Как сделать карьеру учителю

Карьера учителя или кара учителя

Как сделать карьеру учителю

Как ни обидно, время, когда «учитель» – это звучало гордо, прошло. Сегодня представители одной из вечных профессий скорее не выбирают, а соглашаются на свою работу – они, молодые специалисты, не нашедшие себя в других областях. А может, это – одно из заблуждений, витающих около воспетой в искусстве и столь неоднозначной профессии?

Учительница первая моя

Согласно статистике, 16% российских женщин в детстве мечтали стать учителями. Однако соотношение полов в педагогических вузах показывает, что с течением времени многое меняется. Если по составу учеников школа в России – смешанная, то по составу учителей – фактически женская (86% к 14%), и дети, как утверждают социологи, получают женское образование. Любопытно другое: сочетания «женщина-учитель» и «мужчина-учитель» практически не встречаются в психолого-педагогической литературе, а ведь слово, обозначающее профессиональную принадлежность – «учитель», мужского рода. И немудрено – мужчины чаще выбирают активные профессии, где можно проявить себя и сделать карьеру. Какова же карьера у учителя?

Так называемая карьера

Карьера учителя предполагает два вектора: либо вырасти по административной линии, либо совершенствоваться в преподавательской работе. Выбор небогат, да и коридор узок: лишь один из 24-25 учителей когда-нибудь может стать директором школы. Безуспешно поискав себя на педагогическом поприще, многие через 2-5 лет уходят в другие сферы. Обидно, если учесть, что период наибольшей эффективности начинается у учителей после 8-10 лет преподавания.

Зарплата или нечто вроде

Основное определяющее уровень зарплаты учителя — это объем преподавательской нагрузки. Поэтому единcтвенный способ влиять на свой уровень благосостояния для педагога — это набирать максимально возможное число часов плюс искать дополнительный заработок (совместительство, репетиторство). На вопрос, почему учителям исторически так не повезло с зарплатой, ответить просто: оплата труда сотрудников – главная статья расходов в сфере образования. В экономических категориях этот уровень вполне приемлем: если люди готовы работать за такие деньги, то зачем платить больше? Но в категориях развития государства он недопустимо низок.
65% россиян считают профессию учителя непрестижной.

36% учителей считают свою работу стрессовой.

41 год — средний возраст российских педагогов.

1,5 млн учителей работают в сфере образования в России.

За последние 10 лет их число сократилось на 100000 человек.

Денег мало, нервов много

Одна из трудностей профессии учителя состоит в ее контактности. Пара сотен учеников или студентов, «пропущенные» за смену грозит нервными (а неровен час – и психическими) расстройствами от переизбытка общения. Вот почему педагоги бывают такие «звери», а среди преподавателей так много шизофреников.

Еще один отрицительный показатель — число выполняемых функций за смену. У большинства работающих россиян, помимо прямых служебных обязанностей, есть дополнительные нагрузки, отнимающие столько же времени, сколько основная работа. Согласитесь, задача учителя — учить детей, а не проводить родительские собрания, писать отчеты в департамент образования, планы и докладные записки (в вузах и школах США и Европы эти обязанности выполняют другие специалисты).

«Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом», — считал Сенека. Иногда кажется, что образовательная система будто специально устроена так, чтобы не дать учителям возможности получать удовольствия от работы и допустить появления выдающихся учителей.

Полуторная нагрузка, будучи нормой для учителя, предполагает 4-6 уроков в день плюс ежедневную подготовку к занятиям, внеурочную работу, совещания, «бумажную работу», дополнительную работу на стороне, коей занимаются не меньше трети всех педагогов. Не удивительно, что сегодняшний учитель часто напоминает промрабочего, замученного необходимостью изготавливать максимальное число деталей на станке. У него почти нет времени и финансовой возможности читать книги, ходить в театры, фитнес-клубы, хорошие парикмахерские (унылые прически учителей – первое, что бросается в глаза на педсобраниях), путешествовать, модно одеваться и иметь хобби.

Но настоящей «изюминкой» педагогических сложностей можно считать состав коллектива и его особенности: в однородном (как правило женском) коллективе процветают интриганство, зависть, злоба, подсиживание, которые нередко вынуждают талантливого человека искать новую работу. Возможно, Сенека был прав…

По остаточному принципу

Другой известный афорист Жак Барвэн сказал: «Учительство – не утраченное искусство, но уважение к учительству – утраченная традиция».

Конечно, подобная ситуация встречается не везде. В Британии, например, профессию педагога считают престижной и желанной, а 16% британских выпускников назвали преподавательскую деятельность областью, в которой они хотят делать карьеру. В России же распределение учителей происходит по остаточному принципу, а работа выпускников педагогических вузов не по специальности имеет массовый характер. При этом первыми в очереди на выход из сектора и получение альтернативной работы стоят те, чьи зарплатные претензии максимальны, а профессиональные позиции на региональном рынке труда наиболее конкурентоспособны. Как говорится, без комментариев.
Ежегодно в школах ждут 30000-32000 молодых специалистов. Нормальная возрастная сменяемость требует 45000-47000 молодых учителей, но это при условии, что пожилые учителя вовремя уходят на пенсию, чего не происходит.

Источник

3 способа начать карьеру педагога. Без смс, репетиторства и волонтёрства

Как сделать карьеру учителю

Выпускники педвузов (часто без опыта работы) не всегда могут сразу устроиться работать в школу, поэтому им приходится заниматься репетиторством или волонтёрством. Это приносит не самый большой и стабильный доход. Наш блогер Полина Дрёмова рассказала о ещё трёх способах начать карьеру после педагогического вуза.

Здравствуй, будущий педагог! Возможно, ты получаешь диплом по солидному профилю «Педагогическое образование». Или хочешь сменить офисную профессию на педагогику. Или просто ищешь общения с детьми. В любом случае, ты хочешь быть ближе к детям и не знаешь с чего начать. Я помогу тебе и подскажу несколько мест, подходящих для старта карьеры учителя.

1. Педагог дополнительного образования

Сфера дополнительного образования предлагает большой выбор кружков по всей стране. Ученики могут добрать то, чего не хватает в школе, или усилить имеющиеся знания. Во многих местах спрос детей и родителей превышает предложение, поэтому образовательные площадки постоянно расширяются и ищут новые кадры.

Как сделать карьеру учителю

Несмотря на то, что в вакансиях педагогов робототехники или английского часто указывается опыт работы от одного года, на деле работодатели охотно берут студентов без опыта.

Что делать. Составить резюме и откликнуться на понравившуюся вакансию. Если не знаешь, как составляется резюме, то воспользуйся одним из онлайн-конструкторов.

На что обратить внимание. Уточни, по какой образовательной программе занимаются дети. Если у тебя нет опыта, то лучше вести кружок с готовыми поурочными материалами. Если работодатель отмахивается от вопроса о программе, то учти, что в случае недовольства детей их родители придут именно к тебе.

2. Вожатый профильной смены в детском лагере

Детский лагерь — это романтика! Отрядные посиделки, множество активностей, еда по расписанию и тихий час. Правда, последние два пункта больше привлекают взрослых, чем детей. Ещё лагерь — это бессонные ночи при планировании КТД (коллективно-творческое дело), постоянный учёт количества детей в отряде и тысяча и одна проблема любовного характера. Но вряд ли найдётся вожатый, который считает этот опыт негативным.

У каждой лагерной смены есть своя программа. Подготовка к смене, на которой вожатые подробно знакомятся с тематическим планом, проходит за несколько дней до её начала. Сейчас у вожатых большой выбор смен: от патриотических в подмосковном парке «Патриот» до танцевальных на берегу Чёрного моря.

Как сделать карьеру учителю

Чтобы поехать в лагерь, нужно закончить школу вожатых. Хорошие школы есть у многих педагогических вузов или располагаются под крылом правительственных организаций. Обучение длится от месяца до полугода в зависимости от школы. После успешной сдачи экзамена выдаётся сертификат, который предъявляется при приёме на работу.

Что делать. Записываться в школу вожатых с интересной программой подготовки и сотрудничеством с лагерями. Да, хорошая школа гарантирует трудоустройство в один из своих лагерей.

На что обратить внимание. Не ведись на школы вожатых с супербыстрым или заочным обучением. Скорее всего, ты там не научишься тому, что нужно на смене: игротеке, проведению КТД и возрастной психологии.

3. Методист курса дополнительного образования

Отдельной веткой образования является разработка методических материалов. Стоит внимательнее присмотреться к методологии, если у тебя есть профессиональный опыт в популярной сфере, не связанной с образованием. Например, ты программист, который активно интересуется обучением детей и имеет опыт участия в олимпиадах по информатике. Или журналист, который хочет передать своё умение владеть словом. Такие специалисты часто нужны при разработке образовательных программ.

Команда методистов не может состоять исключительно из педагогов. В ней обязательно должны быть предметные эксперты, которые будут отвечать за качество учебного материала.

Как сделать карьеру учителю

5 советов, как учителю развить психическую устойчивость

Работа методистом предполагает не только составление конспектов уроков, но периодические выезды на места их проведения. Возможно, ты будешь вести занятия у тестовой группы и оценивать соответствие УМК (учебно-методического комплекта) уровню детей. Или ты будешь контролировать качество работы педагогов по твоим наработкам.

Что делать. Составить резюме и приложить к нему мотивационное письмо (или раскрыть свои интересы в разделе «О себе»). Хорошая компания захочет услышать, почему ты решил податься именно в методисты.

На что обратить внимание. Если у тебя нет опыта, то не стоит идти работать методистом-одиночкой. Лучше найти организацию с большим методическим объединением и присоединиться к нему.

Как ты мог увидеть, у начинающего педагога есть минимум три абсолютно разных варианта начала карьеры. Совсем не обязательно выбирать один — можно попробовать все. А с чего бы ты начал свою карьеру?

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

Стратегия карьерного роста молодого педагога

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ КАРЬЕРНОГО РОСТА МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ

Семёнова Людмила Германовна

учитель начальных классов, «СОШ № 27 г. Йошкар-Олы»

На современном этапе экономического развития России возрос интерес общества к вопросам стратегического проектирования карьеры. Важное значение имеют перспективы карьеры и для молодого учителя, так как профессиональное развитие не будет эффективным, если возможности учителя получить продвижение по службе ограничены.

Профессионально-педагогическая деятельность молодого учителя может развиваться в двух направлениях. Вертикальная карьера — это движение по административной лестнице в сфере образования (учитель — завуч — директор — Глава Департамента образования). Горизонтальная карьера — движение по повышению профессионального мастерства, признанное и оцененное социумом (учитель — I, II категории, высшей категории, победитель конкурсов «Молодой учитель года», «Учитель года», «Самый классный классный»).

Придя в школу, молодые педагоги с первых лет работы имеют возможность выстраивать стратегию собственной карьеры, которая свидетельствует о дальнейших намерениях.

Понятие «стратегия» — междисциплинарное и широко используется в экономике, политике, социологии, психологии, педагогике. В гуманитарных науках понятие «стратегия» соотносится с такими понятиями, как «способ», «метод», «план», «сценарий», «программа» [5, с 524]. Карьерная стратегия молодого учителя рассматривается нами как разработанная и реализуемая им индивидуальная программа, соответствующая его карьерным мотивам и целям.

Г. Н. Сериков, рассматривая формы представления индивидуальных программ реализации профессионально-педагогической деятельности, видит в ней некую искусственную образовательную систему, включающую:

• исполнение должностных (функциональных) обязанностей;

• развитие собственной профессионально-педагогической квалификации;

• выполнение инициативных работ, осуществляемое по собственному почину с целью самореализации в сфере образования [7, c 38].

В современной школе стратегия карьерного роста молодого педагога напрямую зависит от педагогического сообщества, в котором делаются первые профессиональные шаги. Директор подбирает для молодого учителя педагога-наставника. Наставник, в свою очередь, является эталоном духовно-нравственного и инновационного потенциалов личности учителя, компетентности и мастерства, а так же оказывает поддержку на этапе становления молодого педагога с учетом профессиональных и личностных качеств молодого учителя.

Далее проектированием индивидуальной стратегии карьерного роста занимается сам молодой педагог.

На начальном этапе нужно произвести анализ факторов, влияющих на профессиональное развитие, а именно, возраст, профессиональный опыт и квалификация, уровень профессиональной подготовки, состояния здоровья, компетентности. Также нужно обратить внимание на уровень притязаний и самооценку, мотивацию к достижениям, социально-профессиональные установки.

Портфолио/паспорт карьеры — это модель оценивания, которая в большей степени, чем традиционное портфолио, направлена не только на процесс оценивания, но и самооценивания, на выявление у молодого учителя:

объективно существующего уровня его профессиональной компетентности;

• пробелов в подготовке к профессиональной деятельности;

• положительных мотивов педагогической деятельности;

• интереса к различным видам педагогической деятельности;

• развития мыслительной деятельности.

Ниже представлена структура портфолио молодого учителя, в которой имеются рубрики, составленные согласно стандартам [5, c 14].

Таблица 1. Структура портфолио молодого учителя.

Проектирование индивидуальной стратегии карьерного роста молодых педагогов определятся как деятельность, соответствующая их мотивам и целям, в основе которой лежат потребности личности учителя в самоопределении, самопрезентации посредством содействия со стороны педагогического сообщества современной школы и введения портфолио/паспорта профессиональной карьеры.

Котлярова, И.О. Дополнительное образование через всю жизнь: развитие личных ресурсов человека: монография / И.О. Котлярова, С.Г. Сериков. – Челябинск: Изд-во «Уральская академия». – 188 с.

Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Русский толковый словарь. — М., 1997.

Модернизация общего образования: самообразование учителя инновационной школы/ Под ред. В. В.Лаптева, А. П. Тряпицыной. — СПб.: Береста, 2002.

Новикова Т. Г. Папка индивидуальных учебных достижений «портфолио»: федеральные рекомендации и местный опыт // Директор школы. — 2004. — № 7. — С. 13—24.

Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. − 4-е изд., доп. − Москва : Азбуковник, 2000. – 940 с.

Сериков, Г.Н. Образование и развитие человека: монография / Г.Н. Сериков. – М.: Мнемозина, 2002. – 416 с.

Источник

Портрет учителя мелом

Как сделать карьеру учителю Как сделать карьеру учителю

Елена Анатольевна, в России 1 млн 200 тысяч учителей. Какой социальный портрет российского педагога? Чем он отличается от европейских коллег?

Как сделать карьеру учителю

Как сделать карьеру учителю

За границей педагоги часто меняют работу. А ведь у нас в одной школе работают десятилетиями?

Минобрнауки предложило ступеньки для карьерного роста педагогов. В школах появятся новые должности: учителя-наставники, учителя-эксперты, помощники учителей. Что они будут делать?

В разных странах развиваются разные модели карьерного роста. В Сингапуре, допустим, в школах есть и учителя-специалисты (горизонтальная карьера), и старший учитель, учитель-мастер, а это карьера по вертикали. В Англии очень хорошо зарекомендовали себя учителя-мастера, которые консультируют и тренируют других учителей.

Но у нас в школах уже были и методисты, и наставники. Возвращаемся к старому?

А наши эксперты, тем временем, предлагают ввести в педвузах пятилетнее образование, отказавшись от четырехлетнего бакалавриата. Как вам идея?

Как сделать карьеру учителю

Как сделать карьеру учителю

Известно, что финские ученики показывают одни из лучших результатов в Европе. Что надо поменять в программах российских педвузов, чтобы наши педагоги учили детей не хуже?

Идет объединение вузов, которое часто касается и педуниверситетов. Может быть, крупные университеты смогут лучше готовить будущих педагогов?

Елена Ленская: Несколько лет назад у нас проводилось международное исследование TEDS, посвященное подготовке учителей математики, в классических университетах и пединститутах. Выяснилось, что большой разницы в качестве подготовки нет. Методические и математические задачи и те и другие выпускники решали примерно одинаково.

Знания инженера устаревают через три года. А как часто должен повышать квалификацию учитель?

Елена Ленская: Педагог должен учиться все время. Когда мы устанавливаем планку: надо пройти курсы через три года или через пять, педагоги воспринимают это как обязанность. Во многих развитых странах учителю выделяется от 5 до 18 дней в году на повышение квалификации, и директор обязан обеспечить учителю замену. У нас чаще всего учиться надо либо после уроков, либо в каникулы. На вопрос анкеты: «Что мешает повысить квалификацию?» наши учителя часто отвечали: «Семейные обязанности». Это говорит о том, что обучение шло за счет их личного времени. Европейские педагоги чаще говорят другое: «Должностные обязанности». Это значит, что им бывает трудно оторваться от учебного процесса, чтобы посетить занятие, приходится искать для этого удобное время.

Как сделать карьеру учителю

Несколько лет назад появились ваучеры и сертификаты, с помощью которых можно было оплатить курсы повышения квалификации. Учителя сами могли выбирать, кому отнести деньги, которые выделило государство. Почему ваучеры не прижились, ведь хорошим университетам они были выгодны?

Михаил Пратусевич, директор Санкт-Петербургского президентского физико-математического лицея:

— Надо иначе оценивать педагогические вузы. Может быть, не так уж и важно, сколько докторов наук там работает. Гораздо важнее, чтобы студентов учили самые блестящие и талантливые педагоги, а педагогическая практика должна начинаться с первого курса.

Источник

Моя карьера учителя

В данной работе я описала свою карьеру, представляя тип карьеры, вид карьеры, модель, конфигурацию, этапы. А также определила, какие ограничения препятствуют развитию карьеры современного учителя. Предложила способы их устранения.

Просмотр содержимого документа
«Моя карьера учителя»

В настоящее время моя карьера находится на этапе становления, когда уже заложена основная теоретическая и частично практическая базы знаний. Я продолжаю осваивать профессию педагога-учителя русского языка и литературы, приобретаю необходимые профессиональные навыки.

Моя деловая карьера является внутриорганизационной. На данном этапе профессиональной деятельности она является специализированной. Наряду с данным видом карьеры можно рассматривать и горизонтальный тип моей карьеры.

В отдельные моменты моя карьера приобретает элементы скрытой (центростремительной) карьеры. (Ввиду моей творческой инициативности, высокого уровня художественного чтения и педагогического мастерства меня приглашают на Фестивали и конкурсы в качестве как исполнителя, так и ведущей праздников, концертов и конкурсов. Также поручают ответственные должности внутри организации- в течение 2-х лет являюсь начальником детского оздоровительного лагеря «Мечта» на базе МКОУ «Архангельская ООШ».

Модель моей карьеры выстраивается по типу «лестница». Данный тип присущ для работающих с полной отдачей, так как я постоянно совершенствую качество своей деятельности, участвуя в разработке инновационных методических материалов, создании рабочих программ по своему предмету, написании и публикации научных статей.

У меня, как у молодого специалиста, первая квалификационная категория. На данном этапе у меня заканчивается профессионально-педагогическая адаптация в профессиональной деятельности и происходит формирование индивидуального стиля деятельности и профессионального мастерства учители сельской школы. Известно, что на данный момент у педагогов нет возможностей для карьерного роста. Начав свою деятельность учителем, человек так и выходит на пенсию учителем. Но сейчас разрабатывается система профессионального роста учителей и новые подходы к аттестации педагога. В настоящее время после 5 лет работы учитель проходит курсы повышения квалификации, после которой он качественно повышает свой профессиональный уровень, меняется оплата труда, он приобретает звание учителя-методиста, тьютора, учителя-наставника, а также такие звания, как «Педагог- исследователь», «Методист- исследователь», «Руководитель- исследователь», «Эксперт педагогической деятельности» Ожидаемым результатом моего профессионального становления становится появление новых областей и форм педагогического взаимодействия, а также повышение творческой инициативы и профессиональной компетентности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *