к мотивационно смысловым отношениям личности не относятся

Тест по учебной дисциплине «Психология»

1. Как называется состояние, которое характеризуется отсутствием необходимых для организма веществ или энергии:
Потребность
Нужда
Мотив
Инстинкт

2. Относительно устойчивое психическое состояние, проявляющееся как положительный или отрицательный фон психической жизни индивида, называется:
аффект
страсть
настроение
удовлетворение

3. Если возрастная задача периода ранней зрелости не решена, то развивается состояние:
Отчаяния
Чувство вин
Изоляции
Инертности
Ролевого смешения

4. Автором теории стресса является
К.Левин
З. Фрейд
Г. Селье
Б. Ломов

5. Источники невротических состояний:
Информационный дефицит
Ситуация неопределенности
Неумение найти выход из критической ситуации, внутренний конфликт
Ощущение своей вины за действия, которые от нас не зависят
Процесс адаптации

6. Возрастные границы состояния кризиса средних лет:
25
30
40
55

7. Кратковременное состояние, характеризующееся неконтролируемым переживанием большой силы
страсть
аффект
тревога
фрустрация

8. Сознательное действие, оцениваемое с точки зрения нравственного самоопределения человека, когда он утверждает себя как личность, называется:
Поведение
Поступок
Установка
Переживание

9. Возможность субъекта перестраиваться в соответствии с требованиями ситуации:
Компенсаторность
Результативность
Оптимальность
Адаптивность

10. Механизмы функционирования бессознательного (по З. Фрейду):
Сгущение
Рационализация
Смещение
Сублимация

11. Бессознательное (по З. Фрейду) – это:
Инстинкты
Вытеснение переживания
Архетипы
Неактуализированный прошлый опыт

12. Темперамент, характер, способности входят в структуру личности как ее:
индивидуально-психологические особенности
биопсихологические особенности
направленность
социальный опыт

13. Проявления индивидуальности как субъекта деятельности:
Продуктивные
Активные
Инструментальные
Смысловые

14. Формально-динамическая модель личности включает в себя:
Темперамент
Характер
Способности
Стиль
Все указанные компоненты

15. Кто ввел в психологию понятие личности как субъекта отношений?
Б.Г. Ананьев
В.Н. Мясищев
А.В. Петровский
С.Л. Рубинштейн

17. Кто автор идеи «Личность – это отражающая система процесса психического отражения»?
С.Л. Рубинштейн
А.В. Петровский
А.Н. Леонтьев
К.К. Платонов
Б.Г. Ананьев

18. Система устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих динамику ее развития – это:
Темперамент
Характер
Направленность
Способности

19. Согласно классификации потребностей А. Маслоу, к первичным (низшим) относится потребность:
в принадлежности
в самоактуализации
в самоуважении
в безопасности

20. Структура направленности личности (по Л.С. Рубинштейну) не включает:
идеалы
интересы
потребности
совокупность динамических тенденций

21. Как называется акт целевой реакцией которого является причинение вреда другим:
инстинкт
агрессия
нужда
потребность

22. Виды мотивов (по А.Н. Леонтьеву):
Смыслообразующие мотивы
Центральные мотив
Мотивы-стимулы
Ведущие мотивы
Мотивы-ценности

23. К мотивационно-смысловым отношениям личности не относятся:
социальная позиция
смысловые установки
деятельность
поступки

25. Личность как высшее единство человека характеризуется (по А. Н. Леонтьеву):
Целостностью
Деятельностью
Изменчивостью
Постоянством
Самоидентификацией

26. Повышенная эмоциональность реактивность, склонность к раздражительности и аффективности, темп и резкость в движениях присущи обладателю следующего типа темперамента:
флегматик
холерик
сангвиник
меланхолик

27. Как называется состояние, которое характеризуется отсутствием необходимых для организма веществ или энергии?
Потребность
Нужда
Мотив
Инстинкт

28. В структуру мотива не входит
потребностный блок
целевой блок
блок поисковой активности
блок внутреннего фильтра

29. Активный стиль саморегуляции присущ:
флегматик
холерик
сангвиник
меланхолик

30. Высокореативным типом темперамента является:
флегматик
холерик
сангвиник
меланхолик

31. Низкореактивным типом темперамента является:
флегматик
холерик
сангвиник
меланхолик

33. Пассивный стиль саморегуляции присущ:
флегматику
холерику.
сангвинику
Меланхолику

34. Какие свойства темперамента не выделял В.С. Мерлин
Регулирующие динамику психической деятельности в целом и отдельных психических процессов
Устойчивость и сохранение на протяжении длительного времени
Обусловленность типом нервной системы
Обусловленность конституцией

35. Какие свойства нервной системы открыли Б. М. Теплов и В. Д. Небылицын?
Лабильность
Подвижность
Динамичность
Уравновешенность
Сила

36. Свойства темперамента энергетического уровня поведения (по Я. Стреляу)
Подвижность
Реактивность
Ритмичность
Сензитивность
Активность

39. Черты характера как динамические тенденции личности представляют собой установки:
фиксированные
социальные
смысловые
мотивационные

40. Кто из перечисленных авторов рассматривал невроз как деформацию характера?
З.Фрейд
К.Г.Юнг
А.Адлер
Э.Фром
А.Маслоу

41. Кто использовал понятие «отношение» для анализа структуры характера:
Б.Г. Ананьев
В.Н. Мясищев
А.В. Петровский
С.Л. Рубинштейн

42. Автором идеи связи характера и конституции человека является
Гиппократ
И. Павлов
Э. Кречмер
В. Франкл

43. Автором работы «Строение тела и характер» является
Г. Айзенк
Э. Кречмер
К. Платонов
Б. Теплов

44. Частая смена настроения характерна для следующего типа акцентуации характера
шизоидный
циклоид
сензитивный
гипертимный

45. Комплекс общих и специальных способностей, обеспечивающих успех в определенном виде деятельности, называется:
одаренностью
талантом
гениальностью
задатками

46. Умение людей осознавать свои способности и выстраивать поведение, соответствующее специфической задаче или ситуации (по концепции А.Бандуры), называется:
Самосознание
Самоанализ
Самоподкрепление
Самоэффективность
Самонаблюдение

47. Индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают продуктивность в осуществлении различных видов деятельности, называются:
одаренность
талант
гениальность
задатки
общие способности

48. Предпосылки развития – это:
Конституция человека
Семейные отношения
Общение со сверстниками
Задатки
Наследственность

49. Способности делятся на следующие виды:
Общие и специальные
Теоретические и практические
Учебные и творческие
Все ответы правильные

51.Способность человека иметь признание и уважение у других людей называется:
альтруизм
симпатия
эйфория
авторитетность

52. Способность человека к критическому отношению к собственным заслугам
вежливость
скромность
гуманизм
чванство

53. Способность человека к бескорыстному служению ближним
эгоизм
альтруизм
гедонизм
фанатизм

54. Способность человека к слепому, некритическому следованию идее
цинизм
фанатизм
ригоризм
чванство

55. К механизмам социальной перцепции не относятся:
Эмпатия
Проекция
Идентификация
Социальная рефлексия
Аттракция
Каузальная атрибуция

56. К коммуникативным барьерам не относятся:
Барьеры непонимания
Барьеры социально-культурного различия
Барьеры личностного роста
Барьеры отношения

57. Типовые схемы первого впечатления:
Фактор превосходства
Фактор привлекательности
Фактор отношения к наблюдателю
Фактор групповой сплоченности

58. Стереотипы – это:
результат вашего личного опыта
укрепляются при тесном общении с другой группой людей
предубеждения
устойчивые фиксированные образы

59. Формула групповой сплоченности выражается как отношение числа взаимных положительных выборов:
К общему числу возможных выборов
К общему числу членов группы
К общему числу «приятных» членов группы
К общему числу «отверженных» членов группы

60. Как называется эффект восприятия, который характеризуется необоснованным перенесением впечатления о внешних особенностях человека на его внутренние особенности?
Эффект ореола
Эффект первичности
Эффект стереотипизации
Эффект физиономической редукции

61. Укажите характерный признак межличностного общения:
партнера по общению выбирают исходя из личной симпатии (допускается выражение антипатии по отношению к неприятному собеседнику)
цель и результат в процессе общения обязательны
личные чувства (симпатия-антипатия) роли не играют, интересы дела превыше всего
партнеры говорят на одном «профессиональном» языке, в равной (или близкой) степени ознакомлены с тематикой переговоров

62. Проявление бесконтрольного страха, охватывающего значительное число людей.
Аффект
Паника
Циркуляция
Кружение

63. Отношение доминирования и подчинения, процесс межличностного влияния в группе
Конформизм
Лидерство
Перцепция
Взаимодействие

Деловое общение — это:
процесс становления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной жизнедеятельности, включающий в себя обмен информацией
однонаправленная связь, предполагающая передачу чего-либо (в том числе и информации) от одних явлений, предметов и т. д. к другим
важнейший способ нормативной регуляции общения и поведения людей в самых различных областях общественной жизни
образцы восприятия и поведения для наиболее часто повторяющихся ситуаций
вид социальных отношений, направленных на реализацию какого-то общего дела, создающих условия для сотрудничества людей, чтобы достичь важных для них целей

64. Укажите характерный признак делового общения:
личные чувства (симпатия-антипатия) роли не играют, интересы дела превыше всего
цель общения может быть неосознаваемой
партнер по общению выбирается по принципу личной симпатии (допускается выражение антипатии по отношению к неприятному собеседнику)

65. Жесткая тактика поведения на переговорах:
ориентируется на нанесение вреда, ущерба оппоненту или давление на него
в конфликтном сценарии свидетельствует о недостатках воспитания личности
всегда используется только после применения мягкой и нейтральной

66. Какая стратегия ведения переговоров ориентирована на конфронтационный тип поведения:
позиционный торг
переговоры на основе интересов
квазипереговоры
правильного ответа нет

67. Переговоры с ориентацией на модель «выигрыш — проигрыш» ведут на основе:
учета интересов обеих сторон переговоров
позиционного торга
сотрудничества

68. Какая стратегия ведения переговоров предполагает партнерский тип поведения:
позиционный торг
квазипереговоры
переговоры на основе интересов
правильного ответа нет

69. Ситуацию, в которой интересы сторон полностью противоположны и победа одной стороны означает поражение другой, называют:
позиционный торг
игра с нулевой суммой
квазипереговоры
переговоры на основе интересов

70. Расположенность участников переговоров к урегулированию разногласий на основе взаимных уступок, достижения частичного удовлетворения своих интересов, называется:
напористость
партнерство
уступка
компромисс

71. Согласование ряда вопросов процедурного характера, осуществление выбора места и времени встречи участников переговоров — это:
содержательный аспект переговоров;
анализ результатов переговоров;
выполнение достигнутых на переговорах соглашений;
организационный аспект переговоров

72. Формирование состава участников переговоров — это:
содержательный аспект переговоров
анализ результатов переговоров
организационный аспект переговоров
выполнение достигнутых на переговорах соглашений

73. Определение переговорной позиции, разработка различных вариантов решения проблемы и формулирование соответствующих предложений — это:
содержательный аспект переговоров
организационный аспект переговоров
анализ результатов переговоров
выполнение достигнутых на переговорах соглашений

74. В тех случаях, когда необходимо получить дополнительную информацию или уточнить позицию оппонента на переговорах, рекомендуется задавать:
риторические вопросы
наводящие вопросы
открытые вопросы
закрытые вопросы

75. На каком этапе переговоров необходимо обменяться информацией относительно наиболее важных спорных вопросов, точек зрения и позиций друг друга по имеющейся проблеме?
уточнение интересов и позиций сторон
обсуждение
достижение соглашения

76. В случае, когда необходимо получить подтверждение точке зрения говорящего или направить переговоры в определенное русло, рекомендуется использовать:
открытые вопросы
закрытые вопросы
риторические вопросы
наводящие вопросы

77. Метод консенсуса предполагает:
ориентацию на учет интересов и потребностей партнера
реализация собственных интересов, стремление к достижению собственных целей
согласие всех участников переговоров с выработанным решением

78. Область допустимых для обеих сторон решений, где возможно достижение соглашения, называется:
совместным решением проблемы
позитивными переговорами
переговорным пространством
зоной соглашений

79. Как называется состояние, целевой реакцией которого является причинение вреда себе или другим людям?
Потребность
Нужда
Агрессия
Инстинкт

80. Цель делового общения:
приобщить инициатора общения к ценностям партнера
участвовать во взаимодействии субъектов
организовать и оптимизировать предметную совместную деятельность
приобщить партнера к опыту и ценностям инициатора общения

81. Автором когнитивно-физиологической концепции эмоций является
Ч.Дарвин
П.Анохин
С.Шехтер
П.Симонов

82. Психические состояния являются структурным компонентом:
деятельности
нервной системы
психики
эмоционально-волевой сферы личности

83. Органом высших психических функций принято считать:
спинной мозг
кору головного мозга
передний мозг
ретикуляционную формацию

84. Укажите функции эмоций
адаптивная
сигнальная
оценочная
регулятивная
коммуникативная
все указанные функции

85. Направлением воспитания воли не является:
Организация деятельности студента, в процессе которой он учится делать волевые усилия
Личный пример родителей, преподавателей
Самовоспитание студента
Развитие интересов и желаний студента

86. Эмоции, происходящие от потребности в преодолении опасности, называются
Страсть
Упрямство
Решимость
Экспрессия
Поддержка
Альтруизм

87. Выразительность, сила проявления чувств и переживаний называется
Страсть
Упрямство
Решимость
Экспрессия
Поддержка
Альтруизм

88. Облегчающее воздействие присутствующих людей на поведение человека называется социальная
Страсть
Упрямство
Решимость
Экспрессия
Поддержка
Альтруизм

89. Переживания, возникающие на основе потребности в содействии и помощи другим людям, называются
Страсть
Упрямство
Решимость
Экспрессия
Поддержка
Альтруизм

90. Дефицит волевой сферы, выражающийся в стремлении во что бы то ни стало поступать по-своему, вопреки разумным доводам, называется
Страсть
Упрямство
Решимость
Экспрессия
Поддержка
Альтруизм

91. Сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека, называется:
Страсть
Упрямство
Решимость
Экспрессия
Поддержка
Альтруизм

92. Относительно устойчивое психическое состояние, проявляющееся как положительный или отрицательный фон психической жизни индивида, называется:
аффект
страсть
настроение
удовлетворение

93. Анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация являются:
мыслительными операциями
формами мышления
видами мышления
способами мышления

94. Сохранение информации на срок необходимый для выполнения той или иной задачи, называется памятью:
оперативной
иконической
кратковременной
долговременной

95. Вид памяти, при котором, прежде всего, сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства, известен как память:
наглядно-образная
феноменальная
эмоциональная
словесно-логическая

96. Воображение на основе прочитанного, услышанного, аналогичного называется:
произвольным
непроизвольным
творческим
воссоздающим

97. Способность воспринимать окружающие знакомые предметы, как неизменные, при разной удаленности и углах зрения, называется:
целостностью
осмысленностью
избирательностью
константностью

98. Основанием классификации воображения на зрительное и слуховое является:
ведущий анализатор
предмет отражения
форма существования материи
активность субъекта

99. Свойство ощущения, когда под действием одного раздражителя могут возникнуть ощущения, характерные для другого, называется:
адаптацией
контрастом
синестезией
порогом чувствительности

100. Зрительные, слуховые, обонятельные ощущения относятся к следующему виду:
экстерорецептивные
проприорецептивные
интерорецептивные
аффективные

101. Отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира представляет:
ощущение
восприятие
память
воображение

102. Психический процесс создания чего-то нового в форме образа, представления или идеи называется:
ощущением
восприятием
мышлением
воображением

103. Факторы возникновения сознания ( по А.Н. Леонтьеву )
речь
деятельность
эмоция
внимание

104. Сознание открывается субъекту как
рефлексия
чёткая дифференцированная картина мира
плоскость,по которой перемещаются образы
интроспекция

105. Кратко сформулированное положение психологии, отражающее некоторую основную закономерность, проверенную практикой и ставшую для дальнейших исследований исходным требованием, называется:
Теория
Принцип
Закон
Свойство

106. В период открытого кризиса в психологии возникли следующие школы и направления:
Бихевиоризм
Психоанализ
Гуманистическая психология
Когнитивная психология

107. Укажите правильные ответы. Отрасли психологии:
Сравнительная психология
Юридическая психология
Социальная психология
Психология управления
Все ответы правильные

109. Укажите правильные ответы. Принципы психологии:
Принцип детерминизма
Принцип развития
Принцип историзма
Принцип единства сознания и деятельности
Все ответы правильные

110. Понятие «самонаблюдение» является синонимом термина:
интроверсия
интроекция
интроспекция
интроскопия

111. Психология как наука о поведении возникла:
XVII в.
XVIII в.
XIX в.
ХХ в.

112. Утверждение о том, что система поощрений и наказаний имеет решающее значение для регуляции поведения, отражает основную идею:
психоанализа
бихевиоризма
гештальтпсихологии
гуманистической психологии

Источник

Глава 15 Мотивационно-смысловые отношения индивидуальности и их динамика

В одном из вузов столицы однажды произошла история, доказывающая, сколь важно различать знания человека о мире и его мотивационно-смысловые отношения к миру. Об одном выпускнике вуза вдруг стало известно, что он — глубоко верующий человек. В результате его обвинили в неискренности. «Почему вы обвиняете меня в неискренности?» — спросил студент. «Но как же, – ответил преподаватель, – Вы сдавали экзамены по марксистско-ленинской философии, научному атеизму только на отличные оценки, скрывая от нас свою веру в Бога». – «Простите, – ответил студент, – я действительно сдавал экзамены по всем этим предметам. Но никто ни разу не спросил меня, верю ли я в то, что сдаю на экзамене». Можно сколь угодно много знать о мире, но до тех пор, пока знание не воплотится в подлинную веру, оно не обусловит поведение индивидуальности, не превратится в путеводный ориентир в ситуации выбора. В личностных смыслах чужая боль переживается как своя, а соломинка приобретает для утопающего смысл спасения жизни.

Вера, совесть, честь и т. п. – все это мотивационные смысловые установки индивидуальности, которые формируются в деятельности, в делах и поступках человека и изменяются вместе с переменами в его судьбе.

Позднее А.Н. Леонтьевым и П.Я. Гальпериным выделяется понятие личностного смысла — отражения в сознании личности отношения мотива деятельности к цели действия. Будучи порождением жизни, жизнедеятельности субъекта, система личностных смыслов является характеристикой индивидуальности человека. В них действительность открывается со стороны жизненного значения знаний, предметных и социальных норм для самого действующего ради достижения тех или иных мотивов человека, а не только со стороны объективного значения этих знаний.

Личностный смысл представляет собой важный, но не единственный момент функционального развития мотивационно-смысловых отношений личности. При анализе этих отношений необходимо учитывать движение как от деятельности к индивидуальному сознанию, так и от индивидуального сознания к поведению индивидуальности.

Особенности мотивационно-смысловых отношений индивидуальности

Мотивационно-смысловые отношения индивидуальности личности обладают рядом особенностей. Центральная из этих особенностей — производность мотивационно-смысловых отношений от места человека, его социальной позиции в обществе и набора возможных мотивов деятельности, задаваемых этой социальной позицией. Детерминированность мотивационно-смысловых отношений социальной позицией и обусловленность этой позицией отношений деятельности субъекта определяют другие особенности их психологической природы:

опосредованность изменения мотивационно-смысловых отношений изменением лежащей в ее основе деятельности (принцип деятельностного опосредствования мотивационно-смысловых отношений индивидуальности);

недостаточность осознания личностью смысла для его изменения ;

невозможность непосредственного воплощения личностного смысла в значениях.

Из принципа деятельностного опосредствования мотивационно-смысловых отношений вытекает, что перемена социальной позиции человека в мире влечет за собой переосмысление его отношений к действительности. В ряде случаев резкая перемена социальной позиции человека может привести к глубоким перестройкам всей совокупности личностных смыслов, порой драматически проявляющихся в таких феноменах, как феномены « потери себя » и утраты смысла существования ( А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Б.В. Зейгарник, Е.В. Субботский, Л.С. Цветкова, А.У. Хараш, В.А. Петровский ).

Принцип деятельностного опосредствования личностных смыслов позволяет отграничить личностные смыслы от существующих на поверхности сознания субъективных переживаний вроде симпатий, антипатий, желаний, хотений и т. п., изменяющихся непосредственно под влиянием речевых воздействий. Подобные субъективные переживания, как и эмоции, выполняют функцию оценки личностных смыслов и тем самым способствуют осознанию субъектом его отношения к действительности. При несовпадении субъективных переживаний и личностных смыслов, например несовпадении антипатии к близкому человеку, возникшей в какой-либо прямо не затрагивающей мотивы субъекта ситуации, и личностного смысла этого человека, изменятся скорее направленность и знак субъективных переживаний, чем личностный смысл этого человека.

В психологии представление о переживании используется в трех значениях:

– Переживание как любое эмоционально окрашенное явление действительности, непосредственно представленное в сознании субъекта и выступающее для него как событие его собственной индивидуальной жизни.

– Переживание как стремления, желания и хотения, непосредственно представляющие в индивидуальном сознании процесс осуществляемого субъектом выбора мотивов и целей его деятельности и тем самым способствующие осознанию отношения личности к происходящим в ее жизни событиям.

В первом, широком значении термина «переживание», восходящем корнями к интроспективной психологии сознания, акцентируются такие особенности переживания, как непосредственная данность и принадлежность содержаний сознания субъекту. В отечественной психологии были преодолены присущие субъективистской трактовке сознания ограничения, заключающиеся в сведении переживания преимущественно к аффективным состояниям субъекта, резком отрыве представленного переживания знания о действительности от отношения субъекта к этой действительности, а также в изучении переживания вне контекста реального процесса жизнедеятельности субъекта. Характеристика того или иного психического факта как переживания указывает на укорененность данного факта в индивидуальной жизни личности ( С.Л. Рубинштейн ).

Третье значение термина «переживание» фиксирует его как ту особую деятельность, возникающую в критической жизненной ситуации, с помощью которой человеку удается перенести, как правило, тяжелые события, вернуть утраченную осмысленность существования. Подобного рода деятельность развертывается тогда, когда никакие внешние преобразования ситуации, никакое новое знание о ней не могут вернуть человеку смысл жизни (например, утрата близкого человека). Продуктом такой деятельности является происходящее вследствие переоценки ценностей, своего места в мире обретение смысла своего существования ( Ф.Е. Василюк ). Разработка этой грани проблемы переживания позволяет воплотить мысль о том, что сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его.

Итак, кардинальное отличие мотивационно-смысловых отношений от таких существующих на поверхности сознания образований, как субъективные переживания (желания, хотения и т. п.), изменяющихся непосредственно под влиянием вербальных воздействий, состоит в том, что изменение личностных смыслов и смысловых установок всегда опосредствовано изменением деятельности, реализующей объективное отношение субъекта к миру. Производность смысловых образований личности от порождающей их совокупности деятельностей, ее места в системе общественных отношений представляет собой центральную характеристику их природы, выражающую социальную детерминацию этих образований. Яркие факты, полученные в самых разных исследованиях по психологии личности, доказывают то, что, только изменив социальную позицию субъекта, его место в системе общественных отношений, можно трансформировать смыслообразующие мотивы личности и ее установки. В зарубежной психологии проявления утраты психосоциальной идентичности личности, «потери себя» у возвратившихся с войны американских солдат при резких изменениях места в системе социальных отношений описаны Э. Эриксоном.

