Как сделать кикер для сноуборда
Как правильно строить трамплин
Очень многие лыжники и бордеры любят прыгать. Однако далеко не все прыгают на качественных трамплинах. Не секрет, что строительство сноупарков в нашей стране находится в зародышевом состоянии. Весенний лагерь на Домбае, летний лагерь на Эльбрусе — вот и всё. Даже в Москве, где, казалось бы, есть ухоженные склоны, снежные пушки и ратраки, качественных парков, мягко говоря, немного.
Итак, для начала рассмотрим общую анатомию трамплина. В идеале участок склона, выделенный для постройки трамплина, должен иметь примерно такую конфигурацию.
На рисунке видно, что склон чётко делится на три основных участка:
Разгон (Inrun) — A
Этот участок (что очевидным образом отражено в его названии) служит для набора необходимой для прыжка скорости. Разгон должен быть хорошо укатанным, а его длина и крутизна, естественно, определяют набираемую для прыжка скорость.
Стол (Table) — B
Участок стола, начинающийся за кромкой кикера, называется транзитом — D. Подразумевается, что райдер должен перелетать транзит. Приземление на плоский транзит после прыжка с большой амплитудой — вещь болезненная.
Приземление (Landing) — C
Сейчас у читателя, собирающегося строить свой первый трамплин, наверняка накопилось раздражение и масса вопросов. Что значит «достаточная длина», «достаточная крутизна», «достаточная ширина» и прочие расплывчатые определения? Если вы хотите однозначных и точных цифр — в конце статьи вы найдёте параметры тейблтопа, утверждённые канадской ассоциацией лыжного фристайла. Однако эти цифры бессмысленны для вас, если вы не являетесь менеджером хоть какой-нибудь завалящейся горки с одним ратраком. А так как вы, скорее всего, таковым не являетесь, то наберитесь терпения — когда вы дочитаете эту статью, вы, надеюсь, получите представление о том, что вам следует делать.
Итак, в первую очередь следует выбрать место для постройки трамплина. С идеальным рельефом для прыжков мы уже ознакомились, осталось добавить немного ясности. Выбирая место для кикера, необходимо оценить несколько факторов. В первую очередь, нужно определить размеры транзита. Его длина естественным образом зависит от амплитуды вашей траектории. Чем определяется амплитуда? Размерами и формой кикера, а также скоростью вылета. Чем определяется скорость вылета? В основном, разумеется, крутизной и длиной разгона. Кроме того, есть ещё один немаловажный фактор — состояние снега. Насколько он «скользкий». А так как ратрака у нас нет, то параметры разгона, стола и приземления жёстко диктуются рельефом склона.
Видите, как всё непросто? Не затабулировать же все возможные сочетания угловых и линейных размеров элементов трамплина.
Единственный надёжный советчик в этом вопросе — ваш собственный опыт. Когда вы представляете себе, как работает кикер, на какой скорости вы можете на него комфортно выйти, с каким углом вылета вам удобнее работать — тогда всё становится более или менее ясно. Выберите наиболее подходящий с виду участок склона, заберитесь наверх, сделайте глубокий вдох, резкий выдох — и мочите вниз по прямой. Если снег свежий, то спуск придётся повторить несколько раз, пока ваш след не укатается. Так вы получите представление о своей скорости при выходе на стол, а также о том, достаточно ли вам места на приземлении и выкате, чтобы безопасно завершить прыжок.
А если опыт прыжков отсутствует напрочь? В этом случае всё ещё проще. Смело выбирайте любой понравившийся вам достаточно пологий участок склона и лепите на нём небольшой кикер. С такого кикера сильно не вылетишь, а значит, приземление на плоскость не будут болезненными. Кроме того, начинать прыгать на небольшом кикере с пологим приземлением, которое находится у вас в непосредственной видимости, гораздо проще психологически. А между тем, такого кикера достаточно для того, чтобы легко крутить 360.
Итак, что же всё-таки такое «небольшой кикер»? Взгляните на рисунок.
Если максимальные размеры кикера ограничиваются только фантазией строителей и отвагой райдеров, то минимальные размеры определены достаточно чётко. Пожалуйста, не ленитесь помахать лопатами лишних пол часа. Не стройте кикеров с верхней гранью L короче 2.5 метров. Короткий кикер — это не кикер, а бугор, который бьёт вам по ногам, вышибает из правильной стойки, и пускает весь прыжок насмарку. Короткие кикеры годятся только для того, чтобы запрыгивать на рейлы. А то ведь больно смотреть, с каких кочек пытаются прыгать молодые бордеры. В общем, высота Н кикера с длиной L в 2.5 метра более-менее комфортно может достигать 1 метра.
Более крутой кикер будет уже не таким комфортным. Верхняя грань готового кикера должна иметь ширину хотя бы в 1 метр. Естественно, крупные кикеры должны быть шире. Во-первых, это безопаснее, а во-вторых, зачастую бордеры используют для закручивания вход на кикер по дуге.
Многие слышали, что у трамплинов есть такая магическая вещь, как радиус. Только не спрашивайте о конкретных цифрах. Вам же всё равно нечем этот радиус замерять. Многие ошибочно полагают, что радиус поверхности трамплина определяет траекторию прыжка. На самом деле определяющую роль играет «угол касательной к поверхности кикера у его кромки», проще говоря — угол вылета. Радиус же делается для того, чтобы сделать выход с горизонтальной поверхности стола на этот угол вылета более комфортным, что необходимо в случае, когда этот угол достаточно крутой.
На реально больших трамплинах искривлённым является только участок сопряжения кикера с поверхностью стола, а далее, ближе к вылету, поверхность кикера является плоской. Это гораздо комфортнее для райдера — ведь радиус вжимает вас в склон, пытаясь опрокинуть в заднюю стойку, что крайне нежелательно, если только вы не в квотере или не собираетесь крутить мощный бэкфлип. Кстати, если вы постепенно будете наращивать крутизну своего кикера, то радиус выведется сам собой. Но об этом ниже.
А теперь несколько слов о том, как строить кикер. Строить его можно как угодно, однако есть несколько полезных приёмов. Если есть доступ к несмёрзшемуся и нератраченному снегу, то это очень хорошо. Лопатой нарезайте из этого снега блоки, из которых затем выкладывайте основу кикера. После укладки каждых двух-трёх слоёв конструкцию следует уплотнять. Здесь у бордеров есть значительное преимущество перед лыжниками — доски. Доски вообще являются отличным строительным инструментом. Если их в избытке, они могут служить опалубкой, предотвращающей расползание насыпаемого снега в разные стороны.
Если нарезать снежные блоки не получается — не беда. Просто набрасывайте снег в продолговатую кучу, не забывая периодически уплотнять его. В любом случае, ширина основания кикера должна быть в полтора-два раза больше планируемой ширины его верхней грани — снег неизбежно будет сваливаться вниз по мере роста высоты кикера.
Хорошо периодически подсыпать в строящийся кикер селитры, особенно, если снег мокрый. Правда, если вас заметут с мешком селитры в метро, то могут принять за террориста.
В общем, когда начнёте обкатку, кикер начнёт проседать. Подсыпайте на него снег, разравнивайте, уплотняйте его, и снова обкатывайте. После нескольких прыжков с более-менее серьёзным разгоном станет понятно, устраивает вас форма кикера или нет. Если вас слишком сильно выбрасывает вверх — сделайте кикер более пологим, подрезайте его, начиная от кромки. Если наоборот хотите, чтобы выбрасывало повыше — подсыпайте снег ближе к кромке, уплотняйте его, только сохраняйте плавность формы.
Hа самом деле, если вы переборщите с крутизной, а выход на угол вылета будет недостаточно плавным, то это сразу будет заметно при прыжке — вас будет бить по ногам и опрокидывать назад. И когда вы начнёте таким вот итерационным образом наращивать угол вылета, вы невольно выведете радиус своего кикера — всё получится примерно как на рисунке.
Естественно, при этом кикер, скорее всего, придётся удлинять — но это всё вы поймёте сами, когда будете обкатывать подкорректированную форму.
Ну а теперь посмотрим, что можно делать в парке при наличии ратрака. Как мы выяснили в самом начале, для хорошего трамплина необходимо хорошее место. Приличный уклон для разгона, потом выполаживание для стола, потом перегиб и снова крутяк для приземления — не на каждой горке найдёшь такое место. Но если есть снег, ратрак, шейпер и желание построить трамплин — то это не проблема. Стол, кикер, транзит и приземление можно сформировать вообще на пустом месте. Единственное, что требуется от горки — достаточная для разгона длина.
|
Есть несколько вариантов профилей такого насыпного трамплина:
Окончание постройки
Укрепите трамплин со всех сторон, чтобы его конструкция стала еще более прочной. Сделать это лучше всего с помощью досок, так как они имеют большую поверхность, чем лопаты, и приминать снег ими гораздо удобнее.
Теперь выровняйте плоскость и вершину трамплина. Срежьте кантом доски все лишнее так, чтобы трамплин оканчивался гладким и ровным взлетом. Старайтесь срезать лишнее от вершины трамплина к его низу.
После того, как работа окончена, неплохо было бы насыпать на трамплин немного обычной соли. Это сделает его более твердым и не позволит разрушиться.
Если есть такая возможность и хватает терпения, то оставте трамплин на денек в покое. За это время он хорошо смерзнется и станет еще крепче и долговечнее.
Ну а теперь хватайте доску и первым бегите на разгонку!
Доводка готового трамплина
Скорее всего, придется подсыпать немного снега в самом начале трамплина там где кончается подъезд и начинается плоскость трамплина.
И в заключение несколько слов о бэккантри. Если вы прыгаете в больших горах, то вам повезло. Рельеф в горах гораздо разнообразнее, его можно очень выгодно обыграть. Здесь гораздо больше шансов найти участок склона с плоским столом и крутяком для приземления. Можно нарыть небольшой кикер над естественным дропом — небольшим обрывом или резким перегибом на крутяк. Можно обыграть надувы, возникающие на подветренных бортах кулуаров или подветренных же сторонах природных возвышений, вроде пригорков или основательно заснеженных скальных грядок.
В таких местах ветер и снег кропотливо выводят для вас идеально плавный радиус, вам остаётся только раскатать разгон, уплотнить, и, при необходимости, подрубить вылет. В общем, дайте своей фантазии разгуляться. Но не забывайте, что места для бэккантри кикеров следует выбирать осторожно — как известно, неровности рельефа и перегибы склона зачастую являются концентраторами напряжения в снежном покрове и могут быть местом отрыва снежных досок.
Как сделать кикер для сноуборда
Из чего состоит трамплин?
Разгон (Inrun)- A Этот участок (что очевидным образом отражено в его названии) служит для набора необходимой для прыжка скорости. Разгон должен быть хорошо укатанным, а его длина и крутизна, естественно, определяют набираемую для прыжка скорость.
ление оканчивается пологим выкатом, длина которого должна быть достаточной для того, чтобы безопасно сбросить скорость и затормозить после прыжка.
Сейчас у читателя, собирающегося строить свой первый трамплин, наверняка накопилось раздражение и масса вопросов. Что значит «достаточная длина», «достаточная крутизна», «достаточная ширина» и прочие расплывчатые определения? Если вы хотите однозначных и точных цифр – в конце статьи вы найдёте параметры тейблтопа, утверждённые канадской ассоциацией лыжного фристайла. Однако эти цифры бессмысленны для вас, если вы не являетесь менеджером хоть какой-нибудь завалящейся горки с одним ратраком. А так как вы, скорее всего, таковым не являетесь, то наберитесь терпения – когда вы дочитаете эту статью, вы, надеюсь, получите представление о том, что вам следует делать.
Как правильно выбрать место под кикер?
Итак, в первую очередь следует выбрать место для постройки трамплина. С идеальным рельефом для прыжков мы уже ознакомились, осталось добавить немного ясности. Выбирая место для кикера, необходимо оценить несколько факторов. В первую очередь, нужно определить размеры транзита. Его длина естественным образом зависит от амплитуды вашей траектории. Чем определяется амплитуда? Размерами и формой кикера, а также скоростью вылета. Чем определяется скорость вылета? В основном, разумеется, крутизной и длиной разгона. Кроме того, есть ещё один немаловажный фактор – состояние снега. Насколько он «скользкий». А так как ратрака у нас нет, то параметры разгона, стола и приземления жёстко диктуются рельефом склона.
Видите, как всё непросто? Не затабулировать же все возможные сочетания угловых и линейных размеров элементов трамплина. Единственный надёжный советчик в этом вопросе – ваш собственный опыт. Когда вы представляете себе, как работает кикер, на какой скорости вы можете на него комфортно выйти, с каким углом вылета вам удобнее работать – тогда всё становится более или менее ясно. Выберите наиболее подходящий с виду участок склона, заберитесь наверх, сделайте глубокий вдох, резкий выдох – и мочите вниз по прямой. Если снег свежий, то спуск придётся повторить несколько раз, пока ваш след не укатается. Так вы получите представление о своей скорости при выходе на стол, а также о том, достаточно ли вам места на приземлении и выкате, чтобы безопасно завершить прыжок. А если опыт прыжков отсутствует напрочь? В этом случае всё ещё проще. Смело выбирайте любой понравившийся вам достаточно пологий участок склона и лепите на нём небольшой кикер. С такого кикера сильно не вылетишь, а значит, приземление на плоскость не будут болезненными. Кроме того, начинать прыгать на небольшом кикере с пологим приземлением, которое находится у вас в непосредственной видимости, гораздо проще психологически. А между тем, такого кикера достаточно для того, чтобы легко крутить 360.
Итак, что же всё-таки такое «небольшой кикер»?
Взгляните на рисунок.
Если максимальные размеры кикера ограничиваются только фантазией строителей и отвагой райдеров, то минимальные размеры определены достаточно чётко. Пожалуйста, не ленитесь помахать лопатами лишних пол часа. Не стройте кикеров с верхней гранью L короче 2.5 метров. Короткий кикер – это не кикер, а бугор, который бьёт вам по ногам, вышибает из правильной стойки, и пускает весь прыжок насмарку. Короткие кикеры годятся только для того, чтобы запрыгивать на рейлы. А то ведь больно смотреть, с каких кочек пытаются прыгать молодые бордеры. В общем, высота Н кикера с длиной L в 2.5 метра более-менее комфортно может достигать 1 метра.
Более крутой кикер будет уже не таким комфортным. Верхняя грань готового кикера должна иметь ширину хотя бы в 1 метр. Естественно, крупные кикеры должны быть шире. Во-первых, это безопаснее, а во-вторых, зачастую бордеры используют для закручивания вход на кикер по дуге. Многие слышали, что у трамплинов есть такая магическая вещь, как радиус.
Только не спрашивайте о конкретных цифрах. Вам же всё равно нечем этот радиус замерять. Многие ошибочно полагают, что радиус поверхности трамплина определяет траекторию прыжка. На самом деле определяющую роль играет «угол касательной к поверхности кикера у его кромки», проще говоря – угол вылета. Радиус же делается для того, чтобы сделать выход с горизонтальной поверхности стола на этот угол вылета более комфортным, что необходимо в случае, когда этот угол достаточно крутой.
На реально больших трамплинах искривлённым является только участок сопряжения кикера с поверхностью стола, а далее, ближе к вылету, поверхность кикера является плоской. Это гораздо комфортнее для райдера – ведь радиус вжимает вас в склон, пытаясь опрокинуть в заднюю стойку, что крайне нежелательно, если только вы не в квотере или не собираетесь крутить мощный бэкфлип. Кстати, если вы постепенно будете наращивать крутизну своего кикера, то радиус выведется сам собой. Но об этом ниже.
А теперь несколько слов о том, как строить кикер.
Длина разгоной плоскости вместе с длиной плоскости отрыва от трамплина должна быть как минимум в полтора раза больше длины сноуборда.
Хорошо периодически подсыпать в строящийся кикер селитры, особенно, если снег мокрый. Правда, если вас заметут с мешком селитры в метро, то могут принять за террориста.
В месте сопряжения кикера со столом тоже набросайте снега, уплотните его, выведите какой-никакой радиус, чтобы переход со стола на кикер не был резким.\
Окончание постройки:
В общем, когда начнёте обкатку, кикер начнёт проседать. Подсыпайте на него снег, разравнивайте, уплотняйте его, и снова обкатывайте. После нескольких прыжков с более-менее серьёзным разгоном станет понятно, устраивает вас форма кикера или нет. Если вас слишком сильно выбрасывает вверх – сделайте кикер более пологим, подрезайте его, начиная от кромки. Если наоборот хотите, чтобы выбрасывало повыше – подсыпайте снег ближе к кромке, уплотняйте его, только сохраняйте плавность формы.
Hа самом деле, если вы переборщите с крутизной, а выход на угол вылета будет недостаточно плавным, то это сразу будет заметно при прыжке – вас будет бить по ногам и опрокидывать назад. И когда вы начнёте таким вот итерационным образом наращивать угол вылета, вы невольно выведете радиус своего кикера – всё получится примерно как на рисунке.
Естественно, при этом кикер, скорее всего, придётся удлинять – но это всё вы поймёте сами, когда будете обкатывать подкорректированную форму.
Ну а теперь посмотрим, что можно делать в парке при наличии ратрака
Как мы выяснили в самом начале, для хорошего трамплина необходимо хорошее место. Приличный уклон для разгона, потом выполаживание для стола, потом перегиб и снова крутяк для приземления – не на каждой горке найдёшь такое место (посмотреть рисунок – ссылка). Но если есть снег, ратрак, шейпер и желание построить трамплин – то это не проблема. Стол, кикер, транзит и приземление можно сформировать вообще на пустом месте. Единственное, что требуется от горки – достаточная для разгона длина. Есть несколько вариантов профилей такого насыпного трамплина:
А• Классический бигэйр с кикером.
В• Тэйблтоп, требует больше снега, зато меньше возни с кикером.
C• Гэп пижонский, строится для соревнований. Полёт над ямой – вещь эффектная.
D• Гэп рациональный, требует меньше снега, чем тэйблтоп и проще обрабатывается ратраком, чем гэп с явно выраженной ямой.
Несколько слов о бэккантри
Если вы прыгаете в больших горах, то вам повезло. Рельеф в горах гораздо разнообразнее, его можно очень выгодно обыграть. Здесь гораздо больше шансов найти участок склона с плоским столом и крутяком для приземления. Можно нарыть небольшой кикер над естественным дропом – небольшим обрывом или резким перегибом на крутяк. Можно обыграть надувы, возникающие на подветренных бортах кулуаров или подветренных же сторонах природных возвышений, вроде пригорков или основательно заснеженных скальных грядок.
В таких местах ветер и снег кропотливо выводят для вас идеально плавный радиус, вам остаётся только раскатать разгон, уплотнить, и, при необходимости, подрубить вылет. В общем, дайте своей фантазии разгуляться. Но не забывайте, что места для бэккантри кикеров следует выбирать осторожно – как известно, неровности рельефа и перегибы склона зачастую являются концентраторами напряжения в снежном покрове и могут быть местом отрыва снежных досок.
Виды трамплинов
Разновидности сноубордических трамплинов
Очень полезная статья для всех сноубордистов!
В данной мы расскажем вам какие бывают трамплины и из чего они состоят. Разновидностей очень много. И многие любители сноуборда, которые уже научились уверенно стоять на доске, мастерят трамплины своими руками. Но многие из них делают это на бум. Мы покажем и расскажем как правильно его сделать.
Трамплин состоит из нескольких деталей, которые мы сейчас рассмотрим.
Разгон — служит для набора скорости необходимой для прыжка. В естественных условиях это простой ровный склон.
Транзит — горизонтальная прямая при подъезде к трамплину, которая позволяет райдеру контролировать свою скорость при прыжке.
Трамплин — конструкция, задающая траекторию полета райдера. Чем плавнее будет заезд на трамплин, тем будет лучше контроль за прыжком или трюком райдера.
Приземление — наклонный участок, необходимый для приземления. Хорошо подобранная длина и ширина позволяет райдеру успешно завершить свой трюк и хорошо приземлиться после полета.
Выкат — пологий участок, необходимый для безопасного торможения. Длина и ширина выката должна быть очень большой и комфортный для совершения торможения.
Когда мы рассмотрели все части большого нашего трамплина, теперь можно перейти к маленьким. А именно к трамплинам из которых складывается большой. Они тоже разнообразны и имеют разные формы для различных трюков и прыжков.
Виды небольших трамплинов:
Big Air Jump
Один из вариантов классического сноубордического стиля. Очень просто в построении и поэтому имеет большой ажиотаж среди райдеров.
Tabletop
Пирамида — лучший вариант для трамплина. В данном случае трамплин и приземление находятся на одном уровне, а сплошной столом дает возможность райдерам без риска для здоровь отпробовать новые трюки на малой скорости.
Гэп — наиболее распространенный вариант трамплинов, в особенности для искусственных. Приземление отделено от кикера, что позволяет при постройке сохранить свое время и силы.
Roller
В сноубордической терминологии роллером называется трамплин без ямы.
Spine
В р едких случаях, когда стол у трамплина очень мал либо отсутствует, такой вид трамплинов называют спайном.
Теперь вы точно будете в курсе всех видов трамплинов и сможете поделиться этой информацией со своими друзьями. Главное помните, что безопасность и правильная экипировка с защитой — есть важная часть в сноубординге!