к методам прямого государственного регулирования валютных отношений относится
Нужно ли валютное регулирование?
Валютные войны ЦБ ведутся с целью увеличения доли экспорта отечественного производства в мировой потребительской корзине. Что же движет жаждой наживы? Каковы инструменты межнациональной борьбы? Как осуществляется валютное регулирование.
Суть ФЗ о валютном регулировании?
Рассматриваемый ФЗ о валютном регулировании предусматривает уточнение понятий:
Чтобы получить явные конкурентные преимущества, правительство искусственно занижает национальный курс путем плановых сделок, получая конкурентоспособную цену.
Подобные операции носят временный высокоамплитудный характер. Чтобы не понести значительных потерь во время резкого изменения национального курса, трейдеры должны внимать предупреждениям центральных банков о готовящейся облаве.
Как реализовано валютное регулирование в 2015 году?
Валютное регулирование 2015 года в РФ претерпело ряд изменений, направленных на увеличение конвертации рубля и регламентацию факторинговых сделок.
Акцент сделан на 3 субъекта валютного рынка:
Перекупка дебиторской задолженности первым лицом вместе с отгруженным товаром подпадает под действие ст. 824 ГК РФ.
Для упразднения споров по валютном кредиту были предложены конкретные изменения. Вы можете узнать их на специальном семинаре или у юристов налоговой службы.
Что представляет закон 173 о валютном регулировании?
Нововведения, включенные в специальный закон 173 о валютном регулировании:
Учтите, принимать участие в факторинговых операциях на российской бирже можно лишь участникам Factors Chain International и International Factors Group.
Как происходит государственное регулирование валютного курса?
Государственное регулирование валютного курса происходит:
Вы можете наблюдать скупку или тиражирование облигаций на бирже, а через некоторое время варьирование рубля в пределах рассчитанного валютного коридора. Участие в государственных операциях с валютой и прочими инструментами биржевых торгов может принести не только деньги, но и настоящее удовольствие.
Методы валютного регулирования: девизный и обменный курс
Все методы валютного регулирования влияют на перспективу развития ведущей валютной пары.
Как трейдеру, так и рядовому спекулянту необходимо разграничивать два вида курса:
Первый предполагает выражение покупательной способности национальной валюты, исчисляемой в инвалюте. Второй – наоборот, показывает сколько рублей можно купить за 1 доллар.
При прогнозировании курса необходимо учитывать:
Валютное регулирование в Российской Федерации
Валютное регулирование в Российской Федерации – законодательная форма ведения политики страны в отношении отечественной и иностранных валют. Под регулированием понимают:
При осуществлении контроля государственные органы ориентируются на закон №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Его основная цель – укрепить курс рубля и экономику России, остановить отток средств за границу и привлечь дополнительный капитал из других стран.
Объекты валютных правоотношений
Основные объекты валютных правоотношений – это отечественная валюта (банкноты и монеты), иностранная (включая средства на счетах, наличные деньги, казначейские билеты), внутренние и внешние ценные бумаги, валютные ценности различного типа. Внутренними являются те ценные бумаги, чья номинальная стоимость указана в рублях. Внешними – бумаги, которые не относятся к внутренним согласно федеральному закону. Валютными ценностями считаются собственно валюта других государств, либо ценные бумаги с соответствующей номинальной стоимостью. Все это подлежит контролю со стороны государства.
Органы валютного регулирования
На территории России за законодательство в области контроля отвечают такие органы валютного регулирования, как Правительство и Центральный банк. Центробанк не подчиняется Правительству, но может действовать совместно с ним и имеет те же цели и задачи. Оба органа осуществляют законотворческую деятельность, выпускают законы и поправки к ним, определяют порядок и условия проведения различных операций, ограничивают движения средств. Законы и регламенты Центробанка и Правительства Российской Федерации обязаны выполнять как резиденты, так и нерезиденты страны (например, контрагенты).
Цель и задачи валютного регулирования
Цель и задачи валютного регулирования – главное, что определяет политику государства.
Основная цель – укрепить саму экономику страны, сделать ее кредито- и конкурентоспособной. Это делают, решая следующие задачи:
Препятствуя бегству капитала в другие страны (прежде всего, в Европу и США), государство вводит определенные ограничения при вывозе средств за рубеж и препятствует свободному обращению других валют на территории России.
Валютные ограничения
Валютные ограничения призваны проконтролировать движение средств между контрагентами из разных стран. Накладываются они на импортные операции, реже – на экспортные. В России ведется политика поддержки курса рубля и национальной экономики, поэтому ограничения касаются именно импортных операций.
В рамках механизма ограничения экспортеры могут продавать валюту только отдельным банкам (например, Центробанком) по фиксированному курсу, а импортеры должны получить разрешение на покупку валюты. Существуют и другие виды ограничений, в том числе опосредованные – например, применение искусственно увеличенного курса местной валюты.
Валютный контроль при импорте товаров
При ввозе товаров на территорию страны ее законодательством предусмотрен валютный контроль. Он подразумевает под собой отслеживание всех операций. Оплату можно производить только безналичным способом, со счета на счет в уполномоченном банке. Организация, которые вывела деньги на счет другого лица, не являющегося резидентом страны, обязана в установленные сроки провезти через границу товар. Его стоимость должна быть аналогична перечисленной сумме.
Валютный контроль при импорте товаров позволяет предотвратить отток капитала за рубеж и, как следствие, ослабление экономики страны.
К методам прямого государственного регулирования валютных отношений относится
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
О валютном регулировании и валютном контроле
Настоящий Закон определяет виды имущества, признаваемого валютными ценностями, понятие и виды валютных операций и правила их осуществления, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, порядок открытия и ведения счетов резидентов и нерезидентов в иностранной валюте и счетов нерезидентов в валюте государства, а также ввоза, вывоза и пересылки валютных ценностей, цели и направления валютного контроля. ответственность за нарушения валютного законодательства.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Валютное регулирование
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В целях настоящего Закона используются следующие основные понятия.
1. Иностранная валюта:
а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
б) средства на счетах в банках и иных кредитных организациях в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
2. Национальная валюта:
а) находящаяся в обращении, а также изъятая или изымаемая из обращения, но подлежащая обмену национальная валюта в виде банковских билетов (банкнот) центрального (национального) банка и монет;
б) средства в национальной валюте на счетах в банках и иных кредитных организациях в государстве и за его пределами.
3. Валютные ценности:
а) иностранная валюта;
б) ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте и (или) удостоверяющие право на получение иностранной валюты;
в) платежные документы (финансовые инструменты) и другие долговые обязательства, номинал которых выражен в иностранной валюте.
Статья 3. Субъекты отношений, регулируемых настоящим Законом
1. Резидентами государства являются:
а) граждане государства, постоянно проживающие в этом государстве физические лица, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в государстве на основании вида на жительство (либо заменяющего его документа), выданного соответствующими государственными органами;
б) все юридические лица, созданные в соответствии с законодательством государства, с местом нахождения в государстве, а также их филиалы и представительства с местом нахождения в государстве и за его пределами;
в) дипломатические и иные официальные представительства государства, находящиеся за пределами государства.
2. Нерезидентами государства являются все юридические и физические лица в государстве и за его пределами, а также филиалы и представительства юридических лиц, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, а также их филиалы и представительства, не указанные в пункте 1 настоящей статьи.
Статья 4. Валютные операции
Валютными операциями являются:
а) операции с валютными ценностями, указанными в подпунктах «а», «б», «в» пункта 3 статьи 2 настоящего Закона, в том числе сделки, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов (финансовых инструментов) в иностранной валюте;
б) ввоз и пересылка в государство, а также вывоз и пересылка из государства валютных ценностей любым способом;
в) сделки между резидентами и нерезидентами, связанные с переходом права собственности и иных прав на национальную валюту, а также ценные бумаги, платежные документы (финансовые Инструменты) и другие долговые обязательства, номинал которых выражен в национальной валюте;
г) осуществление международных денежных переводов.
Статья 5. Текущие валютные операции и валютные операции,
связанные с движением капитала
1. Валютные операции между резидентами и нерезидентами подразделяются на текущие операции и операции, связанные с движением капитала, в соответствии с законодательствами государств.
2. Текущими операциями являются:
а) переводы без отсрочки платежа для осуществления сделок, связанных с экспортом и импортом товаров, работ, услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе прав на них;
б) осуществление расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных сделок в пределах срока, установленного законодательством государства для осуществления текущих валютных операций;
в) предоставление и получение кредитов и займов в пределах срока, установленного законодательством государства для осуществления текущих валютных операций;
г) перевод и получение дивидендов, вознаграждения (интереса) и иных доходов по депозитам, инвестициям, ссудным и иным операциям;
д) переводы неторгового характера, перечень которых устанавливается законодательством государства.
3. Операциями, связанными с движением капитала, являются:
б) переводы в оплату имущественных и иных прав на недвижимость;
в) осуществление расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных сделок свыше срока, установленного законодательством государства для осуществления текущих валютных операций;
г) предоставление и получение кредитов и займов свыше срока, установленного законодательством государства для осуществления текущих валютных операций.
4. Случаи отнесения валютных операций, не указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, к текущим либо связанным с движением капитала устанавливаются национальным законодательством.
Глава 2. ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Статья 6. Органы валютного регулирования
1. Валютное регулирование относится к исключительной компетенции государства.
2. Органы валютного регулирования определяются законодательными актами государства.
3. Президент, правительство и иные государственные органы осуществляют валютное регулирование в пределах своей компетенции.
Статья 7. Порядок проведения операций с иностранной валютой
на внутреннем валютном рынке
1. Запрещается использование иностранной валюты при проведении расчетов на территории государства за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами государства, а также нормативными актами государственных органов в пределах их компетенции.
Порядок осуществления валютных операций на территории государства устанавливается законодательством государства и органами валютного регулирования в пределах их компетенции.
2. Купля-продажа (конверсия) иностранной валюты в государстве производится резидентами и нерезидентами через уполномоченные организации в соответствии с банковским и (или) валютным законодательством государства.
Уполномоченные организации вправе заключать конверсионные сделки как между собой, так и через валютные биржи, действующие в порядке и на условиях, устанавливаемых центральным (национальным) банком государства.
3. Купля-продажа (конверсия) иностранной валюты, минуя уполномоченные организации, запрещена.
Статья 8. Счета резидентов
1. Резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в уполномоченных организациях в порядке, установленном центральным (национальным) банком государства. Резиденты обязаны обеспечить зачисление денежных средств от внешнеэкономической деятельности на счета в уполномоченных организациях за исключением случаев, установленных банковским законодательством государства.
2. Резиденты могут иметь счета в иностранной валюте и в валюте государства в иностранных банках в порядке и на условиях, установленных банковским и (или) валютным законодательством государства резидента и законодательством государства, в котором открываются указанные счета.
3. Уполномоченные организации открывают корреспондентские и иные счета в банках государства и иностранных банках в соответствии с банковским законодательством государства и законодательством, регулирующим деятельность иностранных банков.
Статья 9. Счета нерезидентов
1. Нерезиденты имеют право открывать счета в иностранной валюте и в национальной валюте в уполномоченных организациях и осуществлять по ним операции в порядке, установленном банковским и (или) валютным законодательством государства.
2. Иностранные банки вправе открывать корреспондентские и иные счета в иностранной валюте и в национальной валюте в банках государства и осуществлять по ним операции в порядке, установленном банковским и (или) валютным законодательством государства.
Статья 10. Порядок осуществления платежей и переводов по
текущим валютным операциям
Платежи и переводы, осуществляемые для исполнения текущих валютных операций между резидентами и нерезидентами, производятся через уполномоченные организации в порядке, установленном законодательством государства, без ограничений.
Статья 11. Порядок осуществления платежей и переводов по
валютным операциям, связанным с движением капитала
Платежи и переводы, осуществляемые для исполнения валютных операций, связанных с движением капитала, и проводимые с использованием национальной валюты и иностранной валюты, осуществляются в порядке, установленном законодательством государства.
Статья 12. Ввоз и вывоз наличной иностранной валюты,
ценных бумаг и платежных документов в иностранной
валюте
1. Ввоз наличной иностранной валюты, ценных бумаг (в том числе выпущенных в бездокументарной форме), платежных документов (финансовых инструментов) и других долговых обязательств, выраженных в иностранной валюте и (или) удостоверяющих право на получение иностранной валюты, резидентами или нерезидентами осуществляется без ограничений.
2. Порядок и нормы вывоза резидентами и нерезидентами наличной иностранной валюты, ценных бумаг (в том числе выпущенных в бездокументарной форме), платежных документов (финансовых инструментов) и других долговых обязательств, выраженных в иностранной валюте и (или) удостоверяющих право на получение иностранной валюты, устанавливаются в соответствии с законодательством государства.
