Как сделать керамический чайник
Мастер-класс по изготовлению фарфорового чайника. Часть 1: отливка
Как из глины появляется чайник.
На примере популярного чайника «Такса Мотя» покажем вам весь технологический процесс изготовления фарфорового сувенирного чайника.
Первым делом надо подготовить фарфоровую массу. Мы используем керамический материал ПФЛ-2, представляющий из себя порошкообразный продукт. Засыпаем в бочку порошок. Добавляем воду, жидкое стекло и соду. 6-8 часов крутим мешалкой.
1-2 день настаиваем в бочках, периодически перемешивая.
Бочки для фарфоровой массы
Кувшин для фарфоровой массы
Фарфоровая масса готова! Мастер-класс по литью фарфорового сувенирного чайника проводит мастер Александр Сидоров. Набираем нужное количество массы в ведро или кувшин. Предварительно мастер-литейщик расставляет гипсовые формы для литья.
Гипсовые формы для лития чайника такса
Заливаем в формы фарфоровую массу.
Заливка фарфоровой массы в гипсовые формы
Гипс начинает всасывать в себя воду, а на стенке формы внутри начинает набираться стенка будущего чайника.
Доливка фарфоровой массы в гипсовые формы
За полчаса, максимум час набирается нужная толщина стенки чайника.
Проверка толщины стенки чайника
Оставшаяся фарфоровая масса сливается из гипсовой формы.
Слив фарфоровой массы из формы
На полчаса гипсовую форму с сырым чайником внутри ставят отдыхать.
Сушка изделия в форме
Через полчаса-час чайник подсох. Обрезаем лишнее.
Срезка лишнего на изделии
Начинаем разбирать гипсовую форму.
Разборка гипсовой формы
Аккуратно разбираем форму по кускам.
Чайник «Такса» внутри гипсовой формы
Перед вами появился чайник такса в сырце.
Вырезаем носик для разливания чая.
Замываем кисточкой неровности.
Всё готово, пора на сушку! Обезьяна Весельчак заждалась друга.
Сушка чайника «Такса»
Оставим друзей сохнуть минимум на день, чтобы можно было приступить к следующей операции оправка. Но про это в следующей части мастер-класса.
Изготовление чайника-травника на гончарном круге
Хочу предложить вашему вниманию свой мастер-класс, как создать чайник-травник.
Готовый результат на фото.
На этом мастер-классе мы создаем чайник-травник. Травник — это чайник, но с колбой для заварки. Колбу при желании можно вынуть и использовать травник в качестве чайника. Благодаря свойствам глины сохранять тепло, чай в такой посуде хорошо заваривается и долго не остывает.
Действительно, но метод создания посуды из глины был изобретен в городе Исин, провинция Цзянсу, на юго-востоке Китая, где примерно за 400 лет до нашей эры (то есть, еще в каменном веке) чиновник Фань Ли создал самые первые мастерские, которые работали с керамикой, за что современники прозвали его Тао Чжугун («Князь Красной Глины»). Однако заваривать чай в заварочном чайнике стали лишь в XVI-м веке, во времена династии Мин, а до того времени его просто не было.Чайник из глины — для истинных ценителей чайной церемонии. Китайцы, непревзойденные знатоки чая, уверены: зеленый чай следует заваривать только в такой посуде: пористая структура глины дает возможность чаю «дышать», способствует сохранению цвета и аромата, а кроме этого долгое время поддерживает температуру.Если длительное время заваривать чай в глиняном чайнике, то однажды чайный вкус можно будет ощутить, просто налив в него горячую воду. Конечно, разговоры про то, что налив кипятку в пустой, пусть даже старинный, глиняный чайник, можно получить полноценный вкус чая — всего лишь легенда. Однако, в Китае считается, что в чайнике «с историей» чайные листья лучше раскрывают свой вкус, и даже существует традиция: дарить подержанные чайники. Но это так немнрого истории!
Инструменты и материалы: глина гончарный круг и руки, ну и небольшие хитрости гончара это обточки (т.е стек). Хочешь стать мастером — не бойся вымазать руки!
МК Пиала из глины лепим руками!
Многие, кто не связан с керамикой, часто удивляются, что керамическая посуда бывает лепной в ручную, то есть слеплена руками без использования гончарного круга. И сегодня я хочу показать-Как это делается. Оговорюсь сразу, керамистам этот МК будет не интересен, т.к. все это им уже известно, ничего нового я не открыла.
Хочется дома иметь любимую пиалу, кружку или тарелочку под орехи, а оттого, что она сделана своими руками все, что Вы в нее положите и нальете, станет во много раз вкуснее и полезнее.. Почему бы не слепить ее своими руками? Техник существует немало, я хочу предложить попробовать лепку так называемыми жгутами. Ну что ж-приступим, и пусть Вас не пугает слово шликер-это просто та же глина, из которой мы будем лепить, только разведенная с водой до состояния жидкой сметанки. Нам понадобится глина (сейчас можно купить уже готовую к лепке глину, а можно накопать саим и соответственно подготовив браться за дело- как ее готовят, рассказывать не буду, есть отдельные МК по этому поводу). Глину сразу оберните обычной влажной Х/Б тряпочкой, что б в процессе работы она не засохла. Начнем работу с дна. Определитесь с размером будущей пиалы-чем она больше, тем больше надо делать дно. Берем необходимое количество глины и скатываем ее в шарик.
Разминаем наш шарик пальцами в лепешечку.
Не пугайтесь, если по краям появятся трещенки. Теперь нам понадобится, то на чем будем лепить пиалу. Это может быть керамическая плитка без рисунка, или пластиковая досочка, или обычный испорченый диск. Вобщем все, что имеет гладкую и ровную поверхность. Нашли? Тогда продолжим: нашу лепешечку раскладываем на этой ровной поверхности и начинаем разглаживать ее пальцами, окуная при необходимости их в шликер, для того, чтоб дно не пересохло и для того, чтоб загладить все трещенки, выровнять поверхность.
Не далайте дно слишком тонким-иначе при сушке или при обжиге оно может треснуть. И пока откладываем его в сторону.
Колбаса готова, теперь можно вспомнить и о донышке! Начинаем наращивать стенки. Смазываем с помощью кисти наше дно по краю шликером (напоминаю-это вода с глиной до состояния сметанки) и начинаем прилеплять колбаску вокруг дна. Первый виток есть?
Снова смазываем кистью в шликере, только теперь уже первый прилепленный виток колбаски и накладываем следующий виток, прижимая его пальцами. Прилеплевая, не бойтесь делать это по-сильнее, настолько, чтобы между кольцами не было просветов.
Действуем так кольцо за кольцом, пока не кончится колбаса. Колбаса кончилась! Берем в руки стеку (у ребенка из пластилана можно на время стащить) и начинаем сглаживать наши стенки и внутри и снаружи. Если нет стеки-можно обойтись и пальцами.
У дна обязательно пройтись хорошенько и снаружи и внутри. Это вид псле работы стекой.
А теперь в ход пойдут только наши пальцы: смачиваем их в чудо-шликере, который нам поможет сглаживать-ведь надо затереть и заровнять все шовчики и трещенки, что б пиала была пиалой, а не дыврявым черепком. И гладим, водим пальцами (конечно с добрыми и радостными мыслями), выравнивая неровности, а также толщину стенок.
Где-то край может получиться не ровным или Вы просто хотите пиалу поглубже, тогда.. Снова катаем колбасу и вновь смазываем шликером и поднимаем стенку до нужной Вам высоты.
Затем снова сравниваем стекой или пальцами и приводим уже пиалу так сказать в парадный вид. Не устали? Если требуется прерваться на чай, кофе, сказку ребенку почитать, ничего страшного-просто одеваете обычный пакет на пиалу вместе с диском, заворачиваете хорошенько и глина не будет сохнуть.
