Как сделать казачий струг
Казацкие струги и запорожские чайки
Несмотря на то, что в Европе военные флоты активно использовали паруса, а борта кораблей буквально ощетинивались пушками, на побережье Чёрного моря, в обширных степных районах, лежащих за порогами Днепра и в районе реки Дон, кораблестроение развивалось по особому сценарию. Здесь, на землях, контролируемых казаками, известная еще со времен Киевской Руси ладья последний раз обрела новую и долгую жизнь.
Казачий струг – прямой потомок
Технология строительства славянской ладьи была крайне простой и дешевой, но в то же время корабль получился весьма эффективным. Несмотря на многие достоинства, ладья обладала и целым рядом недостатков. Главный из них — ее размеры больше подходили для плавания по крупным реками и морям. Но для многих целей такие размеры были неудобными.
Поэтому примерно в 1054 г. при киевском князе Ярославе Мудром (1019—1054 гг.) в написанном под его руководством первом сборнике законов Киевской Руси «Русская правда» впервые был упомянут струг — маленькая ладья, скользящая по волнам.
Казачий байдак XIX в.
Казацкие струги первоначально строились как ладьи небольших размеров, своего рода замена челну, но на более высоком технологическом уровне.
Различия парусников
Примерно в это же время слова «струг» и «челн» начинают употребляться и в фольклоре как синонимы. Но постепенно струг увеличивается в размерах, в том числе для того чтобы выходить в открытое море. В итоге большое количество разнообразных по размерам и конструкции древнерусских корабликов начинают бороздить водную гладь. В целом струг представлял из себя преимущественно плоскодонный парусно-весельный корабль длиной от 20 до 45 м и шириной от 4 до 10 м.
В отличие от ладьи он имел более вытянутый корпус, зачастую с прямой — транцевой — кормой. На нем была оборудована примитивная каюта — чердак (так называемые чердачные струги). Но главное — удалось сделать мачту убираемой, поэтому струги могли ходить как на веслах, так и под парусом. Скорость и маневренность стругов также различались в очень широких пределах. Наиболее маневренные и скоростные из них, развивавшие при попутном ветре скорость ( до 13 узлов, назывались ертаульными. При этом, где бы ни строился струг, он одинаково хорошо держался и на реке, и в прибрежной части моря.
Универсальный струг
Будучи универсальными прибрежными кораблями, струги в основном перевозили войска до 80 пехотинцев на борту и грузы. Однако вооруженные мелкокалиберными пушками струги могли стать серьезными противниками и для крупных кораблей неприятеля, вздумавших атаковать побережье Российской империи. Как следствие, на регулярной основе строились они вплоть до начала XIX в., а казаки и купцы продолжали строить струги и торговать (а иногда и воевать) на них как минимум еще столетие.
Уникальный образец – запорожская чайка
Представители возникшего в конце XV в. на землях восточной Украины запорожского казачества разработали оригинальный и крайне эффективный тип боевого струга, получивший название чайка или шайка (в последнем случае так называли чайку малых размеров).
Технология строительства чайки была предельно упрощена по сравнению не только с ладьей, но и с уже привычным стругом. Уменьшились и ее размеры: длина, как правило, не превышала 21,3 м. а ширина — 4 м. При этом чайка могла принять на борт 40-70 вооруженных казаков, 2-6 мелкокалиберных фальконетов и изрядный запас продовольствия, воды и боеприпасов, позволявший кораблю и его экипажу действовать в открытом море до двух месяцев.
Мачту с единственным легким прямым тканым парусом не только сделали съемной и складывающейся, но и предусмотрели возможность ее установки как строго в центре корпуса, так и ближе к носу или корме в зависимости от ситуации.
Стенька Разин бросает персидскую царевну в Волгу. Гравюра из книги, опубликованной в Амстердаме, 1681 г.
Тем самым обеспечивалось варьирование скоростных данных корабля в очень широких пределах, и открывались уникальные тактические возможности. Например, стандартной тактикой запорожцев при атаке господствовавших тогда на Чёрном море турецких гребных или парусных кораблей был поиск противника при убранной мачте. Этим обеспечивалась незаметность чайки и неожиданность ее атаки, которую казаки могли проводить, либо дружно управляясь веслами (от 10 до 20 пар), либо идя на противника под парусом. В первом случае турецкие корабли неминуемо ждал абордаж, а во втором — атака с применением пушек и ружей.
Превосходство
При этом чайка обладала изрядной непотопляемостью. По бортам верхней части ее корпуса навешивались легкие связки камыша, лыка или прутьев боярышника, служившие защитой от вражеских стрел и пуль. Но главным их предназначением было держать корабль на плаву, даже если весь корпус будет заполнен водой.
А вообще корпус чайки. несмотря на свою простоту и примитивность, был настолько устойчивым к проникновению воды, что запорожцы могли переворачивать чайку вверх дном идти на ней близ берегов, так на почти всплывшей подводной лодке, чем вводили в заблуждение противников и под покровом ночи незамеченными проникали в хорошо охраняемые врагами гавани.
Гетман Пётр Конашевич Сагайдачный
Украинская военная история явила миру многих талантливых полководцев, в том числе и с гетманской булавой. Среди них особо выделяется знаменитый гетман Пётр Конашевич Сагайдачный (1582—1622 гг.).
Памятник гетману П. Сагайдачному в Киеве
В июле 1616 г. флотилия из 150 чаек, на которых находилось до 6000 запорожцев, стала спускаться вниз по Днепру. На выходе в Чёрное море казаки встретили эскадру турецких галер, сразу же атаковали и разгромили ее. Затем часть чаек отправились назад — это был обманный маневр для турок. А остальные, используя паруса и весла, без остановок направились к Кафе. Через 2 дня — 22 июня 1616 г. — около 120 чаек с 4000 казаков неожиданно обрушились на турецкую твердыню. Через 6 часов боя город был взят, а турецкий флот наполовину уничтожен и наполовину захвачен. Запорожцы освободили несколько тысяч пленников-христиан и на захваченных у турок галерах отправили их домой. Но пленных было настолько много, что размещать их пришлось и на чайках, из-за чего казаки вынуждены были выбросить значительную часть захваченных у турок трофеев.
Запорожцы на чайках атакуют Турецкий флот и штурмуют Кафу. Рисунок XVII в.
Кафа — самая знаменитая морская операция запорожских казаков, проведенная под руководством гетмана Сагайдачного.
Противостояние казаков и турков
Турки попытались скопировать чайку, создав ее вариацию, получившую название кирлангич («ласточка»). Это был скоростной парусно-гребной корабль длиной до 22 м, шириной до 7,6 м. Изначально был взят курс на создание скоростного корабля по принятым для большого коралестроения технологиям, в результате чего он получился намного более тяжелым, чем чайка, и с куда большей осадкой в 2,4 м против 1-1,5 м. Однако прочная конструкция позволила поставить на «ласточку» две мачты с косым парусным вооружением. Теоретически это должно было обеспечить кораблику высокую скорость и возможность двигаться при любом ветре. На практике же кирлангич по всем статьям уступал чайке и потому получил крайне ограниченное распространение.
Однако она была далеко не единственной. Еще будучи простым казацким полковником, Пётр Сагайдачный со своими запорожцами с 1603 г. изрядно портил жизнь туркам. География и дерзость морских походов казаков поражают.
Хронология походов Сагайдачного
1603 г. — морской поход на Варну. Запорожцы взяли крепость, которая считалась в то время неприступной, уничтожили все ее укрепления и корабли, стоявшие на рейде. Были захвачены значительные трофеи и 10 турецких галер целыми и с экипажами. Разгневанный султан приказал перегородить железной цепью реку Днепр в районе острова Тевани, чтобы заблокировать казаков. Но тщетно.
1608 г. — казаки под руководством Сагайдачного осуществили комбинированный сухопутный и морской поход на Крымское ханство, в ходе которого захватили Перекоп и Очаков. Расположенные в этих городах турецкие крепости были уничтожены.
1608-1609 гг. — на 16 чайках запорожцы Сагайдачного совершили успешный поход в устье Дуная, напав на турецкие крепости Белгород, Килия и Измаил.
1612 г. — флотилия Сагайдачного из 60 чаек совершила успешный поход к болгарскому побережью, уничтожив крепости Гёзли, Бабадаг, Варна и Месембрия.
1613 г. — казаки совершили два успешных похода в устье Днепра, разбив турецкую флотилию и захватив 6 новеньких турецких галер.
Портрет гетмана Петра Конашевича Сагайдачного. Неизвестный автор. XIX в.
В августе 1614 г. казаки действовали уже у турецкого побережья. В итоге была захвачена крепость Трапезунд и осажден Синоп. Хотя не удалось взять крепость целиком, был уничтожен весь турецкий флот из галер и галеонов, стоявший на рейде.
Рекомендуется к прочтению: Крупнейшие морские сражения
Казаки атакуют турецкие галеры. 1636 г.
Хотя после смерти Сагайдачного масштабных морских походов против Османской Империи казаки не предпринимали, практически любой выпад Блистательной Порты против них на море заканчивался плачевно для турецкого флота.
Ладья для торговых целей – байдак
Нельзя не сказать о том, что развитие конструкции струга преследовало и другие, куда более мирные цели. В результате появился байдак, или байдак днепровский, первые сведения о котором относятся к XVI в.
Это было преимущественно речное судно, созданное по технологии чайки, но с большими развалом и высотой бортов, благодаря чему обеспечивалась изрядная для незначительных размеров самого корабля грузоподъемность в 160-290 т. При этом размеры байдаков, как и стругов, варьировались в широких пределах: длина — 36-60 м, ширина — 13-25 м и высота борта от 1,3 до 3,8 м, а иногда 5 м. Но почти всегда неизменной оставалась осадка, варьирующаяся в пределах 1-1,5 м.
Конструкция Штерна: 1 – перо; 2 – штерновый гак; 3 – вертлюг; 4 – ахтерштевень; 5 – борт
Носовая и кормовая части корпуса байдака были заужены для придания ему лучшей мореходности, он часто оснащался штернем, или, как его тогда называли, кормилом, — специальным устройством для обеспечения обратного курса или его изменения.
Источник: “Парусники. История парусных судов от Античности до наших дней” Поспелов А.С.
Как сделать казачий струг
Ермаковы струги
Если случается водное путешествие, то непременно стараюсь я попасть на грузовые суда. Плыть, конечно, не так комфортабельно, как на пассажирских экспрессах. Зато на трудяге-грузовозе чувствуешь себя, как в хорошем доме, где живет работящая и дружная семья. Выдается свободная минута – все собираются за большим столом в «кокпите», и начинаются долгие разговоры обо всем на свете.
Однажды за таким дружеским столом зашел у нас разговор о флотилии Ермака Тимофеевича.
Поводом к разговору послужила репродукция с картины Сурикова «Покорение Сибири Ермаком». Кто-то удивился, почему изобразил художник казаков на обычных плоскодонках.
–Не может того быть, – заметил пожилой капитан, – чтобы казаки рискнули пробираться через всю Сибирь на таких лодках. На большой волне неустойчивы, маневренность плохая.
Сказал так, подумал, внимательно всматриваясь в картину, и добавил:
–Нет, не такие казачьи струги были.
–А какие же? – спросил молодой матрос.
–Кто же их знает, – вздохнул капитан, – я в то время по реке не ходил.
И разгорелся за столом нешуточный спор. Каждый отстаивал свою конструкцию, и приведись им попасть со своими проектами в дружину Ермака, трудновато пришлось бы отважному атаману.
Я тоже внимательно пригляделся к картине. Казачья лодка помещена художником на первом плане и видна во всю свою длину. Действительно, типичная плоскодонка. И тесновата – едва уместились четыре казака, и неустойчива, а главное – все, кто находится в лодке, совершенно открыты.
Позже, просматривая книги по истории Сибири, я все время искал в них описание казачьего струга, искал и не находил. Может, просто не попала мне в руки та единственная книга, да и есть ли такая?
И тогда, по отдельным штрихам и наброскам, по беглым упоминаниям, решил восстановить ермаковы корабли. И начал этот поиск с конца: какие требования должны были предъявлять своим кораблям первые сибирские капитаны?
Вместительность и прочность. Это безусловно. Казаки отправлялись в дальние походы, часто на несколько лет. И не всегда случалось пополнить запасы продовольствия.
Дорога у русских землепроходцев была не из легких: на пути и штормы, и длинные (до нескольких десятков километров) волоки. Такого пути лодкам легкой конструкции не выдержать. Одним словом, больше пристало говорить не о лодке, а о речном корабле, приспособленном и к дальним странствиям, и к неожиданным вооруженным столкновениям, и к путешествию посуху.
В одном из первых документов по истории Сибири, Кунгурской летописи, есть схематичный, стилизованный рисунок казачьего струга – нос, задранный вверх, четко вырисовывается форштевень.
Казачьи суда ходили и по большим и по малым рекам, вдоль берегов, густо поросших первозданной тайгой. А когда выходили на большие реки – на Обь или Иртыш, то жались к берегам. Это ясно любому, кто хоть раз садился на весла: у берега течение слабее и грести легче.
Когда флотилия Ермака пробиралась по сибирским рекам, Кучум выслал ей навстречу своего сына Маметкула, и тот устроил засаду на крутом яру Тобола. Как только русские струги «подоидоша под гору, погани же начат стреляти с горы, и с верху падоша стрелы на струги их аки дождь». Но русская флотилия то место «проидоша ничем невреждени». Так, по крайней мере, утверждает Строгановская летопись.
Прежде чем пуститься в опасное плавание, наверняка придумали казаки надежную защиту от стрел. Присмотримся к рисункам Кунгурской летописи. Весла идут не с края борта, как обычно у плоскодонок, а откуда-то изнутри, из «окон», как на старинных военных кораблях. Гребцы скрыты высоким бортом. Только капитанский мостик возвышается над палубой, да сидение кормчего поднято над кормой. Поднято, но не открыто «всем ветрам» – три стенки и крыша надежно прикрывают рулевого, и в них для кругового обзора – небольшие прорези. Капитанский же мостик надежно прикрыт задранным форштевнем и широким носом лодки.
Но неужели все-таки струг был плоскодонным? Вспомним, каким путем шли ермаковцы в Сибирь. Из Камы через Чусовую в Серебрянку. Кстати, Серебрянка – река мелкая, а у стругов с таким грузом осадка немалая. И казаки нашли остроумный метод продвижения (он может и сегодня пригодиться туристам, да и не только им). Сзади лодок через всю реку, с берега на берег, натягивали парус. Получалась плотина, подпор, и вода в реке поднималась.
По ней и продвигались на несколько десятков метров вперед. Потом снова плотина, снова подпор. Опять плотина.
Но впереди сухопутная переправа на Тагил. Летописи говорят, что Ермак не стал тащить свои тяжелые корабли через горы. Дружина зазимовала в наскоро построенном земляном городке, а по весне на берегу Тагила закипела работа, и вскоре на волнах покачивалась эскадра новых стругов. Перегрузив на нее продовольствие и воинские припасы, казаки двинулись дальше, в глубь огромного края.
Во время похода дружина Ермака, чтобы сократить путь, не раз использовала и волок – традиционный способ переправы с одной реки на другую. Волок же требует особой конструкции судна. Плоскодонки тут не годятся – самые прочные доски на катках быстро измочалятся. А казаки сразу после волока пускались в плавание, для ремонта у них часто не было времени.
Я читал старинные книги и летописи, разговаривал с историками и потомственными рыбаками. И все только разводили руками: «Кто ж их знает, какими они были, эти струги. «
Помог мне заведующий отделом пропаганды Ханты-Мансийского окружкома партии Владимир Иванович Плисовских, большой знаток самых различных северных проблем.
— Несколько лет назад к нам на Обь приехали волжские рыбаки, – вспомнил он, –Тогда на Волге был временно запрещен промышленный лов рыбы. Сели на наши лодки-плоскодонки, порыбачили день, другой, третий. И прихватил их на слиянии Оби и Иртыша ветерок покрепче. А сам знаешь, какие там волны в непогоду – что в море. Попали, одним словом, в переделку. Страху немало натерпелись. И взялись за топоры.
Рыбаки наши поначалу посмеивались: кишка, мол, тонка, для сибирских рек. А потом приглядываться стали, что за диковину гости мастерят – лодка не лодка, вроде корабля: в основании – бревно, тяжелый форштевень. Красивая посудинка получилась и остойчивая – в самые сильные штормы привязывали ее к сетям, а она на волнах как «ванька-встанька», тяжелое бревно в днище с любого крена выравнивает.
Владимир Иванович показал мне запорожскую «чайку».
– Вот такую «чайку» и делали волжские рыбаки. Удобная, чертовка. На такой и по самым малым рекам пройдешь, и в открытое море выходи. И на волок хороша! Бревно широкое, на катках устойчивое. Подмочалится маленько снизу, а лодка целехонька.
Несколько лет спустя я нашел еще одно подтверждение этой догадки в военно-историческом разделе Морского атласа за 1959 год. Рассказывая о высоком развитии русского мореходства в IX–X веках, авторы его пишут: «Древнерусский флот состоял из лодей-однодеревок, выдолбленных из стволов осины, липы или дуба, с досчатыми бортами».
Выходит, сибиряки взяли за основу конструкцию донской «чайки», добавили ей основательности, и сибирский струг получил хорошую остойчивость на воде и устойчивость на катках при волоке.
Но откуда у сибирских казаков запорожская «чайка»? А тут уж надо вспомнить родословную и самих казаков и их атамана Ермака Тимофеевича.
О Ермаке и в те давние времена, и по сей день ходило и ходит множество легенд. Одна из них, как мне кажется, наиболее достоверна. В Бузуновском списке Есиповской летописи говорится:
«О себе же Ермак известно написал, откуды рождение его. Дед его был суздалец посадский человек, жил в лишении, от хлебной скудности сошел в Володимер, именем его звали Афонасей Григорьевич сын Аленин, и тут воспите двух сынов Родиона да Тимофея, и кормился извозом и был в найму в подводах у разбойников, на Муромском лесу. » (Вот откуда у внука удаль молодецкая!)
«А дети его Родион и Тимофей от скудости сошли на реку Чусовую в вотчины Строгановы; ему породи детей: у Родиона два сына Дмитрий да Лука, у Тимофея дети Таврило, да Фрол, да Василей. И оной Василей был силен и велеречив и остр, ходил у Строгановых на стругах в работе по рекам Каме и Волге, и от той работы принял смелость, и прибрав себе дружину малую и пошел от работы на разбой, и от них звашеся атаманом, прозван Ермаком, сказуется дорожной артельной таган. «
Итак, водил Ермак строгановские караваны по Каме и Волге. Или не поладил капитан с хозяевами, или захотелось ему вольной жизни. Только вместо уральской вотчины объявился Василий Тимофеевич Оленин на Дону, и вскоре был избран атаманом. Однако и здесь показалось тесно раздольной душе. Там-то и увидел он запорожскую «чайку». А бревно – это уже сибирское приобретение.
Новосибирский художник Георгий Александрович Фролов рассказывал мне:
–В детстве, помню, таскали у нас на Енисее лодки через Казачинский порог как раз на таких вот лыжах-бревнах. И лодки, скажу тебе, немалые, да еще груженные доверху. Как-то я подивился такой хитрости и спросил у отца, кто так ловко придумал. А он мне: «Кто ж его знает. Может, прадеды наши, а может, их прадеды. На Енисее всегда так лодки через волок таскали». Может, и впрямь от первых казаков пошло?
Так, вбирая в себя лучшие качества всех российских судов, рождался сибирский казачий струг. Вмещая десятки тонн груза, он не боялся ни мелководья, ни крутой морской волны, ни трудного волока.
И верится, что когда-нибудь благодарные потомки вспомнят о тех, кто отчаянной храбростью своей и мудростью народной проложил путь в огромный и богатый край. И тогда над высоким яром встанет острогрудый казачий струг, и первый адмирал земли сибирской, поднявшись на капитанский мостик, станет провожать в дальние плавания новые речные корабли, а они по традиции будут приветствовать его гудками.
1 Все цитаты в рассказе, кроме отмеченных особо, приводятся по сборнику «Сибирские летописи», СПб, 1907.
Владимир ТАРАСОВ.
Рисунок автора.
Литература: Журнал «Уральский следопыт», №12 / 1977г. стр. 50-52.