Как сделать интересными уроки информатики
Как интересно начать урок информатики
Как интересно начать урок информатики.
Каждый раз, приходя на урок, хочется начать его так, чтобы заинтересовать учащихся новой темой. Причем, заведомо зная, что для некоторых учащихся тема окажется достаточно сложной, в начале урока нужно сделать так, чтобы дать каждому ребенку проявить себя, кроме того, поднять настроение всему классу.
Оргмомент требует от учителя творческого подхода, вариации различных приемов, поиска своеобразной формы, отвечающей содержанию каждого урока и собственного стиля педагогической деятельности.
Как важно обеспечить как общую, так и индивидуальную педагогическую поддержку учащихся, создать необходимый эмоциональный фон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества.
Четкое начало урока дисциплинирует учащихся, позволяет им быстро включиться в работу, способствует экономии времени. У каждого учителя в его «методической копилке» накоплены свои, «фирменные» методы и приемы.
Во вступительном слове каждый учитель должен стремиться достигнуть следующих целей: вызвать интерес учащихся, овладеть их вниманием,
установить контакт с классом, завоевать доверие, подготовить благоприятную психологическую почву для урока.
А сейчас я немного расскажу о там какие приёмы я использую в начале урока для того чтобы вызвать интерес учащихся к изучаемой теме.
В 9 классе изучается тема «Моделирование. Виды моделей» изучение этой темы я начинаю с исторической справки:
«В 1870 г. английское Адмиралтейство спустило на воду новый броненосец «Кэптен». Корабль вышел в море и перевернулся. Погиб корабль и все находящиеся на нем люди. Это было совершенно неожиданно для всех, кроме английского ученого-кораблестроителя В.Рида, который предварительно провел исследования, создав модель броненосца, и установил, что корабль опрокинется даже при небольшом волнении. Но ученому, проделывающему, как казалось тогда, несерьезные опыты с «игрушкой», не поверили лорды из Адмиралтейства. И случилось непоправимое…
— Как учёный предугадал гибель корабля?
— Как вы думайте, о чём пойдет речь сегодня на уроке?
— Исходя из темы урока, сформулируйте задачи нашей деятельности.
В 8 классе изучается тема «Объекты и модели» изучение этой темы я начинаю со следующих вопросов.
— Чего больше всего любят делать дети?
— В какие игрушки вы играли в детстве?
(Куклы, машинки, солдатики и т. д.)
— Каким общим свойством обладали ваши игрушки?
(Они похожи на людей, на животных, на технику, т.е. являются их моделями)
— Вы играли в детстве в конструкторы? Что можно смоделировать с их помощью?
(Макеты зданий, ракеты, корабли и т.д.)
— Вы играли в детстве в сюжетные игры? Моделью чего являются эти игры?
(Они моделируют отношения между людьми).
Итак, тема сегодняшнего нашего урока Модели. Моделирование.
В 11 классе изучение темы «Математическое моделирование при решении экологических задач» начинаю с экологической справки.
С каждым годом на нашей планете становится все меньше и меньше диких животных. С начала XX века учеными было открыто около 50 видов ранее неизвестных зверей и птиц. Но за это же время полностью исчезли с лица Земли не менее 100 других видов. Только одних млекопитающих пропало 25 видов.
Люди, не задумываясь о завтрашнем дне, о своем будущем, будущем фауны и всей живой природы, хищнически уничтожали животных.
Множество других видов животных и растений находятся на грани исчезновения, поскольку деятельность человека сильно изменяет среду их обитания, лишает источников питания.
Как вы думайте, что способствует этому?
Этому способствуют вырубка лесов, вспашка степей, освоение пустынь, осушка болот, засорение рек промышленными отходами, загрязнение морей и атмосферы. Эти действия истребляют животных так же быстро, как и с помощью ружья, яда, и капканов.
Как видите, одной из глобальных задач, стоящих перед человечеством, является забота о сохранении всего живого на Земле. Хотя над этой проблемой думают ученые-профессионалы (их называют экологами), но многое зависит и от нас с вами.
Сегодня на уроке мы попробуем моделировать некоторые экологические ситуации и просчитывать последствия наших решений. Например, что произойдет, если завезем или истребим несколько животных. Конечно, это будет не естественный эксперимент, а математическое моделирование и компьютерный эксперимент.
При изучении темы «Моделирование биоритмов человека» в 11 классе урок начинаю следующим образом, создание проблемной ситуации
Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему наша жизнь «полосатая как зебра»: сегодня нам все удается, а через неделю элементарная задача кажется очень трудной; сегодня, несмотря на пасмурный день, настроение отличное, а через 3 дня нас раздражает все вокруг.
Как вы думаете, что оказывает влияние на подъемы и спады в самочувствии человека? Может, кто-нибудь знает, как называется чередование подъема и спада жизненных сил человека?
Человек меняется не только год от года, из месяца в месяц, но и день ото дня, час от часу. Колебания состояния организма – суть проявления биоритмов. Оказывается, можно не только прогнозировать, но при желании и улучшить нормальное протекание жизни, оптимизировать результаты человеческой деятельности.
Есть наука – хронобиология, которая занимается изучением биологических процессов, происходящих в живом организме, в различные отрезки времени. В ходе исторического развития человек усвоил определенный ритм жизни. Но темпы научно-технического прогресса приобретают стремительный характер и предъявляют серьезные требования к человеку, следовательно, проблема актуальности биоритмов является сегодня важнейшей. Воспользуемся элементами этой науки для моделирования собственных биоритмов.
По ходу исследования предлагаю продумать ответ в конце урока на вопрос: Теория моделирования биоритмов имеет право на существование?
В 8 классе при изучении темы «Внешняя память компьютера начинаю следующими словами: Как вы понимаете фразу«Кто владеет информацией, тот владеет миром» сказал Уинстон Черчель.
— Что значит владеть информацией?
Всем нам известны особенности человеческой памяти. Владимир Высоцкий когда-то пел:
А память, как колодец, глубока —
Попробуй заглянуть: наверняка,
Лицо — и то неясно отразится…
Как вы, наверное, уже догадались, речь сегодня пойдет о памяти. А точнее, о внешней памяти компьютера.
Она в 101 класс ходила.
В портфеле по 100 книг носила.
Все это правда, а не бред.
Когда пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий,
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Оглядывали мир привычно.
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ
Ответить на этот вопрос мы с Вами попытаемся в конце нашего урока.
Ответ: (Если перевести числа в стихотворении из двоичной системы в десятичную (1-1, 10-2, 11-3, 100-4, 101-5, 110-6, 111-7, 1000-8 и т. д.), то получится, что девочке 12 лет, она ходила в 5 класс, у щенка – 4 лапы и т. д.
Повезло опять Егорке,
У реки сидит не зря:
101 карась в ведерке
У кого ответ готов? (9)
Мартышка-мама связала 111 своим непослушным детишкам по перчатке на каждую руку и ногу. Но они порвали все свои перчатки, кроме младшего, который порвал только 111. Сколько перчаток попадет маме в починку? (Ответ представить в 10 СС). (18 перчаток)
Петрова Надежда Михайловна, учитель информатики МБОУ «Сергеевская средняя общеобразовательная школа»Страница 6
Методическая разработка «Как провести урок информатики на «отлично»»
Для дошкольников и учеников 1-11 классов
Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа пос.Титово
Пачелмского района Пензенской области
Автор: Бареева Румия Вахитовна,
учитель информатики и математики
План методической разработки.
2.4. Методика проведения нетрадиционных учебных занятий…….…10-17
«Урок – это солнце, вокруг которого, как планеты,
вращаются все другие формы учебных занятий»
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добить ся; что поможет учителю в дости жении цели (средства), а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкрет ные дидактические задачи
В методической разработке рассмотрены виды нетрадиционных уроков: «КВН», «Урок аукцион», «Что? Где? Когда?», «Общественный смотр знаний» и другие. Показана методика проведения данных уроков на конкретных темах дисциплины «Информатика». Активные методы обучения развивают аналитические способности школьников, активизируют их познавательную деятельность, развивают умения творчески применять полученные знания, воспитывают коллективизм, взаимоответственность. Нетрадиционные виды уроков можно проводить при изучении нового материала, а. также, при его закреплении и повторении.
Каждый учитель, взяв за основу любой из предложенных уроков, может применить его к своей дисциплине и провести интересное и продуктивное занятие, т.е. провести свой урок на «Отлично».
Любые занятия, на которых применяется компьютер, являются, как правило, значимыми для обучающихся и любимыми ими, т.е. благодаря использованию ЭВМ на уроках информатики достижение указанных выше условий значительно облегчается. Таким образом, компьютер – это, во-первых, очень привлекательный объект познания; во-вторых, хорошее средство для реализации индивидуального стиля деятельности ученика: с возможностью предъявления материала в различном темпе, разнообразных формах, с заданиями, как на скорость, так и с неограниченным временем выполнения и т.д.
В то же время основная цель курса информационной культуры –это не только обучение работе на компьютере, но и использование его как средства для развития обучающегося; поэтому даже при условии использования ЭВМ на уроке два вышеназванных условия эффективности обучения не решаются автоматически.
В связи с этим перед учителем информатики встают те же задачи мотивации и разнообразия стилей обучения, как и перед учителями других предметов.
Одним из средств решения этих задач является применение интерактивных форм и способов обучения.
В курсе информатики учащиеся знакомятся с множеством новых терминов и понятий: информация, процессор, архитектура, алгоритм, программирование и т.д. Большая часть учеников «вызубривают» материал, т.е. изучают его без осознания. В результате, когда на последующих этапах обучения требуется усваивать новую информацию на базе уже выученной, этой базы может не быть или она непрочная: механически выученный материал не является хорошей основой. Кроме того, информатику невозможно выучить, запомнить без осознания и выделения взаимосвязей, без формирования операций логического мышления.
Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. В то же время игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, развивает аналитические способности учеников, развивает умения творчески применять полученные знания, воспитывает коллективизм, взаимоответственность.
Различные игры применимы при опросе знаний обучающихся, в качестве зачётных занятий, при обобщении и повторении блока тем или разделов; они дают возможность учителю проверить усвоение темы, выявить пробелы в знаниях.
В своей методической разработке я хочу рассмотреть некоторые виды нетрадиционных учебных занятий применительно к урокам «Информатика и вычислительная техника».
10 новых идей интересного начала
Презентация к уроку
Logic will get you from A to B. Imagination will take you anywhere.
Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б,
а воображение – куда угодно…
Необходимое оборудование занятий: компьютеры, подключенные к сети Internet, интерактивная доска любого типа.
Возрастная категория учащихся: с 5-го по 11 класс.
Каждый раз, приходя на урок, хочется начать его так, чтобы заинтересовать учащихся новой темой. Причем, заведомо зная, что для некоторых учащихся тема окажется достаточно сложной, в начале урока нужно сделать так, чтобы дать каждому ребенку проявить себя, кроме того, поднять настроение всему классу. Зная, как школьники любят решать логические задачи, в начале урока можно предложить им небольшую игру в качестве разминки. Незатейливая логическая задача, однако, служит подводкой к теме данного урока. Являясь вершиной пирамиды, она должна заинтересовать стимулировать дальнейшее желание изучать эту тему на новом, все более и более глубоком уровне! Сегодня я хочу предложить 10 новых Flash (игр) пособий для интерактивной доски или для использовании в сети Интернет, которые наиболее понравились моим ученикам в этом году. Начав разговор так весело и интересно, мы с успехом справились с самыми сложными темами программирования.
Условие задачи: Все 13 мышей, окружающие эту кошку, обречены попасть ей на обед. Но кошка желает съесть их в определенном порядке, а именно: каждый раз она отсчитывает 13-ю мышь по кругу в том направлении, в каком эти мыши глядят, и съедает ее.
Вопрос: С какой мыши она должна начать, чтобы белая оказалась съеденной последней?
Ответ: Та, на которую указывает кончик хвоста кота. Пароль к пособию: 8Г.
Комментарии к задаче: Эта задача является частным случаем известной задачи Иосифа Флавия, которая в общем случае формулируется так: «По кругу размещены n человек. Задан параметр расчета k, т.е. каждый k-тый человек будет выбывать из круга. Требуется определить P – порядковый номер человека, который останется в круге последним». Далее со старшими школьниками можно приступить к разработке программы на каком-то из языков программирования, а младшим предложить решить задачу методом рассуждений.
Рассмотрим решение задачи Иосифа Флавия для самого простого случая, когда k = 2, сначала – вариант кода n есть степень двойки, а затем исследуем общий случай.
Нетрудно убедиться, что если число n есть степень двойки, то последним в круге останется человек, имевший (в исходной нумерации) номер 1.
Если n любое – (например, 20), то: сначала из круга выбывает какое-то количество людей, равное степени двойки (в данном примере – 16; это означает, что выбыло четыре человека, последним выбыл – 8-й);
Вопрос: Имеются ли в частном случае задачи Иосифа Флавия при k=2 такие значения n, при которых последним в кругу останется человек с четным номером?
Ответ: НЕТ, т.к. в двоичной записи этого номера последней цифрой является 1.
Приведу одно из возможных простых реализаций задачи 13 мышей на языке Pascal:
var
N, K, L, i, j,bm : integer;
A : array[1..20] of Word;
S : String;
begin
N:=13; <первоначально мышей>K:=13; <интервал счёта>L:=0;<должно остаться>
(*Записываем в массив номера участников.*)
for i := 1 to N do A[i] := i;
Writeln(‘Введите номер мыши.’);
readln (i); i:=i+1;
while N > L do
begin
i := (i + K – 1) mod N; (*Выбывает мышь индексом: (i + K – 1) mod N.*)
if i = 0 then i := N; Writeln(‘Выбыла мышь под номером: ‘, a[i]);
bm:=a[i]; (*сдвиг*)
for j := i to N – 1 do A[j] := A[j + 1];
(*Количество мышек стало на 1 меньше.*)
N := N – 1;
end;
writeln (‘Последняя ‘, bm)
end.
Я достаточно подробно остановилась на разборе задачи первого пособия, чтобы показать, как много всего интересного вытекает из такого забавного игрового начала урока
Далее так подробно останавливаться на разборе идеи не буду, наверняка у каждого есть свои приемы работы, ограничусь перечислением других разработок с небольшими комментариями.
Условие задачи: На оконной занавеске, разрисованной квадратиками, уселось девять мух. Случайно они расположились так, что никакие две мухи не оказывались в одном и том же прямом или косом ряду. Спустя несколько минут три мухи переменили свое место и переползли в соседние, незанятые клетки; остальные шесть остались на местах. Но, хотя три мухи перешли на другие места, все девять снова оказались размещенными так, что никакая пара не находилась в одном прямом или косом ряду. Вопрос: Можете ли вы сказать, какие три мухи пересели и какие квадратики они избрали?
Решение:
В этой таблице написаны все числа от 1 до 31.
Задумайте, какое угодно число, не больше 31, укажите, в каких столбцах этой таблицы находится задуманное вами число, и таблица угадает это число.
Вопрос: В чем секрет волшебной таблицы?
Решение
Для отгадывания нам нужно знать степени числа 2. 20 = 1, 21 = 2, 22 = 4, 23 = 8, 24 = 16. Первому столбцу соответствует 24 = 16, второму 23 = 8, третьему 22 = 4, четвертому 21 = 2 и пятому 20 = 1. Всего лишь на всего нужно в уме сложить числа, соответствующие названным столбцам.
Секрет основан на кодировании чисел в двоичной системе счисления. Каждое из чисел от 1 до 31 переведено в двоичную запись и расставлено в таблице в соответствии с этим кодом. Например, в какие столбцы нужно записать число 27? Для этого переведем число 27 в двоичную систему, получим 11011:Значит, 27 надо записать в 1, 2, 4 и 5 столбцах.
Основываясь на том же принципе, можно составить таблицу крупнее из чисел от 1 до 63. В этом случае в ней будет шесть столбцов, первому будет соответствовать значение 25 = 32, второму 24 = 16 и т. д. Эти числа как раз стоят в первой строчке таблицы. Учащимся предлагается самостоятельно составить расширенную таблицу.
Игра № 4 (Старая красивая задача) Приложение 4.
Вопрос: Как удалось Иванушке победить Кощея?
Головоломка. Простая задача на сообразительность, не требующая специальных знаний, имеет несколько решений.
Расставьте пингвинов так, чтобы сумма чисел проставленных на пингвинах во всех указанных рядах, составляла 12.
Один из вариантов ответа: Верхний ряд 7,2,3 4, 5,6,1.
Все дети любят рассматривать стереограммы, к тому же это неплохая тренировка зрения. На этих картинках нужно не только рассмотреть объемные буквы, но и составить из них слово, так или иначе связанное с информатикой! При некоторой тренировке это возможно сделать даже не с печатного листа, а рассматривая изображение на доске.
Это самая интересная наша игра-разминка этого года. Представляет собой небольшую программку для генерации любых спичечных ребусов (язык разработки Borland Delphi)! Например:
Переложи одну спичку так, чтобы получилось верное равенство, представьте два способа решения, математический и информатический J
В верхнюю строку и левый столбец таблицы записали натуральные числа в позиционной системе счисления по некоторому основанию и для этих чисел составили таблицу умножения. В левом верхнем углу таблицы находилось основание СС, записанное в десятичной СС и не превосходящее 10. Затем некоторые числа случайно стерли, после чего таблица приобрела вид (Рис.1): Необходимо восстановить таблицу.
Ответ:
Новый 2-х минутный видеоурок, где без слов в доступной форме объясняется идея решения задач на массивы.
Задачи А12 ЕГЭ. После просмотра этого урока учащиеся готовы к выполнению самостоятельной работы по данной теме. Иногда, если не получается объяснить словами, может стоит попробовать обойтись вообще без слов. J
Игра № 10. (Блицтурнир «Найди закономерность») Приложение 10.
Небольшой блицтурнир по нахождению всяких закономерностей, с возможностью самопроверки, пригодится не только для младших, но и для учащихся старших классов, ведь в заданиях В15, С3 ЕГЭ по информатике как раз и нужно первым делом рассмотреть какую-нибудь замысловатую закономерность.
БОНУС!
Небольшая логическая игра «Коридор». В заключении урока, если осталось свободное время, так приятно сразиться в эту захватывающую и динамическую игру, и возможно попытаться выбрать чемпиона класса по «Коридору», этой недели.
Краткие правила:
Цель игры: дойти своей фишкой до противоположной стороны поля первым. В свой ход игрок может либо передвигать фишку, либо ставить преграду на пути соперника. Преграда – это небольшая стеночка, размером в две клетки, которая может ненамного удлинить путь противника. Но когда вы ставите стенку перед соперником, вы сами вынуждены оставаться на месте. В итоге, вы можете, дождавшись удачного момента, так преградить путь другому игроку, что вынудите его возвращаться обратно и делать большую петлю. Но и он, в свою очередь, может поступить с вами точно так же! К концу игры игровое поле превращается в лабиринт из длинных и извилистых коридорчиков.