Как сделать кабель для электрогитары

Семь секретов гитарных кабелей

Кабель – штука немудреная, однако у них тоже есть свои секреты. Причем некоторые из них придуманы теми, кому интересно продать свои кабели подороже. Сейчас мы разберемся, где правда, где обман, а где матан.

Материалы

Самые лучшие проводники тока – серебро, медь, золото и алюминий. Кабели (не только гитарные, а вообще) чаще всего делают из меди и алюминия. Проводимость серебра всего на пять процентов больше, чем у меди, стоимость же гораздо выше, поэтому использовать его в кабелях нет смысла. То же самое относится и к покрытиям серебром и прочим местам, где его пихают лицемеры-производители, уверяя, что от этого звук становится чище® (об этом – ниже). Самое занятное – серебро подвержено окислению, которое как раз может испортить контакт.

Чего нельзя сказать о золоте – этот металл используется в качестве защиты контактов от окисления. Но проводимость его на треть ниже, чем у меди. Золото широко применяют в микроэлектронике из-за возможности вытянуть из него тончайшие проводки и в производстве печатных плат – там тончайшим слоем золота покрывают контакты, на которые потом паяют детали. При нагреве слой золота растворяется и открывает чистую, не окисленную поверхность.

А у алюминия единственное преимущество – вес, точнее, его отсутствие. Из него делают силовые кабели, когда низкая стоимость установки перевешивает потери из-за унылой проводимости. Алюминиевые провода, к сожалению, можно встретить в стенах старых советских домов и внутри некоторой техники. В современном оборудовании они, к счастью, не применяются.

Сопротивление, индуктивность, ёмкость

Когда мы соединяем кабелем гитару с пассивными датчиками и усилитель, мы получаем электрическую схему из сопротивления, индуктивности и ёмкости. Эта схема работает как фильтр низких частот, откусывая от звука гитары самый верх. (Прошу высоколобых специалистов меня не пинать, я, во-первых, пишу макисмально понятно, не для ботанов, а для всех, а во-вторых – сам ботан и спец). Единственная важная характеристика кабеля здесь – ёмкость. Если она относительно велика, а кабель длинный, скажем, метров 10 и больше, то потеря верхних частот может быть заметна на слух.

Бескислородная медь

О, тут мы откроем сразу две тайны. Первая: почти все современные кабели делаются из бескислородной меди. В ней нет ничего экзотического, и все уважающие себя производители кабелей применяют ее в производстве. Гордая надпись на этикетке о бескислородной меди – очередной маркетинговый трюк.

Вторая тайна: на самом деле в бескислородной меди есть кислород, но его там так мало, что можно и не обращать на него внимания. Чистота металла важна для точных измерительных приборов, ну а то, чего касаются пальцы соло-гитариста, по определению не может быть точным. Шутка, ха-ха.

Микрофонный эффект

Он наблюдается везде, где есть несколько проводников, расположенных рядом. Удары по кабелю, его вибрации, топот пьяного барабанщика превращаются в электрические сигналы, которые слышно в усилителе. Здесь же можно вспомнить и трибоэлектрический эффект – возникновение статических зарядов из-за трения разнородных материалов. Производители кабелей стараются уменьшать действие этих эффектов или, как минимум, говорят о том, что стараются.

Не нужно путать микрофонный эффект в слаботочных кабелях перед усилителем и слышный в наушниках, если поскрести по проводу. Это всего лишь механическая передача звука, а не возникновение электрического тока.

Скин-эффект

О нем любят вспоминать аудиофилы, рассказывая о своих супер-дорогих кабелях с серебряным покрытием. Действительно, переменный ток имеет обыкновение течь по поверхности проводника, а не по всей его толще. Причем чем выше частота, тем тоньше слой, по которому течет ток. Например, для частоты 10 ГГц толщина скин-слоя – всего около одного микрона. Поэтому проводники для высоких частот покрывают тонким слоем серебра или золота, это дает ощутимые преимущества по сравнению с обычными медными проводами. Но серебрить провода для звуковых частот бессмысленно, потому что толщина скин–слоя тут порядка полумиллиметра, она сравнима с толщиною центрального проводника в кабеле.

Тем не менее, британские учёные из Университета Сент-Эндрю (вот ссылка на их исследования, где много матана на английском языке) посчитали, что потери сигнала в толстеньком кабеле сечением 4 кв.мм. из-за скин-эффекта таки есть. На частоте 25 КГц (что почти в два раза выше частоты слышимого звука) сигнал ослабляется аж на 0,02 дБ. Так что серьёзным аудиофилам, которые на слух различают столь малые величины, придется тщательно серебрить свои провода, а задно и уши, чтоб уж наверняка. Всем остальным настоятельно рекомендую не слушать чушь про серебрённые провода и, тем более, не тратить на них деньги.

Направление

На кабелях для гитар и студийного оборудования можно заметить стрелочки, недвусмысленно, на радость аудиофилам, указывающие в одну сторону. Отсюда пошла история о том, что сигнал передается по кабелю в одну сторону лучше, чем в другую. Причем для того, чтобы он передавался ещё лучше, кабель нужно прогреть постоянным током. И неважно, что ток в звуковых кабелях переменный, так что прогрев кабеля улучшает ровно половину музыки, а вторую, которая идет в другую сторону – ухудшает! Правильно нужно прогревать кабели так: минуту в одну сторону, минуту в другую. Повторять бесконечно. Пусть займутся этим, вместо того, чтобы голову людям морочить.

Ну а я пока расскажу, зачем на кабелях рисуют стрелочки. Внутри таких кабелей обычно две жилы и экран вокруг них. Экран соединяется с одной жилой только на одном конце кабеля – это нужно для того, чтобы не было замкнутой петли из земляных проводников, в которой будут наводиться помехи. Стрелки на кабеле и нужны для того, чтобы звукотехники знали, с какой стороны экран на кабеле отсоединен, чтобы не наделать земляных петель при соединении аппаратуры.

И самое главное, что нужно знать…

… кабель – пассивный компонент!

Кабель ничего не может добавить в звук инструмента да и вообще в любой звук. Точно так же, как человек не может летать, махая руками, и предсказывать будущее – что бы вам не рассказывали участники событий и свидетели. И все фирмы, заявляющие, что их кабели увеличивают басы, делают более чистой середину и т.д. – бессовестно лгут. Кабель может лишь ослабить сигнал в какой-то области частот, зависит это только от ёмкости кабеля, больше ни от чего.

Если производитель заявляет, что кабель усиливает басы, на самом деле он ослабляет верхние частоты, как пассивный эквалайзер. То же самое можно сделать, покрутив ручку тембра на гитаре – там тоже есть конденсатор и он так же отбирает верха от звука. Причем его емкость гораздо больше емкости даже недорогого кабеля, поэтому влияние на звук ручки тембра гитары гораздо заметнее. Сам же кабель не может значительно портить звук гитары, если, конечно, он не длиной 50 метров или вообще порван. Доказательства этому – в следующей статье.

Источник

Проводка внутри гитары

Как сделать кабель для электрогитары

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Давно хочу сделать перепаять внутреннюю проводку своей гитары + сделать экранировании, но руки все не доходят… Если с экранированием все более-менее ясно, так как есть огромная тема по этому поводу на GP, то вот с внутренней проводкой все менее очевидно, хотя в упоминаемой теме и про нее есть.

Однако же, на Великом и Могучем инфы все же маловато, тут, как обычно, на помощь приходит гугл и словарь.
В общем, предлагаю вашему вниманию статью про внутреннюю проводку гитары с Singlecoil.com.

Сделай проводку!

Настало время поговорить о проводке внутри ваших гитар. Это момент часто недооценивают, а ведь плохая проводка может полностью испортить ваш звук. С другой стороны надежная кабель и проводка внутри вашей гитары может быть фактором, формирующим тон для правильной отстройки звука, и конечно хорошая проводка может показать звучит ли ваша гитара хорошо, или даже отлично!

Часто можно встретить гитары с посредственной проводкой и дешевыми комплектующими, с паршивой пайкой, плохими кабелями, очень дешевыми конденсаторами и прочими вещами, распространенными сейчас. Все это очень плохо может влиять на сам звук, а так же надежность и стабильность звучания гитары, поэтому стоит потратить время и позаботиться об этих вещах.

Прежде всего, посмотрите на существующую проводку и зарисуйте ее. Отпаяйте дрянные провода и выкиньте их! Если вы хотите поменять выходной джек, потенциометры, переключатель звукоснимателей для гитары и т.п., то сейчас самый подходящий для этого момент. Так же можно заменить конденсатор на потенциометре тона на конденсатор другого типа или номинала, и сделать любой мод, какой вы захотите. После установки новых элементов (если вы решились на это) просто сделайте новую проводку высококачественным кабелем от точке к точке (point to point) и дело в шляпе! Уделите внимания точкам пайки. Не забудьте соединить с землей все потенциометры и стратовское тремоло или пластину на бридже Телекастера. Ваша гитара отблагодарит вас надежностью и более открытым и дышашим звуком!

Теперь поговорим немного о кабелях в общем, и о том как определить хорош или плох кабель, и конечно, отделим мифы о кабелях от реальности.

В старые добрые времена,Fender и Gibson использовали то, что в данный момент было доступно. Особенно Fender славился закупками всего того, что было доступно дешево и помногу. Однако, именно тот звук является эталоном для многих гитаристов и сегодня, и кабеля, используемые в то время, являются одним из ключевых компонентов звука.

По сути, нам придется разделить все кабели на две основные категории:
1. Инструментальные кабели;
2. Спикерные кабели.
Проводка внутри гитары, на самом деле выполняется не инструментальными кабелями, но мы можем взять несколько правил для инструментальных кабелей и перенести их на проводку внутри гитары. Инструментальные кабели имеют дело с высокоомным и слаботочным окружением. Если по простому, то это значит, что они «питают» усилитель или другое устройство, у которого большое сопротивление между «землей» и сигналом (тысячи Ом). К тому же, по ним течет малый ток, измеряющийся в тысячных ампера с малым напряжением. Так же, из-за того, что такие кабели подключают к устройствам, у которых довольно большое выходное сопротивление (например, к электрогитарам), кабели с высокой внутренней емкостью будут довольно значительно ухудшать высокие частоты, особенно если кабель длинный.

Подождите, а что же с потерей громкости сигнала в проводе? Помните, мы говорили, что такие кабели «питают» высокоомные приборы? Так вот, даже самый дешевый, тонкий и дрянной медный кабель, который вы сможете найти будет иметь сопротивление всего несколько Ом на 100 футов (

30.5 м) или даже меньше. На практике это означает, что несколько Ом и ноль – это практически одно и тоже, по сравнению с тысячами Ом с входным сопротивлением в тысячи Ом.

Но этот супер-дешевый кабель может не подойти нам по другим причинам, например, у него очень большая емкость, и он будет просто убивать высокие частоты.

Теперь давайте обсудим спикер-кабели. Спикер-кабели работают в среде, которая совершенно противоположеа среде инструментальных кабелей. Спикерные кабеля подключаются к низкоомному выходу усилителя с одной стороны, и низкоомному входу громкоговорителя – с другой. К тому же, они переносят относительно большие токи и напряжения. Поэтому эти кабели очень чувствительны к собственному внутреннему сопротивлению.

Хорошо, а что насчет емкости? Емкость не критична для таких низкоомных цепей, т.к. даже значительная емкость все равно будет иметь импеданс, который значительно больше сопротивления по сравнению с выходным импедансом усилителя, поэтому, в таком случае, емкость не будет влиять на высокие частоты.

Множество дорогостоящих для музыкантов мифов связано с тем, что критичные характеристики инструментальных кабелей переносят на спикер-кабели и наоборот. Например, для спикерного кабеля критично сопротивление, а увеличение диаметра уменьшает погонное сопротивление кабеля, поэтому толстый провод хорош для спикер-кабеля. К сожалению, многие музыканты применяют ту же логику («толще, значит лучше») и к инструментальным кабелям. Это дорогостоящее непонимание того, что делает инструментальный кабель хорошим!

Кстати, более подробно о гитарных (и не только) кабелях мы говорили в статье «Шаманские пляски вокруг кабелей».

Принимая в расчет все вышенаписанное, мы можем сформулировать три простых правила для хороших и подходящих кабелей для проводки внутри гитары:

1. Нужен кабель с наименьшей емкостью;
2. Диаметр кабеля не важен. Толстый провод не означает лучший звук;
3. Кабелем должно быть удобно пользоваться для внутренней проводки.

Как сделать кабель для электрогитары

Лучший кабель можно найти в разных местах: начиная от больших компаний, типа Mauser и заканчивая местным магазином для радиолюбителей. Так же можно посмотреть в специализированных гитарных магазинах, в большинстве из них продают хороший стандартный провод.

Когда мы говорим о формировании звука, то есть по крайней мере два типа кабелей, на которых я бы хотел остановиться подробнее.

Переиздания винтажных проводов в или в «тканевых» и «плетеных кабелей («cloth» wire and «braided» wire)

Такой кабель очень похож на оригинальные провода в изоляции из вощеного хлопка, который использовались в Fender и Gibson в золотые дни гитарной эры. Такой кабель в вощеной хлопковой изоляции называют «тканевым», в то время как «плетеный» кабель – это кабель с луженой центральной медной жилой 22-го калибра, в луженом же плетенном медном экране. «Плетеный» кабель часто используют для реставрации или модификации гитар Gibson. Винтажный «тканевый» кабель – это кабель 22-го калибра, обернутый в хлопок. В США этот кабель выпускают те же компании, которые делали его для Fender в стародавние времена.

Идеален для реставрации старых гитар и усилителей или для «ретро» проектов. Вощеный, как в старину. Одно удовольствие работать с таким – нужно просто обрезать до нужной длины и чуть-чуть оттянуть изоляцию. Отсутствие призвуков пластиковой изоляции дает хороший, натуральный звук от плетеного луженого высококачественного медного провода 22-го калибра, поэтому он всегда в цене. Иногда такой кабель можно найти новым, но произведенным «тогда» (NOS – New Old Stock).

Так что, если вы ищете винтажный звук, я настойчиво рекомендую этот провод. Он действительно дает различия в звуке.

Серебряный кабель в тефлоновой изоляции

Обычно это очень хороший плетеный кабель, состоящий из более чем 20 отдельных жил из чистого серебра, часто используется в hi-fi. Тефлоновая изоляции идеальна для пайки… паяльник никогда не будет настолько горячим, чтобы расплавить или повредить изоляцию! Кабель легко прокладывать, и он дает очень прозрачный, натуральный и напористый звук. По сравнению с обычным кабелем, сигнал несколько громче и лучше слышно звучание каждой струны в отдельности. Мне нравится описывать этот эффект, как «натуральный звук звукоснимателей». Четкость звучания, которую дает кабель просто потрясает, а вместе с хорошими никелевыми струнами вы услышите от вашей гитары то, что никогда не слышали. Естественно, такой кабель особенно высококачественный для военных нужд не дешев, но его стоит попробовать, если вы ищете самый прозрачный, натуральный и открытый звук.

В заключении, я хочу немного поговорить об экранировании проводов внутри гитары. Естественно, что вы можете использовать экранированные кабели для проводки внутри гитары, и даже в некоторых условиях это будет иметь смысл. Но, по правде говоря, у меня нет ни одной гитары с проводкой из экранированных кабелей, и у меня никогда не было никаких проблем из-за этого. Загляните в любой винтажный Les Paul, Telecaster или Stratocaster и вы не найдете там ни одного экранированного провода!

Неплохим компромиссом будет использования экранированного кабеля для присоединения к выходному джеку, т.к. обычно это самый длинный кабель внутри гитары и он наиболее подвержен наводкам и помехам, особенно в полуакустических гитарах. Все остальные соединения действительно короткие, так что вероятность того, что они будут ловить наводки очень мала.

Так же хочу поделиться олд-скульным трюком, который использовался еще в ламповую эпоху, так же некоторые технари рекомендуют использовать и сейчас. Я так же, использую этот трюк в своих гитарах и он отлично работает!

Вместо использования экранированного кабеля для присоединения к выходному джеку, вы можете использовать два обычных кабеля, просто скрутив их вместе, как на картинке.

Как сделать кабель для электрогитары

Это обеспечивает дополнительное экранирование и будет работать так же хорошо, как обычное экранирование. Так же, можно использовать этот небольшой трюк в усилителях и, конечно, для любых кабельных соединений внутри гитары. В качестве дополнительного бонуса этот метод можно использовать для соединения звукоснимателей любого страта или телека. Разницу в звуке легко услышать, и вам нужно будет решить, нравится ли вам такой звук или нет. Это широкое поле для экспериментов, поэтому не стесняйтесь поиграть с этим. Всем спасибо, и я не буду утомлять вас физическим обоснованием этого трюка.

А вот я, пожалуй, немного поутомляю. Если вспомнить мою статью «В фазе или противофазе?», то можно догадаться в чем-тут дело. Такую вот скрутку проводов называют «витая пара», и фишка тут в том, что на выходе полезный сигнал от двух проводов должен складываться, т.к. он в фазе, а помехи – взаимно удаляться, т.к они в противофазе (см. симметричные или балансные линии). Однако, думается мне, на практике тут симметрией и не пахнет, поэтому автор и предлагает попробовать и послушать звук.

Ну, и опять же, неплохо, думается, помогает экранировка самой гитары. 😉

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Источник

Как выбрать инструментальный кабель для электрогитары? Часть 2

Опубликовано: 2012-09-11 / Автор: Сергей Хмарук

Как сделать кабель для электрогитары

Продолжаем тему о том, как правильно выбрать инструментальный кабель для электрогитары. В первой части мы узнали, из чего состоит кабель и рассмотрели его основные характеристики. Почитать об этом можно здесь. В этой статье мы поговорим о том, какие бывают виды изоляции, экранирование и виды разъемов инструментальных кабелей. Итак, продолжим!

Виды изоляции (маркировка)

Экранирование

Инструментальные кабели, в отличие от оптических кабелей и кабелей для акустических систем, всегда экранированы для того, чтобы защитить проходящий сигнал от помех, создающих шум. Из этого следует, что вокруг внутренних жил кабеля необходимо наличие проводящей поверхности то бишь экрана, которая будет защищать от воздействия электромагнитного излучения сигнальные провода внутри кабеля. Экран используется как общий провод, благодаря которому сигнал защищен от посторонних источников шума. В качестве такого источника могут выступать шнуры питания, реостаты диммеров, люминесцентные лампы, некоторые приборы и радиосигнал. Если вы слышите через усилитель радио, то это может означать только одно – плохое экранирование кабеля, в крайнем случае – недостаточная защита компонентов вашего усилителя или его экранирование. А вот хороший экран может еще служить и в качестве заземления. Сам экран в звуковых кабелях бывает 3-х типов:

При производстве экрана, производители стараются делать его таким, чтобы сигнальные провода внутри кабеля были полностью им закрыты. Некоторые производители изготавливают инструментальные кабели с двойным экраном. Это может быть как экран из фольги с тонкой проволочной сеткой, служащей для лучшей прочности, так и двойная спиральная оплетка, которая покрывает довольно большую площадь и при этом намного надежнее, чем одинарная.

Как сделать кабель для электрогитары

Виды разъемов

В инструментальных кабелях и профессиональном музыкально оборудовании применяют два вида разъемов:

Как сделать кабель для электрогитары

На этом все! В третьей части темы: «Как выбрать инструментальный кабель для электрогитары?» вас ждут советы по выбору кабеля для гитары, а также поговорим о том, какие проблемы могут возникнуть при использовании этих кабелей. Не пропустите самое интересное! оставляйте свои комментарии и делитесь статьей с друзьями в социальных сетях. Удачи Вам!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *