Как сделать карьеру художника
Из чего складывается карьера художника?
Как стать художником, и как потом жить художником? С первым вроде бы все понятно, необходимо получить высшее художественное образование, желательно в престижном вузе страны. С другой стороны, все зависит от того какие цели вы преследуете стремясь продвинуть себя как художника, и что для вас подразумевают понятия художник, искусство, карьера художника и куда и для кого вы собираетесь себя продвигать? Это в советское время, чтобы вступить в союз художников, получить мастерскую, средства к существованию и признание партии, необходимо было окончить художественный вуз. И все было ясно, в случае принятия основными субъектами художественной иерархии, художник получал заказы, мастерские, краски и кисти, и т.д.. Карьера художника тогда, как определенное ремесло подразумевала также школу. Сегодня, в условиях перехода России к рыночной экономике, каждый, не зависимо от уровня своего мастерства, имеет право на существование своего собственного видения, и на его продвижение. Что замечательно. Но в данной связи, продвижение художника может иметь разные цели и средства воплощения. Разговаривая о карьере художника необходимо понимать, что это за художник и какие цели перед ним стоят. Возможно, главная цель это увеличение рыночной стоимости его работ. Тем не менее, даже сегодня — еще не все художники видят целью своей художественной карьеры исключительно увеличение стоимости своих работ. Для одних успех – это признание интеллектуальной элитой, критиками и искусствоведами, для других – это самореализация, самовыражение, творчество ради творчества, удовлетворение потребности творить. Если искусство ориентировано исключительно на рынок, тогда это коммерциализированное искусство, ориентированное на широкий круг публики. Для кого-то искусство — нечто похожее на шоу-бизнес, слава и популярность. Для кого-то это все вместе взятое. Кто-то и не ищет успеха сегодня, считая, что современная публика не готова к его творчеству, и обращается к будущим поколениям, только их и считая своей настоящей публикой. Может ли художник быть универсалом и творить для всех: для себя, для публики, для критиков и при этом еще и зарабатывать приличные деньги? Правомерен ли подход ориентации всех под одну гребенку? Существуют ли модели, схемы и правила художественной карьеры, подходящие для всех? Вероятно, что нет. Ведь будь они, возможно, карьера художника была бы самой популярной профессией.
Несмотря на все различия, общим в формировании карьеры для всех художников является необходимость формирования собственного имени и имиджа, и продвижения на интересующие художника сегменты. Тут уж художник должен сам понимать, в зависимости от его целей, на кого он хочет произвести впечатление, прежде всего.
Рассмотрим универсальные шаги по продвижению для художника, только начинающего свою карьеру, хотя и для художника с именем они будут по-прежнему актуальны.
Продвижение начинающего художника:
Продукт – современный совсем неизвестный художник.
Основная задача – формирование имени, имиджа, рост цен.
Во-первых, прежде чем говорить о карьере художника, стоит обозначить, что художник – это тот, у кого много работ. Без работ это и не художник вовсе, либо уже чересчур крутой художник и ему продвижение не нужно. Художник должен постоянно творить, у него должно быть много картин, разных размеров, разных жанров. Поэтому даже если это еще совсем неизвестный современный художник у него как минимум должно быть много работ. Для продвижения художника на рынок, необходимо иметь, что этому рынку предложить. Есть картины, надо начинать формировать ценовую политику. Вообще сегодня распространено мнение, что искусство не должно стоить дешево. Это мы уже уяснили, времена, когда художники расплачивались за выпивку и жилье своими работами и порой, стеснялись брать большие суммы за свои работы давно прошли. Молодые художники сегодня считают правомерным стоить дорого. И это их право, но не стоит забывать, что высокие цены – это плод работы в арт-бизнесе, их надо достигнуть. На формирование цен на картины влияет имидж художника. Рассмотрим модели формирования необходимого имиджа автора по возрастанию затрат:
Мне показалось изложение темы госпожой Долгановой очень грамотным, своевременным и достойным обсуждения.
Инструкция для молодых художников
У старейшей питерской галереи Anna Nova стартовал 8-й конкурс проектов молодых художников Nova Art. По этому поводу The Blueprint попросил Анастасию Скворцову, исполнительного директора конкурса, составить инструкцию: стоит ли участвовать в конкурсах, как попасть в резиденцию, познакомиться с куратором и в целом преуспеть.
Если коротко: выставлять и продавать
Первым делом нужно отснять в хорошем качестве все работы, составить портфолио, CV, artist statement. Можно еще добавить краткую биографию — очень короткий рассказ о главных событиях вашей карьеры. В этот общий pdf-документ можно добавить к подписям работ еще и цены, а затем отправить вашим знакомым кураторам и галеристам. Если вы еще с ними не знакомы, смотрите пункт 7. Кураторы и галеристы будут приглашать вас участовать в выставках. Если нет — придется заманивать их на выставки, организованные самостоятельно. Хороший пример: группа «Север-7»: художники сами курировали свои выставки и даже ярмарки. А теперь их работы находятся в коллекции MHKA в Антверпене и, конечно, продаются в галереях и на аукционах.
Я все-таки участвую в выставке. Как общаться с кураторами — они ведь такие сложные? А с журналистами — они же ничего не понимают?
Если коротко: будьте добры. И открыты.
Если вы знакомы с деятельностью куратора и вам эта деятельность нравится — не стесняйтесь об этом сообщить. Ведь не только художники ценят комплименты своей работе. С журналистами — не робейте. Корреспондент или редактор, пришедший на вашу выставку, не ждет от вас искусствоведческой оценки собственных работ, тем более что кураторский текст он наверняка уже прочитал. Лучше расскажите о себе, о своем настроении, о том, как вы сами сегодня увидели свою выставку.
Я на классной ярмарке современного искусства. Все работы здесь не похожи на мои — сплошная керамика. Может ею и надо заниматься?
Если коротко: кому надо?
Та же керамика может быть очень актуальным трендом, но бросать свои наработки и исследования ради того, чтобы всем понравиться, — провальная стратегия для художника. Куда более перспективный путь — прислушиваться к своим интересам, наблюдать за миром и находить подходящую форму высказывания, пробовать себя в разных медиа, но сохранять свой стиль. Главный товар на рынке — не глина или холсты, а уникальность художественного языка и высказывания.
Если коротко: это часть работы художника
Вы и так знакомы с половиной кураторов и галеристов, а с остальными вот-вот познакомитесь? Поздравляем, можно забыть о написании заявок. Если нет — попробуйте отнестись к подаче заявок на конкурсы, резиденции, гранты и все возможные опен-коллы как к своей ежедневной работе. Писать письма точно не сложнее, чем писать картины. А чем больше заявок вы отправите — тем больше вероятность, что какая-то из них будет принята.
Учиться на современного художника довольно дорого. Плюс, чтобы поступить, нужно пройти серьезный отбор. Стоит ли это того?
Если коротко: системные знания дорогого стоят, а среда бесценна
В сфере искусства образование — это прежде всего погружение в среду. Все образовательные программы формируют свое сообщество студентов и выпускников, и сила нетворкинга поможет вам и после обучения. Кроме того, образование дает также системный подход и дисциплинирует, поэтому, несмотря на мощный поток доступной информации в интернете, лучше пойти поучиться. Школа Родченко, институт «База», Moscow School of Contemporary Art, Школа дизайна НИУ ВШЭ, ИПСИ, программа Art & Sience ИТМО, Лаборатория новых медиа, школа вовлеченного искусства «Что делать?» — вариантов много. Как правило, на всех платных программах есть конкурс на стипендию/бесплатные места/скидки.
Очень хочется, чтобы работы показали в какой-нибудь западной галерее. С чего начать?
Если коротко: с переезда
Выставка в западной галерее — как оазис в пустыне: манит многих, но может оказаться миражом. Чтобы не разочароваться, сразу определите цели, зачем выставляться в западной галерее? Чтобы лучше продаваться? Или чтобы попасть в музейные коллекции и на биеннале? Но в обоих случаях, если вы еще не стали суперзвездой на родине, вам будет необходимо погрузиться в местную среду, потому что искусство укоренено в локальных процессах. Имеет смысл начать с поездки в художественную резиденцию. Вот, например, сайт, где вы найдете актуальную информацию о текущих опен-коллах. Некоторые арт-резиденции создали условия для онлайн-программ во время всеобщего локдауна, и присоединиться к ним можно даже удаленно. Да, конечно, впечатлений меньше, чем от поездки, но все так же можно познакомиться с новыми людьми. Кстати, российские арт-резиденции уже объединились в ассоциацию, и теперь информацию об их программах тоже можно найти в одном месте.
Лучшие материалы The Blueprint
в нашем канале на Яндекс.Дзен
Кто такой художник и чем он занимается?
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Профессия художника многим видится чем-то абстрактным, невнятным. Она обросла слишком толстым слоем стереотипов и мифов – начиная от «художник должен быть голодным» и заканчивая образом богемного прожигателя жизни, с легким налетом безумия. На самом деле все одновременно и куда проще, и гораздо сложнее. Попробуем дать определение этой профессии, разобраться с ее тонкостями и понять, для кого она подходит.
Описание
Первое определение, которое толковый словарь Ушакова дает слову «художник»: «человек, творчески работающий в какой-нибудь области искусства». Это уже звучит шире нашего привычного понимания термина. Во втором пункте словарной статьи, правда, уже появляется уточнение, упоминающее живописцев и маринистов. Но даже в нем рядом с ними стоят скульпторы, архитекторы, которых мы привыкли воспринимать как представителей других профессий. Таким образом, уже один взгляд на статью из толкового словаря дает нам понять, что сфера деятельности художника куда шире, чем принято думать.
Эта профессия делится на множество специализаций, представитель каждой из которых делает что-то свое. Упаковки продуктов, дизайн персонажей компьютерных игр, образ героев кино, интерфейсы программ, которыми мы каждый день пользуемся – ко всему этому приложили руку художники из различных областей. В истории чаще все остаются художники, создающие представленные в музеях картины. Но это далеко от истины. Углубившись в историю театра, рекламы или дизайна, мы увидим множество имен авторов, чьим полем для творчества был отнюдь не холст. Но лучше рассмотреть все на конкретных примерах, а перед этим – взглянуть на ключевые плюсы и минусы профессии.
Плюсы и минусы
Идеальных профессий попросту не существует. Везде есть свои подводные камни. Относительно профессии художника очень многое зависит от сферы работы. Но есть общие плюсы и минусы.
Плюсы:
Минусы:
Классификация художников
Теперь перейдем непосредственно к тому, какие художники бывают, дадим подробную характеристику некоторым направлениям их работы. Художников разделяют по направлениям, которым они следуют (романтизм, ар-деко, импрессионизм и т. д.), по технике исполнения (акварель, графика, масло и т. д.). Наконец, по области, где они работают (игровая индустрия, театр, иллюстрация и др.).
Все эти классификации условны, один и тот же художник может работать в разных техниках, в разные периоды жизни быть приверженцем различных направлений, да и сменить сферу работы вполне реально.
Акварелист
Буквально – это художник, рисующий акварелью, т. е. использующий акварельную технику – промежуточную между графикой и живописью. Здесь важно умение работать с тоном, светом, умение сделать фактуру бумаги еще одним изобразительным средством, заменяющим рельеф мазка.
Цифровой
Общее обозначение тех художников, что создают свои работы с помощью компьютерной техники, применяя графический планшет и различное программное обеспечение.
Оформитель
А тут мы уже имеем дело с классификацией по сфере деятельности. Сейчас художников-оформителей чаще называют «дизайнерами». Это общее обозначение, включающее в себя тех, кто занят созданием рекламных плакатов, всевозможных упаковок товаров, оформлением интерьеров квартир, домов, продумыванием внешнего вида фасадов зданий, отрисовкой эскизов одежды, разработкой дизайна мебели.
Иллюстратор
Тут суть профессии прочитывается из ее названия. Цель работы художника-иллюстратора – создание иллюстраций к книгам. Здесь важно, помимо непосредственных навыков художника, знать специфику книгоиздательского бизнеса, умение понимать желания заказчика. Задумка иллюстратора должна не только отражать его собственное видение книги, ее персонажей, но и соответствовать требованиям выпускающего редактора.
Живописец
Самое общее обозначение в нашем списке. По сути, живописец – это любой художник, работающий в цвете на твердой плоской поверхности. Материалом может быть масло, акрил, темпера и т. п. Главное здесь – умение работать с цветом, мазком, писать с натуры. Причем последнее отнюдь не означает, что работы должны быть реалистичны.
Живописец в своих картинах дает собственное видение мира, которое может не обладать фотографической точностью.
Гример
Теперь рассмотрим куда более конкретную специализацию. Да, гример – это тоже художник, работающий на весьма сложном материале – человеческом лице и теле. Его работа начинается задолго до старта съемок или поднятия занавеса. Помимо собственно обычного грима, необходимо уметь работать с гримом пластичным, создавать шрамы, раны, знать, что делать с бутафорской кровью, изготовлять «постиж» – парики, бороды, усы.
Работа начинается со сценария. Из него и комментариев режиссера гример должен понять:
Когда все это продумано, гример приступает к созданию эскизов, расчету необходимых для работы над проектом материалов – париков, грима, кистей, бутафорской крови и т. д. После обсуждения с режиссером эскизов и примерной сметы, начинается предварительная работа с актерами. Тут могут всплыть подводные камни – несоответствие внешности актера той, что описана в сценарии, необходимость состарить или омолодить кого-то.
Актеру по контракту в другом проекте, например, может быть запрещено сбривать усы или стричь волосы. Какие-то из этих проблем ныне легко решаются компьютерной графикой, если речь идет о кино, но большая их часть ложится на плечи гримера.
Когда проведена необходимая корректировка эскизов, делается пробный грим, разрабатывается окончательная смета. Работа с каждым актером непосредственно перед началом съемок занимает от 15 до 40 минут, исключая случаи со специфичным сложным гримом. Нужно уметь работать быстро, уметь на ходу вносить коррективы в изначальную задумку, добавлять в уравнение такие переменные, как погода, свет, время съемок. И, само собой, нужно уметь наладить контакт с людьми.
Во время съемок гример чаще всего должен находиться рядом с оператором, быть готовым в любой момент подправить свою работу – потекший от яркого света грим, сбившийся парик, отвалившийся шрам. В случае, если сцена снимается не за один раз, необходимо сделать снимок актера в гриме, чтобы избежать киноляпа в итоговом материале.
Важно не путать гримера с визажистом. Визажист работает с лицом, подчеркивает природную красоту, скрывает недостатки. Гример должен учитывать характер персонажа, сюжет произведения. На их основе, по сути, требуется создать лицо заново.
Театральный
Неподалеку от гримеров расположились театральные художники, они же – художники-декораторы. В их задачу входит работа со всем тем, что окружает актеров – с декорациями, предметами окружения, даже со стоящей на столе, в кадре или на сцене едой. Тут, как и в работе с гримом, не обойтись без умения работать со сценарием, вычленять из него всю необходимую информацию.
Другое
И на этих профессиях перечень отнюдь не заканчивается. Анималисты, рисующие животных, маринисты, коллажисты, мастера леттеринга – перечень областей и направлений, которыми занимаются художники, можно продолжать очень долго, все не ограничивается портретом, пейзажем, натюрмортом. Но еще на нескольких профессиях мы все же остановимся подробнее. Пока что не будем далеко уходить от театра и кино.
Художник-постановщик (сценограф)
Человек, который является, по сути, соавтором режиссера, и под началом которого работает целая группа авторов – от декораторов до гримеров. Сценограф разрабатывает в соответствии с задумкой режиссера облик спектакля, его стилистику, создает макеты декораций, контролирует подбор реквизита, костюмов.
Художник по костюмам
Вопреки расхожему заблуждению, художник по костюмам важен не только при работе над историческим или фантастическим фильмом или спектаклем. Одежда персонажей, действующих в нашем мире и в наше время, не менее важна. Она подчеркивает ситуацию, характер героя. В кадре костюм нужного цвета может добавить необходимый акцент, даже если надет на актера массовки.
Игровые художники
Индустрия, в которую сейчас стремятся очень многие художники, – игровая. Их можно понять. Да, разработка небольших инди-игр – дело отнюдь не прибыльное, а часто даже убыточное. Но есть ААА-проекты, попадание в команду которых гарантирует неплохие гонорары, дает шанс, что тебя заметят.
В сфере игр задействовано несколько художественных профессий.
Вот так мы подошли к следующей важной теме – необходимым для художника знаниям и качествам.
Знания и навыки
Знания, требуемые для работы, будут отличаться в различных областях. Пройдемся по основным:
В зависимости от сферы, к этому списку могут добавиться математика, леттеринг, коллажирование, знание программ для работы с 3D-графикой, основы режиссуры, основы печатного дела и т. д.
Личные качества
Что до черт характера, необходимых личностных качеств, тут список будет не менее объемным. Чтобы выжить и преуспеть в профессии, понадобятся:
Естественно, мало кто способен обладать всем списком черт сразу, а творческий путь конкретного художника может не потребовать каких-то качеств или, наоборот, дополнить этот перечень. Но развивать в себе эти черты стоит любому, кто планирует строить карьеру в данной сфере.
Обучение
В идеале, если родители видят у ребенка склонности к творчеству, желание этим заниматься, начинать художественное образование нужно с раннего возраста. Различные кружки, а в дальнейшем художественная школа никому не помешают, если в них не гонят из-под палки – такое может отбить тягу взяться за карандаш надолго. Важно помнить, что как бы ни был необходим собственный стиль, знание основ академической живописи даст вам базу, на которой этот стиль будет выстраиваться. Самоучки могут пробиться в ряде специальностей – это факт, но высшее образование в подходящей сфере – важное подспорье в будущих поисках работы.
Начать можно как со средне-специального образования – колледжа или техникума, куда можно поступить после 9 класса, так и с поступления после 11 класса в вуз соответствующего профиля. Наиболее престижными в России принято считать Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина и Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова.
Не преуменьшайте роль курсов, дистанционных и классических. Они могут помочь улучшить имеющиеся и получить новые навыки, а некоторые профессии (гример, ряд специальностей игровой сферы и т. п.) можно освоить, по большому счету, только с помощью курсов.
Где работает?
Основные сферы работы художников мы уже упоминали, говоря об их видах. Это книгоиздательство, реклама, веб-разработка, игровая индустрия, кино, театр, дизайн костюма, интерьера, упаковки, работа в галерее или музее. И, само собой, создание работ на заказ, фриланс.
Сколько зарабатывает?
Заработная плата художника напрямую зависит от направления и сферы работы. То же самое можно сказать о стабильности дохода. Суммы колеблются от пары тысяч рублей за проект рядового фрилансера до баснословных гонораров именитых мастеров. Средняя ставка иллюстратора, в зависимости от опыта и масштабов работы, 15-70 тысяч рублей. Художник-оформитель может рассчитывать на гонорар до 40 тысяч.
Обсуждать ценник на картины бессмысленно, он зависит от слишком многих критериев и выставляется самим художником. В большинстве случаев цена портрета, написанного с привлечением компьютерных технологий, будет начинаться от тысячи рублей. Черно-белый скетч может стоить меньше тысячи, а цветной арт в полный рост с проработанным фоном – около 4 тысяч. Расценки напрямую связаны с востребованностью автора, сложностью конкретной работы.
Выбор профессии художника зависит не только от наличия или отсутствия таланта. Это должно быть взвешенное и осознанное решение, понимание сферы, в которой хочется себя проявить. Талант – лишь база, которая будет иметь значение только в случае постоянной, кропотливой работы.