Как сделать казачий чуб
Как сделать казачий чуб
Я КАЗАЧКА запись закреплена
Чуб – вихор волос, казачья прическа. У донских казаков чуб обычно торчал с левой стороны, из-под сдвинутого набок головного убора. Особенно красивым считался вихор курчавых волос, начесанный и взбитый. Чуб подчеркивал в облике молодого казака удаль и молодечество. Казаки всегда следили за внешним видом, в мирное время одевались чисто и аккуратно, не чужды были и своеобразного казачьего щегольства.
_______________________________________________________
Из «Словаря говоров уральских (яицких) казаков» Нестора Малеча:
Чуб, чюп, чюпь, мн. чюпа, уст. – 1. Чуприна, вихор, «висок», непременная принадлежность прически каждого молодого казака; чуб зачесывался на одну какую-либо сторону и виднелся из-под шапки или фуражки. – Выставляли ибязательно чуб. (Кул.) Чубы илецки носили как донцы – с зачесами. (Оз.) Чуб кубанский у него, с правой стороны. Уральский висок – с левой. (Куш.) Парень считался красивым, если у него был хороший чуб. (Зел. У.) Чупа у всех хороши, а над какем и смеешься. (Ст.) Чупы вот каке вздроченны. (Буд.). 2. Густые волосы. – Чуб большущий у нее, чуб как щетина. (Кирс.)
________________________________________________________
Судя по старым фотографиям, особенно буйные чубы отращивали донские казаки. Густой, вихрастый чуб был предметом гордости.
Казачий чуб, казачий чуб — густой, всколоченный, кудрявый.
Куда под звон военных труб — ты не ходил за бранной славой?
Какие берега морей, какие горы, степи, дали —
Тебя — красу богатырей — еще ни разу не видали?
Была далекая пора, когда, влекомый буйным зовом,
Под многогрудное “Ура!” — ты гордо вился над Азовом!
Твоя широкая душа, не зная грани и предела,
За берегами Иртыша, за Ермаком ходила смело!
И твой протяжный звонкий “гик”, твой гордый голос исполина,
При хладном блеске острых пик — слыхали улицы Берлина!
И твой полет степной стези, и твой лампас алей калины,
Когда-то видели вблизи Балкан цветущие долины.
И не один, а много раз, во дни кровавые расплаты,
Тебя палил огнем Кавказ, студили холодом Карпаты!
В степях, в горах твои следы, где буйно ветры злобно веют,
И где, свидетели беды, казачьи кости не белеют?
И вот — за доблесть на посту, тебе “последняя награда”:
На окровавленном мосту, на хладных стогнах Петрограда.
Судьба три года берегла тебя в бою, в огне окопа,
Теперь убит из-за угла, рукой наемного холопа.
И у подножья Царских Врат, во имя мира и покоя —
Прости убийцам, милый брат, своею щедрою душою!
И унеси под звуки труб, под звон Архангеловой меди,
Свой гордый чуб, казачий чуб, к последней праведной Победе!
(Стихи сотника Калмыкова, посвященные гибели казака, только вернувшегося с фронта Первой мировой войны, во время подавления первого большевистского бунта в Петрограде в 1917 году)
На прикрепленных фотографиях донские казаки с роскошными чубами. У большинства из них Георгиевский крест и другие награды за боевые заслуги и храбрость. К сожалению, многие из них, и в их числе Козьма Фирсович Крючков, погибли в огне Гражданской войны.
Зачем казаки носили чуб-оселедец, и почему им гордились
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Как и в случае со многими другими вопросами – на этот четкого ответа нет. Есть версии и предположения, а вот четкого определения, когда, зачем и почему – ни в одном из документов тех времен, положениях Запорожской сети, нет.
1. Что говорит история
Согласно исторической версии, эта прическа являлась символом власти. Знак был принят, еще в роду князей киевских. По некоторым данным считают, что знаменитый Святослав, князь-воин, внешне был очень похож на запорожских казаков, несмотря на то, что между ними была временная пропасть размером в половину тысячелетия. Появилась такая версия на основе сделанного Львом Диаконом описания облика Святослава во время его встречи с Цимисхием, императором.
Из описания следует, что Святослав на встречу приплыл на скифской ладье. У него был средний рост, глаза голубого цвета, густые брови, нос плоский. На лице была длинная борода и висячие усы. Голова князя была полностью без волос, но с одной стороны висела их прядь, которая говорила о том, что мужчина принадлежит к знатному роду. Кроме этого в одном его ухе была серьга из золота с двумя жемчужинками и карбункулом.
То есть перед нашим взором появляется настоящий запорожец, казак со всеми его внешними характеристиками, и даже серьга присутствует. На основе этого появилась теория, суть которой заключается в наличии определенной традиции в этом конкретном регионе для определенных слоев населения, которая была пронесена сквозь века.
Вторая версия отличается от предыдущей. По мнению поляков, чуб-оселедец – это прическа «сарматская».
В XVI-XVII столетиях в Речи Посполитой эту прическу считали своеобразным наследием, переданным древними сарматами. Именно с ними шляхтичи себя и отождествляли. Что касается самих сарматов, то в те времена их считали народом, имеющим германские корни. Представители польско-литовской шляхты предпочитали считать именно сарматов прародителями собственного рода. Так они ставили границы между собой и славянскими простолюдинами.
Стоит отметить, что в Литве и Польше тогда существовал сарматский стиль – мода, выраженная не только в чубе-оселедце, но и в характерной одежде, доспехах, изобразительном искусстве и так далее. Что касается истинных данных о сарматах, то о них практически ничего не знали, в отличие от наших современников. Поэтому «сарматизм» поляков является чем-то условным и где-то надуманным.
В целом же оселедец поляков-шляхтичей и князя Святослава ничего общего между собой не имеют. Исходя из того, что хронологической последовательности и связи между двумя периодами ношения этой прически князем и поляками нет (временные периоды были разными), вывод напрашивается сам собой. Насколько он верный, неизвестно, но вполне имеет право на существование, как одна из гипотез.
Казачий чуб является зеркальным отражением прически польских шляхтичей, которые жили именно в то время. Ну а сам по себе чуб поляков-шляхтичей выступает символом их причастности к роду сарматов, легендарных степных властителей.
Да и если разобраться, то на Запорожье казацкая старшина очень хотела, чтобы ее поставили на один уровень со шляхтой в правах и дали добро на наличие крепостных.
2. Что думают по этому поводу сами казаки
Как считали казаки того времени, неизвестно. А вот их наследники (в идеологическом смысле, естественно) имеют совершенно другое мнение на этот счет. Из разных источников следует, что чуб-оселедец могли носить далеко не все представители рода казачьего, а только наиболее опытные из них, которые хоть один раз в своей жизни, но побывали в настоящей битве. Как и в случае с предыдущими версиями, четких исторических доказательств того, что это было действительно так и никак иначе, нет.
Если рассматривать гипотезу с теоретической точки зрения, то вполне возможно, что чуб действительно выступал своеобразным знаком отличия и являлся показателем статуса казака. То есть, чем длиннее оселедец, тем статуснее казак, ну а писари и им подобные личности на подобное «украшение» своей буйной головушки права не имели. У них была своя отличительная прическа, которую мы и сейчас называем «под горшок».
Некоторые склонны верить в совсем уж нереальную, мистическую версию. Согласно ей, казаки были убеждены, что их после смерти Бог из адского котла вытащил именно за чуб. Ну а в ад, естественно, попадал каждый казак за все свои «хорошие» деяния. А их было много. Достаточно вспомнить походы за зипунами…
С этой версией связан и способ ношения оселедца. Ее приверженцы считают, что волосы должны свисать с левой стороны, чтобы они помогали смахнуть с плеча беса. Кто знает, может в этом что-то и есть. А если присмотреться к картине Репина, то у банкомета (человека без рубахи, ответственного за карточную раздачу), чуб свисает справа.
Ну и последняя гипотеза, вышедшая тоже из народа, гласит, что голову казаки брили в целях гигиены, а именно, чтобы не заводились вши. Чуб оставлялся для того, чтобы свои могли идентифицировать его. Нам остается выбрать ту версию, которая больше всего понравится. Подлинную причину ношения оселедца, возможно, никто и никогда не узнает.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Чуб-оселедец, зачем его носили казаки
(Приглашаю на сайт без рекламы, но с такой же тематикой: «Велемудр» по адресу: http://welemudr.ru)
Казаки у многих ассоциируются с чубом-оселедцем, который еще называют чупрына. Вместе с длинными усами именно «оселедец» является своеобразной визитной карточкой, определителем того, что это именно казак. Картину дополняют: люлька, шаровары, сабля и в ухе серьга. Но это уже дополнение к общему образу. Если с остальными маркерами-идентификаторами все более или менее понятно, то откуда взялась столь необычная стрижка на голове, и зачем нужен этот «хвостик» не очень ясно.
Четкого ответа на вопрос когда, зачем и почему казаки носили чуб, в документах тех времен не существует
Как и в случае со многими другими вопросами – на этот четкого ответа нет. Есть версии и предположения, а вот четкого определения, когда, зачем и почему – ни в одном из документов тех времен, положениях Запорожской сечи, нет.
1. Что говорит история
Великий полководец князь Святослав Игоревич был очень похож на казаков
Согласно исторической версии, эта прическа являлась символом власти. Знак был принят, еще в роду князей Русколани. По некоторым данным считают, что отец знаменитого Святослава, князь-Игорь был взят на Киевский престол из Русколани (он являлся сыном Русколанского князя Рарога и внуком знаменитого князя Святогора), внешне был очень похож на запорожских казаков, несмотря на то, что между ними была временная пропасть размером в половину тысячелетия.
Согласно описанию, сделанному Львом Диаконом, князь Святослав носил чуб-оселедец
Из описания следует, что Святослав на встречу приплыл на скифской ладье. У него был средний рост, глаза голубого цвета, густые брови, нос плоский. На лице была длинная борода и висячие усы. Голова князя была полностью без волос, но с одной стороны висела их прядь, которая говорила о том, что мужчина принадлежит к знатному роду. Кроме этого в одном его ухе была серьга из золота с двумя жемчужинками и карбункулом.
То есть перед нашим взором появляется настоящий запорожец, казак со всеми его внешними характеристиками, и даже серьга присутствует. На основе этого появилась теория, суть которой заключается в наличии определенной традиции в этом конкретном регионе для определенных слоев населения, которая была пронесена сквозь века.
Вторая версия отличается от предыдущей. По мнению поляков, чуб-оселедец – это прическа «сарматская».
В XVI-XVII столетиях в Речи Посполитой эту прическу считали своеобразным наследием, переданным древними сарматами. Именно с ними шляхтичи себя и отождествляли. Что касается самих сарматов, то в те времена их считали народом, имеющим германские корни. Представители польско-литовской шляхты предпочитали считать именно сарматов прародителями собственного рода. Так они ставили границы между собой и славянскими простолюдинами.
В Литве и Польше тогда существовал сарматский стиль, выраженный не только в чубе-оселедце, но и в характерной одежде, доспехах
Стоит отметить, что в Литве и Польше тогда существовал сарматский стиль – мода, выраженная не только в чубе-оселедце, но и в характерной одежде, доспехах, изобразительном искусстве и так далее. Что касается истинных данных о сарматах, то о них практически ничего не знали, в отличие от наших современников. Поэтому «сарматизм» поляков является чем-то условным и где-то надуманным.
В целом же оселедец поляков-шляхтичей и князя Святослава ничего общего между собой не имеют. Исходя из того, что хронологической последовательности и связи между двумя периодами ношения этой прически князем и поляками нет (временные периоды были разными), вывод напрашивается сам собой. Насколько он верный, неизвестно, но вполне имеет право на существование, как одна из гипотез.
Чуб у казаков выступал символом их принадлежности к роду сарматов / Фото: ru.ign.com
Казачий чуб является зеркальным отражением прически польских шляхтичей, которые жили именно в то время. Ну а сам по себе чуб поляков-шляхтичей выступает символом их причастности к роду сарматов, легендарных степных властителей.
Да и если разобраться, то на Запорожье казацкая старшина очень хотела, чтобы ее поставили на один уровень со шляхтой в правах и дали добро на наличие крепостных.
2. Что думают по этому поводу сами казаки
Идеологические последователи казачества считали, что чуб могут носить те, кто побывал в бою
Как считали казаки того времени, неизвестно. А вот их наследники (в идеологическом смысле, естественно) имеют совершенно другое мнение на этот счет. Из разных источников следует, что чуб-оселедец могли носить далеко не все представители рода казачьего, а только наиболее опытные из них, которые хоть один раз в своей жизни, но побывали в настоящей битве. Как и в случае с предыдущими версиями, четких исторических доказательств того, что это было действительно так и никак иначе, нет.
Чупрына выступал знаком отличия и показатель статусности казака
Если рассматривать гипотезу с теоретической точки зрения, то вполне возможно, что чуб действительно выступал своеобразным знаком отличия и являлся показателем статуса казака. То есть, чем длиннее оселедец, тем статуснее казак, ну а писари и им подобные личности на подобное «украшение» своей буйной головушки права не имели. У них была своя отличительная прическа, которую мы и сейчас называем «под горшок».
Существуют и мистические версии причин, для чего казакам оселедец
Некоторые склонны верить в совсем уж нереальную, мистическую версию. Согласно ей, казаки были убеждены, что их после смерти Бог из адского котла вытащил именно за чуб. Ну а в ад, естественно, попадал каждый казак за все свои «хорошие» деяния. А их было много. Достаточно вспомнить походы за зипунами…
Репин на своей картине изобразил казака-банкомета с чубом, свисающим на правую сторону / Фото: fb.ru
С этой версией связан и способ ношения оселедца. Ее приверженцы считают, что волосы должны свисать с левой стороны, чтобы они помогали смахнуть с плеча беса. Кто знает, может в этом что-то и есть. А если присмотреться к картине Репина, то у банкомета (человека без рубахи, ответственного за карточную раздачу), чуб свисает справа.
Существует и версия, что казаки брили головы в целях поддержания гигиены
Ну и последняя гипотеза, вышедшая тоже из народа, гласит, что голову казаки брили в целях гигиены, а именно, чтобы не заводились вши. Чуб оставлялся для того, чтобы свои могли идентифицировать его. Нам остается выбрать ту версию, которая больше всего понравится. Подлинную причину ношения оселедца, возможно, никто и никогда не узнает.
Какие прически делали казаки, современные вариации укладки взбитый чуб
Старинные укладки могли многое рассказать об обычаях народа. Каждая форма имела сакральный смысл, за каждым завитком стояла легенда. Символом свободы, силы и борьбы были казаки. Отличались не только отвагой в бою, верностью присяге, но и особой стрижкой. Прическа «Взбитый чуб» навевала ужас на соперников, защищала воинов от нечистой силы. В парикмахерском искусстве все чаще появляются стрижки из прошлых столетий. Современные идеи тесно переплетаются с древними традициями.
Описание стиля казаков
Первые упоминания о казаках встречается в XVI веке, они всячески поддерживали единство Русского царство, присягая царям на верность, защищая от смут, вражеских нападений. В конце XVII века на Дону образовалась автономия, вольные жители участвовали в управлении, почитали старообрядческие традиции. Необходимость защиты южных границ империи привело к привилегиям в самоуправлении.
При Петре I казаки получили подкрепление при борьбе с турками, также активно поддерживали царя, выступая в Шведской войне. Но желая управлять свободолюбивыми воинами, царь изменил управление в Донской автономии, что привело к Булавинскому восстанию, потерей казачества автономии. Петр I перевел все казачьи войска под управление высшего военного органа Российской империи.
Постепенно Дон получил статус колонии, сохранял элементы автономии вплоть до самой революции. Но всегда отличались от регулярных войск дисциплиной и верностью товарищам, что связано с традициями семейных станиц. Выступая в бою, казаки ощущали поддержку друг друга, рядом плечом к плечу воевали деды, братья, отцы, сыновья. На сегодняшний день большинство казаков живут на территории Ростовской и Волгоградской области, по последним подсчетам численность составляет более 140 тыс. человек.
Оставалось время на игры, которые также были направлены обучению военному ремеслу, но в более занимательной, увлекательной форме. В середине XVIII века открылось первое образовательное учреждение, где казачьих детей подготавливали к духовному знанию. Позже основными предметами стали арифметика, грамматика, иностранные языки, рисование. В начале XIX века была создана Донская Гимназия — прототип современных кадетских училищ.
Многочисленные победы казачества объяснялись железной дисциплиной, тщательной подготовка воинов с малых лет. Любовь к родной земле прививалась с рождения, а станица состояла из семей, насчитывавших несколько поколений. Несли незначительные потери в бою в равнении с регулярными полками. Зачастую воевали целыми станицами, поддержка воинов основывалась также на кровном родстве. Казаки носили одну серьгу в ухе как знак о том, что мужчина один сын в семье.
Таких воинов товарищи оберегали в бою для сохранения продолжения будущего рода. На военных советах последнее слово не всегда было за командиром, часто решал жребий, общий совет.
Посох же со времен Киевской Руси оставался символом мудрости. Часто использовался на собраниях для важных сообщений, наведению порядка среди казачества.
Характерные черты причесок
Основной прической был казачий чуб. По одной из легенд являлся частью выбритой головы, характерной стрижки каторжников. Подобный вариант состригания волос связывают с происхождением казаков, формировавшихся из бежавших заключенных. Эту версию опровергают старинные фрески, на которых воины запечатлены с характерным взбитым чубом еще в V веке. Волосам приписывалась особое значение, считалось, что в них заключена сила воина.
С персидского «казак» означает «хохолок», по характерной прическе побратимы могли узнать друга в любой стороне.
Обратите внимание! Воины старообрядцы стриглись под горшок, носить бороды могли только женатые мужчины. Еще эта прическа получила название «арбузная корка», для ее выполнения на голову надевали круглую емкость, по лекалу состригали волосы по краям.
Подобными легендами овеян и символ запорожских казаков — оселедець. Мужчины оставляли часть волос на макушке, остальные пряди сбривали. Такую прическу носили еще во времена Киевской Руси, стрижки носили мужчины княжьего рода. Встречался характерный длинный чуб также у норманнов. Была наделена сакральным значением, являлась посвящением богу Одину.
В бою развеивающийся чуб казака устрашал противника, имели право носить только опытные воины. По обычаю закладывали за левое ухо, считалось, что на правом плече сидит ангел, на левом черт, таким образом отгоняли нечистую силу. Казаки тщательно следили за внешностью, лицо гладко брили, оставляя лишь длинные усы.
Характерные черты причесок казаков:
Казачки до замужества плели одну косу, могли ходить с непокрытой головой. После замужества женщины завязывали две косы, покрывали голову головным убором. В каждой местности существовали свои традиции, техники повязывания платка — зануздалка, шлычка, каук. Украинские прически мало чем отличались от донских, девушки также вплетали отрезы ткани, ленты для увеличения длины и объема. Мелко сплетенные косички характерны для центральной Украины, в других регионах была популярна коса вокруг головы, украшенная живыми цветами.
Девичьи головные уборы отличались разнообразием, убранством. Сложные конструкции украшались лентами, окрашенными перьями, сусальным золотом. Как красиво вплести ленту в косу, вы можете прочесть на нашем сайте.
Внимание! Как и прически, головные уборы создавались на основе многовековых знаний, традиций. Орнаменты, композиции цветов, символов служили оберегом дома, семьи, потомства.
Актуальность в наши дни
Современные укладки отличаются разнообразием, свободой самовыражения. Если наши предки предавали особое значение волосам, сегодня прически являются одним из элементов имиджа. Сложно судить о роде деятельности, семейном статусе, актуальные тренды диктуют новые формы и идеи. Но мода циклична и некогда забытый взбитый чуб вновь становится популярным. Прическа заметно трансформировалась, появилась геометрия, динамика, точные графичные линии.
От лихого казака осталась лишь удлиненная часть сбоку в области макушки. Современная прическа приобрела элегантность, утонченность, но благодаря коротко подстриженным вискам и затылку, не потеряла мужественности.
Кому подходят:
Общие рекомендации по выполнению
Стрижка требует профессиональных навыков, рекомендуется выбрать опытного мастера. Плавные переходы, актуальный пробор, возможность дополнить оригинальными рисунками — детали позволяют подобрать уникальную модель. Для создания стрижки в домашних условиях понадобятся:
Стоимость стрижки в салоне зависит от выбранной модели и дополнительных эффектов, создания рисунка, модного окрашивания. Средняя цена варьируется от 1000 до 3000 руб.
Современные варианты стрижек и укладок в стиле казаков
Прическа «Взбитый чуб» обрела второе дыхание. Современный вариант с короткими висками и выбритой областью затылка подходит мужчинам разных возрастных групп. Удлиненные пряди на темени оригинально смотрятся на вьющихся волосах. Стильно выглядит вариант с бородой, подходит для различных направлений, сочетается с современной, авангардной одеждой. Подобные образы уместны и на светском мероприятии, являются актуальными моделями для ежедневных дел.
Барышни также выбирают креативные варианты, основой которых стали традиционные стрижки казаков. Сделать подобную прическу, можно доверить только опытному стилисту, удачная модель станет изюминкой внешности. Смелый, экстравагантный образ стоит подчеркнуть ярким, модным окрашиванием. Рекомендуется выбирать хрупким, изящным девушкам с правильным, продолговатым овалом. Прическа акцентирует внимание на лице, подчеркивает пропорциональные выразительные черты.
Роскошно смотрится на вьющихся локонах, интересная фактура прядей подчеркивается выбритыми висками и затылком. Некогда мужская прическа, сегодня вполне уместна для женского образа. Подходит хрупким, стройным барышням, открывает линию шеи, рекомендуется сочетать с градиентными техниками окрашивания.
Прическа тупей, означавшая «прядь волос», осталась в прошлом. Традиционно ее выполняли на париках. Мужская мода в XVIII ориентировалась на французский стиль. Сложные завитки, тугие букли присутствовали в укладках ушедшей эпохи у представителей дворянства.
Прически с двумя косами традиционно использовали украинские девушки, а также донские казачки. После замужества обязательно покрывалось плетение платком, современные варианты имеют более свободную интерпретацию. Самобытные образы и сегодня не теряют актуальности. Подчеркивают красоту, миловидность юности, выполняются на длинных, густых локонах.
Одна центральная коса использовалась казачками, живущими в разных регионах. Стандартная укладка преображается благодаря оригинальным украшениям. Такие образы можно использовать не только для фотосессии или тематической вечеринки, с соответствующим нарядом подходят и для торжественного события.
Коса вокруг головы используется сегодня повсеместно. С небрежными, распущенными прядками является трендом последних лет. Но традиционно, казачки заплетали гладкие, тугие косы, аккуратно укладывая венком. Подходит барышням разного возраста и сферы деятельности. В зависимости от аксессуаров можно сочетать с различными стилистическими направлениями. Все чаще подобные образы используются для невест, а также светских мероприятий.
Плюсы и минусы
Традиционные прически казаков сегодня вновь обретают популярность. Создавать подобные формы могут как мужчины, так и женщины, выбирая оптимальные модели. Характерные стрижки не имеют былого значения, модные идеи являются лишь способом самовыражения. Стоит знать об особенностях выполнения, преимуществах, недостатках.
Плюсы:
Минусы:
Звездные примеры
Леонардо ди Каприо легко узнать по характерному чубчику. За годы карьеры актер часто менял имидж, но постоянно возвращался к любимой прическе.
Том Круз создает разные образы, элегантный и стильный, дерзкий и опасный — амплуа звезды завоевали миллионы поклонников.
Джонни Депп, как и его герои, имеет собственный стиль. Небрежные пряди придают динамичность прическе, эпатажность и свобода выражаются в мельчайших деталях образа.
Зейн Малик знаменит не только свои творчеством, но и оригинальными стрижками. Чего только стоят эксперименты с окрашиванием в розовый цвет.
Майли Сайрус не перестает подогревать интерес публику ярким имидж и эксцентричными поступками, регулярно отражающиеся в светской хронике.
Пинк и ее взбитый чуб стали настоящей классикой креативных стрижек.
Отечественные звезды также используют модные образы. Тимур Родригез тщательно следит за своей внешностью, безупречное чувство вкуса позволяет всегда выглядеть безупречно.
Максим Галкин в течение нескольких лет использует стрижку «Взбитый чуб», оригинально выглядит прическа на вьющихся прядях.
Популярные техники плетения, которые помогут создать шикарную прическу:
Полезные видео
Мужская стрижка с длинной челкой.
Модная мужская стрижка.