Как сделать карьеру на госслужбе
Может ли госслужащий быть фрилансером или коммерческим представителем?
Я госслужащая. Можно ли мне дополнительно работать на фрилансе или, допустим, представителем какой-либо компании?
Госслужащие могут подрабатывать и получать дополнительный доход. Единственное условие — не нарушать запреты, связанные с госслужбой. Расскажу, какие есть варианты и как проверить, насколько подработка подходит для вашего статуса.
Какие есть запреты для госслужащих
Если госслужащий хочет дополнительно зарабатывать, он должен соблюдать определенные ограничения. По закону госслужащим нельзя:
Работать на себя
За что госслужащий может получать деньги дополнительно и официально
То, что госслужащий может получать дополнительные деньги, прямо предусмотрено законом и закреплено в правах госслужащего. Но нужно выполнить такие условия.
Предварительно уведомить руководство, а если предстоит сотрудничество с иностранными лицами, то получить письменное разрешение.
Уведомление может быть и устным, и письменным. Но чтобы избежать спорных ситуаций, лучше заранее направить письменное уведомление и убедиться, что руководство его получило.
Точно так же и с письменным разрешением: сначала нужно направить письменное уведомление с просьбой завизировать согласие или прислать в ответ письменное разрешение и только потом приступать к работе.
В ведомствах федерального уровня действуют специальные правила подачи уведомлений, их обработки и принятия решений. Вот где они закреплены:
Исключить конфликт интересов — ситуацию, когда личные интересы госслужащего противоречат его интересам как представителя государства и влияют на его объективность и беспристрастность.
Как правило, конфликта интересов не избежать, если основная и дополнительная деятельность госслужащего пересекаются. Например, человек работает в Рособрнадзоре и решил по совместительству преподавать в местном вузе. Может случиться так, что ему придется проверять деятельность этого вуза и принимать решения. Объективность и беспристрастность будут под сомнением.
Соблюдать запреты, ограничения и условия служебного контракта. Каждый госслужащий подписывает служебный контракт, в котором может быть указано, какая деятельность подпадает под запрет.
Госслужащий, несмотря на подработку, должен добросовестно исполнять служебные обязанности. Кроме того, подработка не может приносить систематическую прибыль.
Если все условия госслужащий учел, то он вправе работать в другой организации. Можно это делать по совместительству, на основании трудового договора. Например, устроиться преподавателем и в свободное от основной работы время читать лекции.
А еще можно выполнять работы или оказывать услуги по гражданско-правовым договорам. Этот вариант больше подходит для работы на фрилансе: можно сотрудничать с разными заказчиками и выполнять разные работы и услуги. Так, можно монетизировать свое хобби, например создавать на заказ и продавать хендмейд. Многие подрабатывают в интернете: пишут на заказ статьи, создают сайты, занимаются программированием, дизайном и т. д.
Как работать на фрилансе
В российском законодательстве нет понятия «фриланс». Также нет определений понятий «самозанятый» и «самозанятость».
На практике фрилансеры, они же самозанятые, работают:
Разумеется, любая деятельность должна быть законной. А если она приносит доход, то обязывает платить налоги. Вот разные варианты для госслужащего.
В статусе ИП госслужащий работать не может в принципе — на это есть прямой запрет.
В черную. Подработка без всякого оформления — тоже не вариант. Могут уволить, усмотреть предпринимательскую деятельность, привлечь к административной ответственности и предъявить претензии по неуплате налогов.
НПД. Зарегистрироваться в качестве плательщика НПД госслужащий может только в одном случае — если он сдает жилье и получает от этого доход.
Гражданско-правовой договор — это единственный вариант подработки на фрилансе. Но о каждом таком договоре нужно предупреждать свое руководство, а если договор заключается с иностранным лицом, то получать письменное разрешение. Разумеется, все полученные доходы нужно будет декларировать.
Может ли госслужащий быть представителем компании
Может. Так же как и подрабатывать на фрилансе — в рамках гражданско-правового договора, о котором знает руководство.
Но у такой деятельности много прямых и скрытых рисков:
Как проверить, можно ли совмещать подработку с государственной службой
Даже общие рекомендации сложно применять на практике. Каждую конкретную ситуацию всегда нужно анализировать индивидуально. Вот три главных совета, совместимы ли подработка и госслужба.
Основная работа должна быть в приоритете. Подработкой можно заниматься во внерабочее время, например вечерами или по выходным.
Не должно быть конфликта интересов. Сравните ваши должностные полномочия с той деятельностью, которой вы хотели бы заниматься дополнительно. Они не должны соприкасаться или пересекаться. Также нельзя подрабатывать в организациях, подконтрольных той, где вы работаете.
Без намеков на предпринимательство. Убедитесь, что у вас будет наниматель, работодатель или заказчик. Именно поэтому не получится законно работать без трудового или гражданско-правового договора.
Например, вы решили создавать и продавать свои вышивки. Если будете работать сами по себе, это предпринимательская деятельность. Но если заключите договор с какой-нибудь мастерской, которая будет заказывать у вас вышивки, принимать их и оплачивать работу, то это законно.
Другой пример — работать мастером маникюра в свободное время. Если будете сами искать и принимать клиентов, а также получать от них деньги, это предпринимательство. Но вы можете работать по совместительству в салоне или обслуживать часть клиентов этого салона у себя на дому. Деньги вы будете получать не от клиентов, а по договору с салоном. В таком случае это уже не предпринимательство.
Что в итоге
Если соблюдать ограничения и запреты, которые установлены в законе, то подрабатывать госслужащему можно.
Обязательно нужно предупредить руководство и в некоторых случаях получить разрешение. Надежнее всего получить его письменно. Если в вашем ведомстве действует специальный порядок, нужно выполнить его требования.
Работать можно только по гражданско-правовому или трудовому договору на условиях совместительства. Исключение — доход от сдачи недвижимости в аренду. В этом случае нужно оформиться самозанятым.
Работать представителем можно. Но с такими же ограничениями, как и для другой деятельности.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
Уважаемое комьюнити Т-Ж, а вот если все исходные данные такие же, только работник имеет статус военнослужащего (альтернативная служба в воинской части при объекте смена 2/2). По закону допускается иметь дополнительную занятость только связанную с работой на МО РФ. Может быть есть какие-то нюансы позволяющие осуществить официальный дополнительный заработок?
Понимаю, насколько по-идиотски звучит вопрос, но все же спрошу. Как узнать, что я работаю на должности госслужащего или муниципального служащего? Вот, к примеру, такие служащие в течение 2 лет после увольнения обязаны отчитываться о дальнейшем трудоустройстве и подработках. Знаю также, что кроме таких служащих есть еще должности, на которые возложены такие же обязанности. Как понять, что моя должность входит в этот перечень?
Однако точно помню, что при приеме на работу в огромной кипе бумажек, которую мне давали на подпись, точно было что-то вроде ФЗ «О противодействии коррупции» или какого-то акта, в названии которого фигурировало что-то про коррупцию. Я должна была подписать, что ознакомлена.
Преимущества госслужбы
Преимущества государственной службы по сравнению с работой в других структурах состоят в следующем:
Органы государственной службы
В принципе все виды деятельности человека, в зависимости от места его работы можно разделить на три основные группы: работа в частных структурах (фирмах, компаниях, корпорациях и т. д.), собственное предпринимательство и работа в органах государственной службы. Государственная служба подразделяется на три вида: военная, правоохранительная и гражданская. Самый обширный и популярный вид государственной службы – это гражданская. Гражданская служба представляет собой работу различных министерств и ведомств: здравоохранения, образования, социального развития, труда, лесного хозяйства и так далее.
Престижность и преимущества работы в государственных структурах
Преимущества государственной службы по сравнению с работой в других структурах состоят в следующем:
Стабильность и социальная защищённость
Стабильность работы – это уверенность в завтрашнем дне. Организация госслужбы никогда не разорится, не перестанет существовать. Даже если будет какая-то реорганизация или изменения в штате госслужащему обязательно будет предоставлено аналогичное место работы. Стабильность, эти и своевременная выплата зарплаты и всех других выплат. Социальная защищённость госслужащих заключается в обширном социальном пакете, куда включены: отпуск, более продолжительный, чем в других структурах, оплата больничных листов, командировок и другие льготы, существующие только в органах госслужбы.
Престижность
Государственные служащие обладают большим влиянием, так как по роду своей деятельности им приходится решать вопросы, связанные с работой многих предприятий, и естественно, влиять на эти решения. От них, особенно если их должностной статус достаточно высок, многое зависит, поэтому престижность госслужбы очевидна.
Возможность карьерного роста
Если госслужащий имеет высокую квалификацию по своей профессии, постоянно её повышает, инициативен, амбициозен, и желает подниматься по карьерной лестнице, в органах госслужбы для этого есть все возможности. Конечно, и в других структурах такие возможности тоже существуют, но, во-первых, далеко не во всех, а во-вторых, в частных структурах иногда вопросы карьеры решаются не в связи с заслугами претендента на должность, а по желанию собственника.
Льготы и привилегии
Стать государственным служащим может любой человек, достигший совершеннолетия и свободно владеющий русским языком. Кроме этого, он должен иметь соответствующее предполагаемой должности образование, желательно в одном из престижныз ВУЗов, и пройти конкурс на занятие данной должности. На любую должность в государственной службе принимают после прохождения соответствующего конкурса.
Тренд — «Госслужба». Что делает государство, чтобы стать привлекательным работодателем?
На рынке труда наметился очевидный тренд. Нестабильная экономическая ситуация, задержки зарплат, многочисленные сокращения заставляют кандидатов задумываться о работе в госсекторе
Все больше молодежи мечтают о месте в каком-нибудь ведомстве. По данным рекрутеров, многих в государственной службе привлекает стабильность, социальные гарантии, некоторых – социально-значимый аспект работы и амбициозность задач, которая на госслужбе зачастую выше, чем в компании коммерческого сектора. «Вакансии» является наиболее популярным поисковым запросом на порталах госуслуг, ему уступает даже вездесущий «загранпаспорт». Можно уверенно говорить о том, что сегодня госсектор создает реальную конкуренцию бизнесу в борьбе за лучших сотрудников, используя, при этом, и все современные способы коммуникации с потенциальными кандидатами.
Так, на федеральном уровне существует портал государственной службы и управленческих кадров (www.gossluzhba.gov.ru), где кандидаты могут получать актуальную информацию о системе государственной службы РФ, порядке поступления и прохождения госслужбы. Кроме этого, на портале размещены вакансии различных госведомств Москвы и регионов, а также есть информация по вопросам подготовки и развития резерва управленческих кадров.
По данным статистики портала, более 70% респондентов-пользователей этого ресурса заинтересованы в долгосрочной карьере на госслужбе, 12% рассматривают ее как начало общественно-политической карьеры, 11,1% хотят получить стабильный заработок на некоторое время, оставшиеся 5,2% — красивую строчку в резюме, после которой планируют удачно перейти в коммерческий сектор.
На региональном уровне одним из первых подобных проектов в России стал кадровый портал Правительства Санкт-Петербурга (www.hr.gov.spb.ru), целью создания которого как раз и стало развитие государственной гражданской службы, повышение ее привлекательности, улучшение имиджа государства как работодателя. Разработчиком портала выступила компания «Нетрика», специализирующаяся на разработке ИТ-решений для госсектора, методологическую часть ресурса предложили специалисты рекрутингового проекта HeadHunter.
Несколько месяцев работы портала уже стали интересным опытом формирования политики государства в области привлечения лучших кадров.
На портале любой желающий может «повесить» свое резюме, следить за вакансиями, которые напрямую размещают кадровые службы всех ведомств города. Конкурсный отбор кандидатов проводится с помощью прозрачных механизмов и единой открытой базы вакансий в городских госструктурах, что позволяет оценивать всех кандидатов объективно. Студенты могут узнавать о возможностях прохождения практики и стажировки в администрациях районов, комитетах, службах и управлениях города.
Государство становится привлекательным работодателем
Кроме этого, портал помогает формировать резервы: кадровый резерв органов исполнительной власти, резерв управленческих кадров и Молодежный кадровый резерв. Не все знают, что такое «резервы» — новый портал помогает разобраться и с этим понятием. При открытии госвакансии кандидат на нее ищется, как правило, сначала по внутренним ресурсам, одним из которых как раз и является кадровый резерв. В кадровой политике Администрации Санкт-Петербурга использование специалистов из резервов является приоритетом. Так, например, в 2015 году емкость кадровых резервов исполнительных органов власти была увеличена втрое, а количество назначений из резервов исполнительных органов власти превысило отметку в 300. Чтобы попасть в кадровый резерв, кандидаты проходят специальный отбор. Проводится оценка соответствия квалификационным требованиям, учитывается стаж гражданской службы или опыт работы по специальности, тщательно проверяются все документы, проводится тестирование профессиональных и личностных качеств.
Правительство города также активно работает и с молодежью. С помощью Молодежного кадрового резерва, властям города удалось переломить тенденцию старения государственной службы: за последние 4 года средний возраст государственного гражданского служащего Санкт-Петербурга снизился с 47 лет до 41 года, и сегодня каждый 6-й госслужащий в исполнительных органах власти моложе 30 лет. Всего за три года существования Молодежного кадрового резерва почти 200 его выпускников получили свои назначения в органах власти города.
Если говорить о статистике, на рекрутинговом сайте www.hh.ru (по данным специалистов HeadHunter) за весь 2015 год было опубликовано всего 300 вакансий от госструктур, но при этом отклик на каждую вакансию был очень высок – 33 резюме на 1 вакансию. А всего за первые 3 месяца работы Кадрового портала Санкт-Петербурга (декабрь 2015-февраль 2016) на нем было опубликовано более 600 вакансий, портал посетили более 5000 человек.
Все это говорит о том, что сегодня, действительно, государство становится привлекательным работодателем, все больше кандидатов стараются попасть на госслужбу.
Госструктуры тоже заинтересованы в привлечении сильных кандидатов, в формировании новых высокопрофессиональных команд. Главное здесь – создать эффективный канал связи, который поможет выстроить диалог между гражданами и властью и сделает процедуру подготовки к госслужбе прозрачной и понятной для всех кандидатов.
Алексей Ильин
Профессия — госслужащий
Алексей Майоров, заместитель проректора НИУ ВШЭ, в 2004–2008 гг. заместитель председателя правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югра (ХМАО–Югра)
Я категорически не советую идти на любую должность в федеральном министерстве сразу после окончания университета — если только человек не рассчитывает на особую поддержку.
– Алексей Николаевич, вы прошли путь от учителя в школе до заместителя проректора НИУ ВШЭ, работали в Министерстве образования РФ, были зампредседателя правительства ХМАО–Югра, работали там в Министерстве образования. Как вы считаете, где человеку, который хочет связать свое будущее с госслужбой, лучше стартовать?
– Лучше всего начинать в какой-то практической области, связанной с теми ведомствами, куда человек хочет попасть. Если хочется оказаться в органах управления образованием — в школе, если хочется управлять связью и телекоммуникациями — в компании, предоставляющей слуги мобильной связи, например. Я категорически не советую идти на невысокую должность в федеральном министерстве сразу после окончания университета — если только человек не рассчитывает на особую поддержку родственников или друзей. Есть люди, пришедшие в министерства сразу после вузов на должности клерков и ставшие со временем руководителями, но это скорее исключение. Им всегда сложнее по двум причинам: из-за отсутствия практического опыта и предвзятого отношения руководства. У многих начальников (по себе знаю) есть предубеждение против людей, не имеющих опыта работы в той сфере, где они хотят принимать управленческие решения. Начальнику отдела практический опыт очень пригодится, а директор департамента в министерстве без него просто не сможет работать.
Я начинал работать в школе учителем, а уже через год стал директором. Это была малокомплектная школа в Тульской области — 27 учеников. Но приходилось решать огромное количество задач — от закупки угля до организации ремонта крыши, плюс общение с родителями и учителями. Этот опыт мне помогает до сих пор. Поэтому, когда я подбирал специалистов на работу, я старался никогда не ставить на места, связанные с управлением людьми, тех, кому не приходилось до этого заниматься чем-то серьезнее, чем распечатка документов.
Для начала, по-моему, очень хорошим местом может быть структура, связанная с научной или аналитической деятельностью. Это даст возможность понять, на что вы способны: только организовать встречу или сделать самостоятельный анализ маленькой проблемы или аналитическое обобщение. В такой структуре есть возможность учиться – неформально – у коллег и с коллегами.
Еще один хороший, хотя и не всем подходящий вариант старта — аппарат органов законодательной власти. Могу сказать из своего опыта – я работал заместителем руководителя аппарата комитета Государственной Думы по образованию. Это для тех, кто хочет дальше работать с документами, в первую очередь — для юристов. Ведь каждый нормативный акт проходит юридическую экспертизу. Дело это перспективное и хорошо оплачиваемое. Для человека, который хочет им заниматься, очень серьезный опыт работы — поработать в аппарате регионального или местного органа представительной власти.
– Какими качествами должен обладать человек, чтобы преуспеть на госслужбе?
– Он должен уметь учиться, постоянно и непрерывно приобретать новые знания. Я при подборе сотрудников всегда обращал внимание на опыт работы. Хотя опыт – это совсем не главное. Когда говорят о большом опыте сотрудника, я вспоминаю фразу Артура Хейли – «если человек имеет тридцатилетний опыт работы, вполне возможно, что это опыт одного года, повторенный 30 раз». Так что кроме опыта важна готовность усваивать новое, свежий взгляд, умение не поддаваться рутине.
– Какую роль на госслужбе играют личные связи? Часто ли люди делают карьеру «по блату»?
– На госслужбе, как и везде, бывает по-разному. На мой взгляд, личные связи могут помочь на старте — выбраться на чуть более высокий уровень. Дальше все уже зависит от самого человека. Я знаю людей, сделавших хорошую карьеру полностью самостоятельно, и знаю тех, кого изначально поддерживали, но они застряли на середине. Редко кого двигают на протяжении всей жизни, обычно после стартового «пинка» карьеру приходится выстраивать самому.
– Другой распространенный стереотип о госслужбе: ушел, например, губернатор – а вместе с ним ушла «и вся его рать».
– Мне за длительную «жизнь» на госслужбе приходилось наблюдать и полную смену команды после ухода руководителя, и ситуацию, когда все остаются. Скажем, в ХМАО была радикальная смена команды – после ухода губернатора ушли все его заместители и практически все руководители департаментов. В то же время многие начавшие работать со мной остались и успешно работают. Совсем другой пример — Николай Иванович Булаев, сейчас депутат Государственной Думы. Когда он перешел с должности руководителя комитета Госдумы по образованию на должность руководителя Рособразования, с ним остались работать все, кто сотрудничал с прежним руководителем. По-моему здесь все зависит от нескольких факторов.
Во-первых, разделяет ли прежняя команда ценности нового руководства. Именно ценности первичны. Если они одинаковы, то и люди сработаются.
Во-вторых, стиль руководства. Простой пример — я работал с двумя губернаторами. Оба они хорошие люди и талантливые руководители, но один никогда не повышает голоса, а второй делает это часто. Кто-то может к такому привыкнуть, кто-то — нет.
– Взаимодействие разных уровней государственной власти в России часто называют большой проблемой. Что бы вы как человек, работавший и в федеральном министерстве, и в правительстве субъекта, посоветовали учитывать молодым сотрудникам?
– Наша система управления сейчас чрезмерно и не всегда разумно централизована и устроена так, что толкает федеральную и региональную власти ко взаимному недоверию. Когда я работал в Министерстве образования, мне казалось, что регионы нужно держать на коротком поводке — они ничего не понимают, «все непременно разворуют» и не смогут отчитаться должным образом, а нам потом за них отвечать. Поэтому «шаг влево, шаг вправо — расстрел», и отчеты по каждому поводу. Когда я стал работать в ХМАО–Югре, мне казалось, что чиновники из федеральных министерств ничего не понимают, шлют непрерывно бестолковые письма – противоречащие одно другому, логике и здравому смыслу – и сами не знают, чего хотят, а мы тут, «на земле» знаем, как спасти наше образование. Не сомневаюсь, что взаимоотношения субъекта и муниципалитета выглядят в глазах служащих регионального и муниципального уровня так же. Я бы посоветовал молодым госслужащим учитывать этот момент, пытаться почаще смотреть на себя глазами адресата очередного письма или отчета и не спешить записывать коллег с другого этажа власти в злодеи и дураки.
И нужно понимать, как реально разделены полномочия между федеральным министерством, субъектом и муниципалитетом, и не забывать об этом. У нас нередко с замминистра пытаются спросить за то, что происходит в муниципалитете, о котором он не знает и знать не обязан. Думаю, это недопустимо.
– Как вы считаете, что является самым сложным в работе высокопоставленного регионального чиновника?
– Обычно есть две проблемы — либо денег ни на что нет, либо губернатор пытается вмешаться в каждую мелочь. Когда и то и другое складывается так, как нужно, можно сделать очень и очень много. Когда я был зампредом правительства ХМАО–Югра, мы работали в уникальной ситуации: и средства были, и губернатор лишь намечал общую рамку работы. Мы активно развивали центры технических видов спорта, в сотрудничестве с военкоматами – подготовку к воинской службе и систему поисковых отрядов, развили волонтерское движение, совместно с органами управления культурой – художественное образование и воспитание.
Мы открыли сеть ресурсных центров, осуществляющих обучение по программам среднего профессионального образования. Например, в Сургуте нам удалось договориться о передаче системе образования заброшенного здания недостроенной тюрьмы и перестроить его, сейчас там прекрасный ресурсный центр подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих — от экскаваторщиков до сварщиков. Мы договорились с работодателями о сотрудничестве и создали центр подготовки специалистов по деревообработке. ХМАО известен своими лесозаготовками и деревообрабатывающей промышленностью, и нам удалось наладить подготовку кадров для конкретных работодателей.
Но это все некоторый набор дел, однако из него складываются серьезные результаты – такие, как снижение молодежной преступности, рост процента выпускников, работающих по полученной специальности, до 80 процентов, выход округа на самообеспечение по кадрам высшей квалификации.
– Вам пришлось из центра России приехать руководить в том числе образовательной политикой в регион с другими условиями, пестрым этническим составом. Что вам приходилось учитывать в первую очередь?
– Специфику местного менталитета. Ведь в ХМАО–Югре русскоязычное население тоже очень своеобразное. Первая волна переселения — это ссыльные переселенцы, раскулаченные в 1930-е годы. Там множество поселков, образованных ссыльнопоселенцами — представляете, шла баржа и высаживала людей на расстояние 30-40 километров друг от друга. Там, где выжили — теперь поселок, а где не выжили — ничего. Следующая волна, уже связанная с освоением нефтяных богатств, была в 1950-60-е годы, когда в ХМАО ехали работать и чеченцы, и татары, и белорусы. Национальные диаспоры проживают обособленно, многие говорят дома на родных языках. Им интересен их родной язык, их традиции. Об этом люди, управляющие образованием из Москвы, часто забывают. Все помнят, что есть коренные северные народы с их спецификой, но для крупных городов знание русского языка — проблема мигрантов, так думают в Центральной России. То, что в Ханты-Мансийске могут быть люди, которым нужна школа с татарским языком, для приезжего управленца не очевидно. Поэтому очень важно совершенствование местного кадрового потенциала, им такие вещи понятны по умолчанию.
Есть еще одна проблема, которая в Москве может показаться странной. У нас любят говорить о перепроизводстве экономистов и юристов. Но за пределами нескольких мегаполисов — попробуй найди юриста, тем более квалифицированного! С экономистами проще, но перепроизводства во многих местах, где они нужны, не наблюдается. К этой проблеме руководителю, работающему в регионе, тоже нужно быть готовым. Важно понимать: людей придется долго искать и часто — учить.