3. Таможенное оформление ввоза и вывоза валютных ценностей, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с таможенным законодательством государства.
Статья 13. Ввоз и вывоз наличной национальной валюты,
ценных бумаг и платежных документов в национальной
валюте
1. Ввоз и вывоз резидентами и нерезидентами наличной национальной валюты и платежных документов (финансовых инструментов) и других долговых обязательств, выраженных в национальной валюте и (или) удостоверяющих право на получение национальной валюты, осуществляются в соответствии с банковским и (или) валютным законодательством государства.
2. Ввоз и вывоз резидентами и нерезидентами ценных бумаг (в том числе выпущенных в бездокументарной форме), выраженных в национальной валюте и (или) удостоверяющих право на получение национальной валюты, осуществляются в порядке, определяемом государственным органом, регулирующим отношения в области выпуска, обращения и регистрации ценных бумаг.
3. Таможенное оформление ввоза и вывоза ценностей, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с таможенным законодательством государства.
Статья 14. Пересылка иностранной и национальной валюты,
ценных бумаг, платежных документов в иностранной и
национальной валюте
Пересылка иностранной валюты, национальной валюты, ценных бумаг, платежных документов (финансовых инструментов) и иных долговых обязательств в иностранной и национальной валюте допускается резидентами и нерезидентами в случаях и порядке, установленных законодательством государства.
Глава 3. ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ
(НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА)
Статья 15. Цель и направления валютного контроля
(надзора за соблюдением валютного законодательства)
1. Целью валютного контроля (надзора за соблюдением законодательства) является обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами законодательства государства при осуществлении операций с валютными ценностями, а также операций с национальной валютой, ценными бумагами, платежными документами (финансовыми инструментами) и другими долговыми обязательствами, номинал которых выражен в национальной валюте, регулируемых настоящим Законом.
Валютное регулирование и валютный контроль. Общие положения законодательства. Каковы перспективы развития валютного регулирования цифровой валюты? Разберемся
Комплекс статей, посвящённых арендным правоотношениям, подошёл к концу. В ближайшее время мы хотели бы осветить проблемы в области финансового права Российской Федерации. В частности, проблемы в области валютных правоотношений, правоотношений в сфере национальной платежной системы, ответственности за нарушение финансового законодательства. Статьи предназначены для широкого круга читателей. В задачу написания работ входит: освещение проблем, касающихся качественного развития области финансовых правоотношений, рассмотрение ключевых, проблемных вопросов в финансовом праве, повышение финансово-правовой грамотности, развитие науки финансового права. Целью написания настоящих работ является развитие у читателей интереса к финансовому праву не только с точки зрения практики применения, но и с точки зрения теоретических положений.
Валютное регулирование и валютный контроль на территории Российской Федерации. Общие положения законодательства. Перспективы валютного регулирования цифровой валюты.
Введение
Валютные правоотношения. Для многих из нас валюта представляет собой абстрактную денежную единицу конкретного государства, обозначающая законное средство платежа. С точки зрения валютного законодательства Российской Федерации, валюта – это предмет правоотношения, выражающийся либо в денежном знаке в виде банкноты и монеты, либо средств на банковских счетах и банковских вкладах. Правоотношения, возникающие в ходе обращения валюты, представляют собой объект регулирования валютного законодательства. Именно правоотношения выступают ключевым элементом возникновения валютных обязательств.
26 декабря 2003 года Советом Федерации был одобрен Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон о валютном регулировании и контроле), целью введение которого является обеспечение единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка. Первопричиной составления рассматриваемого закона является контроль за оттоком капитала в зарубежные страны.
Примечательно, что согласно докладу Центрального банка Российской Федерации (далее – ЦБ РФ), чистый отток капитала из России за период с января 2020 г. по ноябрь 2020 г. достиг 47,9 млр. долл. При этом, за тот же период 2019 г. он составил 27 млр. долл. Причиной тому, согласно позиции Центрального банка, является сокращение обязательств перед нерезидентами как банков, так и прочих секторов. Однако не исключается факт оттока капитала, полученного преступным путём.
Отметим, что Закон о валютном регулировании и контроле носит временный характер. Центральный Банк РФ неоднократно указывал на либерализацию валютного законодательства. Рассматриваемый закон не даёт в полной мере использовать ресурсы предпринимателей-экспортеров. Валютные ограничения создают препятствия для быстрого и качественного обмена товара между субъектами предпринимательской деятельности.
Министерство Финансов РФ предлагает постепенно отменять валютные ограничения, установленные Законом (см., например: Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части поэтапной отмены требований по репатриации экспортной выручки в иностранной валюте для несырьевого неэнергетического экспорта»). Все это говорит о постепенном отмирании валютных ограничений.
Основные понятия.
В статье 1 Закона о валютном регулировании раскрываются основной понятийный аппарат. Мы остановимся на ряде понятий, которые важны для дальнейшего изучения рассматриваемого закона.
Валюта Российской Федерации включает в себя:
— денежные знаки в виде банкнот и монет Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства платежа, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки. Отметим, что законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории РФ, является рубль (п.1 ст. 140 Гражданского кодекса РФ). Согласно ст. 27 Федерального закона от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России) официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль, который состоит из 100 копеек;
— средства на банковских счетах и в банковских вкладах. Законодатель не конкретизирует в какой валюте должны выражаться счета в банке (иностранной или валюте Российской Федерации). Однако из системного толкования положений закона следует, что указанные средства должны быть выражены в рублевом эквиваленте, поскольку рассматриваемый подпункт раскрывает понятие валюты Российской Федерации. Раскрытие содержания понятия «средств банковского счета в иностранной валюте» устанавливается отдельным подпунктом. Иное толкование норм привело бы к логической ошибке.
Иностранная валюта, которая включает в себя:
— денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки. Для того, чтобы определить законное средство наличного платежа иностранного государства, необходимо обратиться к нормативно-правовому акту, регулирующий данный вопрос. Например, Закон о валюте и банкнотах 1954 закрепляет выпуск и отзыв банкнот Банком Англии. В разделе 1 устанавливается, что все банкноты, выпущенные в соответствии с настоящим разделом, являются законным платежным средством в Англии и Уэльсе. В случае изменения основных признаков законного платежного средства (например, изменение формата денежных знаков или же выход из обращения денежного знака), Банк Англии публикует сообщения, которые доводят до сведения граждан (см., например: Письмо Банка России от 09.07.1996 г. № 29-5/14).
Своим письмом отделением Отделения N 1 Московского ГТУ Банка России от 27.02.2010 N 51-41-13/4360 «Об изменении в денежном обращении Республики Казахстан» информировало граждан о введении банкноты номиналом 1000 тенге образца 2010 г., которая является законным средством платежа. При этом, в письмо приводятся основные характеристики введенной банкноты.
Таким образом, законное средство платежа, как правило, определяются национальными банками государств. При этом, Центральный банк России посредством собственных писем уведомляет об изменениях в денежном обращении иностранного государства.
— средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных и расчетных единицах. В отличие от содержания понятия валюты Российской Федерации (в части средств на банковских счетах и в банковских вкладах), содержание понятия иностранных средств на банковских счетах и вкладах делает акцент на иностранную и международную денежную единицу, что является вполне логичным и обоснованным.
Законодательством также раскрываются понятия «резидент» и «нерезидент». Отметим, что резидент по смыслу валютного законодательства отличается от резидента по смыслу налогового законодательства. Если в налоговых правоотношениях признаки резидентства связаны с фактическим нахождением налогоплательщика на территории РФ определенное время (см. ст. 207 НК РФ), то резидентсво с точки зрения валютного законодательства связано с гражданством или законодательством Российской Федерации.
Так, по смыслу Закона «О валютном регулировании» к резидентам относятся:
— физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации;
— постоянно проживающие иностранные граждане и лица без гражданства на основании вида на жительства;
-юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также их представительства, филиалы и иные подразделения, находящиеся за пределами территории Российской Федерации;
-представительства Российской Федерации и представительства федеральных органов исполнительной власти, находящиеся за пределами территории РФ, а также Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования и др. Круг резидентов, прописанных в законе, имеет исчерпывающий характер.
Нерезиденты указаны в абз. 7 п.1 ст. 1 ФЗ «О валютном регулировании». Их перечисление не входит в задачу настоящей статьи. Отметим, что круг нерезидентов, установленных Законом о валютном регулировании и контроле, не носит исчерпывающий характер.( http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45458/ ссылка для перехода на Закон о валютном регулировании и контроле).
Содержание валютных операций возможно свести с следующим видам действий резидентов и нерезидентов: 1) приобретение; 2) ввоз/вывоз; 3) перевод. Указанные действия направлены на предмет валютного регулирования и контроля (валюта Российской Федерации, валютные ценности (иностранная валюта и внешние ценные бумаги) и т.д.).
Также законодательством раскрывается понятие уполномоченных банков, которые вправе проводить банковские операции на основании лицензии Центрального банка Российской Федерации. Законодательством, в целом, четко раскрывается понятийный аппарат. Уяснение смысла каждого из определений приведет к пониманию сути Закона о валютном регулировании и контроля. В связи с чем, рекомендуем обратится непосредственно к Закону о валютном регулировании и контроле.
Перспективы валютного регулирования и контроля цифровой валюты.
Остается открытым вопрос о возможности (или необходимости?) лаконичного внесения законодательных положений в части валютного контроля за цифровой валютой.
В начале статьи мы указывали, что предметом регулирования Закона «О валютном регулировании» является денежный знак как законное средство платежа, а также средства на банковских счетах. Указанные правоотношения возможно охарактеризовать как денежные. Как совершенно справедливо отмечают ученые-юристы в финансовом праве, функционал платежа присущ функции денег. Деньги, в свою очередь, образуют денежные правоотношения, которые также включают в себя перемещение капитала из одной страны в другую. Цифровая валюта по своей правовой природе не что иное как вложение капитала в объективную действительность. По смыслу Закона «О цифровой валюте» цифровая валюта может применяться вне сферы товарооборота. Таким образом, законодатель молчаливым согласием дозволяет использовать цифровую валюту в области кредитования, инвестирования и т.д. При таком положении дел может возникнуть опасность легализации денежных средств, полученных преступным путем.
По смыслу валютного законодательства, резиденты обязаны предоставлять налоговым органам отчеты об использовании счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории России. Но в отношении электронных средств платежа, иностранной и национальной цифровой валюты такая обязанность (на момент написания статьи) отсутствует. В связи с чем, предлагаем ознакомиться с нововведения в Закон о валютном регулировании и контроле, устанавливающий контроль за электронными средствами платежа.
Новая редакция Закона «О валютном регулировании» частично вступит в силу 01.07.2021 г. Так, в абз. 1, 2, части 7 ст. 12 новой редакции Закона, резиденты обязаны предоставлять в налоговые органы по месту своего учета отчеты о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа (цифровой валюты – ред. автора), предоставленных иностранным поставщикам платежных услуг. Такие положения распространяются как на физических, так и на юридических лиц. При этом, согласно ч. 7 ст. 12 Закона О валютном регулировании и контроле, резиденты не предоставляют такой отчет в случае, если общая сумма средств, зачисленных на указанное электронное средство платежа, за отчетный год не превышает суммы, эквивалентную 600 000 руб. или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 руб. (цитата из законопроекта). Таким образом законодателем устанавливается контроль за движением цифровой валюты. Однако, поскольку природа цифровой валюты носит гражданский (частный) характер, возникает вопрос о реальной реализации контроля за указанными денежными средствами. Каким образом частные банки (особенно иностранные) будут предоставлять информацию по движению цифровой валюты своих клиентов органам государственной власти? Представляется, что между государствами необходимо заключить международное соглашение, устанавливающее правила обмена информацией между банками иностранных государств и федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации.
Заключение.
На момент написания настоящей статьи уже поданы заявления в Центральный банк на регистрацию цифровых платформ (совместно с цифровыми валютами) компаний. Так, Сбербанк в начале января 2021 года подал заявление на регистрацию собственной блокчейн-платформы, а также криптовалюты. Каким образом будет происходить продажа цифровой валюты? Для каких целей? Покажет практика применения.
В заключение хотелось бы отметить следующее. Определения, раскрытые в настоящей статье, имеют принципиально важное значение для дальнейшего понимания Закона «О валютном регулировании». Рассмотренные вопросы носят не только теоретический характер, но и практический. Важно уметь охарактеризовать правоотношение с точки зрения валютного законодательства. Важно понимать сферу валютного контроля. Вопрос валютного контроля цифровой валюты остается до сих пор актуальным. Мы же поверхностно затронули вопрос, который требует глубокого анализа. Убеждены, что соответствующие труды обязательно будут обнародованы.