Как сделать интерактивный музей
Как создать виртуальный музей в школе (из опыта работы)
КАК СОЗДАТЬ ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ В ШКОЛЕ
Роль школьного музея в воспитании патриотизма, чувства гордости за свою школу и родной город, неоспорима. Музей в школе является хранителем социокультурной памяти между поколениями, сближает детей, родителей и педагогов.
Именно поэтому нами было принято решение сохранить память о музее в цифровом формате с помощью проекта «Виртуальный музей – «Сила в корнях»».
Без всякого сомнения, школьный музей XXI века должен стать музеем с использованием новейших информационных технологий. Ведь, вне всякого сомнения, сегодняшнему школьнику гораздо проще и удобнее общаться и обучаться в виртуальной реальности, не говоря уже о том, чтобы сходить в обычный городской музей. За более чем 60-летнюю историю существования лицея №62 был накоплен большой, и весьма интересный материал об его истории, об опыте поисково-исследовательской деятельности, о плодотворной работе школьного музея.
Наш проект виртуального музея «Сила в корнях» появился именно тогда, когда реальный музей был расформирован и мог бы и вовсе погибнуть, как и большая часть его экспонатов. Именно поэтому было решено «воскресить» память о музее в виртуальной форме.
Для достижения поставленной цели на данный момент уже были выполнены следующие задачи:
проанализирована и систематизирована информация по истории музея лицея №62;
На нашем канале «Виртуальный музей лицея №62» размещены в открытом доступе самые интересные и актуальные видеоролики о музее и учащихся лицея. По ссылке также можно посмотреть видео с выпускных, юбилеев лицея и т.п.
Кроме того, в дальнейшем планируется освоение AR и VR-технологий: съемка панорам и сферического видео для создания виртуальных туров и VR-экскурсий и квестов на платформе izi.TRAVEL и HP Reveal, создание электронной картотеки из 3D-фотографий, разработка мобильного приложения для визуализации экспонатов посредством дополненной и виртуальной реальности (AR и VR), создание QR кодов, установленных возле экспонатов в интерьере будущего восстановленного музея, которые смогут «общаться» с аудиогидами или смартфонами посетителей, активируя контент при приближении к конкретному экспонату. При этом важно осознавать, что, не смотря на широкий спектр вышеперечисленных технологий, виртуальная версия музея всё-таки не заменит реальный музей, а сможет только дополнить его.
Несомненно, что для реализации подобного проекта необходимо ресурсное обеспечение:
— кадровое, когда сам руководитель проекта имеет необходимые навыки по направлению деятельности в области ИКТ. Кроме того, будет нужна помощь учителей информатики и специалистов по сетевому администрированию.
— материально-техническое: компьютер, выход в сеть Интернет, оплата домена сайта музея, сканер; принтер, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, устройства оцифровки видеокассет (карта видеозахвата); мультимедийный проектор, экран, ЖК-телевизор и т.п.
Без сомнения, подобный проект может быть реализован не только в нашем учебном заведении, но и в любом другом, Материалы проекта могут использоваться для расширения дополнительного образования учащихся, при создании новых школьных музеев, а также в качестве дополнительного информационного источника материалов.
В заключении мы можем с уверенностью сказать, что подобный проект виртуального музея поможет сохранить память о школе, о своих земляках, об историческом прошлом своего города. Ведь если мы не будем помнить свое прошлое, перестанем уважать предыдущий опыт, то станем похожи на дерево, у которого нет корней.
Методические рекомендации по созданию интерактивной экскурсии в школьном музее
Введение. Понятия и их особенности
Начало XXI века связано с повсеместной компьютеризацией и информатизацией пространства, в котором находится каждый из нас. Эти же процессы пришли и в школу. Дети работают на компьютерах, выполняют домашнее задание с опорой на интернет-ресурсы, мы ходим в музее, где есть интерактивные доски и стенды, интерактивные карты и залы, мы можем заказать интерактивную экскурсию. Но, что же означает “интерактивная экскурсия” и как ее подготовить в школьном музее? Исходя из личного опыта, я попробую дать некоторые практические советы и рекомендации, которые помогут сделать экскурсию интерактивной и ввести в поле музейной педагогики для большего охват информации.
1. Музейная коммуникация – такая необходимая соорганизация определённых позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры. Здесь необходимо обозначить следующие позиции:
— позиция творца (художника, писателя, учёного, политика), производителя элементов культуры, претендующих на статус музейных предметов;
— позиция воспринимающего (зрителя, слушателя, посетителя) музейные предметы;
— позиция музейного педагога, который должен не только сообщать посетителям определённый набор знаний в связи с находящимися в экспозиции предметами, но и вступать в диалог с ними, побуждать к самостоятельному творческому поиску, в некоторых случаях играть роль посредника между посетителем и музейным предметом. Кроме того, музейный педагог выступает и как организатор коммуникации между творцом и воспринимающим данный музейный предмет посетителем.
Взаимодействие данных позиций и задаёт ситуацию музейной коммуникации.
Это взаимодействие строится на следующих принципах:
Принцип активного отношения к музейному пространству. Это означает необходимость формирования позиции интерпретатора.
Принцип толерантности. Он предполагает возможность видеть многообразие форм жизни, традиций, и равное право на существование.
Принцип авторства. Диалогичность культурного пространства возможна лишь в том случае, если ученик, входящий в это пространство, действует соразмерно культурным и историческим персонажам.
2. Интерактивность (от англ. interaction — “взаимодействие”) — понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами. Используется в областях: теория информации, информатика и программирование, системы телекоммуникаций, социология, промышленный дизайн и других.
Сегодня интерактивность — это принцип организации системы, при котором цель достигается информационным обменом элементов этой системы.
Степень интерактивности — это показатель, характеризующий, насколько быстро и удобно пользователь может добиться своей цели.
Элементами интерактивности являются все элементы взаимодействующей системы, при помощи которых происходит взаимодействие с другой системой/человеком (пользователем). Природа взаимодействия состоит в отражении экстраверсных трансляций реакции контрагента на системно-детерминированные вызовы (экстремизм, агрессия, интервенция) агентов среды, воспринимаемой в свою очередь сообщениями соответствующих свойств. Сущности взаимодействуют путем передачи какой-либо информации. С точки зрения степени взаимодействи под интерактивностью можно рассматривать следующие случаи (уровни):
линейное взаимодействие (1:), или отсутствие интерактивности, когда посылаемое сообщение не связано с предыдущими сообщениями;
реактивное взаимодействие (1:1), когда сообщение связано только с одним немедленно предыдущим сообщением;
множественное или диалоговое взаимодействие (1:m), когда сообщение связано с множеством предыдущих сообщений и с отношениями между ними.
При разработке и проведении мероприятий и культурно-массовых дел в рамках школьного музея необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся принципы:
Интерактивность, ибо человек воспринимает только то, что делает;
Комплексность – включение всех типов восприятия;
Программность, которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ.
Проведение занятий требует дифференцированного подхода к учащимся, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ученика.
3. Немецкий учёный Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня:
— каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;
— учитель и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;
— посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе школьных занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;
— следует отказаться от обзорных экскурсий, “как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого”;
— отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка;
— итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).
4. Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование). Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в школьном музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков.
Обозначив основные компоненты интерактивной экскурсии, переходим к поэтапному рассмотрению процесса ее подготовки
Этапы создания интерактивной экскурсии для школьного музея
Процесс создания интерактивной экскурсии (далее ИЭ) очень трудоемкий и длительный по времени. Следует учитывать этапность в подготовительной работе. Далее приведу поэтапную структуру работы над ИЭ, которую я считаю наиболее продуктивной.
Часть 1. Подготовительная
Межпредметной* | Экскурсия будет опираться на межпредметные связи, отражающие деятельность самого музея, экспозиций или его любого экспоната. |
Экспонатной* | Экскурсия посвящена одному экспонату, ориентируется на него или группу похожих по этимологии предметов, находящихся в музее. |
Экспозиционной* | Экскурсия посвящена целой экспозиции или нескольким логически связанным друг с другом экспозиций. |
Датированной* | Экскурсия не приурочена к экспозициям и экспонатам музея, но имеет ориентированность на историческую дату. |
Формы. Экскурсия может быть
Единичной * | Экскурсия готовиться и проводится как самостоятельное мероприятие. |
Цикл экскурсий* | В процессе подготовки материал распределяется на несколько логически взаимосвязанных между собой мероприятий. |
Беседа * | Экскурсия – беседа – это форма работы в музее, когда основной задачей является, не столько научить, сколько пробудить интерес, любознательность. |
Цикл бесед * | Несколько взаимосвязанных бесед на одну тему или родственные темы. |
Этап II. Выбор тематики ИЭ. Логично выбирать тему в соответствие с возрастной категорией участников данной ИЭ. Как правило, экскурсии составляются для возрастных категорий 1-4 классы, 5- 8 классы, 9-11 классы. Материал подбираемые по темам экскурсий должен быть не сложным, но и не простым. ИЭ – должна стать посильным примером самостоятельной поисково-исследовательской работы каждого ученика.
Этап III. Выбор участников ИЭ. Следует заранее определиться с выбором возрастной категории учеников и специально для них разрабатывать задания и маршрутный лист.
Этап IV. Создание презентации для ИЭ.
И самое главное, не нужно пытаться втиснуть в маленький слайд большой объем текста и фотографий. Помните – презентация это некий визуальный ряд, который демонстрируется вами как вспомогательная наглядность, а не основной учебник или документ.
Этап V. Создание самой экскурсии для ИЭ.
Подбор материала для экскурсии является основной задачей во всем подготовительном процессе. Именно от того какие факты и какую структуру экскурсии вы выберете, будут зависть дальнейшие шаги: а именно создание маршрутных листов и вспомогательных заданий к экскурсии. На примере личного опыта, рассказу о нескольких линиях в выстраивании самой экскурсии.
Линия 1. Построение экскурсионной программы исходя из экспонатов и экспозиций. Здесь мало рассказать о самих экспонатах или экспозициях. Важно сформировать преставления слушателей о тех особенностях исторического периода времени, к которым относятся эти экспонаты или целая экспозиция. Рассказ следует подкреплять музыкальными, литературными, художественными произведениями, которые также должны относиться к исследуемой эпохи.
Линия 2. Построение экскурсионной программы исходя из информационного повода (знаменательной даты или события). Здесь важно подобрать и оформить материал таким образом, чтобы в нем отражались не только исторические факты, но и их достоверность подтверждалась экспонатами или экспозициями музея.
Линия 3. Построение экскурсионной программы как “цикл”. Цикл экскурсий или цикл бесед подразумевает выбор темы и подбор материла таким образом, чтобы его можно было разбить на логические части, причем каждая часть должна иметь определенные выводы и результаты, при этом эти результаты должны служить началом следующей части.
Этап VI. Создание маршрутного листа и заданий для ИЭ.
Маршрутный лист – это не план музея, по которому должны двигаться ученики. Многие педагоги составляют маршрутный лист именно так. Хитрость маршрутного листа заключается в том, что в нем должны содержаться такие задания, которые выполнив, ученик получит информационный справочный материал, состоящий из новых знаний или открытий. Причем сам лист должен быть компактным и удобным для хранения и длительного использования. Этот лист не должен содержать много заданий или сложных вопросов.
Часть 2 Экскурсионная
Этап VII. Проведение ИЭ.
Проведение самой интерактивной экскурсии может поводиться как в помещении школьного музея или в актовом зале. Данное мероприятие должно сопровождаться наличием необходимой техники, которую до экскурсии стоит проверить на совместимость и техническую исправность. Необходимыми ТС будут: компьютер, экран, звуковые колонки, наличие проводов, удлинители, фото и видео аппаратура не является обязательной, но память о проведенном мероприятии виде снимков пригодятся для создания отчетов.
Этап VIII. Результаты ИЭ.
Результатом любой интерактивной экскурсии должно стать достижение поставленных целей и задач мероприятия. Учащиеся должны не просто послушать или поучаствовать в беседе, они должны принять активное участие в ведение экскурсии, работать с маршрутным листом и получить знания, необходимость которых велика, а возможности получить такие знания представились только на вашей экскурсии.
В заключении хочу особо подчеркнуть, что обычно экскурсия предполагает достаточно пассивное участие экскурсантов в процессе экскурсии: они слушают, смотрят, перемещаются по объекту, но при этом могут весьма поверхностно воспринимать виденное.
Интерактивные экскурсии, наоборот, позволяют вовлечь участников в активное взаимодействие с экскурсоводом и подтолкнуть их к “самостоятельному” исследованию объекта или объектов экскурсии, экспонатов музея. Это существенно усиливает остроту восприятия материала и делает экскурсию более интересной и более запоминающейся.
Использование интерактивной модели экскурсионного мероприятия предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи.
Как открыть единственный в Новокузнецке интерактивный музей для детей
Еще несколько лет назад научно-развлекательные центры, дающие возможность участвовать в экспериментах, ставить опыты и наблюдать за различными явлениями, можно было встретить только за границей. В России формат стал набирать обороты благодаря отдельным энтузиастам, но пока преимущественно в городах-миллионниках.
Варвара Михеева, основатель «Кузницы наук» в Новокузнецке, в интервью Контур.Журналу рассказала о том, как ей удается конкурировать за посетителей во времена тотальной популярности научных шоу, сотрудничать со школами и продвигать свой проект в небольшом городе.
Старт со множеством вопросов
Наш музей открылся для посетителей в прошлом году 5 октября. Хотя формально сам проект появился задолго до этого, два года мы только готовились к тому, чтобы воплотить мечту в реальность: закупали экспонаты, писали программы, делали ремонт, набирали сотрудников и решали много разных задач.
Толчком к созданию проекта стало посещение интерактивного музея науки «Ньютон Парк» в Красноярске, который сегодня является нашим партнером. Мы там побывали, нам очень понравилось воплощение идеи и подача информации, мы увидели интерес детей и взрослых к такому формату и решили, что Новокузнецк тоже достоин того, чтобы здесь появилось что-то подобное. Поэтому мы принялись писать планы, составлять проект, и через два года мы запустили «Кузницу наук».
На первом этапе работы над проектом возникало немало вопросов. Самый главный был связан с источником финансирования: где взять деньги для запуска интерактивного музея? Дело в том, что экспонаты изготавливаются вручную, и это стоит очень дорого. Второй вопрос: где разместиться, чтобы все выглядело красиво, атмосферно, с рациональным использованием площади и без дополнительных денежных вложений?
Эти проблемы в значительной степени мы смогли решить благодаря поддержке крупной российской металлургической компании. В нашем городе проходит конкурс грантов в рамках программы «Территория РУСАЛа». Мы подали заявку на участие в нем — и победили. Для нас очень важно, что большая компания доверила нам право осуществлять работу по созданию уникального музей.
А потом пошла кропотливая работа, долгая и сложная. Это было связано с тем, что мы абсолютно не имели опыта работы в той сфере, в которую погрузились. Поэтому нужно было многое исследовать: какие экспонаты пользуются популярностью, какими они должны быть по размеру и цвету, из какого материала, сколько всего экспонатов мы сможем разместить на имеющихся площадях и как красиво, удобно, логично это сделать.
Кроме музея мы планировали создать отдельное пространство для занятий с ребятами и специальную территорию для проведения шоу. И тут тоже появлялись вопросы: какие это должны быть шоу, чему дети должны на них учиться, кто может проводить подобные программы, есть ли у нас в городе такие люди? Мы ставили перед потенциальными сотрудниками специфические задачи, которые частично пересекались с компетенциями сразу трех профессий — экскурсовода, аниматора и учителя. Постепенно мы набрали штат, который и по сей день работает практически в том же составе. Нам удалось освоить программы, к которым мы изначально даже боялись подступиться, а сейчас уже мечтаем о новых.
Поиск новых подходов
Размер гранта от «РУСАЛа» составил 4 млн руб. Это полностью целевые деньги, мы их не тратили на зарплаты и финансирование команды. Инвестиции пошли на ресурсы, необходимые для осуществления деятельности: экспонаты, методические материалы, оборудование. К тому же мы привлекли еще 1,5 млн руб. на помещение для музея и ремонтные работы, партнером стала бывшая швейная фабрика «Березка».
Мы очень благодарны компании «РУСАЛ» за то, что нам доверили создание музея, ведь поначалу было много сомнений — все-таки мы молодая команда, которая ни разу не реализовывала такие большие проекты и даже не занималась бизнесом. Обычно в подобных конкурсах больше шансов на победу у инфраструктурных проектов образовательных, культурных, спортивных учреждений, которые имеют ресурсы, штат и программы, и они лишь дополняют свою деятельность. В нашем случае нужно было все сделать с нуля, но нам это удалось, и я думаю, что в итоге «РУСАЛ» остался доволен результатом. «Кузница наук» была представлена на Всероссийском слете социальных предпринимателей, который проходил осенью прошлого года в Сколково. Параллельно с финансовой поддержкой мы получили очень хорошую образовательную базу. «РУСАЛ» запустил обучающую программу для социальных предпринимателей, благодаря которой мы разобрались с основами выстраивания бизнес-процессов — как планировать, как работать с персоналом и с клиентами.
Деньги, которые нам выделили, — это вклад компании «РУСАЛ» в развитие социально значимых проектов. Все-таки когда металлургическое предприятие понимает, что инженерные кадры нужно растить с малых лет, возникают и проекты, которые обеспечивают эту подготовку. Сегодня молодежь Новокузнецка проявляет большой интерес к техническим направлениям, потому что мы живем в промышленном регионе. Люди знающие, разбирающиеся в физике, химии, математике и прочих науках, сейчас очень нужны.
Для того, чтобы пробудить в ребенке интерес к знаниям и науке, нужны новые подходы в образовании. Мы называем наш проект интерактивным музеем, хотя это не просто музей, а центр, который предполагает и музейную работу, и эксперименты, и развивающие занятия по различным предметам, а также профориентацию, в том числе по металлургическим направлениям.
Сегодня у нас есть понимание, как «Кузница наук» может двигаться и развиваться дальше. Мы наблюдаем за деятельностью коллег в Москве, Санкт-Петербурге и Красноярске, у них очень много интересных идей. Нам хочется на них равняться, потому что мы совсем еще малыши по сравнению с ними. Но для того, чтобы развиваться, нужны дополнительные инвестиции. Мы работаем в небольшом городе с численностью населения 550 000 и, конечно, живем и развиваемся совсем не так, как города-миллионники. Стопроцентными коммерсантами здесь быть не приходится, у нас есть и конкретные социальные задачи: привлечение детей к науке, пробуждение в них маленьких исследователей, социальные программы для детских домов и для детей с ограниченными возможностями. Именно поэтому мы развиваемся как социальные предприниматели.
Экспонаты
Интерактивные музеи сегодня можно увидеть по всему миру. Причем основные способы демонстрации законов физики аналогичны во всех музеях, а дополнительные эффекты зависят от размера бюджета. Если ты хочешь получить крутой экспонат, он будет стоить очень дорого.
Любой музей привлекает новых посетителей только тогда, когда в нем происходят изменения, открываются новые выставки, появляются интересные экспонаты. Понятно, что есть музеи, которые работают на бюджетной основе и могут ничего не менять столетиями: показывать одни и те же экспозиции, ходить по одним и тем же точкам и говорить одни и те же заученные тексты. Но поскольку мы работаем в коммерческом секторе, нам важно создавать что-то новое и необычное, чтобы привлекать людей. Отсюда возникает потребность в новых экспонатах.
Пока все музейные объекты для нас изготавливали наши коллеги из красноярского «Ньютон Парка». Но мы стараемся в своей команде выращивать ребят, способных работать в этом направлении: готовых к кропотливой работе и ручному труду, понимающих нюансы разных элементов и специфику общения детей с объектами. Дети все трогают, дергают, крутят, толкают, поэтому экспонаты должны быть красивыми, привлекательными, демонстрировать законы физики, плюс ко всему быть вандалоустойчивыми.
Командная работа
Сейчас у нас в команде 10 человек, но мы находимся в поиске сотрудников, потому что развиваем новые направления. Мы отработали почти год, поняли интересы людей к определенным темам и сейчас выстраиваем свою программу относительно запросов, которые поступают от жителей города.
Персонал — это уникальные люди, найти таких действительно сложно, но мне повезло, что у нас сформировалась дружная команда, которая умеет работать с детьми и в то же время хорошо знает и понимает физику, химию, биологию, географию.
До запуска интерактивного музея я никакого отношения к образовательной деятельности не имела вообще. Наверное, тяга к этому направлению возникла на генном уровне — прабабушка и мама посвятили свою жизнь профессии учителя. Мне нравится работать с детьми, особенно создавать для них интересные вещи, которые помогают в лучшем освоении школьной программы. Самое главное — мы даем детям ответы кучу вопросов об устройстве окружающего мира: как что устроено, где мы каждый день сталкиваемся с законами законы физики и химии, и почему об этом знать важно знать? благодаря чему происходит научно-технический прогресс и какие научные открытия легли в основу современных приспособлений, машин, гаджетов? Эта взаимосвязь между наукой и жизнью открывает для детей новый образ ученого — не просто человека в белом халате, который сидит в лаборатории и проводит какие-то вычисления и опыты, а большого исследователя-экспериментатора, который совершает много интересных открытий и развивает мир.
Программы для посетителей
Наши посетители — это дети разного возраста. У нас предусмотрена зона работы с малышами от года до шести лет, в формате бэби-спектаклей и творческих лабораторий, в которых дети занимаются вместе с родителями. Здесь им позволено все то, что родители дома запрещают– рассыпают зерно, льют краски, организуют взрывы вулканов. У нас можно наряжаться в различные костюмы, получать роли, быть самостоятельным.
Также у нас есть программа для ребятишек–школьников. Младшим школьникам интересно наблюдать за явлениями и получать ответы на вопросы, например, как образуется торнадо, почему вода не смешивается с маслом, как распространяется звук в разных средах, как образуются цвета. У них есть желание трогать экспонаты и контактировать с ними. И им очень нравится, когда есть ведущий экскурсовод, который с ними общается на равных, но при этом является наставником, которому можно доверять, и он сопровождает их в научном путешествии.
Ребятам из средней и старшей школы, конечно, интересно самим проводить эксперименты. У нас есть курс развивающих занятий по занимательной физике, сформированный из отдельных тематических модулей. На курсе дети вместе с преподавателем проводят множество экспериментов — собирают пропеллер, ракету или электрическую цепь, наблюдают за явлениями, делают расчеты, решают нестандартные задачки. С сентября будет набор новых абитуриентов на этот курс.
Старшеклассники к нам приходят на профориентационные блоки. Им интересно познать себя как личность, понять, где они могут реализоваться. У нас есть комплексная тренинговая профориентационная программа для старшеклассников и их родителей. Сейчас в дополнение к ней мы формируем экскурсионной блок, в рамках которого будем показывать реальную деятельность разных предприятий. В Новокузнецке много куда можно вывести ребят, показать, как работают разные специалисты: кто такие литейщики, старшие мастера, сварщики, лаборанты. Например, показать ребятам службу экологического мониторинга — что она делает и кто вообще эти люди.
К нам приходит и работающая молодежь. Чаще всего им хочется просто хорошо провести время. У нас можно и повеселиться, и посмотреть увлекательное шоу, и самому сделать какой-нибудь научный сувенир. В рамках игротеки мы учим молодежь играть в разные экономические и логические игры, проводим командные интеллектуальные турниры QUIZ.
Конкуренты
Мы чувствуем конкуренцию, несмотря на то, что подобных интерактивных музеев у нас в городе больше нет. Зато есть аниматоры, которые работают в сфере научных праздников. Это, конечно, совсем другой уровень, больше развлекательный. Мы же стараемся включать содержательную часть в программу, для того, чтобы дети не просто повеселились и посмотрели, как на руку льют азот и при этом с человеком ничего не происходит, а узнали, почему это происходит, как это работает, где еще наблюдаются аналогичные явления.
В части развивающих занятий также существует конкуренция. Территориально мы находимся в центре семейных событий «Фабрика». В этом здании раньше действовало швейное предприятие. Теперь пространство получило новую жизнь, здесь работает целое семейство организаций сферы развивающих занятий для детей и взрослых: танцы, вокал, иностранные языки, ментальная арифметика, детская модельная студия и другое. Все, кто с точки зрения ведения бизнеса связан с детьми, всегда находятся в конкурентной среде друг с другом, потому что родители делают выбор, куда потратить деньги. Но здесь все зависит от приоритетов. Если родителям важно, чтобы ребенок подтянул физику или проявил интерес к науке, то они ведут детей к нам — в «Кузницу наук».
Мы до сих пор сталкиваемся с проблемой донесения идеи своего бизнеса до потенциального клиента. Хотя у нас есть поддержка администрации: она размещает информацию о нас на своих ресурсах и помогает приглашать местные СМИ.
Руководителей школ города мы тоже приглашали к себе в музей, показывали, как у нас все устроено. Они похвалили нас, сказали, что у нас прекрасный демонстрационный ресурс, который может стать отличным дополнением к занятиям по физике. Но дальше — к учителям, родителям и детям информация, видимо, не дошла. Так как от многих родителей мы до сих пор слышим, что почему же про «Кузницу наук» нам никто на школьных собраниях не рассказывал.
Впрочем, есть и другие причины. До того, как мы открылись, в городе стало появляться много научных шоу, были заезжие представители, которые гастролировали в Новокузнецке. Сейчас таких предложений очень много: есть хорошие с интересной базой, но есть и те, которые скорее портят впечатление о программе.
Кроме того, научные шоу сами приезжают на праздники, людям при этом не нужно никуда ходить. Возможно, это тоже имеет значение. У нас есть оборудованный зал для проведения эксперимент-шоу, который имеет множество преимуществ, позволяет делать разные эксперименты, которые на выезд проблематично повторить.
Сейчас мы стараемся распространять о себе рекламу везде, где только можем, но пока желаемого wow-эффекта не добились. Для нас загадка, почему в маленьком городе так медленно распространяется информация. Мы видим совершенную другую ситуацию в красноярском музее: он расположен в музейном центре и туда идет очень большой поток посетителей. Музей «Экспериментариум» в Москве тоже принимает группы одну за другой.
Планы на будущее
С нового учебного года посетителей ждут преображения внутри музея. У нас запланирован запуск трех новых программ для детей разного возраста: это модульные развивающие занятия по окружающему миру для детей с первого по четвертый класс, занятия по занимательной физике с пятого по восьмой класс, а также профориентационные занятия для старшеклассников. Кроме того, нам очень хочется запустить большой научный фестиваль для детей, объединив все возможности, которые есть в городе — робототехнику, планетарий и др.
Вообще развитие научно-технического творчества на достойном не местечковом уровне требует больших ресурсов и поддержки. Нам очень хочется перенимать лучший российский и зарубежный опыт, создавать детям в Новокузнецке качественную среду. Важно, чтобы интерактивные музеи науки поддерживались властью и социальными программами крупного бизнеса.
Нам повезло, что в Новокузнецке работает «РУСАЛ», который не просто помог нашему проекту грантом, но сопровождает нас и сейчас — через свои программы по социальному предпринимательству, ресурсами по работе со СМИ, включению в фестивали, праздники и пр. Такая поддержка — импульс для дальнейшего развития.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.