Как сделать карты оригами
Мастер-класс по оригами: основы, рекомендации, простые базовые формы
Рекомендации по выбору бумаги
1. Самый оптимальный вариант — это, конечно, специальная бумага для оригами. Два её ключевых преимущества: она, действительно, квадртная, а не «почти квадратная» (на втором-третьем десятке фигурок важность этого фактора становится бесспорной!), а если проводишь мастер-классы, то и подавно!:) И она очень тонкая, складывать из неё фигурки очень легко, она послушна, и даже, будучи сложенной в 4 слоя и больше, остаётся довольно тонкой и удобной для складывания.
У неё бывают разные размеры — от 5х5 см до 15х15 см. Вроде бы бывает и крупнее, но я видела максимум 15х15. Именно такая продаётся в наборах по 100-200 листов; их удобно брать для мастер-классов и прочего «массового» производства. 🙂 Маленькие (5х5) продаются в малых наборах (штук по 50), считаются сувенирными.
Я привезла свою из Японии.
Но почти наверняка такую можно найти в России. Я видела наборы бумаги для оригами (15х15) в магазине «Леонардо». Сама не покупала, поэтому не могу поручиться. Однако, если моя закончится прежде, чем я снова поеду в Японию, пойду покупать и проверю:) Когда это случится, напишу здесь свой отзыв.
2. Блоки бумаг для записей. Квадратные листики 9х9 см. Они плотнее, складывать из них немного труднее, зато они квадратные, и их легко купить в России. Иногда они бывают цветные, что тоже плюс.
А теперь пару слов про квадратность. Я не рекомендую покупать блоки отрывных листов. Вот они как раз не квадратные! У них есть «лишний» миллиметр как раз там, где они проклеены, и его каждый раз приходится отрезать (купила себе такой блок, чтобы учиться. Чтобы было не жаль портить).
Если берёте блоки листов для записи, берите отдельные (не отрывные), они квадратные (хотя за все не поручусь, конечно).
3. Оптимально, если бумага «двусторонняя» — цветная с одной стороны и белая с другой. При обучении это помогает легче ориентироваться, правильно ли вы сложили фигуру, той ли стороной повернули и так далее. А в некоторых фигурках это и вовсе необходимо «по концепции»:) Например, у меня есть любимая «чёрно-белая» серия оригами: кот, несколько разновидностей пингвинов и несколько панд. Выполненные из бумаги с обеими цветными сторонами, они утратят весь свой шарм.
Основы техники складывания
Ключевая рекомендация звучит предельно просто — складывайте ровно:)
1. Если вы оставляете зазоры или, наоборот, складываете внахлёст, чем сложнее фигура, тем больший перекос дадут каждые полмиллиметра. А в некоторых случаях это и вовсе помешает сложить фигурку до конца (например, если нужно раскрыть так называемые «клапан» или «карман» — вытащить наружу находившийся внутри сгиб; если сгиб на ранней стадии был сделан внахлёст, он может цепляться, и вытащить его не удастся, не порвав при этом бумагу).
Слева пример правильно сложенного треугольника, справа — не правильно (расхождение очень маленькое, я намеренно сложила так, чтобы это не выглядело гротескно, а именно так, как это может получиться естественным способом при слегка небрежном складывании: «Ну, подумаешь, чуть-чуть неровно». Это «чуть-чуть» при каждом дальнейшем складывании будет искажать фигуру всё сильнее).
2. А теперь о том, как сложить лист идеально ровно.
Если вам надо сложить лист «вдоль»/»поперёк», совместите углы, плотно прижмите, а потом (не отпуская!) прогладьте бумагу от углов в сторону сгиба.
Казалось бы, и для диагонального сгиба подходит тот же вариант. Но нет. Вот он как раз даст искажение на те самые полмиллиметра. Потому что в этом случае у вас не две точки фиксации бумаги, а только одна.
Для ровного (!) складывания бумаги по диагонали есть более удобный способ.
Поставьте ноготь (не обязательно длинный; часто слышу в этот момент: «А у меня ногтей нет»; поверьте, тех, что у вас есть, вполне достаточно) в нижний угол листа и прочно прижмите лист к столу (см. фото).
Важно! Если вы прижмёте просто пальцем, не будет точки (!), которая необходима вам как исходная точка луча (линии сгиба). Ноготь позволяет вам как раз наметить линию сгиба (см. фото; на фотографиях и в процессе выполнения это гораздо проще, чем в текстовом объяснении).
Второй рукой возьмите соседний (если вы правша, то правый угол правой рукой, если левша, то левый угол левой рукой) и потяните его к противоположному углу (см. фото). Подтяните его стык в стык. Вот это как раз и есть вторая точка фиксации бумаги, у которой я говорила выше. Теперь прижмите эти две точки и (не отпуская) прогладьте лист от углов к линии сгиба.
Этот метод удобен тем, что вы можете дотянуть угол бумаги и вправо-влево, и даже вверх-вниз (фиксация нижнего угла бумаги служит точкой опоры, относительно которой угол, за который вы тянете, становится «рычагом», и вы можете управлять им с высокой точностью. На этом фото я намеренно сфотографировала момент, когда угол не дотянут на полмиллиметра, чтобы показать степень управляемости бумаги).
На этом (третьем) фото ноготь, прижимающий нижний угол, всё ещё стоит внутри сгиба, верхний край улкдывается поверх него.
3. И, как водится, из любого правила есть исключения. В некоторых случаях бывает даже удобно сложить бумагу не стык в стык, а с небольшим зазором. А именно в случае, когда вам предстоит потом согнуть лист внутрь по линии «встречи» сложенных сторон. Если вы сложите их стык в стык, то при складывании внутрь. они как раз лягут внахлёст в месте сгиба, и сделают складывание неудобным, либо (если у вас плотная бумага, или к этому моменту она уже сложена в несколько слоёв), сгиб и вовсе не получится ровным, он сместится в сторону — туда, где заканчивается край бумаги и где сгиб осуществится легче (проще говоря, материал «выберет» путь наименьшего сопротивления). Это особенно актуально в мелких фигурках; я обнаружила все эти тонкости в процессе создания журавликов для серёжек оригами (размер готовой фигурки — 2х3 см).
Иллюстрированный пример я приведу ниже (см. базовые формы «Дверь» и «Воздушный змей»).
Базовые формы оригами
Фигур оригами огромное множество. Наверное, несколько тысяч.
И все они, так или иначе, складываются из базовых форм.
Есть простые базовые формы, средние и сложные.
И здесь тоже много разных вариаций. Единого списка я не нашла, единого системы разделения на простые, средние и сложные — тоже.
Для себя я определяю так: простые базовые формы требуют не более 3 сгибов. Таких фигур всего 4. Хотя бы одна из них неизбежно входит в каждую фигуру оригами.
Средние базовые формы требуют большего количества действий и также очень часто являются основами других фигур.
Сложные базовые формы — это «заготовки» для определённого ряда фигур. Например, модули для модульного оригами. Или, например, сложная базовая форма «Птица», которую мы научимся делать в конце этой тематической недели «Птицы».
В этом мастер-классе мы рассмотрим только простые базовые формы, в следующем средние (там будет очень много описания и фотографий) и затем уже сложные.
Простая базовая форма «Книга»
Сложите лист пополам («вдоль», либо «поперёк», учитывая, что он квадратный).
Простая базовая форма «Книга» готова:)
После этого становится понятно, почему хотя бы одна простая базовая форма входит в каждую фигуру оригами:)
Простая базовая форма «Дверь»
Сложите базовую форму «Книга», разверните, сложите пополам одну из половинок. Затем сложите аналогичным образом вторую половину.
Простая базовая форма «Дверь» готова.
И вот здесь как раз обещанная иллюстрация того, стоит ли складывать бумагу стык в стык или с небольшим зазором.
Если далее, согласно схеме складываемой вами фигуры, вам предстоит сложить лист «створками» внутрь. Имеет смысл оставить небольшой зазор, чтобы «створки» при складывании не легки внахлёст.
Простая базовая форма «Треугольник»
Сложите лист пополам по диагонали.
Простая базовая форма «Треугольник» готова:)
Простая базовая форма «Воздушный змей»
Возьмите базовую форму треугольник, разверните, возьмите угол одной из половинок и подтяните его к центральной линии сгиба.
Затем сложите аналогичным образом вторую половину.
Простая базовая форма «Воздушный змей» готова.
И аналогично примеру к базовой формой «Дверь»: если далее, согласно схеме складываемой вами фигуры, вам предстоит сложить лист «створками» внутрь. Имеет смысл оставить небольшой зазор, чтобы «створки» при складывании не легки внахлёст..
В следующей части мастер-класса мы рассмотрим средние базовые формы: «Двойной квадрат» и «Двойной треугольник», «Рыба» и базовая форма, которая носит множество названий:) В оригинале она называется «Дзабутон» — подушка для сидения. У нас её чаще всего называют «Блинчик» 🙂
Несложные оригами – маленькие шаги в большое искусство
Знакомство с уникальной техникой оригами лучше начинать с несложных моделей из бумаги. Это позволит осознать все тонкости ремесла и почувствовать, насколько глубоко оно связано с философией и мировоззрением японского народа. В оригами привлекает доступность в сочетании с широкой областью применения. Простой лист в умелых руках способен превратиться в трендовую бижутерию, эффектную упаковку, развивающую игрушку или бюджетный, но стильный декор для любого праздника.
Начало
Как правило, несложные модели-оригами выбирают для детей, чтобы постепенно открывать вместе с ними волшебный мир японского бумагоделия. А поскольку эта разновидность прикладного искусства способствует общему развитию, важно сформировать у ребёнка позитивное отношение к работе и уверенность в своих силах. Есть несколько правил, помогающих быстрее освоить начальные этапы оригами:
Примеры моделей для новичков
Наибольший интерес у детей 5 – 7 лет вызывают несложные поделки-оригами, с которыми впоследствии можно играть. Хорошо, если модель подтолкнёт ребёнка к сочинению какой-нибудь истории. Например, сложив известный каждому кораблик, можно «путешествовать» на нём в дальние страны, ведь плыть по волнам фантазии не менее увлекательно, чем по настоящему морю.
Бумажная флотилия
Кораблик – одна из самых простых моделей, которую хочется складывать снова и снова. Изготовив целую флотилию, ничего не стоит отправить её в плавание по ванной или ближайшему водоёму. Правильно сложенный кораблик-оригами не утонёт и даже способен участвовать в гонках.
Пошаговая инструкция:
Используем несколько прямоугольных листков разного размера. Самый большой формата А4, следующий – в два раз меньше и так далее. Желательно, чтобы они отличались друг от друга и по цвету.
Грибная гирлянда
Понадобится 2 листа: красный и белый, размером 15х15 см.
Пошаговая инструкция:
Червячки, которые будут водиться в «лесном урожае» изготавливаются по принципу змейки-антистресс.
Кролик
Несложное оригами «Кролик» для начинающих «заиграет» новыми красками, если изготовить его из особой текстурной бумаги с узором. Именно её часто используют в своих работах японские мастера. Сорт называется «васи», он до сих пор производится вручную по уникальной технологии VIII века. Есть и более дешёвый аналог – бумага Chiyogami, но она из-за плотного покрытия подходит только для простых моделей с минимальным числом складок. Приобрести обе разновидности можно в специализированных магазинах или через интернет.
Японские оригамисты не экономят на бумаге. Конечно, фигурку можно сложить из любого листка, будь то использованная тетрадь или недорогой материал для детского творчества. Но ощутить радость от рождения чуда, как это должно быть при создании оригами, вряд ли получится. Стоит научиться у японцев трепетному отношению к бумаге, которая в дзен-философии ассоциируется с жизнью: такой же хрупкой и в то же время разнообразной, принимающей множество обликов, но в любой момент способной разрушить иллюзии и заставить начать путь с «чистого листа».
Достаточно сравнить мордочку кролика из обычной офисной бумаги и листа Chiyogami, чтобы понять, о чём идёт речь:
Эта модель считается одной из самых простых. Забавного домашнего зверька сложит даже 4 – 5-летний ребёнок. Если использовать профессиональную бумагу, необязательно рисовать кролику мордочку, он и так будет выглядеть эффектно. Особенно в гирлянде или в виде ёлочного украшения.
Пошаговая инструкция:
По желанию, рисуем зверьку мордочку маркером. Или делаем аппликацию из объёмного носика и глаз.
Собрав одного кролика, мало кто удержится от желания продолжить, получив в скором времени целое семейство. Из ушастых мордочек разного «калибра» получатся симпатичные магнитики на холодильник или интерьерные подвески.
Лучшие «детские» варианты
Коллекция несложных схем оригами постоянно пополняется новыми моделями. Если бумагоделие переросло в серьёзное увлечение, можно делать тематические подборки: домашние и дикие животные, морские обитатели, предметы интерьера, овощи, фрукты, цветы и так далее. Кажется, создателям схем удалось отразить в оригами всё богатство окружающего мира.
Лошадка
Голубь
Рояль
Касатка
Краб
Пингвин
Подсолнечник
Тюлень
Рыбки из модулей
Модульное оригами тоже может быть несложным и вполне доступным для начинающих. В этом случае важно, чтобы число элементов сводилось к минимуму, а размеры изделия отличались компактностью. Тогда сборка не вызовет усталости и желания бросить работу на полпути.
Один из подходящих вариантов для детского творчества – модульные рыбки скалярии, из которых впоследствии можно сделать картинку или открытку. Для них понадобится всего 80 треугольных деталей, размером 1/32 альбомного листа:
Как сделать объёмные оригами из бумаги
Почти все схемы объёмного оригами из бумаги создаются на основе «водяной бомбы». Той самой, которую в детстве наполняли водой и бросали на асфальт, радуясь громкому «взрыву» и разлетающимся брызгам. Однако трёхмерным фигуркам можно найти и более практичное применение, например, собрать из них гирлянды для новогодней ёлки или сделать мобиль для детской. Ещё один вариант – украшение праздничного стола, ведь сегодня бумажный дизайн стал одним из самых востребованных трендов.
Звёздчатый октаэдр
Правильный многогранник-оригами только выглядит сложным, но собирается быстро и легко. Чтобы превратить его в эффектное украшение, лучше выбрать упаковочную бумагу с рисунком, главное, чтобы она была плотной и хорошо держала форму. Можно взять квадратный лист любого размера, всё зависит от того, какую звезду желательно получить в результате.
Пошаговая инструкция:
Для справки: Октаэдр – правильный многоугольник, относящийся к так называемым платоновым телам. Состоит из восьми симметрично расположенных равносторонних треугольников. У древнегреческих алхимиков он символизировал стихию воздух. Форма октаэдра часто встречается у природных кристаллов, например, у алмаза. Согласно популярной в XXI веке научной теории, силовой каркас Земли на каждой стадии её развития принимает форму одного из пяти платоновых тел. «Воздушному» многоугольнику соответствует мезозой.
Звёздчатый октаэдр впервые построил Леонардо да Винчи, а научно описал и дал латинское название – Stella octangula, Иоганн Кеплер.
Декоративный кролик
Симпатичный зверёк, тоже сделанный на основе «водяной бомбы», подойдёт для украшения праздничного стола или в качестве милого сувенира. В него также можно спрятать небольшой подарок. Это – одна из простейших фигурок в технике объёмного оригами из бумаги, которая рекомендована начинающим мастерам. Для большего эффекта, лучше взять бумагу с разноокрашенными сторонами. Исходный квадрат может быть любого размера, но удобнее работать со стандартными 15х15 см или 21х21 см.
Пошаговая инструкция:
Надуваем кролика через отверстие в «носу». Можно сделать целое семейство очаровательных зверьков, используя бумагу с разным принтом.
Рыбка
Ещё одна популярная модель, в которую можно преобразовать «водяную бомбу». В Японии бумажных рыбок принято дарить мальчикам, как символ воли, упорства и успеха в достижении целей. А лучше всего сделать объёмную рыбку-оригами из бумаги вместе с ребёнком – это увлекательное занятие, незаметно обучающее трудолюбию, усидчивости, умению логически мыслить и создавать красоту из самых простых предметов.
Понадобится стандартный квадрат со стороной не менее 15 см. Миниатюрные модели будет трудно надуть. Для художественных поделок – гирлянд, модулей или подвесок, выбирают бумагу с градиентом, она придаёт рыбкам изысканность.
Пошаговая инструкция:
Начало абсолютно идентично алгоритму сборки кролика. Складываем квадратный лист в «двойной треугольник». Верхний слой заготовки преобразуем в ромб. Правый и левый угол фигуры складываем к центру. Верхнюю часть опускаем и каждую её половинку дополнительно сгибаем по диагонали. Заправляем получившиеся треугольники в боковые «карманчики». Нижняя часть рыбки готова.
Переворачиваем заготовку. Внешний левый угол опускаем вниз и выравниваем по центральной линии. Аналогично поступаем с правым. Нижнюю левую точку отгибаем в сторону, как показано на рисунке.
Переворачиваем получившуюся деталь вправо. Рыбка закончена. Теперь самый сложный момент – надуть её воздухом. Отверстие указано на рисунке. Для удобства придётся отодвинуть «хвостик» в сторону, а затем вернуть на место.
Лягушка
Собрать своими руками эту лягушку в технике объёмного оригами будет сложнее, чем предыдущие модели. Принцип складывания здесь другой – в основе лежит базовая форма «Рыба». Но, в конце концов, всё равно потребуется «вдохнуть в поделку жизнь», а точнее, воздух.
Модель изготавливается из квадрата, размером 21х21 см.
Из истории объёмных оригами
Надувные модели – редкость в японском искусстве бумагоделия. Кроме «водяной бомбы», наибольшей известностью пользуются классический журавлик-«цуру» с объёмным туловищем и тюльпан. Но в основе техники лежат самые древние базовые формы, появившиеся задолго до «птицы» и «рыбы», на которых строятся многие сложные современные модели.
Предполагается, что экспансия японского фарфора в Европу, начавшаяся в XVII веке, способствовала более близкому знакомству западных людей и с искусством оригами. «Водяная бомба» полюбилась больше всего, видимо из-за своей оригинальной конструкции. Фигурки из бумаги складывали в некоторых европейских странах задолго до контактов с японскими мастерами – в Испании и Германии, например, существовал ряд своих уникальных моделей: «шляпа епископа», «домик», «кораблик». Но надувных среди них не было.
Самое раннее упоминание европейцев о «водяной бомбе» можно найти в руководстве по складыванию столовых салфеток «Li Tre Trattati» от 1639 года. С начала эпохи Возрождения и до XVIII века, когда появилась изысканная и дорогая фарфоровая посуда, текстиль был главным украшением парадного стола, и ему уделялось особое внимание при сервировке. Всего в трактате описывалось семь способов эффектно сложить столовые салфетки, и среди них особняком стояла «водяная бомба», позволявшая придавать декору объём.
Забава, украшение и ловушка для мух
По мнению историков-востоковедов, родоначальником надувных бумажных фигурок стал Китай. Оттуда они распространились не только в Японию, но и в арабские страны, торговавшие с Италией и Испанией. Возможно, «водяная бомба» попала к европейцам, благодаря купцам Ближнего Востока. Если это так, она проделала долгий путь, прежде чем стать любимой игрушкой детей и взрослых. Но подобная версия – лишь теория, пока не доказанная однозначно.
Зато достоверно известно, что «водяные бомбы» в Японии называли декоративными шарами, используя как элемент пышных праздничных гирлянд. Ещё одна, более прозаическая функция модели – служить ловушкой для насекомых. Привлечённые каким-нибудь лакомством, они заползают внутрь, но выбраться обратно через крохотное отверстие для воздуха уже не могут. В современном издании японских оригамистов Йошихиде и Сумико Момотани помещена схема складывания «водяной бомбы», которая представлена именно как «традиционная ловушка для мух».
Голландцы, первыми из европейцев начавшие торговать с Японией в середине XVII века, придумали свой способ использования бумажных «шаров», завезённых из «Страны восходящего солнца». Объёмные модели наполняли табачным дымом, затем переворачивали отверстием вверх и постукивали по донышку. Таким образом, удавалось выпустить череду роскошных колец, которыми очень гордились курильщики.