Как сделать интересным урок музыки
Как сделать занятия музыкой интересными?
Как для дошкольников сделать занятия музыки полезными и интересными?
Любой взрослый согласится, что просидеть целое занятие, выслушивая монотонную речь педагога, не только утомительно, но и невозможно в принципе. А представьте себе ребенка дошкольного возраста: он активный, его внимание рассеивается при каждом удобном моменте, любой яркий предмет тут же отвлекает его от основного вида деятельности. Дети не могут долго сосредотачиваться на чем-то одном в силу психологических особенностей этого возраста, поэтому занятия для них нужно организовывать так, чтобы малышам было интересно изучать новый материал, в частности, с музыкального искусства. Но разве занятия музыкой могут быть нескучными? Конечно, могут! И для этого достаточно знать некоторые хитрости и успешно применять их на практике.
Как вызвать в ребенке заинтересованность к музыке?
Львиная доля успеха музыкальных занятий заключается в опытности педагога, его умении творчески подходить к организации занятий. Чтобы ребенок с удовольствием занимался музыкой, нужно вызвать у него интерес к этим занятиям. Педагог, который не просто учит ребенка музыке, а живет ею, чувствует каждую нотку душой, преподносит новый материал в доступном для понимания и восприятия формате. Именно поэтому очень важно тщательно выбирать музыкального педагога для своего ребенка.
Как правило, опытные музыкальные педагоги отступают от классических занятий и используют, например, игровые методики. Особенно эффективны игровые занятия для малышей: так дети лучше понимают и запоминают информацию, в процессе занятий они могут проявлять свою индивидуальность, общаются со сверстниками (если это коллективные занятия). Игровая форма обучения способствует эмоциональному развитию ребенка и формированию его психической активности.
Педагог не должен забывать хвалить ученика, даже если у него что-то получилось не так. Однако, подчеркивая похвальными словами старания малыша, обязательно в деликатной форме нужно объяснить ему, какие ошибки он делает.
Успешное занятие обязано быть интересным, ярким, увлекательным и звучным! Для этого можно использовать различные захватывающие сюжеты с изюминкой, например, каким-нибудь проблемным моментом. Каждое занятие для дошкольников должно состоять из двух частей: двигательной деятельности (подвижные и развивающие игры, экскурсии, конкурсы или соревнования) и игровой деятельности (логические, дидактические, интеллектуальные, сюжетно-ролевые и прочие игры). Так, занятие будет нескучным, если в нем присутствуют:
Педагог должен уметь настроить ребенка на занятие. Для этого можно привлечь его к подготовке и организации учебного процесса, например, принести музыкальный инструмент, подготовить дидактическую игру и т.д. Абсолютное взаимодействие ребенка и взрослого – еще одна составляющая успешного занятия с музыки.
Какие приемы использовать, чтобы музыкальное занятие было нескучным?
Дети дошкольного возраста лучше всего обучаются через игру. Поэтому каждое музыкальное занятие в большей степени должно состоять из различных игровых моментов. Кроме того, педагог может использовать такие приемы:
В музыкальных занятиях с ребенком также можно использовать следующие эффективные, и не менее интересные формы обучения:
Для театрализованных сценок важно использовать красочный наглядный материал, костюмы, маски, которые сделают музыкальные занятия более увлекательными.
Какими правилами должен руководствоваться музыкальный педагог?
Нужно уметь привлечь внимание ребенка. Для этого совсем не обязательно, точнее неприемлемо, повышать голос: с первых занятий договоритесь с малышом о конкретных движениях, фразах или мимике, которые будут означать начало занятия. Всегда следуйте построенному ранее плану. Конечно, дополнять его интересным материалом нужно, если в этом есть необходимость. Но отступать от программы нельзя.
Педагог должен четко формулировать просьбы и следить, чтобы ребенок их выполнял. Если ребенок устал, важно отвлечь его от занятия какой-нибудь шуткой, физкульт минуткой, психологическим упражнением. В любом музыкальном занятии должно быть чередование умственной деятельности с творческим подходом, которые нужно сочетать с активными движениями. Педагог должен задействовать слуховые, зрительные и тактильные анализаторы ребенка, чтобы сделать занятия эффективными. И главное – обучать дошкольников музыке нужно через игру: только так малыш будет чувствовать себя комфортно, даже когда учится.
Использование творческих приемов и заданий на уроках музыки
Разделы: Музыка
Чем раньше ребенок разбудит в себе эту птицу, тем раньше научится видеть красоту окружающего мира, понимать язык природы, музыки, поэзии, радоваться и удивляться, тем ярче, эмоциональнее, чище он будет.
Творческие способности развиваются у учащихся на начальном этапе обучения в школе и проявляются в самостоятельном созидании чего-то нового, необычного и оригинального.
Одним из этапов музыкальной культуры, формированием и развитием которой занимается учитель музыки в школе, являются музыкально-творческие способности. Для раскрытия творческих способностей детей применяются активные формы и методы: беседы, игры, олимпиады, поисковые эксперименты, творческие задания.
Творческие задания на уроках музыки способствуют общему творческому развитию личности, что в свою очередь воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка, влияет на мышление, речь, воображение, активность ребенка.
Чтобы творческие задания носили развивающий характер, способствовали воспитанию, обучению, важно создать поисковые ситуации, способствующие самостоятельному поиску ответов и способов деятельности. На уроках музыки, начиная с первого класса мы часто рисуем услышанное произведение. И все, что ребенок не может пока высказать словами, он сможет показать в рисунке.
Цвет рисунка играет огромную роль. Темные, холодные тона, считаются проявлением отрицательных эмоций, отрицательного отношения к изображаемому, а светлые, теплые тона считаются проявлением положительных эмоций, т.е. положительного отношения к изображаемому.
На уроках музыки усвоению нового материала и обобщению пройденного помогает игровая деятельность, которая проявляется в вокальных, ритмичных, двигательных импровизациях, сочинении музыкальных сказок, музыкальных фраз, предложений; игр на определение музыкального лада в произведении, характера героев, замысла композитора.
В 3 классе на основе полученных знаний по теме «Музыкальная форма. Рондо» – учащиеся придумывают различные сказки (песни), которые построены в форме рондо, а также сами сочиняют ритмическое рондо.
Во время прохождения темы «Оркестр народных инструментов» или «Симфонический оркестр» ребята воображают себя настоящими музыкантами, дирижерами и импровизируют исполнение оркестром симфонического или народного произведения. Здесь можно использовать «Маленькую ночную музыку», «Рондо в турецком стиле» или фрагмент симфонии № 40 В.А.Моцарта; «Плясовые наигрыши» в исполнении русского народного оркестра.
Для углубления и закрепления пройденного материала, а также для раскрытия творческих способностей учащихся по теме «Народная и композиторская музыка» применяются следующие задания:
Одновременно у учащихся происходит формирование музыкальной грамотности, ведь без знаний элементарной теории музыки обойтись невозможно. Идет знакомство с такими понятиями, как динамические оттенки, тембр, регистр, темп, форма произведения, длительности нот, которые являются художественно-образным языком музыки. Известно, что у учащихся начальных классов преобладает наглядно-образное мышление, поэтому музыкальная терминология вводится на уроках постепенно. Стараюсь преподносить эти понятия детям как можно интересней и нагляднее, и для этого подбираю различные стихи и сказки, рассказы, ребусы, загадки, которые в доступной форме рассказывают о сложных понятиях. Рисунки и иллюстрации также формируют представление о выразительных средствах языка музыки.
Наглядное изображение нотных знаков, музыкальных инструментов, героев произведений активизируют процессы запоминания учебного материала, делают уроки более увлекательными и веселыми.
На уроках применяется работа с карточками. Если звучит веселая музыка, дети показывают карточку «солнышко улыбается» (мажор), звучит грустная музыка – «солнышко грустит» (минор). При прослушивании пьесы, ребята определяют звучащий инструмент и показывают его.
Одним из примеров творческих приемов является «Сказка о темпах в музыке».
Примеры загадок:
В нем четыре музыканта, виртуоза и таланта.
Пропоют любой мотив. Как зовется коллектив? (Квартет)
В классе мы билет купили и вчера в театр ходили.
Мы во все глаза глядели, весь спектакль артисты пели.
Слаженно оркестр играл, от певцов не отставал.
Мы в ладоши хлопали, все мы любим …(оперу)
Он руками машет плавно, слышит каждый инструмент.
Он в оркестре самый главный, он в оркестре – президент! (Дирижер)
Веселятся музыканты, улыбнулся дирижер,
Лад, в котором мы играли называется…(мажор)
Если в нашей пьесе тучи, дождик льет во весь опор,
Это лад печальный, грустный, называется…(минор)
Тридцать маленьких ребят на ступенечках стоят.
И с улыбкой в день весенний все поют про день рожденья.
Голоса как на подбор. Выступает детский…(хор)
При изучении динамических оттенков можно применять следующие приемы и задания:
Рассмотрите рисунки и скажите, какой из них ярче, выразительнее, красивее и почему?
Вывод: динамические оттенки – это музыкальные краски, благодаря которым любая пьеса или песня звучит выразительно.
— Сейчас я расскажу вам сказку про кота, по ходу чтения сказки я буду вам показывать цветные карточки, а вы называйте динамические оттенки, соответствующие этому цвету.
На основе полученных знаний в области музыкальной грамотности, ребята самостоятельно придумывают музыкальные примеры, загадки, ребусы, сочиняют музыкальные сказки.
Начиная с первых уроков музыки учащиеся используют двигательные движения с целью передачи выразительных средств музыки: так вокализируя мелодию, они показывают ее направление жестом, одновременно обозначая фразировку. Так постепенно отрабатывается навык дирижерского жеста, определяется характер музыки.
Все выше перечисленные приемы используются в тесном «сплетении». Один и тот же прием может решать сразу несколько задач, направленных на развитие творческих способностей учащихся, что дает возможность каждому занять индивидуальную позицию, выделить собственные смысловые и ценностные ориентации.
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.» (В.А.Сухомлинский)
Как провести урок музыки?
Разделы: Музыка
«Ребенок, испытавший радость творчества даже
в самой минимальной степени, становится другим,
чем ребенок, подражающий актам других.»
Б.Асафьев
Дети – бесценный дар, кладезь эмоций, ощущений. Каждый ребенок талантлив от природы, в нем заложено творческое начало. Задача взрослых – развивать это начало, а не загонять его под определенные рамки. Особая задача ложится здесь на преподавателей, как основной школы, так и музыкальных школ и школ искусств.
Урок музыки нацеливает учителя на воспитание у школьников музыкальной культуры как части их общей духовной культуры. При такой постановке цели музыкального воспитания особенно важно владеть искусством своей профессии. «Есть искусство и есть творчество»,- говорил В.Немирович-Данченко. Это противопоставление не случайно. Оно закономерно возникает тогда, когда речь идет не о внешних, а о глубинных творческих процессах в искусстве.
Современный опыт ведения урока в школе убедительно показывает, что учитель может быть истинным творцом только тогда, когда ежеминутно связывает неразрывной нитью сыгранное, пропетое или высказанное им со своим внутренним миром, со своим отношением к звучащему, со своим жизненным опытом.
Всякая художественно-педагогическая задача, идея урока должна быть органична для учителя, глубоко им пережита и, самое главное, отождествлена со своим «я». Этот процесс сложен, но лишь его наличие превращает урок в настоящую правду искусства. Недаром К.Станиславский, резко отделявший правду искусства от фальши, писал: «Нет ничего мучительнее обязанности во что бы то ни стало воплощать чужое, смутное, вне тебя пребывающее». Естественно, в художественном творчестве ценно только то, что подсказано процессом подлинного переживания, и только тогда может возникнуть искусство. Это в полной мере следует отнести к педагогическому процессу на уроке. Истинное погружение в художественный образ, его постижение тесно связано с процессом переживания, с умением пропустить через себя, с ощущением интонаций музыкального произведения как своих собственных.
Несомненно то, что для урока искусства психологическая, техническая, интеллектуальная, профессиональная подготовка недостаточны. Необходимо подготовиться к уроку еще и эмоционально.
Особенно важно в эмоциональной стороне профессионального мастерства учителя музыки умение найти верный тон урока. Термин «задать тон» беседе, исполнению издавна бытует в искусстве. Это понятие связывается с эмоциональным центром творческого процесса. Найти верный тон, который присутствовал бы и был бы своеобразным в каждом уроке,- одна из сложнейших задач подготовки учителя в настоящее время.
Соотношение внешнего и внутреннего в искусстве ведения урока может успешно решаться через формирование у учителя актерского мастерства.
Если идею музыкального произведения сформулировать в нескольких словах и в таком виде сообщить ее ребенку, то жизнь идеи на этом и закончится. В учениках важно возбудить ощущение идеи, но для этого необходимы средства, воздействующие не столько на разум, сколько на чувства. Актерское мастерство в этом отношении обладает богатейшими возможностями.
Необходимо глубже осмыслить метод К.Станиславского и применять его в формировании педагогического мастерства учителя музыки. Полезным может быть один из известных в театральной педагогике приемов, получивший название «прием отождествления», то есть слияние своего «я» с образом, мыслью, которую необходимо раскрыть в исполняемом произведении.
Этот прием предполагает не только большую предварительную работу над музыкальным произведением (знание эпохи, истории создания, художественного и мировоззренческого контекстов и т.д.), но и естественное органическое «проживание» педагогом художественного образа этого произведения. Только тогда возможно истинное общение между детьми и учителем.
Творить, по определению К. Станиславского, означает «страстно, стремительно, интенсивно, продуктивно, целесообразно и оправданно идти к сверхзадаче» – постижению и раскрытию художественного образа произведения.
С педагогической точки зрения в подготовке учителя музыки для нас важна та часть наследия К.Станиславского, которая тесно связана с искусством переживания. Переживания как органического единства интеллектуального и эмоционального в человеке. Для педагога музыки чрезвычайно важно научиться сознательно управлять подсознательной творческой активностью своей психики, так как многие процессы в искусстве и в художественном развитии ребенка связаны с подсознанием, с интуитивным, но адекватным постижением прекрасного, вне его разложения на отдельные элементы.
Многообразная палитра взаимоотношений предстает на уроке: между музыкой, учителем и учениками; между учителем и учениками; между детьми в коллективных формах деятельности. Но все это многообразие емко и образно выражено в словах Асафьева о том, что музыка “заключается и существует в единстве и соотношении творчества, исполнительства и слушательства через восприятие”.
Умение слышать музыку и размышлять о ней нужно воспитывать в ребятах с самого начала занятий музыкой. Уже на первом уроке первого года обучения в классе должен быть установлен непреложный закон: когда в классе звучит музыка, ни один из ребят не должен поднимать руки. При этом необходимо, чтобы ребята сразу же поняли, что они должны выполнять этот закон не потому, что того требует дисциплина, а потому, что когда звучит музыка, только внимательно следя за ее звучанием, можно глубоко воспринять ее и по-настоящему понять.
Учиться слышать музыку учащиеся должны непрерывно на протяжении всего урока: и во время пения, и во время игры на инструментах, и в моменты, требующие наибольшего внимания, сосредоточенности и напряжения душевных сил, когда они выступают в роли собственно слушателя.
Понимая проблему развития музыкального восприятия, педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда дети будут чувствовать и осознавать характер музыки, выражать его в своей творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию.
Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок всегда слышит не только то, что в ней самой содержится, что заложено в ней композитором (и, конечно, исполнителем), но и то, что под ее влиянием рождается в его душе, в его сознании, то есть то, что создает уже его собственное творческое воображение. Так, прослушанное произведение рождает в нем сложный сплав объективного содержания музыки и субъективного ее восприятия. К творчеству композитора и к творчеству исполнителя присоединяется творчество слушателя!
Воображение у ребят, особенно младшего школьного возраста, как правило, яркое, живое, и «музыкальные картинки» они слушают с удовольствием. Чтобы не отвлекаться, можно предложить учащимся прослушать музыку с закрытыми глазами, увидеть ее в своем воображении.
Особый вопрос о программной музыке. Учащиеся легко усваивают не программную музыку, а программные заглавия. В этих случаях программа не только не активизирует музыкальное восприятие детей, но зачастую парализует его.
Для творческого развития детей, играя или ставя им программную музыку (это, конечно, должна быть очень хорошая, ярко образная музыка, с очень точным авторским названием), не нужно сообщать предварительно ее названия, пусть они сначала определят характер самой музыки, попытаются дать ей свое название, исходя из того, что ими было услышано, почувствовано и осмыслено.
Ответы ребят дают представление о степени развития их музыкального восприятия. Так, например, произошло с фрагментом из «Утра» Грига. Ребята по-разному называли его: «Весна», «Восход солнца», «Цветы распускаются», «Утро в лесу». Я постепенно подвожу их к правильному названию. Нужно осторожно и ненавязчиво приблизить слушателей к музыке, а не увести их в мир далеких от музыки наивных фантазий. Нельзя навязывать слушателям в качестве «программы» сочинения свои собственные толкования, основанные на субъективных ассоциациях. Чуткая «подсказка» может оживить творческое воображение, интеллект и память ребенка и тем самым принести добрые плоды.
Я часто практикую письменные работы, своего рода сочинения на музыкальные темы (особенно в старших классах). Самостоятельные размышления учащихся должны быть тщательно подготовлены их мыслями, творческому восприятию должно быть задано определенное направление, чтобы не стеснять воображение детей, не ограничивать их ассоциативное мышление.
Вызываемая учителем активность класса может служить одним из важнейших критериев его педагогического мастерства. Активность эта, конечно, не исчерпывается количеством, быстротой и даже содержательностью ответов на поставленный вопрос. Все формы музыкальных занятий в школе должны способствовать творческому развитию учащихся, т.е. вырабатывать в них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, стремление сделать что-то свое, новое, лучшее.
Большое внимание уделяется слову о музыке, т.к. значение словесного метода в музыкальном воспитании очень велико. Слово о музыке должно быть ярким, образным, но предельно точным, направленным на творческую фантазию ребенка.
Художественная и педагогическая ценность вопроса заключается в возможности дать на него разные правильные ответы, в его многоплановости и творческой основе. И тогда творчество проявляется в ребятах уже с первого класса в своеобразии ответов. Размышляя о характере песни «Сурок» Л.Бетховена, дети отвечают: «Грустная, нежная, спокойная, тихая, медленная, ласковая, красивая», «Это очень печальная песня», «Мне жаль бедного одинокого шарманщика». Все дети находятся под воздействием звучащей музыки: они вместе творят, воссоздают ее образ, раскрывая свое отношение. При этом замечательно, если коллективное размышление будут «собирать» сами дети. Т.е. не учитель объединит то, что они сказали, а кто-то из учеников. Преобладание коллективных форм работы на уроке музыки создает объективные предпосылки для глубокого всестороннего личностного общения детей, взаимовлияния их друг на друга. Вот почему необходимо чувствовать, понимать и сохранять индивидуальность, неповторимость каждого ребенка.
Еще одна форма свободного творческого проявления личности ребенка, его интересов и склонностей присутствует на моих уроках. Это ведение «Дневника музыкальных впечатлений», где дети отражают свои размышления. Дети его заводят с третьего класса. В начале чувствуется скованность и ограниченность мыслей, но, чтобы помочь ребятам, я даю им план, в котором есть вопросы об авторе произведения, о содержании музыки и об исполнении. Также я даю возможность проявить себя в творческой работе не только на уроке, но и дома. Домашние задания способствуют появлению интереса к урокам музыки. Дети очень любят выразить свои впечатления от музыки в рисунках, стихах, рассказах.
Как нельзя дважды войти в одну реку, так нельзя провести два одинаковых урока. На творческий поиск, импровизацию меня побуждают сами ребята, разнообразие индивидуальностей в каждом классе.
Важно, чтобы в творческом музицировании (пении, игре на инструментах, дирижировании, пластическом и речевом интонировании, размышлении и т.д.) ребенок «выплескивал» свое состояние, субъективно «проживал» свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя. Мудрость творчества заключается в том, что не надо «торопить» чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, он внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок.