Как сделать карту для garmin
T-Jeezee › Блог › Устанавливаем карты GARMIN
Итак, уважаемые драйвовцы! Без лишних предисловий, поделюсь с Вами секретами установки карт в навигаторы Garmin!
Как обычно, славянская хитрость не знает границ! И вместо того, чтобы просто заехать в сертифицированный центр и купить лицензионные карты, я решил попробовать скачать карты Петербурга (а заодно и России в целом) и установить их самостоятельно! Карты Европы есть лицензионные, официально купленные, с которыми родители (да и я с ними) путешествовали по Европе вовсю!Итак, как это делается:
1. Для начала необходимо эти карты скачать. Доступны они практически на всех торрентах! Я их скачивал вот отсюда: www.tfile.ru/forum/viewtopic.php?t=249217
2. Необходимо сразу скачать KeyGen. Его можно с лёгкостью найти через поисковики; чаще всего предлагается вкупе с несколькими программами для устройств Garmin.
3. После того как скачаны карты, создаёте на карточке памяти, которую вставляете в навигатор (или в самом навигаторе) папку Garmin. В неё загружаете файл gmapsupp.img (это файл ваших скачанных карт и есть)!
4. Далее карты необходимо прописать! Для этого создаете текстовый файл с тем же названием gmapsupp. Открываете программу KeyGen. В кей-гене вводите ID код устройства.
Нажимаете Generate. В кей-гене в нижнем поле выбираете custom mapset и вводите 1281 (если карты скачивали по представленной мною ссылке. Если не по ней, то обычно в архиве с картами в текстовом файле код-обозначение карты).
5. В текстовый файл gmapsupp вставляете два кода: верхний и нижний! То есть software unlock code и map unlock code. Тело текстового файла у вас должно выглядеть так:
6. После этого меняете расширение текстового файла на .unl и загружаете его в туже папку Garmin! По сути в папке у вас должно быть два файла: gmapsupp.img и gmapsupp.unl
Если вы всю работу проделаете правильно, работоспособность могу гарантировать! 😉
И не забываем благодарить: такого подробного описания по установке вы вряд ли где-либо с лёгкостью найдёте 😉
Как сделать карту для garmin
Картографам –любителям посвящается.
Создание карт дело не простое, но кому-то может показаться занятным.
Сегодня имеется достаточное количество и качество инструментов позволяющее самостоятельно создавать карты для Навигаторов Гармин.
Не вдаваясь в историю…
На сегодняшний день для самостоятельного создания карты нужно как минимум иметь программу GPSMapEdit ( http://www.geopainting.com/ )
Регистрация программы (за символическую плату) расширяет функциональные возможности. Программа регулярно обновляется, понимает множество форматов и позволяет создавать карты и для других приложений.
Для начала можно вооружиться бесплатной версией программы.
Программа Global Mapper позволяет делать некоторые операции которые не реализованы в GPSMapEdit.
Для работы непосредственно с текстовым «черновиком» карты может понадобится мощный текстовый редактор, например notepad++.exe
Для работы с файлами может понадобится редактор ХЕКС кода, например HexEditPlus
Кроме того потребуется некоторое количество стандартных запускающих файлов (Текстовые файлы с расширением BAT).
Например, файл может содержать такие строки:
cGPSmapper ac H:\SRTM\M-39-B_Ural’sk.mp
cGPSmapper ac H:\SRTM\M-40-A.mp
Надеюсь программа MapSource у вас так же установлена. Надо отметить что версия выше 6.13.7 не корректно или вовсе не работает с самодельными картами, так что остановимся на этой версии Мапсорса.
Не берусь описывать все возможности программы, возможно я и сам чего-то не знаю.
На освоение программы уйдут недели и месяцы, но мне её интерфейс кажется весьма понятным.
Предположим, что нашей задачей является создание карты вокруг собственной дачи…
Или, скажем, мы хотим создать карту места рыбалки…
Это поможет избежать ненужного рисования некоторых объектов.
В крайнем случае можно рисовать с ноля.
Если подходить к вопросу «в промышленных масштабах» то начать стоит с программы векторизатора. В случае масштабов далеких от «промышленных» не стоит об этом задумываться, так как
1. Программа требует долгого освоения.
2. Программа требует тщательной подготовки растра.
3. Программа требует ручного исправления допущенных ошибок…
Одним словом небольшую карту проще нарисовать «руками» в гпсмапедите.
Если векторный файл у нас есть то открываем его. Инструментом Трим Мап обрезаем карту по необходимому контуру. Теперь сохраняем полученное в формате MP.
В Ози проверяем правильность привязки карты и верность расстановки углов поля карты. Добавляем (открываем) озёвый файл *.map в окно программы мапедит. Вполне полезным будет переключить кнопкой «U» все дороги в яркие линии. На самом деле это режим показывающий тип дорог с точки зрения дорожного графа. Но как он удобен для редактирования карты на фоне загруженных растров.
Наиболее удобный вариант – тонкие красные линии (Режим скорости «0», Класс дороги «0»). Перебирая параметры роутинга можно сделать дороги наиболее «красивыми» для себя. В зависимости от скоростного режима и класса дороги меняется цвет и ширина. Придать всем линиям одного типа на карте один роутинговый параметр можно пакетным редактированием. Выделить объекты тип… изменить (модифай) роутинг….
Кнопка «скрыть приложенные файлы» помогает мгновенно от трека с растровой картой перейти на Гуглевую подложку (если была нажата кнопка «G»).
Отрисовка дорог осуществляется инструментом полилиния. Замечу что точки (клики мыши) полилинии нужно ставить не только в месте перегиба линии но и в месте пересечения с другой дорогой…
Теперь стоит немного пояснить особенности формата MP.
Структура текстового файла карты формата MP
Обязательным атрибутом файла является заголовок в начале файла. Он может быть таким:
; Generated by GPSMapEdit 1.0.51.0
Первые две строки – кодировка документа, в данном случае кириллица
ID – уникальный 8-ми значный идентификатор файла. Для удобства этот код должен содержать информацию о файле… каждый может придумать свою… в моём случае 200 – масштаб основы «2 км» (такова была карта изначально, но код сохранился) 50 – регион по коду ГАИ – мос. область. 01 – номер карты или номер варианта.
В картах соответствующих картам ГШ я использую другую идентификацию…51104701 означает масштаб 5 км, 11=Р, 047 – 47, вариант 01. Квадрат Р-47 по номенклатуре ГШ.
Name – имя файла в списке карт приборов гармин и мапсорсе.
TypeSet – набор символов в программе Мапедит. Ввиду скупости набора для Гармин я пользуюсь набором Навител. Чернвик стоит оставить таким и перед компиляцией файла карты сделать копию c TypeSet Garmin. Далее при помощи TYP в гармине переназначаются некоторые объекты. О TYP позже.
Elevation – единицы высот. В мапедит легко конвертируются лейблы из футов в метры и обратно. Использую метры, впрочем теперь это не так важно так как рельеф вынесен в отдельный файл – SRTM. Об SRTM позже.
Preprocess= F – варианты обработки файла.
RgnLimit=796 – магические числа 🙂 параметры влияющие на плотность «порезки» файла для экрана. Это влияет на скорость «прокрутки» карты. Современные приборы вполне легко переваривают готовые файлы даже с плохими «параметрами».
POIIndex= Y – индексация полезных точек карты для поиска.
Copyright= Forosenko©2007. – копирайт отображающийся при включении прибора/загрузке карт.
DrawPriority=26 – приоритет карт, по умолчанию 25, для прозрачных карт 30. Современные приборы игнорируют этот параметр при наличии «Родных» карт.
Lock= Y – блокировка карты, используется для затруднения хищения.
Levels=6 – количество слоёв в карте. Верхний уровень пустой.
В векторной карате Гармин более высокий слой содержит меньше информации для разгрузки экрана. Как я уже говорил при использовании существующего макета нас не интересуют слои кроме Level0, работаем только с ним. Первое что мы сделаем при создании более подробной карты – увеличим разрешение слоя. Гармин не понимает больше 24, но использовать больше 23 не вижу особого смысла. В картах ворлд мап (десятимилька) этот параметр 19, в более подробных 21, в подробных городских доходит до 24. Разрешение последующих слоёв рекомендую делать в соответствии с приведёнными данными, тоже относится и к параметрам Zoom, Это параметр отображения слоёв в программе МапСоурс.
Далее наш документ содержит данные поиска, на них останавливаться не буду, так как наша задача топокарты.
Точка, типа «2800» («Надпись на карте», в данном случае это номер дома)
Лейбл, отображаемое название объекта – «11»
Но на вопросах роутинга я тоже не планирую останавливаться. Для внедорожной навигации можно обходиться автоматической генерацией дорожного графа программой ГПСмапедит. В пампасах можно и вовсе без автороута обойтись… Пользу роутинга в случае бездорожья я вижу в возможности определить расстояние до цели с учётом извилистости дорог, а не только по прямой.
Карты мы делаем для Авто(Мото)мобильных и пеших походов. Это стоит помнить.
Объекты представляющие интерес для нашего рисования – пути движения, препятствия, ориентиры и дополнительная информация.
Мосты и броды, высоты/глубины, ямы/холмы, башни, избы, урезы и данные воды, характеристики леса, лесхозные кварталы и пр. Некоторые точечные объекты могут рисоваться как полигоны – кладбища, здания и др.
ЛЭП и Трубопроводы.
Иногда болота и водоёмы. Некоторые мелкие полигоны «не выражающиеся в масштабе карты» целесообразнее обозначать точками.
С чего срисовывать?
Стоит знать что Юридическая сторона вопроса мягко говоря туманна, обсуждать не буду просто сообщаю. Исходим из того, что карта делается для личного пользования с исходников не обремененных (авторскими или др.) правами…
Источника для рисования карты как правило три – Карты ГШ, Треки, Космоснимки (Гугль). Вcё это как подложка создаваемого «вектора» грузится в программу GPSmapEdit.
Зачастую эти источники противоречат друг другу. Именно по этому стоит понять с чего начинать рисовать!
Приоритетным носителем данных, по моему убеждению, является карта ГШ. Километровки обычно достаточно, о легальности использовании 500ок судить не берусь.
Многие сталкивались с тем что карты ГШ безнадёжно устарели. Так и не так! Дело в том что заваленные и на первый взгляд не существующие ныне дороги и просеки в любой момент могут быть восстановлены. Тушение пожаров, лесозаготовки, катания джиперов и другие факторы могут возродить даже самую безнадёжную дорогу-просеку.
Контуры леса в большинстве случаев сохраняются…
Новые объекты такие как дороги просеки, газопроводы и ЛЭП рисуются из данных треков и с гуглевской «подложки» в гпсМапЕдит. К сожалению покрытие качественными снимками гугла пока хромает… Снимки низкого разрешения – основная часть покрытия земли могут использоваться для уточнения 2-х километровок, не более.
Треки совсем не обязательно брать свои, можно поискать в Интернете. Треки должны быть качественными…. Как правило их легко проверить по космоснимкам. Иногда бывают существенные уходы от реальной траектории, поэтому с чужими треками надо обращаться аккуратнее, а свои снимать с внешней антенной и запоминать те случаи когда были явные уходы с реальной траектории (такое бывает при плохом приёме или сбое).
Что чем обозначать (важно!).
Проблема верного отнесения рисуемых объектов является важной!
0x02 Шоссе основное
0x03 Прочие загородные дороги
0x04 Городская магистраль
0x05 Улица крупная
0x07 Переулок, внутриквартальный проезд
0x08 Наклонный съезд с путепровода
0x09 Наклонный съезд с путепровода скоростной
0x0a Грунтовая дорога
0x0b Соединительное шоссе
0x0c Круговое движение
TypeSet Navitel (включает вышеперечисленные)
0x42 Улучшенная грунтовая дорога
0x49 Полоса движения
Выделены наиболее используемые типы.
Как предисловие. В СССР ГОСТ дорог имел 5 категорий. Ширина полос, максимально допустимые изгибы, покрытие… это факторы определяющие категорию дороги. К пятой категории относились грунтовые дороги, к первой Автомагистрали с разделенным движением. Этого госта и будем придерживаться.
Грунтовые дороги. На картах есть два типа – черные лини, сплошные и прерывистые.
Всё зависит от развитости дорожной сети конкретного региона. Так на крайнем север где почти нет дорог «грейдер» или, даже зимник будет «автомагистралью», а качественный грейдер рядом с мкадом – «переулком».
Асфальтированные дороги. Это дороги второй и третье категории. Чаще всего это 0x05, 0x04 и 0x02. Так же как и в предыдущем случае важны факторы контекста. Дороги типа 0x03 я почти не использую ввиду особенностей программы GPSmapedit – в программе этот тип дорог трудно отличить от дорог «низкого» уровня 0x06 и 0x07. Обращения к разработчику не увенчались успехом.
Транзитные трассы типа «федеральная» всегда имеют значение типа выше чем локальные. Это не зависит от качества покрытия! А-108 всегда приоритетнее чем хороший заезд к дачам. В некоторых случаях «федералки» следуют обозначать типом 0x01.
Типсет Гармин даёт нам множество типов…. Пусть не все мы воплотим в карте, но изначально стоит помнить о всём разнообразии. Навител имеет ещё большее разнообразее, Главное что оно более адекватно…
Я разделяю для себя полигоны на три основные группы: 1. «Человеческие», 2. Водоёмы, 3. Растительность.
0x01 Городcкая застройка (>200 тж)
0x02 Городcкая застройка ( 0x03 Застройка сельского типа
0x08 Место для торговли
0x0a Территория университета или колледжа
0x0c Промышленная зона
0x0d Резервация, заповедник
0x0e Взлетно-посадочная полоса
0x13 Здание, искусственное сооружение
0x3c Озеро большое (250-600 км2)
0x3d Озеро большое (77-250 км2)
0x3e Озеро среднее (25-77 км2)
0x3f Озеро среднее (11-25 км2)
0x40 Озеро малое (0.25-11 км2)
0x42 Озеро крупное (>3.3 т.км2)
0x43 Озеро крупное (1.1-3.3 т.км2)
0x44 Озеро большое (0.6-1.1 т.км2)
0x46 Река крупная (>1 км)
0x47 Река большая (200 м-1 км)
0x48 Река средняя (40-200 м)
0x49 Река малая ( 0x4c Пересыхающая река или озеро
0x14 Национальный парк
0x15 Национальный парк
0x16 Национальный парк
0x17 Городской парк
0x18 Поле для гольфа
0x19 Спортивный комплекс
0x1e Государственный парк
0x1f Государственный парк
0x20 Государственный парк
0x4e Фруктовый сад или огород
Типсет навител может нести более полезную информацию: «заросли стланика», «низкорослый лес», «вырубки», Хвойный, смешанный и др. лес.
Я использую тип Гармин 0x14 – как хвойный лес, 0x15 – смешанный, 0x16 Лиственный.
Вырубки, низкорослый лес, стланник и кусты я обозначаю как 0x4f.
Иногда использую полигон «Тундра» для обозначения открытых пространств – на картах с преобладанием леса, на которых целесообразнее рисовать не все контуры леса, а лишь нужные фрагменты карты с полянами и полями.
По остальным полигонам думаю и так понятно. Жирным – наиболее часто используемые.
Как создать свою карту для спутниковой навигации
Идея написания этой статьи родилась ещё в новогодние каникулы, когда я объяснял, как сделать навигационные карты на основе спутниковых снимков. Тогда была снята основная часть скриншотов, но заготовка статьи осталась пылиться на задворках винчестера. И вот уже на улице вовсю светит солнце и тает снег, приближается новый походный сезон, а я, наконец, поборол лень и дописал текст.
Сейчас у многих имеются устройства, так или иначе оснащённые спутниковой GPS-навигацией. Это может быть смартфон, карманный компьютер, коммуникатор или же просто навигатор. Во многих случаях качество предустановленных карт оставляет желать лучшего, особенно для пеших походов. Тут могут помочь online-источники спутниковых снимков и карт. Достаточно сравнить два изображения одного участка:
Слева — спутниковый снимок Google maps, справа — тот же участок на карте. Который из них выглядит подробней?
Для создания полноценной растровой карты нам понадобится набор из двух программ, некоторое количество времени и интернет-трафика. Полученными в результате картами можно будет пользоваться на любом устройстве, для которого имеется программа OziExplorer или её аналоги.
Инструкция пошаговая, подробно иллюстрированная и должна быть понятна любому новичку.
Получение спутникового снимка или карты местности
На этом этапе нам понадобится программа SAS.Планета, скачать которую можно на официальном сайте sasgis.ru
Первым делом требуется указать в качестве источника данных Интернет и кэш:
А также выбрать нужный тип карты. Что это будет — спутник или карта Google, карты Яндекса или спутниковые снимки с геопортала Роскосмоса, а то и генштабовские карты — зависит только от Ваших личных предпочтений и качества источника на требуемом участке.
Итак, находим визуально, по координатам или встроенному поиску нужный участок. Определяем требуемую детализацию, увеличивая масштаб изображения. Текущий масштаб указывается слева, под линейкой масштабирования, в относительных уровнях (z14, z16 и так далее). Он пригодится нам на следующем этапе. Ориентируйтесь на то, чтобы нужные объекты были хорошо различимы и не «замылены». Но и не забывайте, что каждый уровень детализации увеличивает размер результирующей карты.
Уменьшаем масштаб до тех пор, чтобы весь нужный участок карты вошёл в экран. Выбираем инструмент «прямоугольное выделение» (вторая слева кнопка на панели инструментов или сочетание Ctrl+R на клавиатуре), и выделяем границы нашей будущей карты.
По окончании выделения появится диалоговое окно «Операции с выделенной областью». Сейчас нас интересует вкладка «Загрузить». Нужный тип карты уже выбран, а требуемый уровень детализации надо выбрать в выпадающем списке (мы его уточняли чуть раньше). Остается только нажать кнопку «Начать».
Спустя некоторое время (зависящее от детализации и площади карты), её участки будут загружены, и в окне появится надпись «Обработка файлов завершена». Окно загрузки можно закрыть, и переходить к следующему этапу — склейке снимков.
Выбираем в меню выделения пункт «Предыдущее выделение», либо нажимаем Ctrl+B на клавиатуре, чтобы заново не выделять ту же самую область, и появится знакомое нам окно.
На этот раз нас интересует вкладка «Склеить». Здесь потребуется настроить большее количество параметров:
Обработка снимка в графическом редакторе
Нередко из-за не совсем удачных условий освещения, или мешающей дымки, или в силу ещё каких-то причин спутниковые снимки бывают «слепыми», особенно при отображении их на экране мобильного устройства в яркий солнечный день. Для улучшения можно провести небольшую коррекцию в любом графическом редакторе. Я покажу это на примере бесплатного XnView, но Вы можете использовать любой другой подходящий (от IrfanView до Photoshop), эта процедура везде аналогична.
Но если качество и контрастность полученного на предыдущем этапе изображения Вас полностью устраивает, можете пропустить этот этап.
На снимке выше показано исходное изображение и нахождение пункта меню «Автокоррекция уровней», который можно использовать для автоматической подстройки контраста. На снимке ниже — результат этой операции. Как можно увидеть — цветность и контраст изображения увеличились, различимость дорог и водных объектов тоже немного улучшилась.
Можно использовать также ручной режим — правку контраста и гамма-коррекции (увеличить то и другое):
или Оттенка/Насыщенности/Осветленности. Ориентируйтесь на более подходящих для Ваших условий вариант.
После всех преобразований не забудьте сохранить результаты цветокоррекции.
Преобразование снимка в формат OziExplorer
Для дальнейшего преобразования картинки в более компактный формат, понимаемый OziExplorer-ом нам понадобится утилита img2ozf. Скачать её можно бесплатно на официальном сайте OziExplorer: oziexplorer3.com/img2ozf/img2ozf.html. По ссылке — последняя версия утилиты, сохраняющая в ozfx3 формат. Для ozf2-файлов (используются в более старых версиях OziExplorer) потребуется найти более старую версию утилиты. В этом вам поможет поиск.
Отмечаем галочками нужные для конвертирования изображения и нажимаем большую кнопку Process Image Files to OZF Files.
Программа некоторое время пошебуршит, перерабатывая файлы. При этом в строке статуса отображаются текущие операции. Программа создает несколько уровней детализации для разных увеличений, чтобы не тратить ресурсы мобильного устройства для пересчета больших изображений. Поэтому кодирование происходит в несколько проходов.
Теперь осталось оба этих файла залить на мобильное устройство, и указать OziExplorer место, где они лежат.
Например, так выглядит окно OziExplorer со спутниковыми снимками в Windows Mobile:
Вот и все, карты готовы.
Если что-то осталось непонятным — спрашивайте в комментариях — постараюсь ответить.