Как сделать интересным урок литературы
Статья «Как сделать урок литературы интересным»
статья по литературе (9 класс)
Статья «Как сделать урок литературы интересным».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Как сделать урок литературы интересным
Задача учителя заключается в том, чтобы учить маленького человека жить в мире с самим собой, с природой, с окружающими его людьми. На какие ценности следует ориентироваться, занимаясь воспитанием и обучением детей? Как заинтересовать ребёнка? Пути, которые ведут к важному решению, очень разные.
Вот некоторые приемы, которые, безусловно, помогут сделать современный урок познавательным, интересным и нескучным как для детей, так и для учителя.
Большой интерес вызывают кроссворды. Можно предложить такие работы:
Интересный и необычный прием ассоциации, в котором выявляются образные представления о том, что предстоит изучать, уже изучено, или следует обобщить. Например, задание: найти три ассоциации к образам Ольги и Татьяны Лариных из романа «Евгений Онегин»:
Используя это приём можно прибегнуть к межпредметным связям: нарисовать ассоциацию, сопоставить литературного героя с музыкальным произведением.
Ученики объясняют, чем вызваны эти ассоциации, рассказывают о своих чувствах, но для этого они должны хорошо понимать литературного героя.
Очень близко с ассоциациями находится метафора, где бы она ни встретилась, она всегда обогащает понимание человеческих действий, знаний и языка. Понимание метафоричности творческого мышления, метафорической природы интуитивных догадок диктует необходимость пристального внимания к этому явлению на самых различных стадиях обучения и воспитания, и особенно в школе.
Прием «Живые рисунки» очень эффективен, он создает на уроке ситуацию заинтересованности. Он побуждает работать «молчаливых» детей. Прослушав или прочитав определенный текст, ученики воспроизводят эпизод произведения: принимают соответствующие позы, придают лицу необходимое выражение, при помощи только междометий стараются выразить настроение героев, представляют в воображении одежду героев и потом рассказывают о ней.
Игру «Крокодил» хорошо использовать на уроках обобщения знаний. Учащиеся делятся на две команды, одни демонстрируют с помощью мимики и жестов без слов и какого-либо оборудования какое-либо явление, случай из жизни героя, писателя, какое-либо правило правописания.
А игру «Верю – не верю» можно использовать на любом этапе урока. Учитель задает классу вопросы, которые начинаются словами «Верите ли вы, что…?» Дети соглашаются с этим утверждением или нет. Например, верите ли вы, что А.С. Пушкин сжег письмо от любимой жены?
И в заключении хочется сказать, что, конечно же, можно много трудиться, и показывать, и спрашивать и заучивать, и решать… Но если мы не увидим самого главного – есть ли за всеми нашими усилиями развитие ребенка, вряд ли мы достигнем успеха..
4 проверенных способа разнообразить уроки литературы
«Ой, нудятина! Опять целый урок слушать, кто где родился и когда умер…». Наверняка учителя литературы часто слышат от учеников что-то подобное. О том, как сделать эти 40 минут дорогой в мир удивительных открытий и ошеломляющих фактов, рассказывает Елена Савицкая.
Начну с откровенного признания: уроки литературы я люблю намного больше, чем уроки русского языка. Возможно, потому, что пять лет учёбы на филфаке всё же профессионально занималась именно литературоведением, а не языкознанием. Знания-то, конечно, получала в обеих областях, но личных симпатий никто не отменял, правда? Ещё я беззаветно люблю золотой век русской литературы. Если учесть, что большинство произведений школьной программы именно оттуда, всё складывается просто идеально. Для меня.
А вот как обстоит дело на уроке, как заинтересовать детей рассказом о личности давно почившей и делах давно минувших — все эти задачи заставили меня методом проб и ошибок разработать свою стратегию.
Поделюсь приёмами и формами тех самых уроков, которые, как правило, лаконично называются «Слово о писателе». Как же сделать, чтобы оно, это слово, не поблекло, не потерялось, а заставило ученика пойти в библиотеку, поделиться полученными знаниями дома, а, может быть, и прочитать что-то «не из списка»?
Заочная экскурсия
Как правило, основа урока — всё же ролик, но тщательно выбранный и хронометражём не более 15 минут. Не мной придуманная форма, конечно же. Скачивать первый попавшийся на YouTube ролик длиной в 40 минут для меня категорически неприемлемо.
Затем я прошу учащихся поделиться впечатлениями от просмотра. Спрашиваю, на что они обратили особое внимание, что явилось для них откровением, о чём хотят узнать больше. Вопросы легко предугадать заранее. На них потом с удовольствием и отвечаю.
Затем мы заполняем таблицу в рабочей тетради, по которой работаем каждый такой урок. Но только это уже не моя диктовка, а оформленные мысли моих учеников.
Публичные выступления учеников
Я работаю в частной школе, поэтому задание рассказать о семье писателя или поэта легко разделить ровно на то количество частей, которое соответствует количеству учащихся. Даю волю фантазии.
Это может быть и устный рассказ (никакого чтения с листочка!), и презентация, и всё тот же короткий ролик. Я сама «страхую» детей галереей портретов на доске. После выступлений мы вместе отбираем ключевую информацию и заносим её в таблицу.
Лекция учителя
Не нужно бояться этой формы. Важно верить в себя как в оратора и подбирать материал таким образом, чтобы не пропадало слово. Ни для кого не секрет, что писатели тоже люди со своей судьбой и историей преодоления. Так отойдите от шаблонов «родился-умер», покажите обратную сторону славы и престижа.
50 очень разных экранизаций русской классики: от Пушкина до Достоевского
В старших классах я подключаю межпредметные связи и даю порассуждать на тему «как вы думаете, почему всё сложилось именно так? Какие общественные и политические факторы этому способствовали?». С удовольствием задают вопросы, а они спорят, вспоминают уроки истории.
Тематические кейсы
Условно делим информацию на несколько «чемоданчиков»: факты биографии, темы и мотивы творчества, важные даты, интересные факты. Обсуждая, открываем кейсы. В конце урока сладывается общая картина. Важно не забывать иллюстрировать материал.
Безусловно, приёмов великое множество. Это и творческие вечера, и литературные гостиные, и разнообразные игры. В общем, вариантов масса. Я рассказала о том, что гарантированно помогает мне. Делитесь своими приёмами!
«Как сделать уроки чтения интересными?»
Современная жизнь требует от человека, вступающего в нее, качественного образования, высокого интеллектуального и физического развития, глубокого знания окружающего мира, сознательного, творческого подхода к природе, обществу.
В Концепции модернизации образования РФ перед теоретиками и практиками школы поставлена задача совершенствования учения школьников как ведущего вида их деятельности, изыскания путей, условий, системы дидактических средств, в целях повышения познавательной активности детей в учебном процессе. Как известно, учебный процесс протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если учитель использует в своей работе различные методы стимулирования учебно-познавательной деятельности. Методы стимулирования условно подразделяют на подгруппы: методы эмоционального стимулирования; методы развития познавательного интереса; методы формирования ответственности и обязательности; методы развития творческих способностей и личных качеств учащихся.
Эти вопросы задавала себе и я. В результате изучения психолого-педагогической литературы, опыта учителей и его анализа, я пришла к выводу, что воспитать у детей познавательный интерес к учению можно, если систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал, способный привлечь к себе внимание каждого ученика. Ведь то, что привлекает детей, заставляет их размышлять, сосредоточиваться, легче запоминается, вызывает чувство радости и удовлетворения. Недаром Ш.А. Амонашвили в своих работах отмечал, что «педагогический процесс должен предоставить ребенку радость жизни, чтобы этот процесс увлекал его полностью, со всеми его жизненными устремлениями и потребностями».
Одним из главных учебных предметов в начальной школе я считаю литературное чтение. Ведь хорошо читающие дети, имеющие высокий уровень речевого развития успешно обучаются не только в начальных классах, но и в среднем звене. Без чтения человек не может постичь окружающий мир. Поэтому каждый учитель стремиться, чтобы чтение было самым любимым для детей уроком.
Дети идут в школу с огромным желанием научиться в первую очередь читать. Поэтому уже с первых уроков я начинаю знакомство с буквами. На первом уроке обучения грамоте мы знакомимся с волшебной страной «Букварией» и ее жителями: гномиками Тимом и Томом, маленькими феями Иришкой и Настенькой, человечком Ударение. Далее идет блоковое изучение букв. При работе над каждой буквой работаем над артикуляцией, разучиваем стихотворения на изученные буквы. Таким образом, к началу букварного периода дети практически знакомы со всеми буквами алфавита. К моменту знакомства с согласными дети неплохо умеют классифицировать гласные и согласные буквы. Именно в этот момент начинается процесс обучения чтению.
Каждый урок начинаю с разминки. В процессе разминки большое внимание уделяю работе над дикцией, четкому произношению слов и фраз. Здесь мне помогают чистоговорки, скороговорки. В скороговорках нужно преодолеть все трудные звукосочетания. Очень важно произносить сложное слово по слогам, пусть в медленном темпе, но произносить без каких – либо затруднений и оговорок. Работая над скороговоркой, вырабатываю чистоту звука, интонации с помощью заданий: «Прочитай скороговорку с удивлением, с радостью, с возмущением». В разминку также входят чтение открытых и закрытых слогов, составление слов по слоговой таблице, игровые приемы «Доскажи словечко», «Слог потерялся», «Слоговая туча», «Угадай, какая буква пропущена», «День-ночь» и другие. Очень помогает в работе сборник игровых упражнений В.В. Волиной «Занимательное азбуковедение».
Дети приходят в 1 класс с довольно скромным запасом слов. С первых шагов учу детей выражать свои мысли точно, ясно, в меру громким голосом. Пополнять словарный запас слов помогают пословицы, поговорки. На своих уроках применяю некоторые приемы и методы, разработанные в пособии Г.А. Бакулиной «Интеллектуальное развитие на уроках обучения грамоте».
Игры, игровые приемы, загадки, ребусы, кроссворды, применяемые на уроках, делают процесс обучения грамоте более интересным, занимательным, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные виды чтения на уроке не дают детям скучать. Но самое главное, чтобы работа велась систематически и регулярно.
Приведу пример одного из уроков.
Урок литературного чтения в 1 классе
Тема: «Чтение слогов, слов и текстов с буквами М, м»
Цели:
Оборудование: предметные рисунки, разрезная азбука, «Русская азбука» В.Г. Горецкий
Ход урока.
1. Организация на работу.
Приветствие, проверка готовности класса и учащихся к уроку, настрой на хорошую работу.
2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока.
а) Актуализация знаний учащихся
На доске помещены рисунки следующих предметов: кот, кит, машина, мяч, дом, дерево.
-Назовите изображенные на доске предметы, постарайтесь их запомнить.
-Закройте глаза. (учитель делает 3 перестановки).
-Откройте глаза. В какой последовательности были изображены предметы первоначально? Какие предметы поменяли свои места?
Учитель распределяет изображенные предметы на 2 группы.
В 1-ой группе: кит, кот, машина. Во 2-ой группе: мяч, дом, дерево.
—Найдите «лишнее» слово в 1-ой группе, во 2-ой группе (машина, мяч).
-По какому признаку вы исключили эти слова?
б) Формулирование целей урока совместно с учащимися.
-Какой слог лишний? Почему? Чей это слог – Тима или Тома? Придумайте слова, начинающиеся на этот слог.
-Кто булку в молоко макал?
-Что Боря макал в молоко? (при ответе на вопросы дети прочитывают скороговорку с логическим ударением на нужном слове)
3. Изучение нового материала.
1) Чтение текстов на с.91:
а) чтение текста «Мурка» «цепочкой».
-Какие имена собственные есть в тексте?
б) словарная работа:
-В этом тексте встречается словарное слово молоко.
—Сколько слогов в этом слове?(3)
-Назовите 1-ый слог (мо), 2-ой (ло), 3-ий (ко).
-Что интересного заметили? (в каждом слоге буква о).
-Словарное слово молоко пишется с тремя буквами о.
-Молоко – очень важный продукт. В нем содержатся многие полезные элементы, в том числе кальций. Недостаток кальция в организме приводит к нарушению осанки, искривлению позвоночника, переломам костей, кариесу и многим другим болезням. Чтобы этого не случилось нужно пить молоко, хотя бы два стакана в день.
Если хочешь стать здоровым, жизнерадостным, веселым,
Пей парное молоко – силу нам дает оно!
в) чтение текста «Кролики» жужжащим чтением;
г) чтение – разведка:
-Найдите предложения, в которых говорится:
-Что у Максима в сарае?
-Чем кормил Максим кроликов?
-Сколько раз в тексте употребляется слово кролики?
-Назовите слова с буквой «м».
Физминутка
Дружно помогаем маме,
Мы бельё полощем сами.
Раз, два три, четыре-
Потянулись, наклонились-
Хорошо мы потрудились.
д) чтение текста «Мама» парами.
-Прочитайте последнее предложение, соблюдая интонацию.
-Какую песенку спела мама?
2) Словесное рисование по рис. на с.92.
-Прочитайте слова и расскажите, какую картинку нарисовал веселый художник.
4. Первичная проверка понимания нового материала.
Игра «Любопытный учитель»
-Я буду задавать вопросы, вы можете отвечать только лишь с помощью слов со звуками [м] и [м`].
-Что ты любишь из еды? (мороженое, молоко)
-Куда ты любишь ходить? (в музей)
-Куда вы собираетесь поехать летом? (на море)
-Какой вид транспорта предпочитаешь? (машина)
-Какие ты знаешь профессии, специальности? (маляр, милиционер, медсестра).
5. Закрепление и применение знаний.
-Я буду читать загадку, а вы будете в тетради печатать отгадку:
Белый камешек растаял,
На доске следы оставил. (мел)
Ускользает как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (мыло)
Над рекой поперек,
Великан врастяжку лег.
Через реку, по спине,
Он ходить позволил мне. (мост)
Какой это мастер на стекла нанес,
И листья, и травы, и заросли роз. (мороз)
б) работа над схемами слов
-К любому слову составьте схему, подготовьтесь проанализировать слово по схеме.
6. Подведение итогов урока.
Учитель даёт характеристику работы всего класса на уроке, а также отдельных учащихся.
7. Рефлексия.
При выходе из класса учащиеся ставят «+» около любой рожицы, выражая свое отношение к уроку.
12 способов сделать школьный урок интересным
12 способов сделать школьный урок интересным
Молодой учитель истории Моисей Богатырёв уже рассказывал, чего больше всего боялся в первый год работы в школе и как прошёл его первый педсовет. Теперь он набрался опыта и советует, как применять правило светофора, примеры из шутеров (для начала выясните, что это такое!) и добиваться результата.
Когда я только пришёл в школу, у меня возникло три вопроса: как заинтересовать детей, как сделать уроки продуктивными и как успеть подготовить все уроки на неделю качественно. Не то чтобы спустя год работы у меня появились ответы, но размышление над ними принесло плоды. Уже сейчас я могу предложить идеи, которые легко реализовать. Они не требуют особых усилий и упростят учебный процесс за несколько уроков.
Как сделать уроки продуктивными
Классическое мнение в российской школе гласит: если ребёнок молчит и слушает, значит, всё в порядке. Но ведь продуктивность урока определяется не гробовой тишиной, а освоением образовательных результатов.
Что толку от полного молчания в классе, если к концу урока никто ничего не запомнил? Дисциплина гораздо сложнее, чем просто послушание. У спартанцев она включала в себя не только беспрекословное выполнение приказов. Даже дисциплина в армии заключается не только в молчаливом подчинении.
В первую очередь она должна быть управляемой. Шум и гам на уроке — не всегда плохо. Более того, даже беготня по классу может быть полезной. Это зависит от ответа на вопрос «зачем?»: зачем вы хотите добиться тех или иных результатов? Почему вы именно так выстраиваете работу? Таких вопросов при подготовке к уроку я задаю себе очень много. И могу предложить ряд простых рекомендаций для учителей.
1. Установите правило светофора
Всем известные с детства сигналы. В любом регионе мира в любой школе любой ученик сможет объяснить этот базовый принцип ПДД. И это надо использовать на уроке! Светофор — потрясающая идея для налаживания дисциплины в классе. Красный свет означает, что говорит только учитель или выполняется индивидуальное задание. Жёлтый свет означает общение и ответы по очереди (причём учитель тоже не имеет права перебивать ученика!), зелёный свет — для парной или командой работы, он значит настоящую свободу общения. Через 5-6 уроков ученики реагируют на слова учителя в разы быстрее, если не забывать про светофор самому.
2. Возьмите письменное согласие
Потратьте один урок на это: договоритесь с детьми о том, как им будет комфортнее работать. Составьте перечень правил, распишитесь все и повесьте на входе в кабинет. Это будет их и ваша зона комфорта. Ученики быстро считают ваш посыл: у вас в кабинете всегда безопасно.
Помните, что правила нельзя нарушать и вам. Договорились не кричать и не оскорблять — извольте выполнять
Пропишите в правилах наказания за нарушение. Однажды я отменил урок, потому что плохо к нему подготовился (дети сразу меня раскусили, потому что домашнее задание сделали все). И 40 минут они развлекались в классе.
3. Приводите жизненные примеры
В 2018 году мало просто учить детей подчиняться приказам и безропотно выполнять задания по инструкции. Школа должна учить учиться, ставить в жизни цели, учить рефлексии. Всё это кажется многим учителям ненужным, но именно так дети смогут понять, зачем им школа. Ведь для любого предмета и любой темы можно найти понятный и простой пример из жизни школьников. «Как ты собираешься выиграть в Counter-Strike, если не умеешь находить слабые места в стратегии противника?! Давай узнаем, как это делал Наполеон». И это лишь самая очевидная банальность.
Многие действия на уроке уже работают на какие-то навыки, просто этот процесс должен быть осмысленным. Существует список универсальных учебных действий — это самая простая схема грамотных образовательных результатов.
При оглашении темы урока спросите у учеников, что нужно сделать для её освоения. В конце урока порефлексируйте, попросите вспомнить, что вы делали и достигли ли целей. Простые инструменты, для реализации которых не нужны временные затраты. Но, превращая их использование в систему, вы выводите школьное образование на качественно другой уровень.
Как превратить любой урок в интересный
Никаких оговорок: любой урок с гарантией 100% может быть интересным! Дело просто в том, что это понятие для ребёнка состоит из множества мелочей. Их легко может обеспечить учитель.
4. Сделайте уроки комфортными
Детей категорически нельзя оскорблять и унижать. Нужно однозначно уважать личное пространство ученика. Педагог обязан оставить все свои трудности, личные эмоции, злость и грусть за пределами кабинета, либо честно признаться в этом ученикам и отложить урок до лучших времён. Он должен быть в первую очередь человеком, который умеет сопереживать и понимать чувства других.
5. Создайте в классе территорию счастья
Класс — это территория позитива, света, веселья. Приложите все усилия для создания такой атмосферы, тогда ученики сами захотят к вам приходить. Они будут знать, что у вас всегда можно найти поддержку, что в вашем кабинете в них всегда будут верить, что в нём нет места агрессии и злобе.
Поощряйте даже маленькие успехи, в том числе свои. У вас получилось обыграть в шахматы компьютер на сложном уровне? Расскажите детям! Вчера отлично посидели в кафе с друзьями — сохраните эту улыбку и чувства для детей. Они будут видеть в вас пример и стараться соответствовать вашей открытости, искренности и дружелюбию.
6. Используйте разные форматы
Труд не должен быть повинностью, а домашние задания не надо превращать в банальные «вызубри параграф». Урок должен быть разнообразным: пускай ученики ищут ответы на ваши вопросы в роликах, интернете, текстах, картинках. Старайтесь чередовать формы работы: баттл, круглый стол, дискуссия, поле чудес, конспект, смешанное обучение — в интернете можно найти массу фишек.
Как я разрешила ребёнку не учиться, а он не одичал (это называется анскулинг)
Используйте элементы геймификации: вместо контрольной сделайте карточки с заданиями и подсказками. За выполнение — плюс балл, за использование подсказок — минус балл. Для «пятёрки» нужно набрать определённое количество баллов. Вместо банального теста можно использовать удачные приложения Kahoot или Quizizz.
7. Продумывайте домашние задания
Домашние задания — бич современной российской школы. Они убивают желание учиться у большинства школьников. Поэтому вместо банального чтения романа предложите детям нарисовать географическую карту: где был главный герой, с кем общался. Вместо пересказа параграфа о древнем человеке предложите придумать сказку о нём.
Ставьте «пятёрку», если будут соблюдены основные условия («орудия труда, образ жизни, искусство»). Составляйте одно домашнее задание на несколько предметов, делайте критерии проверки понятными для учеников. Так вы научите детей воспринимать образовательный процесс серьёзно, а не как повинность.
Как успеть всё это с нагрузкой в 30 часов в неделю
Делать всё это невероятно тяжело не потому, что занимает много времени. Никто и нигде в нашей образовательной системе не стимулирует креативность. Учителя — это брошенная и забытая профессия. Это невероятно печально. Потому что талантов у нас множество, а невероятных учителей ещё больше. В наших силах изменить образовательную систему: сделать её человечнее, светлее, счастливее, продуктивнее, интереснее.
8. Начните с простого
Первое и самое главное — никто не говорит, что уже сейчас надо полностью переделать все уроки. Я начал этот текст с мысли, что большинство идей (как тот же светофор) реализуемы уже завтра без особых усилий, стоит только захотеть и попробовать.
9. Ищите поддержку
Нужно искать её у коллег в школе, у родителей, у администрации. Думаю, если привести серьёзные аргументы каждой стороне, то постепенно у вас появятся сторонники. Сделайте первый шаг, сломите эту стену, боритесь с системой, не дайте скудоумию взять верх над здравыми идеями.
10. Думайте на перспективу
Каждое изменение — заготовка на будущее. Вы сможете использовать большинство наработок по второму, третьему и даже четвёртому кругу.
11. Изучите ФГОС
Проектная деятельность. Попробуйте изучить суть нового отечественного ФГОСа. Она правда полезная. Именно проекты позволяют вывести часть материала в самостоятельное изучение учениками, что сократит работу учителя в несколько раз.
12. Зайдите в поиск
В интернете лежит множество идеальных технологических карт урока, структур и схем для составления занятий и придумывания результатов. Всем этим сокровищем надо уметь пользоваться.
Я в вас верю! Поверьте и вы в себя!
Иллюстрации: Shutterstock (Kit8.net)