Как сделать инструментальную группировку

Как сделать инструментальную группировку

Как сделать инструментальную группировку

Что необходимо приносить на уроки сольфеджио?

1) Нотную тетрадь, желательно, книжного формата А4.
2) Ручку.
3) Два простых карандаша.
4) Ластик.
5) Дневник.
6)Тетрадь на печатной основе Г.Ф. Калининой (1 класс).
7) Учебник «Сольфеджио» Н.Баева, Т. Зебряк (1 класс).
8) Папку на кнопке, застежке или липучке формата А4. В ней будут храниться таблицы и распечатки, выданные на уроке.

Тетрадь и учебник прилагаются ниже:

Как сделать инструментальную группировку

ТЕМА 1. Знакомство с музыкой.

На уроке дети:
— говорили о музыке;
— познакомились с нотным станом (нотоносцем);
— тренировались писать ноты на нотном стане;
— учились писать скрипичный ключ;
— изучили фортепианную клавиатуру и показывали звуки «до» и «фа» на клавишах фортепиано.

Д/З:
1) Выполнить задание на листе (прописи).
2) Обвести названия нот на клавиатуре в кружок или прямоугольник. На клавишах до-ре-ми – одним цветом, а на фа-соль-ля-си – другим. Выучить название клавиш.
3) Наклеить клавиатуру на плотную бумагу (можно обклеить скотчем или заламинировать, чтобы она дольше сохраняла аккуратный вид).
4) Читать стихотворение «Музыкальная страна». Учить первое четверостишие.

«Музыкальная страна» (Гимн Музыке):

1. Музыкальная страна так прекрасна.
Освещает жизнь она светом ясным.
В счастье, в радости, в беде поможет музыка тебе,
Радость светлую нам всем доставляя.

2. Мы войдём туда с тобой тихим шагом,
Познакомимся мы с ней чистым взглядом.
Мы научимся играть, песни петь и сочинять,
Доставлять всем людям счастье и радость.

Как сделать инструментальную группировку

ТЕМА 2. Тембр, регистр, длительности, ноты первой октавы, вокальная группировка длительностей.

На уроке дети:
— познакомились с понятиями тембр и регистр;
— прослушали три пьесы: «Елочные фонарики», «Грустная корова», «Колдун». Определили в каком регистре звучит каждая из них;
— обсудили различные образы, которые может изобразить композитор с помощью звуков в разных регистрах;
— узнали расположение нот первый октавы, и почему скрипичный ключ называют ключом «соль»;
— пели новую песню о нотах из мюзикла «Звуки музыки»;
— познакомились с принципами вокальной группировки и понятием «длительность»;
— подобрали «недостающие» длительности к песенке «Колобок».

Как сделать инструментальную группировку

Пояснения к третьему пункту домашнего задания, если он вызвал затруднения.

Вокальная музыка, как правило, связана со словесным текстом. Правила вокальной группировки (объединения нот в группы) следующие:

Если на слог текста приходится один звук, то он записывается отдельно. В тех случаях, когда на один слог приходится несколько звуков (распев), все длительности меньше четвертной ноты объединяются под одним ребром и непременно охватываются лигой.

Как сделать инструментальную группировку

Как сделать инструментальную группировку

При прослушивании песни слышно, что некоторые слоги звучат длиннее, чем остальные.
Ко-ло-БОК, Ко-ло-БОК, спой нам пе-сен-ку, дру-ЖОК.
Пес-ню петь я не хо-ЧУ, луч-ше даль-ше по-ка-ЧУ.

Длинные звуки мы обозначим ноткой с палочкой (четвертная), а короткие ноткой с палочкой и флажком (восьмая).
Получается так:

Как сделать инструментальную группировку

На уроке мы записали первую фразу от звука «до», а вторую от звука «фа».

В домашнем задании сказано, что нужно записать в нотной тетради первую часть песни на ноте «ми», а вторую часть на ноте «ля». Текст песенки подписывать не обязательно.
Если задание сделано верно, то должно получиться следующее:
(Пожалуйста, не выполняйте за ребенка задание! Пускай попробует справиться сам! Ответ дан для возможной проверки и корректировки уже выполненного задания! )

Как сделать инструментальную группировку

ТЕМА 3. Инструментальная группировка, партия ударных инструментов.

На уроке дети:
— повторяли расположение нот в первой октаве (приложение 1а);
— разгадывали музыкальные ребусы (приложение 2а);
— играли песню колобок от разных звуков у фортепиано (по 2-4 человека). Дети определяли насколько красивыми эти звукосочетания получались;
— познакомились с двумя длительностями: четвертная и восьмая.
— изучили принципы инструментальной группировки и партии для ударных инструментов. Обсудили общие черты и отличия между тремя вариантами записи песни «Колобок» (вокальной, инструментальной, для ударных инструментов).
— переписали песенку «Черный кот» из вокальной группировки в инструментальную.

Домашнее задание:
1) Повторять расположение нот на клавиатуре и на нотном стане.
2) Выполнить задания в приложении по изучению нот: 1б, 2б.
3) Переписать песенку «Радуга» из вокальной группировки в инструментальную.

Как сделать инструментальную группировку

Как сделать инструментальную группировку

Как сделать инструментальную группировку

На уроке мы тренировались переписывать мелодии из вокальной группировки в инструментальную.
Конечно, правильнее было бы под строчкой с инструментальной группировкой убрать текст. Но, пока что, по нему ребенку проще ориентироваться.

Номер 3 а) на листочках должен выглядеть так:

Как сделать инструментальную группировку

Разбор домашних заданий по теме.

Для выполнения домашнего задания под пунктом 3б необходимо переписать песню «Радуга» из вокальной группировки в инструментальную. Для этого нужно все восьмые ноты объединить по парам под одним ребром.
Четвертные ноты НИКОГДА не объединяется под одним ребром! Иначе их будет невозможно отличить от восьмых! Поэтому четвертные ноты оставляем так, как есть.
Должно получиться следующее:

Как сделать инструментальную группировку

Какие ошибки дети часто делают при написании нот? ( Или «как написать ноты красиво?»)

1. НОТЫ ВСЕГДА ПИШУТСЯ КАРАНДАШОМ. Нотная запись довольно сложна и не терпит ошибок. Если написать ноту ручкой и допустить ошибку, то ее придется зачеркивать и переписывать ноту рядом, что недопустимо, потому что нотный текст читается не только слева направо, но и по вертикали!

С первого урока мы записывали ноты целыми длительностями (маленькие круглые нотки, без штилей и штриховки внутри). Многие элементы на сольфеджио мы будем записывать именно так. Поэтому нужно постараться, чтобы нотки были максимально аккуратными и примерно одного размера.

Поэтому четверные, восьмые, а позже и шестнадцатые ноты мы пишем небольшими штрихами наискосок в правую сторону. Некоторые делают их чуть более толстыми. Это тоже допустимо.

Источник

Группировка длительностей в инструментальной музыке

Как сделать инструментальную группировку Как сделать инструментальную группировку Как сделать инструментальную группировку Как сделать инструментальную группировку

Как сделать инструментальную группировку

Как сделать инструментальную группировку

В простых размерах группировка длительностей производится по следующим правилам:

1)Количество групп в одном такте должно соответствовать количеству счетных долей в такте, то есть верхней цифре показателя размера.

2)Сумма длительностей в каждой группе должна равняться одной счетной (метрической) доле, то есть нижней цифре показателя размера; следовательно, по сумме содержащихся в них длительностей сами группы должны быть равновеликими.

3)Крупные длительности, соответствующие целому числу счетных (метрических) долей, обычно записываются одной нотой, особенно если длительность начинается с сильной доли такта.

4)При наличии в группе большого количества однородных или разнородных мелких длительностей она может, в свою очередь, делиться на подгруппы, объединенные одним (крайним сверху или снизу) общим ребром (вязкой), остальные же ребра (вязки) будут охватывать лишь ноты, входящие в подгруппу. Как сделать инструментальную группировку

При группировке необходимо в точности сохранять указанный ритм. Следовательно, все «лишние» для данной группы (или такта) длительности могут быть перенесены лишь в следующую непосредственно за данной группу (или такт), и наоборот, «занимать» недостающие длительности можно только из следующей соседней ноты, добиваясь при этом нужного графического изображения, но не нарушая заданной ритмической последовательности звуков.

Паузы, естественно, группировке не подлежат, так как не соединяются друг с другом при помощи вязок или лиг, но могут дробиться или входить в состав групп на общих с нотами основаниях. Например:

51 Как сделать инструментальную группировку

Слигованные длительности внутри групп следует записывать одной нотой, равной по длительности двум или нескольким слигованным. И наоборот, длительности, выраженные одной нотой и переходящие из одной группы в другую (или из такта в такт), надо разбивать на две (одинаковой или различной продолжительности — в соответствии с музыкальным текстом) и объединять их лигой.

В сложных однородных размерах, в отличие от простых, количество групп в одном такте, как правило, соответствует количеству простых тактов, входящих в состав данного сложного такта, а сумма длительностей в каждой группе должна равняться одному простому такту, являющемуся составной частью этого сложного такта. В остальном же правила группировки будут те же, что и в простых размерах. Ниже даны два примера: первый — на группировку в простом размере, второй — в сложном однородном размере.

В сложных смешанных размерах группировка должна подчеркивать внутреннюю структуру данного смешанного размера, то есть каждая группа по сумме длительностей будет равняться одному простому такту, входящему в состав сложного смешанного такта, но поскольку здесь сочетаются разнообразные такты, то и группы в связи с этим могут быть неравны между собой

Иногда внутренняя структура смешанного размера указывается в самом его обозначении (в скобках) или же проставляется в виде вертикальной пунктирной черты внутри самих тактов, структура которых может при этом быть и переменной.

Порой встречаются случаи отклонения от описанных выше правил группировки, которые вызываются стремлением подчеркнуть либо специфический характер (например, синкопы), либо особенности фразировки, либо, появление в рамках данного размера иных метрических акцентов (при этом бывает, что вязки, объединяющие группы нот, порой проходят даже через тактовую черту).

Источник

§ 24. Группировка длительностей в инструментальной музыке

В простых размерах группировка длительностей производится по следующим правилам:

Количество групп в одном такте должно соответствовать количеству счетных долей в такте, то есть верхней цифре показателя размера.

Сумма длительностей в каждой группе должна равняться одной счетной (метрической) доле, то есть нижней цифре показателя размера; следовательно, по сумме содержащихся в них длительностей сами группы должны быть равновеликими.

Крупные длительности, соответствующие целому числу счетных (метрических) долей, обычно записываются одной нотой, особенно если длительность начинается с сильной доли такта.

При наличии в группе большого количества однородных или разнородных мелких длительностей она может, в свою очередь, делиться на подгруппы, объединенные одним (крайним сверху или снизу) общим ребром (вязкой), остальные же ребра (вязки) будут охватывать лишь ноты, входящие в подгруппу. Например:

50Как сделать инструментальную группировку

При группировке необходимо в точности сохранять указанный ритм. Следовательно, все «лишние» для данной группы (или такта) длительности могут быть перенесены лишь в следующую непосредственно за данной группу (или такт), и наоборот, «занимать» недостающие длительности можно только из следующей соседней ноты, добиваясь при этом нужного графического изображения, но не нарушая заданной ритмической последовательности звуков.

Паузы, естественно, группировке не подлежат, так как не соединяются друг с другом при помощи вязок или лиг, но могут дробиться или входить в состав групп на общих с нотами основаниях. Например:

51Как сделать инструментальную группировку

Слигованные длительности внутри групп следует записывать одной нотой, равной по длительности двум или нескольким слигованным. И наоборот, длительности, выраженные одной нотой и переходящие из одной группы в другую (или из такта в такт), надо разбивать на две (одинаковой или различной продолжительности — в соответствии с музыкальным текстом) и объединять их лигой.

В сложных однородных размерах, в отличие от простых, количество групп в одном такте, как правило, соответствует количеству простых тактов, входящих в состав данного сложного такта, а сумма длительностей в каждой группе должна равняться одному простому такту, являющемуся составной частью этого сложного такта. В остальном же правила группировки будут те же, что и в простых размерах. Ниже даны два примера: первый — на группировку в простом размере, второй — в сложном однородном размере:

52 Andante cantabile con espressione в. Моцарт. Соната для ф-п. № 8, ч. II

Как сделать инструментальную группировку

Как сделать инструментальную группировку

Примечание: Здесь в начале третьего такта правильная группировка нарушена ради подчеркивания синкопированного ритма в верхних голосах.

53 Adagio con moto espressione Л. Бетховен. Соната для ф-п. № 11, ч. II

Как сделать инструментальную группировку

Как сделать инструментальную группировку

В сложных смешанных размерах группировка должна подчеркивать внутреннюю структуру данного смешанного размера, то есть каждая группа по сумме длительностей будет равняться одному простому такту, входящему в состав сложного смешанного такта, но поскольку здесь сочетаются разнообразные такты, то и группы в связи с этим могут быть неравны между собой. Например:

54 Allegro con grazia П. Чайковский. Симфония № 6, ч. 11

Как сделать инструментальную группировку

55 Andante Вас. Калинников. Грустная Песенка

Как сделать инструментальную группировку

Иногда внутренняя структура смешанного размера указывается в самом его обозначении (в скобках) или же проставляется в виде вертикальной пунктирной черты внутри самих тактов, структура которых может при этом быть и переменной:

Как сделать инструментальную группировку

Ах! Зе_ ле_ на гру_ ша в са_ ду ша_

Как сделать инструментальную группировку

В более простых случаях (то есть когда структура ясно вытекает из самой мелодии и словесного текста) внутритактовая структура смешанных размеров не указывается:

57 Allegretto Д. Шостакович. Оратория «Песнь о лесах», ч. VII

Как сделать инструментальную группировку

На по_ лях кол_ хо_ зов вста_ ли по ква_ дра_там

Как сделать инструментальную группировку

строй_ны_е бе_ ре_ зы — Ро_ ди_ ны сол_ да_ ты.

Порой встречаются случаи отклонения от описанных выше правил группировки, которые вызываются стремлением подчеркнуть либо специфический характер (например, синкопы), либо особенности фразировки, либо, наконец, появление в рамках данного размера иных метрических акцентов (при этом бывает, что вязки, объединяющие группы нот, порой проходят даже через тактовую черту) и т. п.:

Источник

§ 24. Группировка длительностей в инструментальной музыке

В простых размерах группировка длительностей производится по следующим правилам:

Количество групп в одном такте должно соответствовать количеству счетных долей в такте, то есть верхней цифре показателя размера.

Сумма длительностей в каждой группе должна равняться одной счетной (метрической) доле, то есть нижней цифре показателя размера; следовательно, по сумме содержащихся в них длительностей сами группы должны быть равновеликими.

Крупные длительности, соответствующие целому числу счетных (метрических) долей, обычно записываются одной нотой, особенно если длительность начинается с сильной доли такта.

При наличии в группе большого количества однородных или разнородных мелких длительностей она может, в свою очередь, делиться на подгруппы, объединенные одним (крайним сверху или снизу) общим ребром (вязкой), остальные же ребра (вязки) будут охватывать лишь ноты, входящие в подгруппу. Например:

50Как сделать инструментальную группировку

При группировке необходимо в точности сохранять указанный ритм. Следовательно, все «лишние» для данной группы (или такта) длительности могут быть перенесены лишь в следующую непосредственно за данной группу (или такт), и наоборот, «занимать» недостающие длительности можно только из следующей соседней ноты, добиваясь при этом нужного графического изображения, но не нарушая заданной ритмической последовательности звуков.

Паузы, естественно, группировке не подлежат, так как не соединяются друг с другом при помощи вязок или лиг, но могут дробиться или входить в состав групп на общих с нотами основаниях. Например:

51Как сделать инструментальную группировку

Слигованные длительности внутри групп следует записывать одной нотой, равной по длительности двум или нескольким слигованным. И наоборот, длительности, выраженные одной нотой и переходящие из одной группы в другую (или из такта в такт), надо разбивать на две (одинаковой или различной продолжительности — в соответствии с музыкальным текстом) и объединять их лигой.

В сложных однородных размерах, в отличие от простых, количество групп в одном такте, как правило, соответствует количеству простых тактов, входящих в состав данного сложного такта, а сумма длительностей в каждой группе должна равняться одному простому такту, являющемуся составной частью этого сложного такта. В остальном же правила группировки будут те же, что и в простых размерах. Ниже даны два примера: первый — на группировку в простом размере, второй — в сложном однородном размере:

52 Andante cantabile con espressione в. Моцарт. Соната для ф-п. № 8, ч. II

Как сделать инструментальную группировку

Как сделать инструментальную группировку

Примечание: Здесь в начале третьего такта правильная группировка нарушена ради подчеркивания синкопированного ритма в верхних голосах.

53 Adagio con moto espressione Л. Бетховен. Соната для ф-п. № 11, ч. II

Как сделать инструментальную группировку

Как сделать инструментальную группировку

В сложных смешанных размерах группировка должна подчеркивать внутреннюю структуру данного смешанного размера, то есть каждая группа по сумме длительностей будет равняться одному простому такту, входящему в состав сложного смешанного такта, но поскольку здесь сочетаются разнообразные такты, то и группы в связи с этим могут быть неравны между собой. Например:

54 Allegro con grazia П. Чайковский. Симфония № 6, ч. 11

Как сделать инструментальную группировку

55 Andante Вас. Калинников. Грустная Песенка

Как сделать инструментальную группировку

Иногда внутренняя структура смешанного размера указывается в самом его обозначении (в скобках) или же проставляется в виде вертикальной пунктирной черты внутри самих тактов, структура которых может при этом быть и переменной:

Как сделать инструментальную группировку

Ах! Зе_ ле_ на гру_ ша в са_ ду ша_

Как сделать инструментальную группировку

В более простых случаях (то есть когда структура ясно вытекает из самой мелодии и словесного текста) внутритактовая структура смешанных размеров не указывается:

57 Allegretto Д. Шостакович. Оратория «Песнь о лесах», ч. VII

Как сделать инструментальную группировку

На по_ лях кол_ хо_ зов вста_ ли по ква_ дра_там

Как сделать инструментальную группировку

строй_ны_е бе_ ре_ зы — Ро_ ди_ ны сол_ да_ ты.

Порой встречаются случаи отклонения от описанных выше правил группировки, которые вызываются стремлением подчеркнуть либо специфический характер (например, синкопы), либо особенности фразировки, либо, наконец, появление в рамках данного размера иных метрических акцентов (при этом бывает, что вязки, объединяющие группы нот, порой проходят даже через тактовую черту) и т. п.:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *