Как сделать интерактивный урок
Дидактор
педагогическая практика
Classflow — конструктор интерактивных уроков
Бывает и так. Набросок об этом сервисе пылился где-то на одной из моих виртуальных «полок» и ждал своего часа. Когда я рассеянным щелчком мыши вдруг обнаружил потрясающий клад в виде весьма необычного образовательного облачного продукта.
Учитель может создавать уроки с нуля или найти бесплатные и даже недорогие платные уроки, которые уже сделаны другими коллегами и представлены в коллекции.
Спешу порадовать. Сайт имеет русскоязычную версию. Так что вы сможете работать без проблем.
Для начала вам необходимо создать бесплатный аккаунт в приложении ClassFlow Teacher, предназначенного для учителя. Затем создайте свой класс. Или классы, если их предполагается много. Вы можете создать новые классы вручную, либо импортировать их из Google класса.
В главном меню находим Классы — Создать.
Сервис предлагает два варианта работы учеников в виртуальном классе. Один — с условием создания аккаунта. То есть вы посылаете код класса, а затем ученики сами регистрируются и получают доступ к работе.
Другой, более простой и, на мой взгляд, более приемлемый, когда мы сами создаем список класса.
Итак, выбираем правый вариант и щёлкаем Выбрать и создать.
Справа в появившихся окошках вписываем учеников.
Сохраняем. Теперь мы сможем отслеживать активность каждого ученика.
А теперь обратите внимание на надпись в правом верхнем углу. Это код класса. Вы раздаёте его ученикам. Они должны указать код при открытии сервиса, предназначенного для учеников classflow.com/student. Имея доступ в Интернет, они смогут выполнять учебные задания, где угодно пользоваться любыми ресурсами, предоставленными учителем.
Принцип создания интерактивного урока таков же, как на обычной интерактивной доске. Причём со знакомыми инструментами.
С их помощью учитель может создать урок, предназначенный не только в классе, но и для дистанционного обучения. То есть он располагает возможностями создания интерактивного рабочего листа.
Вставка изображений и видео осуществляется, как со своего компьютера, так и из сети Интернет. Причём, поисковая система сервиса аналогична YouTube. Вам достаточно задать тему и вам будет предложен ряд видеороликов.
Щёлкните два раза, и видеоролик окажется у вас на странице (в Classflow — карточка). Затем подбираете необходимый размер просмотра. По умолчанию видео загрузится на всю страницу.
Создав свой урок, находим Отправить и выбираем класс.
Учитель может отправить разработку как всему классу, так и отдельному ученику для индивидуальной работы.
Учитель может управлять показом отдельных страниц. А может прикрепив презентацию или видео разослать для домашнего просмотра.
Вот так, к примеру, ученик сможет просмотреть презентацию.
Принцип создания тестов привычен. Ученики могут выполнять их как на уроке, так и дома, если они укажут код класса, а учитель определит задание.
После выполнения учениками теста, учитель может подготовить отчёт.
Полезен инструмент цветного шкалирования результатов от самых низких до самых высоких.
Конструктор дидактической игры представлен тестом на соответствие с возможностью вставлять не только тест, но и изображение. В отличие от тестов, баллов не выставляется, но в игре фиксируется время на выполнение задания и количество допущенных ошибок.
Игру также можно запустить для домашнего использования.
Во время урока учитель может организовать опрос учащихся. Для этого он располагает несколькими инструментами: вводом учениками текста, выбором варианта ответа, фиксацией на шкале своей оценки и др.
Учитель тут же может ознакомиться с мнением учеников, сгруппировать варианты ответов, которые могут быть представлены как текстом, так и диаграммами.
Наконец, вы можете воспользоваться коллекцией разработанных уроков, тестов, 3D-моделей в онлайн магазине.
Абсолютное большинство ресурсов представлено бесплатно. Ресурсы систематизированы по предметам, по классам и по своему формату.
Во избежание недоразумения, вы можете указать в фильтрах, что вам необходимы бесплатные ресурсы.
О возможностях и о том, как работать с Classflow, вы узнаете, посетив канал данного сервиса на YouTube.
Таким образом, все приложения Classflow предназначены для их использования в классе и в ряде случаев дома. Безусловно, если учитель захочет внести данный сервис в свой арсенал, потребуется серьёзная практика, чтобы ученики почувствовали себя комфортно при работе с Classflow. Впрочем, это не составит для них труда, если они уже знакомы с интерактивной доской.
Комментарии к “ Classflow — конструктор интерактивных уроков ”
Добрый день! Когда Вы выбираете вариант создания класса учениками, открываются новые возможности для учителя и учеников, которых нет в Открытом классе.
Доброе утро, Елена! Абсолютно согласен. Сервис имеет много возможностей, отличающих его от других сервисов.
Здравствуйте. Подскажите сколько можно пользоваться бесплатно сервисом?
Доброе утро, Галина! Ресурс бесплатный.
Невозможно зарегистрироваться на самом первом этапе даже — ваша ссылка не работает. Полный облом((
Добрый вечер, Ульяна! Проверил. Ссылка работает. Попробуйте на другом компьютере или с другого браузера зайти
Спасибо за обзор! Это просто чудо!
Доброе утро, Алла!Только сейчас прочёл вопрос. Проверил сервис. Всё нормально. Можете мне пошагово описать, что вы делали? Сейчас сервис имеет русскоязычную версию. Нужно начать с кнопки СОЗДАТЬ УЧЁТНУЮ ЗАПИСЬ. А далее по алгоритму.
Мастер- класс «Интерактивный урок»
Для дошкольников и учеников 1-11 классов
Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.
Мастер- класс: «Интерактивный урок »
— вспомнить основные методические установки, характеристики и
возможности применения интерактивных форм обучения;
— изучить структуру интерактивного урока и методику наполнения её
— проанализировать практический материал (открытые уроки и мастер-
класс) с позиций требований, предъявляемых интерактивным формам
Использование в педагогической практике интерактивных форм обучения – это не дань нынешней моде, а необходимость, диктуемая обновлением всего образовательного процесса.
Каковы же составляющие «качества образования»? Их несколько: слайд3
ЗУН – один из основных показателей;
уровень и качество преподавания;
состояние здоровья и физического развития;
личностное развитие учащихся;
творческий потенциал учащихся;
Качественное исполнение всех этих параметров напрямую зависит от того, хочет ли ребёнок учиться. Слайд 4
Великий педагог В.А. Сухомлинский утверждал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». Бесспорно, учитель должен уметь вызвать это желание, а это значит, научиться формировать у своих воспитанников мотивационную сферу обучения.
активная, интерактивная. Слайд 5
Особенностью пассивной модели является то, что ученики усваивают материал из слов учителя или из текста учебника, не выполняя творческих заданий и не общаясь между собой.
Активная модель предполагает стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учащихся. Эта модель предполагает общение в системе: ученик-учитель, наличие творческих заданий.
Интерактивная модель ставит целью организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют с учителем и между собой.
У Ш. Амонашвили есть замечательные слова, обращённые к нам, педагогам:
«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность, вселить в них радость творчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелинами».
Действительно, только активные и в первую очередь, интерактивные формы разовьют в ребёнке те качества, о которых говорит Амонашвили, то есть сформируют познавательную активность учащихся.
Что же представляет собой интерактивное обучение?
В литературе нет терминологического единства: интерактив называют и технологией, и методом, и формой
Каковы основные характеристики “интерактива”? Следует признать, что интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения слайд 6
Совместная деятельность предполагает вклад каждого, обмен знаниями, идеями, способами действия.
В интерактивном обучении учитываются потребности ученика, привлекается его личностный опыт, осуществляется адресная корректировка знаний, оптимальный результат достигается через сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, ученик анализирует собственную деятельность..
Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.
Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Это учит, гуманному, демократическому подходу к модели.
Как меняется роль учащихся в процессе интерактивного обучения? – слайд 7 Учебное окружение выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта. Опыт учащегося – это центральный активатор учебного познания.
Идет процесс усложнения уровней познания – слайд 8 – от воспроизведения информации – к творческому применению
Меняется роль учителя – слайды 9-10 В традиционном обучении учитель играет роль “фильтра”, пропускающего через себя учебную информацию, в интерактивном – роль помощника в работе, активизирующего взаимонаправленные потоки информации.
По сравнению с традиционными, в интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с учителем: его активность уступает место активности учащихся, задача учителя — создать условия для их инициативы. В интерактивной технологии учащиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт учителя, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску.
Деятельность учащихся способствует повышению степени усвоения материала и мотивации учащихся – слайды 11-12
Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач: Слайд13
— развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;
— решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
— развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;
— обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.
Как же осуществляется обучение в режиме интерактива? В психологии и методике разработаны специальные технологии (техники, упражнения, приемы), слайд 14
в разных модификациях и вариантах, с разными названиями, для работы индивидуально, в парах, группами, коллективно: «Мозговой штурм»,«Карусель», «Два, четыре вместе» «Мозаика», «Совместный проект», «Аквариум», «Синтез идей», «Микрофон», «Метод ПРЕСС», «Обучая – учусь», «Выбери позицию», «Живая линия», «Большой круг» и многие другие.
Но все они создают атмосферу повышенного интереса, ситуацию диалога, в них возможен неправильный ответ, ученик оценивается по процессу деятельности и т.п.
Интерактивные упражнения – слайд 15
Учащиеся объединяются в группы по 5-6 человек. Одна из групп занимает место в центре класса, получает задание, зачитывает и обговаривает его. Остальные учащиеся не вмешиваются в обсуждение, а внимательно слушают и делают пометки. После публичного выполнения задания группа занимает свои рабочие места, а учащиеся класса обговаривают ход дискуссии, аргументы выступающих.
После этого место в «Аквариуме» занимает другая группа.
Учащимся предлагается проблема или информация, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем обговаривают в парах, далее объединяются в четверки. После принятия совместного решения в четверках происходит совместное обговаривание вопроса.
Учащимся предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По классу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой «микрофон» обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.
Данное упражнение предусматривает выполнение группами поэтапно всех видов заданий урока: на отдельных листах бумаги первая группа выполняет первое задание, вторая – второе и т.д. После выполнения первая группа отдает свой листок для доработки второй группе, вторая – третьей и т.д. Когда доработанный листочек возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учетом дополнений одноклассников.
Можно перед началом работы создать экспертную группу, которая будет оценивать продуктивность работы каждой группы.
Для решения проблемного вопроса учащимся предлагается найти как можно больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксируется на доске или листе бумаги. После создания такого «Банка идей» проводится анализ и обговаривание.
Это упражнение развивает умение формулировать высказывание по определенному дискуссионному вопросу в сжатой форме, выразительно, аргументировано, лаконично. «Метод ПРЕСС» состоит из четырех этапов:
1. – Высказывание собственной точки зрения («Я считаю, что…»)
2. – Обоснование своей мысли («… Так как…»)
3. – Примеры и аргументы для поддержания своей точки зрения («… например…»)
4. – Обобщение, выводы («Итак…»).
Предлагается проблемный вопрос, две противоположные точки зрения и три позиции: «Да» (за первое предложение), «Нет» (за второе предложение), «Не знаю, не определил собственную позицию». Учащиеся класса выбирают определенную позицию, формируют три группы, обговаривают правильность своей позиции. Один или несколько членов каждой группы аргументируют свою позицию, после чего происходит коллективное обсуждение проблемы и понятие правильного решения.
Разнообразные виды уроков – слайд 23
Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.
Часто используют и такую форму интеракции, как, «Займи позицию».
Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию.
Как строится интерактивный урок? Что является его принципиальными составляющими?
Мотивация – 2 минуты (5%)
Практическое усвоение материала через интерактивное задание – 24 минуты (60%)
Подведение итогов, рефлексия – 10 минут (15%).
Рефлексивное подведение итогов
Рефлексия (англ. reflection)- это «мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений к cебе и к другим, своих задач, назначения Рефлексия может быть групповой и проводиться по поводу занятия в целом,отдельного этапа или эпизода, по поводу деятельности группы или же индивидуальной ( анализ своего поведения).
Правило трех «нельзя» при проведении групповой рефлексии: — слайд 29
1. нельзя говорить, что всё уже сказано;
2. нельзя отказываться высказывать своё мнение группе (под любым предлогом);
3. нельзя прятать за высказываем своё плохое настроение или неприязнь к кому-либо.
Завершает этап рефлексии всегда преподаватель
Любой урок можно проводить в интерактивных формах, заложив в него диалоговую основу (само- и взаимопроверку, помощь – один ум хорошо, а вместе – лучше). Каждый учитель идет своим путем.
По сути, в режиме интерактива идет обучение на так называемых нестандартных уроках: играх, семинарах, мастерских, конкурсах, дебатах, уроках защиты проектов, театрализации, конференциях, судах, дискуссиях, пресс-конференциях и т.п.
Здесь ученик активен, самостоятелен, инициативен, креативен. Он в контакте с другими, формулирует и аргументирует позицию (мнение), социализирует свой опыт и знание, рефлектирует. Неожиданная, свежая форма, роль повышают мотивацию. Заметим, что большинство учащихся (77%) предпочитают работать в парах и группах.
Использование в работе технологии интерактивного обучения дает
· развитие личностной рефлексии;
· осознание включенности в общую работу;
· становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;
· развитие навыков общения;
· принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;
· повышение познавательной активности
· формирование класса как групповой общности;
· повышение познавательного интереса;
· развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;
· нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
· формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.
— создание благоприятного для обучения эмоционального климата и соответствующей учебно-пространственной среды;
— руководство диалоговым взаимодействием всех участников образовательного процесса;
— организацию продуктивной внутригрупповой и межгрупповой деятельности;
— осуществление обратной связи с аудиторией, анализ причин успехов и неудач в совместной деятельности
Лозунгом интерактивного обучения можно считать слова основателя дидактики Яна Амоса Коменского: «Учащемуся положено работать, учителю – руководить этой работой»