Несмотря на важность выявления конкретных закономерностей внутриличностной динамики, разработка этой проблемы до сих пор находится в зачаточном состоянии. В настоящее время фактически единственной работой, посвященной экспериментальному изучению внутриличностной динамики смыслов, является исследование В.В. Столина, в котором разрабатываются представления о конфликтных смыслах как единицах самосознания личности.

При изучении внутриличностной динамики важно учитывать тот факт, что смыслы часто не осознаются.

Неосознанные мотивы и смысловые установки личности представляют собой нереализованные предрасположенности к действиям, детерминируемым тем желаемым будущим, ради которого осуществляется деятельность и в свете которого различные поступки и события приобретают личностный смысл. О существовании этого класса неосознаваемых явлений индивидуальности стало известно благодаря исследованиям отсроченного постгипнотического внушения, приводящего к выявлению действия, импульс которого неизвестен самому совершившему это действие после выхода из гипнотического состояния человеку. Подобные явления в психопатологии, которые описывались как раздвоение сознания, симптомы отчуждения частей собственного тела, выполняемые в сомнамбулическом состоянии действия при истерии, и были обозначены термином «подсознательное» ( П. Жане ).

Впоследствии для объяснения природы этих явлений, а затем и для понимания разноуровневых мотивационных структур личности З. Фрейдом было введено понятие « динамическое вытесненное бессознательное ». Под бессознательным понимались нереализованные влечения, которые из-за конфликта с социальными запросами общества не допускались в сознание или изгонялись, отчуждались из него с помощью такого защитного механизма психики, как вытеснение. Будучи вытесненными из сознания личности, эти влияния образуют сферу неосознаваемых динамических диспозиций — скрытые аффективные комплексы, предрасположенности к действиям, активно воздействующие на жизнь личности и проявляющиеся порой в непрямых символических формах (юморе, сновидениях, забывании имен и намерений, обмолвках и т. п.).

Существенная черта этих динамических проявлений личности состоит в том, что осознание личностью причинной связи нереализованных влечений с приведшими к их возникновению в прошлом травматическими событиями не приводит к исчезновению обусловленных этими влечениями переживаний ( например, страхов ) , так как узнанное субъектом воспринимается им как нечто безличное, чуждое, происходящее не с ним. Эффекты бессознательного в поведении устраняются только в том случае, если вызвавшие их события проживаются личностью совместно с другим человеком ( например, в психоаналитическом сеансе ) или с другими людьми ( групповая психотерапия ) , а не только узнаются ею.

Особо важное значение для понимания этого класса проявлений бессознательного и приемов его перестройки имеют феномены и механизмы бессознательного в межличностных отношениях, связанных с установлением эмоциональной интеграции, психологическим слиянием взаимодействующих людей в одно нераздельное целое. К этим феноменам относятся эмпатия, первичная идентификация (неосознанное эмоциональное отождествление с притягательным объектом, например младенца с матерью), трансфер (возникающий в психоаналитическом сеансе перенос нереализованных стремлений пациента на психоаналитика, обеспечивающий их эмоциональное единение, некритичное принятие ими друг друга), проекция (неосознанное наделение другого человека присущими данной личности желаемыми и нежелаемыми свойствами). Во всех этих проявлениях бессознательного побуждающий человека мир и сам человек представляют одно неразрывное целое.

Каждый человек может задать себе извечный вопрос «ради чего я живу?» и попытаться прорваться через завесу мотивировок к истинным мотивам своего поведения. Отвечая на подобные вопросы, человек каждый раз решает особую задачу, « задачу на смысл », результатом которой является осознание личностного смысла, подлинного «значения-для-меня», тех или иных целей и обстоятельств жизненного пути.

В ходе решения « задачи на смысл » происходит внутренняя работа личности по соотнесению проявлений мотива в нескольких пересекающихся друг с другом плоскостях: в отношении мотива к преодолеваемым личностью ради его достижения внешним и внутренним преградам ( побудительная сила мотива ); по сопоставлению мотива с другими выступающими в сознании субъекта возможными мотивами той же деятельности; по оцениванию мотива в его отношении к принятым личностью нормам и идеалам;

по соотнесению мотива с реальными с точки зрения личности ее возможностями, то есть с воспринимаемым образом «Я» ( реалистичность мотива ); по сравнению собственного мотива с предполагаемыми мотивами других субъектов ( социальная идентичность мотива ) ( В.В. Столин ).

Все эти проявления различных аспектов мотивации как в едином фокусе концентрируются в личностном смысле, отражающем отношение мотива к конкретным обстоятельствам и целям действий личности. Однако выявлением всех этих граней представленности мотива в деятельности и сознании « внутренняя работа » по осознанию смысла не заканчивается. Еще одним препятствием на пути осознания смысла является невозможность непосредственного воплощения личностного смысла в системе значений, в которых этот смысл в конечном итоге должен быть вербализован, а тем самым и коммуницирован для других. Муки творчества отражают всю трудоемкость движения от смысла к значению в индивидуальном сознании личности.

При раскрытии содержания понятия «мотивационно-смысловые отношения» следует учитывать движение как от деятельности к индивидуальному сознанию личности, так и от индивидуального сознания личности к деятельности.

Оба этих движения отображают два взаимодополняющих плана проявления единиц анализа личности: план содержания и план выражения. Если рассмотреть исключительно функциональное развитие динамических смысловых систем, отвлекаясь от такого важного момента их становления, как выбор личностью тех или иных мотивов, обусловленных прежде всего ее социальной позицией в обществе, то основные моменты этого развития могут быть переданы следующим образом.

Исходный пункт движения — это порождение « динамической смысловой системы » в процессе побуждаемой и направляемой тем или иным смыслообразующим мотивом деятельности. Осуществляемые посредством этой деятельности объективные отношения человека к миру интериоризируются и воплощаются в индивидуальном сознании в виде личностного смысла. Личностный смысл какого-либо действия или события и есть то, что мы находим в единицах структуры личности, рассматривая их в плане содержания. Иными словами, личностный смысл — это составляющая динамической смысловой системы, отражающая в индивидуальном сознании личности содержание ее отношения к действительности. На возникновении личностного смысла как бы заканчивается движение от деятельности к индивидуальному сознанию личности. С этого момента начинается жизнь личностного смысла в самом индивидуальном сознании и его обратное движение к деятельности [135]

В каких формах сохраняется личностный смысл в сознании, когда приведший к его возникновению конкретный мотив еще не достигнут или же, напротив, уже достигнут? Ведь всем очевиден тот факт, что возникшее по ходу осуществления деятельности отношение к другому человеку, к себе или к случившемуся событию может остаться на долгие годы и даже превратиться в качество личности. Возникает вопрос о том, как отраженная в личностном смысле направленность по отношению к действительности или событию фиксируется во времени и принимает участие в регуляции деятельности субъекта.

Смысловая установка, включая эскиз будущей деятельности, может фиксироваться, существовать в латентной потенциальной форме во времени и актуализироваться, обусловливая наиболее устойчивые способы поведения в соответствующей ей ситуации. Именно смысловая установка определяет в конечном итоге устойчивость и направленность деятельности индивидуальности, ее поступки и деяния.

В поступках и деяниях экстериоризируется отношение индивидуальности к миру, осуществляются «личностные вклады» в других людей, в социальное конструирование различных « жизненных миров » ( Э. Гуссерль ).

Превращение личностного смысла в систему опредмеченных в мире культуры значений — последняя инстанция на пути движения от индивидуального сознания личности к продуктам ее деятельности. Ею и завершается процесс функционального развития таких единиц анализа структуры индивидуальности, как динамические смысловые системы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *