Как сделать интересными уроки литературы
6 способов, как оживить уроки литературы
6 способов, как оживить уроки литературы
Вокруг школьной программы по литературе без конца кипят споры и страсти. Про то, какие произведения стоит изъять из курса, а какие добавить, не пора ли перейти к единому учебнику и так далее. При этом гораздо актуальнее стоит вопрос о том, как добиться от школьников если не прочтения целиком «Преступления и наказания», то хотя бы чёткого представления об основном посыле автора.
Большинство школьных учителей продолжают преподавать «по старинке», лишь изредка сетуя, что редкий десятиклассник доберётся до середины «Обломова» или что современные дети не понимают классическую поэзию от слова совсем. Хотя есть несколько простых способов сделать уроки литературы интересными для школьников.
1. Создавать всевозможные литературные дайджесты и аннотации
В эпоху дайджестов, клипов и разнообразной рекламной продукции мало кто из подростков способен справиться с толстым романом, из которых на 90% состоит школьная «литература». А что если зацепить учащихся броским газетным заголовком, в котором будет затронута тема произведения? На первый взгляд может показаться, что такой способ — заигрывание с аудиторией. Но в то же самое время он позволяет оттачивать формулировки и учит связывать воедино разрозненные сюжетные нити.
«Героиня светской хроники решила предпочесть перспективному политику-оппозиционеру убеждённого консерватора и стала жертвой общественного скандала» — чем не актуальный дайджест грибоедовского «Горя от ума»? Кроме того, проведённая в конце года «газетная угадайка» способна не только повеселить школьников, но и реально проверить их знания по школьной программе. «Студент юридического факультета наносит смертельные повреждения двум женщинам, руководствуясь (анти)религиозными соображениями», «Зажиточный провинциал, живущий на съёмной квартире в столице, в любой непонятной ситуации прокрастинирует».
А вы догадались, о каких это произведениях?
2. Переносить действие в современность
Осовременивание классического сюжета — казалось бы, примитивный метод, но порой вопрос: «А как, по-вашему, это происходило бы в наши дни?» — начинает творить чудеса. Классическая литература хороша тем, что поднимает универсальные проблемы и архетипические сюжеты. Они свойственны любому времени, а значит, легко встраиваются в современные декорации. Этим активно пользуется, например, кинематограф. Взять хотя бы «Бориса Годунова» (2011), перенесенного Владимиром Мирзоевым в Москву 2000-х со всеми её политическими интригами и народным протестом. Другой пример — «Ромео и Джульетта» (1996) База Лурмана с Леонардо Ди Каприо в главной роли, где всё начинается взрывом на бензоколонке. То же и в школе: возможно, девятиклассникам будет легче оценить и обсудить «Евгения Онегина», если это будет история про модного хипстера. Как он стал героем грёз провинциальной абитуриентки, которая, в отличие от своей бойкой младшей сестры, не зависает в социальных сетях в поисках перспективного бойфренда, а посвящает время чтению романтических «Сумерек».
3. Менять точки зрения
Как виделось бы происходящее в «Преступлении и наказании» глазами следователя Порфирия Петровича? Или Сонечки Мармеладовой? Или Дуни Раскольниковой-Разумихиной? Подростки, по крайней мере из гуманитарных классов, с удовольствием перевоплощаются в любимых героев либо находят способ расправиться с нелюбимыми.
А как насчёт того, чтобы придумать альтернативный финал для романа — своего рода фан-фикшн по следам Толстого, Гоголя, Достоевского и других? Поколение создателей и читателей фанфиков берётся за это легко и уверенно. И пусть их трактовка характера того или иного персонажа будет далека от канонической, это вживание в чужую судьбу и историю определённо полезно. Во-первых, собственное творчество «по мотивам» способствует более личному и внимательному прочтению первоисточника. А во-вторых, именно способностью понять и услышать чужую позицию определяется степень эмпатии, умения «прочесть» чувства другого и отреагировать на них в соответствии с ситуацией.
А уж русская литература как психологический квест, предлагающий «прохождение» разного рода критических ситуаций, даст фору любому из тренингов так называемого межличностного общения.
4. Инсценировать литературный процесс
Эта техника подходит для профильных классов, учащиеся которых задумываются о будущей гуманитарной профессии. Инсценировка происходящего в российском книгоиздании XIX–XX веков позволяет показать, как работает эта сфера (поговорить о роли литературных журналов и о профессии литературного критика, выяснить, что такое «книжный» пиар, и так далее) и оживить зачастую самые трудные для учителя «поэтические» уроки. Увы, многие школьники мало заинтересованы в медленном чтении и подробном анализе стихотворения, но обычно не против выступить в роли критика, составителя сборника или редактора поэтического журнала. Помню очень толково составленные подростками циклы не только программных, но и не включённых в школьный курс стихов Серебряного века, помню и ядовито-разгромные рецензии, написанные десятиклассниками на (якобы) только что изданный сборник Некрасова. Не каждый готов высказать своё мнение в обязательном сочинении, а вот от лица вымышленного критика XIX столетия — почему бы и нет?
5. Писать стихи
Писать лимерики, как делает школьный учитель, писатель и главный редактор журнала о детской литературе «Переплёт» Алексей Олейников вместе со своими учениками. Писать пародии и писать акростихи (кстати, отличная форма для школьных признаний в любви — сама в старших классах практиковала). Писать политические фельетоны и писать «пирожки». Любые формальные упражнения в стихосложении способны развить риторические и мыслительные способности пишущих. Подростков, которые и так уже пишут стихи (а их в старшей школе немало), они продвинут чуть дальше классического стихосложения. Тех, кто стихами не интересуется, познакомят хотя бы с эстетикой существующих поэтических форм. Кто знает, может быть, эти весёлые школьные эксперименты станут первой ступенькой к серьёзному чтению или серьёзным занятиям литературой?
6. Обсуждать творчество современных писателей
Понятно, что изучение творчества тех, кто ещё жив и, стало быть, «не классик», не прописано в школьной программе. Но молодая аудитория, живущая в XXI столетии, по-прежнему хочет читать про себя. Возможно, поэтому большинство продвинутых старшеклассников выбирают современную западную литературу. Она с большим вниманием относится к запросам читателя и говорит на понятном ему языке. О современной литературе в России многие из них просто не знают. И если включить в школьную программу, допустим, прозу Андрея Геласимова или поэзию Марии Галиной, никто не позволит, то использовать их же в качестве инструмента для понимания классики очень даже возможно. Пушкинский «Пророк» вызовет куда более личное отношение у современного школьника, если провести параллели с «Кара-Барасом» Кибирова («Вдруг навстречу мой хороший / Шестикрылый Серафим, / И презрительные рожи / Корчит Пушкин рядом с ним». А пастернаковский «Доктор Живаго» с его лейтмотивом железной дороги узнаётся в «Жёлтой стреле» Пелевина. Если сравнивать тексты современных авторов с классикой, легко увидеть, как, несмотря на смену эпох, русская литература продолжает беседовать с нами о нас же самих.
Фото: iStockphoto (EloPaint, Nadzeya_Dzivakova, Ambelino, Asya_mix, Hoaru), кадры из фильмов «Ромео + Джульетта», «Дубровский», «Преступление и наказание»
5 интересных способов сделать уроки литературы менее скучными
5 интересных способов сделать уроки литературы менее скучными
Лев Николаевич Толстой очень любил детей. Но наверняка писать конспекты и заучивать даты ему не нравилось так же сильно, как и современным школьникам. Учительница литературы Татьяна Наумова рассказывает, как вывести учеников из состояния скуки и добавить в изучение классики немного праздника и блёсток.
Когда я посмотрела фильм «Величайший шоумен», он вверг меня в пучину профессионального кризиса. Нет, вовсе не потому, что я осознала, что всю жизнь мечтала укрощать львов.
Фильм рассказывает про человека, который создаёт цирк своей мечты. И он великолепен. Блеск, золото, огни, концентрат счастья! А в учительской работе всегда нарушен баланс между этим праздником и буднями. Ты ходишь на работу и гораздо чаще, чем удачное жонглирование, наблюдаешь, что шарики валятся на пол, слон сбежал и топчет кого-то в углу, а тигры просто ковыряются в мясе, а не стремятся прыгать по тумбам.
Речь, конечно, пойдёт не о тиграх и не о выступлениях. Она о том хрупком ощущении праздника, которое часто теряется за чередой обязательных заданий, и о том, как его вернуть. Понятно, что перечень моих приёмов очень краткий. И очень примерный. Каждый из нас делает это по-своему. Просто так здорово и важно, что мы всё время чему-то учимся и открываем новое. И иногда выходим из класса с чувством, как будто нас осыпали блёстками и дали сладкую вату.
1. Проводите нетипичные контрольные
Например, всем нужно писать контрольные. Но они неинтересные. Мне кажется, что вид листа с заданиями — это вообще очень гнетуще. Ты смотришь на лист, лист глядит на тебя. Вы оба придавлены объёмом и ожиданиями.
А если разрезать лист по заданиям? Сделать не n вопросов на одном большом листе, а маленькие листочки с одним заданием? Можно эти листочки начать чем-нибудь подбадривающим: «Задание 6?! Ты уже тут — и так быстро! Отличный результат». Ученик получает листочек с заданием только после выполнения предыдущего. Задания, разумеется, идут от простого к сложному, поэтому скорость выполнения достаточно высокая, у ребенка ощущение успеха, несмотря на передвижения по классу, атмосфера рабочая и сосредоточенная.
Лучшей частью этой контрольной я считаю последнее задание. Просто написать на листочке: «Задание № 8. Отличная работа! Спасибо за контрольную! Отдыхай». Меня очень тронуло, что дети после контрольной попросили оставить листочки себе. Мы ведь очень часто забываем, что после любой сложной работы ждём похвалы и одобрения и контрольная не исключение. Понятно, что ещё будут результаты и комментарии, но ведь человек старался и делал, и так важно отметить его труд.
2. Создавайте карты произведений
Хорошим (хотя и требующим некоторой подготовки) способом проведения урока я считаю рисование карт. Множество произведений школьной программы строятся по принципу road movie — перемещение из точки А в точку Б. Возможно, автор даже хотел им что-то сказать! Но запомнить это трудно, особенно если сейчас автор описывает ту берёзку, которую упоминал 30 страниц назад. Но ведь есть вариант взять ватман и составить карту передвижений героев.
В зависимости от количества детей в классе можно либо работать по группам (у каждой свой кусочек текста, она его досконально изучила и готова блеснуть), либо рисовать всем вместе. Каждому важен свой кусочек, поэтому подробная проработка важных эпизодов присутствует. Да и рисовать интересней, чем писать: «Пётр Андреевич Гринёв вместе со своим слугой приезжают в Белогорскую крепость. Белогорская крепость выглядит так…»
Мне очень нравится, что в картинках (даже если с рисованием не очень) проявляется личное отношение к произведению
Если герой мерзкий, то он и нарисован примерно никак. А если речь идёт о пушистом олене, то видно, что он заслужил 20 минут проработки великолепных рогов.
Карта может существовать в различных плоскостях и быть как настольным, так и настенным произведением. Понятно, что тут речь идёт о тонком балансе между детскими интересами и изучением текста. Но его можно найти, и это, как правило, не вызывает сложностей.
3. Рисуйте комиксы
Комиксы захватили мир. Мне кажется, нам следует смириться, что все эти великолепные книги, где картинок больше, чем текста, будут становиться всё популярнее.
У комикса есть важное достоинство: он вычленяет основное и дополняет это диалогами/монологами/размышлениями. Очень часто ребёнку на странице кажется важным либо абсолютно всё, либо совсем ничего. Тут комиксы и становятся отличным учебным материалом.
От крещения Руси до смерти Сталина: что можно узнать о русской истории из комиксов
Представьте, что вам нужно нарисовать страницу из «Заячьих лап». Текст у Паустовского достаточно сложный и плотный, но ты же художник! Что ты выберешь для 4–6 квадратиков на листе? Да, надо уместить текст. Да, придётся перечитать страницу несколько раз, потому что если добавить цвет, то нужно точно помнить, что там было написано на вывеске и в каком доме жил доктор. Да, это, вообще-то, серьёзная и важная работа. Кажется ли она такой? Нет, потому что ты рисуешь комикс. Официально! И тебя за это ещё и похвалят!
4. Пишите иллюстрированные конспекты
Сложно переоценить важность конспекта, потому что это трудоёмкий, но очень эффективный способ для запоминания. Понятно, что если мы работаем с длинными текстами или с набором теоретических понятий, то нужно всё это разложить в голове. Желательно — надолго. Желательно — с наименьшим количеством страданий.
Я думаю, что никто из нас не стремится сделать из детей таких механических людей, которые выдают тонны информации, не вникнув в неё. Она требует освоения и присвоения. Я считаю необычайно важным момент, когда ребёнок находит в материале что-то своё. Оно может быть разным, но это искра, из которой потом всё разгорится (а заодно и запомнится). Понятно, что мы сейчас опять говорим об эпохе визуального. А плотный лист текста не выглядит симпатичным и лёгким. Поэтому что? Добавим иллюстративности.
5. Делайте интеллект-карты
Интеллект-карты — это вид записи информации, когда мы располагаем её от к центра к краям. Чем ближе к краю, тем больше она дробится. Этот способ позволяет делать записи более схематично и подстраивать их под себя.
Работа над ними не скучная, потому что мы широко используем ассоциации, громко спорим и ищем вместе. Я схематично делаю некий костяк. Но в лучшие дни мои скелеты сильно меняются, а иногда вообще отвергаются, потому что ученики нашли свой способ: «Татьяна Сергеевна, но так лучше!»
Я очень люблю, когда роль руководства ослабевает и мы вместе ищем способ, как сделать лучше. Мне кажется, это бесценно — работать над интересной вещью с интересными людьми.
Иллюстрации: Shutterstock (Eugene Ivanov)
Статья «Как сделать урок литературы интересным»
статья по литературе (9 класс)
Статья «Как сделать урок литературы интересным».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Как сделать урок литературы интересным
Задача учителя заключается в том, чтобы учить маленького человека жить в мире с самим собой, с природой, с окружающими его людьми. На какие ценности следует ориентироваться, занимаясь воспитанием и обучением детей? Как заинтересовать ребёнка? Пути, которые ведут к важному решению, очень разные.
Вот некоторые приемы, которые, безусловно, помогут сделать современный урок познавательным, интересным и нескучным как для детей, так и для учителя.
Большой интерес вызывают кроссворды. Можно предложить такие работы:
Интересный и необычный прием ассоциации, в котором выявляются образные представления о том, что предстоит изучать, уже изучено, или следует обобщить. Например, задание: найти три ассоциации к образам Ольги и Татьяны Лариных из романа «Евгений Онегин»:
Используя это приём можно прибегнуть к межпредметным связям: нарисовать ассоциацию, сопоставить литературного героя с музыкальным произведением.
Ученики объясняют, чем вызваны эти ассоциации, рассказывают о своих чувствах, но для этого они должны хорошо понимать литературного героя.
Очень близко с ассоциациями находится метафора, где бы она ни встретилась, она всегда обогащает понимание человеческих действий, знаний и языка. Понимание метафоричности творческого мышления, метафорической природы интуитивных догадок диктует необходимость пристального внимания к этому явлению на самых различных стадиях обучения и воспитания, и особенно в школе.
Прием «Живые рисунки» очень эффективен, он создает на уроке ситуацию заинтересованности. Он побуждает работать «молчаливых» детей. Прослушав или прочитав определенный текст, ученики воспроизводят эпизод произведения: принимают соответствующие позы, придают лицу необходимое выражение, при помощи только междометий стараются выразить настроение героев, представляют в воображении одежду героев и потом рассказывают о ней.
Игру «Крокодил» хорошо использовать на уроках обобщения знаний. Учащиеся делятся на две команды, одни демонстрируют с помощью мимики и жестов без слов и какого-либо оборудования какое-либо явление, случай из жизни героя, писателя, какое-либо правило правописания.
А игру «Верю – не верю» можно использовать на любом этапе урока. Учитель задает классу вопросы, которые начинаются словами «Верите ли вы, что…?» Дети соглашаются с этим утверждением или нет. Например, верите ли вы, что А.С. Пушкин сжег письмо от любимой жены?
И в заключении хочется сказать, что, конечно же, можно много трудиться, и показывать, и спрашивать и заучивать, и решать… Но если мы не увидим самого главного – есть ли за всеми нашими усилиями развитие ребенка, вряд ли мы достигнем успеха..
4 проверенных способа разнообразить уроки литературы
«Ой, нудятина! Опять целый урок слушать, кто где родился и когда умер…». Наверняка учителя литературы часто слышат от учеников что-то подобное. О том, как сделать эти 40 минут дорогой в мир удивительных открытий и ошеломляющих фактов, рассказывает Елена Савицкая.
Начну с откровенного признания: уроки литературы я люблю намного больше, чем уроки русского языка. Возможно, потому, что пять лет учёбы на филфаке всё же профессионально занималась именно литературоведением, а не языкознанием. Знания-то, конечно, получала в обеих областях, но личных симпатий никто не отменял, правда? Ещё я беззаветно люблю золотой век русской литературы. Если учесть, что большинство произведений школьной программы именно оттуда, всё складывается просто идеально. Для меня.
А вот как обстоит дело на уроке, как заинтересовать детей рассказом о личности давно почившей и делах давно минувших — все эти задачи заставили меня методом проб и ошибок разработать свою стратегию.
Поделюсь приёмами и формами тех самых уроков, которые, как правило, лаконично называются «Слово о писателе». Как же сделать, чтобы оно, это слово, не поблекло, не потерялось, а заставило ученика пойти в библиотеку, поделиться полученными знаниями дома, а, может быть, и прочитать что-то «не из списка»?
Заочная экскурсия
Как правило, основа урока — всё же ролик, но тщательно выбранный и хронометражём не более 15 минут. Не мной придуманная форма, конечно же. Скачивать первый попавшийся на YouTube ролик длиной в 40 минут для меня категорически неприемлемо.
Затем я прошу учащихся поделиться впечатлениями от просмотра. Спрашиваю, на что они обратили особое внимание, что явилось для них откровением, о чём хотят узнать больше. Вопросы легко предугадать заранее. На них потом с удовольствием и отвечаю.
Затем мы заполняем таблицу в рабочей тетради, по которой работаем каждый такой урок. Но только это уже не моя диктовка, а оформленные мысли моих учеников.
Публичные выступления учеников
Я работаю в частной школе, поэтому задание рассказать о семье писателя или поэта легко разделить ровно на то количество частей, которое соответствует количеству учащихся. Даю волю фантазии.
Это может быть и устный рассказ (никакого чтения с листочка!), и презентация, и всё тот же короткий ролик. Я сама «страхую» детей галереей портретов на доске. После выступлений мы вместе отбираем ключевую информацию и заносим её в таблицу.
Лекция учителя
Не нужно бояться этой формы. Важно верить в себя как в оратора и подбирать материал таким образом, чтобы не пропадало слово. Ни для кого не секрет, что писатели тоже люди со своей судьбой и историей преодоления. Так отойдите от шаблонов «родился-умер», покажите обратную сторону славы и престижа.
50 очень разных экранизаций русской классики: от Пушкина до Достоевского
В старших классах я подключаю межпредметные связи и даю порассуждать на тему «как вы думаете, почему всё сложилось именно так? Какие общественные и политические факторы этому способствовали?». С удовольствием задают вопросы, а они спорят, вспоминают уроки истории.
Тематические кейсы
Условно делим информацию на несколько «чемоданчиков»: факты биографии, темы и мотивы творчества, важные даты, интересные факты. Обсуждая, открываем кейсы. В конце урока сладывается общая картина. Важно не забывать иллюстрировать материал.
Безусловно, приёмов великое множество. Это и творческие вечера, и литературные гостиные, и разнообразные игры. В общем, вариантов масса. Я рассказала о том, что гарантированно помогает мне. Делитесь своими приёмами!