Как сделать кельтскую арфу
Летопись Дракона
Сказки Жигулёвских гор. Поющее дерево Мастера Тара
Не мудрено, имея в кармане дырку, пытаться купить что-то действительно ценное. В мае того года я решил создать версию кельтской арфы, опираясь только на данные фотографий из рунета и кратким описанием классических арф, их внутреннего строения и настройки. Было решено сделать малую кельтскую арфу в 27 струн.
Получив распиленные доски и досочки, требуется просушить их отдельно в течении нескольких недель, наблюдая за влажностью воздуха в пакете, чтобы избежать коробления и эффекта «Вертолёта». Идеальным случаем может быть сушка в течении нескольких лет, чем лучше просушена доска, тем более она применима для высококачественного музыкального изделия. У меня времени на сушку было мало, ибо заказ не ждал долго, тем более что заказала его моя вторая половина:)
Набросок арфы по гравюрам (размеры проставлю чуть позже):
Я начал со свирления контура грифа, так как выпиливание формы по доске толщиной 2.5 см в домашних условиях слишком сложно.
После высверливания очень легко острым ножём можно обработать поверхность до требуемого контура. Дополнительные рельефные срезы делались стамесками и ножами по дереву.
Далее рассверливаются отверстия в грифе для вибрелей. Красивое слово и деталь, у меня она отсутствовала, тоэтому я просто заменил её самодельными вибрелью, сделанную из болта на 6, отпиливанием головки, приданием четырёхгранной формы и просверливанием отверстий для струн в болтах. На корпусе грифа, с противоположной стороны относительно места натяжения струн. расширял отверстия до 8 мм, чтобы впрессовать в древесину гайки на 10 мм. Суть моего допотопного механизма крепления заключалась в «контрогаинье» вибрели второй гайкой о впрессованную первую навинчиванием её на нижнюю часть болта.
Стойка, или боковой гриф, особых уточнений не требует, это часть арфы, которая выполняется в традиционном, либо нетрадиционном виде с количеством орнаментов и форм, которые только можно представить. Я выбрал калонарный стиль с орнаментом кельтских драконов и центральной ручкой, выполненная не только эстетических, но и в практических целях.
Далее высверливались пятки для сборки каркаса деки:
Обработка также совершалась с помошью ножа. Важной деталью деки является струножержащая дощечка, толщина которой напрямую зависит от качества изделия, его прочности и акустики инструмента. Её делал составной из 3 дощечек, склеенных полосками шириной 20 мм и длиной 520 мм., дабы увеличить гибкость и прочность резонатора. При склейке частей арфы использовал жимки:
Далее начинается сборка каркаса деки. Сначала склеиваются две пятки и струнодержащая дощечка. Затем делаются пропилы на пятках в месте скрепления перпендикулярных деревянных планок. (Все части каркаса выполнены в один слой дощечки толщиной 3 мм).:
Таким же образом, определяя пропилы готовится каркас для верхней части деки:
Далее идет скрепление двух деревянных полос между собой деревянными брусочками, имеющими квадратную форму и сделанными из дух поклееных деревянных полосок шириной ребра 8 мм.
Скрепление верхней и нижней части каркаса полосками дерева толщиной около 14мм.
На фото видно, что нижняя крепёжная планка имеет заострение с одной стороны внутрь деки, как и пружины эта часть является пружиной для нижней части деки и играет роль в резонансе.(Само расположение пружин может вызвать негодование понимающих людей, но у меня не было информации о структуре деки, поэтому строил каркас по типу гитарной деки).
Далее клеются боковые дощечки обечайки так, чтобы их грани выступали выше крепёжных боковых планок на 10 мм. Верхний резонатор и нижняя часть деки вкладываются в форму, образованную гранями боковых сторон.
Склейка резонансной доски и дна деки требует особого внимания. Склейка производится из трех досок так, чтобы рисунок отдельных досок максимально совпадал между собой. От этого зависит распространение звуковой волны в деке. Торцы досок фугуют до максимальной подгонки. Здесь нужно набить руку, ибо шов между скрепленными досками должен быть максимально тонок и незаметен, так чтобы на просвет между двумя досками не было просветов.
Для плотного склеивания досок необходимы деревянные жимки. Такие жимки я сделал сам, специально для данной ширины резонатора и дна:
Жимки представляют из себя скрепленные вместе две доски болтами с просветами по ширине досок. На фото видны деревянные клины, которыми спрессовывают доски, подгоняют друг к другу по всей ширине и по высоте, вставляя между жимками и досками щепки.
Выпиливают форму резонатора с запасом в несколько сантиметров, подгоняют и фугуют под размер. Остатки лишнего клея убирают срезанием.
Склейка резонатора с корпусом производится при использовании грузов, дабы прижимание к клеевым деталям сделать наибольшим.
обработанная сторона
Крепление опорной стойки. Вторым болтом выше на 1 см. крепят вставленный треугольный кусочек пятки.
Колки вкручивают, предварительно протерая мелом для увеличения силы трения колка и резбы в отверстии и впресованной гайки.
Пока это всё. Начал 31 декабря писать, закончил 1 января) всех С новым 2009 Годом, друзья!
sj_hayworth
над водой
Леверсная («Кельтская») арфа: заметки об обучении
Часть 2: я-сам или я+преподаватель
Вполне отдаю себе отчет, что для моих журнальных друзей все, что написано ниже – архибанальные вещи. Я о них говорю, наверное, во всех интервью, а уж в личных разговорах – и подавно :-). Но эти посты для меня – что-то вроде способа упорядочить мысли по проблеме, которая меня давно занимает. Т.о как для меня выглядит арфа и ее мир на конец августа 2011
Часть 1 находится вот здесь: http://sj-hayworth.livejournal.com/270573.html
А, вот, кстати, и мини-шарада по первой главе: есть ли среди читателей этого журнала те, кто опознал (без подглядывания в легенду фотографии) всех тех знаменитых людей, которых я поместила для иллюстрации 1 главы, а? 🙂
На самом деле, как справедливо отметил один из комментаторов предыдущей главы, в России ситуация с арфовыми преподавателями везде кроме городов-миллиоников оставляет желать лучшего. Хорошо если можно найти одного-двух арфистов старой закалки, работающих в филармонии или оперном театре, кое-где еще сохранились классы арфы при центральных муз. школах…но вообще ситуация практически катастрофическая. В столицах с этим намного проще – специализированные отделения в школах, училища и консерватории с еще достаточным количеством выпускников…Многие из вчерашних студентов охотно берутся за преподавание арфы частным порядком, взрослые педагоги тоже время от времени берут такие подработки. Более того, в Санкт-Петербурге есть аж целый класс для взрослых в школе Римского-Корсакова на Думской, выпускником которого я имею честь быть…Тут мне сразу же можно возразить: речь пока идет о классической, педальной арфе, а мы вроде бы собирались играть на леверсной? 🙂
Ок, тогда давайте сделаем небольшое отступление.
В чем функциональная разница между леверсной «кельтской» арфой и педальной «оркестровой» арфой я писала в одной из своих старых статей: http://sj-hayworth.livejournal.com/218609.html Статья довольно старая и довольно поверхностная, планирую переписать ее в недалеком будущем, но пока самое главное, на чем я хочу сакцентировать внимание – это те сходства, которые имеют эти два инструмента.
Итак, и у леверсной и у педальной арфы:
1) Нейлоновые\жильные струны. Я пока оставляю за скобками всевозможные современные композитные материалы для струн вроде камаковского карбона и некоторых других – в силу слабого знакомства с предметом, при первом приближении никакой особой разницы с нейлоном я пока не ощутила. Т.ж. мы пока не говорим об арфах с металлическими струнами – да, может статься что вы собираетесь учиться на такой, но все-таки чаще всего когда говорят о «неокельтской» арфе, имеют ввиду именно нейлоновострунные арфочки. На нижних нотках (приблизительно, с до малой на леверсной арфе и, если мне не изменяет память с фа-соль большой октавы на педальных) и на той и на другой арфе стоят струны с металлической оплеткой.
2) Всего один ряд струн (в отличие от барочных арф и современного уэльского триппла)
3) Практически идентичные характеристики межструнных расстояний в соответствующих октавах. Этот пункт несколько спорный, в большей степени из-за того, что при построении кельтской арфы используется гораздо меньше общих требований, нежели при создании педальной. Стало быть, в частности, мы можем получить арфочку с близко расположенными струнами или арфочку с расстояниями, приближенными к расстояниям оркестровой арфы. Тем не менее, эти различия не являются критическими для техники игры.
4) Натяжение струн – те же варианты, что и в предыдущем пункте. В среднем натяжение струн на леверсных арфочках слабее, чем на оркестровых педальных, но есть и те, которые практически повторяют их натяжение – «Трубадуры» от L&H, например, или «Мадемуазель» фирмы Camac. Является ли разница в натяжении критической для техники игры? Тоже, в общем-то нет, хотя есть некоторые оговорки, но мы разберем их ниже.
5) Строение деки. У большинства современных брендовых леверсных арф дека выстраивается на базе тех же принципов, что и у оркестровой арфы. Как вы понимаете, это не монолитная доска одной толщины, но важно не это. Структура деки определяет, в частности направление колебания струны, которого мы придерживаемся для получения наиболее полного и громкого звука.
Из всего этого следует достаточно простой вывод: мы можем использовать базовые технические приемы звукоизвлечения, разработанные для педальной арфы на леверсной. Использование данных приемов позволит получать от инструмента богатый полный и красивый звук и развить такие первичные технические характеристики как чистота звучания, беглость пальцев и.т.д.
Что же, скажете вы, выходит никакой разницы нет? 🙂
На самом деле, в разные периоды своего общения с этим инструментом я давала разны ответы на этот счет, и сейчас, пожалуй, попытаюсь как-то суммировать свое мнение по этому вопросу на текущий месяц и год:
1) Первое и, т.с. лежащее на поверхности отличие, это конечно, реализация хроматики. Оттачивание техники работы с педалями занимает далеко не последнее место в жизни педального арфиста :-), и по-хорошему, техника леверсирования должна столь же хорошо прорабатываться у леверсников. Однако пока мне попадалось не так много леверсных арфистов, которые бы были совершенны в этом вопросе. Отчасти это может быть связано с репертуарными отличиями – в русле народной и псевдо-народной музыки, которая много и часто играется на леверсной арфе тысячи тысяч пьес, которые не требуют вообще никакой работы с леверсами. Многие люди остаются в рамках такой музыки всю жизнь – но это уже стилистический выбор.
— Единственное, чему вас точно не смогут научить педагоги-классицисты, это работе с леверсами. Такие вещи им, в большинстве, не знакомы, неудобны, но – забавны :-). Я знаю, что сейчас все больше «классиков» знакомятся с леверсной арфой, возможно и эта проблема в конце-концов перед многими педагогами вставать перестанет.
— Вопросы стиля и стилистики нужно решать прежде всего для себя самого. Если есть желание играть максимально «в стиле» того или иного региона, то нужно ехать и разбираться на месте, желательно с самим носителем подхода. Стиль – это во многом вопрос ушей, а не рук, и вот именно в вопросах стиля я менее критически отношусь к самоучкам и самоучеству – просто потому что верю, что как можно гениально «попасть» в переводе с языка на язык, так же можно слушая и сопоставляя, раскладывая на музыкальные элементы «попасть» в стиль. Но круче на месте, кто спорит. При этом я все-таки считаю, что перед тем как ехать и разбираться, лучше бы обзавестись базой. Что есть база (база баз 🙂 ) в моем понимании: возможность сравнительно долго играть без усталости и перетруждения рук, владеть широким диапазоном динамических оттенков (это косвенное свидетельство свободы рук, кстати), на хорошей скорости играть тех. упражнения и гаммы. Ну это минимум миниморум, конечно, но без него «затачивать» себя под какой-то стиль…опрометчиво, на мой вкус.
— Более того. Очень может быть, что как раз традицию вам играть и не хочется. И в этом случае педагог-классицист во многих случаях гораздо предпочтительнее педагога-кельтиста. Почему? Ну, во-первых, судя по американскому опыту (но у нас будет то же самое лет через 15, помяните мое слово) уровень педальных педагогов в среднем выше. Даже сам школьный репертуар педальной арфы сложнее, не говоря уже о пред-оркестровой подготовке. На кельтской арфе можно делать массу красивых, милых штук, но опять же, листая нотные книги, виртуозных произведений для «кельта» не много. В современной арфовой практике масса интересных тех. приемов, но опять же – шанс столкнуться с ними нос к носу больше в сборниках современных композиторов, написанных – оппа! для педальной арфы. Да и вообще, педальная арфа очень часто здорово расширяет музыкальный кругозор, ибо худо ли, бедно ли, в стиле\мимо стиля, но все, что написано для леверсной арфы можно сыграть на педальной. Обратное, увы, не верно. Вообще (тут я уже размечталась! :-)) совсем хорошо было бы во время обучения пробовать играть и на одном и на другом инструментах и определяться окончательно уже ближе к окончанию обучения. Если вы учитесь у педального педагога и занимается он с вами на оркестровой арфе, то это очень здорово для вашего дальнейшего развития как арфиста (леверсного ли, педального ли – не важно).
— преподавателя в городе нет\его услуги слишком дорого стоят.
Что делать, если в городе совсем, вот совершенно нет арфистов мы обсудим в следующей главе. Но, конечно, это вполне легитимная причина, без иронии. Второй вариант чуть более фантастичен, мне трудно представить человека, который стал бы задирать свой ценник сверхвысоко. Арфистов не так много, и большая часть тех, которых я знаю, очень радеют за свой инструмент и рады распространять искусство среди людей.
— я сверхувлечен тем или иным стилем традиционной игры, свято уверен, что люди с классической подготовкой только испортят все дело, лучше я буду сам потихоньку ковыряться, ориентируясь на свои уши, а потом уже смогу уехать учиться у профи.
Что я думаю о таком варианте вы уже можете представить из вышенаписанного, но опять же, без иронии, это может быть причиной. У всех свои вкусы.
— (довольно странная причина, но такое однажды попалось) Думаю, что на примитивном уровне я и сам смогу чему-то научиться, а потом уже, для сложных вещей пойду искать преподавателя.
А ВОТ ТАК ПОСТУПАТЬ ТОЧНО НЕ НАДО! Специально выделила большими буквами и, думаю, все практикующие преподаватели под этим подпишутся. Потому что, несмотря на то, что начальный этап обучения и так достаточно тяжелое время для преподавателя и для ученика, самый ад начинается, когда ты не учишь, а переучиваешь. Плохие, негодные, вредные навыки уходят с большим трудом. Коррекционная педагогика – отдельный вид работы, для нее нужны особые навыки и душевные силы, не каждый выдержит.
— арфа – вещь хорошая, но в моей жизни она занимает не такое серьезное место, что бы тратить на обучение время\деньги.
На самом деле, очень благожелательно отношусь к этой причине. Это хорошая, честная причина и мне странно, что о ней мало говорят. Например, если человек в основном занимается пением и арфа ему нужна как аккомпанирующий инструмент, то совершенно необязательно гонять по ней гаммы на скорости 210. Живой и известный пример того, о чем я говорю – Лорина МакКеннит. На ее руки мне смотреть физически больно, но поскольку арфа здесь скорее на третьих ролях, то почему бы и нет. Впрочем, у меня есть несколько замечательных дам во френдах, которым акцент на песенной составляющей вовсе не мешает совершенствовать арфовую технику, но это уже, видимо, вопрос внутреннего перфекционизма :-). Или широты взгляда – в общем, выбирайте сами.
Вот и все варианты, которые пришли мне в голову, пожалуй. Если есть еще – кидайте в комментарии, пообсуждаем :-).
Подводя итог: если ваша цель заключается в том что бы играть как летать – воздушно, изящно, с озорством, огнем, используя сложнейшие техники с потрясающей легкостью (и с улыбкой на лице и мягкими и подвижными, а не сведенными судорогой пальцами), то я бы все же рекомендовала поискать преподавателя (возможно, пообщаться с несколькими прежде чем найти своего, ездить на мастер-классы, общаться с собратьями по ремеслу). В прочих случаях можно попробовать справиться своими силами. Но в любом случае, для достижения приемлемых результатов придется работать, работать и работать.
Перечитав текст, неожиданно обнаружила, что так и не написала тех банальных слов о том, в чем же такая ценность грамотного преподавателя. Ну, разумеется тем, что он знает. Знает подводные камни, знает цену ошибок, знает логику развития мастерства, тех или иных навыков. За ним стоит Школа (как методологическое понятие) – проверенный практикой свод правил на тему «делай так и будет тебе счастье :-)» При этом принципы заданы не 100% жестко, поскольку исходные данные у людей значительно отличаются, но в целом система позволяет учиться. Учась самостоятельно ты строишь систему для себя. Без гарантий что она сработает. Без представления о том как и какие ошибки могут сказаться в будущем. Без полного понимания всех дальнейших возможностей. Я верю в провидцев и пророков, иногда они приходят и меняют мир. Но с проводником идти, по-моему, надежнее.
Как появилась кельтская арфа и чем она чарует слушателей?
Арфа — часто её называют богиней в мире струнных музыкальных инструментов. Пришедшая из далёкой старины, она продолжает покорять слушателей — времени она не подвластна, ведь она — богиня.
Когда-то, на заре человеческой цивилизации, охотник, отпустив тетиву лука, вдруг услышал звук, приятный для слуха. Другой решил провести эксперимент: укрепил на луке не одну тетиву, а несколько, и услышал примитивную, но мелодию. А третий, праотец музыкантов и романтиков, смастерил первый, не очень эстетичный на вид, струнный музыкальный инструмент.
Проходили десятилетия, столетия, и вот в истории музыкальных инструментов появились первые арфы. Интересно, что такой или подобный инструмент люди изобретали независимо друг от друга на каждом континенте. Луи Дукис, «Орфей и Эвридика»
Фото: artchive.ru
У многих народов бытовали и свои легенды по поводу появления этого замечательного инструмента. Одну из таких легенд записал в начале XIX века ирландский поэт-романтик, песенник, автор баллад Томас Мур:
Знаешь, арфа моя, что звенит под рукой,
В незабвенные дни была Девой Морской,
И вечерней порой, беспредельно нежна,
В молодого скитальца влюбилась она.
Но, увы, не пленился певец, в свой черёд,
Тщетно плакала дева всю ночь напролёт,
И пришлось, чтоб терзанья се прекратить,
В сладкозвучную арфу ее превратить.
Вот как сжалились древле над ней небеса;
Стали струнами арфы ее волоса,
Но ещё воздымалась блаженная грудь,
Чтобы чары любви в перезвоны вдохнуть.
Так любовью и скорбью звенит под рукой
Арфа в образе дивном наяды морской:
Ты о ласках любви ей вещать повели
И о муках разлуки, когда я вдали!
Согласно кельтской мифологии, арфа появилась на землях кельтов благодаря богу Дагде. У этого бога была Золотая арфа. Играя на ней, он вызывал смену времён года.
Кроме того Дагда исполнял на Золотой арфе три священные мелодии. Первая мелодия заставляла слушателей испытывать грусть и умиление, вторая приносила успокоение и благодатный сон, третья дарила радость и надежду, веру в новую жизнь.
После смерти человека звуки этой арфы сопровождали его в потусторонний мир.
Ещё легенда… В незапамятные времена жила на Изумрудном острове (Ирландия) волшебная арфа. У неё было трое разных по характеру детей. Первый ребёнок — Голтрэй — с самого раннего детства был невезучим, и ему мать пела печальные песни. Другой ребёнок — задорный весельчак. Волшебная арфа исполняла для него жизнерадостные мелодии. Третий, Суантрей, был непоседливым, и мать, чтобы уложить малыша спать, пела ему колыбельные песни.
С тех пор дети арфы символизируют виды музыки, которые можно исполнять на арфе.
По внешнему виду арфа похожа на изящную треугольную рамку, на которой натянуты струны. Корпус изготавливается из металла, чаще из дерева и украшается резьбой, позолотой или прочим декором.
У современных арф имеется до 46 струн. Для удобства нахождения нужных струн ноты «до» в начале октавы окрашены в красный цвет, ноты «фа» — в чёрный или синий. Струны используются жильные (самые дорогие и дающие более глубокий и красивый звук), синтетические и металлические. Фото: Depositphotos
В XVIII веке для изменения высоты звука арфу снабдили педалями. В наши дни педальная арфа используется для исполнения классической музыки.
Вот как описывает роль арфы в оркестре Всеволод Рождественский:
В симфонической буре оркестра
Наступает порой тишина,
И тогда после страстного presto,
Чуть вздыхая, рокочет она.
Длится звук, то далекий, то близкий,
И под плеск задремавших лагун
Лебединые руки арфистки
Бродят в роще серебряных струн…
Затихая и вновь нарастая,
Покидая таинственный грот,
Белокрылая лунная стая
Проплывает в сиянии вод…
Так сплетается струнная фраза,
Вспоминая о чем-то сквозь сон,
С переливчатой тканью рассказа
Из давно отшумевших времен.
И, в свои забирая тенета,
Рассыпает сверкающий дождь
От тенистых дубов Вальтер Скотта
До славянских раскидистых рощ…
Арфу считали во все времена самым красивым и волшебным музыкальным инструментом. Её изящная рама напоминает крыло огромной сказочной бабочки, мягкий, завораживающий звук переносит слушателя в дивные невидимые миры.
Кажется, неземные звуки перекликаются с земной природой, навевая сказки и фантазии. Недаром волшебницы-феи, любящие музыку, непременно играли на арфах.
Арфу величают богиней струнных инструментов. В давние времена люди считали, что к струнам этого инструмента могли прикасаться лишь боги и жрецы. В Средние века — только монахи и богословы имели право играть на арфе, позднее их заменили аристократы.
Для арфы писали произведения такие композиторы, как Моцарт, Дебюсси, Бах, Глиэр, Гендель, Чайковский, Римский-Корсаков, и многие другие.
Арфа может имитировать звучание клавесина, гитары, лютни. Этот инструмент обязательно включают в состав симфонических оркестров, часто на ней исполняют сольные партии.
Кельтская арфа возникла, как считают специалисты, в VIII веке на Британских островах. Древние арфы были небольшого размера, при игре их ставили на колени или просто держали в руках.
Подлинных старинных мелодий для арфы не сохранилось. Как известно, играли на ней барды и фалиды, а они зачастую просто импровизировали. Сказания, саги и предсказания непременно озвучивались под аккомпанемент арфы.
Арфа была символом человеческой души, она могла выразить все ее эмоции. В древних легендах арфа была проводником в таинственные невидимые миры.
Играли на кельтской арфе по-особому: струны защипывались ногтями. Это способствовало извлечению особого, мягкого и глубокого звука. Но к концу XVIII века эта техника игры была утрачена.
В XVIII веке кельтская арфа стала более высокой, свыше одного метра, её называют высокоголовой. В Дублине хранятся несколько подлинных старинных арф, среди них арфа «Бриан Бору», XIV век.
Современные кельтские арфы, как правило, имеют 30 жильных струн и ручной механизм хроматической перестройки струн. Они создаются по типу высокоголовых арф. Такие арфы используют для исполнения старинной народной музыки. Ирландские монеты
Фото: Depositphotos
С давних пор кельтская арфа изображалась на знамёнах, гербах, печатях Британии и Ирландии. В наши дни арфа присутствует на гербе Ирландии. Со времён Средневековья арфу изображают на ирландских монетах.
В наши дни в нетрадиционной медицине появилось новое направление музыкальной терапии — арфотерапия. Ещё Пифагор использовал арфу для лечения болезней. Современные учёные считают, что энергетические потоки, создаваемые при звучании арфы, способны нормализовать функционирование человеческого организма.
Один из известных современных музыкантов Элизбар (Эдуард Шухари), композитор, российский и венгерский музыкант-мультиинструменталист, создал в 1994 году ансамбль «Энн Сэннат», что в переводе с вымышленного языка эльфов (создатель этого языка — Толкин) означает «сказки, отображённые в песнях».
Кроме музыкальных выступлений, этот коллектив проводит сеансы арфотерапии.
Элизбар на выступлениях часто импровизирует, он говорит:
Я не играю композиции, я импровизирую, я рисую музыкальный портрет человека не красками, а звуками. Я чувствую отклик от человека. Я настраиваюсь на сердце человека, которое бьется в определенном ритме.
Свой метод работы с публикой Элизбар поясняет так:
Наше выступление — это всегда импровизация концертом.
Послушайте волшебные звуки арфы, и вы окунётесь в чарующий сказочный мир музыки, ваша душа наполнится добром и благодатью, вы зарядитесь живительной энергией природы.