как характеризуется естественное право
Естественное право
Теория естественного права
Естественное право — совокупность принципов, правил, прав и ценностей, продиктованных самой природой человека и в силу этого не зависящих от законодательного признания или непризнания их в конкретном государстве.
Теория естественного права является антиподом теории позитивного права (как школы и правовой мысли), которая под позитивным правом понимает официально признанное право, действующее в пределах границ государства и получившие закрепление в законодательстве, то есть это право, выраженное в законодательстве. Это вечный спор о том, чем является право — метафизическим принципом или изданным законом.
Таким образом, естественное право не привязано к законодательству конкретных стран, а является неотчуждаемой характеристикой человека и говорит о значимости тех или иных ценностей (например, ценность человеческой жизни). Естественные права являются присущими ему от природы или по праву рождения на территории любой страны. Соответственно, обладание человеком естественными правами носит метафизический, неверифицируемый характер (невозможность понять, какие именно права присущи человеку от рождения), что роднит концепцию естественного права с теологической теорией происхождения права. Теологическая теория говорит нам о том, что естественные права получены человеком во время акта его сотворения богом и неотчуждаемы.
Отсюда деление естественных прав человека на биологические и социальные. Таким образом, биологические естественные права обусловлены физиологическими потребностями (то же право на жизнь), а социальные социальными потребностями (право на достоинство личности).
Теория естественного права принята как основополагающая при разработке и принятии международных актов и законодательства ряда стран.
Естественное право и авторы концепции
Согласно самым ранним мифологическим и религиозным воззрениям греков все земное устройство восходит к сверхчеловеческому источнику (т. е. установлено богами).
Пятый век до нашей эры характеризуется как точка изменения взглядов на право – оно трактуется как результат деяний людей.
Сократ (вслед за Демокритом) известен тем, что делил право на божественные законы и законы установленные человеком.
Естественное право выделялось и римскими юристами.
Средневековая теология рассматривала права как дарованные человеку богом. Фома Аквинский в книге «Сумма теологии» рассматривал понятие «вечный закон». Он выделил два вида «вечного закона»: божественный и человеческий.
Светский характер естественно-правовая теория приобретает на рубеже XVII-XVIII вв. Ее основоположником считается нидерландский ученый Гуго Гроций. Он является автором трактата «О праве войны и мира. Три книги». Гуго Гроций в своем труде выделил два основных вида права: естественное и волеустановленное. Первое определялось им как «предписание здравого ума». Согласно Гроцию права естественные имели один источник – человеческий разум. Волеустановленные законы он разделил на три категории: установленные богом, государством и народом.
Гроций признавал равенство всех людей от рождения. Соответственно, он говорил о том, что естественное право исходит от законов природы, а не зависит от божественной воли. Рационалистическая школа естественного права, созданная Гроцием, развивалась и в последующие эпохи.
Философская и правовая мысль эпохи Просвещения, в отношении естественных прав, стала продолжением идей Гуго Гроция.
Шарль Луи Монтескье в «О духе законов» привел свою рационалистическую интерпретацию права. Естественные права логично вытекают из устройства человека. Соответственно, законы – это не что иное, как человеческий разум.
Еще одним видным деятелем эпохи Просвещения, разрабатывавшим теорию естественных прав, стал Жан-Жак Руссо. Он ввел новое понятие – «общая воля». Каждый закон государства является актом общей воли. Естественное право рассматривалось Руссо как абсолютная и неотчуждаемая власть всего народа. Философ утверждал, что отдельные граждане государства не должны наделяться такими привилегиями.
Томас Гоббс в труде «Левиафан» утверждал, что людям свойственна враждебность, недоверие, эгоизм и завистливость. Он отрицал естественные права и говорил, что для ограничения людей необходимы государственные законы.
Еще одним теоретиком естественного права считается Бенедикт Спиноза. Под естественным правом Спиноза понимал необходимость, в связи с которой происходят некие природные события.
Рассматривая теории естественного права Новейшего времени, стоит уделить внимание концепции Жака Маритена. Он создал и развил персоналистскую концепцию естественного права. Она основана на представлениях о божественном происхождении государства. В целом такие идеи были характеры для последователей неотомизма – учения Фомы Аквинского.
Перечень естественных прав и законодательство
Как уже было сказано, международные акты признают естественные права и закрепляют их. Так, Всеобщая декларация прав человека 1948 года в преамбуле называют устанавливаемые ей права «равными и неотъемлемыми», а их реализацию считает первоочередной и значимой. Так, устанавливаются все характеристики естественного права.
Часть 2 статьи 17 Конституции РФ признает основные права и свободы человека неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения.
Таким образом, можно сказать, что указанные в этих актах права являются естественными правами человека.
Стоит оговориться, что любая классификация прав человека в известной степени условна, поскольку некоторые права с примерно равными основаниями могут быть отнесены к разным видам и даже охватывать друг друга.
Обычно называют следующие естественные права:
Право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ, ст.3 Всеобщей декларации прав человека 1948г., ст.6 Пакта о гражданских и политических правах 1966г.);
Право на свободу и личную неприкосновенность (ст.22 Конституции РФ, ст.3 Всеобщей декларации прав человека 1948г., ст.9 Пакта о гражданских и политических правах 1966г.);
Право на свободу от рабства или подневольного состояния (ст.4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., ст.4 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ч.2 ст.37 Конституции РФ, ст.8 Пакта о гражданских и политических правах 1966г., КОНВЕНЦИЯ N 105 об упразднении принудительного труда 1957г., Конвенция о рабстве 1926г., Конвенция о принудительном или обязательном труде, 1930г.);
Право на свободу от пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего его достоинство обращения и наказания (ст.21 Конституции РФ, ст.5 Всеобщей декларации прав человека 1948г., ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., ст.7 Пакта о гражданских и политических правах 1966г.);
Свобода передвижения и выбора местожительства (ст.13 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст.12 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г., ст.27 Конституции РФ, Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 N 5242-1);
Право на владение имуществом (ст.17 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст.35 Конституции РФ);
Свобода мысли и слова (ст.19 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст.10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., ст.19 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г., ст.29 Конституции РФ);
Свобода вероисповедания (ст.18 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст.9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., ст.18 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г., ст.28 Конституции РФ).
Естественное право и другие якобы права
Этот текст
чтобы удобнее было читать,
можно скачать в доковском формате
отсюда: https://yadi.sk/i/w6clDsjnQPalyA
Естественное право
и другие якобы права
ПРЕДИСЛОВИЕ
На кон поставлена жизнь планеты. И дело вовсе не в вирусе – вы это знаете. Дело в нас. В каждом. И тот, кто свою волю свободно использует, и те, кто из-за страха или по другим причинам, о своей воле забыли – пусть задумаются, живут они или только делают вид, добру или злу они помогают.
Я рассчитывал опубликовать эту статью в начале марта, но и до сих пор её не закончил. Публикую законченную часть и работаю над продолжением.
Я решил так сделать, потому что возникшие неожиданные, хотя и давно ожидаемые, обстоятельства жизни сделали тему статьи ещё более актуальной. Возможно, именно сейчас она будет кому-то особенно полезна. Сейчас, когда жизнь во всём мире кардинально меняется очень важны действия каждого. Сейчас нет простых исполнителей, нет рядовых – сейчас каждый – генерал. Как вы распорядитесь своей силой – своей свободной волей? Может статья поможет вам чем-то. Подумайте, поговорите друг с другом, поищите смысл своих поступков. И хотя вы всегда правы, вы далеко не всегда можете быть оправданы.
Вступительное слово. Сквозная логика
В каждом вопросе нужно быть пронзительно последовательным
Эта статья входит в серию исследований «Сквозная логика». Однако, её можно читать и как самостоятельное произведение. В будущем она войдёт в полный текст о Сквозной логике в качестве примера практического применения этой логики. Первое знакомство с этой темой вы могли получить в статье «Простая Логика Жизни, новая редакция», опубликованной на Прозе-ру.
Сквозная логика – это прослеживание истории от начала до конца, от возникновения до перспектив совершенствования или разрушения; это – знание всех границ явления (процесса), которое исследуется, это – понимание существа дела в необходимых подробностях; это – постоянное и непрерывное удержание во внимании той главной цели, или главных целей, ради которых предпринято исследование. Иначе говоря, сквозная логика – это инструмент, дополняющий и продолжающий логику эмпирических обобщений. Логика эмпирических обобщений являет нам неизвестный ранее элемент картины мира – некое новое знание. Сквозная логика позволяет нам понять место и значение нового знания относительно разных картин мира.
