Как сделать интерактивный учебник
Как создать электронную книгу с перелистыванием страниц в iSpring Suite
Теперь при помощи iSpring Suite вы за минуту превратите офисные документы в интерактивные учебники — в конструкторе курсов появилась новая опция под названием «Книги».
Раньше для создания книг наша компания предлагала отдельный инструмент — iSpring Flip. Теперь он входит в состав конструктора курсов iSpring Suite — так пользователи могут работать в одной программе комфортнее и быстрее.
Чтобы создать электронную книгу, достаточно открыть в iSpring Suite любой материал формата Word, PDF, PPT и нажать «Опубликовать».
Вы создадите интерактивную книгу в iSpring Suite за четыре клика
Книга сохраняет шрифты, изображения, внутреннюю навигацию, а также ссылки на полезные ресурсы, которые были в исходном документе.
Готовый материал можно загрузить в систему дистанционного обучения, назначить сотрудникам и в режиме реального времени отслеживать, как они читают книгу страница за страницей.
По отчетам в СДО вы увидите, кто читает книгу и сколько времени на это тратит
Интерактивные учебники адаптируются под размер экрана, потому их удобно читать с планшета и смартфона даже без доступа в интернет, например, в самолете или поезде.
Как создать интерактивную книгу с эффектом перелистывания страниц
1. Откройте iSpring Suite, зайдите во вкладку Книги и выберите тип файла, который хотите превратить в интерактивный учебник: PDF, Word или PPT. Пожалуйста, убедитесь, что этот документ не открыт в другой программе.
2. Чтобы посмотреть, как книга выглядит на планшете или смартфоне, нажмите кнопку Просмотр, укажите нужное устройство и ориентацию экрана.
3. Нажмите кнопку Публикация и укажите, где сохранить книгу: на компьютере, в СДО iSpring Learn или другой системе дистанционного обучения.
4. Поставьте галочку рядом с опцией Запускать в iSpring Play, чтобы можно было читать книгу в бесплатном мобильном приложении офлайн.
5. Если вы хотите загрузить книгу в СДО, выберите стандарт, который поддерживает ваша система: SCORM, Experience API (Tin Can), AICC или cmi5.
6. Нажмите кнопку Опубликовать. После публикации курса через вкладку СДО вы автоматически получите zip-архив. Загрузите его в свою систему.
Видеоинструкция «Как создать книгу в iSpring Flip»:
Получите демодоступ к полному набору инструментов iSpring Suite и убедитесь сами, как быстро можно превратить офисные документы в интерактивные книги.
Быстрый конструктор курсов и тестов
Поможет создать интерактивные курсы и тесты в рекордно короткие сроки. Без дизайнера и программиста.
Образование | 10 инструментов для создания электронных учебных материалов и онлайн-курсов
Онлайн-курсы, электронные учебные материалы, презентации, опросы и автоматическое оформление библиографий и цитат − все это вы можете быстро и просто сделать с помощью 10 инструментов для создания учебных материалов.
Онлайн-образование становится все более распространенным форматом − школьникам, студентам и взрослым людям удобнее получать знания в любое время и в любом месте, иметь доступ к учебным материалам на любых устройствах.
iSpring Suite
iSpring Suite — расширение для PowerPoint, при помощи которого вы за один день превратите простую презентацию в профессиональный онлайн-курс.
Заходите, добавляете в презентацию картинки, анимацию, музыку, видео, тесты — курс готов. Остается загрузить его на корпоративный сайт, блог или в соцсети. Сотрудники смогут открыть курс с компьютера, планшета или телефона.
Прямо в iSpring Suite вы можете создать электронные тесты, диалоговые тренажеры, озвучить слайды, записать скринкаст, смонтировать видео или создать обучающую игру.
При этом необязательно быть программистом или дизайнером — достаточно знать PowerPoint. Приятный бонус: вся мощь редактора доступна бесплатно на 14 дней.
Корреспондент Теплицы протестировал сервис, подробный обзор читайте по ссылке.
CourseLab
CourseLab – это мощное и одновременно простое в использовании средство для создания интерактивных учебных материалов (электронных курсов), предназначенных для использования в сети Интернет, в системах дистанционного обучения, на компакт-диске или любом другом носителе.
С помощью CourseLab можно создавать и редактировать учебный материал в среде WYSIWYG, не требующей знания языков программирования.
Бесплатную версию продукта вы можете скачать на официальном сайте, а на русскоязычном ресурсе − почитать документацию или купить русскую версию продукта.
Сайт CourseLab. Русскоязычный сайт CourseLab.
Smart Builder
Smart Builder − это сервис, позволяющий создавать собственные электронные образовательные курсы, не обладая навыками программирования. Вы можете использовать различные медиа, игровые элементы и т.д. В библиотеке Smart Builder уже содержится множество элементов от мультимедиа объектов до шаблонов страниц.
Vyew − это виртуальный конференц-зал или переговорная комната. С помощью сервиса вы можете сделать онлайн-презентацию перед сотней людей или опубликовать документ для совместного обсуждения и редактирования с коллегами.
Writing House
Writing House − это сервис, который позволит вам автоматически создавать библиографию и оформлять цитирование в основных стандартах − MLA, APA, Chicago или Harvard. Это быстро, просто, бесплатно и поможет вам сэкономить много времени.
MOS Solo
MOS Solo − простой, но функциональный инструмент, который практически не требует обучения, но представляет множество возможностей в создании мультимедийного образовательного контента. С помощью MOS Solo вы можете создавать интерактивные графические электронные курсы, викторины, опросы и демонстрации.
Easygenerator
Easygenerator объединяет в себе простоту использования с мощностью и функциональностью, благодаря которым вы можете создать множество разнообразных проектов и опубликовать их в Интернете или импортировать в Power Point.
Zenler
Zenler − это один из самых мощных сервисов для создания образовательного контента. С помощью Zenler вы можете создавать электронные курсы, которые будут работать где угодно, включая iPad, iPhone, Android. Вы даже сможете создавать курсы на основе ваших презентаций и материалов в PowerPoint. Сервис также позволяет записывать видео с экрана, добавлять аудио и многое другое.
Основная версия Zenler платная, но вы можете скачать бесплатную пробную версию.
Lesson Writer
Lesson Writer − это сервис для создания комплексных уроков по английскому языку. С помощью сервиса можно быстро и легко превратить любую статью в раздаточный материал, содержащий необходимые вопросы и задания.
Как создать электронный учебник
Электронное пособие будет создано в формате html. Но при этом вам не понадобится изучать язык HTML. Итак, приступим.
Содержание
Установка программы Turbo Site 1.7.1
Первое что нужно сделать, это скачать программу Turbo Site. И установить её на компьютер. Программа находится в курсе по ссылке (просто скачайте демо-версию курса, внутри будет программа). Запускаем программу Turbo Site. И видим окно приветствия.
Создадим новый проект (кнопка Создать проект ). Сохраните проект электронного учебника в пустую папку. Я назвал папку «Информатика». После сохранения проекта появится рабочая область программы. Можно приступать к созданию страниц электронного учебника.
Создание нового проекта:
Оформление электронного учебника
Изменим внешний вид электронного учебника. Для этого перейдите на вкладку Шаблон и выберете из списка понравившийся вам вариант темы. Поменяв шаблон, основное содержимого учебника будет обрамлено новым дизайном.
Например, такой (Condition):
Встроенные шаблоны TurboSite не адаптированы под мобильные устройства. Но вы можете создавать шаблоны по своей задумке, об этом я рассказываю в видеокурсе по созданию электронного учебника.
Генерировать сайт – применяет все изменения. Нужно нажимать всегда, когда хотите закончить работу, и посмотреть текущий результат.
Открыть папку с сайтом – позволяет открыть папку со всеми файлами вашего учебника.
Просмотр сайта – открывает ваш учебник. Показывает текущий результат учебника в браузере.
Познакомимся с интерфейсом программы TurboSite
Подготовка материалов учебника
TurboSite всего лишь инструмент для превращения ваших материалов учебника в формат html страниц. Поэтому основная часть разработки учебника уходит на подготовку материалов (текстов, изображений, видео и т.п.).
Можно наполнять страницы во встроенном редакторе программы. Но он изрядно устарел, а некоторые функции и вовсе работают некорректно. Я предлагаю весь контент подготовить заранее:
Все страницы лучше создать в программе Microsoft Word отдельными файлами. Причём крайне рекомендуется использовать только следующие инструменты: полужирный шрифт, курсив, подчеркивание, нумерованный и маркированный список. Не следует изменять начертание шрифта, размер шрифта, выделение цветом и т.п. Это будет только нагружать страницу. Подобные стили лучше задавать только в шаблоне!
Изображения будут добавляться только через программу. Просто пронумеруйте их по примеру: 1-3.jpg. Данная расшифровка подскажет, что картинка принадлежит к первой странице и 3 по счету.
Видеоролики стоит перекодировать в формат mp4. Это избавит от множества проблем совместимости браузерами.
Презентации оставьте в формате Power Point. Данный формат не поддерживается браузерами, но мы найдем способ как их разместить. Не стоит использовать анимацию и переходы, так как при смене формата они все равно пропадут.
Подготовка материалов к работе:
Основные настройки электронного учебника
На вкладке Параметры сайта можно установить основные настройки электронного учебника.
Параметры электронного учебника:
Добавление страницы учебника
Перейдите на вкладку Страницы. В левой части окна будут отображаться все страницы учебника, а в правой их содержимое.
По умолчанию у вас уже создана главная страница(index). Можете начинать вводить данные с нее, но я обычно оставляю её для оглавления.
На вкладке HTML-код можно существенно увеличить функциональность учебника. Например, вставить видео, аудио или другой мультимедийный контент.
Если отметить чекбокс «В списке страниц» то в боковом меню появится ссылка на текущую страницу.
В правую часть можно копировать любой форматированный текст, с картинками, таблицами и т.д.
Добавление страницы:
Работа с контентом учебника
Добавление изображений в электронный учебник:
Создание страницы оглавления
После того как добавили все необходимые страницы электронного учебника, давайте создадим страницу оглавления.
Перейдите на первую страницу (index). В правой части напишите оглавление своего учебника.
И расставляем ссылки на страницы, согласно оглавлению: выделяем пункт оглавления – жмем кнопку Ссылка – на страницу проекта – указываем ту страницу, на которую нужно ссылаться.
Итог: готовый электронный учебник
Теперь электронный учебник находится в папке public_html. Чтобы его открыть, достаточно запустить внутри этой папки файл index.html.
Если Вы переносите учебник на флэшку или в любое другое место, рекомендуется перемещать вместе с папкой всего проекта, чтобы в дальнейшем можно было вносить любые изменения.
Это был минимальный перечень действий, который необходимо выполнить, чтобы разработать электронный учебник.
Пример электронного учебника (простой вариант):
Пример электронного учебника (по видеокурсу):
В электронный учебник можно внедрить следующие мультимедиа материалы:
Также для электронного учебника можно создать собственный адаптивный шаблон, который будет подстраиваться под устройства с маленькими экранами.
Стандартные средства программы этого не позволяют, но в расширенном видеокурсе «Электронный учебник за 1 день» есть способы их реализации.
Как создать интерактивный онлайн-курс. Теория и практика
Цель этого руководства — помочь вам стать экспертами в области интерактивного обучения. Вы узнаете, зачем нужен интерактив в онлайн-курсах, что такое поток и кривая интереса и научитесь четырем способам создания интерактивных курсов при помощи iSpring Suite.
Не будем терять времени и перейдем сразу к делу: впереди нас ждет много интересной теории и увлекательной практики.
Что такое интерактив в онлайн-обучении?
Термин «интерактив» часто используют в связке с теорией активного обучения. Ключевая мысль теории: люди запоминают больше, когда применяют новые знания на практике, а не просто слушают и конспектируют лекции. Другими словами, лучше делать, чем смотреть.
Простейший пример интерактива — список вопросов в конце параграфа школьного учебника. Цель та же самая: помочь ребятам усвоить информацию и тут же применить в решении учебных задач.
При просмотре фильма, вы пассивный наблюдатель (поедание попкорна не в счет), но если вы играете в видеоигру, вы участвуете в происходящем
У электронных курсов есть одна важная особенность: их изучают асинхронно. Люди проходят материал не одновременно, а каждый в собственном ритме. Поэтому интерактивные заходы традиционного обучения, когда лектор обращается к аудитории: «Поднимите руку, если…» — в случае электронного обучения не работают. Курс не видит реакцию учеников, не отвечает на дополнительные вопросы и не шутит, если видит, что они заскучали.
К счастью, по мере развития технологий появились подходы и инструменты, которые помогают работать с учащимися даже в асинхронном формате. К этому мы еще вернемся, но сначала давайте поясним, почему вообще интерактив так важен для онлайн-курсов.
Польза интерактива в онлайн-обучении
Представьте, что вы уже два часа едете по шоссе. Знакомая дорога, заурядный пейзаж, взгляду не за что зацепиться. Такая ситуация таит опасность: монотонная езда снижает концентрацию водителя. Это приводит к серьезным последствиям. В фильмах ужасов, например, на дорогу неожиданно выскакивает олень.
С курсами также, хотя и не столь фатально. Монотонное перелистывание слайдов означает бесполезную трату ресурсов, повторение одних и тех же ошибок, а то и вовсе провал программы обучения.
Хорошая новость в том, что для вовлечения учеников продуманный интерактив работает одинаково эффективно. И неважно, с каким типом обучения вы имеете дело: традиционным, дистанционным или смешанным.
Монотонный пейзаж вызывает сонливость. То же самое касается обучения
Учитываем поток
Теорию потока изобрел Михаем Чиксентмихайи, американо-венгерский психолог. Поток — это особое эмоциональное состояние человека во время работы. Когда мы «в потоке», концентрация максимальна. Мы настолько увлечены делом, что не замечаем ничего вокруг. Вообразите результаты, которых мы могли бы достичь, если бы так учились.
При чем тут интерактив?
Чтобы учащиеся вошли в поток, нужно нащупать баланс между их способностями и сложностью обучения. Если задача слишком сложная, это вызовет разочарование, а если слишком легкая — скуку. Но когда задание удерживает на верхней границе способностей, обучение становится по-настоящему увлекательным.
Подстроить обучение под каждого учащегося в рамках электронного курса практически нереально, но продуманный интерактив в этом помогает. Он поддерживает высокий уровень вовлеченности и к тому же оставляет положительные впечатления от обучения.
Самый простой пример того, как отыскать баланс между сложностью задания и навыками — создать несколько вариантов сценария курса (начальный, средний, высокий уровень сложности) и предложить учащимся самим выбрать подходящий или провести предварительное тестирование. По такому принципу устроено изучение иностранных языков. Человека, владеющим английским на уровне upper-intermediate, бессмысленно помещать в группу, где у всех только elementary.
При помощи грамотно настроенного интерактивного сценария можно сделать так, чтобы учащийся автоматически направлялся на более сложный уровень, если покажет высокие знания, и наоборот. Об этом будет чуть дальше.
Кривая интереса
Другая сложная задача, с которой интерактив помогает справиться, — снижающаяся продолжительность концентрации внимания человека. Согласно исследованиям, за пятнадцать лет она сократилась на 3,75 секунды и к 2015 году составила 8,25 секунд. Именно поэтому важно не просто случайным образом вставлять интерактивные элементы в курс (чтоб было), а делать это с умом.
Чтобы удержать внимание пользователей, в индустрии видеоигр используют концепцию кривой интереса. Кривая интереса — это график, на котором зафиксированы ключевые моменты игры. По графику можно с высокой точностью предсказать, когда игра начнет надоедать, и добавить на проблемный участок что-нибудь захватывающее. Об этом подробно рассказывает Джесси Шелл в книге «Искусство геймдизайна: книга линз».
Как это использовать для обучения?
Хотя Шелл использовал кривую интереса для разработки игр, концепция подходит и для обучения.
Пример кривой интереса из книги «Искусство геймдизайна: книга линз»
При разработке интерактивного обучения важно уделить внимание четырем элементам кривой интереса:
Используя кривую интереса в качестве схемы для использования интерактива, вы можете быть уверены, что онлайн-курс удержит внимание учащихся от начала до конца. Такой подход требует больше усилий по планированию, но и результат намного лучше.
Четыре самых простых способа сделать интерактивный курс с iSpring Suite
Мы одолели теорию. Теперь перейдем к практике. Пришло время засучить рукава!
1. Разветвленные сценарии
Возможно, в 90-е годы вам попадалась книга-игра «Подземелья черного замка». Механика подобных книг проста: сюжетные повороты зависят от выбора читателя. Вот вы дошли до развилки в лесу; куда дальше? Повернете направо, читайте текст под номером 86, налево – номер 110. В зависимости от решения, продолжение истории будет отличаться. Такой прием называется ветвлением.
Пример ветвления в книгах — отечественная книга-игра «Подземелья черного замка», вышедшая в 1991 году
Из приключенческих книг прием перекочевал в онлайн-обучение. Смысл остался тем же: ветвление позволяет учащимся выбрать свою собственную траекторию в рамках курса и, таким образом, получить индивидуальный опыт обучения.
Простейшее ветвление — подстраивать уровень сложности курса под успехи учащихся. Допустили ошибки в тесте — отправляйтесь изучать дополнительную информацию по теме. Все легко получается — добро пожаловать в блок для продвинутых.
Деление по уровням сложности — не единственный способ ветвления в курсах. Можно создавать сценарии для разных типов личностей (например, экстравертов и интровертов) или с учетом различных подходов к решению задач.
Разработчики Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) использовали ветвление для курса по пылегазоочистным и водоочистным установкам. Это устройства, которые фильтруют выбросы вредных веществ в окружающую среду.
Задача курса — научить новых сотрудников правильно установить поломку и принять меры. Например, ученик видит, как из труб выходят черные клубы дыма. Нужно решить: сообщить об этом руководству или просто пройти мимо.
У пользователей есть выбор: действовать по инструкции или проигнорировать проблему. Каждое решение имеет свои последствия
Дополнительный бонус ветвления — учащиеся чувствуют себя исследователями. Им интересно узнать, чем же кончится дело, а не просто прокликать слайды до конца.
2. Тесты
Современные механики тестов далеко ушли от обычных списков вопросов с выбором ответа. К примеру, теперь вы можете предлагать интерактивные задания в стиле drag-n-drop: попросить рассортировать предметы или разместить их определенным образом, как в этом онлайн-курсе для мерчендайзеров:
3. Диалоговый тренажер
Диалоговый тренажер — интерактивное упражнение для отработки навыков общения и переговоров. С его помощью учащиеся воспроизводят разговор с виртуальными собеседниками — покупателями, клиентами или коллегами — чтобы затем в реальных ситуациях чувствовать себя подготовленными и уверенными.
Курс-тренажер по телефонным переговорам для сотрудников банка.
В диалоговом тренажере учащийся должен решить задачу, аналогичную той, которую предстоит выполнять на работе: презентовать продукт, дать обратную связь подчиненному или успокоить недовольного покупателя. За каждым выбранным ответом следует реакция виртуального собеседника, поэтому учащийся может увидеть последствия своих решений без риска сорвать сделку или поссориться с реальным клиентом.
Еще тренажер можно применять для тестирования, присуждая баллы за верные ответы, или использовать в курсах в качестве мини-игры, чтобы учащиеся могли сразу применять знания на практике.
Очень часто такой интерактив используют для отработки скриптов, но есть и более креативные варианты. Например, в демо-курсе «Дело Миллеров» вы играете за детектива и расследуете исчезновение пожилой пациентки из больницы.
Самое сложное и интересное работе над диалоговым тренажером — заставить учащихся поверить, что симуляция — не просто песочница с манекенами вместо людей. Главные принципы создания впечатляющих симуляций мы разобрали в статье «Как создать диалоговый тренажер».
4. Триггерные анимации и гиперссылки в PowerPoint
Да-да, не удивляйтесь! Эти стандартные встроенные функции не ограничиваются возможностью кликнуть мышкой, чтобы на слайде появилась новая строка текста. Можно создать всплывающее окно (поп-ап), выпадающий список или, шутки ради, спрятать в курсе пасхалку — секретное послание для самых внимательных. Триггерные анимации могут выглядеть весьма впечатляюще:
Вот несколько обучающих статей по созданию триггерных анимаций:
Если вы раньше не сталкивались с триггерами в PowerPoint, их настройка может показаться трудоемкой. Вот почему iSpring Suite включает 12 готовых интерактивных шаблонов для разных ситуаций, которые помогут курсу выглядеть профессионально и облегчат жизнь педдизайнеру.
Например, интерактивные вкладки помогут структурировать материал без использования пресловутых буллетов, а маркированные изображения отлично подходят для объяснения устройства сложных приборов.
Пример интерактивных шаблонов для онлайн-курсов в iSpring Suite
В заключение
Интерактив — это куда большее, нежели причудливые визуальные эффекты. Вот почему в этой статье мы постарались вооружить вас не только практическими инструментами («Как?»), но и подходами («Зачем?»). Сейчас у вас есть и веские причины использовать интерактив в курсах, и практические способы для его создания. Теперь дело за вами.
Система дистанционного обучения для бизнеса
Поставит на автопилот развитие сотрудников.
Быстрый старт онлайн‑обучения за 1 день.