к нетрадиционным формам воспитательной работы можно отнести ответ на тест
Воспитание как педагогический процесс характеризуется следующей
закономерностью:
б) целенаправленность;
г) все ответы верны;
д) нет правильных ответов.
3. Воспитательный процесс имеет следующие этапы:
а) планирование; б) последействие; в) применение; г) все ответы верны; д) нет правильных ответов.
4. К основным видам воспитательной деятельности относится:
а) реабилитационная деятельность; б) организаторская деятельность; в) учебная деятельность; г) все ответы верны; д) нет правильных ответов.
5. Всестороннее развитие личности является:а) организационно-педагогической задачей школы; б) тактической задачей; в) глобальной целью; г) все ответы верны; д) нет правильного ответа.
6. Таксономией целей воспитания включает в себя:а) стратегические цели;
б) глобальные цели; в) тактические цели; г) все ответы верны; д) нет правильного ответа.
7. К методам изучения коллектива относятся:а) метод математической статистики; б) социометрия; в) убеждение; г) все ответы верны; д) нет правильного ответа.
8. Содержание воспитания включает в себя:а) совокупность знаний, умений и навыков учебно-познавательной деятельности; б) совокупность теоретических положений и идей научно-педагогической деятельности; в) совокупность целей, ценностей, отношений, ведущих видов деятельности, направленная на образование и развитие личности ребенка; г) все ответы верны; д) нет правильного ответа.
9. Под методом воспитания понимается:
а) основное правило взаимодействия субъектов воспитания;
б) способ взаимодействия субъектов воспитания, направленный на достижение воспитательной цели;
в) совокупность способов и приемов взаимодействия субъектов воспитания;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.
10. Ведущим методом нравственного воспитания является:
а) порицание; б) упражнение; в) убеждение; г) все ответы верны; д) нет правильного ответа.
11. К нетрадиционным формам воспитательной работы можно отнести:
а) беседу; б) диспут; в) интеллект-аукцион; г) все ответы верны; д) нет правильного ответа.
Задание 2.
Вопрос 3. Основные этапы подготовки экспериментальных данных к математической обработке.
Конечной целью любой обработки экспериментальных данных является выдвижение гипотез о классе и структуре математической модели исследуемого явления, определение состава и объема дополнительных измерений, выбор возможных методов последующей статистической обработки и анализ выполнения основных предпосылок, лежащих в их основе. Для ее достижения необходимо решить некоторые частные задачи, среди которых можно выделить следующие:
1. Анализ, выбраковка и восстановление аномальных (сбитых) или пропущенных измерений. Эта задача связана с тем, что исходная экспериментальная информация обычно неоднородна по качеству. В основной массе результатов прямых измерений, получаемых с возможно малыми погрешностями, в экспериментальных данных часто имеются грубые ошибки, вызванные разными причинами. К ним могут быть отнесены просчеты экспериментатора, сбои вычислительной техники, аномалии в работе измерительных приборов и т. д. Без глубокого анализа качества данных, устранения или хотя бы существенного уменьшения влияния аномальных данных на результаты последующей обработки можно сделать ложные выводы об изучаемом объекте или явлении.
2. Экспериментальная проверка законов распределения экспериментальных данных, оценка параметров и числовых характеристик наблюдаемых случайных величин или процессов. Выбор методов последующей обработки, направленной на построение и проверку адекватности математической модели исследуемому явлению, существенно зависит от закона распределения наблюдаемых величин. При использовании для обработки процедур классического регрессионного анализа, в первую очередь, необходимо дать ответ на вопрос: «Является ли закон распределения наблюдаемых величин гауссовским и некоррелированным?» Получаемые при решении этой задачи выводы о природе экспериментальных данных могут быть как общими (независимость измерений, их равноточность, характер погрешностей и др.), так и содержать детальную информацию о статистических свойствах данных (вид закона распределения, его параметры). Решение центральной задачи предварительной обработки не является чисто математическим, а требует также и содержательного анализа изучаемого процесса, схемы и методики проведения эксперимента.
3. Группировка исходной информации при большом объеме экспериментальных данных. При этом должны быть учтены особенности их законов распределения, которые выявлены на предыдущем этапе обработки.
4. Объединение нескольких групп измерений, полученных, возможно, в различное время или в различных условиях, для совместной обработки.
