Как сделать карточки по сольфеджио
В помощь начинающему преподавателю сольфеджио. Наглядные пособия
От редакции. Данным материалом редакция постаралась ответить на многочисленные поисковые запросы пользователей интернета, связанные с наглядными пособиями по сольфеджио для ДМШ. Наиболее популярные в педагогической практике пособия нужны как самим педагогам, так и родителям учащихся, которых преподаватели обычно просят изготовить часть из них. Материал может быть полезен также студентам музыкальных учебных заведений, начинающим преподавать сольфеджио в секторе педагогической практики. Для удобства использования молодыми педагогами все пособия кратко описаны и прилагаются в PDF-формате для скачивания.
На уроках сольфеджио большое значение в усвоении теоретического материала имеют различные наглядные пособия. С первых уроков в подготовительном классе предлагается использовать пособие «пуговки». Это два нотных стана со скрипичным и басовым ключами. На них вертикально натягиваются лески. На каждую леску надеваются по две пуговицы — белая и чёрная. В результате вверху выстраивается ряд белых пуговиц, внизу — ряд чёрных. Пуговки свободно двигаются по леске, короткие звуки обозначаются чёрным цветом, длинные звуки — белым. Это пособие сначала помогает изучать ноты, причём в обоих ключах, затем с помощью пуговок «записываются» простейшие и даже более сложные мелодии. Так как на уроке сольфеджио много форм работы, а маленькие дети плохо и медленно пишут ноты, данное пособие экономит время.
Общеизвестно, что применение пособий-карточек очень оживляет уроки сольфеджио. В подготовительном, первом и даже втором классе желательно рассказывать детям небольшие увлекательные истории, героями которых являются музыкальные термины. Очень хорошо для этой цели подходят сказки В. Кирюшина. Познакомить ребят с различными интервалами, дать им яркую эмоциональную окраску можно на примере «Сказки о глупой жирафе Октаве» и «Сказки о двух братьях Консонансе и Диссонансе». С другой стороны, никто не мешает творчески ориентированному педагогу сочинить свои сказки и предложить другой персонаж, изобразив его на карточке. С помощью сказок дети легко запоминают названия интервалов. Разумеется, педагог должен сопровождать свой рассказ музыкой. После усвоения материала дети любят играть в «интервальные дорожки», используя карточки, «загадывать» интервалы на фортепьяно, при этом ответы-карточки демонстрирует вся группа.
Пособия помогают в развитии ладового, гармонического, внутреннего слуха, способствуют чистому интонированию. Можно предложить ещё три пособия, которые используются начиная с подготовительного класса и далее в последующие годы обучения.
Первое пособие — это ЛЕСЕНКА. Лесенка предлагается в качестве пособия в учебнике для подготовительного класса М. Котляревской-Крафт. В основе её заложен релятивный способ изучения соотношения ступеней-звуков в ладу, который очень хорошо зарекомендовал себя для развития чистой интонации, помогая расширять диапазон голоса ребёнка. Предлагается сопровождать изучение лесенки ручными знаками. Первые интонационные упражнения по лесенке рекомендуется начинать с попевок и песенок на двух ступенях III-V (ВИ-ЗО), затем к данным попевкам присоединяется VI- ступень РА, только потом I ступень (Ё), даётся понятие тоники, далее — все остальные. Cтупени лесенки предлагается дифференцировать в цветовом отношении и связывать окраску лесенки со сказочными персонажами. ЛЕСЕНКА, которую мы используем, окрашена в цвета «любимые» главными героями сказки В. Кирюшина «В Стране Гармонических функций». Сказку лучше рассказывать, когда вводится ступень Ё (I) — Тоника, она по сказке В. Кирюшина — Царица страны Гармонических Функций, которая живёт в восьмиэтажном дворце, на первом этаже находится её тронный зал, а на восьмом — комната для отдыха. В сказке есть ещё один главный персонаж — Доминанта — главный министр Страны Гармонических Функций, который носит красный плащ и красную шляпу. Четвёртая ступень окрашена в жёлтый цвет, так как на этом этаже во дворце «живёт» главный повар Страны — Субдоминанта, предпочитающая в своём наряде жёлтый цвет. Остальная раскраска ступеней лесенки связана также с персонажами сказки. Таким образом, уже в подготовительном классе можно познакомить детей с названиями III ступени — Медианты, VI ступени — Субмедианты, связывая их с героями сказки и давать определённую функциональную принадлежность этих ступеней. На примере ЛЕСЕНКИ целесообразно проводить изучение строения мажорного звукоряда, а с помощью расширенной Лесенки — минорного. Предлагается петь песенки, показывая по Лесенке движение мелодии.
Второе пособие, хорошо знакомое преподавателям сольфеджио — это Болгарская Столбица. Рекомендуется главные ступени лада I, IV, V преподнести в той же цветовой гамме, что и на Лесенке, то есть использовать синий, жёлтый, красный цвет. На Столбице целесообразно стрелочками показать тяготение неустойчивых ступеней в устойчивые. Разрешение ступеней очень полезно дублировать ручными знаками в интонационных упражнениях. С помощью Столбицы удобно зафиксировать в сознании детей строение мажорного и минорного звукорядов. Даже обозначения ступеней римскими цифрами хорошо получается изучать по Столбице. По Столбице можно проводить распевки, когда в роли учителя выступает ученик, импровизировать, петь знакомые песенки, «загадывать загадки» из мелодий, таким образом развивая внутренний слух детей. С помощью Столбицы наглядно происходит знакомство учащихся с интервалами, аккордами и их более глубокое изучение в старших классах. Для изучения хроматизмов, видов минора, мажора рекомендуется с правой стороны от каждой ступени проставить диезы и бекары, а с левой стороны — бемоли и бекары.
Третье предлагаемое пособие — КЛАВИАТУРА ЗВУКОРЯДОВ. В данном пособии очень наглядно выделены главные ступени лада, причём в той же цветовой гамме, что и в Лесенке и в Столбице. Поскольку чёрные клавиши не раскрашены в нужные цвета, то ключевые знаки детям предлагается домысливать самостоятельно.
Общеизвестно, что изучать все гаммы, интервалы, аккорды важно в связи с КЛАВИАТУРОЙ ФОРТЕПИАНО. Вызывать же всех детей к инструменту на групповом уроке сольфеджио бывает часто невозможно. Поэтому, данное пособие исключительно полезно во всех классах ДМШ на уроках сольфеджио.
Дидактический (наглядный) материал к учебному предмету «Сольфеджио» по темам «Знакомство с нотами», «Длительности» (1 класс)
Для дошкольников и учеников 1-11 классов
Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.
МКОУ ДО «Солнцевская детская школа искусств»
Дидактический (наглядный) материал к учебному предмету «Сольфеджио» по темам «Знакомство с нотами», «Длительности»
в помощь учащимся 1 класса, обучающимся по дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор»
I квалификационной категории МКОУ ДО «Солнцевская ДШИ»
Сольфеджио является обязательным учебным предметом в детских школах искусств. Уроки сольфеджио развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих способностей учащихся, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства.
К сожалению, эта дисциплина по-прежнему считается предметом скучным, сложным. Чего скрывать, дети не любят данный предмет и с неохотой посещают занятия и как следствие не усваивают знания, заложенные в программе. Выйти из сложившейся ситуации можно, если применять на занятиях сольфеджио такие формы и методы работы, которые стимулировали бы развитие интереса к предмету. От педагога, прежде всего, зависит, смогут ли учащиеся полюбить предмет, заинтересоваться его содержанием, усвоить программу.
Целью разработки данного дидактического (наглядного) материала является помощь обучающимся в изучении и запоминании расположения нот на нотном стане, различия длительностей, их запись, развитие музыкальных способностей. Материал предназначен для обучающихся по дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор», поступивших в детскую школу искусств в возрасте шесть лет шесть месяцев, т.е. для младших школьников.
Для развития детей этого возраста важно внедрить в учебно-педагогический процесс знания, умения по данной дисциплине и применить их на практике, учитывая особенности каждого ребёнка. В процессе учебной деятельности учащийся получает много описательных сведений, и это требует от него постоянного воссоздания образов, без которых невозможно понять материал и усвоить его. Музыкальная деятельность предполагает использование огромных возможностей для получения первоначальных музыкальных навыков с помощью создания игровых ситуаций.
В младшем школьном возрасте память имеет наглядно-образный характер. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, который вызывает у них интерес, преподнесенный в игровой форме, с использованием ярких наглядных пособий. Поэтому от правильно и грамотно выстроенной работы преподавателя зависит, смогут ли учащиеся усвоить теоретический материал. Для преподавателя важно научить детей переключаться с одного задания на другое, не теряя смысла.
Знание возрастных особенностей младших школьников способствует выбору форм и методов учебно-воспитательной деятельности и работы с детьми. Опыт преподавания данной дисциплины показал необходимость использования дидактического материала в работе с разными возрастными категориями детей для лучшего усвоения и понимания теоретического материала и практического его использования.
Материал выстроен в соответствии с содержанием программы по учебному предмету «Сольфеджио» для 1 класса и предназначен для знакомства с основами нотной грамоты, длительностями, паузами. Для работы предусмотрены задания, взятые из рабочей тетради для 1 класса Калининой Г.Ф., ребусы, разработанные Кутушевой Э.В., карточки, таблицы, схемы, которые помогут учащимся лучше ориентироваться в нотной грамоте, различать длительности, запомнить расположение нот на нотном стане и на клавиатуре.
Данная разработка будет полезна преподавателям теоретических дисциплин. На основе этого материала они могут разработать любой другой по разным темам, например, вызывающим осложнения в изучении какого-либо материала, усовершенствовать его и использовать в своей работе.
Авторское учебно-игровое пособие «Трезвучия и их обращения. Аккордовые сказки и занимательные задания по сольфеджио». Для учащихся младших и средних классов ДШИ (2 редакция, переработанная и дополненная)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
детская школа искусств «Камертон»
Авторское учебно-игровое пособие
Трезвучия и их обращения.
Аккордовые сказки, картинки и
занимательные задания по сольфеджио
Для учащихся младших и средних классов ДШИ
(2 редакция, переработанная и дополненная)
г. о. Тольятти, 2018 г.
Пояснительная записка……………………………………………..стр. 5
Сказки про трезвучия ……………………………………………..стр. 12
Превращения – обращения………………………………………..стр. 16
(и практические задания к ней)…………………………………….стр. 22
Аккордовая азбука (и практические задания)…………………. стр. 22
Список литературы и других источников………………………..стр.23
Приложение 1. Трезвучия и их сказочные «портреты»
Слайд 1.1. Трезвучие – Снеговик………………………………….стр. 27
Слайд 1.2. Четыре брата Снеговика-Трезвучия………………….стр. 28
Слайд 1.3. «Портрет» мажорного Трезвучия- Снеговика……….стр.29
Слайд 1.4. «Портрет» минорного Трезвучия-Снеговика………..стр.30
Слайд 1.5. «Портрет» уменьшенного Трезвучия-Снеговика…….стр.31
Слайд 1.6. «Портрет» увеличенного Трезвучия-Снеговика…..…стр. 32
Слайд 1.7. Четыре Снеговика и Снегурочка………………………стр. 33
Слайд 1.9. Мажорное трезвучие (образ)…………………………..стр. 35
Слайд 1.10. Минорное трезвучие (образ)………………………….стр. 36
Слайд 1.11. Уменьшенное трезвучие (образ)……………………. стр. 37
Слайд 1.12. Увеличенное трезвучие (образ)……………………. стр. 38
Приложение 2. Песенки-портреты………………………………… стр. 39.
Бабичева Е., Бабичева И. Песенка Мажорного трезвучия………..стр. 39
Бабичева Е., Бабичева И. Песенка Минорного трезвучия………..стр. 39
Бабичева Е., Бабичева И. Песенка Уменьшенного трезвучия…….стр. 39
Бабичева Е., Бабичева И. Песенка Увеличенного трезвучия………стр. 40
Комаров А., Капустина В. Снегурочка и Снеговик..…………………. стр. 41
Приложение 3. Превращения – обращения………………………………стр. 42
Слайд 3.1. Обращения-превращения (секстаккорд, квартсекстаккорд)… стр. 43
Слайд 3. 2. Секстаккордия – 6, «головой вниз»…………………………..стр. 44
Слайд 3. 3. «Я секстаккорд»………………………………………………. стр. 45
Слайд 3. 4. Квартсекстаккордия…………………………………………….стр. 46
Слайд 3. 5. «Квартсекстаккорды, эй, аккорды!»…………………………..стр. 47
Приложение 4. Картинки – сказки ………………………………………. стр. 48
Слайд 4. 1. «Водопад трезвучий»…………………………………………. стр.49
Слайд 4. 2. «Остров секстаккордов» (сундук аккордов: 5/3, 6, 6/4)……..стр. 50
Слайд 4. 3. «Гора квартсекстаккордов»…………………………………. стр. 51
Слайд 4. 4. «Аккордовый клад»…………………………………………….стр. 52
Приложение 5. Интервальная разрезная азбука………………………….стр. 53
Слайд 4.1. Интервальная разрезная азбука (кварты)……………………стр. 54
Слайд 5.2. Интервальная азбука (терции)………………………………. стр. 55
Приложение 6. Аккордовая разрезная азбука ………………………………стр. 56
1. Аккордовая азбука (карточки с нотным изображением четырех видов
трезвучий от разных нот).
2. Аккордовая азбука (карточки с нотным изображением трезвучий, секстаккордов, квартсекстаккордов от разных нот).
Усвоение знаний связано с развитием мышления, что невозможно без включения памяти. Существует два вида памяти: произвольная и непроизвольная
Произвольная память ставит перед собой задачу специально что-либо запомнить, заучить то, что необходимо.
Непроизвольная память — это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. Этот вид памяти создаёт прочность запоминания, благодаря опоре на эмоции. Запоминается всё, что вызывает эмоциональный отклик.
Закрепление пройденного материала происходит через творческое осмысление. Повторение в уме связано с продумыванием вариантов своих действий на следующий урок. Поэтому, вспоминая об уроке и представляя пройденный теоретический материал урока в образах зрительных, словесных (стихах, прозе), музыкальных, ученик, во-первых, будет таким образом закреплять пройденный на уроке материал, во-вторых, выполнение домашнего задания не вызовет у него затруднений, и, в третьих, на следующем уроке он получит похвалу от преподавателя.
Иван Петрович Павлов, (1849—1936 гг.), физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности, академик Петербургской Академии наук и АН СССР, Лауреат Нобелевской премии 1904 г. говорил, что «между действием, впечатлением, воспоминанием о нём, в сущности, нет ни малейшей разницы со стороны процесса».
Цель пособия : научить детей мыслить в системе музыкальных образов, дополнить сложные музыкальные термины, понятия и определения ассоциативными подсказками для более естественного и логичного их понимания; уметь использовать на практике полученные знания.
1. Изучение и закрепление основных теоретических понятий через словесно-зрительные образы;
2. Развитие абстрактного мышления, аналитических способностей, творческого воображения и инициативы, создание условий для проявления познавательной активности обучающихся;
3. Психологическое раскрепощение обучающихся на уроке сольфеджио.
Пособие состоит из 3-х разделов и приложений:
I. Сказки про трезвучия (Б5/3, М5/3, Ум.5/3, Ув.5/3 и сказочные «портреты» этих «персонажей»);
II. Превращения – обращения (секстаккорды, квартсекстаккорды) и их сказочные «портреты»;
III. Картинки – сказки и задания к ним:
Приложения состоят из картинок-иллюстраций, нотного материала, и двух разрезных азбук.
Приложения состоят из шести разделов:
Приложение 1. Трезвучия и их сказочные «портреты» ( картинки-иллюстрации);
Приложение 2. Песенки-портреты: «Песенка Мажорного трезвучия», «Песенка Минорного трезвучия», «Песенка Уменьшенного трезвучия», «Песенка Увеличенного трезвучия»; песня-вальс «Снегурочка и Снеговик» (музыка А. Комарова, стихи В. Капустиной).
Приложение 3. Превращения – обращения ( картинки-иллюстрации);
Приложение 4. Картинки – сказки ( картинки-иллюстрации);
Приложение 5. Интервальная разрезная азбука (кварты, терции, изображенные в виде геометрических фигур – прямоугольника и треугольника);
Приложение 6. Аккордовая разрезная азбука, которая представляет нотное изображение четырех видов трезвучий и обращения мажорного и минорного трезвучий от разных звуков.
Каждая картинка-иллюстрация предполагает как слуховой анализ, так и практические задания, часть из которых можно выполнить с помощью интервальной или аккордовой азбуки.
Интервальную и аккордовую разрезные азбуки (кварты, терции, карточки с аккордами) рекомендуется размножить в таком количестве, сколько потребуется для выполнения заданий. Если на уроке надо опросить одновременно весь класс, то для индивидуальной работы такие пособия должны быть у каждого ученика, задания могут быть как одинаковыми, так и различными. Если работа командная, то задания могут быть предложены группе учеников, или нескольким группам одновременно. Таким образом, помощью этого пособия на уроке может быть опрошен весь класс.
Почему в «Пособии» терциям соответствует геометрическая фигура треугольник, а квартам – прямоугольник? Здесь надо сказать об ассоциациях.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что небольшие по размеру сказочные истории про аккорды, иллюстрированные картинками, много времени на уроке не займут, но зато ускорят процесс освоения темы «Трезвучия и их обращения» и привнесут игровой момент, активизируя мышление школьников, и оптимизируя учебный процесс.
Инновационное сольфеджио в стихах, сказках, музыкальных играх и онлайн-тренажерах
Содержимое публикации
Инновационное сольфеджио в стихах, сказках, музыкальных играх и онлайн-тренажерах
Авторская методическая разработка по сольфеджио для учащихся младших и средних классов детских музыкальных школ
Инновационное сольфеджио в стихах, сказках, музыкальных играх и онлайн-тренажерах
Авторская методическая разработка по сольфеджио для учащихся младших и средних классов детских музыкальных школ
Учебное пособие в лаконичной и доступной форме предлагает систему закрепления теоретических знаний, так необходимых в работе учащихся в освоении предметов теории и сольфеджио. Игровые методы используютсядля работы в нескольких направлениях: чистота интонации, закрепление в сознании определённых интонационных оборотов, что поможет формированию ладового чувства; развитие ритмического чувства и музыкальной памяти.
Данное пособие помогает быстро и легко освоить теоретический материал и закрепить его в игровой форме, используя стихи, загадки, сказки, ребусы.
Раскрашивание и иллюстрирование заданий пробуждает воображение и фантазию.
Во втором разделе пособия содержатся методические пояснения, в третьем разделе приложения с традиционными играми и с названиями музыкально-компьютерных программ, онлайн-тренажеров, музыкальных приложений по теории и сольфеджио.
Раздел I . Сказки, игры, стихи и раскраски
Звуки музыкальные и шумовые
Просыпаясь утром, мы слышим различные звуки. Их можно разделить на музыкальные, шумовые и звоны.
Музыкальные звуки можно спеть или сыграть на любом инструменте.
Если слышим чей то стук,
Шорох, шелест, свист вокруг,
Но бывают и другие.
Звуки музыкальные услышим на рояле мы,
На скрипке или флейте и на любом инструменте.
1. Раскрась рисунки и соедини разноцветными стрелочками:
Музыкальные звуки Звоны Шумовые звуки
Урок – знакомство с нотами I октавы
Скрипичный ключ – ключ соль
Нотный стан – нотный дом,
Загляните в гости к нам
Ноты будут рады вам!
2.Обведи по точкам скрипичный ключ
3. на второй строке – повтори
Ключ скрипичный приглашает
И хочу представить я
Наш весёлый звукоряд,
Встретить вас он очень рад!
Так встречает первый гном-
Приглашает в нотный дом
До, до, до – для вас поёт,
На добавочной живёт.
Нота ре магнит-липучка
И соседка нотки ми
Вот как держится ре крепко
Пела песенку феечке.
По дорожке фа бежала,
Между первой и второй
Всё бежала и бежала
А потом нашла фасоль
Соль сказала, что II
Второй этаж здесь будет мой!
После соль, мои друзья
Погостим у ноты ля.
Между соль и си сижу
И в окошечко гляжу,
Си свистела и гудела,
А потом она присела
На третью линеечку-
Для вас ребята пригласили-
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ
Это весь наш звукоряд,
Регистровый средний ряд
Дружных гномиков отряд.
Юный музыкант – пора начинать!
С первых уроков ноты изучать.
Чтобы выступать –пьесы исполнять,
Нужно постараться их запоминать:
Выучи ноты I и II октавы:
Круглая нота и белая
Нота белая и штиль
В целой ноте считай четыре доли
А в половинной меньше на две.
Целая нота в размере 4
А половинная в размере 2
На тоненьких шпильках
И ровным, спокойным
Как в длительностях выглядит мама?
Нота черная – четвертная дама.
И штиль дорисуем ловко.
Следом за мамой вприпрыжку,
Бегут 2 близняшки – сестрички,
Головка, штиль, флажок
Это восьмая дружок.
А если за руки взялись
Ты их ребром соедини-
Получишь две восьмушки.
Нота с точкой – мама с дочкой,
Дружно за руки берутся.
Нота с точкой, мама с дочкой,
Никогда не расстаются.
Расстояние между двумя соседними клавишами называется полутон. Два полутона образуют тон.
4. Найди и покажи на клавиатуре фортепиано полутоны и раскрась синим цветом.
Проверочный урок – загадка
Близкие соседи: СИ – ДО ДО – СИ МИ – ФА ФА – МИ
-Объясните слово ТОН
Для чего нам нужен он?
2 ПОЛУТОНА – ЭТО ТОН
В интервале – целый тон
Большой секундой значит он: ДО –РЕ…РЕ – ДО РЕ – МИ МИ.-. РЕ
— Кто знает закон строения мажора?
2Тона-Полутон 3 Тона – Полутон
-Кто назовёт закон строения минора?
Тон-Полутон 2 Тона Полутон 2 Тона.
Гамма – это звукоряд лада. В ладу все звуки ладят между собой, поэтому называется лад. В ладу есть опорные, устойчивые ( I III V ) неустойчивые ( II IV VI VII ), вводные ( II VII ) и главные ступени ( I IV V ).
Все неустойчивые звуки стремятся к устойчивым.
Мажорной гамме весело и хорошо живется.
В мажорной гамме лесенка – и вверх и вниз поется.
До ре ми фа соль ля си до – до си ля соль фа ми ре до
Легко запомнить песенку,
2 Тона Полутон, 3 Тона Полутон
Минорной гамме грустно, тоскливо ей живется
В минорной гамме лесенка – и вверх и вниз поется
Ля си до ре ми фа соль ля – ля соль фа ми ре до си ля
Запомни эту песенку
Тон Полутон, 2 Тона Полутон, 2 Тона
Гамму делим пополам-
Запомним по старинке:
С греческого тетрахорд –
Знаки повышения и понижения звуков
Волшебные знаки альтерации
На полтона поднимает
Знак похож на лесенку
Найдите его в песенке:
На полтона опускает
Как тяжёлый рюкзачок
Что же это за значок?
На полтона отменяет
Из-за него не в ссоре
Нюансы в музыке: штрихи
Музыкальный штрих ребята,
С итальянского staccato
C точками над нотками
Остры как иголочки
Вам знакомо исполнение
Между собою связные…
Пауза – это знак молчания или перерыв в звучании.
Паузы как и ноты бывают разные.
Как отличить целую паузу от половинной:
Яблоко целое (целая пауза)
Половинкой стало (пауза половинная)
Дружим с интервалами
Расстояние между звуками-
То далёкими, то узкими
Кто же правило узнал?
Что похож на …интервал
Интервалы по порядку
5.Напиши сколько ступеней в каждом интервале:
Звуки любят кувыркаться, физкультурой заниматься
Интервалы – обращаться, могут звуками меняться.
Малые в большие, а большие в малые:
и только чистые интервалы обращаются в чистые.
Тоника – опора для всех ступеней,
В мажоре и миноре она всех главней.
Тоникой мелодию закончи,
чтобы музыкальную мысль упрочить.
Субдоминанта и Доминанта не могут спор разрешить,
Кто же из них самый главный,
Как же проблему решить?
Но фея Мелодия им помогла,
Ступени главные всем раздала,
А первая ( I ) самая важная,
Будет для всех она главная.
Спорить не нужно друзья,
Басовый ключ –ключ фа.
Мирное небо над головой
Солёное море шума прибой.
Синее море, сильные волны,
Ветер подул-поплыл пароход.
Море волнуется, небо же хмурится
А пароход всё быстрее плывёт
Наш капитан смелый, отважный
Весёлую песню поёт.
Факел горит, берег родной
Пароход вернулся домой
Ура! Ура! Под ногами земля
Песню поём – тра ляля, ляля
6.Найди в словах ноты и запиши их на нотных станах, в разных ключах и октавах:
Купили Доре платье в помидорах,
Не хочет Дора платье примерять,
Стоит она и плачет в коридоре,
Мне в апельсинах хочется гулять
Феофан шел по дороге,
Встретил гномика Миля:
Промочил наш гномик ноги,
И совсем не от дождя.
Для него ручей как море,
Плачет Дора в коридоре,
Гномик ноги промочил.
К реке фазан и цапля,
На водопой спустились,
На вкус вода у речки,
7. Помоги Доре вырастить музыкальный сад:
Растет фасоль, цветет сирень,
Играет Дора целый день,
А гномик песенку поёт,
8.Вставь пропущенные ноты, чтобы получились слова:
Ман – лина – гот п – ска – мфония – крофон – петиция
Пошла девочка по лесной тропинке, взяла с собой корзину для ягод и грибов.
Долго ли, коротко ли бродила по лесу, набрала ягод, грибов.
Вдруг гром среди ясного неба – а на фортепиано звучит в низком регистре тремоло октавы на creshendo (что такое крещендо? нарисуй крещендо)
Бежит, торопится Полутошка по тропинке, а кукушка в лесу поёт песенку: «тучка в небе дождик кап».
Долго бежала Полутошка, но лес всё гуще, тропка узкая и стало темно вокруг.
Звучит попевка уменьшённое трезвучие – «Бабка ёжка – хромоножка, убегай скорее Полутошка» (состав Ум5/3 = …)
Вдали показалось солнышко, улетели тучи и дождь прошёл.
Поёт кукушка на весь лес: «ку-ку, ку-ку солнце светит – я пою» звучат большие терции, в первой и во второй октавах (интервал б3 состоит из … )
Светло и радостно стало на душе Полутошке. А тут и лесничий на коне, зовёт, аукает. Я тут, кричит Полутошка.
Вот и сказке конец. Закончилось наше путешествие. А теперь вспоминая лесную историю, повторим правила и попевки.
Далее устный опрос и проводится слуховой анализ.
Затем продолжаем тему: трезвучия – это аккорд из 3-х звуков, которые расположены по терциям. Виды трезвучий +состав трезвучий (пение трезвучий, игра вверх и вниз).
Раздел II . Методические пояснения
Инновационные методы в музыкальном образовании – это необходимое условие его развития в соответствии с постоянно меняющимися потребностями обучающихся в ДМШ и ДШИ. Способствуя, с одной стороны сохранению существенных ценностей, с другой стороны – они закладывают основы преобразований. Образовательный процесс в современном мире опирается на сочетание базового и вариативного принципов обучения, что является методологической основой качественной подготовки учащихся в ДМШ, ДШИ. В связи с этим возникла необходимость в создании и реализации оригинальных учебных планов, разновидностей уроков с включением музыкально-компьютерных программ, онлайн – игр по теории и сольфеджио.
Движение в сторону усовершенствования традиционных методов стимулирует творческую инициативу учащихся. Сегодня эффективно действующим оказывается преподаватель: мобильный, способный к творческому росту и профессиональному совершенствованию, к восприятию и созданию инноваций, и тем самым к обновлению своих знаний, обогащению педагогической теории и практики.
Современная модель инновационной школы ориентирована на задачу осуществления индивидуальной программы развития личности, на формирование познавательной мотивации учащихся и его творческой инициативы. Содержание уроков сольфеджио предполагает опору на применение традиционных форм работы с использованием занимательных, игровых заданий включая как традиционные методы, так и инновационные (музыкально-компьютерные программы, игры –тренажеры по сольфеджио, онлайн игры, игры в тестовой форме)
Инновационная система преподавания сольфеджио состоят в новых подходах к преподаванию, в осознании старых методов в новых условиях, в переосмысливании собственной деятельности в русле традиционных методик. То есть инновация – это внесение нового в традиционную педагогику. В современной практике большое распространение получили игровые технологии обучения которые характеризуются наличием игровой модели, сценарием игры, ролевых позиций, возможностями альтернативных решений, предполагаемых результатов, критериями оценки результатов работы, управлением эмоционального напряжения.
Применяются игры познавательные, занимательные, театрализованные, игровые, имитационные, компьютерные, игровое проектирование, индивидуальный тренинг, решение практических ситуаций и задач и др. Выбор каждой игры определяется ее возможностями, соотнесенными с особенностями дидактической задачи.
Одним из эффективных занятий является нетрадиционная форма урока. Это несколько оживляет урок, привлекает учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. На таких занятиях возрастает интерес, работоспособность повышается, результативность занятий возрастает. Но в выборе таких занятий нужна мера. Применение нестандартных форм обучения способствует формированию таких качеств, как самостоятельность, коллективизм, умение планировать свою работу, повышению интереса обучения.
— Ищу ошибки.
Технология может широко применяться на уроках сольфеджио и музыкальной литературы. Вызывает интерес у учащихся, развивает внимательность, сотрудничество при работе в малых группах.
— Цепочка (опрос)
Цели: 1) бесконфликтная проверка знаний, умений учащихся; 2) развитие умений формулировать вопросы. Данная технология может применяться как при проверке знаний урока, так и разделов учебного предмета. Педагог предлагает учащимся придумать вопросы по пройденной теме или разделу. Ученики по очереди задают вопросы группе и сами оценивают ответы. Предложенные методы и технологии, несомненно, расширяют возможности современного образовательного процесса. Поэтому их необходимо активно внедрять в практику преподавания в детской музыкальной школе.
Примеров нетрадиционных уроков
Это обычный урок, но все формы работы на уроке выполняются двумя командами. Каждая команда выбирает командира, который назначает или предлагает участника предложенных заданий.
Задания соревнования – теоретические, практические, интонационные, слуховые, в том числе музыкальный диктант, сольфеджирование по нотам и наизусть.
На данном уроке учащиеся очень активны, эмоциональны, стараются показать больше положительных ответов, заработать высокие баллы. Каждая форма работы – как новая эстафета, оценивается в 5 баллов и вместо цифр на доске вешаются разноцветные магниты:
Такие уроки проводятся 1-2 раза в четверти. Выбираются 1-2 главные темы четверти и отрабатываются в виде соревнований.
Урок – игра «Умники и умницы».
Игра должна проводиться в конце учебного года на итоговом уроке.
Для учащихся 1, 2 классов игра проводится в упрощенной форме с предварительной жеребьевкой. Каждый ученик вытягивает карточку с номером своего выступления, а затем определяются команды.
В 1-ом классе учащиеся закрепляют теоретические знания и слуховые навыки по сольфеджио и слушанию музыки. После участия всех игроков выбираются из каждой команды выигравшие, победители соревнуются в финале, затем главный финалист играет в блиц-игре.
Сегодня образование должно формировать людей с новым типом мышления, инициативных творческих личностей, смелых в принятии решений. Применение инновационных форм занятий – это мощный стимул в обучение и сильная мотивация.
В педагогических научных исследованиях об игре даже появился термин «Эмоциональный ускоритель обучения». В настоящее время встает задача создания общеразвивающих программ обучения на основе обновления таких традиционных для ДМШ предметов музыкально-теоретического цикла (фигурирующих ныне в числе предпрофессиональных), как «Сольфеджио», «Элементарная теория музыки», «Музыкальная литература», «Слушание музыки». Всё более острой становится необходимость осовременивания методик и средств преподавания, приближения их к особенностям восприятия новых поколений детей и молодёжи. Не секрет, что нередко музыкально-теоретические предметы ведутся монотонно, сухо, неинтересно, максимально выхолащивая художественную составляющую предмета изучения, навевая скуку и отбивая охоту у детей к занятиям музыкой в целом.
И тут на помощь могут прийти новые ТСО — несущие элементы художественно оформленного наглядного видео-обучения. Зрительный ряд для учащегося в XXI веке играет более существенную роль по сравнению с прошлым. Да и для успешности функционирования каких-либо проектов в современной культурной жизни фактор наличия привлекающего внимание изображения становится очень важным. Помимо того, что электронно-цифровые технологии обеспечивают качественное и мобильное введение видео, они позволяют также создавать различные программные пособия интерактивного свойства — тестирующие, обучающие программы-тренажёры.
Всё шире входят в образовательную практику и интерактивные доски, позволяющие насытить процесс обучения школьников запоминающимися яркими образами и увлекательными игровыми моментами.
Мультимедиа технологии за счёт новых форм подачи информации, её восприятия позволяют в несколько раз повысить эффективность и качество обучения, а на уроках в младших классах использование мультимедиа обеспечивает положительную мотивацию обучения, возможность проводить уроки на высоком эмоциональном уровне, облегчает запоминание материала. Мультимедийное пособие даёт возможность визуализировать учебный материал, он становится более понятным для детей и занимательным, вызывает яркие положительные эмоции.
В психологии существует термин «эмоциональная приподнятость». Эта составляющая урока – залог успешного обучения и интереса к изучаемому предмету. В цифровом учебном пособии есть возможность объединить текст, звук, графику, фото, что позволяет не только надежно и надолго сохранять большие объемы информации, но и активнее развивать эстетический вкус учащихся. Кроме того, сюжеты видео пособий могут и должны выполнять задачи нравственного воспитания учащихся. Компьютерные технологии ни в коем случае не подменяют традиционное обучение, они лишь дополняют, совершенствуют классическую методику.
Применяя электронно-цифровые технологии важно максимально использовать их ресурсы для творческих форм обучения. У наиболее ярких представителей нынешнего направления в музыкально-теоретической педагогике музыкальный компьютер становится богатейшим кладезем именно таких возможностей. Во многом благодаря компьютерным технологиям получил большую известность новаторский образно-творческий метод преподавания сольфеджио с опорой на полихудожественные средства выразительности у Т. А. Боровик (Екатеринбург) и её единомышленников в разных городах страны и за рубежом, в частности, создающих и использующих мультимедийные пособия по сольфеджио и музлитературе:
При помощи компьютера, можно обеспечить наглядность в преподнесении любой учебной информации – презентации. Наглядным можно сделать не только занятие, посвященное объяснению музыкального материала, а также тренажер, тесты, использовать презентации различных информационных блоков в письменной работе ученика.
Трехмерность, анимация, видео, звук, имитация традиционных изобразительных техник, интерактивность компьютерных программ позволяет эффективней развивать все виды восприятия и задействовать при проведении урока все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную. Это значительно повышает интенсивность проведения урока, а также способствует расширению межпредметных связей при изложении материала урока.
Интерактивный принцип музыкально-творческой деятельности дает широкие возможности приобщить, таким образом, к высокохудожественным музыкальным ценностям всех учащихся, способствует значительному повышению музыкальной культуры школьников.
Цель учебного пособия – показать, что инновационные методы развивают творческий потенциал, логическое мышление, а художественно-образные формы подачи заданий (стихи, ребусы, загадки, картинки) создают творческую атмосферу.
Уроки с использованием компьютерных и мобильных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными, что позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности и это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Раздел III .Приложения и онлайн игры-тренажеры
Чтобы улучшить музыкальный слух и как можно быстрее познакомить учащихся с нотной грамотой эффективно как на уроках, так и в домашних заданиях использовать новые высокоэффективные обучающие музыкальные онлайн-игры. Эти игры-тренажеры станут большим подспорьем для того, чтобы научиться мгновенно распознавать и чисто брать ноты на слух и с листа. На сегодняшний день это один из самых простых и эффективных методов тренировки музыкального слуха.
Игра с помощью приложения Interval Cards Theory предназначена для начального этапа обучения: в определении и построении интервалов, их количественной величины. Следующий этап, тренажеры посложнее: «Вирартек – музыкальный колледж», музыкальная игра «Интервалы» (musstudent.ru)
Данные игры-тренажёры очень нравятся детям, их можно использовать как на уроках сольфеджио, так и для самостоятельного изучения и выполнения домашних заданий детьми на компьютере, на планшете или в смартфонах в онлайн режиме.
Игра «Змейка или зайка»
Преподаватель играет на инструменте гаммообразную или мелодию со скачками, дети определяют «змейка ползет или зайка скачет», следующий этап – услышать направление движения мелодии вверх или вниз и конечный результат – спеть мелодию по нотам.
Преподаватель один или несколько раз играет на инструменте последовательность ступеней (начинать практиковаться с одной- двух ступеней и постепенно добавляя по одной ноте)
Дети слушают и составляют из карточек лесенку ступеней. Кто составил лесенку без ошибок, пишет на доске, поет пропевая ноты или играет за инструментом. Ступени можно записывать в нотную тетрадь. Задания могут быть даны в определённом размере и ритме или без них. Эту игру удобно использовать для настройки в какой-либо тональности перед диктантом.
Игра хорошо активизирует внутренний слух учащихся. Преподаватель показывает ручными знаками высоту ступеней, дети молча, но пропевая «про себя» должны угадать песенку. Надо узнать её, пропев про себя ступени, которые показывает преподаватель. А затем вместе вспомнить слова и спеть хором. Для продвинутых групп, можно подобрать на инструменте в разных тональностях или записать диктант.
На первых 3-4 занятиях игра из знакомых русских и башкирских народных песен. На следующих занятиях чередуем фольклор с авторскими песнями из мультфильмов, для более продвинутых групп песни из кинофильмов и военные песни.
Несколько детей выстраиваются в шеренгу, каждый из них – «живая клавиша». Кто-либо один из детей может «сыграть» на фортепиано знакомую песню или номер из Баевой Зебряк Сольфеджио (на первых занятиях можно начать с интервалов, аккордов, последовательностей ступеней) «нажимая» на клавиши, т.е. показывая на участника игры, который должен пропеть свой звук.
Игра предполагает элемент творчества, импровизации. Использовать её на уроках можно тогда, когда ребята уже хорошо познакомились со ступенями лада, могут свободно интонировать их. Учитель пропевает какой-либо вопрос, обращаясь к конкретному ребёнку. Вопрос надо закончить на любой ступени, кроме первой. Ученик должен попытаться определить ступень, на которой прозвучал вопрос и спеть ответ в той же тональности, закончив его на тонике. Вопросы могут быть самые разные: «Сколько тебе лет? – мне 7 лет», «любишь ли ты петь? – да, люблю» и т.д
Как и предыдущая, эта игра поможет освоить ощущение устойчивости тоники. Учитель играет попевку, песню, в которой нет окончания. Дети должны «допеть» тонику на какой-либо слог (например, «та») или I ступень заданной тональности.
Даже традиционные формы работы на уроках сольфеджио воспринимаются детьми с большим воодушевлением, если они в игровой форме. Обычное пропевание ступеней в ладу – в роли «учителя» выступает один из учеников, показывая ступени на «лесенке», которая висит на доске. Вся группа (или один ученик) пропевает или составляет карточки из последовательностей ступеней, которую указал «учитель», в определённой тональности, затем усложняем задачу – записываем звуки в нотную тетрадь, подписывая ступени римскими цифрами (в продвинутых группах скачки между ступенями можно подписать интервалы).
Учитель хлопает ритм знакомой песенки (номера по сольфеджио из Калмыкова, Фридкина или песни из мультфильмов), дети повторяют, прохлопывают с ритмическими слогами, угадывают и записывают ритм в нотной тетради (также можно использовать карточки).
Игра поможет легко узнавать на слух особенности чередования сильных и слабых долей. Ученики разбиваются на пары. Педагог исполняет пьесы в разных размерах, ученики хлопками отмечают «пульс» музыки. Сильную долю каждый хлопает сам, а слабые друг с другом, как бы играя в «ладушки».
Игра помогает отличить двухдольный размер от трехдольного. Педагог играет произведение в размере 2/4 или 3/4 с чётким ритмом, акцентируя на сильной доле. Дети хлопают ладонью на сильную долю, на слабые прикасаются кончиком пальцев. Игру эффективно использовать перед написанием диктанта.
(Для более продвинутых групп, посчитать сколько было проиграно тактов)
Учитель показывает группе карточку с ритмическим рисунком. Дети должны за 1-2 секунды «сфотографировать» ритм, запомнить, мысленно проанализировать, затем простучать и записать в тетрадь.
Преподаватель исполняет ритм в один такт или ритмическую фразу, а ученики исполняют её на шумовых инструментах в обратном порядке. Игру следует начинать с самых простых ритмов, а затем постепенно усложнять. Можно показать карточку с группой длительностей, которые дети должны простучать наоборот.
Педагог исполняет музыкальное произведение. Дети прохлопывают остинатно повторяющийся ритм (1-такт, 2-такт, 4-такт) Ритмы записаны на карточках, карточки могут меняться местами.
Дети под музыку по очереди играют на детских инструментах ритмический рисунок (по 1 такту). Заданный такт (1, 2, 3 или более) прохлопывается стоя. Можно ускорить или замелить темп. Игра развивает внимание, слуховой контроль за ритмом и темпом, двигательную координацию.
Игра с помощью приложения Interval Cards Theory предназначена для начального этапа обучения: в определении и построении интервалов, их количественной величины. Следующий этап, тренажеры посложнее: «Вирартек – музыкальный колледж», музыкальная игра «Интервалы» (musstudent.ru)
Данные игры-тренажёры очень нравятся детям, их можно использовать как на уроках сольфеджио, так и для самостоятельного изучения и выполнения домашних заданий детьми на компьютере, на планшете или в смарфонах в онлайн режиме.
Интервалы на уроках
«Цепочка интервалов» Игра способствует освоению теоретического построения интервалов. В ней может быть использованы столы с фортепианной клавиатурой. Смысл игры состоит в том, что ребята по «цепочке» строят какой- либо интервал (например, большие секунды), причём каждый следующий ученик называет его от того звука, на котором закончил предыдущий. Интервалы пропеваются вверх и вниз, можно также играть в разных тональностях. В этом случае ученики строят какой-либо вид интервалов (например, терции), начиная от данной ступени вверх или вниз, определяя качество получившегося интервала (малая или большая).
Ребята делятся на 2 команды, доска – на две части. Обе группы детей выходят к своей половине доски. Учитель играет цепочку интервалов. Каждый участник команды записывает интервал по очереди. В конце игры результаты сравниваются. Победила та команда, участники которой допустили меньше ошибок. Эту же форму работы можно использовать с применением карточек из интервалов (в продвинутых группах команды выполняют задания письменно в нотных тетрадях и строить не только интервалы, но и аккорды от звука или в тональностях).
В игре используются карточки (на первых занятиях карточки с картинками) с названиями интервалов. Дети заранее раскладывают их на партах, чтобы быстро найти в нужный момент, и встают. Учитель играет мелодические, затем гармонические интервалы, ребята показывают нужную карточку. Кто ошибся и показал неверно, садится, но продолжает отвечать. Победил тот, кто последним ответил правильно.
Игры-соревнования с другими элементами музыкального языка
Игра поможет ребятам осознать, какое важное значение имеют в музыке средства выразительности – лад, размер, темп, – и как с их изменением пьеса становится «непохожей сама на себя», звучит в необычном виде. Так и участника маскарада трудно узнать, когда он надевает костюм и маску. Учитель играет хорошо знакомую детям пьесу, изменив в ней лад, темп, размер или регистр. Ученики должны узнать произведение и объяснить, что в нем «не так». Дети объясняют. Игра «Маскарад» активизирует мышление ребят, заставляет их анализировать музыку, рассуждать о ней.
Дети уже пробуют себя в роли «композиторов» (сочиняют одноголосные мелодии на заданный ритм, с использованием заданных элементов музыкальной речи, досочиняют мелодии), но не используют всех средств выразительности. Задание: «сочинить» какую-нибудь пьесу, вспомнив, что влияет на характер музыки. Описать те средства выразительности, которые нужно использовать для воплощения замысла. («Зима», «Осень», «Весна», «Лето»)
«Музыкальное лото» Сочинение мелодий по карточкам.
В конвертике много нотных карточек (от 10 и более). Ученик сначала находит карточку, на которой изображён скрипичный ключ, ключевые знаки, размер, определяет тональность. Кладёт эту карточку первой. Теперь, зная тонику, ищет карточку, которая будет последней: на ней будет заключительная тоника, довольно продолжительная по длительности. Из всех карточек потребуется 9 – первая со скрипичным ключом и знаками и восемь других на выбор ученика. Ученик должен усвоить несложные правила строения мелодий, приближенных к классическим (два предложения по 4 такта, доминанта в четвёртом такте, возможно, повторное строение и т. д). Из сочинённых мелодий можно устроить конкурс композиторов. Ученики, играя в игру, запоминают и, главное, начинают понимать, что такое серединная и заключительная каденция, предложения, период повторного или неповторного строения. С помощью подобных карточек легко объяснять кадансовый оборот.
Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. – М.: ЛАДА, 2006. – 224 с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
Зебряк Т. Сочиняем на уроках сольфеджио. – М.: Музыка, 1998.
Павлова Л. Значение игровых занятий в интеллектуальном развитии школьников. – М., 2002.
Павлова Л. Игра как средство эстетического воспитания. – М., 2002.
Абелян Б. Забавное сольфеджио. – М.: Советский композитор, 1982.
Веселые уроки музыки / состав. З.Н. Бугаева. – М.: Аст, 2002.