Эта статья посвящена известному уже явлению – Естественному праву и вообще правовым вопросам и соответствующим картинам мира. Возможно, нам удастся навести в этих вопросах некоторый порядок, а также потренироваться в применении сквозной логики для прояснения не вполне ясного круга вопросов.
Постановка вопроса
В наше время человек с самого рождения попадает в очень обусловленный мир. Условия эти двоякого рода: естественные и искусственные. Естественные, а правильнее по-русски сказать – природные условия, касаются существования человека на нашей планете. Мы принимаем их как данность, хотя не вполне с ними соглашаемся – спорим, например, с Земным тяготением, стремимся прыгнуть повыше, научиться летать, ну хотя бы на самолёте… А вторая группа условий нашей жизни, искусственная, придумана людьми. В каком-то возрасте каждый из нас начинает задумываться, так ли уж хороши законы, по которым приходится жить в современном обществе. А законов этих несчётное множество, и даже специальные люди – юристы и всякие госслужащие в них давно запутались. А кроме отдельных законов есть ещё права, правовые системы, разные договора и другие документы. Не упоминают юристы только одного права – естественного права человека. Но именно об этом естественном праве мы сейчас и ведём разговор.
Мы, русские люди, всегда стремимся исходить из этого природного права поступать по правде, а не по придуманному кем-то правилу. Стремимся так поступать, но отступаем перед чиновниками, юристами, не имея аргументов в защиту своей естественной позиции свободного человека – дитя Бога, здесь на Земле оказавшегося. Мы немножко забыли о своём божественном происхождении, и о том деле, которое здесь на Земле должны выполнить.
Давайте вспоминать.
Речь у нас пойдёт о свободной воле, которой обладает каждый человек с момента своего рождения и о естественном праве, которым он может пользоваться в своей жизни.
О методе сквозной логики
Исследовать этот вопрос мы будем с помощью сквозной логики.
Исследователь имеет два основных инструмента для решения своих вопросов: анализ и синтез, иначе говоря, он может использовать логику и образ, схему и форму. Здесь мы будем пользоваться одной лишь логикой, но в самом полном её применении.
Это означает, что мы используем логику естествознания и логику единственного, которые в последовательном применении соединяются в метод сквозной логики. Сквозная – означает от начала и до конца, от одной границы и до другой, сколько бы этих границ не оказалось. Начиная с какого-то вопроса, мы должны найти его начало, источник, причину; обнаружить куда ведёт нас вся тема нашего исследования, каковы перспективы и выводы; выявить, что входит в круг нашего рассмотрения, а что остаётся за его границами. Задача сквозной логики – внести предельную ясность в понимание исходного вопроса. Возможно мы сумеем найти ответ на вопрос и сформулировать существо всей темы исследования, дополнив его определением всех граничных характеристик. Тогда нашу задачу можно считать решённой.
Часть 1. Когда все правы, но это никого не оправдывает
Свобода воли
Свобода воли – это ничем и никем неограниченное право человека жить так, как он хочет: хочет — работает, хочет — бездельничает, хочет — дружит с кем-то, хочет — дерётся. Хочет — живёт честно, хочет — грабит.
Нет для человека никаких ограничений – ему Богом дана свобода воли. А как человек организует себя сам, и как организуют его другие – это вопрос культуры этого человека и культуры общества, которую человеки понимают, устроили и поддерживают.
Вот и посмотрим на общество и на себя: кто мы такие и где мы живём.
Естественное правовое поле
Вы подумайте, если Бог предоставил вам, и каждому любому другому человеку полное право желать и делать всё, что ему заблагорассудится, то кто может этому перечить? Вы хотите поправить Бога? Или всё же попробуете Его понять?
Хорошо это или плохо, почему это так и как лучше пользоваться этим своим достоянием – правом неограниченного воления, мы обсудим в следующих пунктах. В этом пункте мы сосредоточимся только лишь на одном вопросе: что означает для каждого из нас свобода воли, дарованная каждому нашим Отцом, Богом, Создателем Вселённой, оживившим эту Вселённую, сотворившим Человека, вдохнувшим в него жизнь, наделившим его чувствами и сознанием.
Все правы
Чего вы хотите? Чего хочет человек? – Жить хорошо! Каждый понимает это «хорошо» по-своему. Каждый к этому «хорошо» идёт по-своему. И каждый прав! Кто имеет право, ограничить или остановить любого человека в его желании и в его действии? – Никто не имеет такого права – у каждого человека есть полная свобода воли, свобода действий.
Хочет человек быть богатым и становится олигархом – его право, его удача. Праведными или неправедными путями он шёл и сейчас идёт – он прав по праву свободной воли.
Нравятся вам его действия или возмущают – ваше право считать так, как вы хотите. Вы завидуете? – завидуйте, ваше право. Вы хотите его раскулачить – вперёд, ваше право, вы хотите повторить его путь и стать олигархом? – становитесь, ваше право…
Вы видите – все правы.
Вы спросите, где же справедливость? Может у вас и другие вопросы есть: о морали, чести, совести, нравственности. Напоминаю, это вопросы других разделов статьи. Сейчас мы максимально глубоко исследуем, что означает полная свобода воли сама по себе, здесь мы успокаиваем эмоции и чисто логически обнаруживаем следствия из этого положения вещей.
А следствие из того, что каждый имеет одно и то же право делать то, что он хочет, очень простое, вернее этих следствий два: 1) мы все, равные среди равных, живём одинаково хорошо или одинаково плохо; 2) мы, обладая кроме равных возможностей множеством других индивидуальных качеств, оказываемся в абсолютно конфликтном мире, где прав всегда тот, кто сильнее. В таком мире работает только одно право силы: побеждает тот, кто сильнее физически, у кого больше денег, у кого могущественные связи и покровители, у кого более адекватная картина мира…
Очевидно, что именно так мы сейчас и живём в нашем разрушенном СССР, и на всей территории Земли тоже. Мне кажется, что каждому человеку это настолько очевидно, что нет необходимости как-то это доказывать или иллюстрировать примерами.
Советское право
Советское право и есть одна из таких возможностей.
Оно – это право, конечно, тоже является ограничением естественного права и свободной воли человека. Но в отличие от всех остальных правовых систем, советское право предполагает изменение сознания человека в направлении к естественному праву. Ну ведь действительно, невозможно перейти сразу, моментально, да ещё целой страной из состояния законопослушания в некую новую, неизвестную ещё модель поведения и взаимодействия.
Особенности советского права начинаются с самого начала – с момента его создания. Ведь возникло оно в результате свободного волеизъявления народа Российской империи изменить свою жизнь. Так 100 лет назад свободная воля народов Российской империи привела к множеству начинаний, которые должны были привести к построению новой жизни. Одним из таких начинаний было создание советского права. Каким другим способом можно было упорядочить жизнь внутри страны и взаимоотношения с другими странами? Перемены в стране, революция, произошли внезапно, хотя и не на пустом месте. Но готовности сразу перейти в естественное право не было. Маркс, идеи которого распространились наиболее широко, подробно описал капитализм в своём многотомном труде «Капитал». А по поводу светлого будущего они с Энгельсом выпустили тощую брошюрку о призраке коммунизма, шатающегося по Европе. А жить нужно сейчас, непрерывно, и нужно было предпринять то, что поддерживает жизнь сейчас. В той сложной обстановке интервенции и гражданской войны просто удивительным образом было построено новое государство, создано новое советское право и начаты многие проекты, которые могли бы привести страну в светлое будущее, которое воображал народ нашей страны.
Перемены нужно готовить и осуществлять обдуманно и действовать по мере готовности. Мы знаем, что такой возможности у нас не было. Гражданская война, отгремев на полях сражений, из окопов перебралась в кабинеты разных работников, да и просто растеклась по всему населению. Этим повсеместным противостоянием граждан друг с другом первый рывок к мечте был остановлен, но советское право, которое, кстати, и сейчас действует и нисколько не потеряло своей актуальности, так и остаётся особенным, обладающим этими двумя противоположными свойствами: с одной стороны, оно ограничивает естественные права человека, но с другой стороны, побуждает действовать по-хозяйски и тем самым подготовиться к переходу в полноценное естественное право.
Получается, что у нас есть выбор. Мы могли бы все вместе договориться о том, как организовать свою жизнь в соответствии с естественным правом. Однако, похоже, что мы пока не готовы это осуществить. Тогда мы могли бы вернуться к руководству советским правом и попробовать ещё раз, оттолкнувшись от него, повести свою жизнь к организации полноценного человеческого образа жизни. Здесь прямо напрашивается вспомнить о социалистическом соревновании: устроить сревнование двух систем – той кондовой, которая была организована после Сталина и вопреки его планам, и той, с которой начинался путь в действительно новое общество сразу после переворота, именуемого у нам великой революцией. Великой революции ещё не случилось, хотя она была начата и вполне результативно. Но это здесь другая тема. Она обсуждалась в моей статье «СССР: миссия, катастрофа, возрождение».
Итак, у нас два возможных пути: строить новое общество сразу, сейчас; или попробовать ещё раз влезть в советское право и исправить его – перейти естественное право.
Мне больше нравится первый вариант: отбросили личные амбиции (свои личины) и честно по дружески и с любовью стали учиться друг у друга, помогать друг другу, радовать друг друга. Наверное это что-то вроде фантастики, хотя всё необходимое для такого сценария у нас есть.
Второй путь – через СССР –представляется более надёжным и простым. Но это при условии, что люди прекратят воевать друг с другом, а сядут за парты, соберутся в клубы, в творческие коллективы, и займутся совместным творчеством своей жизни. То есть видите: здесь всё то же самое, только в рамках законов, которые уже привели нас к краху.
Как действовать: по первому или второму варианту, или не предпринимать ничего – это, как мы знаем, каждый решает сам по праву свободного использования своей воли.
Часть 2. Деление на классы
Здорово Маркс с Энгельсом запудрили всем мозги, будто общество делится всего на два класса. Все им поверили, и Ленин тоже сначала оказался под впечатлением этой выдумки. Уже позже он понял, что есть и другие классы – бюрократов, например. В наши дни об этом классе писал Ю.И. Мухин. Общество – это сложный организм и для его понимания нужна наука, а не политика. Возможно, такая наука, изучающая общество как целостный организм, когда-нибудь появится. Ну, а мы продолжим нашу узкую тему про естественное право и свободу воли. И как вы уже поняли, мы придём к очень простому делению общества, а точнее сказать – населения, именно на две группы, можно сказать на два класса: на свободных и на рабов.
Хотя у нас появились признаки классификации и возможность обобщения, мы не будем ими пользоваться, потому что это будет неправильно. В первую очередь потому, что воля человека – это его внутреннее качество, а не внешняя характеристика, как, например, отношение к средствам производства или материальным ценностям. В нашем вопросе естественного права каждый сам внутри себя решает, будет ли он пользоваться своей свободной волей, будет ли отстаивать своё естественное право, или согласится на подчинённое рабское положение. А в первой части мы как раз определили, что своё право нужно отстаивать всегда и всё время. А если вы не знаете как это делать? – Об этом мы поговорим в следующем разделе. А пока попробуем ещё раз осознать такую простую вещь, что быть рабом может быть предпочтительнее, чем свободным человеком. Меньше ответственности, например. Меньше забот. И всегда есть надежда на «доброго царя» – вот придёт и всё наладит в вашей жизни, будто ему это очень надо. И вам не важно, что этот добрый царь на протяжении всей известной истории так и не появился. Вам так спокойнее – ни за что не отвечать, даже за свою жизнь, за жизнь своих детей, но рассуждать обо всём, даже о том чего вы не знаете, и предъявлять претензии всем и каждому, только не себе.
Быть ответственным за свою жизнь – это значит начинать становиться взрослым человеком. А взрослый отличается уже качественно, взрослый – это безупречный человек. И здесь определить, кто есть кто не так просто. Это нельзя сделать по обычным внешним признакам: по количеству денег, например, по занимаемой должности, по количеству каких-нибудь успехов или неудач. Таким вольным взрослым человеком был, например, Атос, и его друзья тоже. И как мы знаем, все они жили как обычные люди, подчинялись общим правилам, хотя часто это им не нравилось, и часто они не подчинялись и действовали по-своему.
А что делать нам в сложившейся обстановке? И действительно, если жизнь складывается хорошо, то как будто и проблемы нет… Видите, мы снова вернулись к началу, к первому вопросу: человеку нужно хорошо жить. Поэтому, если вы хорошо живёте и всем довольны – то и хорошо. У вас нет проблемы, нет вопросов, и мотивировать вас на что-то, убеждать в чём-то не надо – помните: вы вправе сделать этот выбор – не пользоваться своим естественным правом. И даже если вы этот выбор не делали сознательно, а просто автоматически живёте «как все» – это всё равно ваше право, но всё равно вы не будете оправданы самой жизнью за этот ваш выбор жить жизнью безвольной, не подобающей человеку – дитю Божьему, являющему собой образ Бога, обладающему силами и качествами Бога, имеющему свою миссию здесь в своей земной жизни.
Дальнейшее адресовано тем, кто знает и понимает, или начинает задумываться, что жить надо своим умом, строить свою судьбу самостоятельно, действовать ответственно. Продолжаем с теми, кто уже так живёт или намеревается взять свою жизнь в свои руки.
Часть 3. Если ты с Богом, то какая разница, кто против тебя?
Итак, мы видим, насколько просто устроен мир, в котором мы живём. Каждый человек обладает свободной волей, которую он волен использовать в большем или меньшем масштабе. Дети, во всяком случае, используют свою волю на все сто процентов. Но родители, свою волю уже порастерявшие, своими превосходящими силами ограничивают и ограничивают ребёнка, а дело довершает школа, главная задача которой и состоит в том, чтобы как можно сильнее обезволить человека. Эти родители, которые вредят воле своего ребёнка, ведь тоже из школы – они продолжают программу этой школы у себя дома, и их родители тоже, и родители родителей… Давно так повелось. Сейчас мы с вами решили, что надо ситуацию поменять.
Начали мы с того, что в мире есть воля, она есть у каждого, но как-то радости она нам не принесла, во всяком случае далеко-далеко не каждому. Но что делать, воля – стихия своеобразная, неустойчивая, увлекающаяся, грубая. Она ближе к кулакам, ей нужна победа любой ценой. Если бы одна только воля командовала в человеческом мире, мир не был бы устойчив, всё в нём бурлило бы, каждый бы воевал со всеми остальными, пока не остался бы один победитель, самый сильный и удачливый, чтобы порадоваться короткой радостью своей окончательной победе.
Но в мире кроме Воли существуют ещё две мировые силы: Провидение и Рок. Я пишу их с большой буквы, подчёркивая, что это мировые, вселенские Божественные силы, организующие жизнь человеков на Земле. Те, кто знает это – могут действовать сознательно, кто не знает – действует интуитивно. А как именно?
Есть три понятных сценария. Первый – пользоваться одной лишь своей волей. Тогда человек живёт неспокойно, в борьбе, страстях, желаниях. Если бы так жили все, получился бы хаос, который мы только что описали. Отчасти мы так и живём.
Можно соединить Волю с Роком. Рок – это ограничение, упорядочивание, планирование, измерение, точное соответствие и воздаяние, карма, логика, непреложность, схема, механистичность. Воля, соединённая с Роком – это и есть наша цивилизация, где появляются иерархии, пирамиды власти, видимость порядка и справедливости.
Третья наша возможность – соединить Волю с Провидением. Провидение – это творчество, а значит неожиданность, неизвестность, непредсказуемость. Это выход за рамки обычного, игнорирование законов и действие по Правде, преодоление известных законов Природы и получение помощи с неожиданной стороны, которая подвластна Провидению. Соединить свою Волю с Провидением – это решиться жить в неизвестности, шагать в неизведанное, сознавая, что твоё служение истине и правде будет поддержано Богом, и Он через Провидение окажет необходимую помощь. И не когда-то в будущем, а уже сейчас, и уже вчера – ведь Бог всегда с вами, это вы Его до сих пор сторонились.
Это непросто – решиться на свободный полёт, отбросить костыли известной, просчитанной, упорядоченной жизни. Но пора учиться летать, пробовать крылья творчества. Мы не только на пороге, мы уже вступили в этот мир безграничных возможностей, радостного безостановочного творчества. Правильнее сказать – не мы вступили, а сам этот мир ворвался к нам, окружил нас, одарил множеством перспектив, однако мы не готовы, мы пока не проснулись, мы ещё медлим, не понимаем, сомневаемся…
Но у нас нет выбора. Вернее, всё равно есть – либо погибнуть с этой роковой цивилизацией, уничтожившей жизнь на планете уже почти до последнего предела; либо научиться жить в безграничном Творчестве и безусловной Любви.
Научиться… Нужно учиться, пока не поздно. Нужно открыться Богу, нужно содействовать с Провидением.
Послесловие к этой части статьи.
Здесь просится появление резюме, чтобы выделить главные положения и собрать их вместе. С этого резюме я начну продолжение статьи. А пока вы можете составить своё резюме. Интересно будет сравнить, что у нас всех получится.