Итак, передохнули. У нас почти все готово, формируем края пиалы, и снова в ход идут пальцы. Можно выровнять идеально ровные края, а мне нравятся такие, слегка волнистые и загнутые внутрь. Не делайте только очень тонкие края, а то пиала не будет долговечной.
Принимаемся за декорирование нашей пиалы. Ну это уже насколько у Вас хватит фантазии! Я люблю листики, поэтому декорировать буду листиками. Можно взять и живые, пока они еще есть, так даже интереснее. А у меня есть (тоже сделала недавно сама) вот такой резиновый, захотелось попробовать.
Ну тут все совсем просто: кладем листик (живой или мертвый резиновый) в то место, где нам хочется и аккуратно пальцами (как же хорошо, что этот инчтрумент всегда с нами), вдавливаем по всей поверхности листика, чтоб отпечаток был ровный.
И что там у нас вышло..Ой! Это же листик!
Какой-то он у меня не живой-беру зубочистку или любой другой похожий на нее предмет и «дорисовываю» края листика.
Ну вот теперь полноправный листик.
Перехожу к внешней стороне, также накладывая листики.
Ну, вот собственно, и то чего мы так желали: работа закончена.
Если Вы лепили на диске, вспоминаем. что там есть отверстие. И чтоб дно было ровным, когда высохнет, снимаем с диска. Стоп! Только не пытайтесь оторвать! Снимаем следующим образом: нужно взять либо очень тонкую проволочку длиной около 30 см или простую армированную нитку. Накладываем нитку или проволоку у самого основания на нашу пиалу и аккуратно, сводя концы срезаем с диска пиалу. Если на дне какие-то неровности-пальцами все загладить.
Остается высушить изделие и обжечь. Сушить лучше ставить в такое место, где пиалу никто не будет беспокоить, что б нигде не замялась, ну и что б сохла (только не батарея!) При комнатной температуре будет в самый раз. Только пакет снова придется надеть, но уже не заматывать наглухо, а просто слегка прикрыть, что б был свободный доступ воздуха. Насчет обжига немного сложнее.. С радостью бы предложила всем Вам обжечь у меня, но это не возможно, т.к. все мы с Вами из разных городов Поэтому, можно поискать в своем городе керамические мастерские и напроситься обжечь.
Спасибо всем за внимание! Особенно тех, кто нашел прочитать мой МК до конца. Теплых и уютных вещей Вам в доме, сделанных своими руками.
Мастер-класс по изготовлению фарфорового чайника. Часть 2: оправка-замывка
Как сделать чайник чистым и гладким.
На примере популярного чайника «Такса Мотя» покажем вам весь технологический процесс изготовления фарфорового сувенирного чайника.
В части 1 мы рассказали, как методом литья из фарфоровой массы на свет появился сувенирный чайник «Такса». После отливки чайник был оставлен сушиться.
День прошёл. Такса высохла. Можно приступать к следующей операции.
Урок по оправке-замывке проводит мастер Татьяна Фоменкова. Муся, подвинься! Таксу мыть будем.
Шаг 1. Зачистка швов
Нож должен быть очень острым.
Шаг 2. Замывка
Из губки, довольно плотной, делается инструмент на палочке для замывки.
Сначала замываются места швов, которые были срезаны в предыдущим шаге.
Смачивая губку водой, «моем» таксу, делая её чистой и гладкой.
От чистоты «мытья» зависит удобство для художников при росписи.
Такса чистая и гладкая.
Шаг 3. Замывка крышки шапки для таксы
Замываем волшебной палочкой.
Таня, спасибо! Буди Мусю, пора котят кормить!
Обезьяна Весельчак тоже «помыта» и ждет друга. Ставим их опять сушиться. Сырое изделие в печь ставить нельзя. Может взорваться или треснуть.
Утром, когда чайник с другими изделиями высохли, загружаем их в печь на первый (утильный) обжиг (800 гр.).
Загружая печку для утильного обжига, изделия укладываются аккуратно, так как они еще очень хрупкие. Но максимально плотно,чтобы не было пустых мест.
Запускаем печь. За 3-4 часа она наберёт нужные нам 800 гр. Выключаем и оставляем её остывать.
На следующий день готовый утиль можно выгружать.
Теперь дело за художниками.
На примере утильного чайника «Такса» в следующих частях покажем вам два урока по росписи.
И снова про чай. А точнее про чайники (заварочные)
Заварочные чайники, которые теперь есть в любом доме, появились на свет гораздо позже, чем сам напиток чай. До 14 века китайцы, которые и пристрастили, как считается весь мир к чаю, буквально кипятили в небольших кастрюльках чайные листья в воде. Во время правления династии Мин, правители которой были большими гурманами и имели довольно утонченный вкус, было подмечено, что заваривание чая крутым кипятком не только ничуть не хуже кипячения, но и гораздо лучше влияет на качество готового напитка. Заварочный чайник появился тогда именно в таком виде, в котором он существует и поныне.
Гениально удобная конструкция заварочного чайника и великолепный вкус чая, который получался при заваривании, мигом покорила всех, и он стал непременным атрибутом чайной церемонии. Заварочный чайник с самого начала изготавливали из красной глины, которая и по сей день считается идеальным материалом.
Существует огромное разнообразие заварников, совершенно различных по стилю оформления и назначению, но наиболее существенными критериями выбора заварника являются его размер, материал (из которого он изготовлен) и форма.
Размер заварника…
Все зависит от количества участвующих в чаепитии.
Если Вы являетесь поклонником листовых сортов чая, то Ваш чайник должен быть почти в два раза больше, чем обычно.
Размеры чайников сильно отличаются между собой по объему. Начиная от самых маленьких (200, 300, 500 мл), и чайники от 900 мл до 2л, которые наиболее для небольшой семьи.
Россияне пьют чай, как правило, в кругу семьи или в компании. И сейчас можно встретить чайники объемом до 5 литров.
Переведем на язык цифр: 1) объем маленького «персонального» заварника 0,2–0,35 л.; 2) объем среднего «семейного» заварника 0,5–0,8 л.; 3) объем большого «гостевого» заварника может достигать 2–3 литров.
Материал заварника — разумеется, керамика (глина, фарфор, фаянс), и ни в коем случае не железо или стекло (и не пластик)!
У них совершенно другая теплопроводность, да и на вкус они влияют сильно.
Фарфоровые и фаянсовые чайные сервизы – это английская традиция. Причем, фаянсовые заварочные чайники и чашки лучше за счет особых свойств фаянса – нагреваться сильно и долго держать тепло, отчего вкус и аромат чая сильно выигрывают.Фарфоровые и фаянсовые заварочные чайники в китайской чайной церемонии не используются.
Летом хорошо пользоваться фарфоровыми заварниками, а вот зимой — лучше из фаянса погрубее или из глины. Именно в холодное время года стенки заварника не должны быть слишком тонкими (чем иногда страдает дорогой фарфор), в противном случае будет нарушен температурный режим заваривания.
Когда чай стал популярен в Европе, появились также заварочные чайники из золота и серебра.
В стеклянном заварнике, особенно при попадании прямого солнечного света, чай очень быстро мутнеет и утрачивает свой вкус. (Хотя у стеклянных чайников есть и свой плюс — наглядно видно, как происходит процесс заваривания. Иногда это довольно красивое зрелище.)
Глина — пористый «живой» материал, который не только хорошо удерживает температуру заваривания, но при этом «дышит», а со временем пропитывается чайными смолами, что позволяет заваривать чай более качественно и вкусно. Глиняные чайники как дубовые бочки для вина и других благородных напитков – с годами они становятся только лучше и приготовленные в ни напитки вкуснее и ароматнее. У глины есть только один маленький недостаток — по сравнению с фарфором и фаянсом, это самый непрочный и недолговечный материал.
Ну а у китайцев вообще существует поверье, что чайники из глины способствуют долголетию. Красная глина и киноварь наиболее подходят для заваривания чая, так как хорошо пропускают воздух. Это предотвращает закисания чая в жаркую погоду, а в холод – хорошо сохраняет тепло напитка. Хорошими также считаются чайники из синей (иссинской) глины.
Чугунные чайники с керамическим покрытием внутри- это японский чайник с ручкой наверху, который используется для варки и разлива горячей воды для питьевых целей, например, при приготовлении чая. Произведены из особого очищенного чугуна, символизирующего силу и единство, металл обладает высокой теплопроводностью. Внутренняя поверхность чайника, покрыта черной эмалью, что предотвращает развитие ржавчины.
Форма заварника — принципиальный вопрос.
Не хочется привлекать мнения авторитетов и вдаваться в научные изыскания о том, что сферическая поверхность равномерно отражает энергетические потоки, что в центре они фокусируются, что происходят уникальные термические эффекты, ну и т. д. и т. п…
самая хорошая форма заварника — ШАР (или максимально близкая к шару).
Еще некоторые принципиальные моменты:
А) В крышечке чайника обязательно должна быть дырочка. Если ее нет, то при заваривании чай будет «задыхаться», перепревать, будет терять свой аромат, а его вкус будет «пустым».
Б) Крышечка заварника должна быть плотной и хорошо подогнаной. Внутренние края крышечки должны напоминать цилиндрик, который должен довольно глубоко входить в чайник. В противном случае, при наклонении заварника, крышечка будет просто падать.
В) Особое внимание обратите на носик заварника. Во-первых, он должен быть достаточно высоким (на уровне или даже чуть выше верхнего края заварника). Во-вторых, он должен прилегать к телу чайника под углом примерно 30–35 градусов. Если эти условия нарушены (носик расположен низко и/или под большим углом), то пользоваться таким заварником будет сущее мучение — вода из носика будет хлестать со страшной силой, выливаться через край (крышку), его можно будет наливать только наполовину и т. п.
Г) Хорошо, если окончание носика заварника довольно тонкое (чай льется тонкой струйкой); а в том месте, где носик соединяется с телом чайника, не сплошное отверстие, а своеобразная решеточка. Эти две конструктивные особенности весьма хорошо защитят вас от попадания в чашку лишних чаинок.
Д) Обратите внимание на ручку, за которую берется заварник. Чаще всего она расположена сбоку (на Востоке — иногда сверху, что гораздо удобнее) и имеет форму буквы «С». чем больше по размеру заварник, и чем правильнее форма ручки (чем ближе она к полукругу или букве «С»), тем ХУЖЕ и неудобнее брать заварник. Запомните: наиболее удобные ручки всегда ассиметричны; гораздо сильнее должна выступать или верхняя половина (опора под большой палец), или нижняя половина (опора под средний палец) ручки.
Очень удобны заварочные чайники с фильтрами для удерживания чаинок. Полезно к заварочному чайнику приобрести тканевый колпак, дополнительно сохраняющий температуру для лучшей заварки чая. Самый лучший чай получается в округлых заварочных чайниках с узким горлышком и крышкой с крохотным отверстием.
Знатоки утверждают, что для каждого вида уществует свой материал, который наиболее с ним сочетается. Крепкие сорта чаев хорошо заваривать в керамических чайниках, а зеленые и другие полуферментированные чаи лучше заваривать в фарфоре или эмалированной посуде.
Сейчас на рынке покупателю совсем не сложно выбрать то, что душе угодно. Помимо чайников классической формы (круглая, цилиндрическая) можно найти чайники весьма необычной формы (птицы, фрукты, звери), но и в виде целых композиций.
Художественное оформление в виде различных росписей и рисунков тоже имеет довольно широкий спектр: русский лубок, мотивы сказок, гжель и т. д.
Несколько простых правил по уходу:
— при сушке не вытирайте и не накрывайте его полотенцем;
— не оставляйте и не храните чайник вблизи пахучих предметов.