Как сделать казачий струг

Казацкие струги и запорожские чайки

Несмотря на то, что в Европе военные флоты активно ис­пользовали паруса, а борта кораблей буквально ощетинивались пушками, на побережье Чёрного моря, в обшир­ных степных районах, лежащих за порогами Днепра и в рай­оне реки Дон, кораблестроение развивалось по особому сценарию. Здесь, на землях, контролируемых казаками, из­вестная еще со времен Киевской Руси ладья последний раз обрела новую и долгую жизнь.

Казачий струг – прямой потомок

Технология строительства славянской ладьи была край­не простой и дешевой, но в то же время корабль получился весьма эффективным. Несмотря на многие достоин­ства, ладья обладала и целым рядом недостатков. Главный из них — ее размеры больше подходили для плавания по крупным реками и морям. Но для многих целей такие размеры были неудобны­ми.

Поэтому примерно в 1054 г. при киевском князе Ярославе Мудром (1019—1054 гг.) в написанном под его руководством первом сборнике законов Киевской Руси «Русская правда» впер­вые был упомянут струг — маленькая ладья, скользящая по волнам.

Как сделать казачий стругКазачий байдак XIX в.

Казацкие струги первоначально стро­ились как ладьи небольших размеров, своего рода заме­на челну, но на более высо­ком технологическом уровне.

Различия парусников

Примерно в это же время сло­ва «струг» и «челн» начинают употребляться и в фольклоре как синонимы. Но постепенно струг увеличивается в разме­рах, в том числе для того что­бы выходить в открытое море. В итоге большое количество разнообразных по размерам и конструкции древнерусских корабликов начинают бороз­дить водную гладь. В целом струг представлял из себя преимущественно пло­скодонный парусно-весель­ный корабль длиной от 20 до 45 м и шириной от 4 до 10 м.

В отличие от ладьи он имел более вытянутый корпус, за­частую с прямой — транце­вой — кормой. На нем была оборудована примитивная каюта — чердак (так называемые чердачные струги). Но главное — удалось сде­лать мачту убираемой, поэтому струги могли ходить как на веслах, так и под парусом. Скорость и маневренность стругов также различались в очень широких пределах. Наиболее маневренные и скоростные из них, развивавшие при попутном ветре скорость ( до 13 узлов, назывались ертаульными. При этом, где бы ни строился струг, он одинаково хорошо держался и на реке, и в прибрежной части моря.

Универсальный струг

Будучи универсальными при­брежными кораблями, струги в основном перевозили войска до 80 пехотинцев на борту и грузы. Однако вооруженные мелкокалиберными пушками струги могли стать серьезными противниками и для крупных кораблей неприятеля, взду­мавших атаковать побережье Российской империи. Как следствие, на регулярной ос­нове строились они вплоть до начала XIX в., а казаки и купцы продолжали строить струги и торговать (а иногда и вое­вать) на них как минимум еще столетие.

Уникальный образец – запорожская чайка

Представители возникшего в конце XV в. на землях вос­точной Украины запорожского казачества разработали ориги­нальный и крайне эффективный тип боевого струга, получив­ший название чайка или шайка (в последнем случае так назы­вали чайку малых размеров).

Технология строительства чай­ки была предельно упрощена по сравнению не только с ладьей, но и с уже привыч­ным стругом. Уменьшились и ее размеры: длина, как пра­вило, не превышала 21,3 м. а ширина — 4 м. При этом чайка могла принять на борт 40-70 вооруженных казаков, 2-6 мелкокалиберных фальконетов и изрядный запас продовольствия, воды и боеприпасов, позволявший кораблю и его экипажу действовать в открытом море до двух месяцев.

Мачту с единственным легким прямым тканым парусом не только сделали съемной и скла­дывающейся, но и предусмо­трели возможность ее установ­ки как строго в центре корпуса, так и ближе к носу или корме в зависимости от ситуации.

Как сделать казачий стругСтенька Разин бросает персидскую царевну в Волгу. Гравюра из книги, опубликованной в Амстердаме, 1681 г.

Тем самым обеспечивалось варьирование скоростных дан­ных корабля в очень широких пределах, и открывались уни­кальные тактические возмож­ности. Например, стандартной тактикой запорожцев при ата­ке господствовавших тогда на Чёрном море турецких греб­ных или парусных кораблей был поиск противника при убранной мачте. Этим обеспе­чивалась незаметность чайки и неожиданность ее атаки, которую казаки могли прово­дить, либо дружно управляясь веслами (от 10 до 20 пар), либо идя на противника под парусом. В первом случае турецкие корабли неминуемо ждал абордаж, а во втором — атака с применением пушек и ружей.

Превосходство

При этом чайка обладала из­рядной непотопляемостью. По бортам верхней части ее корпуса навешивались легкие связки камыша, лыка или пру­тьев боярышника, служившие защитой от вражеских стрел и пуль. Но главным их пред­назначением было держать корабль на плаву, даже если весь корпус будет заполнен водой.

А вообще корпус чай­ки. несмотря на свою про­стоту и примитивность, был настолько устойчивым к проникновению воды, что запорожцы могли перевора­чивать чайку вверх дном идти на ней близ берегов, так на почти всплывшей под­водной лодке, чем вводили в заблуждение противников и под покровом ночи незамеченными проникали в хорошо охраняемые врагами гавани.

Гетман Пётр Конашевич Сагайдачный

Украинская военная история явила миру многих талантли­вых полководцев, в том чис­ле и с гетманской булавой. Среди них особо выделяется знаменитый гетман Пётр Конашевич Сагайдачный (1582—1622 гг.).

Как сделать казачий стругПамятник гетману П. Сагайдачному в Киеве

В июле 1616 г. флотилия из 150 чаек, на которых нахо­дилось до 6000 запорожцев, стала спускаться вниз по Днепру. На выходе в Чёрное море казаки встретили эскадру турецких галер, сразу же атаковали и разгромили ее. Затем часть чаек отправились назад — это был обманный маневр для турок. А осталь­ные, используя паруса и вес­ла, без остановок направи­лись к Кафе. Через 2 дня — 22 июня 1616 г. — около 120 чаек с 4000 казаков не­ожиданно обрушились на турецкую твердыню. Через 6 часов боя город был взят, а турецкий флот наполови­ну уничтожен и наполовину захвачен. Запорожцы ос­вободили несколько тысяч пленников-христиан и на захваченных у турок галерах отправили их домой. Но плен­ных было настолько много, что размещать их пришлось и на чайках, из-за чего казаки вынуждены были выбросить значительную часть захвачен­ных у турок трофеев.

Как сделать казачий стругЗапорожцы на чайках атакуют Турецкий флот и штурмуют Кафу. Рисунок XVII в.

Кафа — самая знаменитая мор­ская операция запорожских казаков, проведенная под руководством гетмана Сагайдачного.

Противостояние казаков и турков

Турки попытались скопировать чайку, создав ее вариацию, получившую название кирлангич («ласточка»). Это был скоростной парусно-гребной корабль длиной до 22 м, шириной до 7,6 м. Изначально был взят курс на создание скоростного корабля по принятым для большого коралестроения технологиям, в результате чего он получился намного более тя­желым, чем чайка, и с куда большей осадкой в 2,4 м против 1-1,5 м. Однако прочная конструкция по­зволила поставить на «ласточку» две мачты с косым парусным воору­жением. Теоретически это должно было обеспечить кораблику высокую скорость и возможность двигаться при любом ветре. На практике же кирлангич по всем статьям уступал чайке и потому получил крайне ограниченное распространение.

Однако она была далеко не единственной. Еще будучи простым казацким полковником, Пётр Сагайдачный со своими запорожцами с 1603 г. изрядно портил жизнь туркам. География и дерзость морских походов казаков по­ражают.

Хронология походов Сагайдачного

1603 г. — морской поход на Варну. Запорожцы взяли кре­пость, которая считалась в то время неприступной, уничтожи­ли все ее укрепления и корабли, стоявшие на рейде. Были захва­чены значительные трофеи и 10 турецких галер целыми и с экипажами. Разгневанный султан приказал перегородить железной цепью реку Днепр в районе острова Тевани, чтобы заблокировать казаков. Но тщетно.

1608 г. — казаки под руковод­ством Сагайдачного осуществи­ли комбинированный сухопут­ный и морской поход на Крым­ское ханство, в ходе которого захватили Перекоп и Очаков. Расположенные в этих городах турецкие крепости были уничто­жены.

1608-1609 гг. — на 16 чайках запорожцы Сагайдачного со­вершили успешный поход в устье Дуная, напав на турец­кие крепости Белгород, Килия и Измаил.

1612 г. — флотилия Сагайдач­ного из 60 чаек совершила успешный поход к болгарскому побережью, уничтожив крепости Гёзли, Бабадаг, Варна и Месембрия.

1613 г. — казаки совершили два успешных похода в устье Дне­пра, разбив турецкую флотилию и захватив 6 новеньких турецких галер.

Как сделать казачий стругПортрет гетмана Петра Конашевича Сагайдачного. Неизвестный автор. XIX в.

В августе 1614 г. казаки дей­ствовали уже у турецкого по­бережья. В итоге была захва­чена крепость Трапезунд и осажден Синоп. Хотя не уда­лось взять крепость целиком, был уничтожен весь турецкий флот из галер и галеонов, сто­явший на рейде.

Рекомендуется к прочтению: Крупнейшие морские сражения

Как сделать казачий стругКазаки атакуют турецкие галеры. 1636 г.

Хотя после смерти Сагайдачного масштабных морских походов против Османской Империи казаки не предпри­нимали, практически любой выпад Блистательной Порты против них на море заканчи­вался плачевно для турецкого флота.

Ладья для торговых целей – байдак

Нельзя не сказать о том, что развитие конструкции струга преследовало и другие, куда более мирные цели. В резуль­тате появился байдак, или байдак днепровский, первые сведения о котором относятся к XVI в.

Это было преимущественно речное судно, созданное по технологии чайки, но с большими развалом и высотой бортов, благодаря чему обеспечивалась изрядная для незначительных размеров самого корабля грузоподъем­ность в 160-290 т. При этом размеры байдаков, как и стругов, варьировались в широких пределах: длина — 36-60 м, ширина — 13-25 м и высота борта от 1,3 до 3,8 м, а иногда 5 м. Но почти всегда неиз­менной оставалась осадка, варьирующаяся в пределах 1-1,5 м.

Как сделать казачий стругКонструкция Штерна: 1 – перо; 2 – штерновый гак; 3 – вертлюг; 4 – ахтерштевень; 5 – борт

Носовая и кормовая части корпуса байдака были заужены для придания ему лучшей мореходности, он часто оснащался штернем, или, как его тогда называли, кормилом, — специальным устройством для обеспечения обратного курса или его из­менения.

Источник: “Парусники. История парусных судов от Античности до наших дней” Поспелов А.С.

Источник

Как сделать казачий струг

Ермаковы струги

Если случается водное путешествие, то непременно стараюсь я попасть на грузовые суда. Плыть, конечно, не так комфортабельно, как на пассажирских экспрессах. Зато на трудяге-грузовозе чувствуешь себя, как в хорошем доме, где живет работящая и дружная семья. Выдается свободная минута – все собираются за большим столом в «кокпите», и начинаются долгие разговоры обо всем на свете.

Однажды за таким дружеским столом зашел у нас разговор о флотилии Ермака Тимофеевича.

Поводом к разговору послужила репродукция с картины Сурикова «Покорение Сибири Ермаком». Кто-то удивился, почему изобразил художник казаков на обычных плоскодонках.

Как сделать казачий струг

–Не может того быть, – заметил пожилой капитан, – чтобы казаки рискнули пробираться через всю Сибирь на таких лодках. На большой волне неустойчивы, маневренность плохая.

Сказал так, подумал, внимательно всматриваясь в картину, и добавил:

–Нет, не такие казачьи струги были.

–А какие же? – спросил молодой матрос.

–Кто же их знает, – вздохнул капитан, – я в то время по реке не ходил.

И разгорелся за столом нешуточный спор. Каждый отстаивал свою конструкцию, и приведись им попасть со своими проектами в дружину Ермака, трудновато пришлось бы отважному атаману.

Я тоже внимательно пригляделся к картине. Казачья лодка помещена художником на первом плане и видна во всю свою длину. Действительно, типичная плоскодонка. И тесновата – едва уместились четыре казака, и неустойчива, а главное – все, кто находится в лодке, совершенно открыты.

Позже, просматривая книги по истории Сибири, я все время искал в них описание казачьего струга, искал и не находил. Может, просто не попала мне в руки та единственная книга, да и есть ли такая?

И тогда, по отдельным штрихам и наброскам, по беглым упоминаниям, решил восстановить ермаковы корабли. И начал этот поиск с конца: какие требования должны были предъявлять своим кораблям первые сибирские капитаны?

Вместительность и прочность. Это безусловно. Казаки отправлялись в дальние походы, часто на несколько лет. И не всегда случалось пополнить запасы продовольствия.

Как сделать казачий струг

Дорога у русских землепроходцев была не из легких: на пути и штормы, и длинные (до нескольких десятков километров) волоки. Такого пути лодкам легкой конструкции не выдержать. Одним словом, больше пристало говорить не о лодке, а о речном корабле, приспособленном и к дальним странствиям, и к неожиданным вооруженным столкновениям, и к путешествию посуху.

В одном из первых документов по истории Сибири, Кунгурской летописи, есть схематичный, стилизованный рисунок казачьего струга – нос, задранный вверх, четко вырисовывается форштевень.

Казачьи суда ходили и по большим и по малым рекам, вдоль берегов, густо поросших первозданной тайгой. А когда выходили на большие реки – на Обь или Иртыш, то жались к берегам. Это ясно любому, кто хоть раз садился на весла: у берега течение слабее и грести легче.

Когда флотилия Ермака пробиралась по сибирским рекам, Кучум выслал ей навстречу своего сына Маметкула, и тот устроил засаду на крутом яру Тобола. Как только русские струги «подоидоша под гору, погани же начат стреляти с горы, и с верху падоша стрелы на струги их аки дождь». Но русская флотилия то место «проидоша ничем невреждени». Так, по крайней мере, утверждает Строгановская летопись.

Прежде чем пуститься в опасное плавание, наверняка придумали казаки надежную защиту от стрел. Присмотримся к рисункам Кунгурской летописи. Весла идут не с края борта, как обычно у плоскодонок, а откуда-то изнутри, из «окон», как на старинных военных кораблях. Гребцы скрыты высоким бортом. Только капитанский мостик возвышается над палубой, да сидение кормчего поднято над кормой. Поднято, но не открыто «всем ветрам» – три стенки и крыша надежно прикрывают рулевого, и в них для кругового обзора – небольшие прорези. Капитанский же мостик надежно прикрыт задранным форштевнем и широким носом лодки.

Как сделать казачий струг

Но неужели все-таки струг был плоскодонным? Вспомним, каким путем шли ермаковцы в Сибирь. Из Камы через Чусовую в Серебрянку. Кстати, Серебрянка – река мелкая, а у стругов с таким грузом осадка немалая. И казаки нашли остроумный метод продвижения (он может и сегодня пригодиться туристам, да и не только им). Сзади лодок через всю реку, с берега на берег, натягивали парус. Получалась плотина, подпор, и вода в реке поднималась.

По ней и продвигались на несколько десятков метров вперед. Потом снова плотина, снова подпор. Опять плотина.

Но впереди сухопутная переправа на Тагил. Летописи говорят, что Ермак не стал тащить свои тяжелые корабли через горы. Дружина зазимовала в наскоро построенном земляном городке, а по весне на берегу Тагила закипела работа, и вскоре на волнах покачивалась эскадра новых стругов. Перегрузив на нее продовольствие и воинские припасы, казаки двинулись дальше, в глубь огромного края.

Во время похода дружина Ермака, чтобы сократить путь, не раз использовала и волок – традиционный способ переправы с одной реки на другую. Волок же требует особой конструкции судна. Плоскодонки тут не годятся – самые прочные доски на катках быстро измочалятся. А казаки сразу после волока пускались в плавание, для ремонта у них часто не было времени.

Я читал старинные книги и летописи, разговаривал с историками и потомственными рыбаками. И все только разводили руками: «Кто ж их знает, какими они были, эти струги. «

Помог мне заведующий отделом пропаганды Ханты-Мансийского окружкома партии Владимир Иванович Плисовских, большой знаток самых различных северных проблем.

— Несколько лет назад к нам на Обь приехали волжские рыбаки, – вспомнил он, –Тогда на Волге был временно запрещен промышленный лов рыбы. Сели на наши лодки-плоскодонки, порыбачили день, другой, третий. И прихватил их на слиянии Оби и Иртыша ветерок покрепче. А сам знаешь, какие там волны в непогоду – что в море. Попали, одним словом, в переделку. Страху немало натерпелись. И взялись за топоры.

Рыбаки наши поначалу посмеивались: кишка, мол, тонка, для сибирских рек. А потом приглядываться стали, что за диковину гости мастерят – лодка не лодка, вроде корабля: в основании – бревно, тяжелый форштевень. Красивая посудинка получилась и остойчивая – в самые сильные штормы привязывали ее к сетям, а она на волнах как «ванька-встанька», тяжелое бревно в днище с любого крена выравнивает.

Владимир Иванович показал мне запорожскую «чайку».

– Вот такую «чайку» и делали волжские рыбаки. Удобная, чертовка. На такой и по самым малым рекам пройдешь, и в открытое море выходи. И на волок хороша! Бревно широкое, на катках устойчивое. Подмочалится маленько снизу, а лодка целехонька.

Несколько лет спустя я нашел еще одно подтверждение этой догадки в военно-историческом разделе Морского атласа за 1959 год. Рассказывая о высоком развитии русского мореходства в IX–X веках, авторы его пишут: «Древнерусский флот состоял из лодей-однодеревок, выдолбленных из стволов осины, липы или дуба, с досчатыми бортами».

Выходит, сибиряки взяли за основу конструкцию донской «чайки», добавили ей основательности, и сибирский струг получил хорошую остойчивость на воде и устойчивость на катках при волоке.

Но откуда у сибирских казаков запорожская «чайка»? А тут уж надо вспомнить родословную и самих казаков и их атамана Ермака Тимофеевича.

О Ермаке и в те давние времена, и по сей день ходило и ходит множество легенд. Одна из них, как мне кажется, наиболее достоверна. В Бузуновском списке Есиповской летописи говорится:

«О себе же Ермак известно написал, откуды рождение его. Дед его был суздалец посадский человек, жил в лишении, от хлебной скудности сошел в Володимер, именем его звали Афонасей Григорьевич сын Аленин, и тут воспите двух сынов Родиона да Тимофея, и кормился извозом и был в найму в подводах у разбойников, на Муромском лесу. » (Вот откуда у внука удаль молодецкая!)

«А дети его Родион и Тимофей от скудости сошли на реку Чусовую в вотчины Строгановы; ему породи детей: у Родиона два сына Дмитрий да Лука, у Тимофея дети Таврило, да Фрол, да Василей. И оной Василей был силен и велеречив и остр, ходил у Строгановых на стругах в работе по рекам Каме и Волге, и от той работы принял смелость, и прибрав себе дружину малую и пошел от работы на разбой, и от них звашеся атаманом, прозван Ермаком, сказуется дорожной артельной таган. «

Итак, водил Ермак строгановские караваны по Каме и Волге. Или не поладил капитан с хозяевами, или захотелось ему вольной жизни. Только вместо уральской вотчины объявился Василий Тимофеевич Оленин на Дону, и вскоре был избран атаманом. Однако и здесь показалось тесно раздольной душе. Там-то и увидел он запорожскую «чайку». А бревно – это уже сибирское приобретение.

Новосибирский художник Георгий Александрович Фролов рассказывал мне:

–В детстве, помню, таскали у нас на Енисее лодки через Казачинский порог как раз на таких вот лыжах-бревнах. И лодки, скажу тебе, немалые, да еще груженные доверху. Как-то я подивился такой хитрости и спросил у отца, кто так ловко придумал. А он мне: «Кто ж его знает. Может, прадеды наши, а может, их прадеды. На Енисее всегда так лодки через волок таскали». Может, и впрямь от первых казаков пошло?

Так, вбирая в себя лучшие качества всех российских судов, рождался сибирский казачий струг. Вмещая десятки тонн груза, он не боялся ни мелководья, ни крутой морской волны, ни трудного волока.

И верится, что когда-нибудь благодарные потомки вспомнят о тех, кто отчаянной храбростью своей и мудростью народной проложил путь в огромный и богатый край. И тогда над высоким яром встанет острогрудый казачий струг, и первый адмирал земли сибирской, поднявшись на капитанский мостик, станет провожать в дальние плавания новые речные корабли, а они по традиции будут приветствовать его гудками.

1 Все цитаты в рассказе, кроме отмеченных особо, приводятся по сборнику «Сибирские летописи», СПб, 1907.

Владимир ТАРАСОВ.

Рисунок автора.

Литература: Журнал «Уральский следопыт», №12 / 1977г. стр. 50-52.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *