются различные совпадения мнений и предложений; предоставление возможности критиковать и отвергать любое высказывание, мнение или решение побуждение учащихся к поиску группового соглашения в виде общего мнения или решения. Дискуссия может проходить в форме: дебатов, заседания группы эксперте круглого стола, симпозиума, судебного заседания, форума.
9. Праздники — массовое мероприятие, посвященное датам и событиям общенародного или группового характера и проводимое в соответствии с традициями образовательного учреждения. Праздник, посвященный торжественным датам, включает в себя две части:
торжественную часть в виде поздравлений, приветствий, подведения итогов;
концерт, показ спектаклей, сольные выступления, игры, пародии, аттракционы, танцы.
10. Экскурсии — выход, поездка, коллективное посещение достопримечательных мест. Она может быть учебного или культурно-просветительного характера. Требуется предварительная подготовка как со стороны организаторов, так и участников.
11. Игра — соревнование, состязание между учащимися по заранее согласованным определенным правилам. Форма организации игр носит разнообразный характер, это: ролевая, деловая, имитационно-моделируемая. В практике широко используются игры интеллектуального и развлекательного характера: викторина, КВН, конкурсы, брэйн-ринги.
Формы организации дискотек самые разнообразные: дансинг — «танцуем без перерыва»; тематические; танцевальные; диско-театры.
Методика подготовки и проведения дискотек требует от организатора больших усилий по оснащению фонотеки необходимой аппаратурой, соответствующего оборудования и оформления зала.
Задачи и функции классного руководителя определяют основные направления, содержание, методы и формы его работы Практика работы средней общеобразовательной школы показывает, что важнейшими направлениями работы классного руководителя является:
1. Изучение личности учащегося.
2. Создание и воспитание ученического коллектива.
3.Развитие талантов, умственных и физических способностей учащихся, формирование у них высокой познавательной культуры, организация содержательного досуга школьников.
4.Создание необходимых условий для физического развития воспитанников, сохранение и укрепление их здоровья.
5. Подготовка школьников к хозяйственно-трудовой деятельности.
6. Работа с учителями.
7. Взаимосвязь с семьей, работа с родителями учащихся.
8.Сотрудничество с внешкольными учебно-воспитательными учреждениями, общественностью, различными общественными организациями
9. Планировка классным руководителем воспитательной работы с детьми, ведения необходимой документации.
Важнейшими методами изучения воспитанников являются: систематическое ежедневное наблюдение за деятельностью и поведением учащихся в процессе обучения и внеурочное время, индивидуальные и групповые диагностические беседы; выявления результатов деятельности учащихся, посещения их дома; естественный эксперимент; рейтинг и метод компетентных оценок.
Создание и воспитание ученического коллектива как основной среды жизнедеятельности школьников предусматривает определение цели и задач воспитания как коллектива в целом, так и каждой личности ученика в частности, привлечение каждого ученика к различным видам общественно полезной деятельности, создание и развитие системы воспитательных межличностных отношений (распределение поручений и обязанностей, развитие актива: выборы, обучение его, создания отношений «взаимной ответственности»), развитие традиций, налаживание связей с другими коллективами в школе и за ее пределами, создание в классе атмосферы оптимизма, благоприятного психологического микроклимата.
Начиная работу с классом, классному руководителю следует ознакомиться с личными делами учащихся, поговорить с их родителями, учителями-предметниками, проанализировать классный журнал за прошлый учебный год и составить себе некоторое представление об успеваемости, поведении, положительные аспекты и недостатки, имеющие место в классе, с тем, чтобы определить оптимальный подход к организации воспитательной работы.
Важное значение в создании коллектива имеет умелое предъявление с первых же дней обучения педагогических требований к учащимся. С этой целью классный руководитель, как правило, в начале учебного года проводит специальное собрание, на котором основательно знакомит учащихся с важнейшими школьными правилами и объясняет им, как они должны вести себя на уроках, переменах, во внеурочное время, выполнять домашние задания и участвовать в общественной жизни класса Предъявление требований в начале учебного года побуждает учащихся к анализу своего поведения и переживанию внутренних противоречий между имеющимся и необходимым уровнем поведения, наконец, стимулирует их самовоспитание.
Умение классного руководителя организовать содержательный внеклассную работу с учащимися является важнейшим в воспитании ученического коллектива Классному руководителю следует позаботиться о том, чтобы уже с первых дней работы с детьми привлечь их к активной практической внеклассной деятельности, пробудить и развить интерес к ней. Тем более, что дети с интересом участвуют в коллективных прогулках, походах по родному краю, в различных экскурсиях, общественно полезной работе и т.п. Интересные практические дела с основой для накопления положительных традиций в классе, что, в свою очередь, способствует обогащению жизни коллектива и его развитию. Такими традициями могут быть праздники труда, спортивные соревнования, походы и экскурсии, встречи с выдающимися людьми.
Процесс воспитания предусматривает развитие таланта, умственных и физических способностей учащихся, формирование у них высокой познавательной культуры, организации содержательного досуга школьников. Поэтому совместно с учителями-предметниками классный руководитель должен воспитывать ответственное отношение к учебе, способствовать в выборе и привлечении учащихся к работе в различных научно-технических обществах, малых академиях, кружках, секциях, клубах, студиях, объединениях согласно их интересам, склонностей и возможностей, поощрять изучение иностранных языков на курсах в клубах, кружках. Важно также расширять познавательный и культурный кругозор школьников путем проведения экскурсий, различных вечеров, конкурсов, встреч, посещение музеев, кино, театров; помогать детям в трудоустройстве заработка денег на общие нужды, организовать коллективную творческую деятельность, совместный отдых учащихся.
Классный руководитель использует классный коллектив для повышения требований к учащимся в деле обучения и дисциплины. С этой целью он проводит сборы, на которых осуществляется анализ учебной работы в классе, заслушиваются отчеты отдельных учащихся об их успеваемости и поведении. Заметное место в повышении успеваемости имеют разъяснительные беседы об обязанности школьников хорошо учиться, о культуре умственного труда, а также контроль за их домашней деятельности. Задача классного руководителя – своевременно заметить отставание ученика в обучении, определить причины и предоставить ему действенную эффективную помощь.
Важным участком работы классного руководителя является духовно-нравственное воспитание, главной особенностью которого в условиях национальной школы является ориентирование на общечеловеческие ценности. С помощью разнообразных методов и средств он знакомит учащихся с прошлым и современной жизнью страны и мира, организует диспуты на морально-этические и эстетические темы, литературно-художественные вечера и др. Великое значение имеет пример воспитателя, учителя, родителей, старших.
Обязательным условием формирования личности в современных условиях является подготовка школьников к хозяйственно-трудовой деятельности. Поэтому важным направлением работы классного руководителя в условиях школы должны быть вопросы подготовки к трудовой деятельности в новых условиях хозяйствования, экологического воспитания природы, ее богатств, их экономного использования, экономическое воспитание, развитие предпринимательства, участие в восстановлении исторических памятников, развития народных промыслов и т.д. Организуя работу в этом направлении, важно, чтобы деятельность школьников была социально ценная и значимая, включала элементы игры и романтики, опиралась на их инициативу, творчество и самодеятельность.
Перед классными руководителями стоит задача создания необходимых условий для физического развития детей, сохранения и укрепления их здоровья. Поэтому для классного руководителя очень важно значительное внимание уделять изучению возрастных, психофизических особенностей детей, пропаганде здорового образа жизни, забота об охране их здоровья, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня и питания школьников, воспитывать сознательное отношение к укреплению здоровья, предотвращать употребление алкоголя, наркотиков, других вредных привычек.
Работа с учителями, которые преподают в данном классе, предполагает выработку единого стиля и тона отношений с учениками, определение единого содержания воспитания и обогащения его за счет профессионализма учителей-предметников ( общие уроки и внеклассные мероприятия, реализация индивидуального и дифференциального подходов на основе родственных интересов и наклонностей, особенностей личности учащихся и педагогов). Корректировка, выработка общих подходов к организации учебной деятельности на уроках и во внеклассной работе учителей по предмету, проведение педагогических консилиумов.
Взаимосвязь с семьей, работа с родителями позволяет сделать процесс воспитания целостным, единым, а значит, более эффективным Важнейшими элементами работы классного руководителя с родителями являются: ознакомление родителей с целью, задачами, содержанием и методикою учебно-воспитательного процесса в классе, организация психолого-педагогического всеобуча родителей, выработки единого педагогического подхода к решению задач воспитания, привлечение родителей к совместной с детьми деятельности, что позволяет, как показывает практика, обогатить содержание внеурочной деятельности детей и повысить профессионализм осуществляемых дел, а также наладить взаимоотношения детей и родителей благодаря плодотворному общению в процессе решения классных дел. Кроме того, важны еще два элемента взаимодействия с родителями: это работа с родительским активом и корректировка воспитания в отдельных семьях –помощь в решении ряда серьезных проблем воспитания, решения конфликтных ситуаций, оказание правовой и моральной помощи детям из неблагополучных семей, решение проблемы всеобуча.
Классный руководитель в школе, специфика его работы.
1. Классный руководитель в воспитательной системе школы. 4
2. Функции классного руководителя. 6
3. Права и обязанности классного руководителя. 8
4. Направления работы классного руководителя. 9
5. Планирование работы классного руководителя. 12
6. Формы работы классного руководителя с учащимися. 18
7. Работа классного руководителя с родителями учащихся. 20
Список используемой литературы 25
«Учитель, сколько надо любви и добра, чтобы верили, чтобы слушали, чтобы помнили люди тебя. »
Сочетание слов «классный руководитель» понятны и тому, кто уже закончил школу, и тому, кто еще учится в ней. Очень часто случается, что все воспоминания о школе, так или иначе связаны с именем классного руководителя.
Он является ближайшим и непосредственным воспитателем и наставником учащихся, организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет усилия учителей, родителей и общества. В его деятельности органично сочетаются идейно-воспитательная, организационная и административные функции. Классный руководитель заботится о всестороннем развитии детей, о коллективизме, трудолюбии, воспитании, о повышении качества знаний укреплении дисциплины и порядка в классе.
Сегодня многие работники образования считают, что классный руководитель нужен только в том случае, если он относится к своей работе неформально и ответственно. А как это сделать? Какие направления в работе с классом и формы взаимодействия с учащимися являются эффективными? Как лучше спланировать деятельность классного руководителя?
Задачи написания реферата: освещение основных функций классного руководителя, его прав и обязанностей, направлений и форм работы с учащимися и их родителями.
1. Классный руководитель в воспитательной системе школы.
2. Функции классного руководителя.
В качестве важнейших функций классного руководителя выступают следующие: когнитивно-диагностическая,, организаторско-стимулирующая, объединительно сплачивающая, координирующая и личностноразвивающая. Рассмотрим кратко сущность каждой из них.
Когнитивно-диагностическая функция связана с необходимостью всестороннего изучения особенностей развития и поведения учащихся и определения уровня их воспитанности в целях учета этих особенностей в процессе внеклассной работы и осуществления ин-дивидуального подхода к их обучению и воспитанию. Классному руководителю необходимо знать состояние здоровья учащихся и физического развития, условия домашнего воспитания, характер их обучаемости и воспитуемости, межличностные контакты и участие в организуемой деятельности, проявляемые склонности, способности и интересы, отношение к учебной работе и динамику успеваемости. Указанные данные нужно доводить до сведения работающих в классе учителей с тем, чтобы они соответствующим образом учитывали их в процессе учебно-воспитательной деятельности.
Организаторско-стимулирующая функция обусловливается тем, что участие школьников во внеклассной работе в известной мере является добровольным делом. Оно несовместимо ни с понуждением, ни с жестким регламентированием деятельности учащихся, лавное здесь – умение классного руководителя организовать вне-классную работу таким образом, чтобы она увлекала учащихся высокой содержательностью, разнообразием и свежестью форм, постоянным поиском новых подходов к ее проведению. Даже самые традиционные виды работы (например, встреча Нового года, праздник именинников, классные часы и т.д.) каждый раз необходимо проводить по-новому, придавать им яркие, красочные формы.
Объединительно-сплачивающая функция вытекает из того, что действенным фактором воспитания является сплочение учащихся, здоровый психологический микроклимат в классе, товарищеское общение, забота друг о друге, влияние ученического коллектива. В то же время необходимо предотвращать появление в классе группировок с негативной направленностью, создавая условия для увлекательной совместной деятельности учащихся.
Координирующая функция классного руководителя обусловлена тем, что, поскольку в классе работает несколько учителей-предметников, возникает необходимость в согласовании их педагогических усилий по обучению и воспитанию учащихся, координация их деятельности и осуществления единого подхода к детям. Подобную работу необходимо проводить также с родителями учащихся и привлекать их к совместной со школой воспитательной работе. В качестве проблем для такой работы могут выступать и недочеты в домашнем учении учащихся, и различные отклонения в поведении, и активизация внеклассного чтения и т.д.
Личностно-развивающая функция. Ее осуществление требует придания проводимой воспитательной работе действенного педагогического влияния на развитие личностных качеств учащихся: стимулирование их потребностно-мотивационной сферы, учебно-познавательной активности, нравственное и эстетическое формирование, развитие творческих способностей и задатков, утверждение достоинства в межличностном общении и т.д.
Рассмотренные функций определяют содержание деятельности классного руководителя.
3. Права и обязанности классного руководителя
всестороннее изучение учащихся;
разъяснение и внедрение правил поведения учащихся;
повседневное наблюдение за успеваемостью учащихся, контроль за их домашней работой, а также регулирование объема домашних заданий;
периодическое проведение ученических собраний в классе;
вовлечение учащихся в кружковую работу;
организация общественно полезного труда;
оказание помощи в работе добровольных детских и юношеских организаций и объединений.
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.
4. Направления работы классного руководителя.
Основная задача классного руководителя – создать условия для свободного развития физических и духовных сил учащихся, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями. Классный руководитель должен знать проблемы физического и психологического здоровья своих учеников и сделать все возможное, чтобы родители и ученики без боязни могли рассказывать о своих проблемах.
В своей деятельности классный руководитель может использовать четыре направления в работе с учащимися и их родителями.
Первое направление – проблема физического здоровья учащихся, так как именно от качества здоровья зависят успехи в учебе и общего развития. Для обеспечения нормального физического здоровья учащихся классный руководитель работает по следующим пунктам: просвещение детей по программе “Здоровье”, привлечение к этому виду деятельности учителей физической культуры, родителей, проведение классных мероприятий, направленных на осознание учениками самооценки здоровья, привлечение специалистов-медиков к просветительской работе с родителями учащихся и самими учениками.
Второе направление – общение. Общение – это воздействие, обуславливающее самое максимальное развитие личности ребенка, прежде всего этическое воспитание, направленное на формирование общепризнанных ценностей. Решение проблемы общения приводит учащихся к пониманию общечеловеческих ценностей, они должны стать нормой для учащихся:
Высшая ценность – человеческая жизнь. Интерес к жизни – это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания.
Понимание и восприятие человека как личности. Имеющей право на понимание, способной совершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями (семья, родственники, увлечения).
Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни.
Третье направление – это познавательная сфера жизни ребенка. Защита ученика в этой области означает разъяснение всем учителям-предметникам индивидуальных особенностей школьника. Для решения этой проблемы нужно обратить внимание:
на выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего и профессионального определения;
на осуществление мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, Стимулирующих любознательность и развитие мышления;
на проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных учащихся;
на организацию классных часов по совершенствованию у учащихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.
Четвертое направление – это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что. Воспитывая ученика, он влияет на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступают не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Учителю необходимо знать, какова сфера материального блага ребенка, его образ жизни, традиции и обычаи его семьи. Необходимо учитывать следующие пункты:
Изучение атмосферы в семье, окружающей ученика, его взаимоотношения с членами семьи.
Психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед.
Организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей.
Защита интересов и прав ребенка в “трудных” семьях.
Следовательно, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной функции школы, о методах воспитания, цели и задачи личностного развития ученика на данный период, духовное развитие ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в классе, о выявленных способностях).
5. Планирование работы классного руководителя .
Формы работы классного руководителя с учащимися
7. Работа классного руководителя с родителями учащихся.
Главное в работе классного руководителя с родителями состоит в том, чтобы обеспечить единство требований к воспитанию учащихся со стороны семьи и школы, создать нормальные условия для их домашнего учения и направлять воспитательную деятельность семьи.
Большое место в работе классного руководителя с семьей занимает систематическое информирование родителей об успеваемости, поведении и общественно полезном труде учащихся. С этой целью один раз в учебную четверть проводятся родительские собрания, на которых детально анализируется состояние успеваемости и дисциплины школьников и намечаются мероприятия по улучшению работы семьи в этом направлении. В необходимых случаях, когда требуется срочное вмешательство семьи в решение той или иной воспитательной задачи, классный руководитель посещает родителей на дому или приглашает их в школу, и они совместно договариваются о том, какие меры нужно принимать для улучшения учебы или поведения учащихся. Например, ученик перестал дома готовить уроки, вошел в контакт с нездоровой компанией. В этом случае классный руководитель советует родителям усилить контроль за его домашней работой, а также за поведением вне школы. В иных случаях обнаруживается, что школьник проявляет повышенную нервозность и нередко приходит в школу с плохим настроением. Классному руководителю нужно посетить такого ученика дома, ознакомиться с условиями его жизни и работы в семье и договориться с родителями о необходимости создания для него более спокойной обстановки, а может быть, и соответствующего лечения.
Обязанность классных руководителей – осуществлять педагогическое просвещение родителей, в особенности с учетом специфического подхода к учащимся различных возрастных групп. Так, необходимо ознакомить родителей с возрастными особенностями воспитания и развития тех учащихся, с которыми работает классный руководитель, и дать практические советы о том, какое отражение должны находить эти особенности в процессе семейного воспитания. Беседы, лекции и доклады для родителей обычно охватывают такие вопросы: особенности семейного воспитания младших школьников (подростков или старших школьников); взаимоотношения родителей и детей и их влияние на семейное воспитание; как помогать детям учиться; санитарно-гигиенический режим школьника в семье; акселерация и ее влияние на воспитание учащихся; организация досуга детей в семье и т.д. Классный руководитель заботится о привлечении родителей к участию в работе школьного лектория, к посещению занятий в народном университете педагогических знаний, пропагандирует педагогическую литературу по семейному воспитанию.
Оказывая влияние на воспитательную деятельность семьи, классный руководитель в то же время опирается на родителей при проведении воспитательной работы с учащимися. По его инициативе родители нередко берут шефство над «трудными» школьниками, на которых не оказывает должного воздействия семья. Родители – специалисты различных областей знаний и профессий – проводят с учащимися беседы на медицинские, патриотические и производственные темы, принимают участие в организации экскурсий, литературно-художественных вечеров и т.д. Некоторые родители ведут кружковые занятия по ручному труду, авиамоделированию, техническому творчеству.
От эффективности работы классного руководителя зависит, как ученик сможет решать возникшие перед ним проблемы, какое у него сложится отношение к жизни и т.п. Поэтому правильно организованная учебно-воспитательная деятельность классного руководителя – основа для достижения наиболее высоких результатов в воспитании культурно-нравственной личности.
Но меняется время. Становятся иными требования к школе, ученикам и педагогам. Однако значимость роли классного руководителя не снижается.
В отличие от школы 70-80-х гг., когда воспитание главным образом связывалось с воздействием извне, в настоящее время позиция классных руководителей меняется. Большинство из них понимают воспитание как создание условий для развития внутреннего потенциала ребенка. Отсюда следует и изменение системы работы.
Все более приоритетной становится индивидуальная работа с детьми, затрагивающая основы физического и психического развития каждого ребенка. Происходит смещение акцентов и в работе класса в целом. В первую очередь внимание уделяется эмоциональной поддержке групп внутри класса, созданию положительного психологического климата в классе, развитию самоуправления, созданию условий, позволяющих каждому ребенку раскрыть себя в отношении с окружающими, включению учащихся в систему реальных отношений.
Многие классные руководители говорят о расширении диапазона своей сегодняшней деятельности в школе. Это явилось следствием разрушения деятельности детских организаций, непрочности семейных связей, отчуждения детей и взрослых, а также того, что большинство детских внешкольных учреждений стали платными и для многих детей, особенно из малообеспеченных семей, они стали недоступны.
Но есть одна очень важная проблема – это низкая заработная плата учителей, что снижает стремление учителей к реализации своих целей.
Несмотря на это, хорошим классным руководителем стать нелегко. Но им может стать каждый учитель при условии упорной работы над собой и добросовестного, любовного отношения к порученному делу, при наличии высоких моральных качеств. В памяти школьников часто всплывают трудовые дела, увлекательные экскурсии и походы, школьные вечера и веселые новогодние елки, яркие доклады и горячие диспуты по волнующим вопросам. Не забываются и задушевные беседы с классным руководителем, его дружеская поддержка в трудную минуту. Многие ученики после окончания школы не порывают связи со своим любимым классным руководителем. Они пишут ему письма, спрашивают у него совета, делятся своими радостями, своими достижениями и успехами в труде, в личной жизни.
Таким образом, не все классные руководители пессимистически относятся к своей деятельности, и многие являются для своих учеников как бы приемными родителями.