Как сделать карьеру на заводе
История успеха: от инженера до управляющего заводом
«БИЗНЕС ONLINE» — О ТОМ, КАК КАРЬЕРА САМА НАХОДИТ ЛЮДЕЙ
В чем секрет успешной карьеры? Как достичь желаемого в максимально короткие сроки? Этими вопросами задаются молодые специалисты по всей стране, едва перешагнув порог университета. Перед ними открывается мир, полный возможностей, но как среди этого многообразия выбрать ту единственную возможность, которая сделает их профессиональный путь легким и прибыльным? «БИЗНЕС Online» расскажет три истории карьерного роста на заводе Rockwool в ОЭЗ «Алабуга», которые наглядно демонстрируют, как инженерные и рабочие специальности могут привести к успеху.
«НЕ БОЯТЬСЯ ИДТИ ВПЕРЕД»
По образованию Риваль Нигметзянов – учитель истории и юриспруденции. После окончания университета он пошел в школу и занялся классным руководством в начальных классах. Работа была интересная, но в материальном плане нелегкая – параллельно приходилось подрабатывать в местном дворце культуры. Тогда Риваль услышал о новом заводе Rockwool в ОЭЗ «Алабуга» и понял, что хочет связать свою жизнь с производством.
«Самое главное, чему учит работа в школе, – это терпение, – говорит Риваль. – Это качество пригодилось мне и в дальнейшем, во время стажировки и обучения на Rockwool, когда приходилось осваивать много новой информации. Я знал, что это динамично развивающаяся компания, потребитель заинтересован в ее продукции. Завод новый, с большими возможностями карьерного роста. Для меня Rockwool – это кардинальные изменения в жизни».
Риваль начинал в компании с позиции старшего оператора на участке дополнительной полимеризации, сейчас он специалист по охране труда. В его обязанности входит контроль безопасности и условий труда, производственный контроль рабочих зон и здоровья персонала, постоянное улучшение в области охраны труда, составление инструкций и многое другое.
Риваль Нигметзянов |
«Я пришел сюда развивать как карьерные, так и личностные качества, – говорит Риваль. – Я думаю, человек должен работать не только ради личной выгоды, но и во благо компании. Каждому человеку нужно понимать, что карьера идет по шагам. Сразу стать специалистом не получится. Даже если ты каким-то образом стал им, придется сталкиваться с большими проблемами, если ты не знаешь чего-то и работаешь, долго ты не протянешь».
Самым большим профессиональным успехом для себя Риваль считает новую должность в Rockwool, его главная цель теперь – развиваться в профессии в максимально короткие сроки.
«Работа – это вторая жизнь, мы проводим здесь немало времени. Основное для человека – определиться, с кем он хочет работать и общаться, проводить эту свою вторую жизнь. Я думаю, общаться нужно с теми, кто умнее тебя, чтобы развиваться, учиться на своих ошибках», – рассказывает Риваль.
Рустам Латыпов работает в компании с момента ее запуска: сначала был мастером, потом старшим мастером, теперь начальник производства. Но его карьерный рост начался задолго до Rockwool, на суровом крайнем севере. Окончив Салаватский индустриальный колледж по специальности «техник-механик», Рустам вместе с женой переехал в Ханты-Мансийский автономный округ, где отработал около года водителем. Потом были должности механика, ведущего инженера. Через некоторое время Рустама перевели в Татарстан, в елабужский филиал компании «Ритэк», начальником транспортного цеха.
«Я с радостью согласился, – вспоминает Рустам. – Условия были хорошие, зарплата высокая, жилье предоставляли. Отработал два года, после чего наш транспортный цех расформировали, меня позвали замдиректора по производству в транспортную компанию в Набережных Челнах. Отработал там полтора года, при этом ездил на север – автоколонны были на Ямало-Ненецком округе, в Ханты-Мансийском округе. Меня по 25 дней не было дома – я очень много ездил и летал, что, конечно, не лучшим образом сказывалось на семье. Узнал тогда, что здесь, в ОЭЗ «Алабуга», открывается завод, подал свое резюме и устроился мастером. Суровый север научил терпению и выносливости – там морозы, 9 месяцев зима. При этом транспорт всегда должен был быть исправен – это было моей непосредственной обязанностью».
Рустам Латыпов |
Сейчас Рустам отвечает за процесс производства на Rockwool в ОЭЗ «Алабуга». Признается, что ходит на работу с удовольствием, а порой даже не замечает, как настает поздний вечер.
«Я нашел здесь то, что искал, а искал я стабильную компанию европейского уровня, – говорит Рустам. – Будучи мастером, я сам подбирал половину работников производства. Мы дружим, порой даже семьями, вместе отдыхаем. На мой взгляд, успехов в карьере людям помогает добиваться трудолюбие, работа на результат, сплоченность коллектива. Надо не бояться идти всегда вперед. Если ты хочешь добиться успеха, надо работать, заявлять о себе, карьера обычно сама находит таких людей».
«НУЖНО УМЕТЬ БОРОТЬСЯ СО СВОИМИ АМБИЦИЯМИ»
Нынешний управляющий Максим Васильев пришел в Rockwool, когда завода в «Алабуге» (ОЭЗ)еще не было, он вместе с проектной командой построил его с нуля и запустил в 2012 году. До этого Максим Борисович работал на предприятии Rockwool в городе Железнодорожном Московской области, начинал с позиции ассистента по стандартизации. Пришел в компанию сразу после окончания Московского Государственного текстильного университета им. Косыгина, получив образование инженера-химика со специализацией на производстве химических волокон и материалов на их основе. Максим Борисович с улыбкой признается, что когда-то хотел стать врачом, но для поступления в медицинский университет не хватило нескольких баллов. Поступил в текстильный в надежде проучиться только год, но понял, что производство ему интереснее.
«Мне казалось, что после университета перед тобой все двери будут открыты, – говорит Максим Борисович. – Я общаюсь с разными людьми, и, как я заметил, за последние 10 лет ничего не изменилось. На интересные позиции всегда есть конкурс, поэтому ты должен доказать, что способен занять определенную позицию в компании
Максим Васильев вспоминает: когда он пришел в компанию, то не имел представления, что такое большой бизнес, тем более интернациональный. Прошло 9 лет, в течение которых он приобрел разный опыт, начиная с понимания базовых процессов производства каменной ваты и заканчивая сложностями, связанными с управлением большим количеством персонала. Теперь он управляющий на заводе, где трудятся 250 человек.
«Я встречал много людей с неадекватными амбициями. Они много хотят, но неправильно оценивают себя, в итоге их ожидания не совпадают с их возможностями – происходит перелом. Обычно люди сгорают на этом этапе. Нужно уметь сопоставить свои амбиции со своими знаниями и квалификацией, четко понимать, куда ты следуешь и что еще необходимо изучить, освоить, какой опыт получить».
Максим Васильев |
По мнению Васильева, для создания карьеры необходимы целеустремленность, желание много и интенсивно работать, а также способность общаться с людьми, коммуникабельность, умение договариваться… Но даже в этом случае карьера не может быть гарантирована.
«Все люди разные, многие из них просто не привыкли работать, – говорит управляющий. – Если же ты точно знаешь, чего хочешь, и у тебя есть базовый багаж знаний, стремление развиваться и образование, то у тебя все получится».
Материал подготовлен при финансовой поддержке ОЭЗ «Алабуга»
КАРЬЕРА НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ.
В этом разделе на примере конкретного исследования показаны психологические особенности карьеры на крупном промышленном предприятии. Рассмотрены ведущие факторы карьеры, иерархия «карьерных якорей» и предложены рекомендации по развитию карьеры.
Карьерное продвижение на предприятии, его возможности, отличительные черты, психологические аспекты рассматриваются на примере персонала крупного горно-металлургического комплекса «Дальполиметалл». В 2004-2005 годах в рамках комплексного изучения особенностей карьеры в различных сферах деятельности на этом предприятии под руководством автора книги М. Ефремовым было проведено исследование психологических факторов карьеры.
Выборку исследования составили работники трех категорий персонала: специалисты (24 работника), мастера и начальники отделов (1 6 работников), начальники цехов и заместители генерального директора предприятия (1 2 работников). Всего в исследовании приняло участие 52 сотрудника — мужчины (54%) и женщины (46%) — в возрасте от 27 до 62 лет. Было выделено три управленческих уровня: первый — уровень специалистов, второй — менеджеров среднего звена (мастера, начальники отделов) и третий — уровень топ-менеджмента (начальники цехов, заместители генерального директора).
Результаты исследования выбора «карьерных якорей» представителями трех групп сотрудников промышленного предприятия (специалистами, менеджерами среднего и высшего звена управления) приводятся ниже. При этом выделены первые три (ключевые) карьерные ориентации для каждой категории персонала.
Иерархия «карьерных якорей» для специалистов выглядит следующим образом:
1. Профессиональная компетентность.
2. Интеграция стилей жизни.
Менеджеры среднего звена (начальники отделов, мастера) проранжировали «карьерные якоря» несколько иначе:
3. Профессиональная компетентность.
7. Интеграция стилей жизни.
И наконец, высшее руководство предприятия (заместители генерального директора и начальники цехов) распределили «карьерные якоря» таким образом:
5. Профессиональная компетентность.
6. Интеграция стилей жизни.
Как видно из сравнения трех ранжированных списков, представители топ-ме- неджмента полагаются в своем карьерном продвижении, главным образом, на современные бизнес-ориентиры. Они готовы принимать вызовы рабочей среды, создавать новое и руководить производственными процессами и персоналом — именно это привлекает их в развитии собственной карьеры. Подобный выбор существенно отличается от ранжирования «карьерных якорей» специалистами, выстраивающими свою карьеру на основе профессиональных знаний и умений. Они стремятся реализовать высокую миссию — заниматься полезным трудом, значимым для своего предприятия и государства в целом, «участвовать в укреплении промышленного потенциала страны» (дословная цитата из ответов одного из опрошенных специалистов на вопросы Кадрового опросника).
Обращает на себя внимание достаточно высокое место карьерной ориентации «служение» во всех трех списках, что свидетельствует о сохранении людьми благородных мотивов в карьере, желании приносить ощутимую пользу своему городу, региону, стране, несмотря на широкое распространение в последнее время сугубо прагматичного отношения к труду, профессиональной деятельности.
В отношении факторов, указанных участниками исследования как наиболее значимых для реализации успешной карьеры, можно отметить следующие тенденции (табл. 29).
|
1. Чем более низкий уровень организационной иерархии занимает работник, тем большее значение он приписывает фактору «отношения с непосредственным руководителем».
2. Для представителей всех рассматриваемых групп в тройку ведущих факторов карьеры входит «профессиональная компетентность».
3. Для руководителей (независимо от уровня управления) в тройку ведущих факторов карьеры входят «личные качества», причем топ-менеджеры считают этот фактор ключевым.
4. Чем более высокий уровень организационной иерархии занимает работник, тем большее значение для карьерного продвижения он придает повышению квалификации и личностному росту.
Таким образом, можно сделать вывод о приоритете личностных качеств, профессиональной компетентности и стремлении постоянно ее развивать над, например, таким фактором, как «связи и покровительство» в восприятии руководящего состава крупного промышленного предприятия. В то время как специалисты этого же предприятия фактор «связи и покровительство» включают в число определяющих карьерный успех.
Иными словами, успешную карьеру делает тот сотрудник, кто в меньшей степени опирается на протекцию, но ориентирован, прежде всего, на реализацию собственного личностного потенциала и идет по так называемому пути «self-made man» (человека, который сделал себя сам). Такие сотрудники являются подлинными субъектами карьеры.
Обработка данных, полученных после проведения опросника «Мотивация карьеры», показывает, что руководители высшего звена обладают высоким уровнем карьерной интуиции (усредненный показатель для этой группы — 29,4 балла) и карьерной устойчивости (усредненный показатель для этой группы — 32,3 балла) при низком уровне карьерной причастности (показатель составил 28,5).
Полученные в ходе эмпирического исследования указанные данные подтверждают современное теоретическое и практическое положение, из которого следует, что успешную карьеру способны сделать сотрудники, не так жестко «привязанные» к конкретной организации, предприятию (или сфере деятельности).
Результаты исследования также говорят о меньшей приверженности топ-менеджеров к одной организации и отсутствии у них готовности всю свою профессиональную жизнь трудиться на выбранном когда-то предприятии. Большая мобильность, динамичность, готовность быстро перестроиться на новые задачи и условия обеспечивают, как показывают результаты нашего исследования, успех в карьерном продвижении как на конкретном предприятии, так и в целом во всей профессиональной жизни.
Для сравнения: у специалистов и руководителей среднего звена высокий уровень характерен только для такого аспекта мотивации карьеры, как «карьерная причастность» (усредненный показатель составляет 30,6 балла). В переводе на язык самих работников это можно интерпретировать как «верность своему предприятию, готовность переживать с ним все взлеты и падения».
Аналогичная тенденция наблюдается и в отношении показателей общей и социальной самоэффективности: чем выше уровень в управленческой иерархии, тем выше выраженность данной психологической характеристики. Так, у заместителей генерального директора и начальников цехов предприятия уровень общей самоэффективности наиболее высокий и составляет 55,6 балла (против 37,8 балла у руководителей среднего звена и 29,8 балла — у специалистов).
Подобная тенденция отмечается и в исследованиях отечественных исследова- телей-психологов в других сферах деятельности. Например, для системы государственного и муниципального управления российские психологи А. А. Деркач, А. С. Огнев, Ю. Н. Гончаров (1997) отмечают сравнительно высокий показатель по самоэффективности у руководителей высшего и среднего управленческого звена в сравнении со специалистами.
Среднее значение выраженности признака самоэффективности в сфере деятельности у руководителей высшего управленческого уровня почти вдвое превышает среднее значение этого признака (58,2 против 30,4), полученное в результате нормирования теста на определение общей и социальной самоэффективности М. Шеер, Д. Маддукс (1 997) на выборке в 927 человек [А. А. Деркач, А. С. Огнев, Ю. Н. Гончаров, 1997].
При этом между самоэффективностью в сфере деятельности и уровнем управления выявляется отношение прямой зависимости: более высокий уровень управления связан со значимо более выраженной самоэффективностью. Внутренний механизм этой взаимосвязи можно раскрыть на основе анализа карьерного восхождения с точки зрения развития управленческих способностей (табл. 30).
|
Карьерное восхождение к более высокому управленческому уровню (от специалиста к руководителю отдела, от руководителя отдела к руководителю всей организации) требует развития целого ряда способностей, умений и навыков, в частности таких, как:
-способность использовать более широкий спектр ролевых позиций;
-умение выстраивать поведение, соответствующее конкретной задаче или ситуации;
-настойчивость и последовательность в разрешении задач профессиональной деятельности;
-способность вовремя улавливать и адекватно отвечать на вызовы рабочей среды;
-умение гибко перестраиваться, ориентироваться на такую карьеру, которая бы способствовала реализации делового и личностного потенциала.
В результате проведенного эмпирического исследования были выявлены следующие психологические особенности реализации карьеры на промышленном предприятии:
1. Более эффективны, сточки зрения реализации и развития карьеры, сотрудники предприятия, ориентированные на современные бизнес-ценности: предпринимательство, вызов, эффективный менеджмент. Именно эта группа сотрудников и занимает, как правило, позиции в высшем руководстве предприятия.
2. Опора в карьере на такие факторы, как «связи и покровительство», недостаточно высокая самоэффективность (слабая вера в свои силы и неспособность выстроить позитивный сценарий собственного карьерного продвижения), снижают эффективность карьеры.
3. Преимущество в карьере получают специалисты, обладающие высокой мотивацией к карьере, особенно такими развитыми аспектами, как «карьерный инсайт» и «карьерная устойчивость».
4. Излишняя привязанность к одному, выбранному в свое время по определенным критериям предприятию, неспособность гибко учесть новые тенденции на рынке труда существенно снижают карьерную мобильность и в целом препятствуют максимально полной реализации карьерного потенциала работника.
5. Карьерный успех обеспечивается субъектной позицией специалиста-профессионала. Только тогда он может реализовать себя в карьере, когда становится ее субъектом и, наряду с организацией, сам принимает активное участие в планировании и реализации собственного карьерного роста и профессионального развития.
Практические рекомендации руководителям фирм и предприятий по реализации карьеры их сотрудников.
Основываясь на результатах проведенного исследования, а также на данных отечественных и зарубежных управленческих психологов, можно предложить ряд рекомендаций по эффективному управлению карьерой на промышленном предприятии.
1.Обеспечить многообразие предъявляемых работой требований к мастерству (возможность самовыражения). Речь идет о том, в какой мере люди могут «блеснуть» своими сильными деловыми и личностными сторонами, могут ли они использовать в ходе профессиональной деятельности весь арсенал своих знаний и умений, насколько должностные и функциональные обязанности соответствуют уровню их профессиональной квалификации и мастерства. Исследование факторов мотивации к карьере, проведенное в начале 90-х годов американскими организационными психологами Центра производственных отношений (Университет штата Миннесота) Р. Ноэ, Э. Ноэ и Дж. Баххубер (1 990), также подтвердило важность фактора самореализации.
На примере 400 специалистов из сфер производства и обслуживания компьютерной техники, финансов и медицины, занимающих различные должностные позиции и находящихся на различных этапах карьеры, было показано, что мотивацию к профессиональному росту и служебному продвижению существенно повышает возможность применить на работе самый широкий круг профессиональных и личностных способностей и навыков.
2.Добиться ясности содержания задачи и передать чувство отождествления с работой. Если первое можно определить в качестве структурного фактора, то второе (отождествление, точное совпадение человека и его работы) является активизирующим фактором.
3.Сформировать четкое представление о значении выполняемых рабочих задач для организации (их ценность, статус]. Как указывают финские организационные консультанты, «собственное ощущение важности работы и предположение о том, как другие представляют себе твою работу, образуют в совокупности центральный фактор мотивации» [Санталайнен Т., Воутилайнен Э., Поренне П., Ниссинен И. X., 1988]. С этим полностью согласуются выводы уже упоминавшихся ранее американских исследователей Р. Ноэ, Э. Ноэ, Дж. Баххубер (1 990) о максимальном влиянии на все основные аспекты мотивации к карьере так называемого фактора «профиля рабочей роли» (work role salience).
Профиль рабочей роли можно определить как оценку значимости выполняемых рабочих заданий и связанную с этим меру удовлетворенности избранной сферой профессиональной деятельности. Работники с высоким «профилем» уверены в важности их работы для организации и, как следствие, больше интересуются различными деталями и профессиональными тонкостями. Работники с низким «профилем» оценивают свою деятельность как не очень ценную и значимую для организации, что приводит к снижению интереса к выполняемой работе, меньшей вовлеченности в процесс собственного профессионального роста и совершенствования.
4.Организовать эффективную обратную связь. Информация, полученная от непосредственного руководителя, коллег по работе или подчиненных и связанная с успешностью работы, увеличивает удовлетворенность работой и повышает мотивацию к профессиональному росту и продвижению.
Многочисленные исследования показали высокую значимость роли руководителя в профессиональном развитии подчиненных. Работники имеют более высокий уровень мотивации к карьере, когда их руководители в полной мере используют свой «обучающий потенциал», то есть реализуют следующие управленческие роли и связанные с ними функции:
-наставник (прояснение требований к качеству исполняемой работы);
-советчик (помощь в определении цели карьеры и создании условий для ее реализации);
-референтное лицо (компетентное консультирование по вопросам планирования карьеры, помощь в создании индивидуальной карьерной стратегии, обеспечение работника необходимыми ресурсами и контактами).
5.Обеспечить возможность работать самостоятельно. Сбалансированность власти и ответственности позитивно влияет на удовлетворенность человека работой и повышает мотивацию к карьере. Иными словами, самодисциплина — это цена свободы. Обычно люди готовы платить эту цену.
Принципиально важным результатом исследования стал вывод о том, что перечисленные пять факторов мотивируют по-разному на разных стадиях пребывания в одной и той же должности.
Так, например, во время первого года работы в определенной должности (причем неважно, первое это или пятое место работы) основными мотивирующими факторами являются 3-й и 4-й — представление о значении выполняемых задач и обратная связь. Самостоятельность и возможности для профессионального самовыражения на этом этапе играют второстепенную роль. Но уже начиная со второго года и по пятый возможность работать самостоятельно — это ключевой мотивирующий фактор. Наличие обратной связи представляет значительный интерес первые три года.
После двух-трех лет работы на одном месте работник находится в «расцвете сил», на самом пике мотивации, после чего начинается постепенный спад. После пяти лет работы в одной и той же должности ни один фактор не обеспечивает удовлетворенности работой. Как следствие, достижения в работе значительно снижаются и происходит уже демотивация к профессиональному росту и развитию. Таким образом, длительность выполнения человеком одной и той же, существенно не меняющейся по содержанию работы играет решающую роль в падении эффективности профессиональной деятельности.
Что же может предпринять организация и сам работник, чтобы поддерживать на достаточно высоком уровне мотивацию к профессиональному продвижению и развитию?
Действия, поддерживающие мотивацию к карьерному продвижению и росту персонала со стороны организации.
1.Систематическая проверка срока работы персонала на одной должности, управляемые горизонтальные перемещения по службе и ротации с интервалом примерно в три-пять лет. Причем горизонтальную карьеру можно и необходимо сделать достаточно привлекательной в глазах персонала.
2.Специалисты предлагают целый ряд изменений работы в рамках одного и того же должностного уровня, что способствует увеличению творческого элемента в работе и в конечном счете препятствует уходу сотрудника из организации:
-создание временных рабочих групп для решения специфических проблем, особенно носящих комплексный характер и требующих глубокой проработки или долговременного планирования;
-конструирование дополнительных функциональных обязанностей таким образом, чтобы обновленная в профессиональном отношении деятельность не только вбирала в себя элементы старой работы, но и требовала новых знаний и навыков;
-передвижение технических экспертов на позиции, предусматривающие руководство другими техническими работниками;
-использование отдельных сотрудников в качестве внутренних консультантов в различных подразделениях организации;
-активное структурное планирование организации и применение гибких организационных форм (проектная, матричная организация).
3.Реализация новых форм внутриорганизационного взаимодействия, внедрение элементов производственной демократии. Например, регулярные собеседования руководителя и подчиненного — как составная часть эффективного управления.
4.Определение профессионального обучения, развития и роста персонала в качестве одного из приоритетов организации, создание отлаженной системы повышения квалификации.
5.Обеспечение сотрудников материальным вознаграждением, которое было бы, во-первых, не ниже, чем для таких же должностей в других организациях, а во- вторых, связано с результатами труда.
Действия со стороны самого работника по обеспечению мотивации к карьере и профессиональному росту.
1.Своевременное определение четкой, обдуманной позиции по главным жизненным проблемам и ценностям, соотнесение жизненных и карьерных ценностей, выстраивание разумного баланса между целями карьеры и жизни в целом.
2.Развитие самоэффективности (результаты нашего исследования доказывают высокую значимость этого психологического фактора карьеры).
3.Резервирование достаточного количества времени для достижения ключевых конечных целей карьеры.
4.Установление оптимального делового и межличностного взаимодействия с непосредственным руководителем (фактор руководителя).
5.Формирование, сохранение и упрочение наиболее важных, связанных с ключевыми целями профессиональной карьеры организационных и человеческих контактов.
6.Ответственность за развитие собственной семьи и поддержание дружеских взаимоотношений вне работы.