Как сделать кабель для digitronic
alexeim2005 › Блог › Правильный шнур для ГБО на примере Дигитроник maxi2, часть 1.
Все, что вы делаете, вы делаете, на свой страх и риск! Если не уверены, в том, что и как делаете, купите фирменный шнурок!
Перед принятием решения стоит ознакомится со всеми тремя частями этого манускрипта.
Как найти, где какие контакты на диагностическом разъеме ГБО maxi2? И с каким уровнем нам нужен преобразователь USB-TTL?
Это легко проверить берем цифровой мультиметр, один щуп на кузов авто, вторым проходимся по контактам диагностического разъема.
На контакте №4 (красный провод), где мультиметр показал +12В, этот контакт нам не нужен, к нему ничего не подключаем. На контакте №3 (синий провод), мультитетр показал не много плавающий во времени уровень в районе 0…2В, это приемник газового блока RXD. На контакте №2 (белый провод) мультиметр показал + 5 В,
это контакт передатчика TXD газового блока. Последний контакт №1 (черный провод) на котором всегда ноль, это минус или кузов, можете его для проверки прозвонить в режиме измерения сопротивления с кузовом, мультиметр должен показать в районе нуля.
1. Преобразователь USB-TTL
2. Для подключения по стороне TTL, экранированный двухжильный кабель типа микрофонного, например ККМ 2х0,35 www.chipdip.ru/product0/9000134764 или коммуникационный экранированный, например ССС-2G www.chipdip.ru/product/ccc2g, но это решение не особо правильное, но вроде работает на ограниченных длинах кабеля. Более правильно удлинятся надо по стороне USB. Но здесь своя засада, это качественный кабель для USB, в котором жилы ритания должны быть большого сечения. Самый доступный кабель для этого, это медный UTP, FTP (а бывают еще и омедненые). Так сделаны оригинальные кабели, например у Дигитроника, обратите внимание, из разьема идет провод +12В в коробочку, здесь можно посмотреть что внутри
1) www.drive2.com/b/495600744125169933/
2) www.drive2.ru/c/490926170439680087/
из прочитанного стало ясно, что удлиняется по USB, далее преобразователь работающий от 5В USB, на данные от преобразователя стоит микросхема оптронной развязки запитанная от USB, на данные от газомозга также стоит оптронная развязка но уже запитанная от линейного преобразователя который в свою очередь запитан от газомозга. Судя по даташиту у 6N137 выход открытый коллектор, на плате еще просматривается и транзистор в качестве инвертора.
Таким образом нет гальванической связи между машиной и компьютером по сигнальным цепям, что является плюсом.
3. Ответный разъем (от бензонасоса ВАЗ 21120-113906000 или четырех контактный разъем ru.aliexpress.com/item/4P…=2114.41010308.4.2.XyTXDc), такие герметичные разъемы как на али, продаются в магазинах з/ч, это стандартный разъем электрооборудования.
Соответственно приемник RXD преобразователя USB-TTL соединяем с передатчиком TXD, а передатчик преобразователя TXD с приемником RXD и обязательно экран к контактам «земли».
А теперь самое главное!
Преобразователи USB-TTL бывают на Алиэкспресс на 4 чипах.
1. Чип PL2303HX – согласно datasheet datasheet4u.com/datasheet…L2303HX/pdf.php?id=805355 эта микросхема не может работать с уровнями RXD, TXD в 5В, а может только в интервале 1,8…3,3В, за это отвечает четвертая ножка микросхемы. Но братья китайцы делают версии когда подключают 4 ножку на +5в (а она должна быть включена либо внутренний стабилизатор 3.3В, или если нужно более низкое напряжение на соответствующий источник напряжения), и в результате на осциллограме видно, что микросхема не в состоянии выдать полноценный ноль, вместо него логический ноль импульса находится на уровне 1в, а логическая единица на 5В.
Мне пришла с Али ru.aliexpress.com/item/Wh…=2114.13010608.0.0.33KTPl платка в которой 4 нога была подключена к 5В, и как результат программа не видит контроллер, после ее отсоединения и подключения к 3.3В,
Тут на Драйве пишут, что пришло и работает, без вопросов, значит это версия 3.3В. Но есть одна проблема, это помехозащищенность, при работе контроллера ГБО изначально спроектированного на работу с уровнями в 5В, работа с уровнями 3.3В приводит, к тому, что передатчик преобразователя USB-TTL, не в состоянии обеспечить гарантированную передачу нужного уровня. А приемник блока ГБО не в состоянии определить 100% логическую единицу по причине наведенных помех.
Поэтому многие пишут что у них контроллер периодически отваливается.
Вот здесь www.drive2.ru/l/451156559985115363/, товарищ пишет, что у него на выходе передатчика было 1.5В, то есть 4 нога микросхемы от китайцев скорее всего висела в воздухе и он ее подключил к +5В и у него заработало, но он ввел микросхему в не номинальный режим работы, последствия данного подключения не предсказуемы.
2. Чип СP 2102 – согласно datasheet html.alldatasheet.com/htm…P2102/2425/11/CP2102.html может только на 3,3В. Поэтому, помехозащищенность низкая…, есть вероятность обрыва связи.
3. Чип CH340G— согласно datasheet cdn2.boxtec.ch/pub/diverse/ch340g-datasheet.pdf, может работать с уровнями от 3,3 до 5В. Должен работать без проблем.
4. Чип FT232RL — согласно datasheet www.ftdichip.com/Support/…aSheets/ICs/DS_FT232R.pdf, может работать с уровнями от 1,8В до 5В, на этом чипе согласно предоставленным драйверам на сайте Дигитроника как раз и выполнен оригинальный кабель.
Выводы: На Али не заказываем платы на чипах PL2303HX и СP 2102, а заказываем с чипами
CH340G и FT232RL, но обращаем внимание, чтобы на плате был переключатель выходных уровней 3.3В-5В. Естественно переключатель сразу переставляем на 5В. CH340G, лотерея, у кого работает, у кого нет. FT232RL тоже лотерея, зависит от того, что за плата, оригинальный чип на ней стоит или насколько точно повторили все параметры в реплике. Все ссылки даны для ознакомления с возможными вариантами с Али.
Например на чипе CH340G, вот про платку на нем nicecircuits.com/ch340g-u…ule-schematic-d-sun-v3-0/ в ней надо закоротить R4 или поверх подпаять сопротивление на всякий случай на 100ом, если собираетесь путать провода.
С платами на CH этого вида надо быть внимательными (за эту информацию отдельное спасибо товарищу Drond2000), как оказалось на просторах Али продают несколько видов плат которые надо проверять на соответствие схеме, разница в том, что чип перевернут на плате, соответственно плата уже разведена по другому.
или другая которая лично мне нравится больше и качеством и схемотехникой
ru.aliexpress.com/item/1P…8&ws_ab_test=searchweb0_0, searchweb201602_3_10152_10065_10151_10068_10136_10137_10060_10138_10155_10062_10156_10154_10056_10055_10054_10059_10099_10103_10102_10096_10148_10169_10147_10052_10053_10142_10107_10050_10051_10084_10083_10080_10082_10081_10110_10111_10112_10113_10114_10181_10078_10079_10073_10070_10123_10127_10124_10125, searchweb201603_9, afswitch_1, ppcSwitch_5_ppcChannel&btsid=d117c5fb-96fe-440b-84ee-5d0e23039f83&algo_expid=0c292045-48c6-4021-9667-7a387fffe6e7-2&algo_pvid=0c292045-48c6-4021-9667-7a387fffe6e7
Драйвера от производителя www.wch.cn/download/CH341SER_EXE.html
Если все же вам повезло и вы купили плату с выходом 3,3в, если связь не стабильная:
1. Можно попробовать исправить проблему докупив на Али плату преобразования уровней,
например такую ru.aliexpress.com/item/3p…=a2g0s.9042311.0.0.LqHAYu
или ru.aliexpress.com/item/Lo…b-9fd0-d11c41604cf0&tpp=1,
или ru.aliexpress.com/item/Ne…d-ada2-9845a3adc823&tpp=1
2. Если дружите с паяльником, то можно купить пару штук 74VHC1GT125D media.digikey.com/pdf/Dat…%20PDFs/MC74VHC1GT125.pdf, по 5 руб за шт и организовать сопряжение уровней.
Если вы хотите сделать на беспроводном модуле, обязательно обращайте внимание какой уровень выдает передатчик TXD модуля.
Скажу честно, я не рискнул бы обновлять прошивку блока ГБО maxi 2, используя преобразователь USB-TTL с уровнем 3.3В или чипом работающим в не номинальном режиме, есть большая вероятность получить КИРПИЧ!
Пришла к вам платка, как ее проверить ее работоспособность?
1. Поставить драйвера под ваш чип и вашу ОС, убедится, что в устройствах появилась ваша платка в списке COM портов, для maxi2 установить скорость СОМ порта 57600.
2. Скачать программу Terminal 1.9b.
Как самостоятельно сделать диагностический шнур для настройки ГБО 4 поколения
После установки газобаллонного оборудования на автомобиль, для настройки его контроллера потребуется специальный шнур. К тому же в дальнейшей эксплуатации машины, обязательно понадобится регулировка топливной системы.
Поэтому для любителей самостоятельной диагностики своего авто, в данной статье мы расскажем, как изготовить универсальный кабель для ГБО 4 поколения своими руками.
Необходимые материалы и инструменты
Чтобы правильно подойти к делу, нужно заранее запастись необходимыми деталями:
Если в наличии имеется ненужный шнур, например от старого мобильного телефона, на котором присутствует плата с маркировкой PL2303, можно из него соорудить данный шнурок.
Но мы сделаем проще, в интернет магазинах уже есть практически готовое решение за приемлемую цену. В частности на Aliexpress (Алиэкспресс), можно купить адаптер для ГБО 4 поколения (TTL модуль PL2303) и все необходимые элементы для сборки шнура.
Здесь стоит отметить, что такой провод (китайского производства) не предусмотрен для слишком частого применения. К тому же из-за длинны (1 метр) не на всех автомобилях его будет удобно использовать. Но в частном пользовании он будет неплохо работать.
Лучше всего докупить медный с тремя жилами, мягкий, экранированный провод в любом электротехническом магазине. Длинны в 2-2,5 м. вполне хватит для удобной настройки ГБО прямо из салона авто.
Фишка подойдёт от бензонасоса ВАЗ-2110.
Инструкция по изготовлению
Почти на всех блоках управления популярного газобаллонного оборудования схожая схема подключения диагностического кабеля. Различаются они лишь по расположению проводов.
Как правило, распиновка разъёма ЭБУ выглядит так:
чёрный – минус «-» GND;
зелёный – приём сигнала RXD;
белый – передача сигнала TXD;
красный – плюс «+5 V»;
Чтобы удостовериться необходимо при помощи мультиметра или контрольной лампы найти минусовую/плюсовую клеммы и запомнить их расположение.
Плюсовую клемму на адаптере (микросхеме) можно откусить бокорезами. Она использоваться не будет, т.к. питание на плату будет идти от компьютера/ноутбука.
Затем припаиваем три жилы провода к нашей плате. Удобнее если цвета кабеля совпадают с разъёмом газового контроллера. Перематываем место пайки изолентой. Одеваем термоусадку и прогреваем ее строительным феном или зажигалкой.
Вместо изоленты лучше использовать специальный диэлектрический клей для микросхем.
К противоположному концу шнура зажимаем и пропаиваем три клеммы («папы»), которые шли в комплекте с колодкой. Заранее одеваем термоусадку. Далее необходимо собрать разъем согласно схеме распиновки, при условии, если есть уверенность в расположении сигнальных проводов на фишке ЭБУ. Аналогичным образом заизолировать пайку.
В том случае если неизвестны сигналы TX и RX, разъем можно пока не собирать.
Как подключить
Проверить подключение модуля (платы) к компьютеру можно до изготовления шнура. Для этого необходимо скачать и установить драйвер для вашей операционной системы с официального сайта производителя ЭБУ или с ресурсов занимающихся распространением ГБО оборудования. Там же скачивается программа для настройки ГБО.
Соединив плату адаптера к USB порту ноутбука/планшета, надо пройти по адресу «Диспетчер устройств» — «Порты» и проверить подключение.
Если появился значок восклицательного знака и ошибка «Код 10» причин может быть несколько:
В последнем варианте нужно найти в интернете драйвер (методом подбора) без проверки на подлинность чипа и установить его.
После установки и запуска программы для регулировки блока управления, следует подключить кабель с ноутбуком к ЭБУ газового оборудования. Если программа показала «не подключен контроллер», значит необходимо поменять коннекторы TXD и RXD местами.
Что может кабель
С помощью данного переходника возможно:
Самодельный кабель для диагностики – универсальный, для многих блоков придётся лишь поменять расположение клемм в колодке шнурка.
Таблица распиновки и совместимости диагностического кабеля:
Производитель | Модель контроллера |
---|---|
AG CENTRUM | JZ-2005 ZENIT |
ZENIT PRO | |
JZ-2009 ZENIT | |
COMPACT | |
SIROCCO | |
AUTOGAS ITALIA | EASY JET |
DREAM JET | |
POWER JET | |
AUTRONIC | MISTRAL I |
MISTRAL II | |
CARGAS | BARDOLINI |
ECU-07 ICS-03 | |
ECU-07 | |
MIMGAS | S2000U |
MIMGAS_V1.20 |
Производитель | Модель контроллера |
---|---|
AGIS | AGISM 210 |
AGISM P13 | |
AS | STAG 200 |
STAG 300 | |
STAG 400 | |
STAG PLUS | |
STAG PREMIUM | |
STAG 4 | |
STAG ISA 2 | |
STAG 400 DPI | |
STAG Q-BOX | |
DIGITRONIC | DIGITRONIC 3D POWER |
DIGITRONIC (ВСЕ) | |
KME | AKME |
BINGO | |
BINGO M | |
BINGO S | |
DIEGO | |
DIEGO G3 | |
NEVO | |
LOVATO | FAST |
SMART | |
EASY LPGTECH | |
EASY TECH 100 | |
EASY TECH 200 | |
EASY TECH 300 | |
ATIKER | FAST |
MULTIFAST | |
SAFEFAST | |
ESGI | ESGI |
MILANO | MILANO |
TAMONA | TGSTREAM NEW |
Производитель | Модель контроллера |
---|---|
A-MAX | KING |
AEB | KING |
BIGAS | SGISN |
SGISN OBD | |
AEB GREEN | |
ELPIGAZ | LEONARDO |
MILENIUM | |
NICOLAUS | |
STELLA/ELIZA | |
VIOLA PLUS | |
LANDI-RENZO | IGS |
LES PLUS | |
LSI NSI | |
LSI | |
IGSYSTEM | |
LCS/2 | |
LCSA1/05 | |
LCSE | |
LCS04 | |
OMEGAS | |
OMEGAS PLUS | |
OMEGAS PLUS MAX | |
MINT-XI ULTRAGAS | |
NMINT-XI-N P EOBD | |
OMVL | DREAM XXI-N P |
DREAM XXI-N P EOBD | |
ROMANO | RISN |
RISN EOBD | |
ENERGY REFORM | ENERGY REFORM |
TARTARINI | TEC 99 EVO |
ULTRA-GAS | ULTRA-GAS |
RSI+ | |
VOGEL | VGI |
Производитель | Модель контроллера |
---|---|
EUROPEGAS | OSCAR-N |
Цена вопроса
Изготовив шнур для ГБО 4 поколения своими руками, вы затратите всего лишь 200-250 рублей и личное время. В интернет-магазинах его цена будет начинаться от 700 руб.
Таким же способом можно сделать кабель для любого другого оборудования или универсальный.
О том, как сделать блютуз адаптер мы писали тут.
Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях ниже. Мы обязательно на них ответим.
Более наглядно с информацией по изготовлению диагностического кабеля для газового оборудования четвёртого поколения можно ознакомиться по видео:
Первая часть www.drive2.ru/b/471390872471077359/.
Основная проблема простеньких преобразователей USB-UART, в применении для ГБО это помехозащищенность. Как известно, электрооборудование автомобиля фонит как по земяным цепям, так и в эфир, у разных машин по разному, блоки ГБО, фонят тоже у всех по разному, ноутбуки, также…
UART интерфейс по своей реализации не может нормально работать на больших длинах кабеля, так как не предназначен для этого. Кому интересно читайте на эту тему здесь все очень подробно описано mypractic.ru/urok-50-pome…nogo-interfejsa-uart.html. Обычно строятся шнурки по принципу, купли на Али за «три копейки» ардуиновский преобразователь, добавили к нему кабель длинной 2…3 метра, разъем, и вперед…
Спасибо товарищу Xottabi4-55, www.drive2.ru/c/490926170439680087/, за предоставленные фото.
Спасибо товарищам Slava0941, himiks за помощь в идентификации элементов.
Давайте рассмотрим, что внутри кабеля DR73 Digitronic, версии от 01/2013 и почему производитель пошел именно таким путем. У нас имеется фото двух сторон платы:
ТОP- верхняя сторона, что мы видим, микросхема DD1 FTDI232RL, это микросхема преобразования USB в UART (TXD, RXD). Это топовая микросхема преобразователя но при одном условии, что она оригинальная, а не фэйковая. На Али продают платы на этом чипе, но там все фэйк, то есть аппаратно-программная эмуляция оригинального чипа, кому интересно смотрим habr.com/ru/company/zeptobars/blog/212859/, поэтому фэйки работают только с драйверами не старше 2.08.14, а более новые в лучшем случае переписывают eprom, изменяя PID и VID, то тут еще можно вылечить www.diod.club/forum/topic.php?forum=1&topic=28, но как было у меня драйвера переключли внутренний генератор на внешний кварц, кварц я подпаял, чип запустился, переписали PID и VID и похоже еще и кусок eprom, так да так, что чип вообще перестал определятся как FTDI, в общем после танцев с бубном, я так и не смог его восстановить, платка пошла в коробку где лежат платы на разборку.
Так, что если вы используете чип FTDI c Али, то выход только один: драйвера не старше 2.08.14 и отключение автообнавления.
Пара микросхем DD2, DD3 оптической развязки 6N137, они выполняют две главных функции первая, это гальваническая развязка, то есть нет связи компьютера и автомобиля по земле и вторая помехозащищенность, раз нет связи нет и помех. 6N137 высокоскоростные, на приемной стороне стоит инвертирующий логический элемент (тока нет через светодиод, на выходе высокий уровень, ток есть на выходе низкий) со входом управления (в нашем случае не используется, подключен на питание), но только при условии малых значений токоограничивающих сопротивлений в цепи светодиода и выходной цепи сделанной по схеме открытого коллектора кому интересно смотрите datasheet: www.alldatasheet.com/data…/30862/TOSHIBA/6N137.html При тех номиналах которые сопротивлений используются в обвязке микросхемы оптрона, это обычный оптрон со средненькой скоростью до 1 мбит или 1 250 000 бод.
Линейный стабилизатор DA4 с выходом на 5В, 78L058, www.alldatasheet.com/data…CROELECTRONICS/78L05.html, это классика…
Пара танталовых конденсаторов SMD.
Сторона Bottom-нижняя сторона, тут вся обвязка.
Сигнал TXD от FTDI, инвертируется на на транзисторе VT1, работающий в ключевом режиме, сопротивление R6 ограничивает ток через светодиод оптрона DD2 до уровня 7мА. Далее приемная часть оптрона опять инвертирует сигнал. Выход DD2 выполнен по схеме открытый коллектор, поэтому нужен резистор R11 он задает ток через транзистор. Далее стоит диод VD3, он защищает транзистор в оптроне от дурака, то есть от обратного напряжения, которое может появиться если глобально напутать с проводами. В цепи также стоит токоограничивающее сопротивление R10, задает вытекающий ток логического нуля и совместно с R11 ток единицы.
По такому пути мы передали сигнал от USB на вход RXD газового контроллера.
Если вы дочитали до этого места, то вы теперь сами можете рассказать как сигнал TXD из ГБО вернется в компьютер.
Думаю, вы обратите внимание, то схема делится на две части до оптронов и после, питание до берется с USB, после от ГБО через классический интегральный стабилизатор DA1. Питание с ГБО шунтируется от высокочастотных помех конденсатором С4. VD5, BVA это супрессор SMBJ22A он же ограничительный диод, его основная задача защита электронного стабилизатора от перенапряжения выше 22В, datasheet www.mouser.in/datasheet/2/389/smbj-955195.pdf, как работает можно почитать здесь www.fotorele.net/pdf/SUPRESSORY.pdf.
Далее по схеме стоит электролитический танталовый конденсатор С7. И согласно datasheet на стабилизатор керамического конденсатора, я добавил красным. На выходе стабилизатора должен прямо на ножках быть конденсатор 0,1 мкФ, он есть но далековато. Я бы добавил еще и емкость на 4,7 мкФ (показал красным). И добавил бы параллельно входу-выходу диод, для того, что бы напряжение на выходе не превысило напряжение на входе в случае отключения питания и полумертвого входного электролитического конденсатора.
Теперь поняв как оно устроено, можно использовать платки с Али в качестве заготовок, убрав с них все лишнее и добавив к ним недостающее получить профессиональный шнур. Также схема легко переделывается для плат на чипах PL и CP с выходом TXD, RXD на 3,3В, достаточно пересчитать номиналы сопротивлений и …
В схеме и на фото есть не большая неточность, а именно, обозначил два сопротивления в разных местах на фото как R3, номиналы указаны в схеме правильные. Автоматом перекочевало в схему. Кто себе соберется делать карандашиком в схеме поправит.
Я наблюдал на СТО, следующее, обычно DR73 подключен хронически к ноутбуку, а соединение с ГБО производят как хотят, на заведенном моторе, на заглушенном…
Теперь думаю стало понятно, почему профессиональные кабели делают именно такими.
Если нет возможности поиметь качественный кабель USB, то можно попробовать организовать классическую цифровую токовую петлю, но здесь могут быть ограничения по скорости из за меж проводной емкости, тогда схема выглядит немного по другому