Как сделать интересными уроки математики
Методическая статья «Как сделать уроки математики интересными».
Для дошкольников и учеников 1-11 классов
Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.
Как сделать обучение математике интересным? Учитель: Куприянова И.Н.
Основной целью современного математического образования в школе в свете требования ФГОС основного общего образования становится освоение учащимися системы математических знаний, необходимых для изучения смежных дисциплин и практической деятельности человека. Учитель должен помочь в формирование представлений о значимости математике в современном обществе, умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах и в жизни. Важный вопрос, который волнует педагогов – как сделать уроки математики интересными, нескучными и запоминающимися?
Для выполнения поставленных целей нужны новые педагогические технологии, методы и приемы. В своей статье, я хочу поделиться элементами технологий, методов и приемов, которые я использую на уроках.
В условиях современного общества предъявляются все более высокие требования к ученику как к личности, способной самостоятельно решать проблемы разного уровня. Возникает необходимость формирования у детей активной жизненной позиции, устойчивой мотивации к образованию и самообразованию, критичности мышления.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
При использовании данной технологии опираюсь на основные положения теории проблемного обучения (М. И. Махмутов). Придерживаюсь особенностей создания проблемных ситуаций, требований к формулировке проблемных вопросов, т. к. вопрос становится проблемным при определенных условиях: он должен содержать в себе познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного; вызывать удивление при сопоставлении нового с ранее известным, неудовлетворенность имеющимися знаниями и умениями.
Проблемная ситуация может создаваться, когда обнаруживается несоответствие имеющихся знаний и умений действительному положению вещей. Чтобы учащиеся обнаружили это несоответствие, учитель просит учеников вспомнить известную формулировку понятия, правила, а затем предлагает для анализа такие специально подобранные факты, при анализе которых возникает затруднение.
Проблемная ситуация создается, когда детям предлагается вопрос, требующий самостоятельного сопоставления ряда изученных фактов или явлений, и высказывания собственных суждений и выводов, или дается специальное задание для самостоятельного решения. В процессе такого эвристического поиска возникает и поддерживается устойчивое внимание.
Пример 1: «Неравенство треугольника»
Создание проблемной ситуации на уроке «Геометрии 7 класс» «Возможно ли построить с помощью циркуля и линейки треугольник со сторонами 2 см, 5 см и 9 см?»
Создание проблемы в начале урока.
Сегодня на уроке вам понадобится, наблюдательность, внимание, скорость, взаимопонимание и хорошее настроение.
Вопрос: Как связаны эти предметы, что их объединяет?
При переводе с греческого арабский переводчик, вероятно, не обратил внимания на чертеж и перевел слово «нимфа» не как «бабочка», а как «невеста». Так и появилось ласковое название знаменитой теоремы – «Теорема Невесты». В конце урока дети дают ответ.
1) Решим задачу: «Огород занимает 6 ар земляного участка. На 1/3 огорода посажен картофель. Какую часть всего земляного участка занимает картофель?» Можем ли мы решить задачу? Как?
2) Охарактеризуйте задачу. Отойдем от огорода и картофеля, перейдем к величинам. Что нам известно? [целое]. Что нужно найти? [часть]
3) Возьмем ту же задачу, но изменим значения одной величины: «Огород занимает 4/5 земельного участка. На 2/3 огорода посажен картофель. Какую часть всего земельного участка занимает картофель?» Изменился ли математический смысл задачи? [нет]. Значит, опять известно целое, а ищем часть. Влияет ли замена 6 на 4/5 на решение? Можно ли решить? [нет].
4) Что за ситуацию мы получили?
[Обе задачи на нахождение части от числа. Но одну мы можем решить зная определенные дроби, понятие числителя и знаменателя, а вторую не можем].Проблема: не знаем общего правила нахождения дроби от числа. Нужно вывести это правило.
Метапредметный подход – подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальный способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать информацию.
Обучение математике, как правило, сводится к тому, что ребенка знакомят с определениями, правилами и формулами. Он решает типовые задачки, суть которых в том, чтобы в нужном месте применить нужный алгоритм. Развитие мышления происходит только у небольшой части детей, обладающих задатками для изучения математики. Большая же часть учеников просто заучивает формулировки и алгоритмы действий. При этом развивается память, но не мышление. Использование метапредметной технологии в преподавании математики дает возможность развивать мышления у всех учеников. Суть такого подхода заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя найти решение задачи. При этом педагог объясняет ребятам понимание сути задачи, построение эффективных моделей. Ученики могут выдвигать способы решения зачастую методом проб и ошибок.
Пример 1. Метапредметная проблемная ситуация на уроке по теме «Окружность. Длина окружности».
В качестве домашнего задания предлагается начертить несколько окружностей разного радиуса и ниткой измерить длину окружности и найти отношение длину окружности к ее диаметру. У детей эта ситуация вызывает удивление, т.к. отношение длины окружности к ее диаметру есть число постоянное, равное числу π.
Используя таблицу калорийности продуктов, составьте меню из данных блюд, наиболее подходящее для вашей группы на день (5 приемов пищи).
Методический семинар «Как сделать урок математики интересным»
Методический семинар на тему: Как сделать урок математики интересным.
Система образования не стоит на месте. С каждым днем развиваются новые технологии преподавания, но одно остается неизменным: урок – это главная форма обучения. Урок-это не 45 минут учебного времени, а отрезок времени, насыщенный чувствами и мыслями совместного труда. Насколько продуктивно учащийся проживет это время, настолько осознанно он усвоит тему урока.
1. Начинаем урок с реальной проблемы или с интересного факта. Например, когда начинаю урок в 9 классе по теме «Арифметическая прогрессия», рассказываю про Гаусса, когда ему было 10 лет, он решил пример, пока учитель записывал его на доске: 1+2+3+4+…+99+100=
Учащиеся выдвигают свои версии, как быстро сосчитать, пробуют, считают, отыскивают какую-то закономерность.
Любая проблемная задача мотивирует учащихся на дальнейшую работу на уроке.
Можно начать урок с видео- Стандартное мышление. Решается тест-6 простых вопросов- 3 секунды дается на каждый ответ. Затем учащиеся видят, как ответили 95% людей и сравнивают свои ответы. Можно использовать любую другую интересную информацию, использовать обучающие видео или материал из Интернета.
2. Учащимся не интересно и не понятно будет решать задания, если им просто дать готовые формулы. Поэтому чаще всего учащиеся сами выводят формулы на уроках, решая задачу, затем сами создают алгоритм или правило, или создают формулировку теоремы. Например, вычисляют площади треугольника, трапеции, формулы объемов конуса, шара через интеграл. Строят графики тригонометрических функций и сами записывают все свойства по алгоритму, учитель только координирует работу учащихся.
3.Можно организовать исследовательскую работу на уроке, взять инструменты, выйти в сад школы на уроке геометрии, изучая тему «Подобие треугольников» в 8 классе, измерить высоту березы и тополя, сравнить их. Мы с учащимися школы осенью ходим на День здоровья в Поташкинскую дубраву, там учащиеся выполнили измерения толщины дуба на определенной высоте, затем сделали расчеты и вычислили возраст дуба. Затем в Интернете решили поискать другие способы определения возраста дерева.
4. Учащиеся создают проекты. На уроке можно создать мини-проект. Например, на уроке алгебры в 8 классе по теме «График квадратичной функции» рассмотреть свойства функций в пословицах и поговорках, графики функций на уроках физики, биологии, химии, в экономике, в жизненных ситуациях. Показываю им презентацию моей ученицы «Функции рядом с нами». Затем можно разбить класс на группы и пусть каждая придумает и объяснит свой график функции или дать задание на дом. Или дать задание: Представьте, что вы прыгаете с парашютом. Как будет выглядеть график вашей скорости в зависимости от времени, с момента прыжка из самолета до достижения конечной скорости?
5. Порой сами учителя не могут объяснить, зачем преподают ученикам отдельные темы. Порой бывает сложно учителю увидеть связь математики с другими предметами школьной программы.
В результате, ученики также не понимают, зачем они изучают эти темы. Распространенный вопрос, который они себе задают: «Зачем я должен это учить?», имеет смысл. Есть ли у вас хороший ответ на него, вместо привычного «Это будет на экзамене» или того хуже — «Потому что тебе это нужно»?
Несколько возможных вариантов исправить это:
Показать ученику практическую значимость математики, объяснить, как он сможет решать реальные жизненные задачи, используя знания, полученные на ваших уроках. Например, выучив тему периметр прямоугольника, дать учащимся практикоориентированную задачу: Вы решили заменить пришедшее в негодность ограждение своего участка. Участок прямоугольной формы огражден штакетником. 1. Вычислите периметр ограждения, рассчитайте, сколько штакетин необходимо, какая сумма нужна для покупки штакетника, составьте смету покупки штакетника для замены ограждения.
Дается план участка и таблица, где имеется вид штакетника, цена и ширина штакетника.
Таких практических задач в этом учебном году много в вариантах ОГЭ по математике- первые пять задач.
После решения таких практических задач, дети не задают вопрос- зачем учить математику.
6. Знать не значит все заучивать. Знать – это значит понимать, осмысливать и запоминать. Очень много работаем на уроках геометрии над определениями. Можно ли убрать одно слово, другое слово, учащиеся каждый раз должны привести контрпример, что определение становится неверным. Так лучше запоминается материал урока, а это помогает решать задание №20 на ОГЭ по математике.
7. Показывайте учащимся разные способы одной и той же задачи. Учащиеся решают задачи на растворы на химии и математике. Можно научить такие задачи решать гораздо быстрее. Учу учащихся решать такие задачи методом креста. Удивляются, как быстро, можно сэкономить время на экзамене при решении №11 в профиле.
Можно показать детям приемы быстрого счета, это так полезно, вычисление корней из пяти, шести-и семизначного числа, привести много признаков делимости, не только на 5, 3 и 9, еще на 4, 8, 25, 11 и т.д.
8. Вместо того, чтобы начать каждую тему с формулы, начните с конкретных примеров, которые первоначально были решены с помощью этой формулы. Помогите ученикам увидеть, как теоретическая математика может решать такие проблемы, показывая им сначала ход мышления, а потом решение. Можно дать учащимся веревочку, на которой завязаны на равных расстояниях12 узелков и придумать как египтяне с помощью этого устройства откладывали прямые углы на местности. И только потом вывести теорему Пифагора, причем они это опять же сделают сами, решив задачу. Говорю, что ваши родители знают до сих пор теорему Пифагора, спросите их дома. На другой день каждый делится своим впечатлением. А откуда пошло это высказывание «Пифагоровы штаны во все стороны равны». Показываю рисунок в энциклопедии и прошу попробовать доказать эту теорему, кто найдет доказательство дома, тот получает «5».
9. Учащимся нравиться выполнять онлайн-тесты, ведь их проверяет ни учитель, ни одноклассники, а независимый эксперт, кого он не знает. Учащиеся стараются снова решить тест, чтобы улучшить результат своей работы, это развивает умение оценивать свои знания, добиваться успеха в работе.
10. Можно чаще домашние задания давать дифференцированно, учитывая желания. Хочешь получать «5», реши задание с карточки, или задание из учебника, но с третьим уровнем сложности. Составь задачу по теме урока или напиши сказку, или найди стихотворение про число пи и выучи его и т. д.
Когда проводим рефлексию урока, можно прочитать детям притчи.
11. Что значит «интересный урок»? Это прежде всего занятие в комфортной, располагающей к обучению атмосфере. На уроке никто не должен никого бояться, а также преподаватель не должен запугивать своих учеников или проявлять агрессию. Урок — это прежде всего общение человека с человеком, поэтому преподаватель должен быть ориентиром для подражания для своих учеников, уважать их и проявлять культуру общения при выстраивании диалога с ними. На первый план должен выходить нравственный и познавательный мотив. Урок должен быть построен таким образом, чтобы учениками двигал мотив получения знаний, а не получение высоких отметок.
12. Можно дать ученикам составить собственные задания для контрольной работы по теме. Ученики понимают намного больше, когда им нужно придумать собственные вопросы. Можно разделить класс на 2–3 группы. Каждая группа должна составить задания для контрольной работы. На уроке ребята обмениваются комплектами заданий и решают их. Если кто-то из составляющих допустил ошибку или подготовил задание, которое невозможно решить, можно на уроке разобрать, почему так получилось: в чем ошибся составляющий, что его могло запутать.
13. Можно предложить ученикам вести математический журнал, подобно тому, как великие ученые документировали ход своей работы над решением какой-либо проблемы. Вы должны знать, что рефлексия — это ключевой элемент эффективного обучения. Математический журнал поможет вам и вашим ученикам проследить, как они воспринимают учебный материал, с каким трудностями сталкиваются и что помогает им достичь успеха.
Как вести математический журнал, можно обговорить с учащимися.
Математический журнал нужно вести не ежедневно, а по мере продвижения в решении отдельных математических проблем или при переходе к изучению новой темы.
14. Если показать детям софизмы, что 4=5, а телеграфный столб в два раза меньше спички и другие, дети вначале удивятся, а затем предложить им найти математическую ошибку.
Чтобы занятие прошло успешно, педагогу стоит обратить внимание не только на качество преподаваемого материала, но и на другие составляющие образовательного процесса. Одним из важных факторов является создание психологического комфорта учащихся на уроке.
«Психологический комфорт» можно определить следующим образом:
• это ощущение комфорта или удобная обстановка
• это совокупность психологических условий, которые способствуют развитию личности;
• это условие продуктивной работы, целью которого является создание социальной среды для успешного развития ребенка.
Если ученику по какой-то причине некомфортно на занятии, то он теряет интерес к дисциплине, которая сопровождается отсутствием активности на занятии и, как следствие, снижению мотивации. Все это отражается на успеваемости учащегося.
Прочитала материал про уроки- тренинги. Попытаюсь внедрить в свою практику, очень полезная информация и главное- нужная для учителя, работающего по ФГОС.
Каждый урок стараюсь строить в рамках совместного распределения деятельности ученика и учителя: совместное целеполагание, совместное обсуждение ориентировочной основы действий на уроке, определение конечного результата деятельности, отбор средств и методов. Каждый урок строю, используя сочетание разнообразных форм и методов обучения, наличие эффективной обратной связи с учащимися. Главная цель в моей работе – пробудить познавательный интерес обучающихся к изучению математики, способствовать развитию их мышления. Решая проблему дифференцированного обучения, использую разнообразные методы и средства в зависимости от целей и содержания урока.
Думаю, что я доказала, что математика — чрезвычайно интересная наука, для освоения которой нужен живой и открытый ум. Не стоит сводить работу на уроке к заучиванию формул и монотонному решению однотипных заданий по готовому алгоритму.
И самое главное, учитель должен быть заинтересован в успешной работу каждого учащегося на его уровне усвоения материала и тогда у вас все получится. Успехов всем в нашем нелегком, но столь увлекательном труде.
Нетрадиционные формы проведения уроков математики
Глава I. ВВЕДЕНИЕ
Уроки в школе – это значительная часть жизни школьников, требующая элементарного комфорта, благоприятного общения. Но эффективность учебного процесса зависит не только от способностей учеников, наличия целенаправленной мотивации учителя, от их прилежания, трудолюбия и обученности.
Однообразие урока, когда на нём в течение нескольких лет повторяются в неизменном порядке: проверка домашнего задания, опрос, сообщение нового, его закрепление и снова – домашнее задание, постепенно вызывает у учеников скуку, притупляет их внимание. Можно избежать этого, создав оптимальные условия учащимся в соответствии с их возможностями обучения.
Такие условия достигаются определённым соотношением на уроке форм учебной работы.
Не высказываясь на уроке, учащиеся хуже усваивают изучаемый материал, развивается неуверенность в своих силах. Я стараюсь ставить их в позицию говорящих, делающих. В процессе общения личность развивается, обогащается нравственными ценностями.
Глава II. ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ В ОБУЧЕНИИ МЕТЕМЕТИКЕ
1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.
Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать её как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.
В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом.
Математическая сторона содержания игры всегда должна отчётливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании интереса их к математике.
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. Например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений.
Многие дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания школьников, но они приносят большую пользу тем, что учат учащихся применять знания в новых условиях или ставят умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности. Во время игры активизируются разнообразные умственные процессы, поэтому дидактическая игра является средством умственного развития. Чтобы понять замысел, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить объяснение учителя. Решения задач, поставленных играми, требуют сосредоточенного внимания, активной мыслительной деятельности, выполнения сравнения и обобщения.
Приведу примеры дидактических игр, которые я использую на своих уроках.
Викторина
Викторина – это игра, во время которой учащиеся отвечают на вопросы. Выигрывает тот, кто дает больше правильных ответов. При отработке навыков устных вычислений, викторина проводится в начале урока, при проверке знаний и умений учащихся – в конце урока. Викторина способствует активизации умственной деятельности школьников на уроке.
Класс делится на три команды по числу рядов. Баллы, заработанные во время викторины, записываются на доске.
«Стоимость каждого вопроса» может быть различна (Но это не обязательно), ее заранее я сообщаю ученикам.
Математический турнир
Эстафета
Каждый ряд получает таблицу с «форточками». Таблицу кладут на одну парту, и по команде ученик заполняет первую пустую клетку. Закрыв первую «форточку», он передаёт таблицу своему соседу и т.д. Последний ученик в ряду бежит к моему столу. За быстрое решение дополнительно даётся один балл. При проверке я учитываю правильность заполнения таблицы. Обычно за каждую правильно заполненную клетку – один балл. При подведении итогов учитывается поведение всего ряда во время эстафеты.
Такой вид опроса я использую при проверке умений пользоваться формулами, решать несложные задачи. (Приложение 1).
Аукцион
Аукцион можно проводить разными способами. Вот один из них.
После изучения очередной темы я объявляю, что сейчас проведём игру по типу чайнворда. Задание состоит в том, чтобы составить цепочку геометрических (алгебраических) терминов по такому принципу: каждый следующий термин начинается с той буквы, какой оканчивается предыдущий. Буква «ь» во внимание не берётся. Основное условие: принимаются только те термины, которые имеют прямое отношение к изученному материалу. Если на одну букву будет предложено несколько терминов, то в чайнворд записывается тот термин, который назвали последним. Если на последнюю букву названного термина не находится предложений, то берется предыдущая буква в этом слове и т.д.
Соревнование заканчивается, когда на доске записано цепочка терминов и следующих предложений нет. В процессе записи терминов над каждым из них ставят номер соответствующей команды. Побеждает та команда, у которой набралось наибольшее число терминов.
После изучения темы «Четырехугольники» в 8 классе я выставляю на аукцион параллелограмм, трапецию, прямоугольник, ромб, квадрат. Задача команд: «купить» фигуру, указав какое-нибудь ее свойство. Фигура достается той команде, которая сообщила последней ее свойство. Затем выставляется другая фигура…
Побеждает команда «купившая» наибольшее число фигур.
Молчанка
Кто быстрее
Это – наиболее часто применяемая мною игра. Обычно ее я использую при устном счёте, при проведении самостоятельных работ, иногда раздаю карточки для отдельных ребят.
Внешнее оформление работ может быть различным, задание – тоже, но главная задача учащихся – выполнить его как можно быстрее.
Если нужно отработать какой-нибудь алгоритм решения, я так же использую эту игру. Задания при этом вроде ничем не отличаются от многих заданий из учебника, но ребята более активно включаются в работу, «рвутся» к доске, стараются выполнить его как можно быстрее и правильнее.
Эту игру я использую в 5,6 классах. (Приложение 3)
Деловые игры
Деловая игра представляет собой последовательность учебных действий в процессе решения поставленной задачи. Это – модель взаимодействия людей в процессе достижения экономических, производственных или политических целей.
Деловая игра позволяет создавать такие ситуации, в ходе которых играющему необходимо найти правильную линию поведения, оптимальное решение проблемы.
В процессе игры вырабатывается умение мыслить системно, продуктивно, пробуждается стремление к поиску новых идей. Таким образом, дело не сводится лишь к механическому использованию программного материала, ребята подходят к проблеме творчески.
В отличие от соревнований деловые игры, в большинстве случаев, занимают весь урок. Этапы этого урока:
Основная идея деловых игр состоит в том, чтобы создать производственную ситуацию, в которой учащиеся, поставив себя на место человека той или иной специальности, могут увидеть и оценить значение математики в производстве, самостоятельно овладеть необходимым теоретическим материалом, применить полученные знания на практике. (Приложение 4)
Уроки-сказки я обычно провожу после изучения темы для отработки навыков решения, для закрепления изучаемого материала. Игра проводится на основе сказки. Класс разбивается на 2-3 команды. Начинаю рассказ, ставлю проблему, учащиеся, применяя необходимые знания, решают ее.
Учитывается скорость и правильность решения. В конце урока подводятся итоги всей игры. Устанавливается команда – победитель, часть учеников получает оценки. Такую форму урока я чаще всего использую в 5 классе. Но иногда она приемлема и в более старших классах. (Приложение 5)
Урок-путешествие – это одна из наиболее часто используемых мною форм проведения уроков в 5-7 классах. Как и все дидактические игры, «путешествие» проводится после изучения темы, для отработки умений и навыков, закрепления и обобщения изученного материала.
Класс делится на несколько групп. Мы «путешествуем» по «остановкам» или «станциям», на каждой из которых команды получают задание, а иногда – оценки. В группах выделяются мои помощники, которые заполняют специальные ведомости. В конце «путешествия», учитывая записи в ведомостях, оценивается каждый ученик.
Устный журнал
Устный журнал не требует соревнования. Важно само участие в выпуске журнала. Я стараюсь дать слово как можно большему числу учеников. Учащиеся заранее читают математическую литературу, находят в ней интересные факты, которые излагают за 1-2 минуты. Ведущие готовят ряд коротких рассказов об истории математики из тех разделов, которые не издаются в школе, но доступны учащимся. Цель ведущих – изложить свои заготовки, увлечь беседой учащихся. Они говорят таинственно, весело, обыгрывают сообщаемый факт, как эстрадную миниатюру.
Диалог
Игра направлена на повышение активности учащихся в процессе усвоения новых знаний. Я формулирую учебную проблему, а учащиеся должны решить ее. Они понимают, что для решения проблемы недостаточно имеющихся знаний. Каждая команда имеет право задать мне минимальное число вопросов с тем, чтобы извлечь из моих ответов максимум информации. В игре я как бы не желаю выдавать информацию, а ученики поставленными вопросами принуждают меня к этому. И если в диалоге при минимальном количестве вопросов у какого-нибудь ученика наступает озарение, то я считаю, что свою задачу по развитию творческого мышления учащихся я выполнила.
Глава III. ПРИМЕНЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ
Все уроки этой группы проходят на высоком эмоциональном уровне. Они позволяют рассмотреть большое количество теоретических вопросов и задач, привлечь к работе всех учащихся класса. Провожу я такие уроки после изучения темы, на уроках закрепления или обобщения. Например:
Урок-КВН
Конечно же, этот план носит приблизительный характер.
Глава IV. ТРАНСФОРМАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА
1. Урок-зачёт
На таком уроке сочетаются индивидуальные, коллективные и групповые формы работы.
К зачёту каждый ученик заготавливает лист учета знаний, в котором будут выставлены оценки за определенный вид деятельности.
Лист учёта__________________________
Вид деятельности
2. Зачёт-практикум
Провожу по тем разделам, где мало теоретических вопросов. Урок начинается с разминки: решение устных задач, каждая задача – 2 балла. Листки с ответами сдаются учителю. Затем каждый ученик получает билет с задачами различной трудности, каждая задача оценена определенным количеством баллов в зависимости от трудности. Задачи решаются на отдельных листах, чтобы избежать списывания.
Подведение итогов: до 10 баллов – «2»; 10-15 баллов – «3»; 16-19 баллов – «4»; 20-29 баллов – «5».
В конце урока вывешиваются решения задач, разбираются ошибки.
4. Урок-конференция
Весь класс разбивается на группы по интересам. Я распределяю темы докладов, формулирую цель дискуссии. Члены группы готовят выступление по теме и их наглядную иллюстрацию (чертежи, плакаты, презентации и т.д.). Поставленные вопросы должны освещаться глубоко, вызывать интерес у учащихся. Докладчиков должно быть более 3 человек. Я требую, чтобы они говорили правильно, выразительно, приводили доказательства.
К учебной конференции прибегаю тогда, когда предполагается изучать легкий, но объёмный материал, хорошо изложенный в разных пособиях.
После докладчика выступают оппоненты. Основной метод обучения – дискуссия, в ходе которой разбирается учебный материал. Я направляю ход дискуссии, формирую основные вопросы, ориентирую учащихся на их обсуждение. В заключении подводится итог конференции.
5. Семинар
Семинар проводится с целью совершенствования и закрепления знаний.
Этапы:
Семинар предполагает интенсивную предварительную работу с учебниками, пособиями, книгами. В ходе семинара я формулирую проблемы, которую решают ученики, находя свои способы доказательства. Семинарские занятия проводятся с учениками старших классов, которые владеют навыками работы с литературой.
6. Урок-лекция
Урок строится на монологическом методе изложения учебного материала, проводится с учащимися старших классов, которые могут на длительный промежуток времени сосредоточиться для восприятия материала. Лекция дает возможность наиболее экономно использовать учебное время, позволяет излагать больший объем материала.
Учебный материал излагается в системе и строго по плану, записанному на доске. Слушая учителя, ученики отбирают и записывают главное. В конце изложения учитель повторно выделяет основные положения.
Глава IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нестандартные уроки – это всегда уроки-праздники, когда активны все учащиеся, каждый имеет возможность проявить себя, класс становится творческим коллективом. Но слишком частое обращение к нетрадиционным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как приводит к потере устойчивого интереса к предмету. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка, разработка системы конкретных целей обучения.
В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей «индустриальной эпохе» называют «информационной эпохой». Это означает, что самым важным продуктом становится информация. При обмене информацией очень большую помощь оказывают компьютеры. Они позволяют учителю контролировать и степень усвоения материала учеником, и скорость его изложения для каждого конкретного ученика, в зависимости от уровня подготовки. Уже само применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным.
Литература: