кафедра финансы и бухгалтерский учет бру
Кафедра финансы и бухгалтерский учет бру
Кафедра «Финансы и бухгалтерский учет» является выпускающей кафедрой экономического факультета по специальностям 1-25 01 04 «Финансы и кредит» (1 ступень) и 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (1 ступень).
Кафедра «Финансы и бухгалтерский учет» видит свою миссию в удовлетворение потребностей различных организаций (крупных предприятий производственного профиля, предприятий малого бизнеса, коммерческих банков, государственных органов) в подготовке специалистов, обладающих инновационными знаниями и профессиональными навыками в области финансов, кредита и бухгалтерского учета, призванных обеспечить эффективность и международную конкурентоспособность Могилевского региона.
Специальность «Финансы и кредит» дает комплекс знаний в области государственных финансов, банковского дела, денежного обращения, финансового менеджмента, бухгалтерского учета и аудита, рынка ценных бумаг, налогов и налогообложения.
В рамках специальности «Финансы и кредит», начиная с третьего курса, студенты имеют возможность выбрать и изучать одну из специализаций: 1-25 01 04 02 «Банковское дело» и 1-25 01 04 03 «Налоги и налогообложение».
Специализация «Банковское дело» осуществляет подготовку экономистов с расширенным знанием банковской деятельности.
Специализация «Налоги и налогообложение» готовит специалистов с углубленным знанием налоговой системы Республики Беларусь.
Образовательная программа специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» специализации 1-25 01 08-03 03 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в промышленности» предусматривает глубокое изучение студентами основных требований к ведению бухгалтерского учета, объектов учета; первичной и сводной учетной документации; налогового законодательства Республики Беларусь; возможностей использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности бухгалтера.
За период функционирования кафедра подготовила более 2500 специалистов для экономики Беларуси и зарубежных стран (Китайской Народной Республики, Туркменистана, Вьетнама), которые успешно работают в налоговых инспекциях, коммерческих банках, учреждениях образования, на промышленных предприятиях, многие занимают руководящие посты в финансовом и реальном секторе народного хозяйства.
Кафедра «Финансы и бухгалтерский учет» тесно сотрудничает с ОАО «АСБ Беларусбанк», ОАО «Белгазпромбанк», ЗАО Банк ВТБ (Беларусь), ОАО «БПС-Сбербанк», ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Могилевский металлургический завод», ОАО «Могилевский завод «Электродвигатель», ОАО «Ольса», ОАО «Лента» по вопросам прохождения студентами в этих организациях преддипломной практики, чтения лекций, участия в работе государственных экзаменационных комиссий по приему государственных экзаменов и защиты дипломных работ.
Кафедра «Финансы и бухгалтерский учёт» БРУ
Кафедра «Финансы и бухгалтерский учёт» БРУ запись закреплена
Кафедра «Финансы и бухгалтерский учёт» БРУ запись закреплена
Кафедра «Финансы и бухгалтерский учёт» БРУ запись закреплена
Бюджет прожиточного минимума повышается с 1 ноября
В Беларуси с 1 ноября повысят бюджет прожиточного минимума. Этот показатель увеличится с Br283,46 до Br288,01 и будет действовать до конца января 2022 года.
Постановлением Минтруда и соцзащиты от 21 октября 2021 года №71 на период с 1 ноября этого года по 31 января 2022 года утверждены размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам.
Показать полностью.
БПМ в среднем на душу населения установлен в размере Br288,01, что на 1,6% выше по сравнению с нормативом, действовавшим с 1 августа по 31 октября.
Это четвертый перерасчет социального норматива в текущем году (1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября). Таким образом, размер бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения по сравнению с его значением, действовавшим с 1 ноября 2020 года, вырос на 11,6%.
Пропорционально росту БПМ изменятся и встроенные в систему социальной защиты различные надбавки и повышения, а также отдельные социальные выплаты, исчисляемые от размера БПМ: размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей, социальные пенсии, повышения к пенсиям, которые предусмотрены для отдельных категорий пенсионеров, доплаты и надбавки пенсионерам в возрасте 75 лет и старше, получающим пенсии в органах по труду, занятости и социальной защите, пособия по уходу за инвалидом I группы либо за лицом, достигшим 80-летнего возраста. Эти выплаты увеличились соразмерно росту БПМ на 1,6%.
Кафедра «Финансы и бухгалтерский учёт» БРУ запись закреплена
В Беларуси разработали законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс. Первый заместитель министра финансов Дмитрий Кийко рассказал о грядущих изменениях.
В новом законопроекте предусмотрены такие изменения в Налоговый кодекс Беларуси:
отмена некоторых налоговых льгот;
цифровизация административных процедур;
Показать полностью.
корректировка мер фискальной направленности;
индексация ставок налогов и социальных налоговых вычетов;
предоставление права местным Советам депутатов повышать стандартную ставку налога на прибыль на 2%;
расширение возможностей по применению инвестиционного налогового вычета и увеличение его размеров.
Основным изменением будет отмена налоговой льготы в отношении квартир. Ранее налог платили только владельцы двух и более квартир. Теперь же Налоговым кодексом будет определяться расчетная стоимость всех квартир и уплачивать в казну ежегодно нужно будет 0,1% от их стоимости. Расчетная стоимость будет изменяться по городам и типам квартир. Планируется, что минчанам придется платить за стандартную квартиру около 50 рублей в год, а жителям регионов – по 25 рублей.
Самозанятые
Также в новом Налоговом кодексе планируют четко разграничить самозанятых, индивидуальных предпринимателей и микроорганизации, чтобы изменить подходы к их налогообложению. Возможно, сферы деятельности самозанятых будут значительно расширены с 2023 года. Правительство собирается составить список деятельностей, которыми они не смогут заниматься, а все остальные будут разрешены. Главным правилом работы будет запрет на привлечение наемных работников.
Для самозанятых будет предусмотрен заявительный принцип работы. Планируется, что для них разработают специальное мобильное приложение для регистрации деятельности и уплаты всех налоговых обязательств. Это позволит работать по безналичной оплате с физлицами и организациями с отдельными ограничениями. Основная ставка налога должна составить 10% от полученного дохода и уже будет включать в себя отчисления в ФСЗН. Расчет налогов будет производиться автоматически через приложение.
Индивидуальные предприниматели
Так как деятельность самозанятых будет расширена, то список разрешенной деятельности по ИП сократится. Планируется, что в законе для ИП будет разрешено несколько видов деятельности, по которым можно будет нанимать не более трех работников.
С 2022 года для ИП намерены ограничить возможность применения упрощенной системы налогообложения и сократить сферы применения единого налога. С 2023 года ИП сможет работать только по общей системе налогообложения – с уплатой подоходного налога с разницы между доходами и расходами.
Микроорганизации
Индивидуальным предпринимателям, которые хотят нанимать до 50 сотрудников, предложат перейти на микроорганизации. Для них будет сохранена система упрощенной системы налогообложения в размере 6% и с едиными критериями. Предельный критерий будет порядка 2,15 млн рублей в год. При достижении этой выручки будет возможно применение упрощенной системы налогообложения.
В Минфине предупреждают, что на реализацию изменений Налогового кодекса понадобится трансформационный период. После его прохождения ожидается, что потенциальный эффект составит 100-200 млн рублей в год с учетом ФСЗН.
Кафедра «Финансы и бухгалтерский учёт» БРУ запись закреплена
Кафедра «Финансы и бухгалтерский учёт» БРУ запись закреплена
Ставка рефинансирования с 21 июля повышается до 9,25 процента годовых
С 21 июля 2021 года ставка рефинансирования составит 9,25 процента годовых, ставка по кредиту овернайт – 10,25 процента годовых, ставка по депозиту овернайт – 8,25 процента годовых.
Соответствующие решения приняты Правлением Национального банка Республики Беларусь 15 июля 2021 года по итогам заседания по денежно-кредитной политике.
Ставка рефинансирования — размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате центральному банку страны за кредиты, предоставленные кредитным организациям. Эти кредиты являются рефинансированием временной нехватки финансовых ресурсов. Через такие кредиты обеспечивается регулирование ликвидности банковской системы при недостатке у кредитных организаций средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств. Обычно под ставкой рефинансирования подразумевают ставку кредитования на одну ночь («овернайт», предоставляется кредитной организации в конце дня в сумме непогашенного внутридневного кредита), размер которой наибольший по сравнению с установленными ставками кредитования на другие сроки.
Кафедра «Финансы и бухгалтерский учёт» БРУ запись закреплена
Кафедра «Финансы и бухгалтерский учёт» БРУ запись закреплена
Комментарий к постановлению Правления Национального банка Республики Беларусь от 31 мая 2021 г. № 147 «О проведении валютных операций»
В целях реализации положений новой редакции Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» Правлением Национального банка принято постановление от 31 мая 2021 г.
Показать полностью. № 147, которым утверждена Инструкция о проведении валютных операций (далее – Инструкция). Постановление вступает в силу с 9 июля 2021 г. и будет способствовать упрощению порядка проведения валютных операций и расширению возможностей физических и юридических лиц по их совершению.
В Инструкции определен перечень операций, которые могут проводить физические и юридические лица по счету, открытому в иностранной валюте в банке Республики Беларусь или ОАО «Банк развития Республики Беларусь» (далее – банки), который позволяет в полной мере удовлетворить потребности названных лиц в отношении использования принадлежащих им денежных средств.
В целях расширения использования белорусских рублей в хозяйственном обороте за пределами Республики Беларусь в Инструкции закреплено право юридического лица – резидента проводить расчеты наличными белорусскими рублями за границей с юридическим лицом – нерезидентом в общей сумме не более 100 базовых величин по одному валютному договору. При этом участникам данных правоотношений также необходимо учитывать законодательство страны, где будет проводиться валютная операция. Ранее данный вопрос не был урегулирован в белорусском законодательстве.
Инструкция содержит четкий перечень банковских операций в иностранной валюте, при проведении которых банки имеют право взимать с резидентов вознаграждение (плату) в иностранной валюте. С учетом статьи 14 Банковского кодекса Республики Беларусь к таким операциям отнесены операции, связанные с:
– осуществлением расчетного и (или) кассового обслуживания, в том числе безналичных расчетов, физических и (или) юридических лиц, банков-корреспондентов;
– валютно-обменными операциями, совершаемыми на торгах ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»;
– выдачей банковских гарантий в иностранной валюте;
– доверительным управлением фондом банковского управления;
– доверительным управлением денежными средствами;
– финансированием под уступку денежного требования (факторингом) в иностранной валюте.
Инструкцией также определено, что в иностранной валюте может быть выражена стоимость услуг по тем банковским операциям, проведение которых разрешено в иностранной валюте.
В целях реализации положений статьи 19 Закона о валютном регулировании в Инструкции установлен порядок определения юридическим лицом – резидентом срока репатриации по валютным договорам, предусматривающим экспорт, импорт, в случае исполнения им обязательств по таким договорам до исполнения обязательств нерезидентом. Так, по валютному договору, предусматривающему экспорт, срок репатриации определяется путем прибавления к предусмотренному условиями валютного договора сроку исполнения обязательств нерезидентом по оплате товаров, работ, услуг и т. д. периода, необходимого для осуществления банками, иностранными банками платежа и перевода денежных средств. По валютному договору, предусматривающему импорт, – путем прибавления к предусмотренному условиями валютного договора сроку исполнения обязательств нерезидентом по возврату внесенной резидентом предварительной оплаты периода, необходимого для осуществления банками, иностранными банками платежа и перевода денежных средств. При этом период, необходимый для осуществления банками, иностранными банками платежа и перевода денежных средств, не должен превышать 30 календарных дней, за исключением случаев замораживания иностранными банками денежных средств, блокирования финансовых операций вследствие применения международных санкций.
Также в Инструкции закреплено, что считается датой исполнения резидентом обязанности по репатриации денежных средств, определенной пунктом 1 статьи 19 Закона о валютном регулировании. В соответствии с Инструкцией это дата зачисления белорусских рублей и (или) иностранной валюты на открытый в банке счет юридического лица – резидента в определенный им срок репатриации.
В рамках совершенствования валютного законодательства в Инструкции определены подходы к порядку представления резидентами и нерезидентами в банк документов и иной информации при проведении валютных операций.
Так, юридические и физические лица – резиденты при проведении валютных операций представляют в банк валютный договор либо иной документ, являющийся основанием для проведения валютной операции. Вместе с тем в целях снижения административной нагрузки на граждан и юридических лиц оптимизирован перечень случаев, когда представление резидентами в банк документов и иной информации при проведении валютных операций не требуется.
В частности, резиденты (юридические и физические лица) не обязаны будут представлять в банк документы при проведении ими валютных операций по валютному договору, зарегистрированному в соответствии с Инструкцией о регистрации резидентами валютных договоров, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 12 февраля 2021 г. № 37, в случае прикрепления ими документов на веб-портале для регистрации валютных договоров. Не требуется также представление в банк документов при перечислении резидентами иностранной валюты со счетов, открытых в иностранном банке, на свои счета, открытые в белорусском банке, со счетов, открытых в белорусском банке, на свои счета, открытые в иностранном банке, а также по своим счетам, открытым в банках Республики Беларусь.
Кроме того, в Инструкции определено, что юридические лица – резиденты не представляют в банк документы при поступлении им процентов в иностранной валюте, начисленных банком по счетам, вкладам (депозитам) в иностранной валюте, а также белорусских рублей от физических лиц – нерезидентов за переданные им товары, работы, услуги и т. д. по валютным договорам, не подлежащим регистрации в соответствии с валютным законодательством. Не будут представляться документы при использовании корпоративной банковской платежной карточки для проведения платежа или совершения перевода денежных средств, в том числе посредством глобальной компьютерной сети Интернет, по валютным договорам, не подлежащим регистрации в соответствии с валютным законодательством, а также при внесении на счет и снятии со счета командировочных в наличной иностранной валюте.
Законом о валютном регулировании разрешены платежи и переводы в иностранной валюте, проводимые в безналичной форме физическим лицом в пользу иных физических лиц, являющихся его близкими родственниками. В этой связи в целях упрощения порядка проведения платежа Инструкцией определено, что при проведении физическим лицом платежей в пользу близкого родственника документы, подтверждающие родство, в банк не представляются, а в платежной инструкции указывается фраза «Перевод в пользу близкого родственника».
Не требуется также представление в банк документов при поступлении денежных средств физическому лицу – резиденту; при использовании физическим лицом – резидентом личной банковской платежной карточки для проведения платежа или совершения перевода денежных средств, в том числе посредством глобальной компьютерной сети Интернет, по валютным договорам, не подлежащим регистрации в соответствии с валютным законодательством; при внесении физическим лицом – резидентом наличной иностранной валюты на счет иного физического лица, а также по платежам и переводам, проводимым физическим лицом – резидентом в безналичной форме, в пользу иных физических лиц, по валютным договорам, не подлежащим регистрации в соответствии с валютным законодательством.
Инструкцией установлены требования к содержанию и оформлению представляемых резидентами и нерезидентами в банк документов и иной информации, подтверждающих соответствие проводимых валютных операций требованиям валютного законодательства, а также определены сроки их представления.
В соответствии с Инструкцией банки на основании представленных резидентами и нерезидентами документов и иной информации в рамках взаимодействия с Национальным банком для целей мониторинга валютных операций определяют соответствие проводимых валютных операций требованиям валютного законодательства. При этом банком проверяется:
– правомерность проведения расчетов в иностранной валюте;
– правомерность внесения (снятия) наличной иностранной валюты на счета (со счетов) резидентов и нерезидентов;
– соответствие представленных документов и иной информации, а также содержания представленной информации требованиям валютного законодательства;
– соблюдение резидентами требований о регистрации валютного договора.
Правлением Национального банка также принято постановление от 28 мая 2021 г. № 143 «О признании утратившими силу постановлений Правления Национального банка Республики Беларусь», которым признаются утратившими силу постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. № 72 «Об утверждении Правил проведения валютных операций», от 16 апреля 2009 г. № 46 «Об утверждении Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля», от 26 августа 2015 г. № 514 «О некоторых вопросах выдачи разрешений и представления уведомлений, необходимых для целей валютного регулирования».
Главное управление валютно-финансового мониторинга
Национального банка Республики Беларусь