Как сделать инвалидку машину
Roma-Urraco › Блог › Капсула времени: новая инвалидка С3Д, простоявшая более 30 лет в гараже
Задний привод, 2-дверный кузов типа купе, спартанский 2-местный салон, мотор позади кресел, 3-спицевая «баранка» небольшого диаметра с подрулевыми «лепестками»: при таком описании, фантазия современного автомобилиста обычно представляет какой-нибудь экзотический заграничный суперкар с максимальной скоростью в районе 300 км/ч. Однако, под эти критерии попадает и данное «чудо» советской промышленности. Итак, знакомьтесь — мотоколяска С3Д, она же «инвалидка», она же «жабка»: детище Серпуховского мотозавода, которое серийно выпускалось целых 27 лет (1970-1997). Всего было построено 223051 экземпляров этого забавного автомобильчика и один из них дожил до наших дней в практически новом, оригинальном состоянии, с пробегом всего 103 км.
Мотоколяска была найдена нами в одном из гаражей города Сумы. Первым владельцем этой С3Д был ветеран Великой Отечественной Войны, которому данную технику в 1982-м году бесплатно вручило государство через местные органы социального обеспечения. Формально «жабки» выдавались на 5 лет, а после двух лет и шести месяцев эксплуатации инвалид получал возможность бесплатного капитального ремонта своего аппарата. Затем он мог законно пользоваться этим средством передвижения еще два с половиной года, после чего был обязан сдать старую мотоколяску в собес и получить новую.
Правда, далеко не все инвалиды, которые получали новые мотоколяски потом ими пользовались (работал принцип: «дают — бери»). Здесь как раз имел место быть подобный случай. Из-за проблем со здоровьем и очень низкого уровня комфорта, которая предоставляла «инвалидка», первый хозяин этой ярко-зеленой С3Д почти на ней не ездил. Практически сразу после получения, машинка была поставлена в гараж, в котором она простояла до лета 2015-го года, когда о ее продаже задумался внук ветерана.
Здесь стоит отметить, что пол в гараже фактически отсутствовал и за 33-летний период простоя «инвалидка» частично «вросла» в песок передним правым колесом. Влага и сырость активно просачивались в гараж через кровлю и грунт, поэтому нет ничего удивительного, что колесико местами поржавело — как раз по границе нахождения в песке.
Условия хранения трудно назвать оптимальными: С3Д была основательно заставлена всяким ненужным хламом. С годами происходила постоянная (а как иначе?) ротация гаражного барахла, при этом с «жабкой» особо не церемонились: кузов мотоколяски имеет вмятинки и царапины по периметру: хорошо, хоть стекла и фары остались целы.
С3Д имеет несущий кузов, сваренный из штампованных деталей. При длине всего 2825 мм, серпуховская мотоколяска отличалась довольно внушительной снаряженной массой — 498 кг. Для сравнения — «горбатый» ЗАЗ-965 весит 640 кг, а «Ока» — 620 кг, будучи куда более крупными 4-местными автомобилями.
Первые пару лет данная модель мотоколяски оснащалась 12-сильным 1-цилиндровым 350-кубовым двигателем от мотоцикла ИЖ-Планета 2. Позже произошел «апгрейд» до более мощного агрегата от ИЖ-Планета 3 (14 л.с.). В обеих случаях силовые установки были дефорсированы для большей эластичности и долговечности в условиях повышенных нагрузок, а также появилась система принудительного воздушного охлаждения в виде «воздуходувки» с центробежным вентилятором, прогоняющей воздух через оребрение цилиндра. В качестве топлива применялась смесь автомобильного бензина с маслом, причем «аппетит» у этого микроба был отменный — порядка 7 литров на 100 километров пробега. И лишь низкая стоимость бензина в те годы позволяла особо не задумываться о таком «конском» расходе. Объем бака — 18 литров.
Коробка 4-ступенчатая, механическая, с «мотоциклетным» алгоритмом включения скоростей: передачи включались последовательно, одна за другой, а нейтраль располагалась между первой и второй ступенями. Задней передачи не было, а назад машинка ехала благодаря реверс-редуктору, который включался отдельным рычагом, с понижением числа оборотов по сравнению с передним ходом в 1,84 раза/
Подвеска — независимая, торсионная, на двойных продольных рычагах спереди и одинарных — сзади. Колеса размерностью 10 дюймов: с разборными стальными дисками и шинами 5,0-10. Тормоза — барабанные на всех колесах, с гидравлическим приводом от ручного рычага.
Для управления мотоколяской требовалось водительское удостоверение категории «А» (мотоциклы и мотороллеры) со специальной пометкой. Обучение людям с ограниченными физическими возможностями организовывали органы социального обеспечения.
Во времена СССР узлы и агрегаты мотоколяски (силовой агрегат в сборе, дифференциал с реверс-редуктором, элементы рулевого управления, тормозов, подвесок, детали кузова и прочие) в силу доступности, легкости обслуживания и достаточной надежности широко использовались для «гаражного» изготовления микроавтомобилей, трициклов, аэросаней, мини-тракторов, вездеходов на пневматиках и прочей незаурядной техники — описания подобных самоделок в изобилии печатались в журналах «Моделист-Конструктор» и «Техника молодежи». Также списанные мотоколяски иногда передавались органами собеса в Дома пионеров и Станции юного техника, где их агрегаты использовались в аналогичных самых целях.
Более подробную информацию о найденной «инвалидке» С3Д с пробегом 103 км можно узнать из нового видео, которое я залил на свой Youtube-канал:
Также рекомендую к прочтению рассказ из трех частей о найденной и купленной нами «Капсуле времени» ВАЗ-21063 1991-го года с пробегом 1507 км (часть 1, часть 2, часть 3), запись о новом мотоцикле Иж Юпитер-3 1976 года в заводской упаковке и «Запорожце» ЗАЗ-968М 1984-го года с пробегом 4536 км. Про Subaru Legacy 1998-го года с пробегом 23357 км можно почитать здесь, а холостая поездка за «новым» РАФ-2203 описана тут. Ну и на десерт — самая популярная статья о замурованной за стеной Toyota Mark II 1984-го года выпуска с пробегом 84700 км.
Chelz › Блог › Начинающие автолюбители. Как мы купили инвалидку с пробегом в 4050 км
Предисловие
Эта история началась в далёком 2013-м году. Мы с другом только начали увлекаться всякого рода «реаритетами» и их поиском. Прогуливаясь однажды по частному сектору, мы заметили за забором одиноко стоящую маленькую машинку. Да, это был СеАЗ (как-то я упоминал о нём здесь). С того момента мой друг загорелся идеей его приобрести… И вот, спустя 3 года, получилось осуществить задуманное!
Муки выбора
Обычно дальше слов дело не заходило. Да, куплю, да, как-нибудь потом, а может стоит взять что-нибудь другое и прочие отмазки… Уже чуть было не приобрели Ижевский 412-й, но судьба сложилась иначе. Инвалидка никак не могла вылезти из головы. 2 раза ложились записки «куплю ваше сокровище» в почтовый ящик. Никакой реакции. Поэтому в воскресенье (07.02) мы всё же взяли и пошли разговаривать с владельцем. Минут 10 стучали в калитку и наконец вышел мужчина. Пару минут непонятного бормотания с нашей стороны (давно наблюдаем, хотим купить, можем дать столько-то денег и т. д.)… Неожиданно он махнул рукой и сказал: «Ай, забирайте!» К такому резкому повороту жизнь нас не готовила!
Типичная история
Данное транспортное средство было выпущено в 1987 году. История банальна до жути. Как вы знаете, инвалидки полагались ветеранам Великой Отечественной войны. Получив её, дедушка проехал 4 тысячи километров и на этом трудовая деятельность СеАЗа была завершена… Получается, что с начала 90-х машина стоит без движения.
Конец рабочей недели
Договорились забирать сегодня. Грязь, мокрый снег, холодно. Самое время доставать машину, которая простояла на одном месте кучу лет! С помощью владельца и его джипа мы вытащили С3Д на улицу. Накачали колёса, развернули, спустили с горочки и стали ждать… Естественно, не эвакуатор. Это не наш метод 🙂
И плевать, что нет тормозов, впереди перекрёсток и ж/д переезд (правда, им пользуются раз в год) и 3 км пути.
Половина дороги до гаража — частный сектор. Его мы преодолели без проблем. А вот дальше-то и началось самое интересное и безумное! 4 полосы, сплошная, переезд. Машин нет — поехали! Моментально протолкали это 500-килограммовое чудо через всё вышеперечисленное без особых проблем. Снова подцепили к Nissan’у и поехали до гаража. Благо, он уже недалеко…
Очень хотелось бы посмотреть на весь этот аншлаг со стороны. Представляю, как недоумевали и удивлялись прохожие! Успел заметить, что на нас таращились абсолютно все 🙂
Зачем весь этот спектакль?
Во-первых, стало жалко машину. Не хотелось бы, чтобы она ушла под пресс. В наши дни это огромная редкость.
Во-вторых, это отличный вариант для того, чтобы начать разбираться в технике и научиться крутить гайки.
Ну и в-третьих, данное чудо советского автопрома было приобретено для души, веселья и интересного времяпровождения!
Описывать технические характеристики и выдумывать что-то новое я не стану. Совсем недавно о подобной находке рассказал Roma-Urraco в своей записи Капсула времени: новая инвалидка С3Д, простоявшая более 30 лет в гараже. А повторяться я не люблю, ситуации ведь очень похожи.
И в завершении
Купить-то мы купили, но вот что с ней теперь делать?
UPD! Попытки произвести перерегистрацию т/с ни к чему не привели, поэтому осенью 2016 года Сеаз был продан для съёмок в рекламе. Как сообщила студия, снимающая ролик, впоследствии машинка станет рекламой какого-нибудь кафе… Что ж, не самый худший финал.
muph › Блог › Вездеход из «инвалидки»
Не знаю уж, есть ли по пятницам жизнь в интернете, но хочу вам, друзья, рассказать сегодня про чудо чудное, виденное мною в селе Порог Онежского района Архангельской области. Сегодня перебирал фотоархив и наткнулся на эти несколько фотокарточек и сразу вспомнилась мне та экспедиция по Русскому Северу. И вспомнилась с ностальгией и теплотой, а потому и захотелось что-то рассказать о тех благословенных денёчках лета 2015 года.
02. Итак, я выиграл конкурс на вакансию официального фотографа этнографической экспедиции «Вкусы Русского Севера», в ходе которой совершил увлекательный автопробег по Карелии и Архангельской области. Шёл шестой день экспедиции, когда мы добрались до упомянутого села Порог. Там, по данным разведки, проживает известная в этих местах знахарка Нина Васильевна Воронцова. Покружив по сельским улочкам, мы все же нашли её дом и её саму, чтобы распросить на интересующую нас тему старинных рецептов и вкусов. Увы, завидев камеру, она категорично отказалась идти на контакт и сославшись на то, что по телевизору уже «Ма́лахов начался» (именно с ударением на первую А), удалилась.
03. А вот ее племянник (если не изменяет память), наоборот, оказался словоохотливым и уделил нам пару минут, оторвавшись от своего детища. Хотя от портрета, надо заметить, тоже отказался, но не зря же я конкурс среди ста с лишним претендентов выиграл=)
04. Итак, прошу любить и жаловать. Вот такая вот брутальная «инвалидка» или, если хотите, С-3Д. Сколько ей лет, не знаю, но производство С3Д началось в июле 1970 года, а последние 300 экземпляров покинули Серпуховский завод осенью 1997 года. Всего был выпущен 223 051 экземпляр этой мотоколяски, а вот этому, как по мне, крайне повезло с реинкарнацией.
05. Увы, сообщить все технические характеристики этого оффроад-монстра я не могу. Ибо был занят фотодокументированием и не участвовал в беседе. Но в бортовом журнале экспедиции, который вёл специальный человек по имени Артём, об этом эпизоде написано буквально следующее: «В соседнем дворе стоит зверь машина. Руль от опеля, корпус от трабанта, диски от нивы, колеса от трактора». Предполагаю, что записано со слов автовладельца.
06. Обратите внимание, что покрышки как следует «доработаны» для уменьшения собственного веса. Причем, вручную, т.е. ножом.
07. Для чего здесь такой автомобиль спросите вы? А вы посмотрите на карту и найдите там Порог. Такого количества болот в одном месте еще поискать. А вот выезжал ли на этом вездеходе куда либо порожский Кулибин в этом сезоне или нет, увы, не знаю. А было бы интересно проследить его судьбу. Всё таки, согласитесь, задумка неординарная.
PS Не прошло и года, как говорится. Всё, что вы хотели знать про этот каракат читайте в продолжении поста.
Комментарии 361
Не инвалидка, а СЗД.
Отличный аппарат, места правда для пассажиров маловато!
Возникает вопрос: зачем там жить?
Мда…это не мАлахову «ля-ля-ля»… Дай Бог здоровья людям.
Смотрю здесь не шуточная полемика разгорелась по поводу этого караката. Проясню ситуацию, техника давно работает. Откуда знаю? Сам на нём добирался до мест охоты и рыбалки не один раз. Собственно для этого он и создавался. Раньше (когда ещё молодым был) вышел из дома и ты в тайге, а теперь на добрую сотню км вокруг всё вырублено, вот и создаются такие машины, что бы добраться до глухой тайги.
Создатель сего творения мой лучший друг, я тоже принимал участие, но самую малость, в основном мозговой штурм.
Как говориться «я его слепила из того, что было». Привод полный, мосты нива, двигатель и коробка опель, раздатка нива, ГУР волга,
поворот тележный, кузов инвалидка. Почему? Да просто он во дворе лежал. У человека трое детей и денег лишних нет, вот и делал из того, что было.
Каракат не первый, был трёхколёсный, четырёхколёсный, теперь вот шестиколёсный так, что железа хватает.
Тут про внешний вид многие писали, ну во первых выглядит он уже малость по приличнее (покрашен, фары, люк на крыше и.т.д.), а во вторых, да по барабану внешний вид, не на выставку и не на продажу делался. Его задача довезти из пункта А в пункт Б и вернуться обратно. И ехать приходится естественно не по дорогам, а по направлениям (болота, зимники, выруба), кто в теме, тот поймёт о чём я. С этой задачей он справляется. Были конечно и поломки, но домой всегда возвращались своим ходом.
Плавает не важно, колёса надо водоизмещением побольше, например кразовские ободрыши, пока в проекте.
Вот как то так.
Спасибо за этот комментарий. Если можно, пришлите больше технических подробностей про машину и свежие фото мне в личку. Может, видео, как он едет в деле. Хотя бы на телефон. Я сделаю пост-продолжение.
Автовладелец который собирает это чудо Трабант от инвалидки отличить не может?! Думаю записано с мыслей не осведомленного в автомобилях Артёма!
Причём что запчастей там точно нету никаких)
СМЗ «инвалидка»: обзор, технические характеристики. СМЗ С-3Д. СМЗ С-3А
Это двухместный четырехколесный автомобиль-мотоколяска, который был произведен на автозаводе Серпуховском в Союзе Советских Социалистических Республик. Его длина составляла чуть меньше трех метров, а мощность двигателя лишь восемнадцать лошадиных сил. Транспортное средство весом больше 500 кг могло разогнаться до шестидесяти километров в час по дороге общего пользования, что на тот момент было очень быстро. Оно стало заменой мотоколяске С-ЗАМ, которая была выпущена в 1970 году.
Размеры
Длина этой мотоколяски составляла около 2 метров 60 сантиметров, но из-за того, что кузов был металлический, а машина компактная, она весила около шестисот килограмм и могла сравняться с такими машинами, как «Трабант», который весил 620 килограммов, «Окой», у которой снаряженная масса также равнялась 620 килограммам, и «Запорожцем», масса которого равна 640 килограммам.
Двигатель
Мотор был двухтактным, от мотоцикла модели «Иж Планета-3», у которого было принудительное воздушное охлаждение. Однако он был, конечно, достаточно слаб для такой относительно тяжелой машины. У такого двухтактного мотора был большой недостаток — расход топлива. Он был достаточно велик, учитывая то, что должен быть очень маленьким. Однако в то время цена на топливо была небольшая, поэтому в большие расходы владельцев СМЗ «инвалидки» это не вводило. Однако двигатель имел особенность: он требовал достаточно много масла, это уже и давало дополнительные расходы. Также в те времена не было функции показания топлива в баке, и поэтому бензин наливали «на глаз». А это приводило к тому, что двигатель изнашивался сильнее. Поэтому достаточно часто они ломались на отметке пробега не более ста тысяч.
Коробка передач
Трансмиссия у СМЗ «инвалидки» состояла из главной передачи с дифференциалом и двумя полуосями, а также цепной передачи от двигателя к ней. Она имела реверс-редуктор, а это давало мотоколяске не одну, а даже четыре передачи заднего хода.
Несмотря на очень непонятный и уникальный внешний вид, мотоколяска имела целый ряд необычных для того времени решений инженеров: независимая подвеска всех трех колес. Изменить рулевое управление, сделать тросовый привод сцепления — все это было очень уникально по тем временам, и этим и отличалась машина от других. А особенно в практике строения «инвалидок» для мира это вовсе что-то новое.
Благодаря тому, что двигатель был сзади, ножные педали были заменены на рукоятки. В салоне было много места для ног водителя, так как педали были убраны. А это был плюс для парализованных людей.
Проходимость
По песку и разбитым асфальтам машина двигалась без труда, проезжала все кочки и почти не буксовала. Такое достигалось благодаря тому, что машина весила каких-то пятьсот-шестьсот килограмм. А также из-за того, что колесная база была короткой, а подвеска независимой. Самый большой минус — езда по снегу, так как там транспортное средство было легко занести, а выбраться, если вы застряли, было нелегко. Однако некоторые владельцы СМЗ «инвалидки» применяли расширенные диски на колеса, однако при этом срок службы шин уменьшался, так как они сильнее износились. Но контакт с дорогой сильнее, поэтому в северных регионах Союза Советских Социалистических Республик это хорошо помогало.
Эксплуатация
Да, по отзывам владельцев СМЗ С3А, машины были очень неприхотливы, не требовали больших растрат. Однако самым слабым местом было зимнее время, когда бензонасос замерзал, и двигатель глох прямо во время движения. В остальном машина была достаточно хороша, никогда не подводила.
Можно ли купить мотоколяску сегодня?
На данный момент, эта машина — настоящий раритет, и на сайтах по продаже б/у автомобилей вариантов по покупке мотоколяски-«инвалидки» просто не найти, ведь их очень мало.
Однако есть несколько вариантов, например, в столице России, где автомобиль стоит около пятисот тысяч российских рублей. Машина уже полностью отреставрирована и является экземпляром для коллекции. Обычные такие мотоколяски можно найти по цене от шести до двадцати тысяч российских рублей в разных поселках и городах, однако они, скорее всего, уже не на ходу. Поэтому покупают «инвалидку-моргуновку» нынче только для памяти.
Особенности
К ним предъявили много требований, которые не были воплощены, поэтому машина не пользовалась популярностью, и Серпуховский автозавод уже в шестидесятых годах прошлого века начал разработку новой инвалидной мотоколяски для людей. У С3А было много технических несоответствий, из-за этого инвалиды не могли водить такие машины вовсе. Стоит отметить, что в процессе этапа построения участвовали знаменитые инженеры и специалисты из компаний ЗИЛ, МЗМА и НАМИ. Когда вышла первая версия СМЗ-НАМИ-086, она не выпустилась в свет, однако производство над созданием легендарной «моргуновки» было продолжено. СМЗ С-3Д повезло, что она вообще вышла в продажу.
Мотор от мотоцикла СМЗ не был оборудован системой охлаждения сам по себе, а поэтому в мотоколяске не существовало печки, и зимой на ней ездить было очень холодно. Там была альтернатива, что-то вроде отопителя, однако он был достаточно слаб, но настроить его и сделать салон машины чуть теплее можно было. «Инвалидка» СМЗ С3Д техническими характеристиками не блистала, однако это и не нужно было в те времена.
Также, несмотря на то, что машина имела мотор с одним цилиндром, дизайн автомобиля и его конструкция были на достаточно высоком уровне. Передняя подвеска была объединена с рулем в единый узел, а это давало большую управляемость. А также привод тормозов был гидравлический, очень эффективный. СМЗ С3А — отличная машина для инвалидов.
Динамические показатели и скорость на СМЗ были очень плохи, так как с этим не справлялся мотор от мотоцикла в 12 л. с. Этого не хватает на пятьсот килограмм металла. С водителем и пассажиром эта машина разгонялась максимум до 55 километров в час по дороге общего пользования. Это намного меньше создавало аварийных ситуаций и дорожно-транспортных происшествий на дорогах Союза Советских Социалистически Республик. Тюнинга «инвалидки», как такового, не существовало.
Конкурент
Уже в конце шестидесятых конструкторы и инженеры начали работать над мотоколясками с индексом СМЗ С-3Д. Они вышли в далеком 1970 году. Это было уже третье поколение машин для инвалидов. Машина очень сильно отличалась от других, ведь там стоял новый мотор от мотоцикла, намного мощнее и эффективнее. Также там был полностью закрытый металлический кузов. Вместо пружинной подвески применяли технологию с торсионами с рычагами. Это делало советскую «инвалидку» еще более уникальной.
Стоимость раньше
Цена на такую инвалидную коляску с двигателем в конце восьмидесятых составляла примерно 1100 российских рублей. В это же время стоит напомнить факт: средняя зарплата работников Союза Советских Социалистических Республик составляла семьдесят-сто российских рублей. Мотоколяски СМЗ распространялись через органы социального обеспечения, их довольно часто просто так дарили людям с ограниченными возможностями. Для них предусматривались варианты неполной, частичной и даже полной неоплаты. Бесплатно — инвалидам первой группы, то есть тем, кто получил ранения или стал инвалидом после Великой Отечественной Войны с немцами, а также военным, служившим в Вооруженных Силах. Инвалиды третьей группы могли купить мотоколяску за 220 российских рублей, однако в очереди нужно было стоять около пяти лет.
А выдавали ее бесплатно на 5 лет и предоставляли владельцу возможность один раз через 2,5 года капитально отремонтировать ее в СТО. После истечения срока использования инвалид сдавал его обратно в органы собеса и ждал нового экземпляра для себя.
Если состояние здоровья автомобилиста не давало ему возможности ездить на обычных автомобилях, а в его водительском удостоверении говорилось, что нельзя иметь ничто другое, кроме мотоколяски, то инвалиды заканчивали курсы по управлению такими инвалидными машинами, как СМЗ, ждали свой экземпляр и начинали движение по городу. Для управления мотоколяской требовалось водительское удостоверение категории «А» (мотоциклы и мотороллеры) со специальной пометкой. Обучение людям с ограниченными физическими возможностями организовывали органы социального обеспечения.
В семидесятые года прошлого века показатели планов и производства советских машин перешли все пределы и нормы, и темпы производства Серпуховского завода также наращивались с каждым днем. Отметка была в десять тысяч российских машин, которые создавались для инвалидов. Пик был на отметке в двадцать тысяч, однако недолго. Всего за двадцать лет производства такого редкого экземпляра было создано около 250 тысяч российских автомобилей марки СМЗ. Все они были предназначены для человека с ограниченными возможностями.
Благодаря этому производству, тысячи советских и российских граждан в период с пятидесятого по восьмидесятые года ХХ века обеспечивались бесплатным транспортом и могли жить как и все другие люди. В странах СНГ больше не было замечено таких крупных идей по сфере машиностроения, которые делались бы во благо людей с ограниченными возможностями. СМЗ «инвалидка» была очень благородной машиной, и ее инженеры действительно постарались, что облегчить жизнь людям с ограниченными возможностями.
Рычаги управления
Да, они действительно уникальны. Ведь инвалид без ног мог делать руками то, что нужно делать обычно ступнями. Машина, вдобавок к обычным рычагам, имела:
Впрочем, ездить было на ней не очень комфортно. И все же, СМЗ С-3Д предназначалась только для инвалидов.
Почему именно мотоколяска?
Конструкторы и инженеры Серпуховского автозавода в период Союза Советских Социалистических Республик всегда горели желанием создать свой простой, безотказный и надежный автомобиль для городских и поселочных жителей. Однако государство выделило деньги на построение машин для инвалидов и людей с ограниченными возможностями, поэтому они это сделали на базе мотоколяски. «Инвалидки» выпускаться должны были под маркой ГАЗ, однако на заводе не было место для производства этой машины, поэтому решено было делать по-другому. В Серпухове была намного менее развитая техника и производство, однако главное — желание.
Ради справедливости стоит упомянуть, что детали этой машины пользовались спросом на автомобильном рынке того времени, так как были очень прочными. В общем, это был целый прорыв в сфере надежности автомобилей.
С миру по нитке
Специально для машины-«инвалидки» в СССР не изобрели что-то нового на старте проекта, однако взяли старое и немного доработали. Двигатель, как уже упоминалось выше, был от мотоцикла «ИЖ-Планета». Подвеска была независимая, тормоза гидравлические. Подвеска была «снята» с «Фольксваген Жук».
Двигатель был дефорсированным. На нем поставили охлаждение, которого не было изначально. Также добавили стартер и генератор. Топливный бак увеличили. Так, из старого хлама с помощью различных доработок и усовершенствований получилось очень хорошее автомобильное средство.