как характеризует есенина отношение к животным
Исследовательская работа по теме «Песнь о «братьях наших меньших» ( по творчеству С. А. Есенина)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Песнь о «братьях наших меньших» ( по творчеству С. А. Есенина) Исследовательская работа Выполнила ученица 11 класса Фазылова Энье Фларитовна Научный руководитель: Учитель русского языка и литературы Фассахова Альбина Заляфовна
Цель: выявить глубокую сопричастность лирики Есенина с живой природой, главным образом, с животным миром.
Объект исследования: лирика С. А. Есенина
Предмет исследования: образы «братьев наших меньших» в стихотворениях С. А. Есенина
Гипотеза: В своем творчестве Сергей Есенин выразил общечеловеческое гуманное отношение не только к окружающей природе, но и к «братьям нашим меньшим», в его стихах человек «проходит тест на человечность» через свое отношение к животному, сам отвечает на вопрос «Человек я или не человек?»
Анкета 1.Любишь ли ты читать произведения о животных? 2.Какие произведения, героями которых являются животные, ты читал? 3. Как ты думаешь, может ли животное в чем- то превосходить человека? В чем? 4. Как ты считаешь, можно ли судить о человеке по его отношению к животным?
Результаты анкеты: Таким образом, результаты анкеты следующие: мои ровесники мало читали произведения художественной литературы, героями которых являются животные. Но они считают, что животные являются нашими преданными друзьями. Мои одноклассники думают, что только добрый человек может в качестве друга иметь животное.
В поэзии Сергея Есенина присутствует мотив «кровного родства» с животным миром, он называет их «братьями меньшими». Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве И зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове. 1924 г.
Современники о С. Есенине Особое отношение С. А. Есенина к животным замечали его близкие и друзья и известные современники. Поэты В. Рождественский, И. Грузинов, художник И. Рыженко, писатели М. Горький, Н. Вержбицкий и др. оставили очень интересные воспоминания об отношении Есенина к «братьям нашим меньшим». Татьяна Федоровна Есенина вспоминает об особом отношении сына к животным с детства: «Птиц и щенят, и всякую живую тварь любил кормить из рук и ласкать».
КАЧАЛОВ И ДЖИМ Дай, Джим, на счастье лапу мне… Дай, Джим, на счастье лапу мне, Такую лапу не видал я сроду. Давай с тобой полаем при луне На тихую, бесшумную погоду. Дай, Джим, на счастье лапу мне. 1925 год
Разнообразие животного мира в поэзии С. Есенина:
Образ коровы Корова Дряхлая, выпали зубы, Свиток годов на рогах. Бил ее выгонщик грубый На перегонных полях. Скоро на гречневом свее, С той же сыновней судьбой, Свяжут ей пе́тлю на шее И поведут на убой. Жалобно, грустно и тоще В землю вопьются рога… Снится ей белая роща И травяные луга. 1915 г.
Образ лошади Не жалею, не зову, не плачу. Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя? иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. 1921 г.
Образ лисицы Лисица Как желна, над нею мгла металась, Мокрый вечер липок был и ал. Голова тревожно подымалась, И язык на ране застывал. Желтый хвост упал в метель пожаром, На губах — как прелая морковь. Пахло инеем и глиняным угаром, А в ощур сочилась тихо кровь.. 1916 г.
Образ птиц Поет зима – аукает… Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мерзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна. 1910 г
Многозвучность поэзии Есенина Стр. Цитата 39 42 70 71 84 Где – то песнь соловья Вдалеке я слышу. На бору со звонами плачут плачут глухари. Плачет где – то иволга, схоронясь в дупло. Пойте вы, птахи, в лесу. Подпевали горластые гуси. Только серые вороны Расшумелись на лугу. …А под самою макушкой Долбит дятел на суку
Гипотеза: В своем творчестве Сергей Есенин выразил общечеловеческое гуманное отношение не только к окружающей природе, но и к «братьям нашим меньшим», в его стихах человек «проходит тест на человечность» через свое отношение к животному, сам отвечает на вопрос «Человек я или не человек?»
Заключение Моя гипотеза подтвердилась: вся поэзия С. Есенина высоконравственна: она учит добру, любви, состраданию, в том числе ко всему живому. Мне кажется, необходимо остановиться каждому человеку и внимательно к себе присмотреться, задуматься о том, какую роль играют животные в нашей жизни, ведь они наши верные друзья, преданные нам по самой своей сути. Такие нравственные качества как доброта, любовь и привязанность становятся в дефиците в нашем обществе, и их воспитанию могут помочь многие произведения литературы, в тот числе и стихотворения С. Есенина.
Мы в ответе за тех, кого приручили!»
Использованные ресурсы: http://www.esenin.org/ http://esenin.niv.ru/ http://www.sesenin.ru/ http://sergeiesenin.niv.ru/ http://i020.radikal.ru/1104/be/e0b69c68f8d9.jpg Сергей Есенин. Избранное. В2-х т. – М.,1989 С.Есенин «Душа грустит о небесах…», М., «Детская литература», 2010.
Использованные ресурсы: http://esenin-poetry.ru/ref/349-5.html http://esenin.ru/about-esenin/articles/572-article.html http://works.tarefer.ru/44/100288/index.html http://soshinenie.ru/metaforichnost-obrazov-v-poezii-esenina/ 1. С. Есенин Стихи, поэмы, повести, рассказы 2008, «Эксмо». 2. С. Зинин Неизвестный Есенин 2010 «Алгоритм – Издат». 3. С.М. Городецкий Сергей Есенин – сердце русского народа 1926.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДВ-128966
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии
Время чтения: 0 минут
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
Технопарк универсальных педагогических компетенций откроют в Чечне
Время чтения: 1 минута
В Туве предложили ввести антиковидные паспорта для школьников
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
С. Есенин » Образы животных»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МБОУ «Кузнецовская основная общеобразовательная школа»
Республика Марий Эл
Образы животных и птиц
в поэзии С. Есенина
Выполнил: Веденькин Артем, ученик 9 класса
Руководитель: Яндемирова Р.И.,
учитель русского языка и литературы
Глава 1.Животные в стихотворениях С.Есенина.
Глава 2.Птицы в стихотворениях С.Есенина.
Вопреки утверждениям некоторых критиков, современников Есенина о том, что поэт относящийся «к уходящей культуре», довольно скоро утратит свою популярность, Есенина по-прежнему читают и любят. Поэзия его живет, интерес к ней увеличивается. Нет сейчас такого человека, душа которого не отзывалась бы радостью и болью на есенинские стихи.
Если мы проникнем в мир поэтических образов, то сможем ощущать себя братьями не только одинокой березы, старого клена, но и разного зверья. Именно это чувство, чувство братства к «братьям меньшим» должно помочь нам сохранить человечность, а значит, и человечество.
Мы живем в эпоху жестоких испытаний, мы пленники современной цивилизации. Наша жизнь протекает в гигантских городах среди бетонных домов, асфальта и бензинового дыма. Мы засыпаем и просыпаемся под рев автомобилей. Современный ребенок с удивлением разглядывает птичку, цветы в вазе, а животных может посмотреть на картинках детских книжек, в лучшем случае в зоопарке.
Исчезает многовековая связь человека с природой, поэтому все больше в нашем мире жестокости. Чтобы остановить противостояние природы и человека следует задуматься над вопросами: «Что мы делаем? Как мы живем?» и обратиться к русской классической литературе, которая всегда служила подлинным источником гуманизма, формировала в человеке любовь ко всему живому на земле.
В поэтическом мире лирики С.Есенина выражена его любовь к природе, к жизни, к родине. Живой мир у Есенина- часть природы, живой, одушевленный, разумный. Его звери,действительно, «меньшие братья», у которых свои думы и заботы, свои горести и радости. В поэзии С.Есенина присутствует мотив «кровного родства» с животным миром.
Тема моей исследовательской работы «Образы животных и птиц в поэзии С.Есенина».
Исследовательская работа написана на основе прочитанных мной теоретических материалов, стихотворений С. Есенина, критических статей, высказываний современников того времени.
Данная тема заинтересовала тем, что С. Есенин – это мой любимый поэт, люблю читать его стихи и заучиваются легко, особенно о природе, мне захотелось узнать на какие темы писал, какие образы присутствуют в его стихах. Изучив на уроке литературы стихотворение Есенина «Песнь о собаке» заинтересовала тема животных.
Поэзия Есенина в последнее время стала популярной. Об этом свидетельствует недавно снятый фильм «Есенин», который повествует о жизни и творчестве русского поэта, а также его стихи были переложены на музыку. Актуальна еще и тем, что прослеживается связь творчества Есенина с фольклором и традициями русской литературы 19 века и современностью.
Я думаю, что стихи Есенина актуальны для читателей, живущих в начале 21 века, потому что проводятся каждый год есенинские чтения в школе, говорим о добром отношении к животным, о единстве человека и животных.
Поставил перед собой я такую цель :
Выявить глубокую сопричастность лирики С.Есенина с живой природой,
главным образом, с животным миром.
Изучить на основе прочитанных теоретических материалов тематику лирики С. Есенина.
Через стихи раскрыть любовь к животным.
Показать единство человека и животных.
1.Подробно проанализировать стихотворения поэта.
2.Систематизировать полученные материалы и оформить результаты в виде
Глава 1. Животные в стихотворениях С.Есенина.
Появление цикла стихов о животных в творчестве С. Есенина не случайно, потому что с ранних лет будущий поэт, выросший в крестьянской семье проявлял большую любовь к природе и животному миру. В поэзии Есенина присутствует мотив кровного родства с животным миром, он называет их «братьями меньшими»
Счастлив тем, что целовал я женщин
Мял цветы, валялся на траве
И зверье как братьев наших меньших
Никогда не бил по голове.
«Мы теперь уходим понемногу», 1924г.
У него наряду с домашними животными мы находим образы представителей дикой природы. Из рассмотренных и прочитанных более в трехстах тридцати девяти стихотворениях в стадевятнадцати стихах упоминаются животные, птицы, насекомые, рыбы. Это ворон, пес, соловей, телята, кошка, голубь, журавль, овца, кобыла, жеребенок, лебедь, петух, сова воробей, волк, глухарь, кукушка, лягушка, лиса, мышь, синица, аист, баран, бабочка, верблюд, грач, гусь, горилла, жаба, змея, иволга, кулик, куры, коростель, осел, попугай. сороки, сом, свинья, тараканы, чибис, шмель, щука, ягненок. Среди названий животных, по «Словарю С.Есенина», самое употребляемое) животное – это конь (61 раз), лошадь (27 раз), корова (25 раз), собака (19 раз).
С. Есенин чаще всего обращается к образу коня, коровы, собаки. Он вводит этих животных в повествование о крестьянском быте неотъемлемую часть жизни русского мужика. С древних времен конь, корова, собака и кошка сопровождали человека в его нелегком труде, делили с ним радость и беды. Конь был помощником при работе в поле, в перевозке грузов, в ратном бою. Собака приносила добычу, охраняла дом. Корова была поилицей и кормилицей в крестьянской семье, а кошка ловила мышей и просто олицетворяла домашний уют.
В стихотворении «Табун» дана зарисовка лошадиного стада.
В холмах зеленых табуны коней
Сдувают ноздрями златой налет со дней.
С бугра высокого в синеющий залив
Упала смоль качающихся грив.
В стихотворении «Голубень» конь сравнивается с судьбой, влекущей в дальнюю дорогу.
Осенним холодом расцвечены надежды,
Бредет мой конь, как тихая судьба,
И ловит край махающий одежды
Его чуть мокрая буланая губа.
Водою зыбкой стынет синь во взорах,
Бредет мой конь, откинув удила,
И гордостью смуглою, листвы последний ворох
Кидает ветер вслед из подола.
И в последующих стихах Есенина образ коня романтически окрашен . «Отвори мне страж заоблачный…», когда лирическому герою мерещется, что белый ангел уводит белого коня.
Конь мой – мощь моя и крепость
Слышу я, как ржет он жалобно
Закусив златую цепь.
Вижу, как он бьется, мечется,
Теребя тугой аркан.
И летит с него, как с месяца
Шерсть буланая в туман.
А в стихотворении «Не желаю, не зову, не плачу…» конь – символ юности.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?
Словно я весенний гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
В ранних стихах С. Есенина видимое место занимают другие животные: корова, ягнята, щенки, лисицы, собаки, кот, петух и другие. В стихотворении «Корова» наделяет животное человеческими мыслями и чувствами. Автор описывает старость животного
Дряхлая, выпали зубы.
Свисток годов на рогах.
И его дальнейшему участь, сравнивает старое животное со старым человеком. В стихах о животных особенно ощущается человечность в поэзии Есенина. Читаешь эти стихи и думаешь, что это написано о человеке… Замечательна «Песня о собаке». Мы видим материнскую радость собаки, любующейся новорожденными щенятами.
До вечера она их ласкала,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.
Собака – мать счастлива, но все резко обрывается…
Вышел хозяин хмурый
Семерых всех поклал в мешок.
От радости не осталось и следа.
По сугробам она бежала,
Поспевала за ним бежать…
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.
Отчаяние и боль собаки поэт передает
А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.
Одиночество собаки передается нам уже не просто животное перед нами. А потерявшая детей мать.
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
Воспевает святое чувство матери, свойственное собаке в такой же степени. Как и женщине – матери. Животное переживает о гибели своих щенят, которых утопил в проруби хозяин.
Еще одно животное, которое очень давно сопровождает человека по жизни – это кошка. Она воплощает в себе домашний уют, теплый очаг. В стихотворении
Кот является неизменным атрибутом крестьянской избы, еще тараканы, куры, петухи.
Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Мать с ухватами не сладится,
Старый кот к махотке крадется
Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
А в окне сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.
В стихотворении «Лисица» чувствуется боль за зверя.
На раздробленной ноге приковыляла,
У норы свернулася в кольцо.
Тонкой прошвой кровь отмежевала
На снегу дремучие лицо.
Чаще всего Есенин использует животных приводит в сравнениях, в метафорах, в которых с животными сопоставляются предметы и явления.
По пруду лебедем красным
Плавает тихий закат . («Вот оно глупое счастье»).
Как птицы свищут версты
Из-под копыт коня . («О пашни, пашни, пашни…»).
Я был, как лошадь загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым седоком .
Не кукушки загрустили – плачет Танина родня .
Ах и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани. (метафора) («Разбуди меня рано»).
А.М. Горький отмечал, что С. Есенин «первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных». В стихотворении «Мы теперь уходим понемногу» поэт гордится своим гуманным отношением к животным, видит в этом счастье. Чудесным завершением этого цикла о животных является его замечательное стихотворение «Собаке Качалова». Читаешь и чувствуешь, что животные для Есенина действительно меньшие братья. Ведь поэт доверил Джиму все свои тайны.
Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим на счастье лапу мне.
Глава 2. Птицы в стихотворениях С.Есенина
Среди есенинских живых существ наиболее многочисленны птицы – в моем
исследовании их 20 наименований. Это журавли и лебеди, вороны и соловьи, грач
и воробьи, совы, чибис, кулик, глухари, коршун и орёл, дятел, синица, цапля, аист
голуби и даже канарейки и попугай.
Не за песни весны над равниною
Дорога мне зеленая ширь-
Полюбил я тоской журавлиною
Всем знакомы выражения «лебединая чистота», «лебединая верность», «лебединая песня». Есенин создает большое лиро-эпическое стихотворение, в котором показана трагедия лебедя-матери.
В своем стихотворении «Лебедушка» поэт описывает жизнь дикой
природы. Центральным образом является лебедь с маленькими «лебежатушками». Когда читаем это стихотворение, в воображении рождается прекрасный пейзаж – все гармонично слито в единое целое. Лебеди плавают по пруду, даже цветы «улыбались дню веселому».
Возникает вопрос – что может быть прекраснее? Но, к сожалению, у дикой природы есть свои суровые законы и порядки. В середине стихотворения появляется орел-хищник, который в поисках добычи увидел «лебедь белую». Читатель чувствует напряжение, в голове рождается вопрос: что же будет дальше? Удастся ли лебедушке спасти себя и детишек? Но, как правило, хищник, увидев свою жертву, никогда не останавливается:
Распустила крылья белые
И ногами помертвелыми
Оттолкнула малых детушек.
Побежали детки к озеру,
Понеслись в густые заросли,
А из глаз родимой матери
Покатились слезы горькие.
А орел когтями острыми
Раздирал ей тело нежное,
И летели перья белые,
Словно брызги, во все стороны.
Хотя лебедь-мать и погибла, «лебежатушки» смогли спастись от хищника. И есть надежда, что они вырастут и будут радовать глаз своей снежно-белой красотой. Это стихотворение – сюжетное, полное драматизма. Читатель становится свидетелем драмы.
Лебедушка-мать вызывает у нас чувство возрастающей тревоги, ужаса и сострадания. И если орел у Гумилева властелин воздуха, поэтизируется и мифологизируется его царственный полет в небо, то у Есенина орел – хищник, насильник.
Если мы обратимся к другим представителям птиц, например, к воронам, то увидим, что у Есенина они имеют такую же символику, как и в народной поэзии.
Понакаркали черные вороны:
Грозным бедам широкий простор.
Крутит вихорь леса во все стороны,
Машет саваном пена с озер.
В этом стихотворении ворон является вестником предстоящей беды, а именно войны 1914 года.
Поэт вводит образ этой птицы не только как народный символ несчастья, но и для того, чтобы показать свое отрицательное отношение к происходящим событиям, переживания за судьбу родины.
В трех стихотворениях в моем исследовании Есенин упоминает о воробьях. Воробей в славянской народной традиции не пользуется почитанием и воспринимается как «нечистая» птица. В символике воробья выделяется два аспекта. Один из них связан с вредом, который он наносит различным злакам на полях, а другой-с такими присущими воробью качествами, как легкость и притворство.
Как детки сиротливые,
Скоро мне без листвы холодеть,
Звоном звезд насыпая уши.
Без меня будут юноши петь,
Не меня будут старцы слушать.
(По-осеннему кычет сова. «, 1920 г.)
Есенинские птицы ведут себя естественно и достоверно. Поэт знает их голоса, повадки, привычки: коростели свищут, кычет сова, тенькает синица, квохчут куры. И в то же время это не бездушные твари. Да, они бессловесны, но не бесчувственны и по силе своих чувств не уступают человеку.
Эту любовь к животным Есенин пронес через всю свою жизнь, и недаром он себя в заслугу, что зверье, как «братьев наши меньшие» стало бессмертным словосочетанием, прочно вошло в нашу разговорную и письменную речь.
Пора почувствовать и в животном личность- сознающую, думающую, радующуюся и страдающую. Стараясь понять психику животных, мы лучше будем понимать психику людей. А это сулит человечеству одно только добро.
Работая над этой темой, я пришел к выводу, что исследуемый материал и результаты возбуждают дополнительный интерес ко всему творчеству С.Есенина, а значит и дополнительную мотивацию в процессе школьного обучения. Этот материал может быть использован в проектной и исследовательской деятельности обучающихся, стать основой элективного курса литературного курса
Список использованной литературы:
1.С.Есенин. Стихотворения и поэмы. М., «Детская литература».1978.
3.Литературный энциклопедический словарь./Под ред. М.В.Кожевникова,
П.А.Николаева. М., 1987.
4.А.М.Марченко. Поэтический мир Есенина. М., 1989.
5.Советский энциклопедический словарь. /Под ред. А.М.Прохорова. М., 1987.
6.И.С.Эвентов. Сергей Есенин. М., «Просвещение», 1987.