Как сделать изотермический кузов
Изотермический фургон: как он устроен, отличие от промтоварного
Здравствуйте, наши дорогие читатели! В рамках сегодняшнего материала поговорим с вами про изотермический фургон. Думаю, многим будет интересно узнать, что это такое, в каких сферах он применяется и чем отличается от промтоварного фургона.
В нашей стране популярность фургонов достаточно высока, как и во множестве других государств. Это отличный способ для доставки скоропортящейся продукции. Если обычная будка-фургон не обладает ничем кроме короба, то изотермические конструкции располагают куда большими возможностями.
При выходе изотермика из строя в некоторых случаях ремонт можно провести своими руками. Советую изначально приобретать качественные и желательно новые модели. Если купить бу вариант, продажа которых ведется довольно активно через Авито и прочие подобные площадки, наверняка придется устранять косяки предыдущего владельца.
Разновидности фургонов
Автомобильные фургоны являются достаточно общим понятием, и под ними понимают несколько разнообразных транспортных средств, обладающих одной общей особенностью. Это закрытый грузовой кузов. Также у них есть шасси, крыша и жесткие стенки.
Еще осуществляется изготовление иных изотермических конструкций. Тут речь идет про прицеп, который можно закрепить на грузовой или легковой автомобиль. Изотермики часто устанавливаются на Газель Некст, модельный ряд автомобилей ГАЗ, Камаз, импортные коммерческие и грузовые автомобили Форд, Ивеко, МАН и пр. Думаю, каждый из вас отличит фургон, закрепленный на шасси грузового автомобиля, от прицепа или полуприцепа с изотермическим кузовом. Тут ничего сложного нет, а потому отдельно на этом вопросе останавливаться не буду.
Цена на изделие зависит от целого ряда факторов, характеристик и конструктивных особенностей. Также на стоимость влияет установка дополнительного оборудования и комплектующих. Здесь проще обратиться к производителям.
Важно понимать, что изотермический фургон и рефрижератор это вовсе не одно и то же. Возможно, по фото найти отличия вы не сумеете, но разница действительно существенная.
Говоря про автофургоны, тут стоит выделить 4 разновидности.
Каркасные и бескаркасные изофургоны
Каждый фургон рассчитан на определенный вес перевозимых товаров. Если сравнивать изофургон с рефкузовом, то здесь разница очевидная.
Изотермические конструкции направлены на поддержание определенной заданной температуры в течение определенного времени. В такие кузова грузят товары, которые не потеряют свои свойства или товарный вид за время доставки из одной точки в другую. Характеристики и оснащение изотермика не позволяет ему замораживать продукцию, а только поддерживать температуру. Это главное отличие от рефрижераторов, где для снижения или увеличения температуры предусмотрены холодильные установки.
Если же говорить конкретно про изотермические фургоны, то их также делят на 2 подкатегории.
Различают каркасные и бескаркасные конструкции. Предлагаю отдельно рассмотреть оба варианта.
Каркасные модели
Выбирая каркасный изотермик, стоит учитывать, что они бывают достаточно эффективными, но долговечность оставляет желать лучшего.
С помощью каркаса создаются дополнительные тепловые мостики, разделяющие внешнюю и внутреннюю обшивку. Это способствует ухудшению теплоизоляции и повышению коэффициента теплопередачи. Но утеплитель будет постепенно разрушаться, что обусловлено негативным воздействием вибраций, температурных перепадов, разницей между наружной и внутренней температурой, осадками и пр. Тем самым с течением времени кузов хуже держит заданную внутри температуру.
В каркасных изофургонах в роли утеплителя в основном используется пенопласт. Его толщина варьируется в пределах от 25 до 50 мм. Выбор зависит от того, какими характеристиками в плане теплоизоляции должен обладать кузов.
Пенопласт бывает закладным и клееным. Во втором случае происходит склеивание между пенопластом, внутренней и наружной обшивкой. Это позволяет каркасному фургону приобрести вид бескаркасного, о котором речь пойдет дальше. Но это только внешнее сходство. По факту эффективность в сравнении с бескаркасными моделями будет все равно ниже. Это важно учитывать тем, кто впервые приобретает изотермический фургон. Многие продавцы могут попытаться вас обмануть, выдав каркасную модель за бескаркасную.
Что же касается наружной обшивки, то тут обычно применяют металлические щиты и оцинкованную сталь. Срок службы каркасного изофургона составляет в среднем от 3 до 5 лет.
Бескаркасные фургоны
Те, кто хочет вложиться в бизнес по грузоперевозкам, и получить долгоиграющий фургон, длительное время не теряющий своих изотермических свойств, отдавайте предпочтение бескаркасным моделям.
Здесь речь идет о фургонах на основе сэндвич-панелей. Тепловые мосты здесь отсутствуют, в панелях не образуются пустоты. Конструкция получается монолитной, то есть внутренней и внешний обшивочный материал, а также утеплитель представлены в виде единого целого. Для фургонов применяются 3 и 5-слойные сэндвич-панели. При процедуре соединения панелей применяют специальные прокладочные материалы и двухкомпонентный клей. Тем самым обеспечивается высокая прочность и существенно снижаются тепловые потери в зоне стыков.
В качестве материалов стенок применяют плакированный металл, пластик, алюминий, ламинированную фанеру и оцинкованную сталь со специальным полимерным покрытием.
Да, бескаркасные изотермические фургоны стоят дороже, но их эффективность, качество и долговечность значительно выше. Выбор за вами.
Изофургоны и промтоварные модели
Промтоварные фургоны обладают максимально простой конструкцией, к ним не предъявляются высокие требования по герметичности, они легкие и имеют минимальную стоимость.
Популярность промтоварных фургонов обусловлена тем, что есть ряд товаров, которые не сильно требовательные к условиям окружающей среды, а потому могут сохранять свои свойства, характеристики и товарный вид, находясь под воздействием разных температур и влажности.
Промтоварные фургоны подходят для транспортировки различной техники, мебели, бытовой химии и продуктов, не относящихся к категории скоропортящихся.
Что же касается изотермических фургонов, то к ним предъявляют наиболее высокие требования по герметичности и способности обеспечивать стабильную внутреннюю температуру. С их помощью перевозят медикаменты, продукты, питания, цветы, газон и пр.
Если в изотермический фургон установить холодильное оборудование, он уже будет по праву считаться рефрижераторным.
Думаю, с этим вопросом мы разобрались. Если у вас остались какие-нибудь вопросы, задавайте их в комментариях. С удовольствием на них ответим.
Подписывайтесь на наш сайт, оставляйте комментарии, рассказывайте о нас своим друзьям и не забывайте приходить к нам снова!
Изотермическая будка своими руками
Изотермическая будка является неотъемлемой частью транспорта при перевозке на грузовых или малотоннажных автомобилях различных скоропортящихся продуктов, замороженных полуфабрикатов, товаров из отрасли фармацевтики. Также в таких фургонах перевозят цветочную продукцию.
Конструкция фургонов
Современные модели, которыми оснащаются современные грузовые авто, имеют достаточно толстые стенки. Они отлично сохраняют нужную температуру. В качестве внутренней обшивки применяется толстый профиль из оцинкованной стали. Этот профиль достаточно жесткий и качественный, он не окисляется и отлично выдерживает химическое воздействие. Однако кроме профиля в качестве обшивки может использоваться пластик или же нержавеющая сталь.
Бескаркасный фургон
В странах Европы изотермическая будка изготавливается по специальной, бескаркасной технологии. Используется специальный, предварительно согнутый профиль. Он имеет более легкий вес в сравнении с обычным профилем на более чем 30%. Хоть вес фургона и довольно легкий, но все соединения достаточно прочные. В качестве крепежных элементов применяют оцинкованный металл. В качестве крепежной основы применяют полозья из цельного металла, которые закрепляют на раме автомобиля по всей длине.
Изотермическая будка из сэндвич-панелей
Эти фургоны по большей части используются вместе с дополнительным холодильным оборудованием. В качестве утеплительного материала здесь используют пенополиуретан. Его закачивают под давлением между внутренней и наружной панелями. Это позволяет многократно повысить характеристики будки, а также обеспечивает высокую прочность и надежность всей конструкции.
С помощью специальных формул можно рассчитать толщину кузовной стенки, чтобы температура сохранялась во время всей поездки. Особенно такое сохранение важно для перевозки лекарств и скоропортящихся продуктов питания. Здесь нужно поддерживать ее, близкую к нулю градусов. Изотермическая будка — это термос, который надежно сохраняет температуру.
Производят такие кузова под популярные марки грузовых шасси. Это «Мерседесы», «Газели,» «Камазы», «МАЗы», «ГАЗы» и прочие авто. Но больше всего таких фургонов создают под «Газели».
Этапы производства
Изготовление изотермических будок, которые бы могли хорошо сохранять температуру, производится на различных предприятиях с использованием международных стандартов и европейских технологий. Также применяют качественные теплоизолирующие материалы.
Чтобы сделать хорошую будку, которая сможет уверенно держать заданную температуру, нужно вначале проверить сэндвич-панели на соответствие качеству. Это делают на производстве при помощи ультразвуковых технологий. Так получается найти дефекты и пустоты в этом материале. На производстве в заводских условиях еще выполняют многократные расчеты в лабораториях.
Пол фургона
Кроме обшивки стен особое внимание уделяют полу кузова. Зачастую он должен быть деревянным. Далее по технологии пол покроют специальным дополнительным материалом, а затем сверху накроют оцинкованным стальным листом. Лист будет отлично прилегать к полу и тем самым защищать его от воды и других негативных воздействий.
Крыша
Для постройки крыши тоже отлично подходит оцинкованный лист. Он надежно приклепывается к стенкам кузова, чтобы не было ни единого отверстия.
Дверной проем
Для того чтобы максимально загерметизировать эту часть фургона, применяют специальный уплотнитель из резины, изготовленной по особой формуле. Эта резина является полиуретановым каучуком. Материал отлично сохраняет свои характеристики гибкости и не боится резких перепадов температур.
Чтобы окончательно изолировать фургон, используют специальный ленточный герметик и силикон. Так загерметизирована изотермическая будка, на «Газель» поставленная.
Фургон своими руками
Не владея европейскими технологиями и материалами, тоже можно изготовить нечто подобное. Попробуем утеплить кузов автомобиля.
Сегодня существует множество компаний, которые предлагают услуги утепления. В качестве материалов предлагается экструдированный пенополистирол в плитах. Он отлично подойдет для внутренней обшивки.
Так как этот материал имеет прямую кромку, то это позволяет обеспечить максимально плотное прилегание листов друг к другу в процессе укладки. Плиты размером 2500 мм в длину и 600 мм в ширину. Процесс утепления позволит свести утечки температуры к минимуму, а в дальнейшем такая изотермическая будка, своими руками собранная, может работать в качестве рефрижератора.
Подбор утеплительных материалов
Для того чтобы работы прошли с максимумом эффективности, стоит внимательно подобрать подходящий утеплитель. Можно попробовать продукт от компании «Стирофом».
Для промышленных товаров, которые имеют средние показатели по температуре, внутри можно применить IBF 250A. Среднюю толщину стоит подобрать не больше 4 см. Если фургон из цельного металла, то здесь требования более серьезные. Здесь нужен более толстый материал. Толщина должна составлять не меньше 50 мм.
Фургон, сделанный своими руками
Наша страна – это страна уникальных возможностей. Наши люди не используют европейские наработки и не просят помощи и консультаций у специалистов. Стоит рассмотреть такие разработки, чтобы понять, можно ли изготовить это изделие собственными руками или же нет.
Зачастую, чтобы сделать изотермическую будку, применяли пенопласт. Его закрепляли полностью вручную, а затем оббивали оцинкованным листом. Конструкция также предусматривает специальные трубы. С помощью этих труб холод быстрее покидает пределы кузова фургона.
Владельцы очень недовольны этим фактом, так как даже при постоянно работающем холодильнике в фургоне нет стабильного холодного воздуха.
Недостатки такой системы
Такая будка сможет привести лишь к испорченным нервам, грузу, зря потраченным деньгам.
Как нужно
Следует сделать так, как делают в Европе или в нашей стране, но по их технологиям. Можно посмотреть на изотермические будки (фото можно увидеть ниже), чтобы увидеть разницу.
Для большей эффективности применяется пластик в листах, а пространство между листами заливается жидким пенополиуретаном. В нашей стране гораздо дешевле и проще купить готовый фургон, который уже утеплен сэндвич-панелями.
Однако и здесь все непросто. Если заказывать утепление непосредственно у автомобильного дилера – это одно дело. Если процессом утепления займется частный производитель, который никак не связан с автомобилями – совсем другое. Здесь может быть довольно трудно определить, правильно ли все сделано.
Два варианта
Как уже было сказано, утеплить фургон можно при помощи специальной плиты. Так как каркас достаточно плотный, а размеры кузова у той же «Газели» стандартные, резать утеплитель не придется. Чтобы не допустить так называемых мостиков холода, швы между плитами стоит залить герметиком. В качестве материала для внутренней обшивки можно применить ламинированную фанеру, различные виды пластика или нержавеющую сталь. Подбор и использование их по большей части зависят от того, что предстоит везти в этом самодельном изотермическом фургоне.
Работы по второму варианту намного проще. Но цены на материалы чуть выше. Так, в качестве утеплительного элемента будет применен пенополиуретан. Его можно купить в любых магазинах. Внутри фургон следует равномерно покрыть этим материалом. Вот и все. Сверху для обшивки подойдет все что угодно.
Вот и все, что нужно для изготовления изотермического фургона (или термобудки).
Изотермический фургон своими руками
Изотермический фургон – одна из самых распространённых надстроек на рынке грузоперевозок. Термобудки используются для доставки скоропортящихся товаров и грузов, требующих при транспортировке соблюдения определённого температурного режима. Монтируются такие надстройки практически на любую колёсную базу.
К особенностям таких конструкций относится абсолютная герметичность, и сохранение внутри определённой температуры в течение длительного промежутка времени. Учитывая, что для этого не требуется монтаж холодильного оборудования, многие домашние умельцы собирают термобудки самостоятельно. Рассмотрим основные этапы этого производственного процесса.
Разновидности фургонов
Для начала поговорим о том, чем изотермический фургон отличается от других видов грузовых надстроек. В целом, понятие автофургон имеет довольно широкую трактовку, и под это определение подходит любая надстройка, имеющая в конструкции борта и крышу.
Всего на рынке грузоперевозок можно выделить три разновидности фургонов:
Важно понимать, что перечисленные виды фургонов не являются взаимозаменяемыми, хотя в ряде случаев, такой вариант не исключается. Например, изотерм сможет доставить замороженные продукты на небольшое расстояние, в пределах городской черты.
Рефрижератор сможет справиться с доставкой любых продовольственных товаров, при условии, что соблюдаются принципы товарного соседства и нормы СанПин.
Изофургоны на каркасной и бескаркасной основе
В зависимости от типа монтажа и конструктивных особенностей, изотермические фургоны можно условно разделить на две самостоятельные группы: каркасные и бескаркасные.
Несмотря на то, что выполняют надстройки идентичные функции, между ними наблюдается заметная разница. Поэтому познакомимся с обоими вариантами термобудок более детально.
Каркасный фургон
Исходя из названия, элементы надстройки монтируются на сварной каркас из металлопрофиля. Благодаря такому решению, в конструкции создаются дополнительные температурные мостики, разделяющие внешнюю и внутреннюю обшивку фургона. Это обеспечивает максимальную энергоэффективность фургона.
В качестве теплоизолирующего слоя обычно используется пенопласт, толщиной 20-50 сантиметров. Монтируется утеплитель закладным или клеевым способом. В первом случае, пенопласт просто укладывается рядами между рёбрами каркаса, образуя теплоизолирующий слой. Во втором, материал приклеивается к внешней или внутренней обшивке.
В обоих случаях, пенопласт имеет свойство осыпаться с течением времени. В результате, температурный режим внутри будки нарушается, следовательно, каркасные надстройки нуждаются в регулярном ремонте.
Бескаркасный фургон
Такие конструкции привлекают внимание своей долговечностью и надёжностью. Здесь применяется другой способ теплоизоляции, что переводит энергоэффективность фургона на принципиально новый уровень.
Если говорить о конкретике, собираются такие надстройки из сендвич-панелей, которые могут быть трёхслойными или пятислойными. Соединяются такие элементы двухкомпонентными клеевыми составами или специальным замковым соединением, образующим на стыках рёбра жёсткости.
Панели могут изготавливаться из плакированного металла или оцинкованной листовой стали с дополнительным полимерным покрытием.
Назначение, вместимость и грузоподъёмность
Внешние габариты изотермического фургона и объём внутреннего пространства рассчитываются индивидуально. Здесь учитываются базовые характеристики грузового шасси, на котором монтируется надстройка. Вполне понятно, что любая компания-перевозчик хочет перевозить за один рейс максимальное количество груза, однако, такой подход к делу считается экономически невыгодным.
В частности, повышается нагрузка на несущую раму, следовательно, износ узлов и механизмов транспортного средства. Управляемость и манёвренность перегруженного шасси ухудшаются, а расход топлива увеличивается.
Поэтому перед монтажом надстройки всегда проводятся инженерные расчёты, в ходе которых определяется оптимальная вместимость термобудки исходя из сохранения максимальной грузоподъёмности.
С назначением изотермических фургонов всё просто. Такие надстройки не предназначены для перевозки строительных материалов и сыпучих грузов.
Их используют для доставки следующих товарных категорий:
Конструкция панелей
Материал для сэндвич-панелей выбирается с таким расчётом, чтобы в конструкции изотермического фургона было как можно меньше стыков. Каждый соединительный шов является тепловым мостиком, который со временем будет ухудшать эксплуатационные характеристики грузовой надстройки.
Исходя из перечисленных выше особенностей, сэндвич-панели могут изготавливаться из таких материалов:
В качестве теплоизоляции используется пенопласт или пенополистирол. Профессионалы рекомендуют отдавать предпочтение второму варианту. Пенополистирол не обладает склонностью к высыпанию, повреждается только при контакте с определёнными жидкостями: бензол, ацетон и пр. Средний срок службы такого утеплителя составляет 50 лет.
Дополнительные компоненты
Сюда относятся комплектующие элементы, которые упрощают процесс эксплуатации изотермического фургона.
Также к дополнительным элементам относится фурнитура распашных дверей фургона: фиксаторы, упоры, замки, ручки и пр. Не стоит забывать и о внешнем обрамлении бортов. Для этого обычно используется уголок из анодированного алюминия или полимерных материалов. Чтобы повысить герметичность, обвязка делается по внутреннему и наружному периметру.
Этапы изготовления
Как упоминалось выше, монтаж таких конструкций начинается с составления технического задания, инженерных расчетов и подготовки чертежей. Помимо этого, определяется тип материала, из которого будут собираться панели фургона.
Если работы проводятся в автомастерской, готовые сэндвич-панели проверяются ультразвуком. Это позволяет обнаружить внутренние дефекты, ухудшающие теплоизоляционные свойства.
Пол фургона
Перед установкой напольной плиты, сваривается подрамник. Для этого используется металлопрофиль квадратного или прямоугольного сечения, который крепится к продольным лонжеронам шасси. Между основными балками подрамника устанавливаются усиливающие вставки, которые способствуют равномерному распределению нагрузки на поверхность.
В отличие от промтоварных фургонов, пол термобудки должен обладать такими же теплоизоляционными свойствами, как борта и крыша. Фактически, это тоже сэндвич-панель, где наружная сторона выполнена из оцинкованной стали, а внутренняя из бакелитовой фанеры или нескользящего полиуретана.
Стены
Борта обшиваются сэндвич-панелями или листовыми материалами, если речь идёт о каркасном фургоне. В любом случае, предусматривается установка распашных дверей. Обычно они монтируются в задней части фургона. Конструкция дверей рассчитывается таким образом, чтобы не нарушался внутренний температурный режим. Для этого створки плотно прилегают друг к другу, дополняются уплотнительными элементами.
Крыша
Конструктивно не отличается от боковых стенок, и обычно изготавливается из того же материала. Как упоминалось выше, стыки между крышей и стенками закрываются уголком, который повышает герметичность конструкции.
Классификация изотермических фургонов
Общепринятая классификация термобудок подразумевает деление фургонов по поддерживаемому внутри температурному режиму. Верхняя граница всегда составляет +12 градусов.
По нижнему температурному порогу, изотермические фургоны делятся на три класса:
Существуют и мультитемпературные фургоны. Здесь устанавливается внутренняя перегородка, которая делит общее пространство на два или более отсека, в каждом из которых создается свой температурный режим.
Удлинение и усиление рамы
Удлинение рамы это необязательная услуга, которая необходима лишь в тех ситуациях, когда автовладелец предполагает установить фургон большей длины, чем позволяет штатная конструкция грузового шасси.
В таких случаях, рама аккуратно разрезается ближе к заднему свесу, наращивается стальным швеллером. Помимо этого, наращиваются все вспомогательные узлы: тормозная система, карданные вал, электропроводка. На потенциально слабых участках ввариваются стальные косынки или металлические балки.
Оформление переоборудования в ГИБДД
Начиная с 2019 года, этот процесс существенно изменился.
Чтобы правильно оформить внесение изменений в конструкцию автомобиля, нужно пройти следующие этапы:
Учитывая, что процедура требует оформления большого количества документов, переоборудование авто лучше проводить в специализированном центре. Здесь не только дают гарантию качества, но и помогают с документальным оформлением.