Как сделать километраж на велосипед
Велосипедные одометры
8 минут Автор: Михаил Скворцов 1882
В мире ежеминутных изменений и вечного движения приходится постоянно следить за скоростями и пройденными расстояниями. Как говорил Мартовский Заяц в сказке Льюиса Кэролла, «нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее». В ногу со временем хотят быть и велосипедисты. Вот почему такой прибор, как одометр для велосипеда, спешат приобрести не только спортсмены-профессионалы, но и любители.
Что такое одометр
Велосипедный одометр – прибор, необходимый для измерения числа оборотов колёс в процессе езды. Современные одометры с точностью определяют общий пробег велосипеда, помогая владельцу правильно представить возможности своего транспортного средства. На дисплее устройства отображается как суточный, так и общий пробег байка.
Как устроен
Одометры разных типов имеют различное устройство, но лежащий в основе принцип работы одинаков. Функциональными можно считать следующие детали прибора:
В механических одометрах усилие к тросику передаётся от приводного колёсика, находящегося в тесном контакте с велосипедной покрышкой.
В одометрах с электромеханической передачей импульс переносится по тросику с помощью сенсора на электронную панель. Электронные модели функционируют за счёт получения электрических импульсов.
Как работает
Вне зависимости от того, с какой скоростью движется ваше транспортное средство, его колёса совершают определённое количество оборотов, проходя километр пути. Этот показатель остаётся неизменным. Зная число оборотов колеса, легко рассчитать количество пройденных километров и вывести его на счётчик. В одометрах разного типа подсчёт и передача происходят по-разному.
Существует три вида одометров:
Более старые и мало-помалу уходящие в прошлое механические модели функционируют с помощью специального гибкого тросика, который вращается с той же скоростью, что и колесо. Вращение передаёт выходной вал, дальше усилие идёт по тросику на магнитную стрелку. Магнитная стрелка отображает числовой показатель на намагниченном диске.
Довольно простой по комплектации, механический одометр относительно дёшев. Его просто разбирать и ремонтировать, меняя старые детали на новые. Его работа не зависит от батареек и магнитных бурь. Между тем, при правильной установке и настройке со своей основной функцией элементарного подсчёта километров такой прибор справляется достойно.
Недостатком можно считать автоматическое обнуление показаний по достижении определённой пороговой цифры. К тому же механическое устройство несколько затрудняет вращение колеса, а в случае, если колёса изогнуты восьмёркой, не работает совсем. Может повлиять на показания счётчика и попадающая на прибор грязь. Так что такой одометр необходимо часто и тщательно протирать и смазывать. Зато для прогулок по чистому и гладкому шоссе прибор с механической передачей вполне подойдёт.
Электромеханические одометры работают за счёт вращения шестерёнки, которая приводит усилие к электромеханическому датчику.
Сенсорное устройство производит импульсы электричества, попадающие по проводам в блок спидометра, где вращается маленький электродвигатель, выполняющий роль привода пробегового счётчика. Одометры такого типа установлены на большинстве современных автомобилей.
Датчики электронных одометров полностью электронные. Кроме того, они имеют жидкокристаллические индикаторы. Такой прибор труднее «обмануть», для этого потребуется применить специальное устройство.
Современные велосипедные одометры, по сути, становятся частью «бортовых» велокомпьютеров, подсчитывающих не только общий пробег байка, но и многие другие параметры движения, необходимые велосипедистам, серьёзно занимающихся велотренировками. Это могут быть, к примеру, такие показатели, как:
Бывают ли погрешности в работе велосипедных одометров
Как и любой прибор, одометр может иметь допустимый процент погрешностей. Механические устройства, установленные на горных велосипедах или байках, движущихся на пересечённой местности, могут давать до 15% погрешностей. Считается, что чем тяжелее условия эксплуатации транспортного средства, тем выше погрешность. К примеру, отрицательно повлиять на работу одометра может пробуксовка, ослабление гибкого тросика (он должен быть натянут, нельзя допускать, чтобы он провисал в петлях), разбалтывание деталей. Правда, такой высокий показатель искажения всё же не характерен для велосипедных одометров нового поколения. Электромеханические устройства могут дать до 5% искажений. А вот цифровые гаджеты, в которых отсутствуют механические связи между деталями и минимизируется риск внутренних повреждений, выдают не более 1% погрешностей.
Как правильно выбрать прибор
Если вы чётко решили, что велосипедный одометр вам необходим и не станет очередной игрушкой, праздно болтающейся на руле, перед установкой, в первую очередь, необходимо выбрать качественный прибор, который не придётся выбрасывать после первого же велосезона.
При выборе одометра необходимо учесть такие параметры, как:
Наиболее надёжные велосипедные счётчики производят такие компании, как VDO, BBB, Cateye, Sigma. Выбрать модель можно индивидуально, исходя из тех целей, которые вы перед собой ставите.
Одометры делятся на модели с максимальным показателем скорости 99,9 км/ч и устройства, отображающие трёхзначные показатели. К примеру, спидометр Sigma 506 показывает скорости выше 100 км/ч. Это устройство рассчитано на велогонщиков. Любителям оно вряд ли пригодится.
По размерам и компактности приборы могут быть разными, но функционал от этого не зависит. Можно приобрести даже устройство в виде ручных часов, измеряющее пульс спортсмена.
Крепить велокомпьютер можно также на выносе руля или самом руле. Бывают приборы с универсальным креплением.
Идеальная модель одометра должна располагать крупным дисплеем с чётко читающимися цифрами.
Необходимо, чтобы прибор выдерживал вибрацию и жёсткие погодные условия, а его компоненты отличались качеством сборки.
Как настроить электронный одометр
Начать установку велосипедного компьютера – это, прежде всего, правильно указать параметры своего транспортного средства. Сделать это лучше всего сразу после приобретения велосипеда. Показатели лучше всего записать и сохранить.
Велосипедный одометр – необходимое устройство в жизни каждого современного велосипедиста. При умелом использовании прибора можно своевременно прогнозировать сроки технического обслуживания, грамотно распределять спортивные нагрузки, комфортно перемещаться на большие расстояния в условиях велопохода. Грамотно выбранный и укреплённый одометр упрощает жизнь на двух колёсах и повышает ваши шансы не стоять на месте.
Как из калькулятора сделать устройство для определение километража на велосипед?
Движение – это жизнь! И с этим высказыванием довольно сложно не согласиться. Поэтому многие приобретают себе велосипед. Он не только помогает укрепить здоровье и поддерживать организм в хорошей физической форме, но и является отличным средством передвижения. Всего пару километров езды на велосипеде в день поднимут настроение, освежат мысли и укрепят мышцы.
Но вот как узнать, сколько километров осталось позади? Для этого существуют специальные устройства по типу спидометра, велокомпьютера. Однако подобные гаджеты стоят немалых денег. В этом случае можно воспользоваться полезным лайфхаком и сделать устройство для определения километража из обычного калькулятора.
Необходимые материалы и инструменты
Для создания устройства для определения километража на велосипед из калькулятора помимо самого калькулятора потребуются следующие материалы и инструменты:
Также необходимо будет подготовить рулетку или длинную линейку.
Как сделать
Сделать своими руками приспособление для определения километража на велосипед из простого калькулятора может любой человек. Для этого достаточно следовать такому алгоритму действий:
После этого необходимо проверить работает ли полученное устройство. Для этого возьмите магнит, включите вычислитель и поднесите к магниту конец провода с герконом. Убедитесь в его функционировании. Затем на заднюю крышку вычислителя (примерно посередине) нанесите небольшое количество клея, на который присоедините клипсу для полипропиленовых труб.
Как использовать
После того, как устройство готово, его нужно подсоединить непосредственно к велосипеду. Для этого выполните следующие действия:
Вот и все. Теперь при каждом обороте колеса магнит будет оказывать воздействие на датчик, в результате чего на вычислительном приборе будет постоянно добавляться +1. После этого остается лишь уточнить километраж, который мы проехали. Для этого возьмите веревку, обмотайте ей колесо, затем измерьте длину самой веревки и так вы узнаете окружность колеса.
Полученное число необходимо умножить на ту цифру, что получилась на вычислителе за время езды и так вы сможете узнать, какое же расстояние было преодолено. К примеру, если окружность колеса равняется 2,5 метра, а за время езды на приборе для вычислений образовалось число 400, то 2,5*400=1000 м или 1 км.
Самодельное устройство из калькулятора для определения километража на велосипед поможет узнать количество проеденных километров. Однако следует понимать, что подобное приспособление может быть не точным и недолговечным. Кроме того, смотрится оно не очень эстетично. И если вы хотите профессионально заниматься ездой на велосипеде, то лучше приобрести специальный велокомпьютер.
Разновидности спидометров для велосипеда и их особенности
9 минут Автор: Михаил Скворцов 2299
Частенько каждый из катающихся на велосипеде интересуется ─ до какой скорости он может разогнать свою машину. Для обычного водителя велосипеда нужно знать скорость движения ради любопытства. А спортсмену необходимо замечать пройденное расстояние, среднюю скорость, количество потраченных калорий, чтобы узнать об изменениях, происходящих в своем организме. По записанным с велосипедного спидометра результатам наблюдения можно судить об улучшении своих физических возможностей. Далее, можно более планомерно увеличивать нагрузку на мышцы. Таким образом, человек запомнив свои предыдущие показатели, стремиться их улучшить в дальнейшем. Велосипедный спидометр в профессиональных руках, так сказать, стимулирует велогонщика стать ещё сильнее и быстрее.
Но большинство любителей помотаться, поставив спидометр на велосипед, через какое-то время просто забывают о нём. Такая игрушка становиться не интересной для людей, которые не стремятся устанавливать для себя новые рекорды скорости или расстояния. Обычно, люди ради любопытства покупают самый дешёвый велоспидометр. И часто бывает так, что установив простенький прибор кое-как, да и забыв настроить его, нерадивый велосипедист при эксплуатации замечает, что показания скорости на дисплее запаздывают или вовсе не соответствуют действительности. Любой велоспидометр в неумелых руках зачастую через год использования выходит из строя и зависает на руле мертвым грузом.
Спидометров для велосипеда производится много, поэтому в продаже имеется большой выбор по внешнему виду, размерам и функциональным возможностям. Естественно, цена на непохожие друг на друга устройства значительно различается.
Механический спидометр
Объективности ради следует отметить, что существуют механические спидометры для велосипеда. Конструктивно этот прибор состоит из приводного колёсика, троса и показывающего устройства.
Колёсико должно иметь чистый контакт с покрышкой колеса для правильности снятия данных о скорости. Но и сильно придавливать его к резине не стоит, так как при этом велосипед будет подтормаживаться в движении.
Чтобы трос не порвался от перетирания, он должен быть натянут, а не закручен в петли.
Принцип работы показывающего устройства состоит в том, что оно преобразовывает передаваемое от привода вращение колеса в отклонение стрелки. Внутри устройства имеется магнитный диск, который при вращении намагничивающим притяжением бесконтактно толкает цилиндр вместе со стрелкой.
Механический спидометр можно поставить на шоссейник, поскольку на велосипедах этого типа чаще всего ездят по асфальтированным дорогам, где нет грязи.
Электронный велокомпьютер
Спидометр на велосипеде, прежде всего, нужен для измерения скорости движения. Однако современные электронные модели имеют такой большой набор функций, что их принято называть велокомпьютерами. Даже самые дешевые из них имеют множество функций ─ текущая скорость, средняя скорость, дистанция, общий пробег, время в пути, часы. Более дорогие велокомпьютеры имеют ещё большее количество информационных функций, а также настроек. Наиболее известные производители качественных спидометров для велосипеда ─ BBB, Cateye, Sigma, VDO.
Принцип работы электронного спидометра заключается в подсчитывании количества сигналов от датчика за фиксированный промежуток времени.
В качестве датчика чаще всего применяется герметичный контакт в корпусе. Этот геркон фиксируют на одном из перьев передней вилки, ну а если позволяет длина проводов, то и возле заднего колеса. Срабатывать датчик заставляет постоянный магнит, закрепляемый на одной из спиц колеса.
Микроконтроллер устройства запоминает время между двумя включениями датчика, поскольку для вычисления скорости движения необходимо выполнить расчёт по формуле S=C*(F*0.036)/T, в которой: S ─ искомая скорость; С ─ длина окружности колеса; F ─ тактовая частота работы процессора; T ─ время между срабатываниями датчика.
Для индикации значений применяются семисегментные жидкокристаллические индикаторы, так как у них малый ток потребления. А для подсветки используется отдельно установленный светодиод.
Длину окружности колеса (C) задаёт сам хозяин велосипеда, так как она нестандартна. Чтобы правильно настроить велокомпьютер, необходимо как можно точнее указать её значение. Поэтому рекомендуется лично замерять периметр покрышки, обмотав колесо гибкой линейкой по кругу. Также можно нанести краской поперечную риску на покрышку колеса и прокатить велосипед вперёд по прямой, а затем измерить расстояние между двумя следами, оставленными на чистой ровной поверхности.
Зная ранее приведённый принцип работы велокомпьютера, многие электромастера собирают своими руками устройства, которые к тому же успешно работают. В самоделках используются различные микроконтроллеры, например, такие как PIC16F830, ATTiny2313A, ATMEGA8, но для каждого из них нужно собрать ещё дополнительно программатор.
Конечно же, сделать самостоятельно что-то сложное всегда приятно и похвально, но позволительно только действительно разбирающимся людям. В интернете выложено слишком много или простых схем с ошибками, либо сложных — на базе дорогостоящих дисплеев и микроконтроллеров с кучей бесполезных функций.
А если подсчитать во сколько обойдётся создание самоделки, да ещё с учетом сборки программатора, постройки корпуса, плюс потраченное время, то оказывается, что в любом случае дешевле было бы купить готовый велокомпьютер стоимостью всего лишь в 9 долларов.
В основном у большинства велокомпьютеров максимально отображаемая скорость ограничена до 99,9 км/ч, но есть модели, которые покажут скорость свыше 100 км/ч. Возможно, подобный экземпляр с тремя числами на дисплее пригодится рискованным велогонщикам, которые отважатся разогнаться до столь высокой скорости, пристроившись сзади за фурой, в так называемый воздушный мешок.
Уже давно собираются электронные спидометры размером с наручные часы. А некоторые из них одеваются прямо на руку и имеют встроенный датчик измерения пульса, то есть работают как тонометр. Но размер велокомпьютера ничего не говорит о его надёжности и функционале.
Первое на что следует обращать внимание при покупке, это корпус электронного прибора, ведь спидометр на велосипеде находится под открытым небом. Вода, дорожная пыль и прямой солнечный свет негативно сказываются на работе плохо защищенной электроники. Зачастую от дождя защищены даже самые дешевые велокомпьютеры, но в остальном они уступают более дорогим аналогам.
Типы велокомпьютеров по месту установки:
Закрепляемый на выносе руля спидометр, позволяет сохранить место на руле для других аксессуаров.
Основные требования к велосипедным спидометрам:
Беспроводной велокомпьютер
Беспроводные устройства имеют такие же функции, как и спидометры с проводами, но сигнал от их датчика передается через радиоканал. Для беспроводного датчика необходима отдельная батарейка, ведь он должен работать как радиопередатчик. Обычно двух элементов питания в датчике и в самом устройстве хватает до полугода. На велокомпьютерах с проводами одна батарейка в любом случае прослужит дольше одного года.
Чаще всего беспроводной велокомпьютер устанавливают на свой велосипед путешественники или экстремалы. Это можно объяснить тем, что в условиях, в которых они катаются, провод может быть случайно поврежден. Беспроводное устройство стоит в два раза выше, чем спидометр с проводами.
Плюсы всех электронных спидометров:
Закрепление велокомпьютера
Более подробно ознакомиться с установкой велоспидометра можно, просмотрев следующее видео, где в качестве примера приведено устройство марки Sigma.
Спидометр для велосипеда
Наверняка каждый велосипедист хоть раз задумывался о том, с какой скоростью он ездит, сколько километров в день накатывает. И это вполне ожидаемые вопросы, посещающие любого человека. Но, замерять вышеперечисленные параметры можно, если вы обзавелись спидометром для велосипеда. Их сегодня представлено огромное количество на рынке. Но каждый вид имеет свои особенности, знать которые будет полезно людям, еще не успевшим обзавестись таким удобным приспособлением. Рассмотрим все, что вам нужно знать при выборе.
Механический спидометр для велосипеда
Само название «механический спидометр» от части раскрывает суть и принцип его устройства и работы. Циферблат закрепляется на руле. К нему подведен трос, приводящий в действие цилиндр, в результате взаимодействия отметки с магнитной пластиной. На практике, такие устройства изрядно устарели. Их все меньше используют, а соответственно и развития в лучшую сторону они не получают. Так как конструкция механического спидометра для велосипеда не замысловата и дорогостоящих деталей в ней нет, стоит отметить невысокую цену. В основном, их и приобретают исходя из оценки стоимости.
Электронный спидометр
На смену устаревшим моделям механических спидометров, пришли электронные. Эти устройства достаточно четкие и показывают максимально точные параметры скорости и километража. Другими словами – более умные, чем их механические предшественники. У электронных спидометров для велосипедов есть свои конструктивные особенности, которые позволяют условно разделить их на две группы:
Теперь рассмотрим каждый из типов по отдельности и более детально. Так, проводные спидометры функционируют по следующему принципу: магнитный элемент закрепляется на переднем колесе, а именно на спице. На передней вилке фиксируется геркон – устройство, предназначенное для считывания информации о количестве вращения колеса, с последующей передачей его на спидометр через кабель. В главном блоке происходит обработка данных, а расчетные формулы определяют скорость и километраж, ссылаясь на внесенные изначально данные (размер колеса и т.п).
Более сложны в устройстве беспроводные спидометры для велосипеда. Так как провода в них нет, данные, считываемые с метки на колесе, передаются путем радиотрансляции. В остальном, весь принцип устройства, сбора и обработки данных, происходит таким же образом, как и в проводных моделях.
Что можно измерить спидометром
Вряд ли производители комплектующих для велосипедов, остановились бы лишь на замере скорости и дистанции, которую преодолевает велосипедист. Именно поэтому, современные модели спидометров обладают более расширенными возможностями. Итак, вот несколько функциональных особенностей, которые должны присутствовать в приобретаемой вами модели спидометра для двухколесного транспорта:
Вполне вероятно, что все 8 функций могут и не присутствовать на одном устройстве. Определите для себя самые необходимые и осуществляйте выбор спидометра.
Установка спидометра на велосипед
Процесс установки велосипедного спидометра достаточно прост. Важно лишь правильно соблюдать последовательность фиксации его комплектующих. Начинать установку следует с закрепления крепежной подставки на руль велосипеда. Для этого раскрутите фиксирующий болт (шуруп, в зависимости от типа крепления) и установите подставку в комфортном для вас месте на руле. Закрепите ее и зафиксируйте сам спидометр (монитор). С помощью специальных фиксирующих элементов (они иду в комплекте с изделием), закрепите на штанине вилки (передней) геркон. На расстоянии до 4х мм от геркона устанавливается магнитное устройство на спицу. Финалом установки станет проверка креплений и ввод необходимых данных. От точности ввода напрямую зависит успешность считывания сведений с колеса.
Вместо выводов
Определиться с моделью велосипедного спидометра можно безо всяких усилий, если вы в точности знаете свой стиль езды, особенности велосипеда. Множество функций могут быть просто лишними для вас, если вы просто время-от времени осуществляете прогулки на двухколесном транспорте, и не стремитесь к точной фиксации всех параметров. Более профессиональный подход требует тщательного выбора считывающего устройства. Обращать внимание нужно еще и на подсветку монитора, так как возможно вам понадобится замерить параметры в ночное время. Зная о функциональных особенностях спидометров, перечисленных выше, вы смело можете отправляться на рынок или в профильный магазин, не боясь ошибиться в выборе изделия!