к закономерностям которым подчинены методы правового регулирования земельных отношений можно отнести
К закономерностям которым подчинены методы правового регулирования земельных отношений можно отнести
Рейтинг:
1.5. закономерности, которым подчинены методы правового регулирования земельных отношений
Анализ действующего законодательства указывает на следующие закономерности.
Действие объективных законов. Земля подвержена эрозионным процессам, процессам зарастания кустарником, мелколесьем, сорняками. В силу этого в ЗК РФ предусмотрены обязанности по защите земель от вредных процессов. Объективный закон природы продиктовал законодателям введение указанного требования. И с этим нельзя не считаться.
Действие экономических законов общества, которые диктуют праву свои условия. Ведущим мотивом в поведении людей является интерес, а чтобы действия этого интереса не пошли в разрез с интересами общества и государства, последнее сформировало систему правил, устраняющих такую коллизию,
Действие социальных законов, отражающих психологию народов, общностей, этносов, для которых дороги традиции, свое понимание ценности окружающей среды. В местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп возможно установление особого режима использования земель (об этом есть оговорка в Федеральном законе «О гарантиях прав коренных малочисленных народов» от 30 апреля 1999 г.).*
*См.: Федеральный закон РФ от 30 апреля 1999 г. « О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ». СЗРФ. 1999. № 18. Ст. 2208.
Этому же способствует преимущественное право на получение земельного участка гражданами в данной местности.
Содержание
Читать: Введение
Читать: Глава 1 понятие земельного праваЧитать: 1.1 введение
Читать: 1.2. предмет земельного права
Читать: А) теоретическое определение предмета отрасли земельного права
Читать: Б) земельные отношения как предмет отрасли земельного права
Читать: В) специфика земельных отношений
Читать: Г) земля как уникальный объект правового регулирования. определение понятия «земля» и других теД) особенности земли как объекта правового регулирования
Читать: 1.3. методы правового регулирования земельного права. земля как объект правового регулирования
Читать: 1.4. методы правового регулирования земельных отношений
Читать: А) теоретическое определение метода правового регулирования
Читать: Б) метод науки земельного права и учебной дисциплины
Читать: В) особенности методов правового, регулирования земельных отношений
Читать: 1.5. закономерности, которым подчинены методы правового регулирования земельных отношений
Читать: 1.6. специфические особенности методов правового регулирования земельных отношений
Читать: 1.7. заключение
Читать: 1.8. принципы земельного права
Читать: 1.9. место земельного права в общей системе права россии
Читать: 1.10. система земельного права
Читать: Глава 2 источники земельного праваЧитать: 2.1. понятие источников земельного права
Читать: 2.2. система источников земельного права
Читать: 2.3. перспективы развития земельного законодательства
Читать: Глава 3 история правового регулирования земельных отношений в россииЧитать: 3.1. земельно-правовой режим в россии до 1861 г.
Читать: 3.2. земельная реформа 1861 года и ее правовое содержание
Читать: 3.3. столыпинская аграрная реформа 1906–1907 годов
Читать: 3.4. земельный строй в россии в годы советской власти
Читать: 3.5. земельный строй россии с 1990 года по настоящее время
Читать: 3.6. история формирования курса «земельное право»
Читать: Глава 4 понятие и виды земельных правоотношенийЧитать: 4.1. понятие земельных правоотношений
Читать: 4.2. структура земельных правоотношений
Читать: 4.3. земельно-правовые нормы
Читать: 4.4. субъекты земельных правоотношений
Читать: 4.5. объекты земельных правоотношений
Читать: 4.6. содержание земельных правоотношений
Читать: 4.7. виды земельных правоотношений
Читать: 4.8. основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений
Читать: Глава 5 право собственности, вещные и другие права на землюЧитать: 5.1. понятие права собственности на землю
Читать: 5.2. виды и формы земельной собственности
Читать: 5.3. основания возникновения, изменения и прекращения права собственности на землю
Читать: 5.4. вещные права на землю
Читать: 5.5. иные права на пользование землей
Читать: 5.6. основания и правовые последствия прекращения вещных прав на землю
Читать: Глава 6 документы, удостоверяющие права на земельные участки. государственная регистрация прав Глава 7 правовое регулирование сделок с землейЧитать: 7.1. понятие земельно-правовых сделок
Читать: 7.2. земельно-правовые сделки, влекущие за собой смену собственника земельного участка
Читать: 7.3. земельно-правовые сделки, не сопровождающиеся сменой собственника земельного участка
Читать: Глава 8 государственное регулирование земельных отношенийЧитать: 8.1. понятие государственного регулирования земельных отношений
Читать: 8.2. органы, осуществляющие государственное регулирование земельных отношений
Читать: 8.3. правовые функции государственного регулирования земельных отношений
Читать: Глава 9 земельно-процессуальное правоЧитать: 9.1. понятие и общая характеристика земельно-процессуального права
Читать: 9.2. соотношение процессуальных норм земельного права с административным, гражданским и уголовн9.3. виды земельного процесса*
Читать: 9.4. структура земельного процесса.
Читать: Глава 10 правовое обеспечение рационального использования и охрана земель по российскому закон10.1. понятое рационального использования земель
Читать: 10.2. количественый критерий рационального использования земель
Читать: 10.3. качественный критерий рационального использования земель
Читать: 10.4. способы правового обеспечения рационального использования отдельных категорий земель
Читать: 10.5. организационно-правовые формы обеспечения рационального использования земель
Читать: 10.6. понятие и общая характеристика охраны земель
Читать: Глава 11 защита земельных прав граждан и юридических лиц и порядок разрешения 3emельных споровЧитать: 11.1. понятие и общая характеристика защиты земельных прав граждан и юридических лиц
Читать: 11.2. понятие и причины возникновения земельных споров
Читать: 11.3. порядок рассмотрения земельных споров
Читать: 11.4. основания и порядок обжалования решений по земельным спорам
Читать: 11.5. порядок исполнения решений по земельным спорам
Читать: Глава 12 ответственность за земельные правонарушения Читать: 12.1. понятие ответственности за земельные правонарушения
Читать: 12.2. виды юридической ответственности за нарушения земельного законодательства
Читать: 12.3. применение юридической ответственности и профилактика земельных правонарушений
Читать: Глава 13 понятие и общая характеристика правового режима земель
Читать: Особенная часть
Читать: Глава 14 правовой режим земель сельскохозяйственного назначенияЧитать: 14.1. понятие и общая характеристика правового режима земель сельскохозяйственного назначения
Читать: 14.2. земли сельскохозяйственного назначения как объект правового режима
Читать: 14.4. субъекты, осуществляющие использование земель сельскохозяйственного назначения, и их прав14.5. охрана земель сельскохозяйственного назначения
Читать: Глава 15 правовой режим земель поселений (городов, поселков и сельских поселений)Читать: 15.1. понятие и общая характеристика правового режима земель поселений
Читать: 15.2. особенности государственного регулирования земельных отношений в поселениях
Читать: 15.3. выдача разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения
Читать: 15.5. планирование развития территории рф, субъектов рф, городских и сельских поселений, друг15.6. право пользования землями поселений
Читать: 15.7. право пользования землями жилой и общественной застройки
Читать: 15.8. право пользования землями общего пользования
Читать: 15.10. право пользования землями транспорта, связи, инженерных коммуникаций, занятыми зданиями,15.11. право пользования землями сельскохозяйственного использования и другими угодьями
Читать: 15.12. право пользования землями особо охраняемых территорий и объектов природоохранного, оздор15.13. право пользования землями военных объектов и режимных зон
Читать: 15.14. охрана земель поселений
Читать: Глава 16 правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, и16.1. понятие и общая характеристика правового режима земель специального назначения
Читать: 16.2. особенности правового регулирования использования отдельных видов земель специального назГлава 17 правовой режим земель, принадлежащих гражданамЧитать: 17.1. особенности правового режима земель, принадлежащих гражданам
Читать: 17.2. виды прав граждан на земельные участки
Читать: 17.3. основания возникновения, изменения и прекращения прав граждан на земельные участки
Читать: 17.4. законодательство россии о правах граждан на земельные участки
Читать: 18.2. правовой режим земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного и историкоГлава 19 правовой режим земель лесного фондаЧитать: 19.1. понятие и общая характеристика правового режима земель лесного фонда
Читать: 19.2. особенности государственного регулирования правового режима земель лесного фонда
Читать: 19.3. право пользования землями лесного фонда
Читать: 19.4. правовая охрана и защита лесов
Читать: Глава 20 правовой режим земель водного фондаЧитать: 20.1. понятие и общая характеристика правового режима земель водного фонда
Читать: 20.2. особенности государственного регулирования правового режима земель водного фонда
Читать: 20.3. планирование использования и охраны водных объектов
Читать: 20.4. государственный мониторинг водных объектов и государственный водный кадастр
Читать: 20.5. государственный контроль за использованием и охраной водных объектов
Читать: 20.6. право пользования землями водного фонда
Читать: 20.7. правовая охрана водных объектов
Читать: Глава 21 правовой режим земель запаса
Читать: Приложения
Правовое регулирование
Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения.
В системе социального регулирования важная роль принадлежит именно правовому регулированию. Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели.
Воздействие норм, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовыми. Если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а иногда противоречащие целям законодателя, такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Также нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Например, воздействие на сознание людей через средства массовой информации, нравственное и правовое просвещение.
Предмет правового регулирования
Право не должно и не может регулировать все общественные отношения и все социальные связи людей. Поэтому должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования, то есть те связи, которые необходимо урегулировать правом.
В сферу правового регулирования должны входить отношения со следующими признаками:
— в них находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные;
— в них реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения другого;
— они строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил;
— они требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой
Этим признакам отвечают три группы общественных: отношений:
1) отношения людей по обмену материальными и духовными ценностями (имущественные);
2) отношения по властному управлению обществом (государственное управление социальными процессами);
3) отношения по обеспечению правопорядка (призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе). Эти отношения возникают из нарушения правил поведения людей в двух указанных сферах.
Общественные отношения, входящие в эти группы составляют предмет правового регулирования, поскольку по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и требуют правового регламентирования.
От характера и содержания общественных отношений зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования.
Такой характер и вид общественных отношений обусловливают степень интенсивности правового регулирования (широта охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения).
Методы, способы и типы правового регулирования
Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.
Метод децентрализованного регулирования (автономный, диспозитивный) – построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих свои частные интересы (в сфере отраслей частноправового характера).
Метод централизованного (императивного, авторитарного) регулирования – базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. В этих отношениях приоритетным является общественный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (в конституционном, административном, уголовном праве).
Метод правового регулирования является одним из важных критерия разграничения прав на отрасли.
Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.
1. Дозволение – состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий (предоставление субъективных прав).
Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма не однородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.
2. Обязывание – заключается в возложении обязанности совершить определенные положительные действия (обязанность платить налоги).
Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо в договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязанности перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.
3. Запрет – сводится к возложению обязанности воздерживаться от определенных действий.
Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющее собой определенное долженствование.
Второй и третий способы имеют определенное сходство. Оба предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный характер, то в другом – пассивный. Кроме того, можно выделить дополнительные способы правового воздействия. Это:
— поощрение— выражается в награждении субъектов за определенные заслуги;
— рекомендации – состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный вариант поведения).
Также к дополнительным способам относятся применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за правонарушение). К дополнительным способам можно отнести предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность правового применения правового принуждения.
В юридической литературе и в практике существуют две юридические формулы (принципа), на основе которых выделяются два типа правового регулирования.
Общедозволительный тип – выражается в принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик.
Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей.
Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение.
Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (например, купля – продажа наркотиков).
Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.
Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств способов достижения поставленных целей.
Разрешительный тип – выражается в принципе: запрещено все, что прямо не разрешено законом. Участники правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.
Разрешиетльный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер государственного принуждения.
Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действия, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение запрещается.
Его формула звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.
Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.