5. Выявление статистических связей и взаимовлияния различных измеряемых факторов и результирующих переменных, последовательных измерений одних и тех же величин. Решение этой задачи позволяет отобрать те, переменные, которые оказывают наиболее сильное влияние на результирующий признак. Выделенные факторы используются для дальнейшей обработки, в частности, методами регрессионного анализа. Анализ корреляционных связей делает возможным выдвижение гипотез о структуре взаимосвязи переменных и, в конечном итоге, о структуре модели объекта исследований.
Вопрос 5.Множество вопросов организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы в учреждениях образования связаны с проблемой различия между научным (теоретическим) и эмпирическим (опытным) знанием в педагогике.
Краевский В. В. говорил: «Нередко в педагогике эти два вида познания не различают достаточно четко. Считается, что педагог-практик, не ставя перед собой специальных научных целей и не используя средств научного познания, может находиться в положении исследователя. Высказывается или подразумевается мысль, что научное знание он может получить в процессе практической педагогической деятельности, не утруждая себя работой над теорией, которая чуть ли не «вырастает» сама собой из практики. Это далеко не так.Процесс научного познания особый.Он складывается из познавательной деятельности людей, средств познания, его объектов и знаний. Стихийно-эмпирическое знание живет в народной педагогике, которая оставила нам множество выдержавших проверку опытом педагогических советов в виде пословиц и поговорок, правил воспитания. В них отражены определенные педагогические закономерности. Знания такого рода получает и сам учитель в процессе практической работы с детьми. Он узнает, как лучше поступить в ситуации определенного рода, какие результаты дает то или иное конкретное педагогическое воздействие на конкретных учащихся».
Приемы, методы, формы работы, оказавшиеся эффективными в опыте одного педагога, могут не дать желаемого результата в работе другого учителя или в другом классе, в другой школе, потому что эмпирическое знание — конкретно. В этом его особенность — не сила и не слабость, а отличие от знания теоретического, научного.
И сейчас еще слышны сетования на то, что «ученые труды страдают абстрактностью». Но ведь абстракция — теоретическое обобщение опыта. В этом определении весь ответ: не может быть теории без предшествующего ей опыта, и существо теории составляют наиболее общие закономерности, т.е. абстракция. Именно в ситуациях, когда требуется «взлететь над суетой», обратиться к проверенным истинам,ощущается потребность в научном знании.Помощь ученого нужна либо для обобщения опыта, либо для постижения выводов из опыта коллег.
Пример из практики. Разрабатывая программу развития гимназии, администрация и педагоги обратились к целой группе ученых-педагогов с просьбой помочь сформулировать центральную проблему, над решением которой уже работал педагогический коллектив. Педагоги могли долго рассказывать о волнующих их проблемах, о путях их решения, которые предполагали проверить в экспериментальной работе. Но вот сформулировать все это кратко не могли, а значит, не представляли стоящих перед ними задач структурно.
В совместной с учеными работе педагоги разделили задачи на теоретические (поисковые) и практические (организационно-педагогические). В каждой группе задач, в свою очередь, были выделены центральные, ведущие проблемы. Основная задача была определена как «формирование культуры жизненного самоопределения школьника».
В результате деятельность гимназии и ее подразделений стала более четкой. Проще стало планировать работу, анализировать ее результаты, осуществлять текущее руководство.
Исследователи и педагоги-практики нередко не отличают опыт от эксперимента. И то и другое — виды поисковой деятельности, подразумевающей нахождение путей совершенствования существующей практики образования.
Однако опыт — это эмпирическое познание действительности, основанное на чувственном познании, а эксперимент— это познание, проводимое в контролируемых и управляемых условиях, воспроизводимых путем их контролируемого изменения.Эксперимент отличается от наблюдения активным оперированием изучаемым объектом, он осуществляется на основе теории,: определяющей постановку задач и интерпретацию результатов. Нередко главной задачей эксперимента служит проверка гипотез и предсказаний теории.
Эксперимент отличается от опыта наличием теоретической модели достижения результата, которая и проверяется в процессе эксперимента.
Задание 3. Выполнение наблюдений, тестирований и др. видов работ, выполняемых обучающимся в соответствии с индивидуальным планом прохождения практики. Ответить на следующие теоретические вопросы:
1. Содержание образования определенного уровня и целевой направленности, а также документы, формулирующие это содержание, называются (выбрать правильный ответ):
К условиям формирования содержания воспитания относятся6
а) воспитательная деятельность;
б) воспитывающая среда;
в) гуманное общение;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.
5. Тест по теме «Система методов воспитания»
5.1. Под методом воспитания понимается:
а) основное правило взаимодействия субъектов воспитания;
б) способ взаимодействия субъектов воспитания, направленный на достижение воспитательной цели;
в) совокупность способов и приемов взаимодействия субъектов воспитания;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.
5.2. Совокупность путей, способов, приемов и средств воспитания, направленных на достижение определенной воспитательной цели называется:
а) методикой воспитания;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.
5.3. В классификацию методов воспитания Ю.К. Бабанского входит следующая группа методов:
а) методы формирования коллектива;
б) методы стимулирования и мотивации детей;
в) методы изучения личности;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.
5.4. Ведущим принципом коллективной творческой деятельности является:
в) деятельностный характер;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.
5.5. Ведущим методом нравственного воспитания является:
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.
5.6. В основе классификации методов воспитания Ю.К. Бабанского лежит следующий теоретический подход:
а) аксиологический подход;
б) деятельностный подход;
в) синергический подход;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.
5.7. Упражнение является ведущим методом:
а) эстетического воспитания;
б) физического воспитания;
в) умственного воспитания;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.
5.8. К группе методов формирования сознания относится:
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.
5.9. Автором методики КТД является:
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.
5.10. Идея воспитания детей методом «естественных последствий» принадлежит:
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.
6. Тест по теме «Система форм воспитательной работы»
6.1. Форма воспитательной работы означает:
а) способ взаимодействия субъектов воспитания, направленный на достижение воспитательной цели;
б) совокупность способов воспитательного взаимодействия;
в) внешнее выражение содержания воспитания, отраженное в приемах, ситуациях, процедурах взаимодействия, связанных со временем, количеством участников и порядком организации;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.
6.2. Форма отражает следующую сторону воспитания:
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.
6.3. К организационным приемам воспитания можно отнести:
а) элементы наглядного оформления;
б) жеребьевку как прием распределения;
в) элементы музыкального оформления;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.
6.4. В типологию форм воспитательной работы Е.В. Титовой можно включить:
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.
6.5. К воспитательным средствам относятся:
а) предметы материальной и духовной культуры;
б) элементы иллюстративно-наглядного оформления;
в) условия и правила, регулирующие поведение и деятельность детей;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.
6.6. Автором Пакета новых форм воспитательной работы является:
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.
6.7. К нетрадиционным формам воспитательной работы можно отнести:
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.
6.8. В Пакет пестрых дел Н.Е. Щурковой входят:
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.
6.9. Под КТД подразумевается:
а) совокупность приемов, операций, процедур и ситуаций коллективного взаимодействия участников дела;
б) воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе с целью отдыха, развлечения и обучения;
в) события или ситуации в коллективе, организуемые педагогом для детей;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.
6.10. К этапам КТД относятся:
а) этап ближайшего последействия;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.
7. Тест по теме «Система воспитательной работы в школе»
7.1. Воспитание как педагогическая система представляет собой совокупность:
а) компонентов, обеспечивающую единство и целостность изучаемого общественного явления;
б) понятий и категорий педагогической науки;
в) идей, отражающих педагогическую концепцию воспитания;
г) все ответы верны;
д) нет правильных ответов.
7.2. Компонентами воспитательной системы являются:
б) содержание воспитания;
в) способы и формы воспитательного взаимодействия;
г) все ответы верны;
д) нет правильных ответов.
7.3. Структура компонентов системы воспитания предполагает:
а) расположение компонентов системы воспитания, обеспечивающее единство и целостность изучаемого общественного явления;
б) закономерности системы воспитания;
в) причинно-следственные взаимосвязи компонентов;
г) все ответы верны;
д) нет правильных ответов.
7.4. Выявление компонентов воспитательной системы и определение структурных взаимосвязей, обеспечивающих его целостность, тождественность и сохранение основных свойств воспитания при различных внешних и внутренних изменениях называется:
а) системно-структурным анализом;
б) комплексным анализом;
в) историко-генетическим анализом;
г) все ответы верны;
д) нет правильных ответов.
7.5. Системообразующим компонентом воспитания является:
а) методы и формы воспитания;
б) содержание воспитания;
г) все ответы верны;
д) нет правильных ответов.
7.6. К этапам развития воспитательной системы относится:
а) этап становления воспитательной системы;
б) этап отработки содержания деятельности и структуры воспитательной системы;
в) этап оформления и завершения воспитательной системы;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.
7.7. Деятельность, организуемая классными руководителями, учителями или кураторами со своими воспитанниками вне урока называется:
а) учебно-методической работой;
б) учебно-познавательной работой;
в) внеклассной воспитательной работой;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.
7.8. Деятельность центров творчества и социально-педагогических клубов молодежи и подростков относится к:
а) системе дополнительного образования и воспитания;
б) системе внеклассной воспитательной работы школы;
в) системе учебно-познавательной работы школы;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.
7.9. К формам внеклассной воспитательной работы в школе относятся:
а) кружковая работа школы по развитию прикладных умений;
б) клубная работа по интересам в школе;
в) занятия в спортивных секциях школы;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.
7.10. Деятельность, осуществляемая в системе учреждений дополнительного образования и внешкольных воспитательных организаций, называется:
а) внешкольной воспитательной работой;
б) внеклассной воспитательной работой;
в) учебно-познавательной работой по предмету;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.
8. Тест по теме «Современные концепции и технологии воспитания»
8.1. Под педагогической концепцией подразумевается:
а) основной замысел (ведущие идеи) автора в области педагогики;
б) система методов и форм воспитания;
в) совокупность приемов и операций воспитательной работы;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.
8.2. Философский уровень методологического обоснования включает идеи:
б) диалектического материализма;
в) теории свободного воспитания;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.
8.3. Конкретно-научная методология представляет собой совокупность положений:
а) теории формирования общечеловеческих ценностей;
б) теории идеализма;
в) теории прагматизма;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.
8.4. Операциональное обеспечение педагогической идеи или концепции называется:
а) педагогической системой;
б) педагогической технологией;
в) педагогической методикой;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.
8.5. В основе концепции формирования общечеловеческих ценностей прежде всего лежит:
а) аксиологический подход;
б) деятельностный подход;
в) культурологический подход;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.
8.6. Личностно ориентированный подход исходит из ведущего положения о том, что:
а) ребенок есть объект воспитательного воздействия;
б) ребенок есть субъект воспитательного взаимодействия;
в) ребенок есть единоличный преобразователь себя и своего внутреннего мира;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.
8.7. Ключевой идеей концепции педагогики свободы личности О.С. Газмана является:
а) идея национального возрождения;
б) идея развивающего обучения;
в) культуросообразность воспитания;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.
8.8. Высшей ценностью системы воспитания в школе В.А. Караковского является:
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.
8.9. Основная позиция педагога в технологии КТД:
а) позиция наблюдателя;
б) позиция организатора;
в) позиция партнера;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.
8.10. К правилам технологии гуманного общения Н.Е. Щурковой относятся:
а) установление личностного контакта;
б) демонстрация собственной расположенности;
в) постоянное проявление интереса к своим воспитанникам;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.
Ключи к тестам по темам курса «Теория и методика воспитания»
1.1 (а), 1.2 (г), 1.3 (б), 1.4 (а), 1.5 (б), 1.6 (г), 1.7 (б), 1.8 (б), 1.9 (в), 1.10 (в);
2.1 (б), 2.2 (г), 2.3 (г), 2.4 (в), 2.5 (б), 2.6 (а), 2.7 (г), 2.8 (а), 2.9 (а), 2.10 (г);
3.1 (б), 3.2 (г), 3.3 (г), 3.4 (д), 3.5 (б), 3.6 (а), 3.7 (г), 3.8 (г), 3.9 (б), 3.10 (а);
4.1 (в), 4.2 (б), 4.3 (г), 4.4 (б) 4.5 (а), 4.6 (б), 4.7 (в), 4.8 (б), 4.9 (в), 4.10 (г);
5.1 (б), 5.2 (а), 5.3 (б), 5.4 (г), 5.5 (в), 5.6 (б), 5.7 (б), 5.8 (а), 5.9 (б), 5.10 (а);
6.1 (в), 6.2 (б), 6.3 (б), 6.4 (б), 6.5 (а), 6.6 (б), 6.7 (в), 6.8 (а), 6.9 (а), 6.10 (а);
7.1 (а), 7.2 (г), 7.3 (г), 7.4 (а), 7.5 (в),7.6 (г), 7.7 (в), 7.8 (а), 7.9 (г), 7.10 (а);
8.1 (а), 8.2 (б), 8.3 (а), 8.4 (б), 8.5 (а),8.6 (б), 8.7 (в), 8.8 (а), 8.9 (в), 8.10 (г).
Приложение 2
САМОТЕСТИРОВАНИЕ «ПРОВЕРЬ СЕБЯ В СИТУАЦИЯХ»
Анализ и решение воспитывающих ситуаций является одним из ведущих способов формирования аналитических, конструктивных и проективных умений будущего учителя-воспитателя.
В целях эффективного решения предложенных воспитательных ситуаций предлагается определенный алгоритм их анализа.
Алгоритм анализа воспитательной ситуации:
1. Определите педагогический смысл описанной ситуации, т.е. опишите ее с точки зрения состояния участников ситуации, их взаимоотношений, жизненного опыта, взглядов, позиций.
2. Выявите педагогическую проблему (реально существующие или назревающие противоречия), возможные причины создавшегося конфликта. Сформулируйте педагогическую проблему.
3. Спроектируйте педагогические цели и задачи (планируемый результат, который хотелось бы достичь в данной ситуации).
4. Сформулируйте несколько вариантов решения ситуации.
5. Выберите и обоснуйте наиболее оптимальный способ воспитательного взаимодействия в данной ситуации.
6. Продумайте оперативную структуру действий педагога.
7. Проведите анализ предполагаемых результатов: характеристику изменений, которые должны произойти благодаря успешному решению воспитательной ситуации.
Ситуация 1.На первом же родительском собрании предвыпускного класса группа родителей потребовала от классного руководителя не загружать детей ни общественной работой, ни внеклассными мероприятиями. Десятиклассникам нужно думать лишь о поступлении в вуз! Что делать классному руководителю?
а) согласиться с родителями, действительно, от последних двух лет зависит будущее детей;
б) ограничить воспитательную работу только профориентационной деятельностью;
в) направить с этим требованием к директору. Пусть он разбирается с родителями;
г) объяснить, что выпускные классы – это не только период предпрофессионального становления, но и время, когда ярко проявляется потребность в межличностном общении и социальной значимости. И если это время будет безвозвратно упущено, то это может привести к крайнему индивидуализму, с одной стороны, и духовной черствости, с другой;
д) сослаться на Устав и Программу школы, подчеркнув, что не в компетенции классного руководителя менять задачи и установки школы.
Ситуация 2.Вечером учительница вышла во двор погулять с собакой. Навстречу ей идет, пошатываясь, ученик 10 класса. Он сильно пьян. Что делать?
а) проводить до дому и «сдать» родителям;
б) ничего не предпринимая, пройти мимо, а на следующий день посоветоваться с директором школы;
в) первый же урок в классе, где учиться мальчик, начать с описания этой ситуации (не называя фамилии ученика);
г) обсудить этот случай во всеуслышание на классном часе;
д) подойти к пьяному и «припугнуть» завтрашним разбирательством в школе;
е) подойти к пьяному школьнику и громко пристыдить.
Ситуация 3.У одного из пятиклассников родилась сестренка. Всегда веселый и активный мальчик стал замкнутым, начал подолгу задерживаться в школе и на улице. В разговоре с классным руководителем признался, что теперь он стал «ненужным и лишним в семье». Как помочь мальчику?
а) посоветовать родителям, больше уделять времени старшему ребенку;
б) посоветовать мальчику, самому откровенно поговорить с родителями;
в) организовать беседу по обмену опытом детей на тему: «Как помочь родителям, когда в доме малыши»;
г) пристыдить мальчика, говоря, что не ожидала от него такого эгоизма.
Ситуация 4. После серии социометрических тестов и тестов-рисунков, классный руководитель окончательно убедился, что один из ее шестиклассников не вписывается в систему коллективных отношений класса. Что делать?
а) вызвать родителей и показать им результаты социометрических тестов их сына, в конце концов, это их забота;
в) поговорить с активом класса, в конце концов, это забота самого коллектива;
г) при организации воспитательной работы всегда находить для него поручения и дела, которые «высвечивали» бы этого школьника с интересной стороны;
д) поручить 2-3- шестиклассникам, чтобы они взяли на себя опеку и заботу о нем.
Ситуация 5.В седьмом классе после анонимного профориентационного анкетирования выяснилось, что треть подростков мечтает стать криминальными авторитетами. Ваши действия:
а) провести экспертизу почерков, выявить будущих «криминальных авторитетов» и сообщить их родителям о намерениях мальчиков;
б) пригласить специалистов из МВД на классный час с просьбой рассказать о реальной, а не мнимой жизни «криминальных авторитетов»;
в) на ближайшем родительском собрании сообщить родителям о планах детей с просьбой поговорить на эту тему со своими сыновьями;
г) пригласить директора школы в целях «проработки» мальчиков и их планов на будущее.
Ситуация 6.К учительнице, учившей старшего брата, попадает в класс, его младший брат. Видя, насколько младший уступает старшему, учительница постоянно их сравнивает, укоряя младшего в нерадивости. Насколько уместны такие сравнения?
А) еще как уместны, они заставят младшего задуматься и исправиться;
б) совсем неуместны, они только принижают и деморализуют младшего;
в) разговоры с младшим братом о старшем в любом случае полезны, но прямых сравнений следует избегать;
Ситуация 7. Проверяя сочинение отъявленного двоечника, учительница не верит своим глазам: оно написано грамотно, интересно по содержанию. Налицо подлог – двоечник так написать не мог. Как поступить?
а) поставить объективную оценку, но впредь внимательно наблюдать за двоечником, чтобы понять, что происходит;
б) поскольку автора сочинения вы знаете, как облупленного, ставит ему хорошую оценку недопустимо – сначала надо с ним обстоятельно поговорить;
в) такое сочинение не нужно оценивать до обстоятельного разговора с автором – если он и впрямь автор;
г) о чем же тут думать? Такому сочинению надо радоваться, и оценку за него лучше завысить, но никак не занизить, надо же поощрить двоечника!
д) прочитав такую «липу», смело ставьте двойку, не ошибетесь!
Ситуация 8.В 7 классе учится ребенок, страдающий косоглазием. Некоторые ребята обзывают и обижают его. Действия классного руководителя:
а) посоветовать ребенку, не обращать внимания на подобные выходки;
б) делать вид, что ничего не происходит, пусть сам разбирается;
в) создать ситуации проявления ребенка с интересной стороны;
г) посоветовать перевести ребенка в специальную школу.
Ситуация 9.В классе – мальчик, освобожденный от экзаменов по состоянию здоровья. Он скрывает свою болезнь, а одноклассники считают его лодырем, и говорят, что справка куплена. Как вести себя учителю?
а) при случае рассказать ребятам правду, категорически потребовав от них сохранения тайны;
б) убедить больного мальчика рассказать одноклассникам о своей болезни и тем самым успокоить их;
в) коснуться этой темы на родительском собрании и, не вдаваясь в подробности, попросить родителей повлиять на детей;
г) серьезно поговорить с ребятами, но не о самой болезни, а о факте ее существования в действительности;
д) конфиденциально поговорить с ребятами – и не только о факте существования болезни, но и о ней самой, чтобы ребята поняли всю серьезность ситуации.
Ситуация 10.Восьмиклассник отказывается заниматься на уроках литературы, не учит материал, пропускает уроки, мотивируя это тем, что он избрал себе в будущем техническую специальность, и литература ему не нужна. Что ответить?
а) «Если ты знаешь, Чехова сделала известным не медицина, а литература»;
в) «Если ты действительно хочешь поступить в технический вуз, тебе нужен высокий балл и по литературе»;
г) «Техническая специальность – это пища для ума и успешность в работе, а книга – это отдых для души и гимнастика для духа».
Ситуация 11.В письменной творческой работе старшеклассницы учительница находит какую-то нелепость или грубую ошибку (например: Рафаэло вместо Рафаэль, оскетизм вместо аскетизм). Как реагировать?
б) исправить, а при разборе творческих работ, озвучить несколько нелепостей, не называя фамилий авторов;
в) самые «яркие» глупости едко высмеять, назвав авторов;
г) поставить две оценки: одну – за грамотность, другую – за содержание;
д) задумайтесь о причинах не только безграмотности, но и бескультурья многих ребят.
Ситуация 12.Учительница узнает, что двое ребят из ее класса состоят в профашистской молодежной организации. Что делать?
а) связаться с родителями ребят и наметить тактику совместных действий;
б) сообщить директору школы и попросить его совета в данной ситуации;
в) связаться с организацией и «припугнуть» ее лидеров;
г) обратиться в правоохранительные органы и попросить их совета и помощи;
д) провести классное собрание и обсудить этот «вопиющий факт» на собрании.
Ситуация 13. Во время контрольной учительница замечает, что две девочки общаются друг с другом. Что предпринять?
б) сухо предупредить, что обеим будет снижена оценка;
в) пересадить одну из девочек за свой стол и внимательно за ней наблюдать;
г) ничего не объясняя, отобрать обе работы и провести контрольную с каждой девочкой в отдельности;
д) ничего не предпринимать, но во время проверки контрольных внимательно проанализировать обе работы. Если они списаны, отреагировать как можно жестче, чтобы в следующий раз подобное не повторилось;
е) проверив обе работы и выявив их сходство, в конце каждой написать: «За работу – 2, за конспирацию –5».
Ситуация 14.Учительница объясняет новый материал. Вдруг один из учеников громко говорит: «Людмила Ивановна, я от ваших объяснений просто тащусь!» Что ответить?
а) незамедлительно парировать: «А я балдею от твоих комментариев!»
в) «Наверное, ты сказал что-то умное и красивое. Жаль только, что я тебя не поняла, переведи, пожалуйста»;
г) «Лучше тащи сюда дневник, получишь замечание»;
д) «На такие выпады лучше не обращать внимание».
Ситуация 15.Ученик провинился. Учитель говорит: «Давай дневник!», а мальчик отвечает «Я забыл его дома». Что делать?
а) спросить: «А голову ты дома не забыл?»
б) строго сказать: «Тогда иди домой за дневником, заодно родителей захвати. Я хочу с ними поговорить»;
в) пообещать: «Ну, что ж, вечером я позвоню твоим родителям, чтобы завтра напомнили тебе взять дневник»;
г) предупредить: «Ну, что ж, постарайся не забыть его завтра!»;
д) попросить: «Покажи-ка свой портфель, что-то я сомневаюсь, что это правда»;
е) сухо сказать: «Раз дневника нет, идем к директору».
Ситуация 16. На классном часу один из семиклассников заявляет классному руководителю: «Мария Ивановна, а почему 7 А класс все время ходит то на экскурсии, то на ипподром, то в походы? А мы все беседуем, беседуем, беседуем …». Что ответить?
а) «Ходите, кто вам запрещает?»;
б) «Сравнили себя с 7 А классом?! Да с вами ни один учитель не рискнет пойти в поход!»;
в) «Все зависит от вас. Предлагайте! Я с удовольствием поддержу!»;
г) «Сначала двойки исправь, а потом в поход собирайся!».
Ситуация 17.На уроке девочка напоминает учительнице: «Ольга Петровна, на прошлом уроке вы обещали, что расскажете нам…» Учительница совсем забыла о своем обещании и выполнить его не готова. Как быть?
а) уверенно сказать: «Конечно, конечно, только сегодня у нас не хватит времени. Давайте в следующий раз!»;
б) решительно заявить: «Давайте поговорим об этом после контрольной работы, тогда у нас и времени будет больше»;
в) сказать недоуменно: «Ну, сегодня вы не настолько хорошо работали на уроке, чтобы я вам делала такие подарки!»;
г) удивиться: «Что-то не помню, чтобы я вам давала такое обещание, но раз вам это интересно, так и быть, в следующий раз поговорим»;
д) честно признаться, что забыли о своем обещании, извиниться и сказать, что в следующий раз обязательно его выполните.
Ситуация 18.После сделанного классным руководителем замечания подросток вышел из класса, демонстративно хлопнув дверью. Как быть?
а) промолчать, но при случае напомнить мальчику о его неучтивости и вашей возможности «вернуть долг»;
б) немедленно вернуть и отчитать мальчика, заставив закрыть дверь за собой тихо;
в) на следующий день спокойно побеседовать с мальчиком, «пристыдив» его исключительно примером собственной выдержки и достоинства;
г) сделать вид, что ничего особенного не произошло;
д) подождать родительского собрания, чтобы высказать родителям претензии по поводу воспитания сына;
е) сдержаться, но при случае рассказать ребятам библейскую легенду о Хаме и происхождении термина «хамство». Может это заставит их задуматься.
Ситуация 19.У одной из учениц пропала собака. Девочка пришла в школу печальная, удрученная, ей совсем не до учебы. Как помочь девочке?
а) успокоить и посоветовать сделать объявление о пропаже собаки и по радио или телевидению;
б) по возможности вовлечь в поиски одноклассников – только тогда это может увенчаться успехом;
в) обязать каждого из одноклассников написать хотя бы одно объявление о пропаже собаки. Все объявления расклеить на улице;
г) успокоить девочку: если собака не найдется, можно взять нового щенка;
д) разрешить девочке несколько дней не приходить в школу, чтобы все свое время посвятить поискам собаки;
е) строго напомнить девочке, что собака – собакой, а учеба – учебой.
а) тихо и спокойно спросить у девочки, что случилось;
б) осторожно расспросить одноклассников о причине траура;
в) позвонить в тот же вечер родителям и узнать, что произошло;
г) уединиться с девочкой на перемене и расспросить, что случилось и чем ей можно помочь;
д) оставить девочку в покое и в этот день к доске не вызывать.
Ситуация 21.Учителя школы готовятся к забастовке в связи с невыплатой зарплаты за несколько месяцев. Учащиеся в курсе этого и активно предлагают присоединиться к бастующим учителям. Что делать?
а) разрешить ребятам присоединиться к забастовке – это будет впечатляюще!
б) запретить ребятам присоединиться к забастовке – только этого не хватало!
в) посоветовать ребятам самостоятельно организовать забастовку в поддержку учителей;
г) при таком накале страстей с забастовкой лучше повременить и провести ее, когда страсти немного утихнут.
д) объяснить ребятам, что это забастовка учителей, у нее – свои причины, и необходимости в «помощи» учащихся нет;
е) разрешить ребятам присоединиться к забастовке и оказать помощь.
а) «Это тебе не частная школа – здесь нужно трудиться»;
б) «Ну что же, если ты дальше будешь иначе относиться к учебе, и у тебя вместо троек будут пятерки»;
в) «Твою шутку я оценила, но хороший аттестат нужно заработать»;
г) «Саша, твои тройки уже завышены»;
д) «О чем ты? Скажи спасибо, что двоек нет».
Ситуация 23.В городскую школу приехал семиклассник из села. Его внешний вид, манера говорить и общаться вызывали у детей открытые насмешки. Ваша позиция:
а) попросить одного из учеников поговорить с ним о манерах, нормах, ценностях городских сверстников;
б) самой поговорить с ним о том, как вести себя, чтобы понравиться одноклассникам;
в) организовать такое дело, которое позволило бы подростку проявить себя с интересной стороны;
г) делать вид, что ничего не происходит, пусть сам разбирается.
Ситуация 24.Идет субботник, дети убирают территорию вокруг школы. Вдруг один мальчик спрашивает: «Надежда Петровна, а сколько заплатит нам школа за работу?» Учительница удивлена: о какой плате может идти речь? Мальчик настаивает: «Но ведь любой труд должен оплачиваться!» К юному «коммерсанту» быстро присоединяются единомышленники. Как разрядить обстановку?
а) спокойно объяснить, что школа – не коммерческая организация и оплачивать разовые мероприятия не должна;
б) спокойно объяснить: «Твой вопрос уместен в частной школе, но не в государственной»;
в) весело спросить: «Ты же не платишь за то, что тебя учат, почему же ты не хочешь хоть что-нибудь сделать для школы?»;
г) строго спросить: «Может тебе платить за учебу в школе – это ведь тоже чей-то труд?»;
Ключ к тестам «Проверь себя в ситуациях»
Ситуации: 1 (г), 2 (а), 3 (в), 4 (г), 5 (б), 6 (в), 7 (а), 8, (в), 9 (г), 10 (в), 11 (г), 12 (а), 13 (а), 14 (в), 15 (г), 16 (в), 17 (д), 18 (в, е), 19 (а), 20 (а), 21 (д), 22 (б, в), 23 (в), 24 (а, в).