Как сделать истихар с четками
al_gidatli
Ибн аль-Хаджи аль-Гидатли
Одним из действий вызвавший недопонимание среди мусульман является истихара на четках. Многие до конца не изучив этот вопрос стали обвинять верующих, совершающих это действие в ширке, гадании, нововведении и т.д. В этой статье, ин шаалла, будет доказано что, истихара на четках, в том виде, в котором ее обучают ученые никак не является гаданием или запретным.
Что же представляет собой истихара на четках?
Известно, что человек часто оказывается в сомнениях по поводу совершения того или иного действия. Наиболее лучшим вариантом в данном случае будет совершить намаз-истихара, которому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обучал своих сподвижников. Но для совершения намаза не всегда бывают условия. В таком случае берут любые считаемые предметы, имеющиеся рядом. Обычно этим служат четки. Взяв четки в руки фиксируют пальцы в двух местах таким образом, чтобы между ними оказалось некоторое неизвестное количество бусинок. Затем отчитывают с одной стороны в другую в любом количестве. При этом предварительно оговаривается что если выпадет, такое-то число, будет совершено действие, а если выпадет другое число, то не будет. Эта истихара по смыслу и действию похоже на бросание жребия, и оно не является гаданием. Ибо гадание — это стремление узнать тайное, которое ведомо только Аллаху. В данном случае то, что отличает ее от гадания это намерение человека. Например, если некто желает приобрести машину и сделав намерение «купить ему машину или нет» совершит вышеуказанный способ, то это будет одним из видов бросания жребия. Ну а если он сделает это действие с намерением «является ли эта машина плохой или хорошей», то это уже будет гаданием. Потому что гадание, как мы уже сказали, есть стремление узнать тайное, которое знает только Аллах.
Является ли истихара на четках гаданием, которое совершали мушрики?
Некоторые невежественные деятели сравнили истихару на четках с гаданием, которое совершали мушрики в доисламский период. В Коране имеется аят, где Аллах запрещает гадальные стрелы. В тафсирах к этому аяту говорится что гадальные стрелы это две или три стрелы, которые хранились в мешочке, на одной из них было написано «делай», а на другой «не делай». И если кто-то желал совершить какой-либо поступок, то он засовывал руку в мешочек и вытаскивал одну из них. А затем поступал в соответствии с тем что выпало.
Теперь эти деятели заявили, что истихара на четках это тоже самое что вытворяли Мекканские мушрики. Проведя такую аналогию, они умалчивают об одном очень важном обстоятельстве, что в корне отличает данную истихару от гадания на стрелах. По этой причине многие мусульмане поверили им, обманувшись их сладким речам.
Проводить подобную аналогию значит вступить на путь хариджитов, которые известны тем что относят аяты Корана, ниспосланные относительно мушриков к мусульманам, потому что:
Во-первых, многобожники не просто совершали это действие, а совершали это возле своих идолов и были убеждены что результат от этого есть помощь от их идолов. Низамуддин ан-Найсабури (ум. в 850 г.) пишет в своем тафсире «Гараибуль-Куран» следующее:
Имам Фахруддин ар-Рази (ум. в 606 г.) пишет в «Мафатихуль-гайб»:
Шихабуддин аль-Алюси (ум. в 1270 г.) в «Рухуль-маани» разъясняет разницу между хорошим предзнаменованием (тафауль), чем по сути и является истихара на четках и гаданием на стрелах:
Также Мухаммад Сайид Тантави (ум. 1431 г.) разъясняет разницу между ними в «ат-Тафсируль-васит»:
Таким образом проясняется отчетливая разница между истихарой на четках и гаданием мушриков. А разница заключается в убеждении человека. От того что совершение чего-то подобно запретному, не значит, что само это действие является запретным. И ярким примером для этого является жертвоприношение Аллаху, что несомненно является дозволенным действием и жертвоприношение, например, джинам, что несомненно запрещено. Два одинаковых действия, разнятся в дозволенности и запретности по причине убеждения человека, совершающего эти действия.
Бурхануддин аль-Букаи (ум. в 885 г.) пишет в своем тафсире «Назму ад-дурар»:
Во-вторых, мушрики использовали стрелы с целью узнать тайное, которое известно только Аллаху. Абу Мухаммад Макки аль-Кайси (ум. в 437 г.) пишет в своем тафсире «аль-Хидая иля булюги ан-нихая»:
Является ли истихара на четках запретным?
Истихара на четках в своей основе не является богослужением (ибадой) чтобы на нее распространялось правило: «основа в богослужении − «остановка» в вынесении решении». Следовательно, на нее распространяется правило: «основа в вещах − дозволенность». И данная истихара будет дозволенной до тех пор, пока не найдется текст Шариата, запрещающий ее. А виду того что пока еще никто не предоставил такой довод, особенно среди тех, кто громче всех кричит о ее запретности, то мы никак не можем вынести решение о ее запретности. Более того, истихара на четках имеет твердую основу, а именно бросание жребия, дозволенность которой несомненна.
И мы еще и еще раз напоминаем, что нет в Шариате такого довода на запрещение чего-либо как «отсутствие совершения деяния праведными предшественниками». Довод на запрет чего-либо устанавливается если это запретил Всевышний Аллах в Своей Книге или Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в своей Сунне. А если нет указания на запрет — значит нет и самого запрета.
Именно поэтому ученые дозволили это, как об этом передает шафиитский ученый, знаток акиды, имам Ибрахим аль-Баджури аш-Шафии (ум. в 1276 г.), да смилуется над ним Аллах, в своем «Хашият» на «Шарх Ибн Касим аля матн Аби Шуджаъ»:
Тут важно отметить, что ученые запретившие истихару запретили ее из-за ошибок и нововведений, которые совершают люди вовремя истихары, как об этом будет сказано чуть ниже. Однако, является далекими чтобы они запретили данную истихару в основе, т.к. трудно представить, чтобы ученые противоречили основным правилам науки усуля.
А что касается заявлений некоторых что данную истихару совершают шииты, то спешим их оповестить что в Исламе для запрещения или дозволения какого-либо действия нет такого довода как «совершение действия шиитами». Дозволенность или запретность действия зависит от ее соответствия или противоречия Шариату, а не от поступков шиитов.
Некоторые ошибки, связанные с истихарой на четках.
Вместе с тем многие из тех, кто совершают эту истихару допускают ряд ошибок, превращающих ее в запретное новшество. Именно не правильное понимание истихары теми, кто ее совершает послужило причиной ее порицания теми, кто ее не совершает. Эти ошибки следующие:
1. Убеждение что истихара на четках есть Сунна Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или в своей основе является желательным действием.
2. Убеждение что истихару надо совершать только в определенном виде, придавая тем самым определенным числам некоторое символическое значение. Нет проблем совершать истихару постоянно в определенном виде, главное не быть убежденным что именно такая форма ее совершения предписана Шариатом.
3. Убеждение что результат от истихары это есть повеление или запрет Аллаха. Никто не может знать посредством каких-то чисел что повелевает Аллах и что запрещает. Результат от истихары относительно человека дело случайное, из-за которой побуждается и раскрывается сердце для совершения действия, вместе с надеждой обретения блага от этого.
4. Убеждение что перед или после истихары обязательно читать определенные молитвы. Опять-таки нет проблем читать молитвы перед или после ее совершения, главное не быть убежденным в их обязательность или желательность.
И самое главное, совершением истихары на четках мусульманин не должен пренебрегать Сунной Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, намазом-истихары. Что к сожалению, наблюдается сегодня.
В итоге мы приходим к выводу что истихара на четках не является ни гаданием ни запретным. И порицать ее совершение именно в том виде, в котором мы описали является не правильным. Истихара на четках дело каждого мусульманина, кто желает может ее совершать, а кто не желает может не совершать.
Да поможет нам Аллах отличить истину от лжи и следовать этой истине.
Как сделать истихар с четками
Теперь, непосредственно, перейдём к различным видам Истихары, которые можно использовать.
В исламских хадисах и трудах мусульманских ученых содержатся указания на несколько способов совершения истихары:
ИСТИХАРА НА КОРАНЕ
Одним из самых известных и распространенных способах истихары является истихара на Священном Коране, которая в свою очередь также делится на несколько способов:
1. В хадисе передаются слова Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род): Если ты решил совершить истихару на Книге Аллаха, то сначала 3 раза прочти суру «Аль-ихлас». Затем скажи салават Мухаммаду и его роду 3 раза. После этого прочти следующую молитву:
اَللّهُمَّ اِنّى تَفَأَّلْتُ بِکِتابِکَ، وَ تَوَکَّلْتُ عَلَیْکَ، فَاَرِنى مِنْ کِتابِکَ ما هُوَ مَکْتُومٌ مِنْ سِرِّکَ الْمَکْنُونِ فـى غَیْبِـکَ
Перевод: О Аллах! Я обращаюсь к Твоей Книге за добрым предзнаменованием, и я уповаю на Тебя. Покажи же мне из Твоей Книги то, что скрыто из Твоих тайных сокровенных знаний.
Затем открой Коран, и ищи свою цель на первой строке правой страницы.
Бихар аль-анвар, т.88, стр.241, хадис 1
2. Покойный сейид Ибн Тавус в своей книге «Фатх аль-абваб» пишет, что для совершения истихары необходимо взять Коран и прочесть следующую молитву:
اَللّهُمَّ إِنْ کانَ فِی قَضائِکَ وَقَدَرِکَ، أَنْ تَمُنَّ عَلى اُمَّةِ نَبِیِّکَ، بِظُهُورِ وَلیِّکَ وَابْنِ بِنْتِ نَبِیِّکَ، فَعَجِّلْ ذلِکَ وَسَهِّلْهُ وَیَسِّرْهُ وَکَمِّلْهُ، و اَخْرِجْ لِی آیَةً اَسْتَدِلُّ بِها عَلى أَمر فَأَئْتَمِرَ، أوْ نَهْـى فَأَنْتَهی فِی عافِیَـة
Перевод: О Аллах! Если Твое предопределение заключено в том, чтобы пришествием Твоего имама и сына дочери Твоего пророка напомнить общине Твоего пророка об оказанных благах и милостях, то ускорь это и облегчи ему путь. И выведи для меня аят, в котором будет содержаться повеление совершить дело, или запрет, который ради благополучия удержит меня от его совершения.
После этого нужно представить свою трудность, и открыть Коран. Затем нужно перевернуть семь листов. Ответ необходимо искать в аяте на седьмой строке левой страницы.
Фатх аль-абваб, стр.278;
Бихар аль-анвар, т.88, стр.242, хадис 4.
ИСТИХАРА НА ЧЁТКАХ
Истихара на четках также известна и распространена. Истихара на четках делится на несколько способов:
1. Алламе Маджлиси пишет, что шейх Бахаи передает: Я слышал от своих учителей, что этот способ истихары на четках дошел от Имама времени (да будет мир с ним). Нужно взять четки в правую руку и 3 раза сказать салават. После этого левой рукой нужно отделить часть бусин и начать перебирать их по две бусины. Если в конце останется одна бусина, то значит деяние нужно совершить. Если же в конце останутся две бусины, то значит деяние совершать не надо.
Бихар аль-анвар, т.88, стр.250, хадис 4
2. В хадисе от Имама Садика (да будет мир с ним) сказано: Нужно 1 раз прочесть суру «Аль-фатиха», затем 3 раза суру «Аль-ихлас», а потом 15 раз сказать салават. После этого нужно прочесть следующую молитву (фото).
Аллахума иннии асалюка би хаккил Хусейн ва джаддихи ва абихии ва уммихи ва ахихи ва аиммати мин зурийяти ан тусалли ала Мухаммад ва али Мухаммад ва ан таджала лихайрата фи хазихи сабхати ва ан турайни ма хуал аслах ли фи дин ва дунья. Аллахумма ин канал аслаху, фи дини ва дунья, ва джиль амра, ва аджлихи. Фи’ла ма ана азим канал аслаху фи дини ва дунья ва аджиль амра ва аджлихи фила ма ана азим кана аслаху фи дини ва дунья ва аджил амра ва адлихи. Фи’ла ма ана азим алейхи фа амрани ва ила фа анхани иннака ала кульи шайин кадир.
Перевод: О Аллах! Я прошу тебя именами Хусейна, его деда и его отца, его матери и его брата, и имамов из его потомства. Благослови Мухаммада и род Мухаммада. Установи для меня благо в этих четках. Покажи мне то, что лучше для меня в религии и в мирских делах. О Аллах! Если для моей религии и мирских дел лучше совершить деяние, о котором я вознамерился, то дай мне повеление совершить его. А если нет, то запрети мне. Воистину, Ты способен на всякую вещь.
После этого нужно разделить четки и начать считать бусины. На первой бусине нужно сказать «субханаллах». На второй бусине сказать «аль-хамду лиллях». На третьей бусине сказать «ля иляха илляллах». Далее необходимо продолжить в том же порядке. Если последняя бусина закончится на «субханаллах», то деяние можно совершать, а можно не совершать. Если последняя бусина закончится на «аль-хамду лиллях», то это повеление и деяние нужно совершить. Если же последняя бусина закончится на «ля иляха илляллах», то это запрет и деяние совершать не нужно.
Бесценное дуа для принятия правильного решения | Видео
Тем, кто намерен что-то предпринять, но сомневается, не знает, к чему это приведет, каким будет конец и стоит ли вообще начинать, Пророк (ﷺ) советовал совершить намаз-истихара. Слово «истихара» означает «выбор правильного решения (варианта)».
Намаз-истихара
Этот намаз состоит из двух ракаатов. Намерение произносится так: «Я намерен совершить двухракаатный намаз-истихара». В первом ракаате после суры «Аль-Фатиха» читают суру «Аль-Кафирун», во втором – «Ихлас». Кто в состоянии – в первом ракаате перед сурой «Аль-Кафирун» может читать и аят «Ва раббуна яхлуку. » до конца, а во втором перед «Ихлас» – аят «Ва ма кана лиму’мин. » до конца. Это лучше, и вознаграждение за это будет больше. Но при незнании их можно и не читать.
Затем, как учил Пророк (ﷺ) или в суджде (земном поклоне) последнего ракаата, или после чтения «Ат-тахийяту», до или после «Салама» читают дуа:
«Аллáхумма иннú астахирука би‘илмика ва астакдирука бикудратика ва асалука мин фазлика-ль-‘азúм(и), фа иннака тикдиру ва лá акдиру ва та‘ламу ва лá а‘ламу ва анта ‘аллáмул гуюб(и), Аллáхумма ин кунта та‘ламу анна хазал амра (здесь упоминается то, что вы намерены сделать) хайрун лú фú дúнú ва ма‘áшú ва ‘áкибати амрú ва ‘áджилихú ва áджилихú факдурху лú ва яссирху лú сумма бáрик лú фúх(и), ва ин кунта та‘ламу анна хазаль амра (здесь также упоминается намерение) шаррун лú фú дúнú ва ма‘áшú ва ‘áкибати амрú ва ‘áджилихú ва áджилихú фáсрифху ‘аннú васрифнú ‘анху вакдур ли хайра хайсу кáна сумма ардинú бих(ú)».
«О мой Аллах, я прошу Тебя выбрать лучшее Твоим знанием, я прошу силы от Тебя посредством могущества Твоего, поистине, Ты можешь, а я не могу, Ты знаешь, а я не знаю. О мой Аллах, поистине, мое дело, намерение (здесь упоминается то, что вы намерены сделать), если полезно для меня, моей религии, для мирских дел, для исполнения моих планов будущих и настоящих, то сделай это судьбой для меня и ниспошли мне благодать (баракат) в этом деле и облегчи мне его совершение. А если это дело (здесь также упоминается то, что вы намерены сделать) вредно для меня и моей религии, для мирских дел моих, для моих планов, будущих или настоящих, отврати его от меня и приблизь то, что лучше, где бы оно ни было, и удовлетвори меня этим».
Это дуа приведено в хадисе, переданном Бухари, Абу Давудом, Тирмизи и другими.
Является сунной воздание хвалы Всевышнему Аллаху и благословение Пророка (ﷺ) в начале и в конце этого дуа.
Если после этого твое сердце склонилось к тому, чтобы совершить задуманное, – сделай это, в нем ты найдешь благословение (баракат). Если же тебе при этом не захотелось делать это – не делай, в этом тоже будет баракат. Если же сердце твое при этом не склонилось ни к тому, ни к другому решению, соверши намаз и прочти еще раз дуа. В книге «Итхаф» говорится, что лучше повторить этот намаз семь раз. Если и после многократных намазов-истихара сомнения не разрешены, то лучше отложить задуманное, а если нет возможности отложить, то поступай на свое усмотрение, полагаясь на Всевышнего Аллаха.
Если, вступая в любой намаз, будь он обязательным или дополнительным, иметь намерение одновременно и для намаза-истихара, то этот намаз включает в себя и намаз-истихара, и после этого намаза читают дуа истихара.
Имам ан-Навави говорит, что если после любого намаза прочитать дуа истихараа, то намаз-истихара, как сунна, тоже считается исполненным. Если нет возможности совершить намаз, то можно прочитать только эту молитву, и это тоже истихара.
Имам ан-Навави еще сказал: «Тот, кто совершает истихара, не должен приступать к нему, заранее склоняясь к одному из решений. Он должен быть уверен, что все в воле Всевышнего Аллаха, и должен приступить к истихару с надеждой, что Всевышний Аллах поможет выбрать правильное решение. Стоять же перед Всевышним Аллахом следует с благоговением, выражая просьбу и свою нужду в Нем». Для совершения хаджа, умры, и других деяний, которые шариат вменяет мусульманам в обязанность, истихара не делают. Но можно делать истихара для определения времени их совершения, если данное деяние можно совершить и позже.
Пророк (ﷺ) сказал: «Обращение к Всевышнему Аллаху с просьбой для выбора правильного решения – это из счастья для человека». (Хадис приводят Ахмад, Абу Я‘ла и Хаким)
Еще в хадисе, приводимом Табарани, говорится: «Кто совершит истихара, тот без ответа не останется; кто посоветуется, тот не опечалится».
Аль-Бухари приводит от Джабира (да будет доволен им Аллах): «Посланник Аллаха (ﷺ) обучал нас истихаре так же, как обучал читать суры из Корана».
Мухйиддин Араби говорит: «Приближенным к Всевышнему Аллаху лучше выделить в сутках определенное время для совершения намаза-истихара». Там же он пишет, как читать молитву. («Итхаф», 3/775)
Из книги «Шафиитский фикх»
Истихара на четках
Каковы положения относительно истихары на чётках, суть которой в том, чтобы, совершая зикр, остановиться на определённой бусинке чёток, либо, когда чётки закончатся – при произнесении определённого зикра. А затем принять решение делать или не делать что-либо, в зависимости от того, чётная бусинка попалась или нечётная.
Ответ. Хвала Аллаху, мир и благословение нашему господину, Посланнику Аллаха.
Узаконенная истихара, которая передаётся от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), это просьба раба к Аллаху указать ему лучшее из двух дел. И если в одном из этих дел будет благо, то пусть оно произойдет, а если не будет в нём блага, пусть Аллах отдалит его. От Джабира ибн Абдуллаха (да будет доволен ими Аллах) передаётся следующее: «Посланник Аллаха обучал нас истихаре для каждого дела так же, как обучал нас Корану. Он говорил: “Если кто-либо из вас вознамерится сделать какое-либо дело, то пусть прочитает два ракаата дополнительного намаза, а затем скажет: “О Аллах, поистине я прошу Тебя помочь мне Своим знанием и укрепить меня Своим могуществом, и я прошу Тебя ради Твоей Великой милости, ибо, поистине, Ты знаешь, а я не знаю, ведь Ты – Знающий скрытое. О Аллах, если Ты знаешь, что это дело будет благом для меня в моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (или для этой жизни и будущей), то предопредели мне его и облегчи, а затем благослови его для меня. А если Ты знаешь, что это дело обернётся злом для моей религии, моей жизни и для исхода моих дел (или для этой жизни и будущей), то отдали его от меня и отдали меня от него и предопредели мне благо, где бы ни было оно, а потом сделай меня довольным этим””. И сказал: “И пусть назовёт своё дело». Аль-Бухари.
Это одна из трёх форм истихары, которые разъяснили правоведы, шафииты. Вторая форма истихары это дуа: если затруднительно и прочитать намаз, и сделать дуа, то делается просто дуа. Третья форма – это дуа после любого намаза, который был прочитан с намерением на истихару (и наличие такого намерения предпочтительнее), либо же без такого намерения, например, намаз приветствия мечети.
А что касается истихары с помощью чёток, которая описана в вопросе, то она не дозволена. Она похожа на гадание на стрелах, когда гадающий (совершающий истихару) ждёт одного из двух ответов – «делай» или «не делай», полагаясь на чистую случайность. А это противоречит совершению причин [для благого исхода дела].
Имам ан-Нафрави аль-Малики (да смилуется над ним Аллах) сказал: «В риваяте передаётся: “Я люблю доброе предзнаменование, например, когда человек выходит в путь или собирается навестить больного и услышал [в свой адрес] пожелание здоровья, успеха или благополучия”. Это в ситуации, когда человек не ставил цели услышать подобное. А если человек ставит задуманное дело в зависимость от услышанного, то есть услышав благое, возьмётся за дело, а не услышав, откажется от его совершения, то это запрещено, ибо подобно гаданию на стрелах, которым занимались в период невежества и которое запрещено. Подобен этому и поиск добрых знаков в мусхафе, что тоже является видом гадания на стрелах. Ибо может получится так, что человеку в мусхафе попадётся то, чего бы он не захотел, а это может привести к плохим мыслям о Коране. И поэтому, если кто-то вознамерится сделать что-либо и услышит что-то плохое, то пусть не отказывается от этого дела и пусть скажет: “О Аллах! Никто не приносит пользы кроме Тебя, и никто не может причинить вред (или защитить от вреда) кроме Тебя [по Твоей воле]”». (Фаваких Давани, 2/342).
Также эта форма истихары явно противоречит той, которой обучал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). И известно, что если какое-либо поклонение пришло в определённой форме, то не дозволено его изменять, например, увеличивать количество ракаатов намаза или добавлять к нему новые столпы. А Аллах знает лучше.